МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено Согласовано с заместителем Утверждено
на МО директора 01.09.2015 Директор школы:
Протокол: _________________ ____________
№ 1 от 31.08.2015г. / Н.А. Тихонова/ / В.Г. Усольцева/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Обществознание – 7 класс»
Составитель:
Александрова Лариса Юрьевна, к.п.н., учитель истории, обществознания, искусства и МХК высшей квалификационной категории
с.Усть-Ламенка
2015 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ».
Пояснительная записка.
Мы живём уже в XXI веке, в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В этот информационный век происходит расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями. Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение, наконец, обязательное высшее образование – всё это очерчивает контуры того мира, в котором нам вскоре придётся жить.
Профессии юриста и менеджера сегодня считаются наиболее популярными во всех странах мира, а в России, в условиях перехода к рыночной экономике и становления новой политической системы, они крайне необходимы. Первой ступенькой, которая ведёт к их овладению, является интегрированный курс «Обществознание».
Наступающая эпоха – это время, когда в системе научного и практического знания лидерство будет переходить к социальным наукам – экономике, юриспруденции, психологии, социологии, менеджменту, политологии и др. Они-то и представлены в курсе обществознания. Пользуясь политической терминологией, можно сказать: в ближайшей перспективе социальное знание будет законодательницей моды, а инженерным и техническим наукам будет отведена роль исполнительной власти. Социальные, в широком смысле общественные науки выдвинулись на первый план в нашей стране в 90-е годы, а на Западе в конце 60-х – начале 70-х годов XX века. Возможно, что в конце XXI или в XXII веке господствующие высоты достанутся другой части общественных наук, которую называют гуманитарным знанием: литературоведение, искусствоведение, культурология, этика, философия и прочие творческие сферы деятельности. Познакомиться с некоторыми из них можно в курсе обществознания.
Итак, обществознание необходимо сегодня буквально всем – будущим химикам, физикам, инженерам, бизнесменам, адвокатам, врачам, управленцам и др. Молодое поколение, к какому бы пропищу оно себя не готовило, не может обойтись без знаний о законах человеческой психики и особенностях деловой коммуникации, знаний политической борьбы и принципов организации экономики, своих гражданских прав, а также сведений о культуре, науке и религии.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Цели изучения курса
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- o развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- o воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- o освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- o формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Характеристика содержания курса «Обществознание»
Структура курса и последовательность предъявления материала.
Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5 – 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина РФ, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс дает им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них – «Регулирование проведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема – «Человек в экономических отношениях» - дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики – производству, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе – создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики – потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых Понтий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Учебно-методический комплект (ОС «Школа России»).
- 1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2014.
- 2. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 7 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2014.
- 3. Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 7 класс: М., «Просвещение», 2014.
- 4. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 7 класс: М., «Просвещение», 2014.
Дополнительная литература: Хрестоматия по обществознанию. CD по учебным курсам. Сборник самостоятельных заданий. – М., «П.», 2013.
Кравченко А. И. Обществознание: учебник 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – 216 с. – (ФГОС. Инновационная школа)
Место курса в учебном плане
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 169 часов: 34 часов в неделю (33 часа – 9 класс).
Предпочтительные формы организации учебного процесса
Типы уроков |
Пед. технологии |
Формы работы |
- игра - дискуссия - практикум - лабораторная работа - беседа |
Интерактивные: - игровые; - ТРИЗ; - технология дискуссии; - проектная технология; - проблемное обучение; - технология развития критического мышления |
Индивидуальная Групповая Группы с переменным составом |
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся.
Вид контроля |
Авторы заданий |
Тестирование |
---Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011. ---Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 7 класс: М., «Экзамен», 2010. |
Индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами |
|
Контрольная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа |
|
Исторический диктант |
|
Работа над проектом |
Количество контрольных работ – 1
Количество самостоятельных работ – 2
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- o мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- o заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- o ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
- o умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- o умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- o способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- o овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- o умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
- o относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- o знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- o знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- o умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- o понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- o знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- o приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- o знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- o понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- o понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- o понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- o знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- o знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- o понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- o понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- o умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- o знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
- § литература:
- 1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 7 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2010.
- 2. Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.
