Литературно-краеведческий музей имени А.С.Пушкина
ПРАВОВАЯ ОСНОВА МУЗЕЯ.
О деятельности музеев образовательных учреждений
Из « Письма Министерства образования
РФ от 12 марта2003 года. №28-51-181/16»
Музеи имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании. Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи.
С помощью музеев совершенствуется поисково- собирательская и исследовательская работа школьников.
Школьный музей – добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской работы, совершенствовать свои знания по литературе.
ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ.
1.Жизнь А.С.Пушкина.
2.Пушкин и декабристы.
3.Пушкин и наш край.
4.Писатели нашего края.
5. История музея
6.Наше Лукоморье.
ПОЧЁТНЫЕ ЧЛЕНЫ МУЗЕЯ.
1.Денисов Н.В.- тюменский писатель.
2.Рейн В.А. – Депутат областной думы
3.Коневич А.П.- корреспондент 1 канала Центрального телевидения.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Руководитель музея: Цыбуцинина Валентина Фёдоровна, ««Заслуженный учитель РФ».
Музей основан : 10 февраля 1980 года
Основные формы работы: лекции, экскурсии, вечера, исследовательская деятельность, встречи.
Основной фонд: 1200 экспонатов
Вспомогательный фонд: 1040 экспонатов
Посещаемость: до 1000 человек в год
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА.
Воздействие школы на ребёнка должно быть ярким,
запоминающимся.
М.А.Рыбникова
За годы работы музея накоплены многочисленные методические материалы. Это творческие работы учащихся ( эссе, лекции, доклады, рефераты, исследовательские работы). Каждое поколение, выполняя устав музея , оставляет после себя различные творческие работы. В общем числе, в музее разработано и поставлено на сцене 15 спектаклей и проведено 5 литературных игр.
27 литературных праздников по творчеству А.С.Пушкина:., « Болдинская осень», «Восточные мотивы», «День лицея в школе», « Лицейский бал»,» Скажи, которая Татьяна?», литературная гостиная « Я вас любил» …
СТРУКТУРА МУЗЕЯ
СОВЕТ МУЗЕЯ |
Члены Совета музея |
Староста музея |
Руководитель музея |
СОСТАВ МУЗЕЯ
1.Лекторская секция.
2.Культурно-массовая секция.
3.Исследовательская секция.
4.Оформительская секция.
5.Экскурсионно- туристическая секция.
6.Краеведческая группа.
7.Секция по документации и переписке.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ПУШКИНИСТОВ.
Каждый член музея выбирает индивидуальную тему для исследовательской работы. Названия их различны « Пушкин и декабристы», « Тайна гибели Пушкина»,»Скажи, которая Татьяна?» и др.
В последние годы разрозненные сведения на тему «Пушкин и наш край» Воропаева Светлана сумела объединить в исследование « Был ли Пушкин в Сибири?» Работа была удостоена Дипломом лауреата областной конференции «Тюменский край – жемчужина Сибири
ПОИСКОВО – СОБИРАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
« 5000 километров по пушкинским местам» - так называется коллективный походный дневник музея.
n Каждый член музея, изучая жизнь и творчество великого поэта должен побывать в пушкинских местах и принять участие в походах по родному краю.
n Пушкинисты разных поколений побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Кишинёве, Михайловском, Болдино, прошли тропами Крыма, Кавказа.
НАШИ ТРАДИЦИИ
Ничто не объединяет, не сплачивает коллектив, не делает его неповторимым, как школьные традиции.
М.А.Рыбникова
Одна из самых ярких традиций – День памяти А.С.Пушкина.
В какой бы форме ни проходил литературный праздник, он начинается в одно и то же время – 14 часов 45 минут. В это время перестало биться сердце великого Пушкина. Литературный музей затемнён. Горят только свечи. Их 37. 37 лет было поэту в год гибели. Затем Минута молчания. После этого ритуала начинается общешкольный литературный праздник в знак признательности Памяти поэта, его бессмертия.
Программа литературно - краеведческого музея имени А.С. Пушкина
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская программа "Пушкин в школьном изучении" составлена на основе переконструирования существующей базовой программы по литературе в вертикальном плане с 5-11 классы за счет переноса некоторых тем из старших классов в средние.
