МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено Согласовано с заместителем Утверждено
на МО директора 01.09.2015 Директор школы:
Протокол: _________________ ____________
№ 1 от 31.08.2015г. / Н.А. Тихонова/ / В.Г. Усольцева/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Обществознание – 6 класс»
Составитель:
Александрова Лариса Юрьевна, к.п.н., учитель истории, обществознания, искусства и МХК высшей квалификационной категории
с.Усть-Ламенка
2015 год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Цели изучения курса
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- o развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- o воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- o освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- o формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Характеристика содержания курса «Обществознание»
Структура курса и последовательность предъявления материала.
Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5 – 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» дает относительно развернутое представление о личности и ее социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема – «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует взаимоотношения с другими людьми.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых Понтий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Учебно-методический комплект (ОС «Школа России»).
- 1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.
- 2. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 6 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2013.
- 3. Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 6 класс: М., «Просвещение», 2012.
- 4. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 6 класс: М., «Просвещение», 2013.
- 5. Программы курса «Обществознание» 5-6 классы / авт.-сост. С.В. Агафонов. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – 24 с. – (ФГОС. Инновационная школа)
Дополнительная литература: Хрестоматия по обществознанию. CD по учебным курсам. Сборник самостоятельных заданий. – М., «П.», 2013.
Кравченко А. И. Обществознание: учебник 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 216 с. – (ФГОС. Инновационная школа)
Место курса в учебном плане
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 169 часов: 34 часов в неделю (33 часа – 9 класс).
Предпочтительные формы организации учебного процесса
Типы уроков |
Пед. технологии |
Формы работы |
- игра - дискуссия - практикум - лабораторная работа - беседа |
Интерактивные: - игровые; - ТРИЗ; - технология дискуссии; - проектная технология; - проблемное обучение; - технология развития критического мышления |
Индивидуальная Групповая Группы с переменным составом |
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся.
Вид контроля |
Авторы заданий |
Тестирование |
---Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011. ---Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2012. |
Индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами |
|
Контрольная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа |
|
Исторический диктант |
|
Работа над проектом |
Количество контрольных работ – 1
Количество самостоятельных работ – 2
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- o мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- o заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- o ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
- o умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- o умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- o способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- o овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- o умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
- o относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- o знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- o знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- o умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- o понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- o знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- o приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- o знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- o понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- o понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- o понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- o знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- o знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- o понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- o понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- o умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- o знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
- § литература:
- 1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 6 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2013.
- 2. Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.
- 3. Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010.
- 4. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 6 класс: М., «Просвещение», 2012.
- 5. Кравченко А. И. Обществознание: учебник 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 216 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
- § дидактический материал:
- 1. Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 6 класс: М., «Просвещение», 2011.
- 2. Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентноть-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.
- 3. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 6 класс: М., «Экзамен», 2012.
- § оборудование и приборы:
- 1. Таблицы по темам
- 2. Компьютер, проектор
Содержание курса по обществознанию в соответствии с примерной программой(
Раздел |
Количество часов |
Инвариативная часть (83 %) |
|
Социальная сущность личности – 8 часов |
|
I. Человек в социальном измерении |
5 |
II. Ближайшее социальное окружение |
2 |
III. Нравственные основы жизни |
2 |
Современное общество – 7 часов |
|
III. Общество – большой «дом» человечества |
10 |
IV. Общество, в котором мы живем |
12 |
Вариативная часть (17 %) |
|
Повторение и контроль |
3 |
НРК |
В 10 уроках (30%) |
- 1. Содержание дисциплины.
Календарно-тематический план – 6 класс.