- 3. Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010.
- 4. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 7 класс: М., «Просвещение», 2012.
- § дидактический материал:
- 1. Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 7 класс: М., «Просвещение», 2011.
- 2. Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентноть-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.
- 3. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 7 класс: М., «Экзамен», 2012.
- § оборудование и приборы:
- Таблицы по темам
- Компьютер, проектор
Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» – 7 класс
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Элементы содержания образования (основные вопросы) |
Форма урока |
Учебное оборудование |
Основные понятия |
Основные знания и умения |
Измерители (формы контроля) |
Домашнее задание |
Дата |
№ урока |
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе Что значит жить по правилам. |
10 2 |
Многообразие правил. Социальные нормы. Привычка свыше нам дана … Правила этикета и хорошие манеры. |
Урок-практикум |
Карточки с заданиями, таблица «Социальные нормы», иллюстрации «Этикет», портрет Б.П. Шереметева. |
Социальные нормы, привычка, обычаи, ритуалы, обряды, церемонии, этикет, манеры. |
Знать определения по теме и уметь ими оперировать.
|
Выполнение заданий по карточкам, составление сравнительных таблиц, анализ текстов |
Боголюбов §1, задание 3 письменно. |
|
1-2 |
Что значит жить по правилам. |
||||||||||
Права и обязанности граждан. |
2 |
Права человека. Кто и как обеспечивает твои права. Где проходит граница прав. Обязанности. |
Урок творчества |
Конституция РФ, тексты для дополнительного чтения |
Права, человек, гражданин, обязанности. |
Знать права и обязанности человека. Уметь составлять схемы и таблицы, анализировать иллюстрации. |
Выполнение заданий по карточкам, мини-тесты |
Боголюбов, §2 Прочитать и ответить на вопросы после параграфа. Задание 2 письменно. |
|
3-4 |
Права и обязанности граждан. |
||||||||||
Почему важно соблюдать законы |
1 |
Закон и его роль в обществе. Что такое преступление? Виды наказаний несовершеннолетних. Как вести несовершеннолетнему при задержании сотрудниками милиции. |
Урок рассуждение |
Схема «Иерархия законов», текст Конституции РФ |
Закон, кодекс, справедливость, свобода, преступление, проступок, уголовная ответственность. |
Знать суть законов. Уметь их соблюдать. |
Анализ текста Конституции РФ и статей СМИ. |
Боголюбов §3, Прочитать, выучить записи в тетради, вопросы и задания после параграфа, практикум письменно. |
|
5 |
Защита отечества |
1 |
Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга. |
Урок экскурсия |
Конституция РФ, тексты для дополнительного чтения о воинском долге, портрет героев - земляков |
Честь, долг, армия, подвиг, внешние, региональные и частные угрозы государству, повестка, служба, военкомат, присяга |
Знать основные понятия по теме и умение им оперировать, составлять таблицу, составлять рассказ. |
Проверка таблицы, тест, решение ситуации. |
Боголюбов §4 Прочитать, выучить записи в тетради, вопросы и задания после параграфа. Составление рассказа, мини- сочинение «Защитник отечества». |
|
6 |
Для чего нужна дисциплина. |
1 |
Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Воля и самовоспитание. |
Урок-исследование |
Тексты для дополнительного чтения, портрет А.С. Макаренко |
Дисциплина, мораль, самоконтроль, самодисциплина, воля, самовоспитание, |
Оперировать новыми понятиями, составлять таблицу, использовать знания. Умения разрешать предложенные ситуации с правовых позиций. |
Анализ ситуации (сценка). анализ текста из «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко. Решение ситуации, выполнение практических заданий. |
Боголюбов § 5. Составить таблицу «Виды дисциплины». |
|
7 |
Виновен – отвечай. |
1 |
Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает. |
Урок дискуссия |
Портрет А.Ф. Кони, тексты для дополнительного чтения |
Табу, принцип талиона, грабёж, кража, вымогательство, ущерб, подстрекательство, соучастники преступления, штраф |