В результате происходит изменение объема времени на изучение жизни и творчества поэта в средних классах (увеличение часов за счет школьного компонента и резервных часов), а в старших классах – уменьшение часов на изучение творческого пути Пушкина.
Программа составлена на основе многолетней работы школьного музея им. А.С.Пушкина. Материалы музея позволили значительно расширить рамки базовой программы по литературе, творчески соединить классную и внеклассную работу по предмету.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: привитие интереса к литературе через взаимосвязь классной и внеклассной работы, расширение знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина, развитие творческой личности, воспитание эстетического вкуса, высокой идейно-нравственной позиции, речевой культуры.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
программа построена на основе базовой, но в каждом классе, начиная с 5 - материал по изучению жизни и творчества Пушкина расширяется, количество часов на его изучение увеличивается. Каждый год дети изучают какой-то период из его жизни подробнее в соответствии со своими возрастными особенностями. Произведения также изучаются в более широком плане, что позволяет в 9 классе экономить время, на этом, материале обращая главное внимание на изучение романа "Евгений. Онегин ". Данная расстановка материала позволяет устранить перегрузку учащихся в 9 классе, сформировать к этому периоду устойчивый, интерес к личности и творчеству поэта, подойти к изучению Пушкина в 9 классе с более расширенным объемом знаний. Разговор о Пушкине не заканчивается на уроке, а продолжается, благодаря музею, во внеклассной работе. Школьники выполняют различные творческие работы: лекции-экскурсии, участвуют в спектаклях., конкурсах, пишут рефераты, доклады и т.д.
Результатом такой углублённой исследовательской деятельности ученика становится устойчивый интерес к великому русскому поэту А.С.Пушкину, а также к литературе вообще: происходит формирование высоких нравственных качеств, развитие творческих способностей, эстетического вкуса и речи, умение хорошо читать, держаться свободно перед слушателями любой аудитории.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.
Уроки по творчеству Пушкина тесно взаимодействуют с другими предметами: ИЗО, музыка, история. Преподаватели проводят интегрированные уроки, среди них "Романсы на стихи Пушкина"» "Памятники Пушкину", "Пушкин как историк" и другие. Школьный туризм также имеет прямое отношение к школьному музею, так как совершая путешествия по пушкинским местам, собирая материал для музея, дети становятся и туристами, и исследователями творчества Пушкина.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "А.С.ПУШКИН В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ"
№п/п |
Система изучения |
Произведения для чтения и изучения |
Произведения для самостоятельного чтения |
Внеклассная работа /Пушкинский музей в течение года/ |
5 класс (8 часов)
|
||||
1. |
Детство А.С.Пушкина |
Поэма «Руслан и Людмила» |
Литературные сказки19 века: В.Жуковский: "Ундина*; П.Ершов, "Конек- -Горбунок" и др. |
1. Конкурс чтецов. 2. викторина по прочитанным сказкам. 3. Спектакль по сказке Пушкина «О попе и его работнике Балде». 4. Выставка рисунков и поделок по сказкам Пушкина |
ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА: Сказки Пушкина и поэма «Руслан и Людмила» в живописи и музыке. |
||||
6 класс ( 8 часов)
|
||||
2.
|
Лицей в жизни Пушкина |
1. Стихи: «Узник», «И. Пущину», «Зимнее утро», 2. Повести Белкина «Метель» |
«Бесы», «Туча» и др.(по выбору учащихся) |
|
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: Стихотворная речь. Двухсложные размеры стиха. Композиция произведения. ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА: Иллюстрации Д. Шмаринова, О. Якутович, А. Смирнова и других художников к произведениям Пушкина. Художественные фильмы: по «Повестям Белкина».
