Обществознание

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

Рассмотрено                                     Согласовано с заместителем          Утверждено

на МО                                                            директора 01.09.2015                      Директор   школы:

Протокол:                                          _________________                                     ____________

 № 1 от 31.08.2015г.                         / Н.А. Тихонова/                             / В.Г. Усольцева/     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 

«Обществознание – 6 класс»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Александрова Лариса Юрьевна, к.п.н., учитель истории, обществознания, искусства и МХК высшей квалификационной категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Усть-Ламенка

 

2015 год


Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения), Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.). Изучение «Обществознания» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир» и «Основы духовно­нравственной культуры народов России».

Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

Цели изучения курса

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • o развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • o воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • o освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • o формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Характеристика содержания курса «Обществознание»

Структура курса и последовательность предъявления материала.

Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5 – 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» дает относительно развернутое представление о личности и ее социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема – «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует взаимоотношения с другими людьми.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых Понтий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Учебно-методический комплект (ОС «Школа России»).

  1. 1.     Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.
  2. 2.     Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 6 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2013.
  3. 3.     Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 6 класс: М., «Просвещение», 2012.
  4. 4.     Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 6 класс: М., «Просвещение», 2013.
  5. 5.     Программы курса «Обществознание» 5-6 классы / авт.-сост. С.В. Агафонов. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – 24 с. – (ФГОС. Инновационная школа)

Дополнительная литература: Хрестоматия по обществознанию.    CD по учебным курсам. Сборник самостоятельных заданий. – М., «П.», 2013.

Кравченко А. И. Обществознание: учебник 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 216 с. – (ФГОС. Инновационная школа)

Место курса в учебном плане

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 169 часов: 34 часов в неделю (33 часа – 9 класс).

Предпочтительные формы организации учебного процесса

 

Типы уроков

Пед. технологии

Формы работы

- игра

- дискуссия

- практикум

- лабораторная работа

- беседа

Интерактивные:

- игровые;

- ТРИЗ;

- технология дискуссии;

- проектная технология;

- проблемное обучение;

- технология развития критического мышления

Индивидуальная

Групповая

Группы с переменным составом

 

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся.

 

Вид контроля

Авторы заданий

Тестирование

---Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.

---Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2012.

Индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами

Контрольная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа

Исторический диктант

Работа над проектом

 

Количество контрольных работ – 1

Количество самостоятельных работ – 2

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • o мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • o заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • o ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты

  • o умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • o умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • o способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • o овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • o умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1). Использование элементов причинно-следственного анализа;

2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

  • o относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • o знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • o знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • o умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • o понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • o знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • o приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • o знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • o понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • o понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • o понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  • o знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • o знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • o понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • o понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • o умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • o знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

  • §        литература:
  1. 1.                                                Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 6 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2013.
  2. 2.                              Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.
  3. 3.                              Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010.
  4. 4.                              Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 6 класс: М., «Просвещение», 2012.
  5. 5.                                                Кравченко А. И. Обществознание: учебник 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 216  с. – (ФГОС. Инновационная школа).
  • §        дидактический материал:
  1. 1.                                                Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 6 класс: М., «Просвещение», 2011.
  2. 2.                                                Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентноть-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.
  3. 3.                                                Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 6 класс: М., «Экзамен», 2012.
  • §        оборудование и приборы:
  1. 1.                                          Таблицы по темам
  2. 2.                                          Компьютер, проектор

 

Содержание курса по обществознанию в соответствии с примерной программой(2011 г.)

 

Раздел

Количество часов

Инвариативная часть (83 %)

Социальная сущность личности – 8 часов

I. Человек в социальном измерении

5

II. Ближайшее социальное окружение

2

III. Нравственные основы жизни

2

Современное общество – 7 часов

III. Общество – большой «дом» человечества

10

IV. Общество, в котором мы живем

12

Вариативная часть (17 %)

Повторение и контроль

3

НРК

В 10 уроках (30%)

 


 

  1. 1.        Содержание дисциплины.

Календарно-тематический план – 6  класс.

 

Раздел, тема

Кол-во часов

Элементы содержания образования (основные вопросы)

Форма урока

Учебное оборудование

Основные

 понятия

Основные знания и умения

Измерители

(формы контроля)

Домашнее задание

Дата

№ урока

Тема 1.Человек в социальном измерении.

Человек -  личность.

5

1

 

Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Инстинкты – наследственность животного. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Имеет ли человек инстинкты? Что такое личность? Индивидуальность и её суть. Плохо или хорошо иметь индивидуальность. Сильная личность – какая она?

Урок рассуждение

Гипсовые бюсты древнейшего человека, иллюстрации эволюции человечества, карточки с заданиями, тексты, картины В.А. Серова и З.Е. Серебряковой, картина В.А. Серова «Пётр 1»

Биосоциальное существо,  человек,  индивид, мышление, речь, человекореализация, наследственность, личность, индивид, темперамент, характер, индивидуальность, индивид

Знать главное отличие человека от живых организмом. Знать суть понятия «личность».

Уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения. Уметь находить примеры из жизни при характеристике личности, анализировать тексты.

Беседа по прочитанному тексту, характеристика изображения древнейших людей Анализ текстов, беседа по прочитанному тексту учебного пособия, высказывание и аргументация своей точки зрения.

Боголюбов,  §1, вопросы устно, задание 3 письменно, выучить записи в тетради. Работа с высказываниями мудрых.

 

1

Человек познаёт мир

1

Что такое личность? Какие потребности и способности есть у человека? Познани е мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

Урок-исследование

Карточки с заданием, научно-популярные и художественные тексты, составление схемы «Способности»

Потребности, способности, талант, познание, самопознание

Знать процесс познания: объект, субъект, этапы.

Уметь отличать рациональное познание от чувственного, приводить примеры их отличия.

Выполнение заданий по карточкам, анализ текстов, составление схемы «Самопознание»

Боголюбов, §2, задание 5 письменно, устно на вопросы

 

 

2

Человек и его деятельность

1

Работа. Труд. Самоутверждение в жизни.

Урок-практикум

Карточки с заданием, художественные тексты, высказывания мудрецов, схема «Профориентация», картина  В.Г. Перова «Тройка».

самореализация, самопроектирование, самоутверждение, личность, индивид человек.

Знать важные вопросы жизни: их сущность и проблематичность, этапы деятельности.

Уметь сопоставлять социальные факты, их сравнивать и обобщать, найти своё место в обществе.

Выполнение заданий по карточкам, анализ художественных текстов, решение познавательных задач, беседа по прочитанному тексту.

Боголюбов, §3, выучить записи в тетради, устно «Проверь себя!», задание 7 письменно.

 

3

Потребности человека

1

Какие бывают потребности. Самореализация. Мир мыслей и чувств.

Лекция с элементами эвристической беседы

Художественные и научно-популярные  тексты, схема «Потребности»,  картина Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

Потребности, самореализация, самоутверждении е, духовный мир, суждение, умозаключение, эмоции, познание

Знать определение «потребности», «умозаключение», «эмоции». Уметь ими оперировать, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Выполнения заданий по карточке, анализ текста, беседа по прочитанному тексту. 

Боголюбов, §4, прочитать и подготовить пересказа по схеме «Потребности».

 

4

На пути к жизненному успеху. Профессии, востребованные в регионе.

1

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Профориентация. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.

Урок-практикум

Карточки с заданиями, картина М.В. Нестерова «И.П. Павлов»

Успех, труд, профессия, профориентация

Знать определения по теме и уметь ими оперировать.

 

Выполнение заданий по карточкам, составление сравнительных таблиц, анализ текстов

НРК Боголюбов §5,  задание 4 письменно.

 

5

Тема 2. Человек среди людей. Межличностные отношения. Человек в группе.

2

1

Межличностные отношения. Взаимопонимание.

Урок-исследование

Карточки с заданием, научно-популярные и художественные тексты.

Межличностные отношения, взаимопонимание, толерантность.

Знать процесс межличностного общения и его особенности.

Уметь раскрывать понятие «толерантность», приводить примеры его проявления.

Выполнение заданий по карточкам, анализ текстов, составление схемы «Межличностные отношения»

Боголюбов §6, 7 задание 4 письменно. Выучить записи в тетради, устно вопросы после параграфа, практикум письменно. Работа с высказываниями мудрых.

 

6

Общение. Конфликты в межличностных отношениях.

