Театральная студия "Подмостки"

Пояснительная записка

        Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Работа студии «Подмостки» в общеобразовательной школе способна эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его. Программа театральной студии «Подмостки» является программой художественно-эстетической направленности.

Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.  В процессе занятий учащиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты.

         Программа театральной студии  предназначена для детей 10-13  лет. Кружок «Подмостки» проводится еженедельно. Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Основные цели театральной студии «Подмостки» следующие: - приобщение учащихся к театральному искусству;

.обогащение духовных потребностей ребенка; . развитие его творческой активности.

Поставленные цели раскрываются в следующих задачах:

.пробудить эстетическое чувство и творческое начало; .освоить необходимые навыки актерской техники; .развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик; .развить природные детские способности ребят: фантазию, воображение, внимание, контактность.

Методы работы:

Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:

- ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);

- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);

- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральной студии дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.  

 

Формы проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия
  • выступление

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

 

 

 

Количество часов

Основные УУД,

формируемые на занятии

Всего

Теор.

Практ.

1

Раздел «Театр»

4

2

2

Личн.: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Регул.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Познав.:осуществлять анализ и синтез;

Коммун.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

2

Раздел «Основы актёрского мастерства»

11

6

5

Личн.: потребность в самовыражении через слово;

Регул.:самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Позн.:извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммун: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3

Основы кукловождения

5

3

2

Личн.:чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи

Регул.:самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Позн.:адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

Комм. :уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

4

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках»

4

 

4

Личн.: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Регул.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Познав.:осуществлять анализ и синтез;

Коммун.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

5

Раздел «Наш театр»

10

5

5

Личн.:чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи

Регул.:самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Позн.:адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

Комм. :уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

 

Итого

34

16

18

 

 

Методическое обеспечение программа.

  • систематизированный литературный материал (книги стихов, сказок, пословиц, поговорок, авторских произведений);
  • фонотека (произведения детской литературы, музыка – народная, классическая, современная);
  • картотека пальчиковых игр, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика;
  • скороговорки на развитие дикции;
  • игры драматизации, музыкальные игры и игры превращения;
  • игры на пластику;
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  • элементы костюмов для создания образов;
  • сценический грим;
  • видеокамерадля съёмок и анализа выступлений;
  • Сценарии сказок, пьес.

 

Список литературы:

  • И.А. Лыкова « Театр на пальчиках» М.2012г.
  • О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М..2010г.
  • А.Н. Чусовская « Сценарии театрализованных представлений и развлечений». М..2011г.
  • Е.В. Лаптева «1000 русских скороговорок .» М. ..2012г.
  • А.Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики»
  • Л.В. Артемонова «Театрализованные игры дошкольников» М. 1997г.
  • Ю. Алянский «Азбука театра» М..1998г.
  • Н.Ф. Сорокина « Играем в кукольный театр».М..АРКТИ ,2002г.
  • Н.Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Ст. гр.»2009г
  • Г.В.Генов «Театр для малышей» М..1968г.
  • Интернетресурсы:

http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/

http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm

http://jollity.narod.ru/dolls.html

 

Характеристика основных планируемых результатов (трех уровней), на которые ориентирована программа

Приобретение школьником социальных знаний (общественные нормы, устройство общества, общественно-одобряемые и неодобряемые формы поведения) . 1. Что такое театр 2. Чем отличается театр от других видов искусств 3. С чего зародился театр 4. Какие виды театров существуют 5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ценностного отношения к социальной реальности в целом. 1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене 2. Образно мыслить 3. Концентрировать внимание 4. Ощущать себя в сценическом пространстве Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. 1. Общения с партнером (одноклассниками) 2. Элементарного актёрского мастерства 3. Образного восприятия окружающего мира 4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители 5. Коллективного творчества А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, способность бережного отношения к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Дата

Тема

 

Количество часов

Основные УУД,

формируемые на занятии

Всего

Аудиторные

Неаудиторные

 

 

Раздел «Театр»

4

2

2

 

1-2

 

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

2

1

1

Личн.: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Регул.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Познав.:осуществлять анализ и синтез;

Коммун.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

3-4

 

Театральные жанры.

2

1

1

Личн.: потребность в самовыражении через слово;

Регул.:самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Позн.:извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммун: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

 

Раздел «Основы актёрского мастерства»

11

6

5

 

5

 

Язык жестов.

1

1

Личн.:чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи

Регул.:самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Позн.:адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

Комм. :уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

6-8

 

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

3

1

2

Личн.: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Регул.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Познав.:осуществлять анализ и синтез;

Коммун.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

9-10

 

Интонация.

2

1

1

Личн.: потребность в самовыражении через слово;

Регул.:самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Позн.:извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммун: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

11-12

 

Темп речи.

2

1

1

Личн.: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Регул.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Познав.:осуществлять анализ и синтез;

Коммун.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

13

 

Рифма. Ритм

1

 

1

Личн.: потребность в самовыражении через слово;

Регул.:самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Позн.:извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммун: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

14

 

Считалка. Скороговорка

1

 

1

Личн.: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Регул.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Познав.:осуществлять анализ и синтез;

Коммун.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

15

 

Искусство декламации

1

1

Личн.: потребность в самовыражении через слово;

Регул.:самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Позн.:извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммун: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

 

Основы кукловожде-ния

5

3

2

 

16

 

17

 

Театр на столе

 

 

 

2

 

 

 

1

1

Личн.: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Регул.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Познав.:осуществлять анализ и синтез;

Коммун.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

18

 

Знакомство с театральной профессией художник-декоратор

1

1

-

Личн.: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Регул.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Коммун.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

19-20

 

Изготовление декораций

2

1

1

Личн.: потребность в самовыражении через слово;

Регул.:самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Позн.:извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммун: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

 

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках»

4

 

4

 

21-24

 

Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках. Беседа после просмотра спектакля.

 

4

4

Личн.: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Регул.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Познав.:осуществлять анализ и синтез;

Коммун.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

 

 

Раздел

«Наш театр»

10

5

5

 

25-28

 

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова. Отчётный спектакль.

4

2

2

Личн.: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Регул.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Познав.: осуществлять анализ и синтез;

Коммун.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

29-34

 

Работа над спектаклем по сказкам А.С Пушкина. Отчётный спектакль.

6

3

3

Личн.: потребность в самовыражении через слово;

Регул.: самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Позн.:извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммун: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Итого

 

Итого

34

16

18