|
||||
7 класс (10 часов)
|
||||
3 |
Петербургская юность поэта (1817 -1820) |
|
Ю. Тынянов «Юность», «Кюхля» |
1. Лекции – экскурсии «Юность поэта». 2. Доклады по 1 источнику. «Пушкин и Пётр I», «Пушкин и русская история» 3. Конференция по повестям Ю. Тынянова «Юность», «Кюхля». 4. Литературная гостиная «Портреты А.С.Пушкина. |
8 класс (12 часов)
|
||||
I |
Южная ссылка (1820-1824) |
«Капитанская дочка» Лирика южного периода (по выбору учителя и учащихся) |
Южные поэмы «Пиковая дама» |
1.Восточные мотивы (литературный праздник). 2. Доклады, экскурсии по южному периоду в жизни поэта. 3. Спектакль по I из произведений. |
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: углубление понятия о художественном образе – характере. ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА: художники – иллюстраторы произведений Пушкина: А. Пластов, П. Соколов, С. Иванов и другие. Художественные фильмы: «Капитанская дочка», «Пиковая дама».
|
||||
9 класс (20 часов)
|
||||
1. |
Михайловский период |
|
«Маленькие трагедии» и другие произведения по выбору учащихся |
1. Рефераты по творчеству А.С. Пушкина |
2. |
Возвращение из ссылки |
|
|
2. Клуб знатоков |
3. |
Тридцатые годы |
|
|
3. Литературно- музыкальная гостиная «России первая любовь». Реферат. |
4. |
Дуэль и смерть |
|
|
|
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: понятие о реализме, о литературном типе, развитие понятий о лирике, о стихе
КРИТИКА: В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина (ст.8 и 9).
|
||||
10-11 классы (20 часов)
|
||||
1. |
Исследовательская работа по творчеству А.С.Пушкина и его жизни. Рефераты: «Предки поэта», «друзья в жизни Пушкина», «Пушкин и декабристы» и другие. |
1. «Поле чудес» по творчеству Пушкина
|
||
|
ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА: "Евгения Онегин" - опера П.И.-Чайковского» Художественный фильм «Маленькие трагедии". Романс на стихи Пушкина. Иллюстрации русских художников к "Евгению Онегину »
|
1. «Поле чудес" по творчеству Пушкина 2. Литературное кафе "Я вас люблю", З.Спектакли по произведениям Пушкина (на выбор)
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Коровина В.Я. "Пушкин в школе", М.,1978 г.
2. Крушкина А.С. "Пушкинские вечера", М.,1977г.
- Лощинин Н.П. "Литературный музей и школа", М.,1976 г.
- Сахаров В. ""Постигая Пушкина"» Литература в школе, №2,1974 г.
- Пономарева Н. "Пушкинский музей в сельской школе". Литература в школе, № 2,1974 г.
- Бакунович Э.А. "Дорога к Пушкину", Литература в школе,№ 3,1984 г.
- Богуславский "Школьный литературный, музей - клуб", М.,1989г.
- 8 Статьи ученых - пушкиноведов и педагогов, опубликованных
в журнале "Литература в школе" (1990-1999г.)
9. Материалы литературного музея им.А.С.Пушкина.
10. Суртаева Н.Н. .Макареня А.А.
Методика составления авторских программ", г. Тюмень,1995 г.
РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОГРАММУ
"ПУШКИН В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ"
УЧИТЕЛЯ ЗЕМЛЯНОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
ЦЫБУЦИНИНОЙ В.Ф.
Программа нацелена на литературное образование и развитие личности ученика за счет творческого соединения работы на уроке и в музее им. А.С.Пушкина. Структура программы выдержана в базовом плане. Изменение в последовательности изложения материала только выигрывает, так как в сознании учеников чётко вырисовывается основные этапы жизни поэта. Расширение объёма материала по изучаемым произведениям не создает перегрузки школьников, так как происходит в основном во внеурочное время и в нестандартной форме. Основная идея, программы - воспитать любовь к творчеству А.С.Пушкина, а через его произведения к литературе вообще, как искусству слова. Новизна программы состоит в развитии творческой познавательной активности учащихся через поиск и пропаганду наследия великого поэта. Программа действует в школе несколько лет, основываясь на материалах основного и дополнительного фонда литературного музея, который постоянно пополняется на протяжении 20 лет. В ходе работы в музее накоплен богатый методический и дидактический материал, который используется в работе учителями не только данной школы, но и других. Это и уроки по творчеству Пушкина, и лекции, и сочинения разных жанров, и доклады, и рефераты; а также творческие разработки литературных праздников.
1.Руководитель МО учителей русского языка
и литературы:
2. Инспектор комитета по образованию:
3. Методист кабинета: