Профилактика

  Профилактика гриппа

Грипп и ОРВИ Острые респираторные инфекции (ОРИ) – заболевания, которые передаются воздушно-капельным путем и вызываются различными возбудителями: вирусами  и бактериями. В основном возбудители острых респираторных инфекций передаются от человека к человеку через кашель или чихание больного. Любой человек, близко (приблизительно на расстоянии 1 метра) контактирующий с другими человеком с симптомами ОРИ (высокая температура, чихание, кашель, насморк, озноб, боль в мышцах) подвергается риску воздействия потенциально инфекционных вдыхаемых капель. Вирусы могут попасть в организм (в глаза, нос или рот) через руки при соприкосновении с инфицированной поверхностью. С помощью соблюдения личной гигиены можно предупредить распространение возбудителей, вызывающих респираторные инфекции.

Общие рекомендации

 · Прикрывайте нос и рот салфеткой во время кашля или чихания. После использования салфетку выбрасывайте в мусор.

· Часто мойте руки водой с мылом, особенно после того, как вы чихнули или кашляли.

· Эффективным будет также использование спиртосодержащих средств для мытья рук.

 · Избегайте близкого контакта с больными людьми.

 · Старайтесь не прикасаться к своим глазам, носу и рту.

· Избегайте объятий, поцелуев и рукопожатий.

· Если вы заболели, оставайтесь дома и ограничьте контакты с другими людьми, чтобы не заразить их, держитесь на расстоянии не менее 1 метра от окружающих

 · При появлении симптомов гриппа немедленно обращайтесь за медицинской помощью.
• Постоянно проветривайте помещение, в котором находится больной.
• Содержите помещение в чистоте, используя моющие средства.
Рекомендации для лиц с симптомами ОРИ
• При плохом самочувствии оставаться дома и выполнять рекомендации врача, по возможности держаться от здоровых людей на расстоянии (1 метр).
• Отдыхать и принимать большое количество жидкости.
• Закрывать рот и нос при кашле или чихании носовым платком или другими пригодными для этой цели материалами. Утилизировать этот материал сразу после использования или стирать его. Мойте руки сразу после контакта с выделениями из дыхательных путей!
• Необходимо носить маску, если находитесь на общей территории дома поблизости от других людей.
• Сообщите своим близким и друзьям о болезни.
Рекомендации по использованию масок
• Ношение масок обязательно для лиц, имеющих тесный контакт с больным пациентом
• Аккуратно надевайте маску так, чтобы она закрывала рот и нос, и крепко завязывайте ее так, чтобы щелей между лицом и маской было, как можно меньше.
• При использовании маски старайтесь не прикасаться к ней.
• Прикоснувшись к использованной маске, например при снятии, вымойте руки водой с мылом или с использованием средств для дезинфекции рук на спиртовой основе.
• Заменяйте используемую маску на новую чистую, сухую маску, как только используемая маска станет сырой (влажной).
• Не следует использовать повторно маски, предназначенные для одноразового использования.
• Выбрасывайте одноразовые маски после каждого использования и утилизируйте их сразу после снятия.
Рекомендации для родителей и опекунов:
• Научите детей часто мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.
• Научите детей кашлять и чихать в салфетку или в руку. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.
• Научите детей не подходить к больным ближе, чем на полтора-два метра.
• Заболевшие дети должны оставаться дома (не посещать дошкольные учреждения и школы), а также держаться на расстоянии от других людей, пока их состояние не улучшится.
• Воздержитесь от частых посещений мест скопления людей.
• Если ребенок имел контакт с больным гриппом, спросите у врача необходимость приема антивирусных лекарств для предупреждения заболевания.
Что делать если ребенок заболел?
• При заболевании ребенка обратитесь за медицинской помощью к врачу.
• Оставляйте больного ребенка дома, кроме тех случаев, когда ему нужна медицинская помощь.
• Давайте ребенку много жидкости (сок, воду).
• Создайте ребенку комфортные условия, крайне важен покой.
• Если у ребенка жар, боль в горле и ломота в теле, вы можете дать ему жаропонижающие средства, которые пропишет врач с учетом возраста пациента.
• Держите салфетки и корзину для использованных салфеток в пределах досягаемости больного.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Традиции русской кухни»

Цель: создание условий для принятия каждым родителем основ культуры питания. Идеи: пропаганда здорового питания, воспитание у детей через родителей уважения к традициям русского народа, патриотизма. Подготовка родительского собрания.

1. Анкетирование детей. • Сколько раз в день Вы едите?____________________________

• Ваше любимое блюдо ___________________________________

• Что Вы купите в продуктовом магазине? ___________________

 • Любите ли Вы кока-колу? ________________________________

 • Какие продукты вредны для здоровья? _____________________

• Что нужно кушать что бы быть здоровым? __________________

• Используете ли в своём рационе лапшу быстрого приготовления? ________

• Что Вы кушаете во время поездки в город, экскурсии, похода в кино? _______________

• Что ели наши предки?_____________________________________

• Правильно ли питались они?________________________________

 2. Обработка и анализ анкет.

3. Оформление стенгазеты «Из истории русской кухни» или «Как питались в Сибири». (Приложение 1).

4. Оформление выставки мини проектов учащихся «Любимое блюдо моей семьи», «Рецепты моей бабушки».

5. Рецепты блюд русской национальной кухни (для каждого родителя). (Приложение 2).

6. Конверты с набором названий различных продуктов используемых для приготовления блюд русской кухни. Ход родительского собрания. На доске запись: «Какова еда - таково и житье» «Ешь правильно - и лекарство ненадобно» Классный руководитель. Дорогие родители! Ни для кого не секрет, что общее состояние здоровья детей ухудшается, и как биолог я понимаю, что здесь немаловажную роль играет то, что дети едят. Значение питания в детском и подростковом возрасте обусловлено двумя основными факторами, определяющими различие зрелого и детского организма, а именно - ростом и развитием. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, активным процессом формирования органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии. В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела вызывают необходимость особенно тщательного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других компонентов в организации питания. Течение и исход многих болезней у детей во многом определяются особенностями питания. Поэтому правильное питание является одним из важнейших условий охраны здоровья и успеваемости ребенка. Убедительно доказано неблагоприятное влияние хронической белково-калорийной недостаточности на интеллектуальное развитие. В контролируемых условиях показано, что у детей-школьников, регулярно не завтракающих перед выходом в школу, снижается способность выполнять психофизиологические тесты, требующие внимательности, напряжения памяти. Отсутствие завтрака у детей школьного возраста сказывается на успеваемости и способности к обучению. Такие же недостатки выявлены у детей, перенесших в прошлом белково-калорийную недостаточность, последствия которой отразились на росте и массе тела. Это служит обоснованием необходимости обеспечения регулярного питания в школе и образования в школе детей, родителей в области питания. Древние мудрецы говорили, что "человек есть то, что он ест". Призадумайтесь над этой поговоркой и поглядите вокруг. Чем питаются окружающие Вас люди, и чем питаетесь Вы и Ваши дети? После работы большинство хозяек «затоваривается» в супермаркетах обычными «среднестатистическими» продуктами. При этом далеко не все обращают внимание на состав продукта. А заметив на этикетке «россыпь» консерваторов и стабилизаторов, стараются не забивать голову «лишней информацией». Лишь единицы готовят сами все - начиная от домашнего майонеза и морсов и заканчивая маринованными огурчиками и самодельной колбасой. Как правило, нехватка времени приводит к «централизованной» закупке консервов, соусов, маринованных овощей, кашек и супов быстрого приготовления. Все это значительно облегчает быт, однако смущает обилием различных усилителей вкуса и красителей. И недаром. Некоторые из них вполне безвредны, тогда как другие - далеко не безобидны. Поэтому прежде чем угостить своего ребёнка шоколадным батончиком или ломтиком плавленого сыра, внимательно изучите состав лакомства. Сейчас появилось множество книг, посвященным правилам питания, множество "учителей жизни" обещают идеальное здоровье приверженцам того или иного метода, некоторые продукты питания объявляются врагами номер один всего человечества (соль, сахар, молоко и т.п.), а некоторые – спасителями (пророщенная пшеница, перепелиные яйца). Действительно, кому-то эти системы помогают (чаще всего именно создателям, которые интуитивно подбирают продукты питания под свои заболевания), но большинству, они приносят только вред. Как во всем этом разобраться? Чему следовать? Какой книжке поверить – Мантеньяку? питаться по группе крови? по Аткинсу? НИКОГДА НИКОМУ НЕ ВЕРЬТЕ!!! Верить можно только ОПЫТУ и ТРАДИЦИЯМ своих предков. Они вас не обманут. Именно они кровно заинтересованы в вашем здоровье. А заокеанские "учителя" имеют только одну цель – набить свой карман зелеными бумажками. За ваш счет, конечно. Поэтому, правило ПЕРВОЕ и ГЛАВНОЕ. Если вы здоровы - питайтесь преимущественно так, как питались ваши предки, живущие в этой же местности. Традиции же питания у разных народов разные, и складывались они на протяжении многих столетий. Поэтому, если механически перенести даже самые лучшие особенности питания одного народа на другой, здоровья это не прибавит, поскольку потребуется достаточно много времени, чтобы желудочно-кишечный тракт человека приспособился и воспринял непривычную пищу как родную. Повсеместно установлено, что долгожители самых различных регионов мира ведут привычный им с детства активный образ жизни. В частности, много ходят в любое время года и в любую погоду. Характерно также в подавляющем большинстве случаев их прочное семейное и общественное положение. У долгожителей, у их родных и близких высоко развито чувство целостности семьи и преемственности поколений. Идеальная пища - это пища родного дома, родного очага, которая основывается на рецептах, передаваемых от бабушки к дочери и внучке, на семейных традициях, на традициях данной местности, данного народа, данной национальности. Это и будет идеальным питанием здорового человека. Итак, самым идеальным питанием для здорового человека является питание, которого придерживались его предки. Наглядным подтверждение "от противного" является ситуация со здоровьем и питанием в США. Это молодая страна, состоящая из эмигрантов, зачастую оторвавшихся от родины и забывших всякие национальные традиции. Своих традиций Америка не имеет! И именно поэтому там столько больных с нарушением обмена веществ. Это самая богатая страна мира, но это и страна самых тучных и больных людей! И совершенно логично, что большинство новомодных диет и теорий питания появляется в Америки – они просто не знают к какой традиции прибиться, часто выхватывают различные места из различных традиций, получая в итоге совершенно не перевариваемый результат. Именно поэтому там и могли появиться, дикие на взгляд диетолога, теории П. Брэгга и Г. Шелтона. Еще при Советском Союзе во время изучения проблемы долгожительства одна геронтологическая экспедиция проводила исследование в двух расположенных рядом селах в Нагорном Карабахе. Одно село было русским, второе - азербайджанским. Выяснилось, что среди азербайджанцев много долгожителей, а в русском селе люди умирали рано, несмотря на то, что жители этого русского села были членами религиозной общины и вели чрезвычайно правильный образ жизни. Вывод, сделанный геронтологами однозначен - дольше живут те, кто соблюдает традиционный образ жизни. Традиционное питание, характерное для данной местности и для каждой местности свое, и является тем фактором, которые сохраняет здоровье и увеличивает продолжительность жизни. Объясняется это тем, что тип питания у каждой этнической группы формируется в течение нескольких поколений, которые длительное время отбирали продукты, адаптированные именно к этой местности и позволяющие выжить именно на этой территории. А теперь давайте посмотрим как питаются наши дети, что они любят кушать, что не любят, знают ли, как питались их дедушки и бабушки. Я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты. Такое же анкетирование было проведено среди ваших детей. Анализ анкетирования детей и родителей. 1. Совпадают ли ответы ваши с ответами ваших детей? 2. Почему ваши дети употребляют продукты вредные для здоровья? 3. Какова основная проблема связанная со здоровым питанием? Выступление школьного валеолога или медицинского работника «О вреде некоторых продуктов питания» (Приложение 3). Работа родителей в группах. Неизменное значение в русской кухне сохраняли первые жидкие блюда, называемые с конца XVIII в. супами. Супы всегда играли главенствующую роль на русском столе. Недаром ложка была главным столовым прибором. Она появилась у нас ранее вилки почти на 400 лет. "Вилкою, что удой, а ложкою, что неводом", - гласила народная пословица. В меньшей степени, чем супы, сохранили свое первоначальное значение на русском столе рыбные блюда. Некоторые классические русские рыбные блюда вроде тельного вышли из употребления. Между тем они вкусны, просты по приготовлению. Их вполне можно готовить из морской рыбы, которую, кстати говоря, использовали в русской кухне еще в старину, особенно в Северной России, на русском Поморье. Каша – одно из самых распространенных русских национальных блюд, второе после щей по своему значению на русском столе. В конвертах находятся названия продуктов питания (гречка, пшено, перловка, пшеничная крупа, мука, щука, карп, карась, курица, говядина, яйцо, молоко, сметана, творог, лук, капуста квашеная, морковь, свекла, соленый огурец, картофель, редька, тыква, масло сливочное, масло подсолнечное, сыр, яблоки, брусника, клюква, курага, чернослив, сахар, дрожжи, сушеная клубника, соленые томаты, крахмал, мёд). Из предложенных продуктов каждая группа должна «приготовить» обед, завтрак или ужин из традиций русской кухни. Родители представляют блюда, обмениваются своими рецептами. В подарок получают подготовленные заранее рецепты блюд русской кухни (Приложение 2). Разработка модели рекомендаций родителям по организации питания ребёнка. Работа в парах. На столах перед родителями анкета. Задача каждой пары родителей – обсудить и отметить верный, с их точки зрения, ответ. После обсуждения, используя правильные ответы, совместно разрабатывается модель рекомендаций родителям по организации правильного питания детей. 1. Утренний завтрак. • Ребёнок обязан позавтракать • Иногда можно и не завтракать • Не обязательно рано есть 2. Сколько раз нужно есть. • Три раза в день • Не важно, когда хочется • Четыре раза 3. Нужно ли включать в рацион питания каши, крупяные изделия • Если любят в семье, тогда нужно • Да, это традиционная русская пища • Да, в крупах содержится много витаминов группы В 4. Нужно ли включать в рацион питания первые блюда (супы, борщи, щи...) • Обязательно, они улучшают пищеварение и являются традиционно русской пищей • Нет, их не охотно едят в нашей семье • Нет, в костях животных содержатся вредные вещества, переходящие при варке в бульон 5. Нужно ли знать, как питались наши предки • Да, чтобы корректировать рацион питания • Нет, сейчас другое время и другая пища 6. Необходимо ли иметь семейные традиции, связанные с едой • Нет, ненужно быть рабом своего желудка • Да, это воспитывает уважение среди членов семьи, к своим предкам 7. Есть ли необходимость в горячем питании в школе • Да, это поддерживает режим питания • Нет, потому что это дорого • Нет, потому что это не нравится моему ребёнку 8. Отношение к продуктам вредным для здоровья • Лучше о них ничего не знать и есть то, что нравится • Больше узнавать о вредных продуктах и исключать их из своего рациона Этап коррекции. Классный руководитель просит желающих взять из его «конверта дружеских вопросов» и завершить начатые фразы: «Я согласна с тем, что …», «Я категорически не согласна с тем, что…», «На сегодняшнем собрании я бы ещё…» и др. Этап рефлексии Классный руководитель благодарит всех выступивших и предлагает провести рефлексию, завершающую родительское собрание. Суть рефлексии – во мнении родителей о том, что именно дало это собрание; в чем они стали сомневаться, какие позиции хотели бы изменить в воспитании своих детей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Традиции национальной кухни у каждого народа формировались столетиями. В организме людей, питающихся определённой пищей, вырабатываются ферменты, активно переваривающие эту пищу. Выработка этих ферментов передаётся из поколения в поколение на генетическом уровне. Поэтому придерживаться традиций русской национальной кухни для составления рациона здорового питания необходимо. То, как питается каждый человек, в первую очередь зависит от традиций (привычек) питания в семье. Поэтому пропаганду здорового питания школьников нужно начинать с родителей. Для подготовки данного родительского собрания привлекаются учащиеся (анкетирование, выпуск газеты, мини проекты). Родители во время собрания являются не только слушателями, но и активными участниками обсуждения проблемы здорового питания детей. Всё это объединяет родителей, детей и педагогов в решении проблемы Затем в этом направлении можно продолжить работу с учащимися, организовав следующие мероприятия: «Русское чаепитие»; работа над проектами «Кулинарные традиции моей семьи», «Рецепты моей бабушки», «Национальные кухни» и т.д.; классные часы «Здоровое питание».

Изготовление ватно-марлевой повязки.

Ватно-марлевая повязка изготавливается следующим образом.
Берут кусок марли длиной 100 см и шириной 50 см. В средней части куска на площади 30X20 см кладут ровный слой ваты толщиной примерно 2 см.
   Свободные от ваты концы марли по всей длине куска с обеих сторон заворачивают, закрывая вату, концы марли (около 30—35 см) с обеих сторон посередине разрезают ножницами, образуя две пары завязок. Завязки закрепляют стежками ниток (обшивают).
Если имеется марля, но нет ваты, можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска марли укладывают 5—6 слоев марли.
   Ватно-марлевую (марлевую) повязку при использовании накладывают на лицо так, чтобы нижний край ее закрывал низ подбородка, а верхний — доходил до глазных впадин, при этом хорошо должны закрываться рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: нижние — на темени, верхние — на затылке. Неплотности, образовавшиеся между повязкой и лицом, можно закладывать ватными тампонами.  Повязка, как правило, одноразового пользования. После снятия зараженной повязки ее уничтожают (сжигают).