Актуальность.С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике. У большинства детей с ЗПР наблюдаются следующие двигательные нарушения: - нарушение координации движений; - скованность при выполнении движений и упражнений; - отсутствие плавности движений; - недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма, двигательные персеверации. Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка. На занятиях ритмики средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Данная программа направлена на коррекцию особенностей нервно-психического склада, своеобразия поведения и личностной реакции, а также эмоционально-волевой незрелости у детей с ЗПР. Целью программы является создание условий для личностного развития обучающихся с ЗПР и коррекции отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР, посредством воздействия специфическими средствами, свойственными ритмике. |
Задачи программы: овладение разнообразными формами движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки, гимнастические и танцевальные упражнения, упражнения с звучащими инструментами (дудки, погремушки и т.д.)) развитие умения воспринимать на слух, различать и понимать специфические средства музыкального «языка» (динамика, темп и т. д.); развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти; развитие умственной деятельности, творческого воображения, памяти, формирование произвольного внимания, пространственной ориентировки и координации, улучшение осанки; развитие умения совместной коллективной деятельности; воспитание самоорганизации и самодисциплины; приобщение детей к музыке, совершенствование музыкально-эстетических чувств.Учитывая, что занятия ритмикой являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ЗПР, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях ритмики: · оздоровительное; · образовательное; · воспитательное; · коррекционно-развивающее. Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма. Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Занятия ритмикой тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой.При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На занятиях ритмики происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности. Коррекционно-развивающие занятия ритмикой являются эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова. Ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезотерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной формой деятельности школьников. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия ритмикой заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения. |
Организация работы по программе.
Программа по курсу «Ритмика» рассчитана на 4 года обучения для детей с ЗПР из 1 – 4-ых (специальных) коррекционных классов:33 часа (одно занятие в неделю) в 1 классе и 34 часа (одно занятие в неделю) во 2 – 4 классах после уроков во второй половине дня.
Общие требования к организации занятий.
В начале и в конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Ученикам необходимо для урока ритмики иметь тапочки и гимнастическую форму.
Уроки должны проводиться в специальном или приспособленном просторном помещении, отвечающем по санитарно-гигиеническим характеристикам тем требованиям, которые предъявляются к помещениям для подобных занятий.
В помещении должны находиться музыкальный инструмент, гимнастические скамейки, шведская стенка, стулья для отдыха для детей и для сидячих упражнений, желательно ковер или индивидуальные коврики подстилки (многие задания выполняются сидя на полу). Оборудование для проведения уроков ритмики: мячи, шары разных размеров и цвета, флажки, ленты, косынки, обручи, кегли, скакалки, гимнастические палки, колокольчики, барабанчики, бубны, ложки и т.п. – по количеству детей в классе.
Способ определения результативности освоения программы
Программа считается освоенной, если ребенок присутствовал не менее, чем на половине занятиях по ритмике. По окончании курса дети получают сертификат.
Форма подведения итогов
Участие в классных и общешкольных праздниках и концертах .
Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса "Ритмика"
Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
- двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки, отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
- ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами, воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами, выполнять игровые и плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища;
- выполнять дыхательные упражнения;
- использовать на уроках ритмики умения, полученные на занятиях по музыке и физической культуре;
уметь себя самопрезентовать в выступлениях перед зрителями.
Содержание программы по коррекционному курсу "Ритмика"
Программа содержит 4 раздела:
- «Ритмико-гимнастические упражнения»;
- «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»;
- «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»;
- «Народные пляски и современные танцевальные движения».