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Элементы содержания образования (основные вопросы) |
Форма урока |
Учебное оборудование |
Основные понятия |
Основные знания и умения |
Измерители (формы контроля) |
Домашнее задание |
Дата |
№ урока |
Тема 1.Человек в социальном измерении. Человек - личность. |
5 1
|
Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Инстинкты – наследственность животного. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Имеет ли человек инстинкты? Что такое личность? Индивидуальность и её суть. Плохо или хорошо иметь индивидуальность. Сильная личность – какая она? |
Урок рассуждение |
Гипсовые бюсты древнейшего человека, иллюстрации эволюции человечества, карточки с заданиями, тексты, картины В.А. Серова и З.Е. Серебряковой, картина В.А. Серова «Пётр 1» |
Биосоциальное существо, человек, индивид, мышление, речь, человекореализация, наследственность, личность, индивид, темперамент, характер, индивидуальность, индивид |
Знать главное отличие человека от живых организмом. Знать суть понятия «личность». Уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения. Уметь находить примеры из жизни при характеристике личности, анализировать тексты. |
Беседа по прочитанному тексту, характеристика изображения древнейших людей Анализ текстов, беседа по прочитанному тексту учебного пособия, высказывание и аргументация своей точки зрения. |
Боголюбов, §1, вопросы устно, задание 3 письменно, выучить записи в тетради. Работа с высказываниями мудрых. |
|
1 |
Человек познаёт мир |
1 |
Что такое личность? Какие потребности и способности есть у человека? Познани е мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. |
Урок-исследование |
Карточки с заданием, научно-популярные и художественные тексты, составление схемы «Способности» |
Потребности, способности, талант, познание, самопознание |
Знать процесс познания: объект, субъект, этапы. Уметь отличать рациональное познание от чувственного, приводить примеры их отличия. |
Выполнение заданий по карточкам, анализ текстов, составление схемы «Самопознание» |
Боголюбов, §2, задание 5 письменно, устно на вопросы
|
|
2 |
Человек и его деятельность |
1 |
Работа. Труд. Самоутверждение в жизни. |
Урок-практикум |
Карточки с заданием, художественные тексты, высказывания мудрецов, схема «Профориентация», картина В.Г. Перова «Тройка». |
самореализация, самопроектирование, самоутверждение, личность, индивид человек. |
Знать важные вопросы жизни: их сущность и проблематичность, этапы деятельности. Уметь сопоставлять социальные факты, их сравнивать и обобщать, найти своё место в обществе. |
Выполнение заданий по карточкам, анализ художественных текстов, решение познавательных задач, беседа по прочитанному тексту. |
Боголюбов, §3, выучить записи в тетради, устно «Проверь себя!», задание 7 письменно. |
|
3 |
Потребности человека |
1 |
Какие бывают потребности. Самореализация. Мир мыслей и чувств. |
Лекция с элементами эвристической беседы |
Художественные и научно-популярные тексты, схема «Потребности», картина Ф.П. Решетникова «Опять двойка» |
Потребности, самореализация, самоутверждении е, духовный мир, суждение, умозаключение, эмоции, познание |
Знать определение «потребности», «умозаключение», «эмоции». Уметь ими оперировать, высказывать и аргументировать свою точку зрения. |
Выполнения заданий по карточке, анализ текста, беседа по прочитанному тексту. |
Боголюбов, §4, прочитать и подготовить пересказа по схеме «Потребности». |
|
4 |
На пути к жизненному успеху. Профессии, востребованные в регионе. |
1 |
Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Профориентация. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. |
Урок-практикум |
Карточки с заданиями, картина М.В. Нестерова «И.П. Павлов» |
Успех, труд, профессия, профориентация |
Знать определения по теме и уметь ими оперировать.
|
Выполнение заданий по карточкам, составление сравнительных таблиц, анализ текстов |
НРК Боголюбов §5, задание 4 письменно. |
|
5 |
Тема 2. Человек среди людей. Межличностные отношения. Человек в группе. |
2 1 |
Межличностные отношения. Взаимопонимание. |
Урок-исследование |
Карточки с заданием, научно-популярные и художественные тексты. |
Межличностные отношения, взаимопонимание, толерантность. |
Знать процесс межличностного общения и его особенности. Уметь раскрывать понятие «толерантность», приводить примеры его проявления. |
Выполнение заданий по карточкам, анализ текстов, составление схемы «Межличностные отношения» |
Боголюбов §6, 7 задание 4 письменно. Выучить записи в тетради, устно вопросы после параграфа, практикум письменно. Работа с высказываниями мудрых. |
|
6 |
Общение. Конфликты в межличностных отношениях. |
1 |
Общение как вид деятельности. Вербальное и невербальное общение. Конфликты и пути их решения. |
Деловая игра |
Карточки с заданием, научно-популярные и художественные тексты. Таблица «Виды общения». |
Общение. Конфликт. Сотрудничество. |
Знать процесс межличностного общения и его особенности, конфликта. Уметь раскрывать понятие «конфликт», «общение», приводить примеры его проявления. |
Выполнение заданий по карточкам, анализ текстов, составление схемы «Виды общения» |
Боголюбов §8, 9 задание 4 письменно. Выучить записи в тетради, устно вопросы после параграфа, практикум письменно. Работа с высказываниями мудрых. |
|
7 |
Тема 3. Нравственные основы жизни. Человек славен добрыми делами.
