История

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

Рассмотрено                                     Согласовано с заместителем          Утверждено

на МО                                                            директора 01.09.2015                      Директор   школы:

Протокол:                                          _________________                                     ____________

 № 1 от 31.08.2015г.                         / Н.А. Тихонова/                              / В.Г. Усольцева/     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 

«История – 6 класс»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Александрова Лариса Юрьевна, к.п.н., учитель истории, обществознания, искусства и МХК высшей квалификационной категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Усть-Ламенка

 

2015 год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейшего времени по XVII век, НРК».

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по истории и «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»; Примерной программы основного общего образова­ния по истории и авторских  программ   Е.В. Агибалова    и  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  

 Может использовать при работе с любыми учениками при дифференцированном подходе. В курсе происходит знакомство с основными процессами исторического развития Европы в эпоху средневековья  и России с древнейшего времени по XVII век.

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о средневековых цивилизациях  мира и далёком прошлом России, которые послужат одной из основ их общей образованности, показать общие закономерности в развитии стран мира и России.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – даётся представление об общем и особенном при характеристике средневековых обществ, а также представление о том, чем отличается средневековье от мира современного. В соответствии со средневековой историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

По истории Средних веков

  • ·                                         Учебник Е.В. Агибалов, Г.М. Донской «История средних веков» 6 класс, «Просвещение», 2013 г.
  • ·                                         Дидактические материалы История древнего мира и средних веков 5-6 классы. 2012 г.
  • ·                                         Уроки истории. В.Г. Петрович, Н.М. Петрович 6 класс История средних веков 2012 г.

По истории России:

  • ·                                         А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России (с древ. времен до к. ХVI век)» 6 класс, «Просвещение», 2013 г.
  • ·                    А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России (с древ. времен до к. ХVI век)» - поурочные разработки 6 класс. 2012 г.

Обоснование выбора авторской программы

В учебнике Е.В. Агибалов, Г.М. Донской «История средних веков» содержится грамотный подбор учебного материала, в него включены дополнительные развивающие материалы, что позволяет наиболее полно активизировать познавательную активность учащихся. Это помогает стимулировать мотивацию учащихся и повышает успеваемостью в целом. УМК А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России позволяет сохранить преемственность курса родной истории для учащихся 6-9 класса и интегрировать полученные знания с всеобщей историей. Данный комплект позволяет наиболее полно решать образовательные задачи, формирует целостную картину отечественной истории.

Программа дает возможность дифференцированного обучения на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

Программа является  систематическим научным курсом истории. Учащиеся узнают о средневековом прошлом человечества, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Программа  детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории   которые определены стандартом. Используется НРК.

Программа  должна:

  1. 1.                  Сформировать историческое мышление.
  2. 2.                  Показать самобытные черты средневековья
  3. 3.                  Показать отличия Средневекового мира от мира современного.

В соответствии с этим поставлены следующие цели изучения Истории в 6 классе:

Цели:

  • ·                    формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
  • ·                    развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
  • ·                    приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
  • ·                    сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
  • ·                    осветить социально-экономическое, политическое и культурное развитие Европы, России и мира, показать общее и различное; познакомить учащихся с  характеристиками наиболее ярких представителями данного период; показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь человека и гражданина.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

  • ·                    формирование исторического мышления учащихся;
  • ·                    развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом;
  • ·                    формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
  • ·                    формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий;
  • ·                    формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
  • ·                    формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в мире;
  • ·                    формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями.

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  • ·                    формирование правовой культуры школьников;
  • ·                    формирование представлений о возникших еще в прошлом общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
  • ·                    развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
  • ·                    формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
  • ·                    развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории средневековья и древней Руси: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Данная программа построена с учетом межпредметных связей.

  Способ развёртывания учебного материала:

Используется линейный принцип, при котором материал располагается систематически и последовательно,  с постепенным усложнением,  как бы по одной восходящей линии,  причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. 

Методическая система достижения целей направлена на:

  • ·                    формирование исторических знаний;
  • ·                    формирование знаний способа усвоения информации;
  • ·                    организацию усвоения опыта творческой деятельности и благодаря этому на творческое применение и усвоение знаний;
  • ·                    формирование умений решению исследовательской задачи;
  • ·                    формирование цепи рассуждений, изложение  материала для раскрытия  проблемы;
  • ·                    формирование  представления об истории как научной дисциплине.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся,

освоивших программу по истории

      Метапредметные, предметные и личностные результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по истории, основных видов деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Знать/Понимать:

Основные даты, ключевые события и понятия средневековья с момента великого переселения народов до формирования и установления современных централизованных государств  (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – сословия, крепостной, феодал; в государственной жизни – государство, абсолютизм, демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

Временные границы средневековой истории человечества, особенности данного общества, находящегося на этапе цивилизации

Уметь:

Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

Оперировать историческими понятиями и датами.

Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ·                    определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
  • ·                    предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
  • ·                    участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения


2.  Содержание дисциплины.

Тематический план –  6 класс.

 

Раздел, тема

Кол-во часов

Элементы содержания образования (основные вопросы)

Форма урока

Учебное оборудование

Основные

 понятия

Основные знания и умения

Измерители

(формы контроля)

Домашнее задание

Дата

№ урока

Раннее средневековье.

Тема 1.

Становление Средневековой Европы в VI-XI веках.

Что изучает история средних веков.

15

 

9

 

 

 

 

1

Что изучает история средних веков. Источники знаний.

Классический урок

Карта мира, лента времени, учебник, рабочая тетрадь

Средние века, архив, хроника

Знать основные вехи истории средних веков, источники исторических знаний.

Уметь правильно применять счёт лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Игра «Жили ли они?», беседа по прочитанному тексту

С.6-8, в рабочей тетради задание1,2, подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Что изучает история средних веков?»

 

1

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках.

1

Причины образования государства у франков. Управление Франкским королевством. Обогащение знати.

Классический урок

Карта «Франкское государство», листы с тестами, таблица

Хлодвиг, Галлия, род Меровингов, династия

Знать причины возникновения государства у франков. Даты: 486 год – битва при Суассона. 500 год –  создано государство франков.

Уметь анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся.

Работа по карточке, тесты, беседа по прочитанному тексту, заполнение таблицы

П.1, подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: «Каковы причины появления государства у франков?», рабочая тетрадь задание №10.

 

2

Христианская церковь в раннее средневековье.

1

Принятие христианства Хлодвигом и его дружиной. Организация христианской церкви.

Урок-практикум

Таблица «Организация церкви»

Епископ, архиепископ, папа, монастырь, монах, аббат

Знать причины принятия христианства, устройство церкви. Уметь работать с исторической картой, использовать её как источник знаний, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать своё мнение, составлять связный рассказ.

Работа по карточке, тесты, беседа по прочитанному тексту

П. 2 Подготовить устный развёрнутый ответ на вопросы: «Почему союз короля с христианской церковью был им взаимно выгоден?», рабочая тетрадь – задания № 13.

 

3

Возникновение и распад империи  Карла Великого

1

Военная реформа Карла Мартелла. Карл Великий и его завоевательные войны. Империя Карла Великого. Причины распада..

Урок исследование

Карта «Франкское государство», таблица «Франкский воин», схема, карточки

Авары, баски, река Эбро, Нижний Рейн, Майордом, феод, Пуатье, лангобарды, феодал,

Знать основные направления политики Карла Великого, значение его деятельности. причины появления феодальной раздробленности на примере распада империи Карла Великого. Даты: 732 год – битва при Пуатье. 768-814 – правление карла Великого. 800 год – империя Карла Великого.

Уметь работать с исторической картой, использовать её как источник знаний, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать своё мнение, составлять связный рассказ.

Решение творческих задач, работа по карточке, беседа по прочитанному тексту, работа по карте

П.3. Подготовить устный развёрнутый ответ на вопросы: «Что явилось главным в деятельности Карла Великого?», рабочая тетрадь – задания №17, 13.

 

4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках.

1

Феодальная раздробленность, причины. Организация феодального общества. Священная Римская империя.

Классический урок

Карта «Франкское государство», карточки

Междоусобные войны, барон, рыцарь, вассал, сеньор, виконт, феодальная лестница

Знать правила феодальной лестницы, основные термины.

Уметь анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, составлять характеристику исторических деятелей.