Использовать знания, полученные на смежных предметах (история), анализировать текст документов. |
Анализ Картины «Опять двойка», анализ текстов документов и художественных текстов. |
Боголюбов § 6. Составление таблицы «Виды санкций». |
|
8 |
Кто стоит на страже закона |
1 |
На страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд осуществляет правосудие. Милиция и её функции. |
Урок-практикум |
Конституция РФ, таблица «правоохранительные органы РФ». |
Суд, судья, Конституционный суд. Верховный суд, высший арбитражный суд, презумпция невиновности. Прокуратура, таможня. Правопорядок, противоправная деятельность, нотариат, адвокатура, наследник, детектив, правосудие, презумпция невиновности, свидетель, приговор, криминальная и общественная безопасность, протокол, участковые уполномоченные. |
Оперировать новыми понятиями, составлять таблицу, анализировать текст документов. |
Решение ситуации, выполнение практических заданий. составление таблицы. |
Боголюбов §7. Выполнение заданий из рабочей тетради. |
|
9 |
Регулирование поведения людей в обществе |
1 |
Правовые отношения. Социальное окружение. Правила поведения в обществе. Социальные нормы. |
ПОУ |
Памятка «Правила диспута», вопросы дискуссии. |
Ведущие термины по разделу |
Использовать знания. полученные на смежных предметах (история). оперировать новыми понятиями, решать тесты. |
Составление таблицы |
Боголюбов § 1-7, Прочитать., подготовиться к контрольной работе |
|
10 |
Регулирование поведения людей в обществе |
1 |
Мир подростка. Социальное окружение подростка. Правила поведения в обществе. Социальные нормы. |
Урок-зачёт |
Тест,
|
Ведущие термины по разделу |
Использовать знания. полученные на смежных предметах (история). оперировать новыми понятиями, решать тесты. |
Тестовая работа |
Работа над ошибками, ликвидация затруднений |
|
11 |
Тема 2. Человек в экономических отношениях Экономика и её основные участники |
9
2 |
Суть понятия экономики. Звенья: распределение, производство, обмен и потребление. Виды хозяйства. Основные продукты экономики. Основные участники экономики. |
Семинар |
Карточки с познавательными задачами. Схема «Звенья экономического процесса». |
Производство, распределение, обмен, потребление. Технология. Экономические продукты, натуральное хозяйство, товарное хозяйство, производитель, потребитель, прибыль. Три кита экономики, рациональное решение. |
Использовать знания, полученные на смежных предметах (история). оперировать новыми понятиями.
|
Фронтальный опрос, заполнение таблицы «основные сферы экономики», решение познавательных задач. |
Боголюбов § 8. Решение познавательных задач. Составление таблицы «Основные звенья экономики». |
|
12 - 13 |
Экономика и её основные участники |
||||||||||
Мастерство работника |
1 |
Дело мастера боится. Из чего складывается мастерство работника. Труд и зарплата. Количество и качество труда. |
Урок-исследование |
Мастерство, квалификация, профессионализм, высококвалифицированный труд, малоквалифицированный труд, зарплата, сдельная, повременная, количество труда и качество труда |
Портрет Антонио Страдивари, схема «Виды и формы зарплаты», высказывания мудрецов, карточки с заданиями |
Использовать знания полученные на смежных предметов (история), оперировать новыми понятиями, анализ текстов, умение высказывать и аргументировать свою точку зрения. |
Анализ таблицы, анализ фрагмента текст об А. Страдивари. |
Боголюбов § 9. Решение познавательных задач. Составление схемы «Основные виды и формы зарплаты». |
|
14 |
Производство: затраты, выручка, прибыль |
2 |
Что и как производить. Затраты производства. Всё ли выгодно производить. |
Урок-исследование |
Экономический продукт, технология производства, затраты производства, стоимость, производительность труда, выручка, прибыль, налоги, капитал. |
Карточки с творческими заданиями, портрет И.Т. Посошкова, тесты для дополнительного чтения |
Уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения. Знать основные вопросы производства. |
Анализ дополнительного текста, решение познавательных задач, создание проекта «Моё производство». |