|
3 1 |
Исторические условия развития моральных и право выл норм в обществе, основные моральные нормы жизни общества. Взаимодействие правовых и моральных норм. Что такое добро. Кого называют добрым. Главное правило доброго человека. |
Урок-исследование |
Мораль, право, моральные нормы, правовые нормы, добро и зло. |
Басни А.Н. Толстого «Муравей и голубка», «Лиса и журавель». Текст о А.Д.Сахарове. Сказка «Счастливый принц» Оскара Уайльда. Картина Рембрандта ванн Рейна «Блудный сын». |
Уметь составлять сравнительную таблицу «Мораль и Право». Понимать различие между добрыми и плохими делами. |
Анализ басен Л.И.Толстого. |
Боголюбов §10 прочитать и ответить на вопросы после параграфа, выучить три основных правила доброты на с.92 |
|
8 |
Будь смелым и человечным |
1 |
Что такое страх. Суть смелости, мужества, безрассудства. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Уважение к старости. |
Урок-рассуждение |
Страх, смелость, мужество, безрассудство, капрал, генералиссимус, терпеть, терпеливый, гуманизм, человечность. |
Скульптура С.Д. Эрьзя «Ужас», картина К.П. Брюллова «Последний день Помпея», В.М. Максимова «Всё в прошлом». Рассказ о А.В. Суворове, К.И. Чуковском. Стихотворение А. Ахматовой «Мужество». Карточки с заданием. |
Знать понятия: смелость, мужество, гуманизм. Уметь проявлять вышеперечисленные добродетели. |
Решение познавательных задач, выполнение творческих заданий (сочинение). Анализ фрагмента художественного произведения и картин. |
Боголюбов §11-12 прочитать, вопросы после параграфов устно, с.207 задание 8 письменно, с.213 выполнить практикум. Выучить памятку на с.207 «Учимся быть терпимыми». |
|
9 |
Повторение «Человек и общество». |
1 |
Человек. Личность. Межличностные отношения. Общение. Конфликты. |
Мини-ЕГЭ |
Человек. Личность. Межличностные отношения. Общение. Конфликты. |
Карточки, тестовые задания. |
Знать основные понятия, уметь ими оперировать. |
Решение заданий Мини-ЕГЭ. |
Боголюбов §1-12 повторить, выполнить творческие задания. |
|
10 |
Тема 4. Общество – большой «дом» человечества Что такое общество? Сферы общественной жизни |
11
1 |
Исторические условия развития общества, основные сферы жизни общества - экономическая, политическая, духовная и социальная. Роль общества в жизни человека и человека в жизни общества. Особенности происхождения человека. Развитие речи и мышления человека. Расы людей. |
Лекция с элементами эвристической беседы |
Таблица «Сферы жизни общества». Картина «Родовая община». Практические задания. |
Общество, сообщество, человек, личность, экономическая сфера жизни общества, политическая сфера жизни общества. социальная сфера жизни общества, духовная сфера жизни общества. страна, государство. Биологическое существо. Социальное существо. Этнографы, антропологи. Расы: негроиды, монголоиды, европеоиды. Человек, природа, культура. |
Знать понятие «общество» в широком и узком смысле и умение им оперировать. Оперировать новыми понятиями, составлять таблицу, составлять рассказ. Использовать знания, полученные на смежных предметах (биология и история), анализировать текст документов. |
Проверка таблицы, тест, решение ситуации. Анализ картины. анализ текстов документов и художественных текстов . |
Кравченко, §1-2 Прочитать, выучить записи в тетради, вопросы и задания после параграфа. Составление рассказа, мини- сочинение «Как я выполняю роль ученика», «Мнения о происхождении человека». |
|
11 |
Экономическая сфера. Экономическое развитие региона.
|
1 |
Роль экономики в обществе. Что такое производство? Что необходимо для организации производства? Что такое рынок? Деньги в экономике. Банки в экономике. |
Классический урок |
Видеосюжет «Деньги и их функции», тексты |
Экономика, блага, производство, производитель, потребитель, затраты производства, обмен, рынок, рыночная цена, банк, вклад. |
Оперировал. новыми понятиями, составлять схему. |
Анализ текста и составление схемы «Звенья экономики». |
НРК Кравченко, §3 Прочитать, выучить записи в тетради, вопросы и задания после параграфа. Собрать материалы по теме «Экономика вокруг нас». |
|
12 |
Труд и образ жизни людей |
1 |
Правам обязанности работников и работодателей в современном российском обществе, трудовые права человека. Роль труда в жизни человека и общества, особенности социальной «щиты граждан в современном обществе. Что такое образ жизни. Образ жизни у разных народов. |
Урок-практикум |
Конституция РФ, таблица «Права и обязанности граждан РФ». Картина Перова «Тройка», басни, Конвенция о правах ребенка. Иллюстрации с образами жизни разных народов, тексты для дополнительного чтения |
Общество, государство, социальная сфера, труд, работник, работодатель, трудовой договор, увольнение, налоги, охрана природы, отпуск, право на жилье, медицинская помощь, защита Отечества. Общество, экономическая сфера, труд, трудовое воспитание. Конвенция о правах ребёнка. Образ жизни, стиль жизни |
Использовать знания, полученные на смежных предметах (история), анализировать текст документов. Оперировать новыми понятиями, составлять таблицу, анализировать текст документов. |
Анализ картины. анализ текстов документов и художественных текстов (басни). Решение ситуации, выполнение практических заданий. составление таблицы. |
Кравченко §4. Выполнение заданий из рабочей тетради. Составление таблицы «Трудовое воспитание детей в современном общества». |
|
13 |
Политическая сфера и государственная власть. Политическая жизнь региона. |
1 |
Исторические условия возникновения государства. Определение понятия «государство», его устройство, формы государственного правления и признаки государства. Анализ различных теорий происхождения государства. Понятия «гражданин», «суверенитет»; гражданские права. Основные юридические документы, регламентирующие жизнь граждан и государства (Конституция, закон «О гражданстве»). |
Лекция с элементами беседы |
Тест, таблица, материалы для игры «Аукцион». Схемы, текст сценки.
|
Общество, мировое сообщество, страна, государство, республики, монархия. демократия, тирания, парламент, полис, нация. Общество, государство, политическая сфера, гражданин, паспорт, закон «О гражданстве», суверенитет. |
Использовать знания. полученные на смежных предметах (история). оперировать новыми понятиями, составлять таблицу. |
Составление таблицы, тест, анализ ситуации (сценка). |
НРК Кравченко § 5. Выполнение задания на группировку государств. |
|
14 |
Какие бывают государства? |
1 |
Формы правления, формы устройства государства, типы политических режимов. |
Комбинированный урок |
Таблица «Виды государства», карточки с заданиями |
Монархия, республика, федерация, конфедерация, унитарное государство. |
Использовать знания. полученные на смежных предметах (история). оперировать новыми понятиями, составлять таблицу. |
Составление таблицы, тест. |
Кравченко § 6. Выполнение задания на группировку государств. |
|
15 |
Социальная сфера общества. Социальные проблемы региона.
|
1 |
Социальные группы. |
Урок-практикум |
Тесты по двум вариантам, тексты для дополнительного чтения. |
Термины: Социальная группа, малая группа, семья, родственники, друзья |
Оперировать новыми понятиями, составлять таблицу, анализировать Конституцию РФ. |
Составление таблицы, тестирование. |
НРК Кравченко §7. Выполнение заданий из рабочей тетради. Составление Схемы «Социальная структура общества». |
|
16 |
Социальные различия в обществе |
1 |
Социальное неравенство. |
Комбинированный урок |
Тесты по двум вариантам, тексты для дополнительного чтения. |
. Бедные, богатые. |
Оперировать новыми понятиями, составлять таблицу, анализировать Конституцию РФ. |
Составление таблицы, тестирование. |
Кравченко §8. Выполнение заданий из рабочей тетради. Составление Схемы «Социальная структура общества». |
|
17 |
Духовная сфера общества. |
1 |
Понятие «культура».Многообразие и формы культуры. |
Урок творчества |
Таблица «Формы и виды культуры», репродукции картин, музыкальные фрагменты |
Культура, материальная, духовная, нравы, искусство, наука, образование, религия |
Определять сущностные характеристики понятия «культура». Извлекать информацию по теме из неадаптированных источников, переводить визуальную и текстовую информацию о культуре в табличную форму, классифицировать и характеризовать формы культуры и иллюстрировать конкретными примерами |
Работа с текстом, составление таблицы, анализ художественных произведений |
Кравченко §9. Выполнение заданий из рабочей тетради. Составление Схемы «Социальная структура общества». |
|
18 |
Духовные богатства общества и культурное наследие мира, России и региона. |
1 |
Характеристика сущности духовного богатства общества. Необходимость сохранения культурного наследия. Процесс создания, распространения и усвоения духовных богатств общества |
Урок-размышление |
Репродукции картин, презентация «Культурные памятники России» |
Духовное богатство, культурные ценности, культурное наследие, ЮНЕСКО, всемирное наследие, библиотека |
Определять сущностные характеристики понятия «культура», духовное богатство, культурное наследие. Выражать собственное отношение к проблеме сохранности культурного достояния мира. Объяснять и конкретизировать процессы создания, сохранения и трансляции, усвоения достижений культуры |
Работа с текстом, анализ репродукций, глоссарий |
НРК Кравченко §10. Выполнение заданий из рабочей тетради. Составление Схемы «Социальная структура общества». |
|
19 |
Основные типы общества и общественный прогресс. |
1 |
Общество охотников и собирателей. Общество огородничества. Общество земледельцев и скотоводов. От аграрного общества к индустриальному. Современное производство. Современные средства транспорта и связи. Состав современного общества. Проблемы современного общества. |
Классический урок |
Картина «Славянский посёлок», текст «Современные охотники и собиратели», тексты для чтения |
Огородничество, земледелие, Аграрное, традиционное, индустриальное, информационное общество. Мировое сообщество. Научно-техническая революция. Терроризм. Социальное неравенство. Преступность. |
Знать этапы исторического развития общества. Оперировать новыми понятиями, составлять таблицу, составлять рассказ. |
Анализ картины. анализ текстов документов и художественных текстов. |
Кравченко, §11-12 Прочитать, выучить записи в тетради, задания после §. Составление Таблицы «Ступени развития общества». |
|
20 |
Итоговое повторение «Общество и общественный прогресс» |
1 |
Сущностная характеристика общества как системы, сфер общественной жизни, типов обществ. |
ПОУ |
КИМы, иллюстрации с формами культуры, со сферами общественной жизни, СД с тестами в интерактивном режиме |
Ключевые понятия (общество, сферы, культура, наследие, нравы) |
Знать основные теоретические положения по характеристике общества как динамической системы. Уметь работать с тестами, решать социально-ориентированные задания. |
Решение тестов и задач. |
Повторить Кравченко §1 – 12, Конституция РФ |
|
21 |
Тема 5. Общество, в котором мы живём. Мир как единое целое |
12
1 |
Мир как целое. Ускорение мирового общественного развития. Усиление взаимосвязей и взаимозависимостей стран и народов. |
Урок путешествие |
Репродукции, документальные тексты, выдержки из газет, стенография TV -программ |
Мировое сообщество, толерантность, глобализация, ООН, СМИ |
Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни происходящие в современном обществе перемены (ускорение общественного развития). |
Работа со СМИ. |
Кравченко, §13 Прочитать, выучить записи в тетради, задания после §. Подготовить устные сообщения «Проблемы современного мирового сообщества». |
|
22 |
Современное общество. |
1 |
Современное производство. Современные средства транспорта и связи. Состав современного общества. Проблемы современного общества. |
Классический урок |
Репродукции, документальные тексты, выдержки из газет, стенография TV -программ |
Мировое сообщество. Научно-техническая революция. Терроризм. Социальное неравенство. Нанороботы, нанотехнологии.. Средства коммуникации, информационная революция. Преступность в социальных сетях. СМИ |
Определять сущностную характеристику современного производства и структуры современного общества. Объяснять роль и значение современных средств связи и коммуникаций на конкретных примерах. |
Анализ репродукций. анализ текстов документов и художественных текстов. |
Кравченко, §14 Прочитать, выучить записи в тетради, задания после §. Составление Таблицы «Ступени развития общества». Подготовить устные сообщения «Современное производство», «Современный город», «Современная деревня», «Современная техника», «Проблемы современного общества». |
|
23 |
Глобальные проблемы современности. Как спасти природу |
1 |
Сущностная характеристика глобальных проблем и путей их решения. |
Урок-размышление |
СМИ, статистический материал, репродукции, схема «Глобальные проблемы современности» |
Глобальные проблемы, демография, терроризм, природа, экология, экологический кризис «Гринпис», ВФДП (всемирный фонд дикой природы) |
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. Проектирование путей решения данных проблем |
Анализ ситуаций, работа с документами, текстом и Конституцией РФ. Разработка проекта |
НРК Кравченко, §15, 16. Прочитать, выучить записи в тетради, задания после §. Составление Таблицы «Глобальные проблемы общества». Подготовить проекты «Зоны охраны природы в нашем районе, дворе», «Правила экологического поведения школьников», «Устав школьного объединения «Зелёное движение», «Сценарий мероприятия «День Земли». |
|
24 |
Российское общество в начале XXI века. Развитие региона. |
1 |
Россия как часть мирового сообщества. Характеристика России на современном этапе: политическая, социальная, экономическая и духовная сфера. |
Урок практикум |
Статистический материал, репродукции по сферам российского общества, СМИ, учебный диск |
Политическая, духовная. Социальная и экономическая сферы |
Характеризовать место нашей Родины среди других государств. Показывать влияние происходящих в нашем обществе изменений на положение России в мире. |
Анализ ситуаций, работа с документальным материалом и периодикой. |
НРК Кравченко, §17 Прочитать, выучить записи в тетради, задания после §.
|
|
25 |
Ресурсы экономического развития нашей страны. Вклад региона. |
1 |
Ресурсы и возможности нашей страны. Задачи развития отечественной экономики. |
Урок исследование |
Схема «Основные ресурсы экономики», репродукции с ресурсами страны, региона |
Ресурсы, земля, труд, капитал, управление, ограниченность ресурсов |
Оценивать ресурсы и возможности развития экономики нашей страны, выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики, оценкой её ресурсов и возможностей развития. |
Анализ ситуаций, работа с документальным материалом и периодикой. |
НРК Кравченко, §18 Прочитать, выучить записи в тетради, задания после §.
|
|
26 |
Конституция - Основной закон страны |
1 |
Основные положения Конституции РФ. Исторические условия становления конституционализма в России |
Урок-практикум |
Конституция РФ, таблица, тест.
|
Общество, государство. политическая сфера. Конституция,
|
Оперировать новыми понятиями, составлять таблицу, анализировать Конституцию РФ. Раскрывать роль Конституции РФ в жизни общества. |
Тест, практические задания, анализ документа
|
Кравченко § 19. Выполнение практических заданий. |
|
27 |
Основы конституционного строя РФ |
1 |
Основные принципы государственного строя Российской Федерации |
Урок-практикум |
Схема «Народ – источник власти», статья Конституции РФ |
Федерация, демократия, референдум, выборы, республика |
Давать характеристику основам конституционного строя России |
Тест, заполнение таблицы, практические задания.
|
Кравченко § 20 Выполнение практических заданий. |
|
28 |
Государственное устройство России |
1 |
Государственное устройство РФ и принципы конституционного строя РФ. |
Урок-практикум |
Схема «Государственная власть РФ», статья Конституции РФ |
Парламент, Вече, законодательная власть. Исполнительная власть, судебная власть. президент, депутаты, разделение властей, правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Федеральное собрание, Высший Арбитражный суд |
Характеризовать государственное устройство страны, её многонациональный состав. Находить и извлекать информацию о государственном устройстве России из адаптированных источников различного типа. |
Тест, заполнение таблицы, схемы, практические задания.
|
Кравченко § 21. Выполнение практических заданий. |
|
29 |
Гражданин – Отечества достойный сын |
1 |
Гражданин: права и обязанности. Позиция –« моя хата с краю» и её опасность. |
Урок-диспут |
Схема «Граждане РФ обязаны», Конституция РФ, карточки с заданием, портрет Н.А. Некрасова, репродукция памятника К.Минину и Д.Пожарскому. Карта Российской Федерации, плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!», тексты о участниках боевых событий. |
Гражданство, патриотизм, права и обязанности |
Знание и понимание смысла термина «гражданин». Уметь осознанно готовиться выполнять обязанности и осуществлять права гражданина РФ в полном объёме. Выражать собственное мнение о том, кого можно считать достойным гражданином, и приводить примеры гарантируемых Конституцией РФ основных прав и свобод граждан России. Оценивать свой гражданский статус. |
Работа с Конституцией РФ, анализ схемы «Граждане РФ обязаны», участие в дискуссии «Что значит быть достойным сыном отечества». |
Кравченко §22, прочитать, ответить на вопросы устно, выучить записи в тетради и памятку «Учимся быть достойными гражданами». Организуй тимуровский рейд. |
|
30 |
Духовные ценности российского народа |
1 |
Общечеловеческие ценности в соотношении с духовными ценностями российского народа. Многонациональный состав РФ. Понятие «ценность». Основные ценности современного общества. Роль ценностей в жизни общества и человека. |
Лекция с элементами эвристической беседы |
Репродукции храмов и молельных домов традиционных религий России, художественные и документальные тексты. |
Духовные ценности, христианство, православие, католицизм, буддизм, мусульманство, семья, национальная культура и традиции |
Характеризовать духовные ценности российского народа. Описывать культурные достижения народов России. Выражать собственное отношение к ним. |
Анализ текстов, репродукций, музыкальных фрагментов. Решение познавательных задач, выполнение творческих заданий (сочинение). Анализ фрагмента художественного произведения. |
Кравченко §23, прочитать, ответить на вопросы устно, выучить записи в тетради , подберите пословицы по духовным ценностям |
|
31 |
Культурные достижения народов России и региона |
1 |
Что значит многонациональное государство. Как относится государство к разным нациям по Конституции РФ. Многонациональная культура России. Культурные достижения народов России: как их сохранять и преумножать. |
Урок развивающего обучения |
Конституция РФ, портреты: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.В.Ломоносов, И.Е.Репин, П.И.Чайковский, С.Я.Маршак, Махмуд Эсамбаев, Расул Гамзатов, Ю.С.Рытхэу, София Губайдулина, Валерий Гергиев |
Национальность, Конституция РФ, закон, многонациональная культура, музей, реставрация, толерантность, краеведение |
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей. Умения работать с разными источниками информации. Знать суть терминов: многонациональность, национальность, многонациональная культура. Описывать культурные достижения народов России. Выражать собственное отношение к ним. |
Работа с Конституцией РФ, работа по карточкам, описание иллюстраций и портретов. |
НРК Кравченко §24, прочитать, ответить на вопросы устно, выучить записи в тетради , выучить памятку «Учимся уважать людей любой национальности». |
|
32 |
Россия и регион в современном мире |
1 |
Место нашей Родины среди современных государств. Что помогает усилению авторитета и влияния нашей страны и региона в мире. |
Урок-проект |
Репродукции ратных полей России: Куликовского, Бородинского и Прохоровского. СМИ, TV-материалов |
Нобелевская премия, великая держава |
Характеризовать место нашей Родины среди других государств. Показывать влияние происходящих в нашем обществе и регионе изменений на положение России в мире. Находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного мира. |
Анализ текстов, репродукций, СМИ |
НРК Кравченко §25, прочитать, ответить на вопросы устно, выучить записи в тетради , выучить памятку «Учимся уважать людей любой национальности». |
|
33 |
Человек и общество. |
1 |
Ключевые понятия, умения и знания по всему курсу. |
ПОУ
|
Творческие задания |
Ключевые понятия. |
Подвести итоги в изучении курса |
Тестирование. |
Материал за курс |
|
34 |