Беседа по прочитанному тексту, работа по карточке

П.4, подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: «Организация отношений при феодальной раздробленности»

 

5

Англия в раннее средневековье. Походы норманнов.

1

Кого называют норманнами. Завоевания викингов. Государства норманнов.

Урок путешествие

Современная политическая карта мира, таблица «Норманнский корабль»

Норманны, викинги, варяги, Скандинавский, Ютландский полуострова, Хастинга, Альфред, Бретань

Знать географию путешествий и завоеваний норманнов, особенности уклада жизни, занятий и мифологии викингов.

Уметь анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, составлять характеристику исторических деятелей.

 

Работа по карточке, беседа по прочитанному тексту, работа по карте, терминологический диктант

П.5, подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Как жили норманны в VIII-XI веках?». «Выясни, кто открыл Америку?». Рабочая тетрадь №25, подготовить сообщение о снаряжении рыцаря.

 

6

Тема 2.

Византийская империя в VI-XI веках.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

3

 

 

 

1

Отличия в развитии Византии. Деятельность Юстиниана. Расширение границ Византии.

Урок-исследование

Карта «Византийская империя и славяне в VI – XI веках», таблица «Император Юстиниан с придворными. Византийская мозаика», таблица

Скипетр, город Антиохия, пролив Босфор, город Равенна, право

Знать особенности императорской власти в Византийской империи.

Уметь изучать письменные исторические источники, извлекая из них новые знания, работать с исторической картой, пользоваться легендой.

Заполнение таблицы, выполнение заданий по карточкам, работа с картой

П.6, подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Чем отличалась власть императора Византии в период раннего средневековья?», рабочая тетрадь – задание №38

 

7

Культура Византии

1

Памятники архитектуры. Развитие живописи. Научные знания. Искусство ремесленников.

Урок творчества

Карта «Византийская империя и славяне в VI – XI веках», таблица «Внешний вид храма святой Софии», «Внутренний вид храма святой Софии», карточки с заданиями, тексты исторических источников

Храм святой Софии, канон, мозаика, алтарь, смальта, икона, притвор

Знать важнейшие достижения византийского искусства.

Уметь анализировать исторические источники, составлять связный рассказ по тексту учебника на основе простого плана.

Выполнение задания по карточке, бес еда по прочитанному тексту, составление кроссворда, описание рисунка

П. 7, подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: «Какие достижения в области культуры появились в Византии в VI – XI веках?», рабочая тетрадь – задание №42, 43

 

8

Образование славянских государств

1

Местожительство славян. Образ жизни и занятия славян. Возникновение государств у славян.

Классический урок

Тексты исторических источников, карта «Византийская империя и славяне в VI – XI веках», таблица «Посёлок южных славян», «Сельскохозяйственные орудия южных и западных славян», «Зарождение феодальных отношений у южных и западных славян».

Вече, печенеги, Кирилл, Мефодий, река Морава, князь

Знать занятия и образ жизни славян в первые века нашей эры. Даты: 863 год – братья Кирилл и Мефодий направлены в Великоморавскую державу.

Уметь работать с исторической картой, изучать исторические источники

Анализ исторического источника, беседа по прочитанному тексту, работа по карте

П.8, подготовить рассказ о жизни славян

 

9

Тема 3.

Арабы в VIXI веках.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

2

 

 

1

Условия жизни и занятия арабов. Появление новой религии – ислама. Обычаи, нравы, традиции мусульман. Завоевательные походы арабов. Два направления в исламе. Восстания покорённых арабами народов.

Урок размышления.

Карта «Арабы в VII-XI веках», листы с кроссвордом, карточки с заданиями, тексты документов Карта «Арабы в VII-XI веках», таблица «Арабы в походе», карточки с заданием

Ярмарка, храм Кааба, Медина, город Мекка, Мухаммед, Коран, шариат, хиджра, Коран, калым Халиф, имам, везир, сунниты, шииты, Багдад, Кордовский эмират

Знать особенности жизни арабских племён, мировой религии – ислама,  характер взаимоотношений между победителями арабами и завоёванными народами,  причины распада Арабского халифата. Даты: 610 год – Мухаммед выступил с проповедью новой религии – ислама. 630 год – образование арабского государства, признание ислама. 768-809 годы – правление Харуна ар-Рашида

Уметь заполнять кроссворд, работать по карте, соотносить события с веком, анализировать источники.

Заполнение кроссворда, решение задач, работа с картой, беседа по прочитанному тексту

П.9, подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Как природа и географическое положение Аравии повлияло на занятия её населения?», рабочая тетрадь – задания №46,48

 

10

Культура стран халифата

1

Образование. Наука и техника. Литература. Архитектура. Быт и культура повседневной жизни.

Урок-практикум

Карточки для групп с заданиями, таблица «Мавзолей султана Каит-бея в Каире», таблица «Художественные изделия арабов».

Медресе, Аль Бируни, Ибн-Сина, Авиценна, Фирдоуси, Альгамбра, мечеть, михраба, мулла, минарет, арабеска

Знать роль народов стран халифата в развитии мировой культуры.

Уметь самостоятельно делать сообщение на основе учебной и дополнительной литературы, давать оценку отдельным явлениям культуры.

Выполнение заданий по карточкам,  заполнение таблицы

П.10, прочитать, вопросы после параграфа.

Повторить с п. 1 по 10, подготовиться к тестам

 

11

Тема 4. Феодалы и крестьяне.

Средневековая деревня и её обитатели.

2

1

Отношения феодала с крестьянами. Крестьянская община. Жизнь крестьян. Натуральное хозяйство.

Урок размышление

Картины «В хижине средневекового крестьянина», «Право на охоту».

повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство.

Знать быт средневекового крестьянина.

Уметь работать с историческими источниками, составлять характеристики отдельных социальных групп средневекового общества.

Выполнение заданий по карточкам, анализ картин и схем, беседа по прочитанному тексту, анализ документов.

П.11, подготовить рассказ по теме: «Как жили крестьяне в средние века?», рабочая тетрадь – задание № 60, 68.

 

12

В рыцарском замке.

1

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Ценности рыцарей.

Урок-фильм

Таблицы «План-схема феодального поместья», «Феодальный замок», «Ворота с подъёмным мостом», «Средневековый рыцарь», «Пахота и сев».

Замок, паж, рыцарь, латы, забрало, турнир, герб, девиз,

Знать условия жизни класса феодалов.

Уметь работать с историческими источниками, составлять характеристики отдельных социальных групп средневекового общества.

Выполнение заданий по карточкам, анализ картин и схем, беседа по прочитанному тексту, анализ документов.

П.12, подготовить рассказ по теме: «Один день из жизни феодала» – задание №58.

 

13

Тема 5.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

 

4

 

 

 

 

1

Причины возникновения городов. Места появления новых городов. Значение появления городов. Причины борьбы городов с сеньорами. Итоги борьбы городов. Достижения средневекового ремесла. Цехи. Значение цехов.

Классический урок

Карта «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIV века)». Кроссворд. Таблица. Тексты документов. Карточки с заданием. Таблица «Средневековые ремесленники и торговцы», «Строители собора». Диафильм.

Домна, реконструкция, коммуна, мэр, городской совет, самоуправление, бургомистр, ратуша

Знать причины возникновения городов в средние века, причины борьбы городов с сеньорами, итоги борьбы для жителей города, организацию ремесленного производства в средневековом городе

Уметь изучать исторические источники, анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, составлять связный и чёткий рассказ по тексту учебника на основе простого плана.

Заполнять кроссворд, выполнение заданий по карточкам, работа с картой.

П.13, подготовить устный развёрнутый ответ на вопросы: «Почему и где возникали города в период средневековья?», «Какими были последствия борьбы городов с сеньорами?». Рабочая тетрадь – задания №77, 78,. Для любознательных – сообщение об истории вашего села. НРК

 

14

Торговля и денежное дело в Европе.

1

Условия, в которых торговали купцы. Торговые связи. Появление банковского дела.

Урок игра.

Таблица «Средневековые ремесленники и торговцы», «Строители собора», карта «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIV века)». Диафильм.

Подмастерье, старшины, стачки, шедевр, цехи, братство, гильдии, товарное хозяйство, ростовщик, товар, ярмарка, банкиры

Знать развитие денежного дела, важнейшие пути и центры европейской торговли,.

Уметь составлять характеристику представителей отдельных социальных групп, изучать исторические источники, формулировать своё мнение.

Выполнять задания по карточкам, описание картин, терминологический диктант, кроссворд, игра «Отгадай-ка». Вопросы по демонстрации диафильма.

П. 14, повторить весь материал по городу, к тестам. Придумать герб своего цеха и разработать устав.

 

15

Жизнь и быт горожан.

1

Жизнь и быт горожан.

Урок экскурсия

Карта «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIV века)». Кроссворд. Таблица. Тексты документов. Карточки с заданием. Картина  «Средневековый город»

Собор, ратуша

Знать особенности проживания горожан средневековья. Уметь анализировать карты, картины, работать с источником.

Выполнять задания по карточкам, описание картин, терминологический диктант, кроссворд, игра «Отгадай-ка». Вопросы по демонстрации диафильма.

П. 15, повторить весь материал к тестам.

 

16

ПОУ + тест №1 «Европа и Азия в период раннего средневековья»

1

Базовые знания по темам

Мини-ЕГЭ + рыцарский турнир

Карты «Франкское государство», «Византийская империя и славяне», «Арабы в средневековье». Листы с тестами.

Основные термины и личности

Систематизировать знания по истории Европы и Азии в эпоху раннего средневековья.

Уметь работать с исторической картой, составлять связный и чёткий рассказ по тексту учебника, участвовать в обсуждении, формулировать своё мнение, выполнять тестовые задания

Выполнение заданий мини-ЕГЭ

Прочесть дополнительную литературу по раннему средневековью

 

17

Тема 6.

Католическая церковь в XI-XIII веках.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

2

 

 

 

1

Раскол христианской церкви. Отношения светской и духовной власти. Проповеди церкви. Борьба еретиков с церковью. Расправа с еретиками.

Урок с элементами театрализации

Карта «Западная Европа в XI- начале XIII века. Крестовые походы». Тексты документов, карточки с заданиями. Мантия римского папы.

Католическая церковь, православная церковь, индульгенция, десятина, реликвии, мощи Сословия, дворянство, еретики, отлучение от церкви, инквизиции, орден францисканцев, орден доминиканцев

Знать источники могущества католической церкви в Европе, причины появления ереси, методы борьбы католической церкви с еретикам. Даты: 1054 год – раздел христианской церкви. 1073-1085 года – правление Григория VII. 1198-1216 годы – правление Иннокентия III.

Уметь изучать письменные исторические источники, извлекая из них новые знания, находить на исторической карте нужные объекты.

Работа с документами, беседа по прочитанному тексту, кроссворд, таблица

П.16, подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: «Каковы источники богатств католической церкви?», «Против чего выступали еретики? Как церковь боролась с ними?», рабочая тетрадь – задание №94.

 

18

Крестовые походы

1

Причины Крестовых походов. События Крестовых походов и их последствия. Состав участников Крестовых походов.

Классический урок

Карта «Западная Европа в XI- начале XIII века. Крестовые походы». Тексты документов, карточки с заданиями. Таблица «Крестовые походы». Хронологическая таблица

Город Клермон, город Эдессе, крестовые, орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден Фридрих I Барбаросса, Ричард I Львиное Сердце, Тунис, остров Кипр, Тивериадское озеро

Знать причины организации и проведения Крестовых походов, итоги и последствия Крестовых походов. Даты: 1096 год – поход феодалов. 1099 год – взятие крестоносцами Иерусалима. 1187 год – взятие Иерусалима Салах ад-Дином. 1204 – взятие крестоносцами Константинополя. 1212 год – детский поход. 1291 год – потеря крестоносцами крепости Акра. 

Уметь изучать письменные исторические источники, извлекая из них новые знания, находить на исторической карте нужные объекты.

Работа с документами, устный рассказ, выполнение заданий по карточке, работа по карте.

П.17, подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: «Почему были организованы Крестовые походы?». Подготовить сообщение о детских Крестовых походах. Рабочая тетрадь – задание №100.

 

19

Тема 7.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI XV века).

Как происходило объединение Франции.

6

 

 

 

 

 

1

Причины объединения Франции. Процесс объединения страны. Последствия объединения.

Развивающее обучение

Карта «Англии и Франция в XI- начале XIV века». Листы с тестами, тексты документов.

Централизованное государство, Генеральные штаты, денежный оброк

Знать причины объединения Франции, основные  понятия. Даты: 1302 год – битва при городе Ккуртре. 1302 год – Генеральные штаты.

Уметь анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, участвовать в обсуждении, определять своё отношение к вопросам.

Тесты. Работа по документу, беседа по прочитанному тексту.

П.18, подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: «Каковы причины образования централизованного государства во Франции?». Рабочая тетрадь – задание №105.

 

20

Что англичане считают началом своей свободы.

1

Покорение Англии Вильгельмом Завоевателем. Причины усиления королевской власти. Значение реформ короля Генриха II.Деятельность Иоанна Безземельного. Основные положения «Великой хартии вольностей». Созыв первого парламента.

Урок дискуссия

Карта «Англии и Франция в XI- начале XIV века». Тексты документов.

Баллады, реформа, «щитовые деньги», шериф, графство Хартия, парламент, город Оксфорд, палата лордов, палата общин

Знать причины возникновения парламента в Англии, значение Великой хартии вольностей. Даты: 1199-1216 – правление Иоанна Безземельного. 1215 год – Великая хартия вольностей. 1265 год – парламент.

Уметь сравнивать однотипные исторические события, процессы, самостоятельно формулировать выводы и обосновывать их фактами из исторических источников, работать по карте.

Выполнение заданий по карточкам, работа по документам, беседа по прочитанному тексту, устный ответ.

П.19, подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Как появился парламент в Англии?», рабочая тетрадь – задание №110.

 

21

Столетняя война. 

1

Причины войны. Главные события войны. Последствия войны. Причины восстания Уота Тайлера. Цели участников восстания. Главные события восстания. Причины поражения. Значение восстания. Завоевания англичан во Франции в начале XV века. Подвиг Жанны дАрк и её смерть. Итоги Столетней войны.

Модульный урок

Карта «Англия и Франция во время Столетней войны 1337 – 1453 гг.». Карточки с заданиями. Тексты исторических источников.

Креси, Пуатье, Жакерия, Гильом Каль Замок Тауэр Партизанская война, город Орлеан, крепость Компьен

Знать причины начала Столетней войны, основные события самой длительной войны в европейской истории,  суть героической роли в ней Жанны дАрк., причины восстания Уота Тайлера, его результаты. Даты: 1337-1453 годы – Столетняя война. 1340 год – битва при слейсе. 1346 год – битва при Креси. 1356 год битва при Пуатье. 1358 год – Жакерия. 1381 год – восстание Уота Тайлера. : 1415 год – битва при деревне Азенкур. 1429 год – освобождение орлеана. 1431 год – гибель Жанны дАрк.

Уметь соотносить события с веком, изучать исторические источники, логически мыслить, участвовать в обсуждении

Выполнение заданий по карточкам, работа по документам, беседа по прочитанному тексту, устный ответ.

П.20, подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: «Почему началась Столетняя война?», рабочая тетрадь – задание №115.

 

22

Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции.

1

Объединение Франции. Людовик XI. Управление централизованным государством. Война Алой и Белой розы. Генрих VII. Значение образования централизованного государства.

Технология развивающего обучения.

Карта «Англия и Франция во второй половине XV века». Карточки. Тексты документов. Таблица.

Город Марсель, ежегодный налог

Знать значение образования централизованного государства во Франции и Англии в конце XV века. Даты: 1461-1483 – правление Людовика XI. 1455-1485 – война Алой и Белой розы в Англии. 1485-1509 годы – правление Генриха VII.

Уметь анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи.

Выполнение заданий по карточке, работа с текстами документов.

П.21, подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: «Какое значение имело образование централизованного государства во Франции?». Для любознательных: «Какие новшества появились во Франции во время правления Людовика XI?».

 

23

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

Завоевание арабами Испании. Реконкиста и её итоги. Испанское королевство и инквизиция.

Классический урок

Карта «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове», бланк игры «Крестики-нолики», карточки с заданиями, тексты документов

Реконкиста, кортесы, Португалия, Мавритания

Знать особенности образования централизованных государств на Пиренейском полуострове. Даты: 1212 год – битва при селении Лас Навас де Толоса. 1479 год – объединение Испанского королевства. 1492 год – взятие Гранады.

Уметь работать с исторической картой: читать её, пользоваться легендой, составлять связный и чёткий рассказ по тексту учебника на основе простого плана.