1

Общение как вид деятельности. Вербальное и невербальное общение. Конфликты и пути их решения.

Деловая игра

Карточки с заданием, научно-популярные и художественные тексты. Таблица «Виды общения».

Общение. Конфликт. Сотрудничество.

Знать процесс межличностного общения и его особенности, конфликта.

Уметь раскрывать понятие «конфликт», «общение», приводить примеры его проявления.

Выполнение заданий по карточкам, анализ текстов, составление схемы «Виды общения»

Боголюбов §8, 9  задание 4 письменно. Выучить записи в тетради, устно вопросы после параграфа, практикум письменно. Работа с высказываниями мудрых.

 

7

Тема 3. Нравственные основы жизни. Человек славен добрыми делами.

 

3

1

Исторические условия развития моральных и право выл норм в обществе, основные

моральные нормы

жизни общества. Взаимодействие

правовых и

моральных норм. Что такое добро. Кого называют добрым. Главное правило доброго человека.

Урок-исследование

Мораль, право, моральные нормы, правовые нормы, добро и зло.

Басни

А.Н. Толстого «Муравей и

голубка»,

«Лиса и

журавель». Текст о А.Д.Сахарове. Сказка «Счастливый принц» Оскара Уайльда. Картина Рембрандта ванн Рейна «Блудный сын».

Уметь составлять сравнительную

таблицу

«Мораль и

Право». Понимать различие между добрыми  и  плохими делами.

Анализ

басен

Л.И.Толстого.

Боголюбов §10 

прочитать и ответить на вопросы после параграфа, выучить три основных правила доброты на с.92

 

8

Будь смелым и человечным

1

Что такое страх. Суть смелости, мужества, безрассудства. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Уважение к старости.

Урок-рассуждение

Страх, смелость, мужество, безрассудство, капрал, генералиссимус, терпеть, терпеливый, гуманизм, человечность.

Скульптура С.Д. Эрьзя «Ужас», картина К.П. Брюллова «Последний день Помпея», В.М. Максимова «Всё в прошлом». Рассказ о А.В. Суворове, К.И. Чуковском.  Стихотворение А. Ахматовой «Мужество».  Карточки с заданием.

Знать понятия: смелость, мужество, гуманизм. Уметь проявлять вышеперечисленные добродетели.

Решение

познавательных

задач,

выполнение

творческих

заданий

(сочинение). Анализ фрагмента

художественного

произведения и картин.

Боголюбов §11-12 прочитать, вопросы после параграфов устно, с.207 задание 8 письменно, с.213  выполнить практикум. Выучить памятку на с.207 «Учимся быть терпимыми».

 

9

Повторение «Человек и общество».

1

Человек. Личность. Межличностные отношения. Общение. Конфликты.

Мини-ЕГЭ

Человек. Личность. Межличностные отношения. Общение. Конфликты.

Карточки, тестовые задания.

Знать основные понятия, уметь ими оперировать.

Решение заданий Мини-ЕГЭ.

Боголюбов §1-12 повторить, выполнить творческие задания.

 

10

Тема 4. Общество – большой «дом» человечества

Что такое

общество? Сферы общественной жизни

11

 

 

 

1

Исторические условия

развития общества, основные сферы

жизни общества -

экономическая,

политическая,

духовная и

социальная. Роль общества в

жизни человека и

человека в жизни

общества. Особенности происхождения человека. Развитие речи и мышления человека. Расы людей.

Лекция с элементами эвристической беседы

Таблица

«Сферы

жизни

общества». Картина «Родовая община». Практические задания.

Общество, сообщество, человек, личность, экономическая сфера

жизни общества,

политическая сфера

жизни общества.

социальная сфера

жизни общества,

духовная сфера

жизни общества.

страна, государство. Биологическое существо. Социальное существо. Этнографы, антропологи. Расы: негроиды, монголоиды, европеоиды. Человек, природа, культура.

Знать понятие «общество» в широком и узком смысле и умение им оперировать. Оперировать

новыми

понятиями,

составлять

таблицу,

составлять

рассказ. Использовать

знания, полученные на

смежных

предметах

(биология и история),

анализировать

текст документов.

Проверка

таблицы,

тест,

решение

ситуации. Анализ

картины.

анализ текстов документов и

художественных

текстов .

Кравченко, §1-2 Прочитать, выучить записи в тетради, вопросы и задания после параграфа. Составление

рассказа,

мини-

сочинение

«Как я

выполняю

роль

ученика», «Мнения о происхождении человека».

 

11

Экономическая сфера. Экономическое развитие региона.

 

1

Роль экономики в обществе. Что такое производство? Что необходимо для организации производства? Что такое рынок? Деньги в экономике. Банки в экономике.

Классический урок

Видеосюжет «Деньги и их функции», тексты

Экономика, блага, производство, производитель, потребитель, затраты производства, обмен, рынок, рыночная цена, банк, вклад.

Оперировал.

новыми понятиями, составлять схему.

Анализ текста и составление схемы «Звенья экономики».

НРК

Кравченко, §3 Прочитать, выучить записи в тетради, вопросы и задания после параграфа.

Собрать материалы по теме «Экономика вокруг нас».

 

12

Труд и образ жизни людей

1

Правам обязанности работников и работо­дателей в

современном российском обществе,

трудовые права

человека. Роль труда

в жизни человека и общества, особенности социальной «щиты граждан

в современном

обществе.

Что такое образ жизни. Образ жизни у разных народов.

Урок-практикум

Конституция РФ, таблица «Права и обязан­ности

граждан

РФ».

 Картина

Перова

«Тройка»,

басни,

Конвенция

о правах

ребенка.

Иллюстрации с образами жизни разных народов, тексты для дополнительного чтения

Общество, госу­дарство, социальная сфера, труд, работник, работодатель, трудовой договор, увольнение, налоги,

охрана природы,

отпуск, право на

жилье, медицинская

помощь, защита

Отечества. Общество, экономическая

сфера, труд, трудовое   воспитание.

Конвенция

о правах ребёнка.

Образ жизни, стиль жизни

Использовать

знания, полученные на

смежных

предметах

(история),

анализировать

текст документов. Оперировать

новыми понятиями, составлять таблицу,

анализировать

текст

документов.

Анализ

картины.

анализ текстов документов и

художественных

текстов

(басни). Решение

ситуации, выполне­ние прак­тических заданий.

составление таблицы.

Кравченко §4. Выполнение заданий из рабочей тетради. Составление

таблицы

«Трудовое

воспитание детей

в современном

общества».

 

13

Политическая сфера и государственная власть. Политическая жизнь региона.

1

Исторические условия

возникновения госу­дарства. Определение

понятия «государство», его устройство,

формы государственного правления и

признаки государства. Анализ

различных

теорий происхождения государства. Понятия «гражданин», «суверенитет»; гражданские права. Основные юридические документы, рег­ламентирующие жизнь граждан и государства (Конституция,

закон «О гражданстве»). 

Лекция с элементами беседы

Тест,

таблица,

материалы для игры «Аук­цион». Схемы,  текст сценки.

 

 

 Общество, мировое

сообщество, страна, государство, республики, монархия.

демократия, тирания, парламент,

полис, нация. Общество, госу­дарство, полити­ческая сфера,

гражданин, паспорт, закон

«О гражданстве»,

суверенитет.

Использовать

знания.

полученные на смежных предметах (история).

оперировать

новыми

понятиями,

составлять

таблицу.

Составление

таблицы, тест, анализ ситуации (сценка).

НРК

Кравченко § 5. Выполнение

задания на группировку государств.

 

14

Какие бывают государства?

1

Формы правления, формы устройства государства, типы политических режимов.

Комбинированный урок

Таблица «Виды государства», карточки с заданиями

Монархия, республика, федерация, конфедерация, унитарное государство.

Использовать

знания.

полученные на смежных предметах (история).

оперировать

новыми

понятиями,

составлять

таблицу.

Составление

таблицы, тест.

Кравченко § 6. Выполнение

задания на группировку государств.

 

15

Социальная сфера общества. Социальные проблемы региона.

 

1

Социальные группы.

Урок-практикум

Тесты по двум вариантам, тексты для дополнительного чтения.

Термины: Социальная группа, малая группа, семья, родственники, друзья

Оперировать

новыми

понятиями,

составлять

таблицу,

анализировать

Конституцию

РФ.

Составление

таблицы, тестирование.

НРК

Кравченко §7. Выполнение заданий из рабочей тетради. Составление

Схемы «Социальная структура общества».

 

16

Социальные различия в обществе

1

Социальное неравенство.

Комбинированный урок

Тесты по двум вариантам, тексты для дополнительного чтения.

. Бедные, богатые.

Оперировать

новыми

понятиями,

составлять

таблицу,

анализировать

Конституцию

РФ.

Составление

таблицы, тестирование.

Кравченко §8. Выполнение заданий из рабочей тетради. Составление

Схемы «Социальная структура общества».

 

17

Духовная сфера общества.

1

Понятие «культура».Многообразие и формы культуры.

Урок творчества

Таблица «Формы и виды культуры», репродукции картин, музыкальные фрагменты

Культура, материальная, духовная, нравы, искусство, наука, образование, религия

Определять сущностные характеристики понятия «культура». Извлекать информацию по теме из неадаптированных источников, переводить визуальную и текстовую информацию о культуре в табличную форму, классифицировать и характеризовать формы культуры и иллюстрировать конкретными примерами

Работа с текстом, составление таблицы, анализ художественных произведений

Кравченко §9. Выполнение заданий из рабочей тетради. Составление

Схемы «Социальная структура общества».

 

18

Духовные богатства общества и культурное наследие мира, России и региона.

1

Характеристика сущности духовного богатства общества. Необходимость сохранения культурного наследия. Процесс создания, распространения и усвоения духовных богатств общества

Урок-размышление

Репродукции картин, презентация «Культурные памятники России»

Духовное богатство, культурные ценности, культурное наследие, ЮНЕСКО, всемирное наследие, библиотека

Определять сущностные характеристики понятия «культура», духовное богатство, культурное наследие. Выражать собственное отношение к проблеме сохранности культурного достояния мира. Объяснять и конкретизировать процессы создания, сохранения и трансляции, усвоения достижений культуры

Работа с текстом, анализ репродукций, глоссарий

НРК

Кравченко §10. Выполнение заданий из рабочей тетради. Составление

Схемы «Социальная структура общества».

 

19

Основные типы общества и общественный прогресс.

1

Общество охотников и собирателей. Общество огородничества. Общество земледельцев и скотоводов.  От аграрного общества к индустриальному. Современное производство. Современные средства транспорта и связи. Состав современного общества. Проблемы современного общества.

Классический урок

Картина «Славянский посёлок», текст «Современные охотники и собиратели», тексты для чтения

Огородничество, земледелие, Аграрное, традиционное, индустриальное, информационное  общество. Мировое сообщество. Научно-техническая революция. Терроризм. Социальное неравенство. Преступность.

Знать этапы исторического развития общества. Оперировать

новыми

понятиями,

составлять

таблицу,

составлять

рассказ.

Анализ

картины.

анализ текстов документов и

художественных

текстов.

Кравченко, §11-12 Прочитать, выучить записи в тетради, задания после §. Составление

 Таблицы «Ступени развития общества».

 

20

Итоговое повторение «Общество и общественный прогресс»

1

Сущностная характеристика общества как системы, сфер общественной жизни, типов обществ.

ПОУ

КИМы, иллюстрации с формами культуры, со сферами общественной жизни, СД с тестами в интерактивном режиме

Ключевые понятия (общество, сферы, культура, наследие, нравы)

Знать основные теоретические положения по характеристике общества как динамической системы.

Уметь работать с тестами, решать социально-ориентированные задания.

Решение тестов и задач.

Повторить Кравченко §1 – 12, Конституция РФ

 

21

Тема 5. Общество, в котором мы живём.

Мир как единое целое

12

 

1

Мир как целое. Ускорение мирового общественного развития. Усиление взаимосвязей и взаимозависимостей стран и народов.

Урок путешествие

Репродукции, документальные тексты, выдержки из газет, стенография TV -программ

Мировое сообщество, толерантность, глобализация, ООН, СМИ

Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни происходящие в современном обществе перемены (ускорение общественного развития).

Работа со СМИ.

Кравченко, §13 Прочитать, выучить записи в тетради, задания после §. Подготовить устные сообщения «Проблемы современного мирового сообщества».

 

22

Современное общество.

1

Современное производство. Современные средства транспорта и связи. Состав современного общества. Проблемы современного общества.

Классический урок

Репродукции, документальные тексты, выдержки из газет, стенография TV -программ

Мировое сообщество. Научно-техническая революция. Терроризм. Социальное неравенство. Нанороботы, нанотехнологии.. Средства коммуникации, информационная революция. Преступность в социальных сетях. СМИ

Определять сущностную характеристику современного производства и структуры современного общества. Объяснять роль и значение современных средств связи и коммуникаций на конкретных примерах.

Анализ

репродукций.

анализ текстов документов и

художественных

текстов.

Кравченко, §14 Прочитать, выучить записи в тетради, задания после §. Составление

 Таблицы «Ступени развития общества». Подготовить устные сообщения «Современное производство», «Современный город», «Современная деревня», «Современная техника», «Проблемы современного общества».

 

23

Глобальные проблемы современности. Как спасти природу

1

Сущностная характеристика глобальных проблем и путей их решения.

Урок-размышление

СМИ, статистический материал, репродукции, схема «Глобальные проблемы современности»

Глобальные проблемы, демография, терроризм, природа, экология, экологический кризис «Гринпис», ВФДП (всемирный фонд дикой природы)

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. Проектирование путей решения данных проблем

Анализ ситуаций, работа с документами, текстом и Конституцией РФ. Разработка проекта

НРК

Кравченко, §15,  16. Прочитать, выучить записи в тетради, задания после §. Составление

 Таблицы «Глобальные проблемы общества». Подготовить проекты «Зоны охраны природы в нашем районе, дворе», «Правила экологического поведения школьников», «Устав школьного объединения «Зелёное движение», «Сценарий мероприятия «День Земли».

 

24

Российское общество в начале XXI века. Развитие региона.

1

Россия как часть мирового сообщества. Характеристика России на современном этапе: политическая, социальная, экономическая и духовная сфера.

Урок практикум

Статистический материал, репродукции по сферам российского общества, СМИ, учебный диск

Политическая, духовная. Социальная и экономическая сферы

Характеризовать место нашей Родины среди других государств. Показывать влияние происходящих в нашем обществе изменений на положение России в мире.

Анализ ситуаций, работа с документальным материалом и периодикой.

НРК

Кравченко, §17 Прочитать, выучить записи в тетради, задания после §.

 

 

25

Ресурсы экономического развития нашей страны. Вклад региона.

1

Ресурсы и возможности нашей страны. Задачи развития отечественной экономики.

Урок исследование

Схема «Основные ресурсы экономики», репродукции с ресурсами страны, региона

Ресурсы, земля, труд, капитал, управление, ограниченность ресурсов

Оценивать ресурсы и возможности развития экономики нашей страны, выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики, оценкой её ресурсов и возможностей развития.

Анализ ситуаций, работа с документальным материалом и периодикой.

НРК

Кравченко, §18 Прочитать, выучить записи в тетради, задания после §.

 

 

26

Конституция - Основной закон страны

1

Основные положения Конституции РФ.

Исторические

условия становления конститу­ционализма в

России

Урок-практикум

Конституция РФ,

таблица, тест.

 

 Общество, государство. политическая

сфера. Конституция,

 

Оперировать

новыми понятиями, состав­лять таблицу,

анализировать

Конституцию

РФ. Раскрывать роль Конституции РФ в жизни общества.

Тест,

практические

задания, анализ документа

 

Кравченко § 19. Выполнение

практических

заданий.

 

27

Основы конституционного строя РФ

1

Основные принципы государственного строя Российской Федерации

Урок-практикум

Схема «Народ – источник власти», статья Конституции РФ

Федерация, демократия, референдум, выборы, республика

Давать характеристику основам конституционного строя России

Тест,

заполнение

таблицы, практические

задания.

 

Кравченко § 20 Выполнение

практических

заданий.

 

28

Государственное устройство России

1

Государственное

устройство РФ

и принципы конституционного строя РФ.

Урок-практикум

Схема «Государственная власть РФ», статья Конституции РФ

Парламент,  Вече, законодательная власть.

Исполнительная власть, судебная власть.

президент, депутаты,

разделение властей, правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Федеральное собрание, Высший Арбитражный суд

Характеризовать государственное устройство страны, её многонациональный состав. Находить и извлекать информацию о государственном устройстве России из адаптированных источников различного типа.

Тест,

заполнение

таблицы, схемы, практические

задания.

 

Кравченко § 21. Выполнение

практических

заданий.

 

29

Гражданин – Отечества достойный сын

1

Гражданин: права и обязанности. Позиция –« моя хата с краю» и её опасность.

Урок-диспут

Схема «Граждане РФ обязаны», Конституция РФ, карточки с заданием, портрет Н.А. Некрасова, репродукция памятника К.Минину и Д.Пожарскому. Карта Российской Федерации, плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!», тексты о участниках боевых событий.

Гражданство, патриотизм, права и обязанности

Знание и понимание смысла термина «гражданин». Уметь осознанно готовиться выполнять обязанности и осуществлять права гражданина РФ в полном объёме. Выражать собственное мнение о том, кого можно считать достойным гражданином, и приводить примеры гарантируемых Конституцией РФ основных прав и свобод граждан России. Оценивать свой гражданский статус.

Работа с Конституцией РФ, анализ схемы «Граждане РФ обязаны», участие в дискуссии «Что значит быть достойным сыном отечества».

Кравченко §22, прочитать, ответить на вопросы устно, выучить записи в тетради и памятку «Учимся быть достойными гражданами». Организуй тимуровский рейд.

 

30

Духовные ценности российского народа

1

Общечеловеческие ценности в соотношении с духовными ценностями российского народа. Многонациональный состав РФ. Понятие «ценность».

Основные ценности

современного

общества. Роль ценностей

в жизни общества

и человека.

Лекция с элементами эвристической беседы

Репродукции храмов и молельных домов традиционных религий России, художественные и документальные тексты.

Духовные ценности, христианство, православие, католицизм, буддизм, мусульманство, семья, национальная культура и традиции

Характеризовать духовные ценности российского народа. Описывать культурные достижения народов России. Выражать собственное отношение к ним.

Анализ текстов, репродукций, музыкальных фрагментов. Решение

познавательных

задач,

выполнение

творческих

заданий

(сочинение). Анализ фрагмента

художественного

произведения.

Кравченко §23, прочитать, ответить на вопросы устно, выучить записи в тетради , подберите пословицы по духовным ценностям

 

31

Культурные достижения народов России и региона

1

 Что значит многонациональное государство. Как относится государство к разным нациям по Конституции РФ.  Многонациональная культура России. Культурные достижения народов России: как их сохранять и преумножать.

Урок развивающего обучения

Конституция РФ, портреты: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.В.Ломоносов, И.Е.Репин, П.И.Чайковский, С.Я.Маршак, Махмуд Эсамбаев, Расул Гамзатов, Ю.С.Рытхэу, София Губайдулина, Валерий Гергиев

Национальность, Конституция РФ, закон, многонациональная культура, музей, реставрация, толерантность, краеведение

Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей.

Умения работать с разными источниками информации. Знать суть терминов: многонациональность, национальность, многонациональная культура. Описывать культурные достижения народов России. Выражать собственное отношение к ним.

Работа с Конституцией РФ, работа по карточкам, описание иллюстраций и портретов.

НРК

Кравченко §24, прочитать, ответить на вопросы устно, выучить записи в тетради , выучить памятку «Учимся уважать людей любой национальности».

 

32

Россия и регион в современном мире

1

Место нашей Родины  среди современных государств. Что помогает усилению авторитета и влияния нашей страны и региона  в мире.

Урок-проект

Репродукции ратных полей России: Куликовского, Бородинского и Прохоровского. СМИ, TV-материалов

Нобелевская премия, великая держава

Характеризовать место нашей Родины среди других государств. Показывать влияние происходящих в нашем обществе и регионе изменений на положение России в мире. Находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного мира.

Анализ текстов, репродукций, СМИ

НРК

Кравченко §25, прочитать, ответить на вопросы устно, выучить записи в тетради , выучить памятку «Учимся уважать людей любой национальности».

 

33

Человек и общество.

1

Ключевые понятия, умения и знания по всему курсу.

ПОУ

 

Творческие задания

Ключевые понятия.

Подвести итоги в изучении курса

Тестирование.

Материал за курс

 

34