Музей имени А.С.Пушкина

Литературно-краеведческий музей имени А.С.Пушкина

 

ПРАВОВАЯ ОСНОВА МУЗЕЯ.

     

 О деятельности музеев образовательных учреждений

                      

                        Из « Письма Министерства образования

                        РФ от 12 марта2003 года. №28-51-181/16»

 

 

Музеи имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании. Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи.

С помощью музеев совершенствуется поисково- собирательская и исследовательская работа школьников.

Школьный музей – добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской работы, совершенствовать свои знания по литературе.

ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ.

 

1.Жизнь А.С.Пушкина.

2.Пушкин и декабристы.

3.Пушкин и наш край.

4.Писатели нашего края.

5. История музея

6.Наше Лукоморье.

ПОЧЁТНЫЕ ЧЛЕНЫ МУЗЕЯ.

1.Денисов Н.В.- тюменский писатель.

2.Рейн  В.А. – Депутат областной думы

3.Коневич А.П.- корреспондент 1 канала Центрального телевидения.

                                                        ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Руководитель музея: Цыбуцинина Валентина Фёдоровна, ««Заслуженный учитель РФ».

 

Музей основан : 10 февраля 1980 года

 

Основные формы работы: лекции, экскурсии, вечераисследовательская деятельность, встречи.

 

Основной фонд: 1200 экспонатов

 

Вспомогательный фонд: 1040 экспонатов

 

Посещаемость: до 1000 человек в год

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА.

Воздействие школы на ребёнка должно быть ярким,

запоминающимся.

М.А.Рыбникова

За годы работы музея накоплены многочисленные методические материалы. Это творческие работы учащихся ( эссе, лекции, доклады, рефераты, исследовательские работы). Каждое поколение, выполняя устав музея , оставляет после себя различные творческие работы. В общем числе, в музее разработано и поставлено на сцене 15 спектаклей и проведено 5 литературных игр.

27 литературных праздников по творчеству А.С.Пушкина:., « Болдинская осень», «Восточные мотивы», «День лицея в школе», « Лицейский бал»,» Скажи, которая Татьяна?», литературная гостиная « Я вас любил» …

 

                                 СТРУКТУРА МУЗЕЯ

 

 

 

СОВЕТ МУЗЕЯ

Члены Совета музея

Староста музея

Руководитель музея

 

 

 

СОСТАВ МУЗЕЯ

 

1.Лекторская секция.

2.Культурно-массовая секция.

3.Исследовательская секция.

4.Оформительская секция.

5.Экскурсионно- туристическая секция.

6.Краеведческая группа.

7.Секция по документации и переписке.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ПУШКИНИСТОВ.

Каждый член музея выбирает индивидуальную тему для исследовательской работы. Названия их различны « Пушкин и декабристы», « Тайна гибели Пушкина»,»Скажи, которая Татьяна?» и др.

В последние годы разрозненные сведения на тему «Пушкин и наш край» Воропаева Светлана  сумела объединить в исследование « Был ли Пушкин в Сибири?» Работа была удостоена Дипломом лауреата областной конференции «Тюменский край – жемчужина Сибири

ПОИСКОВО – СОБИРАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

 « 5000 километров по пушкинским местам» - так называется коллективный походный дневник музея.

n  Каждый член музея, изучая жизнь и творчество великого поэта должен побывать в пушкинских местах и принять участие в походах по родному краю.

n  Пушкинисты разных поколений побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Кишинёве, Михайловском, Болдино, прошли тропами Крыма, Кавказа.

НАШИ ТРАДИЦИИ

 

Ничто не объединяет, не сплачивает коллектив, не делает его неповторимым, как школьные традиции.

М.А.Рыбникова

Одна из самых ярких традиций – День памяти А.С.Пушкина.

В какой бы форме ни проходил литературный праздник, он начинается в одно и то же время – 14 часов 45 минут. В это время перестало биться сердце великого Пушкина. Литературный музей затемнён. Горят только свечи. Их 37. 37 лет было поэту в год гибели. Затем Минута молчания.  После этого ритуала начинается общешкольный литературный праздник в знак признательности Памяти поэта, его бессмертия.

 

Программа литературно - краеведческого музея имени А.С. Пушкина

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

 

      Авторская программа "Пушкин в школьном изучении" составлена на основе переконструирования существующей базовой программы по литературе в вертикальном плане с 5-11   классы за счет переноса некоторых тем из старших классов в средние.