Боголюбов § 10. Решение познавательных задач. Создание проекта «Моё производство». |
|
15 - 16 |
Производство: затраты, выручка, прибыль |
||||||||||
Виды и формы бизнеса |
2 |
Что такое бизнес. Виды бизнеса: производственный, торговый, финансовый, страховой, посреднический. Формы бизнеса: индивидуальное предприятие, товарищество и акционерное общество. |
Лекция с элементами эвристической беседы |
Бизнес, прибыль, финансы, собственность, акция |
Познавательные задачи, портрет И.Д. Сытина, Адама Смита. |
Знать основные виды и формы бизнеса. Уметь в них ориентироваться, находить общие черты и различия. |
Решение познавательных задач, выполнение творческих заданий (сочинение). Анализ фрагмента художественного произведения. |
Боголюбов § 11. Решение познавательных задач. Составить таблицу «Виды и формы бизнеса» и аргументировать своими примерами. |
|
17 - 18 |
Виды и формы бизнеса |
||||||||||
Обмен, торговля, реклама. |
2 |
Зачем люди обмениваются. Торговля и её формы. Реклама – двигатель торговли. |
Урок-практикум |
Рынок, товар, стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая и розничная торговля, внешняя и внутренняя торговля, реклама. |
Карточки с познавательными задачами, портрет Адама Смита |
Знать процесс обмена, торговли и создания рекламы. Уметь составлять сравнительные таблицы, анализировать художественные произведения, выполнять творческие задания (сочинение), оперировать изученными понятиями, рекламировать свой товар. |
Анализ текста для дополнительного чтения, составление рекламы. |
Боголюбов § 12. Решение познавательных задач. Создание рекламы своей продукции. |
|
19 - 20 |
Обмен, торговля, реклама. |
||||||||||
Деньги, их функции |
2 |
Как деньги стали деньгами. Функции денег. Виды и формы денег. Карманные деньги: за и против. |
Урок-экскурсия |
Бартер, эквивалент, функции денег, мера стоимость, монета, банкноты. Кредитная карточка, средство платежа, средство накопления. Конвертируемость, банк, ассигнации, чек, номинал |
Экспозиция в музее «Нумизматика», портрет С.Ю. Витте, карточки с познавательными заданиями, карточки с познавательными задачами. |
Знать суть денег и характеристику их функций. Уметь составлять схему, анализировать тексты для дополнительного чтения, получать и анализировать экспозиции музея. |
Анализ текстов, экскурсия в музей |
Боголюбов § 13. Решение познавательных задач. Составить таблицу «Деньги и их функции» и аргументировать своими примерами. |
|
21 - 22 |
Деньги, их функции |
||||||||||
Экономика семьи |
1 |
Ресурсы семьи. Что такое семейный бюджет. На что семьи тратят деньги. «Без нужды живёт, кто деньги бережёт». Бюджет семьи и государства. |
Урок творчества |
Материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые ресурсы, рантье, проценты, собственность, фиксированные и переменные доходы, бюджет, обязательные и произвольные расходы., лимитировать, оптимизация. |
Схема «Ресурсы семьи», портрет А.Т. Болотова, карточки с творческими заданиями |
Знать процесс составления бюджета. Умет планировать расходы и доходы семьи, аргументировать свою точку зрения. |
Анализ текстов, составление схемы «Ресурсы семьи», бюджета семьи |
Боголюбов § 14. Решение познавательных задач. Составить семейный бюджет. |
|
23 |
Человек в мире экономических отношений |
1 |
Влияние социального окружения на развитие подростка, суть экономического процесс. |
Повторительно-обобщающий урок |
Экономика, бизнес, обмен, бартер, деньги, бюджет, дисциплина, правонарушение |
Схемы по темам «Социальная среда», «Экономика», карточки с заданиями по вариантам |
Знать слагаемые мастерства работника, производственные затраты, виды бизнеса, функции денег, ресурсы семьи. |
Решение тестов, анализ схем. |
Повторить Боголюбова § 8 - 14. Решение познавательных задач, тестирование. |
|
24 |
Человек в мире экономических отношений |
1 |
Ключевые знания по всему курсу |
Урок-зачёт |
Адвокат, акция, бизнес, бюджет, ассортимент, кредитная карточка, лимит и т.д. |
Бланки по четырём вариантам с заданиями мини-ЕГЭ (часть А, Б и В) |
Знать ключевые понятия, вопросы пройденных тем. Уметь выполнять задания в формате ЕГЭ |
Мини-ЕГЭ |
Повторить Боголюбова § 8 - 14. |
|
25 |
Тема 3. Человек и природа. Воздействие человека на природу |
2 |
Что такое природа? Связь человека с природой. Ноосфера. Человек венец или звено природы. «Вторая природа». Загрязнение атмосферы, почвы и воды. |
Классический урок |
Карточки с заданием, иллюстрации природы и деятельности людей, портрет В.И. Вернадского, высказывания мудрецов, народные пословицы |
Биосфера, природа, ноосфера, общество, человек, венец, звено |
Знать и оперировать определениями: природа, ноосфера, биосфера. Уметь определять и на примерах доказывать взаимодействие природы и общества, высказывать и аргументировать свою точку зрения. |
Выполнение заданий по карточкам, нахождение нужной информации в тексте учебного пособия, составление схемы «Человек – венец или звено природы?». |
Боголюбов § 15. Прочитать, выучить записи в тетради,. Для любознательных: составить свою схему взаимодействия общества и природы, аргументировать её. |
|
26 - 27 |
Воздействие человека на природу |
||||||||||
Охранять природу – значит охранять жизнь |
2 |
Печальные результаты деятельности человека. Кризис или катастрофа? Цена прогресса. Прогнозы на будущее - хватит ли на наш век? |
Урок-проект |
Журналы «ГЕО», научно-популярные тексты, компьютеры, сканер, учебное пособие, фотографии села Усть-Ламенка, видеофильм, памятка по проектированию |
Деградация, экологический кризис, катастрофа, проект |
Знать причины и результаты экологической проблемы. Уметь находить выход из проблемы, составлять проект решения. |
Составление своего проекта «Проблемы села и их решение» |
Боголюбов § 16. Прочитать, выучить записи в тетради. Проект «Экосистема моего села» |
|
28 - 29 |
Охранять природу – значит охранять жизнь |
||||||||||
Закон на страже природы |
2 |
Наши экологические права и обязанности. Как закон охраняет природу? Экология и нравственность |
Урок-проект |
компьютер, видеопроектор, учебное пособие, видеофильм, кодекс законов, Конституция РФ, памятка по проектированию |
Закон, кодекс, Конституция РФ, экология, нравственность |
Знать права и обязанности граждан РФ, связанные с природой. Уметь находить в документах информацию, ориентировать в Конституции РФ. |
Защита проектов |
НРК Боголюбов § 17. повторить темы «Человек и природа» подготовиться к ПОУ |
|
30 - 31 |
Закон на страже природы |
||||||||||
Человек и природа |
|
Экология. Воздействие человека на природу. Наше будущее на планете. Природа под охраной закона. |
ПОУ |
компьютер, видеопроектор, учебное пособие, видеофильм, кодекс законов, Конституция РФ, памятка по проектированию |
Биосфера, природа, ноосфера, общество, человек, венец, звено, Закон, кодекс, Конституция РФ, экология, нравственность Деградация, экологический кризис, катастрофа, проект |
Знать ключевые термины по теме. Уметь применять знания на практике |
Защита плакатов «Мы любим наш край», «Мы губим наш край», «Отдаём долги природе». |
НРК Боголюбов § 15 - 17. повторить тему «Человек и природа» подготовиться к мини-ЕГЭ. |
|
32 |
Человек и природа |
|
Экология. Воздействие человека на природу. Наше будущее на планете. Природа под охраной закона. |
Урок-зачёт |
Варианты работ, тесты |
Биосфера, природа, ноосфера, общество, человек, венец, звено, Закон, кодекс, Конституция РФ, экология, нравственность Деградация, экологический кризис, катастрофа, проект |
Знать ключевые термины по теме. Уметь применять знания на практике |
Тестирование |
Работа над затруднениями |
|
33 |
Личность и общество |
1 |
Правовое поведение в обществе. Участники экономических процессов. Воздействие на природу. |
ПОУ |
Природа, закон, социальные нормы, дисциплина, экономика, бизнес, обмен, бартер, деньги, бюджет, дисциплина, правонарушение |
Схемы по темам «Правовая среда», «Экономика», карточки с заданиями по вариантам |
Знать ключевые понятия, вопросы пройденных тем. Уметь выполнять задания в формате ЕГЭ |
Решение тестов, анализ схем. |
Боголюбов § 1-17, Решение познавательных задач, тестирование. |
|
34 |