Мастер-класс "Народные игры"

11 апреля в ходе мастер-класса педагоги школы разучили народные игры ямщиков и купцов села Усть-Ламенка.

Эта игра передает любовь ямщиков к своему занятию.

Лошадки

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т. д.

На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» — кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найдите своего кучера!» — они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

Правила

1. Лошадки должны точно выполнять все команды.

2. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф — к его вожжам привязывают синюю ленточку.

Указания к проведению

Самой трудной в этой игре является роль водящего, который придумывает для лошадок различные движения. Поэтому, когда игра проводится впервые, роль водящего выполняет взрослый. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: «Кучер, найди своих лошадок!»

Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполнят роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.

Правила игры в «Тише едешь - дальше будешь»

На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 20 метров. Все игроки становятся с одной стороны водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит: «Тише едешь - дальше будешь. Стоп».

Фразу можно произносить как угодно - намерянно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру.

В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове «стоп» замирают. После слова «стоп» водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот выбывает из игры.

Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.

Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Описание: Играющие ходят по игровой площадке — собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в сто­роне щиплют травку. После слов ведущего:

«Хлоп, хлоп, убегай,

Тебя кони стопчут»

несколько игроков

произносят:

«А я коней не боюсь,

По дороге прокачусь!»

и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры. 

Купеческие игры

В селе проживали купцы первой гильдии братья Осокины. Судя по ряду свидетельств, во многих купеческих домах в начале XX в., даже в небольших сибирских городках или крупных торговых селах, вели вполне светский образ жизни. Во время семейных вечеров слушали игру на фортепиано, читали. Любимыми играми были «жмурки» и в «фанты». Мальчиков приучали и к торговому делу. Нужно было обладать находчивостью, расчётливостью и наблюдательностью. Этому способствовали игры «Краски» и «Садовник».

Игра фанты для купеческих  детей

Ведущий обходит всех детей и говорит:

Вам прислали сто рублей, Что хотите, то купите, Чёрный, белый не берите, Да и нет не говорите!

Затем ведущий беседует с играющими в фанты, задаёт провокационные вопросы. Отвечать надо быстро. Если попался на словах черный, белый, да и нет, то отдаёшь фант. У каждого играющего несколько фантов. Ведущий может вести беседу сразу с несколькими участниками.

- Какой хлеб больше любишь, чёрный или белый? - Свежий или булки с маком.

Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.

После игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант. Играющие могут сами выбирать задание для фанта. Спеть песню, загадать загадку, выговорить скороговорку, рассказать историю, рассмешить, станцевать, изобразить животное, прыгать на одной ноге и прочее. Ведущий спрашивает, что будет делать этот фант, иногда играющий сам назначает себе выкуп.

Русская народная подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»

Все дети встают в круг и берутся за руки. Таким образом, ограничивается игровое пространство. Считалкой выбирают сначала жмурку, а потом того, кого он будет ловить. Жмурке завязывают глаза и ставят в середину круга. Второму ребенку дают в руки колокольчик.

Все дети хором говорят:

Первенчики, другеньчики,

Звенят, звенят бубенчики!

Один, два, три,

Не зевай, лови!

После этих слов игра начинается. Ориентируясь на звук колокольчик, в который должен постоянно звенеть убегающий ребенок, жмурка ловит его. Затем выбирают новую пару и игра повторяется. При этом можно уже не считаться, а поручить и выбор жмурке.

Можно играть и в две-три пары одновременно, если в игре принимает участие большое количество народу. Причем правила можно усложнить. Например, одна пара – с колокольчиком, вторая с трещоткой, а третья с дудочкой. Каждый жмурка должен поймать ребенка именно со «своим» музыкальным инструментом.

 

Славилось наше село двумя ярмарками: Девятской и Кузьминской. Это были престольные праздники. Звучали песни, проходили игры. Водили хороводы и танцевали «Шестёрку». Молодцы устраивали кулачные бои.

Русская народная игра «Платок»

Правила игры: Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге. Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.

Русская народная игра «Горелочки с платочком»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Посмотри на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три!

Последняя пара беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т. е. водит

 Данные игры учителя и волонтёры будут проводить на переменах. В июне состоятся первые туристические квесты, где команды посетят станции "Ямская", "Купеческая" и "Кузьминская". Участники ознакомятся с достопримеательностями села, приобретут сувенирную продукцию и прочувствуют атмосферу XIX века через игры и обряды. 

В конце туристического квеста подсчитываются баллы по прохождению маршрута и выявляют команду – победительницу. Она может сфотографироваться у фото-стенда "Слободская площадь"с героями станций.