В  результате происходит изменение объема времени на изучение жизни и творчества поэта в средних классах (увеличение часов за счет школьного компонента и резервных часов), а в старших классах –  уменьшение часов на изучение творческого пути Пушкина.

      Программа составлена на основе многолетней рабо­ты школьного музея им. А.С.Пушкина. Материалы   музея позволили значи­тельно    расширить рамки базовой программы по литературе, твор­чески соединить классную и внеклассную работу по предмету.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:  привитие интереса к литературе через взаимосвязь классной и внеклассной работы, расширение знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина,  развитие творческой личности,  воспи­тание эстетического вкуса, высокой идейно-нравственной пози­ции,  речевой культуры.

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

программа построена на основе базовой, но в каж­дом классе, начиная с 5 - материал по изучению жизни и творчест­ва Пушкина расширяется,  количество часов на его изучение увели­чивается. Каждый год дети изучают какой-то период из его жизни подробнее в соответствии со своими возрастными особенностями. Произведения также изучаются в более широком плане, что позво­ляет в 9 классе экономить время, на этом, материале обращая главное внимание на изучение романа "Евгений. Онегин ". Данная расстановка материала позволяет устранить перегрузку учащих­ся в 9 классе,  сформировать к этому периоду устойчивый, интерес к личности и творчеству поэта, подойти к изучению Пушкина в 9  классе с более расширенным объемом знаний. Разговор о Пушкине не заканчивается на уроке, а продолжается, благодаря музею,  во внеклассной работе. Школьники выполняют различные творческие работы: лекции-экскурсии, участвуют в спектаклях., конкурсах,  пишут рефераты, доклады и т.д.              

     Результатом такой углублённой исследовательской деятельности ученика становится устойчивый интерес к великому русскому поэту А.С.Пушкину,  а также к литературе вообще: проис­ходит формирование высоких нравственных качеств, развитие твор­ческих способностей, эстетического вкуса и речи, умение хорошо читать, держаться свободно перед слушателями любой аудитории.

 

 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.

Уроки по творчеству Пушкина тесно взаимодейст­вуют с другими предметами: ИЗО, музыка, история. Преподаватели проводят интегрированные уроки,  среди них "Романсы на стихи Пушкина"»  "Памятники Пушкину",   "Пушкин как историк" и другие. Школьный туризм также имеет прямое отношение к школьному му­зею,  так как совершая путешествия по пушкинским местам, соби­рая материал для музея, дети становятся и туристами, и иссле­дователями творчества Пушкина.

 

АВТОРСКАЯ      ПРОГРАММА "А.С.ПУШКИН В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ"

 

 

№п/п

Система изучения

Произведения для чтения и изучения

Произведения для самостоятельного чтения

Внеклассная работа /Пушкинский музей в течение года/

 

5 класс (8 часов)

 

1.

Детство А.С.Пушкина

Поэма «Руслан   и Людмила»

Литературные сказки19 века: В.Жуковский: "Ундина*; П.Ершов,  "Конек-           

-Горбунок" и др.                        

1. Конкурс чтецов.

2. викторина по прочитанным сказкам.

3. Спектакль по сказке Пушкина «О попе и его работнике Балде».

4. Выставка рисунков и поделок по сказкам Пушкина

ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА:

Сказки Пушкина и поэма «Руслан и Людмила» в живописи и музыке.

 

6 класс      ( 8 часов)

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Лицей в жизни Пушкина

1. Стихи: «Узник», «И. Пущину», «Зимнее утро»,

2. Повести Белкина «Метель»

«Бесы», «Туча» и др.(по выбору учащихся)

  1. Викторина по повестям Белкина
  2. Лекция- экскурсия «Пушкин в лицее»
  3. Конференция по повести Ю. Тынянова «Лицей»
  4. Лицейский балл

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

Стихотворная речь.

Двухсложные размеры стиха.

Композиция произведения.

ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА:

Иллюстрации Д. Шмаринова, О. Якутович, А. Смирнова и других художников к произведениям Пушкина. Художественные фильмы: по «Повестям Белкина».

 

 

 

7 класс (10 часов)

 

3

Петербургская юность поэта (1817 -1820)

  1. «Полтава»(Полтавский бой)
  2. «Медный всадник» («На берегу пустынных вод…»)
  3. «Песнь о вещем Олеге».
  4. «Борис Годунов» сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца.

Ю. Тынянов «Юность», «Кюхля»

1. Лекции – экскурсии «Юность поэта».

2. Доклады по 1 источнику. «Пушкин и Пётр I», «Пушкин и русская история»

3. Конференция по повестям Ю. Тынянова «Юность», «Кюхля».