Игра «Крестики-нолики», выполнение заданий по карточкам., работа по документам

П.22, подготовиться к терминологическому диктанту.

 

24

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках

1

Особенности развития торговли Германии и Италии. Причины сохранения раздробленности в этих государствах. Последствия феодальной раздробленности.

Урок творчества

Карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV веке», карточки с заданиями, тексты документов, таблица

Булла, кантоны, курфюрст, чомпи, гвельфы, гибеллины

Знать причины сохранения политической раздробленности Германии и Италии в XI-XV веках». Даты: 1356 год – «Золотая булла». 1291 год – Швейцарский союз. 1378 год – восстание чомпи. 1468-1492 годы – правление Лоренцо Великолепного.

Уметь анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, работать с исторической картой и текстом учебника.

Заполнение сравнительной таблицы, терминологический диктант.

П.23, подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Почему в Германии и Италии в XI-XV веках не произошло образование централизованных государств?».Рабочая тетрадь – задание №141

 

25

Тема 8.

Славянские государства и Византия в XIVXV веках.

Гуситское движение в Чехии

1

 

 

 

1

Причины гуситского движения в Чехии. Цели гуситов. Ян Гус и его учение. Вооружённая борьба гуситов. Течения в гуситском движении. Вооружение и способы борьбы гуситов. Итоги и значение гуситского движения.

Урок исследование

Карта «Чехия в XII-XV веках», кроссворд, карточки с заданиями, тексты документов.

Паны, великий раскол, церковный собор, город Констанц, табориты, умеренные, сейм.

Знать причины гуситского движения в Чехии, ход гуситских войн, их итоги и историческое значение. Даты: 1371-1415 годы – годы жизни Ян Гуса. 1419 год – восстание в Праге. 1434 год – битва при городе Липаны. 1419-1434 годы – гуситские войны.

Уметь анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, работать с исторической картой и текстом учебника.

Заполнение сравнительной таблицы, выполнение заданий по карточкам, заполнение кроссворда, беседа по прочитанному тексту

П. 24, подготовить устный развёрнутый ответ на вопросы: «Почему началось движение гуситов в Чехии? Как боролись гуситы за изменение своего положения?», рабочая тетрадь – задания №148, 144. Подготовить устное сообщение о порядках установленных турками-османами на покорённых территориях.

 

26

Завоевание турками османами. Балканского полуострова.

2

 

 

 

1

Положение Балканских государств перед завоеванием.

Урок исследование

Карта «Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей», карточки с заданиями, тексты источников

Адрианополь

Знать причины быстрого захвата турками-османами Балканского полуострова. Даты: 1389 год – битва на Косовом поле. 1451-1481 годы – правление Мехмеда II. 1453 год – пала Византийская империя.

Уметь изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, работать с исторической картой: читать её, использовать для получения новой информации.

Работа с источниками, с картой, выполнение заданий по карточкам.

П.25, заполнить таблицу по карте, контурная ката

 

27

Тема 9.

Культура Западной Европы в XI-XV веках.

Образование и философия

5

 

 

 

1

Новое представление о мире. Нецерковные школы и университеты. Появление практических знаний.

Урок демонстрация

Диафильм, таблицы «Средневековое мировоззрение», «Средневековая школа», «Средневековая химия и медицина». Карточки с заданиями.

Диспут, декан, ректор,.

Знать развитие образования и науки в XI-XVI веках.

Уметь работать с историческими источниками, давать оценку отдельным явлениям культуры.

Выполнение заданий по карточкам, работа с документами, таблица

П.26, подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: «Как люди средневековья получали образование?». Рабочая тетрадь – задание №163

 

28

Средневековая литература

1

Героические народные сказания. Рыцарская литература. Литература простого народа. «Божественная комедия».

Урок творчества

Таблица, художественные тексты

Эпос, ваганты, труверы, миннезингеры

Знать известные произведения средневековой литературы.

Уметь анализировать различные виды художественных произведений, делать выводы.

Выполнение заданий по карточкам, таблица, анализ художественного текста.

П.27, подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Какие ценности средневекового человека отражены в литературе этого периода?». Рабочая тетрадь – задание №173.

 

29

Средневековое искусство

1

Архитектура, скульптура, живопись.

Урок-практикум

Задания карточек, художественные тексты, таблица.

Витражи, романский, готический

Знать памятники средневековой архитектуры, скульптуры, особенности живописи.

Уметь составлять связный и чёткий рассказ по тексту учебника, давать оценку отдельным явлениям культуры.

Выполнение заданий по карточкам, таблица, кроссворд, устный ответ

П.28, подготовить устный развёрнутый ответ: «Чем отличались памятники архитектуры и скульптуры эпохи расцвета средневековья?», рабочая тетрадь – задание№116. Для любознательных – Почему в средние века живопись называли «литературой для мирян»?

 

30

Культура Раннего возрождения в Италии

1

Культура Раннего Возрождения в Италии

Урок творчества

Задания по карточкам

Возрождение, интеллигенция, гуманисты

Знать причины подъёма культуры в Италии в XIV веке.

Уметь анализировать различные виды художественных текстов, делать выводы, составлять связный и чёткий ответ

Выполнение заданий по карточкам, таблица, кроссворд, устный ответ

П.29, подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: «Каковы отличия культуры Возрождения?». Для любознательных – Почему на картинах XIV-XVвеков небо изображено зелёным, а не голубым?

 

31

Научные  открытия и изобретения

1

Изменения водяного двигателя. Новшества в обработке металлов. Кораблестроение и новое вооружение. Начало книгопечатания.

Урок - практикум

Карта «Главные центры культуры в Европе в XII-XIV веках», таблицы «Книгопечатание», «Водоотливные машины», «Дробление и промывка руды», «Литьё пушек», «Развитие ручного огнестрельного оружия». Карточки с заданиями. Таблица.

Нижнебойное и верхнебойное колесо, домна, мушкет, астролябия, литеры астрология, алхимия

Знать технические открытия и изобретения XI-XV веков.

Уметь давать оценку отдельным явлениям культуры, их художественной и духовной ценности.

Заполнение таблицы, выполнение заданий по карточке.

П.30, подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: «Как появилось книгопечатание?», рабочая тетрадь – задание №159, для любознательных – Когда впервые в нашем государстве появилась печатная книга? Кто её выпустил?

 

32

Тема 10.

Народы Азии, Америки и Африки в средние века.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

5

 

 

 

 

1

Китай в период правления Тан. Крестьянская война. Борьба Китая с чжурчжэнянами и монголами. Значение освобождения от власти монголов. Изобретения и художественные ремёсла. Достижения науки и образования. Развитие литературы. Искусство средневекового Китая. Междоусобные войны раджей. Влияние мусульман. Культура средневековой Индии.

Классический урок

Исторические источники, карта «Индия и Китай в средние века», таблица «Сельскохозяйственные работы в Китае». Таблица, карточки с заданиями, художественные тексты

Династии Тан, династия Сунн, город Чаньань, порт Гуанчжоу, чжурчжэни. Пагоды, поэт Ду Фу, философ Хань Юй Шива – бог, раджи, Империя Великих Моголов

Знать особенности развития китайского, индийского и японского обществ и государств в период средневековья. Даты: 874-884 годы – крестьянская война в Китае.  960 год – династия Сунн.1206 год – объединение моголов под властью Чингисхана. 1211-1279  годы – поход Чингисхана на Китай. 1368 год – независимость Китая. 1398 год – вторжение Тимура. 1526 год – вторжение Бабура.

Уметь работать с исторической картой, историческими источниками и текстом учебника.

Анализ художественных текстов, выполнение заданий по карточкам, работа по карте

П.31, подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: «Как развивался средневековый Китай в период правления династии Тан?», рабочая тетрадь – задание№199.

 

33

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1

Государства Майя, Ацтеков и Инков. Два мира одного континента. Культура народов Африки.

Урок демонстрация

Карточки с заданиями, таблица, карта «Географические открытия и колониальные захваты в XV – середине XVII века», таблица «Архитектура ацтеков», «Золотые украшения ацтеков».

Майя, ацтеки, инки Пигмеи, бушмены, Гана, Эфиопия

Знать хозяйство, культуру, религию народов Африки и Америки – майя, ацтеков и инков.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, картой, составлять связный и чёткий рассказ

Заполнение таблицы, выполнение заданий по карточкам, устный рассказ, работа по карте

П.32, подготовить рассказ о жизни народов доколумбовой Америки. Рабочая тетрадь – задание №214.

 

34

ПОУ + тест №2 «Итоги средневековья».

1

Базовые знания фактов, событий, дат.

Мини-ЕГЭ

Карты, листы с тестами

Базовые термины

Системное усвоение знаний по характерным чертам средневекового общества.

Основные умения: анализ источников, логически мыслить, находить нужную информацию, решать тестовые задания.

Решение заданий мини-ЕГЭ

Подготовить сообщение о Тюменском крае в древности.

 

35

История России.

Тема 1. Восточные славяне.

Восточные славяне и их соседи

33

 

 

3

1

 

Изменение климата Евразии. Индоевропейцы и предки славян. Расселение восточных славян. Восточные славяне и их соседи. Язычество.

Классический урок.

Карта расселения восточных славян, рабочая тетрадь, макет замка, картина «Замок в Любече», карта «Византийская империя и славяне», таблица.

Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, союзы племён, кочевники, язычество, идол, святки,

Знать о предках славян, их расселении, о религии. Даты: V-IV века до н.э. – формирование первых союзов племён у славян. VIII-IX века – расселение славян на обширных территориях Восточной Европы.

Уметь объяснять взаимосвязь социального и экономического устройства, работать по исторической карте.

Заполнение таблицы по карте, анализ источников, беседа по прочитанному тексту

П. 1, таблица, схема, подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: «Общественная жизнь славян», используя иллюстрации учебника, рабочая тетрадь – задания 1,2,5 к параграфу1, задания 2,3,5,6 к параграфу 2.

 

36

Происхождение Руси

1

Происхождение Руси. Выделение знати – верхушки славянских племён. Развитие земледелия и переход от родовой общины к соседской. Вотчины. Начало формирования феодальной структуры общества.

Урок исследование

Карта расселения восточных славян, рабочая тетрадь, макет замка, картина «Замок в Любече», карта «Византийская империя и славяне», таблица.

князь, дружина, бояре, вече, подсечное земледелие, пахотное земледелие, соседская община (ми), вотчина, натуральное хозяйство, холоп, закуп, «люди», смерды, рядовичи, тиуны

Знать о происхождении Киевской Руси; об устройстве восточнославянского общества. Даты: V-IV века до н.э. – формирование первых союзов племён у славян. VIII-IX века – расселение славян на обширных территориях Восточной Европы.

Уметь объяснять взаимосвязь социального и экономического устройства, работать по исторической карте.

Заполнение схемы, анализ источников, беседа по прочитанному тексту

П. 2, таблица, схема, подготовить устный развёрнутый ответ на вопрос: «Общественная жизнь славян», используя иллюстрации учебника, рабочая тетрадь – задания 1,2,5 к параграфу1, задания 2,3,5,6 к параграфу 2.

 

37

Тюменский край в древности.

1

Наиболее известные археоло­гические памятники на территории нашего   края. Первобытнообщинный строй региона. Первобытные стоянки. Древне угорское   насе­ление, проникновение    русских на Урал. Первые экспедиции в Сибирь. Племена юга и Севера, их происхождение и род занятий. Образ жиз­ни, элементы культуры, виды хозяйствования.

Экскурсия в музей

Экспозиции школьного музея, учебное пособие «Очерки истории Тюменского края».  Карточки с заданиями, кроссворд, таблица, учебное пособие «Очерки истории Тюменского края».

Мезолит, палеолит, орудия труда, мамонт, Мергень, Конда, Андреевское Ханты, манси, самоеды, татары, шаманы, Угры, «сихиртя»

Знать особенности развития первобытнообщинного строя в регионе, названия и характеристики древних стоянок. Знать основные народы нашего региона, их взаимодействие, ход и даты первых экспедиций.

Уметь работать с картой, следить за речью экскурсовода, отвечать на вопросы. Уметь сравнивать, находить информацию в источнике, работать с картой.

Составление плана-конспекта по ходу рассказа экскурсовода Составление кроссворда, заполнение таблицы, выполнение заданий по карточкам

НРК

Подготовить сообщение о любой древней стоянке Тюменской области Подготовить сообщение о любом народе Тюменской области: традиции, одежда, национальные праздники, национальная кухня

 

38

Тема 2. Русь в 9 - первой половине 12 века.

Древнерусское государство

7

1

Образование государства как важнейший этап в жизни народов. Время образования государства Русь. Первые походы руссов и их цели.

Урок-практикум

Карта «Киевская Русь в IX-XII веках», листы с тестами, карточки с заданиями

Ольга, Рюрик, Олег, Святослав, государство, варяги, полюдье, урок, погосты,  былина, печенеги

Знать об организации власти князя над покорёнными племенами. Даты: начало – первая половина IX века – время образования государства Русь.

. Уметь работать с картой, историческими документами, решать тесты.

Тестирование, заполнение таблицы, схемы, выполнение заданий по карточкам

П.3, вопросы после параграфа устно, рабочая тетрадь – задания 1-4 к параграфу 3,

 

39

Первые киевские князья.

1

Первые русские князья и их завоевания. Походы Святослава. Полюдье. Раздел земли между сыновьями Святослава и междоусобица.

Урок практикум

Карта «Киевская Русь в IX-XII веках», листы с тестами, карточки с заданиями

Ольга, Рюрик, Олег, Святослав, государство, варяги, полюдье, урок, погосты,  былина, печенеги

Знать о походах первых русских князей и их роли в сложении. Даты:

882 – поход Олега на Киев. 911 – поход Олега на Царьград (Константинополь) и договор с греками. 945 – убийство князя Игоря. 972 – гибель Святослава. 946 – принятие христианства Ольгой. Уметь работать с картой, историческими документами, решать тесты.

Тестирование, заполнение таблицы, схемы, выполнение заданий по карточкам

пересказ  по карте параграфа 4.

 

40

Князь Владимир и крещение Руси

1

Особенности внешней политики Владимира. Границы его государства. Крещение Руси. Становление церковной системы. Итоги правления Владимира.

Классический урок

Карта «Киевская Русь в IX-XII веках», листы с тестами, карточки с заданиями

Православие, митрополит, епископ, монастырь, десятина, Владимир, храмы, подвижники, святые заступники

Знать об организации власти князя над покорёнными племенами, направления политики Владимира. Даты: 980 – Владимир становится великим князем киевским. 988 – крещение Руси.

Уметь работать с картой, историческими документами, решать тесты, объяснять особенности христианства для Киевской Руси.

Тестирование, заполнение таблицы, схемы, выполнение заданий по карточкам

П.5 работа с документом с.42-43 задания 1,2,4,7 к параграфу 5. Работа с документом.

 

41

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром, его сыновья и внуки.

1

Княжение Ярослава Мудрого и его сыновей. Появление половцев на русских границах и киевское восстание 1068 года. «Русская правда» - начало письменного законодательства на Руси. Деятельность Владимира Мономаха. Русские земли к началу XII века. Городской характер Киевской Руси. Создание единой древнерусской народности.

Технология развивающего обучения

Карта «Киевская Русь в IX-XII веках», карточки с заданиями

Усобицы, половцы, святые князья Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, вече, древнерусская народность, летописец, летописный свод, миниатюра, Нестор

Знать о деятельности Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, о роли Киевской Руси как государства, ставшего исторической и культурной колыбелью трёх восточных народов – русских, украинцев и белорусов. Даты: 1019-1054 – правление Ярослава Мудрого. 1068 – вторжение половцев и киевское восстание. 1072 – создание «Русской Правды». 1097 – Любечский съезд князей. 1113-1125 – княжение в Киеве Владимира Мономаха. X – появление былин. Конец IX – начало записей о крупных событиях истории. Начало XII – составление «Повести временных лет». X-XIII  - существование единой древнерусской народности.

Уметь работать с исторической картой, историческими источниками, пересказывать.

Работа с документами, выполнение заданий по карточкам, составление схемы

П.6, вопросы в конце параграфа устно, рабочая тетрадь – задания 1.5,6 к параграфу 6,

 

42

Культура Древней Руси.

1

Развитие архитектуры и живописи на Руси. Летописание. Общественная мысль. Поэзия.

Урок-практикум

Слайды, фото, видеофильмы, художественные тексты: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет».

Культура, икона, фасад, фрески, скоморохи, летопись, летописный свод

Знать об основных направлениях развития древнерусской культуры, об основных видах искусства Руси. Даты: 1037 – Софийский киевский собор. 1052 – Софийский новгородский собор. XII – Успенский собор во Владимире. 1185 – время написания «Слова о полку Игоревом». Конец XII  - «Моление Даниила Заточница».

Уметь работать с художественными текстами, находить нужную информацию, составлять таблицы, сложные и простые планы,  кроссворды.

Составление кроссворда, заполнение таблицы, пересказ по тексту учебника.

Параграф 7. Подготовиться к тестированию.

 

43

Быт и нравы Древней Руси.

1

Культурные ориентиры для жителей Киевской Руси. Города – центры культуры и просвещения.

Урок исследование

Слайды, фото, видеофильмы, художественные тексты: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет».

Культура, икона, фасад, фрески, скоморохи, летопись, летописный свод

Знать о нравах и обычаях древней Руси.

Уметь работать с художественными текстами, находить нужную информацию, составлять таблицы, сложные и простые планы,  кроссворды.

Составление кроссворда, заполнение таблицы, пересказ по тексту учебника.

Параграф 8. Подготовиться к тестированию.

 

44

ПОУ + тест №3 «Древняя Русь в 8 – первой половине 12 века»

1 час

Систематизировать знания по местоположению, историческому развитию государства

Мини-ЕГЭ

Карта «Древняя Русь», тесты

Вервь, полюдье, уроки, вотчина

Знать основные события, термины и даты. Уметь работать с картой, терминологий и хронологией.

Решение тестов

Работа над ошибками

 

45

Тема 3.

Раздробленность на Руси. Возникновение самостоятельных русских княжеств в XII-XIII вв.

5

 

 

1

Новгородская Земля, Киевское, Вдадимиро-Суздальское, Галицко-волынское  княжества. Междоусобица. Смута.

Семинар

Карта «Русские земли в XII – начале XIII веков», таблица, карточки с заданием.

Феодальная раздробленность, княжеская династии, бояре, Боярская Дума, дворяне, отрок, вече.

Знать причины возникновения раздробленности на Руси, особенности развития основных удельных княжеств и Новгородской Земли. Даты: 1132 – смерть великого князя киевского Мстислава и распад государства. 1169 – взятие и разграбление Киева войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. 1152-1187 – княжение в Галиче Ярослава Осмомысла. 1229-1264 – княжение Даниила Галицкого. 1176-1212 – княжение во Владимире Всеволода Большое Гнездо. Весна 1147 – первое упоминание города Москвы в летописях. 1157 – Убийство Юрия Долгорукого в Киеве. 1157-1174 – княжение Андрея Боголюбского. 1156 – Строительство деревянной крепости в Москве.

Уметь сравнивать, анализировать исторические события, работать по карте.

Заполнение таблицы, работа по карте.

П.9, вопросы после параграфа, заполнение таблицы, пересказ информации о любом субъекте Московской Руси.

 

46

Возникновение самостоятельных русских княжеств в XII-XIII вв.

1

Новгородская Земля, Киевское, Вдадимиро-Суздальское, Галицко-волынское  княжества. Междоусобица. Смута.

Семинар

Карта «Русские земли в XII – начале XIII веков», таблица, карточки с заданием.

Феодальная раздробленность, княжеская династии, бояре, Боярская Дума, дворяне, отрок, вече.

Знать причины возникновения раздробленности на Руси, особенности развития основных удельных княжеств и Новгородской Земли. Даты: 1132 – смерть великого князя киевского Мстислава и распад государства. 1169 – взятие и разграбление Киева войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. 1152-1187 – княжение в Галиче Ярослава Осмомысла. 1229-1264 – княжение Даниила Галицкого. 1176-1212 – княжение во Владимире Всеволода Большое Гнездо. Весна 1147 – первое упоминание города Москвы в летописях. 1157 – Убийство Юрия Долгорукого в Киеве. 1157-1174 – княжение Андрея Боголюбского. 1156 – Строительство деревянной крепости в Москве.

Уметь сравнивать, анализировать исторические события, работать по карте.

Заполнение таблицы, работа по карте.

П.10, вопросы после параграфа, заполнение таблицы, пересказ информации о любом субъекте Московской Руси.

 

47

Возникновение самостоятельных русских княжеств в XII-XIII вв.

1

Новгородская Земля, Киевское, Вдадимиро-Суздальское, Галицко-волынское  княжества. Междоусобица. Смута.

Семинар

Карта «Русские земли в XII – начале XIII веков», таблица, карточки с заданием.

Феодальная раздробленность, княжеская династии, бояре, Боярская Дума, дворяне, отрок, вече.

Знать причины возникновения раздробленности на Руси, особенности развития основных удельных княжеств и Новгородской Земли. Даты: 1132 – смерть великого князя киевского Мстислава и распад государства. 1169 – взятие и разграбление Киева войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. 1152-1187 – княжение в Галиче Ярослава Осмомысла. 1229-1264 – княжение Даниила Галицкого. 1176-1212 – княжение во Владимире Всеволода Большое Гнездо. Весна 1147 – первое упоминание города Москвы в летописях. 1157 – Убийство Юрия Долгорукого в Киеве. 1157-1174 – княжение Андрея Боголюбского. 1156 – Строительство деревянной крепости в Москве.

Уметь сравнивать, анализировать исторические события, работать по карте.

Заполнение таблицы, работа по карте.

П.11, вопросы после параграфа, заполнение таблицы, пересказ информации о любом субъекте Московской Руси.

 

48

Нашествие с Востока.

1

Состояние Руси накануне нашествия. Создание Монгольской империи. Битва на реке Калке. Первый поход Батыя на Русь, 1237 год. Второй поход Батыя на Русь, 1239-1240 года.

Технология развивающего обучения

Карта «Русские земли в XII – начале XIII веков», таблица, карточки с заданием.

тьма (тумен), порок.

Знать о завоевательных походах монголо-татар, их последствиях. Даты: 1211-1227 – создание империи Чингисхана. 1223 – битва на Калке. 1236 – завоевание Волжской Булгарии. 1237-1240 – завоевание монголами Руси. Март 1238 – битва на реке Сить. Уметь сравнивать, анализировать исторические события, работать по карте.

Заполнение таблицы, работа по карте.

12, вопросы после параграфа устно, пересказ ледового побоища по карте, рабочая тетрадь – задание №2 к параграфу 12, работа с документом.

 

49

Гроза на Западе

1

Экспансия немецких рыцарей – крестоносцев из Прибалтики. Экспансия шведов. Невская битва. Ледовое побоище.

Технология развивающего обучения

Карта «Русские земли в XII – начале XIII веков», таблица, карточки с заданием.

Ордена, крестовый поход,

Знать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов, о таланте Александра невского. Даты:. 15 июля 1240 – невская битва. 5 апреля 1242 – битва на чудском озере (Ледовое побоище).

Уметь сравнивать, анализировать исторические события, работать по карте.

Заполнение таблицы, работа по карте.

13, вопросы после параграфа устно, пересказ ледового побоища по карте, рабочая тетрадь – задание №2 к параграфу 12, работа с документом.

 

50

Русь и Золотая Орда. Население Сибири в XIIXIV веках

1

Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Понятия: Золотая Орда, вассалитет. Баскак, ордынское владычество, ярлык, ордынский выход.

Комбинированный

Схема «Система управления Золотой Ордой», Карта«Русские земли в XII – начале XIII веков», таблица, карточки с заданием..

Улус, баскак, «ордынский выход», ярлык, пайцза (басма), численники.

Уметь анализировать формы зависимости от ордынцев, рассказывать о борьбе русского народа против ордынского владычества. Уметь пояснять позицию , занятую Александром Невским по отношению к Орде, анализировать последствия ордынского владычества на Руси.

Составление схемы управления.

НРК,

Параграфы 14, пересказ по карте., работа с документами.

 

1

Русь и Литва.

1

Формирование Литовско-русского государства. Присоединение западных русских

Земель к Великому княжеству литовскому. Характер литовско-русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Комбинированный

Схема «Битва на Чудском озере», Карта«Русские земли в XII – начале XIII веков», таблица, карточки с заданием..

Улус, баскак, «ордынский выход», ярлык, пайцза (басма), численники.

Уметь пояснять позицию, занятую Александром Невским по отношению к Орде, анализировать последствия ордынского владычества на Руси.

Составление схемы управления.

Параграфы 15, пересказ по карте., работа с документами.

 

52

Русская культура в XII- н. XIII в.

1

Культурные ориентиры для жителей Киевской Руси. Города – центры культуры и просвещения. Развитие архитектуры и живописи на Руси. Летописание. Общественная мысль. Поэзия.

Урок-практикум

Слайды, фото, видеофильмы, художественные тексты: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет».

Культура, икона, фасад, фрески, скоморохи, летопись, летописный свод

Знать об основных направлениях развития древнерусской культуры, об основных видах искусства Руси. Даты: 1037 – Софийский киевский собор. 1052 – Софийский новгородский собор. XII – Успенский собор во Владимире. 1185 – время написания «Слова о полку Игоревом». Конец XII  - «Моление Даниила Заточница».

Уметь работать с художественными текстами, находить нужную информацию, составлять таблицы, сложные и простые планы,  кроссворды.

Составление кроссворда, заполнение таблицы, пересказ по тексту учебника.

П.16, вопросы в конце параграфа, рабочая тетрадь – задания 1,4 к параграфу16.

 

53

Русь Удельная в 12 – 13 веках

1 час

Местоположение основных удельных княжеств, их историческое развитие, основные вехи борьбы с внешними врагами

Мини-ЕГЭ

Карта «Русь Удельная», тесты

Баскак, ярлык, рать, владыка, царь, воевода, острог, нойон

Знать основные вехи исторического развития удельных княжеств, борьбы с внешними врагами. Уметь работать с картой, соотносить термины. События и даты.

Решение тестов

Работа над ошибками

 

54

Тема 4.

Образование единого Русского государства

Усиление Московского княжества в Северо – Восточной Руси.

10

 

 

1 час

Русские крестьяне. Сельская колонизация. Развитие слоя землевладельцев.  Развитие сельского хозяйства и крестьянских промыслов. Городская промышленность. Торговля на Руси. Политическая система Руси. Соперничество московских и тверских князей за великое княжение. Роль ордынской политики.

Урок исследование

Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI веков)», контурная карта, атлас, карточки с заданиями, тесты, художественные тексты

Великое княжение Владимирское, порядок наследования престола, уния, мельница, Иван Калита,

Знать основные причины возвышения Московского княжества, о состоянии основных направлений хозяйственной деятельности на Руси. Даты: 1367 – постройка белокаменного кремля в Москве. Со второй половины XIV века чеканка собственной серебряной монеты. 1327 – антиордынское восстание в Твери. 1325 – правление Ивана Калиты. 1375 – объединённый поход русских князей на Тверь. 1378 – битва на реке Вожже. Уметь сравнивать, анализировать исторические события, работать по карте.

Тесты «Русь в борьбе с захватчиками». Выполнение заданий по карточкам, работа по карте.

П.17, пересказ о деятельности Ивана Калиты, вопросы после параграфа, рабочая тетрадь – задания №1-3 к параграфу 13, задания №2,3,6 к параграфу 14.

 

55

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

1

Военно-политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы. Подготовка к сражению обеих сторон. Куликовская битва. Особенности тактики обеих сторон. Набег Тохтамыша. Куликовская битва в историческом сознании русского народа. Её последствия. Предпосылки образования единого государства. Усобицы второй четверти XV века.

Комбинированный урок

Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI веков)», контурная карта, атлас, карточки с заданиями, тесты, художественные тексты

Дмитрий Иванович. Полк, рать, тюфяк Дмитрий Донской, служилые люди, Тимур, Василий Тёмный, Юрий Дмитриевич.

Знать о значении Куликовской битвы в истории Руси, ход сражения и результаты, социально-экономические и политические причины и события, приведшие к образованию единого русского государства. Даты: 8 сентября 1380 – Куликовская битва. 1382 – набег Тохтамыша.

Уметь сравнивать, анализировать исторические события, работать по карте.

Тесты «Русь в борьбе с захватчиками». Выполнение заданий по карточкам, работа по карте.

П.18, пересказ о деятельности Ивана Калиты, вопросы после параграфа, рабочая тетрадь – задания №1-3 к параграфу 13, задания №2,3,6 к параграфу 14.

 

56

Московское княжество и его соседи в конце 14 – середине 15 века.  

1 час

Василий 1. московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Конец ордынского владычества.

 

Урок игра.

Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI веков)», схема битвы, контурная карта, атлас, карточки с заданиями.

 

Герб, Судебник Ивана III. Дикое поле, дьяк, наместник, волостель, кормление, местничество, Юрьев день, закрепощение, государь, «латинство», централизация.

 

Знать основные направления внутренней и внешней политики Ивана III и его сына Василия III. Даты: 1408 – набег Едигея. 1433-1453 – Большая усобица. 1410 – Грюнвальдская битва. июль 1471 – битва на реке Шелонь и присоединение Новгорода. 1478 – окончательное подчинение Новгорода. Осень 1480 – стояние на реке Угре. 12 ноября 1480 – окончательное падение ордынского ига. 1485 – присоединение Тверского княжества. 1510 – присоединение Пскова. 1514 – присоединение Смоленска. 1497 – составление Судебника.

Уметь анализировать исторические события, находить информацию из исторической карты, работать с историческими источниками.

Выполнение заданий по карточкам, работа по карте, составление плана по тексту учебника

П.19, выучить записи в тетради, устно ответить на вопросы после параграфа, рабочая тетрадь – задание №2.4,7,10 к параграфу 19

 

57

Начало объединения русских земель

1

Иван3. присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества.

Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.

Понятия: стояние на Угре. Суверенитет.

Урок исследование

Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI веков)», схема битвы, контурная карта, атлас, карточки с заданиями.

 

Герб, Судебник Ивана III. Дикое поле, дьяк, наместник, волостель, кормление, местничество, Юрьев день, закрепощение, государь, «латинство», централизация.

 

Знать основные направления внутренней и внешней политики Ивана III и его сына Василия III. Даты: 1408 – набег Едигея. 1433-1453 – Большая усобица. 1410 – Грюнвальдская битва. июль 1471 – битва на реке Шелонь и присоединение Новгорода. 1478 – окончательное подчинение Новгорода. Осень 1480 – стояние на реке Угре. 12 ноября 1480 – окончательное падение ордынского ига. 1485 – присоединение Тверского княжества. 1510 – присоединение Пскова. 1514 – присоединение Смоленска. 1497 – составление Судебника.

Уметь анализировать исторические события, находить информацию из исторической карты, работать с историческими источниками.

Выполнение заданий по карточкам, работа по карте, составление плана по тексту учебника

П.20, выучить записи в тетради, устно ответить на вопросы после параграфа, рабочая тетрадь –задания №1,5,7 к параграфу 20.

 

58

Московское княжество в  к. XV – перв. трети XVI в.

1 час

Централизаторская деятельность великого князя. Присоединение Новгорода Великого. Падение ордынского ига. Заключительный этап правления Ивана III. «Государь всея Руси». Судебная реформа Ивана III. Управление страной. Россия при Василии III. Развитие сельского хозяйства. Ремесло и промышленность. Развитие торговли.

Классический урок

Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI веков)», карточки с заданиями, художественные тексты и документы

Герб, Судебник Ивана III. Дикое поле, дьяк, наместник, волостель, кормление, местничество, Юрьев день, закрепощение, государь, «латинство», централизация.

Уметь оперировать основными терминами для анализа нового исторического события, работать с картой: читать, находить необходимую информацию, пользоваться легендой.

Тест «Борьба за объединение русских земель», выполнение заданий по карточке, заполнение контурной карты, беседа по прочитанному тексту, заполнение хронологической таблицы

П.21, вопросы в конце параграфа, выучить записи в тетради, рабочая тетрадь – задания №2-4,6 к параграфу 17, задания №2,3,5 к параграфу 21.

 

59

Церковь и государство  в конце 15 – начале 16 века.

1 час

Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – третий Рим».

 

Лекция

Карта «Российское государство в XVI веке», таблица, карточки с заданием, художественные тексты и документы

Церковь, местничество, кормление, иосифляне ересь, монастырь, стригольники, иосифляне, нестяжатели.

 

Иметь представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества, характеризовать мнастырскую жизнь. Уметь сопоставлять взгляды нестяжателей и иосифлян. Знать понятие «Москва –третий рим».

Исторический диктант

П.22, стр. 183-190,

вопросы стр. 191,

работа с документами и вопросы к документам стр. 191-192

 

60

Государственные реформы сер. XVI в.

1

Города. Москва в середине XVI века. Детство Ивана IV. Боярское правление.

Денежная реформа. Начало самостоятельного правления. Венчание на царство. Реформы Ивана IV.

Развивающее обучение

Карта «Российское государство в XVI веке», таблица, карточки с заданием, художественные тексты и документы

Соха, плуг, Андрей Чохов, царь, шапка Мономаха, «чёрные люди»,

Знать о состоянии основных отраслей экономики в данный период, взаимосвязь политической и экономической мощи государства, причины развития Москвы как центра русского государства. Даты: 1552 – начало англо-русской торговли. 1547 – венчание Ивана IV на царство. 1549 – Земский собор. 1550 – создание нового Судебника. 1551 – Стоглавый собор. 1555 – отмена кормлений. 1550 – начало формирования стрелецкого войска. 1553 – болезнь Ивана, возникновение недоверия к членам Избранной рады.

Уметь анализировать исторические факты, давать характеристику историческому деятелю, работать по карте, объяснять суть опричнины.

Заполнение таблицы, составление схемы управления, беседа по прочитанному тексту.

П.23 рабочая тетрадь задания №1,3,4 к параграфу 23, работа с документами

 

61

Внешняя политика России при Иване IV.  Поход Ермака.

1

Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Ливонская война. Итоги царствования Ивана Грозного. Воцарение Фёдора Ивановича. Придворные группировки. Внутренняя политика правительства. Законы о крестьянах. Введение патриаршества. Угличское дело. Внешняя политика правительства.

Классический урок

Карта «Российское государство в XVI веке», таблица, карточки с заданием, художественные тексты и документы, таблица

Пищаль, ясак, Речь Посполитая, наёмник, казаки, атаман. Юрьев день, заповедные годы, тягло, крепостные крестьяне, урочные годы, патриарх, Борис Годунов, Фёдор Иванович

Знать о состоянии России в царствование Фёдора Иоанновича, основные направления внешней политики Ивана Грозного, причины поражения России в Ливонской войне. 2 октября 1552 – взятие Казани. 1556 – завоевание Астраханского ханства. 1555 – посольство сибирского хана Едигера  к Ивану Грозному. 1581-1585 – поход Ермака. 1580-1581 – начало практики»заповедных лет». 1584 – смерть Ивана Грозного. 1558-1582 – Ливонская война. 1563 – взятие войсками Грозного Полоцка. 1569 – объединение Литвы и Польши в Речь Посполитую. 1581 – осада Стефаном Баторием Пскова. 1582 – Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой. 1583 – Плюсское перемирие со Швецией. 1584-1598 – правление Фёдора Ивановича. 1562-1593 – указы об отмене Юрьева дня. 1589 – установление патриаршества. 1591 – убийство царевича Дмитрия в Угличе.

Уметь работать с картой, анализировать и находить информацию в источнике.

Выполнение заданий по карточкам, работа по карте, беседа по прочитанному тексту, заполнение хронологической таблицы.

НРК,

П.24, вопросы после параграфа, рабочая тетрадь – задания №6 к параграфу 24

 

62

Опричнина.

1

Причины, суть и тоги опричнины. Итоги правления Ивана Грозного. Россия в конце XVI в.

Развивающее обучение

Карта «Российское государство в XVI веке», таблица, карточки с заданием, художественные тексты и документы

сословия, сословная монархия, волость, стрельцы, Избранная рада.

взаимосвязь политической и экономической мощи государства, причины развития Москвы как центра русского государства, первые реформы, проведённые Иваном IV. Даты: 1565 – введение опричнины. 1571 – нашествие Девлет-Гирея и сожжение Москвы. 1572 – разгром Девлет-Гирея русскими войсками под руководством князя Воротынского.

Уметь анализировать исторические факты, давать характеристику историческому деятелю, работать по карте, объяснять суть опричнины.

Заполнение таблицы, составление схемы управления, беседа по прочитанному тексту.

П. 25 рабочая тетрадь задания №1,3,4 к параграфу 23, работа с документами

 

63

Татарское население нашего края в XV-XVI вв.

1 час

Приход к власти хана Кучума, объединение татарских улусов: образование Сибирского ханства. Вза­имоотношения Сибирского Ханства с Москвой. Набеги Кучума. Гибель Ермака и Кучума. Начало присоединения Сибири к русскому государству.

Урок-практикум

Карта «Тюменская область», учебник «Очерки истории Тюменского края», карточки с заданием.

Сибирь (Кашлык, Искер), Чимги-тура, князьки, улус, острог, царьки

Знать дату и ход похода Ермака, основные положения значения присоединения сибирского ханства к России. Даты: 1555 – «Большое посольство». 1572 – духовная миссия. 1582- поход Ермака.

Уметь работать с картой, анализировать и находить информацию в источнике.

Выполнение заданий по карточкам, работа по карте, беседа по прочитанному тексту.

НРК, Составить кроссворд по терминам и историческим личностям, составить план-конспект текста учебника

 

64

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках

1 час

Исторические условия , особенности и основные тенденции развития русской культуры в 14-16 веках. Культурный взлет после Куликовской битвы. Москва – центр складывания культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Житийная литература. Исторические повести.

Комбинированный урок

Художественные тексты

полуустав, эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, энциклопедия.

Знать о значении образования единого государства как фактора формирования национальной русской культуры, достижения русского просвещения, особенности развития русской литературы. Уметь определять уровень развития культуры в 14-16 веках, находить общие и отличные черты в русской культуре разных периодов истории..

Даты: середина XV века – «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Середина XVI – составление Великих миней четьих митрополитом Макарием.

Работа с текстами

Параграф 26, работа с документом

 

65

Архитектура, живопись в XIV – XVI веках

1час

Памятники куликовского цикла. Главные сооружения Московского кремля. Феофан Грек. Андрей Рублев.

 

Комбинированный урок

Репродукции, иллюстрации. Видеофильм «Московский кремль», тесты

Живопись, иконопись

Знать о значении образования единого государства как фактора формирования национальной русской культуры, достижения русского просвещения, особенности развития русской литературы. Уметь определять уровень развития культуры в 14-16 веках, находить общие и отличные черты в русской культуре разных периодов истории..

Даты: 1475-1479 – строительство Успенского собора в Московском кремле. 1487-1491 – строительство Грановитой палаты в Московском кремле. 30-е годы XVI – строительство стены Китай-города. Конец XVI – строительство стены Белого города. 1532 – строительство храма Вознесения в Коломенском. Середина XVI – составление Лицевого свода. 1564 – издание «Апостола» Иваном Фёдоровым.

Работа с иллюстрациями

П.27. вопросы с. 255

 

66

Быт  в 14-начале 16 века

1час

Памятники куликовского цикла. Главные сооружения Московского кремля. Феофан Грек. Андрей Рублев.

 

Комбинированный урок

Репродукции, иллюстрации. Видеофильм «Московский кремль», тесты

Живопись, иконопись

Знать о значении образования единого государства как фактора формирования национальной русской культуры, достижения русского просвещения, особенности развития русской литературы. Уметь определять уровень развития культуры в 14-16 веках, находить общие и отличные черты в русской культуре разных периодов истории..

Даты: 1475-1479 – строительство Успенского собора в Московском кремле. 1487-1491 – строительство Грановитой палаты в Московском кремле. 30-е годы XVI – строительство стены Китай-города. Конец XVI – строительство стены Белого города. 1532 – строительство храма Вознесения в Коломенском. Середина XVI – составление Лицевого свода. 1564 – издание «Апостола» Иваном Фёдоровым.

Работа с иллюстрациями

П. 28. (практикум, кроссворд)

 

67

ПОУ + тест №4 «Московская Русь»

1 час

Базовые знания по истории Московской Руси: образование единого государства, управление, экономическое развитие, реформы.

Конференция

Устные сообщения

Базовые термины и исторические личности.

Знать предпосылки образования единого государства, реформы Ивана Великого, Ивана Грозного, Фёдора Ивановича и Бориса Годунова. Даты: 1367 – строительство белокаменного Кремля в Москве. 8 сентября 1380 – Куликовская битва. 1382 – набег Тохтамыша. 1433-1453 – Большая усобица в Москве. 1480 – стояние на Угре. 1514 – присоединение Смоленска. 1547 – венчание на царство Ивана IV. 1551 – созыв Стоглавого собора. 1552 – взятие Казани. 1565 – введение опричнины. 1558-1582 – Ливонская война.

Уметь выполнять задания ЕГЭ.

Выступление с творческими заданиями

Подготовить сообщения по особенностям развития Сибири в XVI веке.

 

68