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Всего |
Теория |
Практика |
Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) |
||||
1 |
1. Вводный |
1 |
- |
1 |
2 |
2. Разновидности ходьбы |
1 |
- |
1 |
3 |
3. Танцевальный шаг на полупальцах |
1 |
- |
1 |
4 |
4. Перестроения |
1 |
- |
1 |
5 |
5. Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме |
1 |
- |
1 |
6 |
6. Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку |
1 |
- |
1 |
7 |
7. Упражнение с препятствиями и на координацию движений |
1 |
- |
1 |
8 |
8. Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой |
1 |
- |
1 |
9 |
9. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) |
||||
10 |
1. Вводный |
1 |
- |
1 |
11 |
2. Упражнения на внимание |
1 |
- |
1 |
12 |
3. Упражнение на расслабление мышц |
1 |
- |
1 |
13 |
4. Упражнение на координацию движений |
1 |
- |
1 |
14 |
5. Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы |
1 |
- |
1 |
15 |
6. Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности |
1 |
- |
1 |
16 |
7. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) |
||||
17 |
1. Импровизация движений |
1 |
- |
1 |
18 |
2. Упражнение в равновесии |
1 |
- |
1 |
19 |
3. Индивидуальное творчество |
1 |
- |
1 |
20 |
4. Упражнения с гимнастическими палками |
1 |
- |
1 |
21 |
5. Упражнения с обручем |
1 |
- |
1 |
22 |
6. Упражнения для развития ритма |
1 |
- |
1 |
23 |
7. Упражнение на передачу в движении характера музыки |
1 |
- |
1 |
24 |
8. Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание |
1 |
- |
1 |
25 |
9. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) |
||||
26 |
1. Танцевальные упражнения и движения |
1 |
- |
1 |
27 |
2. Соединение движения с музыкой |
1 |
- |
1 |
28 |
3. Русские народные игры |
1 |
- |
1 |
29 |
4. Упражнение на развитие танцевального творчества |
2 |
- |
2 |
30 |
5. Элементы русских народных плясок |
2 |
- |
2 |
31 |
6. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
|
Всего |
33 |
0 |
33 |
Содержание программы
№ п\п |
Тема |
Основные узловые моменты |
Форма |
1 |
Вводный |
Инструктаж по ТБ. Разновидности ходьбы. Бег. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
2 |
Разновидности ходьбы |
Разновидности ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
3 |
Танцевальный шаг на полупальцах |
Разновидности прыжков. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах (под музыку). Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
4 |
Перестроения |
Разновидности прыжков (с изменением ритма музыки). Перестроение под музыку. ОРУ. Танцевальный шаг. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
5 |
Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме |
Подбрасывание малого мяча, обруча под счет из положения стоя, сидя, с изменением темпа счета, под музыку. ОРУ с флажками. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
6 |
Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку |
Перекатывание, катание малого мяча, чередуя с подбрасываниями и передачами в движении под изменяющийся темп музыки. ОРУ. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
7 |
Упражнение с препятствиями и на координацию движений |
Перестроения. Разновидности ходьбы с преодолеванием препятствий с изменением ритма движений под различный темп музыки. ОРУ. Игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
8 |
Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой |
Упражнение в движении с обручем, скакалкой, гимнастической палкой под изменяющийся темп музыки. |
Практика |
9 |
Итоговое занятие |
Участие в классном «Празднике осени» |
Практика |
10 |
Вводный |
Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упражнения развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
11 |
Упражнения на внимание |
Ходьба и бег чередуются с построениями под определенные доли музыкального произведения. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
12 |
Упражнение на расслабление мышц |
Знакомство с колокольчиком, его звучанием. Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
13 |
Упражнение на координацию движений |
Основная стойка. Разновидности шага. Построение. ОРУ, Отстукивание, отзванивание ритма мелодий. Подвижная игра на развитие координационных способностей. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
14 |
Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы |
ОРУ. Движение руками и ногами под динамические акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
15 |
Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности |
Разновидности бега, учитывая характер музыки. Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Игра. Танец «Стукалка», с колокольчиками. Солирование с барабаном, с колокольчиками. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
16 |
Итоговое занятие |
Участие в школьном празднике «Новогодний серпантин» |
Практика |
17 |
Импровизация движений |
Движение руками и ногами под динамические акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
18 |
Упражнение в равновесии |
Перестроение. Строевые упражнения ОРУ. Упражнения на гимнастической скамейке и с мячами. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
19 |
Индивидуальное творчество |
Использование различных атрибутов для развития двигательной активности. Эстафеты со скакалками. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
20 |
Упражнения с гимнастическими палками |
Чередование ходьбы и бега. ОРУ с гимнастическими палками. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
21 |
Упражнения с обручем |
Перестроения под музыку. ОРУ с обручами. Эстафеты с обручами. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
22 |
Упражнения для развития ритма |
Выполнение отсроченных движений. Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. ОРУ. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
23 |
Упражнение на передачу в движении характера музыки |
Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Танец «Стукалка». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
24 |
Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание |
Бег на полупальцах, притопы, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Ритмико-гимнастические упражнения с флажками. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
25 |
Итоговое занятие |
Участие в классном празднике «День птиц» |
Практика |
26 |
Танцевальные упражнения и движения |
Танцевальные упражнения. Обучение танцевальным движениям: «Пружинка», «Кружение на месте». ОРУ в движении. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
27 |
Соединение движения с музыкой |
Изучение танцевального шага «Галоп» под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
28 |
Русские народные игры |
Разучивание упражнения «потопаем покружимся, похлопаем, покружимся». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
29 |
Упражнение на развитие танцевального творчества |
Танцевальные упражнения «русский хоровод», «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Разучивание танцев «Русская плясовая», «Хороводный». Упражнение на релаксацию. |
Практика |
30 |
Элементы русских народных плясок |
Танцевальные упражнения «русский хоровод», «танец с платочками, флажками», «хлоп да хлоп», «пружинка», «вертушка», «качание рук». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Танец «Русская плясовая» Упражнения на релаксацию. |
Практика |
31 |
Итоговое занятие |
Участие в школьном празднике «Последний звонок» |
Практика |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Всего |
Теория |
Практика |
Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) |
||||
1 |
1. Вводный |
1 |
- |
1 |
2 |
2. Разновидности ходьбы |
1 |
- |
1 |
3 |
3. Танцевальный шаг на полупальцах |
1 |
- |
1 |
4 |
4. Перестроения |
1 |
- |
1 |
5 |
5. Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме |
1 |
- |
1 |
6 |
6. Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку |
1 |
- |
1 |
7 |
7. Упражнение с препятствиями и на координацию движений |
1 |
- |
1 |
8 |
8. Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой |
1 |
- |
1 |
9 |
9. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) |
||||
10 |
1. Вводный |
1 |
- |
1 |
11 |
2. Упражнения на внимание |
1 |
- |
1 |
12 |
3. Упражнение на расслабление мышц |
1 |
- |
1 |
13 |
4. Упражнение на координацию движений |
1 |
- |
1 |
14 |
5. Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы |
1 |
- |
1 |
15 |
6. Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности |
1 |
- |
1 |
16 |
7. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) |
||||
17 |
1. Импровизация движений |
1 |
- |
1 |
18 |
2. Упражнение в равновесии |
1 |
- |
1 |
19 |
3. Индивидуальное творчество |
1 |
- |
1 |
20 |
4. Упражнения с гимнастическими палками |
1 |
- |
1 |
21 |
5. Упражнения с обручем |
1 |
- |
1 |
22 |
6. Упражнения для развития ритма |
1 |
- |
1 |
23 |
7. Упражнение на передачу в движении характера музыки |
1 |
- |
1 |
24 |
8. Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание |
1 |
- |
1 |
25 |
9. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) |
||||
26 |
1. Танцевальные упражнения и движения |
1 |
- |
1 |
27 |
2. Соединение движения с музыкой |
1 |
- |
1 |
28 |
3. Русские народные игры |
1 |
- |
1 |
29 |
4. Упражнение на развитие танцевального творчества |
2 |
- |
2 |
30 |
5. Элементы русских народных плясок |
2 |
- |
2 |
31 |
6. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
|
Всего |
33 |
0 |
33 |
Содержание программы
№ п\п |
Тема |
Основные узловые моменты |
Форма |
1 |
Вводный |
Инструктаж по ТБ. Разновидности ходьбы. Бег. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
2 |
Разновидности ходьбы |
Разновидности ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
3 |
Танцевальный шаг на полупальцах |
Разновидности прыжков. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах (под музыку). Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
4 |
Перестроения |
Разновидности прыжков (с изменением ритма музыки). Перестроение под музыку. ОРУ. Танцевальный шаг. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
5 |
Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме |
Подбрасывание малого мяча, обруча под счет из положения стоя, сидя, с изменением темпа счета, под музыку. ОРУ с флажками. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
6 |
Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку |
Перекатывание, катание малого мяча, чередуя с подбрасываниями и передачами в движении под изменяющийся темп музыки. ОРУ. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
7 |
Упражнение с препятствиями и на координацию движений |
Перестроения. Разновидности ходьбы с преодолеванием препятствий с изменением ритма движений под различный темп музыки. ОРУ. Игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
8 |
Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой |
Упражнение в движении с обручем, скакалкой, гимнастической палкой под изменяющийся темп музыки. |
Практика |
9 |
Итоговое занятие |
Участие в классном «Празднике осени» |
Практика |
10 |
Вводный |
Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упражнения развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
11 |
Упражнения на внимание |
Ходьба и бег чередуются с построениями под определенные доли музыкального произведения. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
12 |
Упражнение на расслабление мышц |
Знакомство с колокольчиком, его звучанием. Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
13 |
Упражнение на координацию движений |
Основная стойка. Разновидности шага. Построение. ОРУ, Отстукивание, отзванивание ритма мелодий. Подвижная игра на развитие координационных способностей. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
14 |
Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы |
ОРУ. Движение руками и ногами под динамические акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
15 |
Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности |
Разновидности бега, учитывая характер музыки. Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Игра. Танец «Стукалка», с колокольчиками. Солирование с барабаном, с колокольчиками. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
16 |
Итоговое занятие |
Участие в школьном празднике «Новогодний серпантин» |
Практика |
17 |
Импровизация движений |
Движение руками и ногами под динамические акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
18 |
Упражнение в равновесии |
Перестроение. Строевые упражнения ОРУ. Упражнения на гимнастической скамейке и с мячами. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
19 |
Индивидуальное творчество |
Использование различных атрибутов для развития двигательной активности. Эстафеты со скакалками. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
20 |
Упражнения с гимнастическими палками |
Чередование ходьбы и бега. ОРУ с гимнастическими палками. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
21 |
Упражнения с обручем |
Перестроения под музыку. ОРУ с обручами. Эстафеты с обручами. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
22 |
Упражнения для развития ритма |
Выполнение отсроченных движений. Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. ОРУ. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
23 |
Упражнение на передачу в движении характера музыки |
Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Танец «Стукалка». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
24 |
Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание |
Бег на полупальцах, притопы, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Ритмико-гимнастические упражнения с флажками. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
25 |
Итоговое занятие |
Участие в классном празднике «День птиц» |
Практика |
26 |
Танцевальные упражнения и движения |
Танцевальные упражнения. Обучение танцевальным движениям: «Пружинка», «Кружение на месте». ОРУ в движении. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
27 |
Соединение движения с музыкой |
Изучение танцевального шага «Галоп» под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
28 |
Русские народные игры |
Разучивание упражнения «потопаем покружимся, похлопаем, покружимся». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. |
Практика |
29 |
Упражнение на развитие танцевального творчества |
Танцевальные упражнения «русский хоровод», «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Разучивание танцев «Русская плясовая», «Хороводный». Упражнение на релаксацию. |
Практика |
30 |
Элементы русских народных плясок |
Танцевальные упражнения «русский хоровод», «танец с платочками, флажками», «хлоп да хлоп», «пружинка», «вертушка», «качание рук». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Танец «Русская плясовая» Упражнения на релаксацию. |
Практика |
31 |
Итоговое занятие |
Участие в школьном празднике «Последний звонок» |
Практика |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Всего |
Теория |
Практика |
|
Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) |
|||||
1 |
1. Вводный |
1 |
- |
1 |
|
2 |
2. Разновидности ходьбы |
1 |
- |
1 |
|
3 |
3.Танцевальный шаг на полупальцах |
1 |
- |
1 |
|
4 |
4. Перестроения |
1 |
- |
1 |
|
5 |
5. Подбрасывание малого мяча, обруча в заданном ритме |
1 |
- |
1 |
|
6 |
6. Перекатывание, катание, бросание малого мяча, обруча под музыку |
1 |
- |
1 |
|
7 |
7. Упражнения с препятствиями и на координацию движений |
1 |
- |
1 |
|
8 |
8. Упражнения с обручем, скакалкой, гимнастической палкой |
1 |
- |
1 |
|
9 |
9. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
|
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) |
|||||
10 |
1. Вводный |
1 |
- |
1 |
|
11 |
2. Упражнения на внимание |
1 |
- |
1 |
|
12 |
3.Упражнение на расслабление мышц |
1 |
- |
1 |
|
13 |
4.Упражнение на координацию движений и на развитие двигательной активности |
1 |
- |
1 |
|
14 |
5.Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы |
1 |
- |
1 |
|
15 |
6.Упражнение на передачу в движении характера музыки |
1 |
- |
1 |
|
16 |
7. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
|
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) |
|||||
17 |
1. Импровизация движений |
1 |
- |
1 |
|
18 |
2. Упражнение в равновесии |
1 |
- |
1 |
|
19 |
3. Индивидуальное творчество |
1 |
- |
1 |
|
20 |
4.Упражнения с гимнастическими палками и с обручем |
1 |
- |
1 |
|
21 |
5. Упражнения для развития ритма |
1 |
- |
1 |
|
22 |
6. Упражнения на передачу в движении характера музыки |
1 |
- |
1 |
|
23 |
7. Упражнения на умение сочетать движение с музыкой |
1 |
- |
1 |
|
24 |
8. Упражнения на внимание |
1 |
- |
1 |
|
25 |
9. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
|
Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) |
|||||
26 |
1. Танцевальные упражнения |
1 |
- |
1 |
|
27 |
2. Танцевальные движения |
1 |
- |
1 |
|
28 |
3. Соединение движения с музыкой |
1 |
- |
1 |
|
29 |
4. Упражнения на развитие танцевального творчества |
2 |
- |
2 |
|
30 |
5. Элементы русских народных плясок |
2 |
- |
2 |
|
31 |
6. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
|
|
Всего |
33 |
0 |
33 |
|
Содержание программы
№ п\п |
Тема |
Основные узловые моменты |
Форма |
1 |
Вводный |
Инструктаж по ТБ. Разные виды ходьбы под счет, под музыку, виды бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для формирования правильной осанки. |
Практика |
2 |
Разновидности ходьбы |
Разновидности ходьбы и бега в зависимости от характера музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение для развития быстроты реакции движения. |
Практика |
3 |
Танцевальный шаг на полупальцах |
Разновидности прыжков под счет. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах. Подвижная игра. Упражнения для развития координационных способностей |
Практика |
4 |
Перестроения |
Разновидности прыжков с изменением ритма музыки. Перестроения под музыку в шеренгу, в круг. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах. Подвижная игра. Упражнения для развития гибкости |
Практика |
5 |
Подбрасывание малого мяча, обруча в заданном ритме |
Подбрасывание малого мяча, обруча под счет из положения стоя, сидя с изменением темпа счета, под музыку. Подвижная игра. ОРУ с флажками. Упражнения для укрепления свода стопы |
Практика |
6 |
Перекатывание, катание, бросание малого мяча, обруча под музыку |
Перекатывание, катание малого мяча, чередуя с подбрасываниями и передачами в движении под изменяющийся темп музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для развития пространственной ориентировки |
Практика |
7 |
Упражнения с препятствиями и на координацию движений |
Перестроения. Разновидности ходьбы и с преодолением препятствий, изменением ритма движений. Чередование ходьбы и бега с перестроением под определенный темп музыкального сопровождения. Подвижная игра. Упр. для развития гибкости и для укрепления мышц спины |
Практика |
8 |
Упражнения с обручем, скакалкой, гимнастической палкой |
Упражнение в движении с гимнастическими палками, скакалками, обручем под изменяющийся темп музыки. Подвижная игра. Упр. для укрепления мышц пресса |
Практика |
9 |
Итоговое занятие |
Участие в школьных и классных праздниках и концертах |
Практика |
10 |
Вводный |
Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упр. развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упр. на развитие внимания |
Практика |
11 |
Упражнения на внимание |
Чередование ходьбы и бега с построениями под определенные доли музыкального произведения. ОРУ. Подвижная игра. Имитационные упражнения |
Практика |
12 |
Упражнение на расслабление мышц |
Чередование ходьбы и бега. Знакомство с колокольчиком, его звучанием. ОРУ. Танцевальные движения. Подвижная игра. Упр. на релаксацию |
Практика |
13 |
Упражнение на координацию движений и на развитие двигательной активности |
Основная стойка. Построения. Играть, отстукивать и отзванивать ритм мелодии. Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Подвижная игра. Упр. на релаксацию |
Практика |
14 |
Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы |
Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Упр. для формирования правильной осанки. Танец «Стукалка» |
Практика |
15 |
Упражнение на передачу в движении характера музыки |
Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Солирование с барабаном и с колокольчиками. Танец с колокольчиками. Упр. для развития координационных способностей |
Практика |
16 |
Итоговое занятие |
Участие в школьных и классных праздниках и концертах |
Практика |
17 |
Импровизация движений |
Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Упр. для развития быстроты реакции |
Практика |
18 |
Упражнение в равновесии |
Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. ОРУ с предметами. Стойка. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Подвижные игры. Упр. для развития игровой деятельности |
Практика |
19 |
Индивидуальное творчество |
Использование различных атрибутов, пособий для развития двигательной активности. ОРУ. Эстафеты со скакалками. Упр. для формирования правильной осанки |
Практика |
20 |
Упражнения с гимнастическими палками и с обручем |
Чередование ходьбы и бега. Перестроение под музыку. ОРУ с гимнастическими палками и с обручами. Подвижные игры. Упр. на развитие координационных способностей |
Практика |
21 |
Упражнения для развития ритма |
Выполнение отсроченных движений. Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. Сужение и расширении круга. ОРУ. Эстафета с обручами. Упр. для развития пластичности |
Практика |
22 |
Упражнения на передачу в движении характера музыки |
Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упр. для развития чувства ритма |
Практика |
23 |
Упражнения на умение сочетать движение с музыкой |
Ритмико-гимнастические упр. с флажками. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упр. для развития чувства ритма |
Практика |
24 |
Упражнения на внимание |
Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, учитывая характер музыки. ОРУ. Музыкальная игра. Упражнение на расслабление |
Практика |
25 |
Итоговое занятие |
Участие в школьных и классных праздниках и концертах |
Практика |
26 |
Танцевальные упражнения |
Танцевальные упражнения. ОРУ в движении. Подвижная игра. Упр. для развития чувства ритма |
Практика |
27 |
Танцевальные движения |
Обучение танцевальным движениям. ОРУ. Музыкальная игра. Упр. для укрепления свода стопы |
Практика |
28 |
Соединение движения с музыкой |
Изучение танцевального шага «Галоп» под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упр. для расслабления |
Практика |
29 |
Упражнения на развитие танцевального творчества |
Танцевальные упр. «русский хоровод», «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Кружение. Танцы «Русская плясовая», «Хороводный». Упр. на развитие мелкой моторики рук, чувства ритма. |
Практика |
30 |
Элементы русских народных плясок |
Танцевальные упр. «русский хоровод», «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Подвижные игры. Упр. на расслабление |
Практика |
31 |
Итоговое занятие |
Участие в школьных и классных праздниках и концертах |
Практика |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Всего |
Теория |
Практика |
Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) |
||||
1 |
1. Вводный |
1 |
- |
1 |
2 |
2. Разновидности ходьбы |
1 |
- |
1 |
3 |
3. Танцевальный шаг на полупальцах |
1 |
- |
1 |
4 |
4. Перестроения |
1 |
- |
1 |
5 |
5. Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме |
1 |
- |
1 |
6 |
6. Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку |
1 |
- |
1 |
7 |
7. Упражнение с препятствиями и на координацию движений |
1 |
- |
1 |
8 |
8. Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой |
1 |
- |
1 |
9 |
9. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) |
||||
10 |
1. Вводный |
1 |
- |
1 |
11 |
2. Упражнения на внимание |
1 |
- |
1 |
12 |
3. Упражнение на расслабление мышц |
1 |
- |
1 |
13 |
4. Упражнение на координацию движений |
1 |
- |
1 |
14 |
5. Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы |
1 |
- |
1 |
15 |
6. Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности |
1 |
- |
1 |
16 |
7. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) |
||||
17 |
1. Импровизация движений |
1 |
- |
1 |
18 |
2. Упражнение в равновесии |
1 |
- |
1 |
19 |
3. Индивидуальное творчество |
1 |
- |
1 |
20 |
4. Упражнения с гимнастическими палками |
1 |
- |
1 |
21 |
5. Упражнения с обручем |
1 |
- |
1 |
22 |
6. Упражнения для развития ритма |
1 |
- |
1 |
23 |
7. Упражнение на передачу в движении характера музыки |
1 |
- |
1 |
24 |
8. Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание |
1 |
- |
1 |
25 |
9. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) |
||||
26 |
1. Танцевальные упражнения и движения |
1 |
- |
1 |
27 |
2. Соединение движения с музыкой |
1 |
- |
1 |
28 |
3. Русские народные игры |
1 |
- |
1 |
29 |
4. Упражнение на развитие танцевального творчества |
2 |
- |
2 |
30 |
5. Элементы русских народных плясок |
2 |
- |
2 |
31 |
6. Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
|
Всего |
33 |
0 |
33 |
Содержание программы
№ п\п |
Тема |
Основные узловые моменты |
Форма |
1 |
Вводный |
Инструктаж по ТБ. Разные виды ходьбы под счет, под музыку, виды бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для формирования правильной осанки. |
Практика |
2 |
Разновидности ходьбы |
Ходьба и бег под музыку с изменением темпа движения. Отражение разными видами ходьбы ритмического рисунка мелодии. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение для развития быстроты реакции движения. |
Практика |
3 |
Танцевальный шаг на полупальцах |
Разновидности прыжков под счет. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах. Отражение хлопками ритмического рисунка мелодии. Подвижная игра. Упражнения для развития координационных способностей |
Практика |
4 |
Перестроения |
Разновидности прыжков с изменением ритма музыки. Перестроения под музыку в шеренгу, в круг. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах. Подвижная игра. Упражнения для развития гибкости |
Практика |
5 |
Подбрасывание малого мяча, обруча в заданном ритме |
Подбрасывание малого мяча, обруча под счет из положения стоя, сидя с изменением темпа счета, под музыку. Составление простых ритмических рисунков. Подвижная игра. ОРУ с флажками. Упражнения для укрепления свода стопы |
Практика |
6 |
Перекатывание, катание, бросание малого мяча, обруча под музыку |
Перекатывание, катание малого мяча, чередуя с подбрасываниями и передачами в движении под изменяющийся темп музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для развития пространственной ориентировки |
Практика |
7 |
Упражнения с препятствиями и на координацию движений |
Перестроения. Разновидности ходьбы и с преодолением препятствий, изменением ритма движений. Чередование ходьбы и бега с перестроением под определенный темп музыкального сопровождения. Подвижная игра. Упр. для развития гибкости и для укрепления мышц спины |
Практика |
8 |
Упражнения с обручем, скакалкой, гимнастической палкой |
Упражнение в движении с гимнастическими палками, скакалками, обручем под изменяющийся темп музыки. Составление простых ритмических рисунков. Подвижная игра. Упр. для укрепления мышц пресса |
Практика |
9 |
Итоговое занятие |
Участие в школьных и классных праздниках и концертах |
Практика |
10 |
Вводный |
Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упр. развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упр. на развитие внимания |
Практика |
11 |
Упражнения на внимание |
Чередование ходьбы и бега с построениями под определенные доли музыкального произведения. Исполнение различных ритмов на барабане в медленном и быстром темпе. ОРУ. Подвижная игра. Имитационные упражнения |
Практика |
12 |
Упражнение на расслабление мышц |
Чередование ходьбы и бега. Знакомство с колокольчиком, его звучанием. Исполнение различных ритмов колокольчиками в медленном и быстром темпе. ОРУ. Танцевальные движения. Подвижная игра. Упр. на релаксацию |
Практика |
13 |
Упражнение на координацию движений и на развитие двигательной активности |
Основная стойка. Построения. Играть, отстукивать и отзванивать ритм мелодии. Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Подвижная игра. Упр. на релаксацию |
Практика |
14 |
Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы |
Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Передача на различных инструментах основных ритмов знакомых песен. Упр. для формирования правильной осанки. Танец «Стукалка» |
Практика |
15 |
Упражнение на передачу в движении характера музыки |
Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Солирование с барабаном и с колокольчиками. Танец с колокольчиками. Упр. для развития координационных способностей |
Практика |
16 |
Итоговое занятие |
Участие в школьных и классных праздниках и концертах |
Практика |
17 |
Импровизация движений |
Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Свободные движения под музыку разного характера на определенную тему. Упр. для развития быстроты реакции |
Практика |
18 |
Упражнение в равновесии |
Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. ОРУ с предметами. Стойка. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Подвижные игры. Упр. для развития игровой деятельности |
Практика |
19 |
Индивидуальное творчество |
Использование различных атрибутов, пособий для развития двигательной активности. ОРУ. Эстафеты со скакалками. Упр. для формирования правильной осанки |
Практика |
20 |
Упражнения с гимнастическими палками и с обручем |
Чередование ходьбы и бега. Перестроение под музыку. Свободные движения под музыку разного характера на определенную тему. ОРУ с гимнастическими палками и с обручами. Игра с пением . Упр. на развитие координационных способностей |
Практика |
21 |
Упражнения для развития ритма |
Выполнение отсроченных движений. Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. Подражательные движения. Сужение и расширении круга. ОРУ. Эстафета с обручами. Упр. для развития пластичности |
Практика |
22 |
Упражнения на передачу в движении характера музыки |
Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упр. для развития чувства ритма |
Практика |
23 |
Упражнения на умение сочетать движение с музыкой |
Ритмико-гимнастические упр. с флажками. Свободные движения под музыку разного характера на определенную тему. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упр. для развития чувства ритма |
Практика |
24 |
Упражнения на внимание |
Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, учитывая характер музыки. Подражательные движения.ОРУ. Музыкальная игра. Упражнение на расслабление |
Практика |
25 |
Итоговое занятие |
Участие в школьных и классных праздниках и концертах |
Практика |
26 |
Танцевальные упражнения |
Танцевальные упражнения. ОРУ в движении. Подвижная игра. Упр. для развития чувства ритма |
Практика |
27 |
Танцевальные движения |
Знакомство с новыми элементами танца и движениями: присядка, полуприсядка на месте и с продвижением. ОРУ. Музыкальная игра. Упр. для укрепления свода стопы |
Практика |
28 |
Соединение движения с музыкой |
Изучение танцевального шага «Галоп» под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упр. для расслабления |
Практика |
29 |
Упражнения на развитие танцевального творчества. Вальс. |
Знакомство с новыми элементами танца: шаг вальса прямой и с поворотом. Упр. на развитие мелкой моторики рук, чувства ритма. |
Практика |
30 |
Элементы русских народных плясок |
Танцевальные упр. «русский хоровод», «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Подвижные игры. Упр. на расслабление |
Практика |
31 |
Итоговое занятие |
Участие в школьных и классных праздниках и концертах |
Практика |
Методическое обеспечение программы
Название раздела программы |
Основные формы работы с детьми |
Основные методы работы |
Оборудование |
Ритмико-гимнастические упражнения |
- урок; -учебно-практическое занятие; -фронтальная; -групповая; -парная (учитель ученик, ученик-ученик); -игра;
|
-показательный; -организации учебно-практической, спортивной, игровой деятельности обучающихся; -стимулирования и мотивации деятельности и поведения обучающихся; -контроля и самоконтроля деятельности и поведения обучающихся |
Малые мячи, обручи, флажки, гимнастические палки, скакалки по количеству детей в классе; гимнастическая скамья, кегли, музыкальный инструмент |
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами |
Детские барабаны, колокольчики по количеству детей в классе; музыкальный инструмент |
||
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку |
Флажки, гимнастические палки, скакалки по количеству детей в классе; гимнастическая скамья; музыкальный инструмент |
||
Народные пляски и современные танцевальные движения |
Флажки, платочки; музыкальный инструмент |
Список литературы
Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. М., 1992. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 1998 Движения под музыку в детском саду / Под ред. Косицыной М.А. Картушина М.Ю. Оздоровительные вечера досуга. М., 2005 Конорова Е.В. «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1 – Музыка,2012 Конорова Е.В. «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1 – Музыка,2012 Котышева Е.Н.«Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» - Речь,2010 Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М., 1993. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в спец. детском саду для детей с нарушением интеллекта / Под. ред. Зарина А.П., Ложко Е.Л., СПб. 1994. Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы / Сост. Л. А. Вохмянина. – М.: Дрофа, 2000. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. -М., 1999. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.