4. Литературная гостиная «Портреты А.С.Пушкина.

 

8 класс (12 часов)

 

I

Южная ссылка (1820-1824)

«Капитанская дочка»

Лирика южного периода (по выбору учителя и учащихся)

Южные поэмы «Пиковая дама»

1.Восточные мотивы (литературный праздник).

2.  Доклады, экскурсии по южному периоду в жизни поэта.

3. Спектакль по I из произведений.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: углубление понятия о художественном образе – характере.

ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА: художники – иллюстраторы произведений Пушкина: А. Пластов, П. Соколов, С. Иванов и другие. Художественные фильмы: «Капитанская дочка», «Пиковая дама». 

 

 

 

 

9 класс (20 часов)

 

1.

Михайловский период

  1. Лирика Пушкина
  2. «Евгений Онегин»

«Маленькие трагедии» и другие произведения по выбору учащихся

1. Рефераты по творчеству А.С. Пушкина

2.

Возвращение из ссылки

 

 

2. Клуб знатоков

3.

Тридцатые годы

 

 

3. Литературно- музыкальная  гостиная «России первая любовь».

Реферат.

4.

Дуэль и смерть

 

 

 

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: понятие о реализме, о литературном типе, развитие понятий о лирике, о стихе

 

КРИТИКА: В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина (ст.8 и 9).

 

 

10-11 классы (20 часов)

 

1.

Исследовательская работа по творчеству А.С.Пушкина и его

жизни.

Рефераты: «Предки поэта», «друзья в жизни Пушкина», «Пушкин и декабристы» и другие.

1. «Поле чудес» по творчеству Пушкина

 

 

ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА:

"Евгения Онегин" - опера П.И.-Чайковского» Художественный фильм «Маленькие трагедии".

Романс на стихи Пушкина.

Иллюстрации русских художников к "Евгению Онегину »

 

1.   «Поле чудес" по творчеству Пушкина

2.   Литературное кафе "Я вас люблю",

З.Спектакли по произведениям Пушкина (на выбор)

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Коровина В.Я. "Пушкин в школе", М.,1978 г.

2.  Крушкина А.С. "Пушкинские вечера", М.,1977г.

  1.  Лощинин Н.П. "Литературный музей и школа", М.,1976 г.
  2.  Сахаров В. ""Постигая Пушкина"» Литература в школе, №2,1974 г.
  3.  Пономарева Н. "Пушкинский музей в сельской школе". Литература в школе, № 2,1974 г.
  4. Бакунович Э.А. "Дорога к Пушкину", Литература в школе,№ 3,1984 г.
  5. Богуславский  "Школьный литературный, музей - клуб", М.,1989г.
  6. 8 Статьи ученых - пушкиноведов и педагогов,  опубликованных

в журнале "Литература в школе"    (1990-1999г.)

      9.  Материалы    литературного музея им.А.С.Пушкина.

     10.    Суртаева Н.Н.  .Макареня А.А.

      Методика составления авторских программ",  г. Тюмень,1995 г.

 

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОГРАММУ

"ПУШКИН В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ"

УЧИТЕЛЯ ЗЕМЛЯНОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ЦЫБУЦИНИНОЙ В.Ф.

 

     Программа нацелена на литературное образование и развитие личности ученика за счет творческого соединения работы на уроке и в музее им. А.С.Пушкина. Структура программы выдержана в базовом плане. Изменение в последовательности изложения материала только выигрывает, так как в сознании учеников чётко вырисовывается основные этапы жизни поэта. Расширение объёма материала по изучаемым произведениям не создает перегрузки школьников, так как происходит в основном во внеурочное время и в нестандартной форме. Основная идея, программы - воспитать любовь к творчеству А.С.Пушкина, а через его произведения к литературе вообще, как искусству слова. Новизна программы состоит в развитии творческой познавательной активности учащихся через поиск и пропаганду наследия великого поэта. Программа действует в школе несколько лет, основываясь на материалах основного и дополнительного фонда литературного музея, который постоянно пополняется на протяжении 20 лет. В ходе работы в музее накоплен богатый методический и дидакти­ческий материал, который используется в работе учителями не только данной школы, но и других. Это и уроки по творчеству Пушкина, и лекции, и сочинения разных жанров, и доклады, и рефераты; а также творческие разработки литературных праздников.

 

 

1.Руководитель МО учителей русского языка

          и литературы:

                                 2. Инспектор комитета по образованию:

                                 3. Методист кабинета: