Обществознание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

Рассмотрено                                     Согласовано с заместителем          Утверждено

на МО                                                            директора 01.09.2015                      Директор   школы:

Протокол:                                          _________________                                     ____________

 № 1 от 31.08.2015г.                         / Н.А. Тихонова/                             / В.Г. Усольцева/     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 

«Обществознание – 7 класс»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Александрова Лариса Юрьевна, к.п.н., учитель истории, обществознания, искусства и МХК высшей квалификационной категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Усть-Ламенка

 

2015 год

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ».

Пояснительная записка.

            Мы живём уже в XXI веке, в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В этот информационный век происходит расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями. Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение, наконец, обязательное высшее образование – всё это очерчивает контуры того мира, в котором нам вскоре придётся жить.

Профессии юриста и менеджера сегодня считаются наиболее популярными во всех странах мира, а в России, в условиях перехода к рыночной экономике и становления новой политической системы, они крайне необходимы. Первой ступенькой, которая ведёт к их овладению, является интегрированный курс «Обществознание».

Наступающая эпоха – это время, когда в системе научного и практического знания лидерство будет переходить к социальным наукам – экономике, юриспруденции, психологии, социологии, менеджменту, политологии и др. Они-то и представлены в курсе обществознания. Пользуясь политической терминологией, можно сказать: в ближайшей перспективе социальное знание будет законодательницей моды, а инженерным и техническим наукам будет отведена роль исполнительной власти. Социальные, в широком смысле общественные науки выдвинулись на первый план в нашей стране в 90-е годы, а на Западе в конце 60-х – начале 70-х годов XX века. Возможно, что в конце XXI или в XXII веке господствующие высоты достанутся другой части общественных наук, которую называют гуманитарным знанием: литературоведение, искусствоведение, культурология, этика, философия и прочие творческие сферы деятельности. Познакомиться с некоторыми из них можно в курсе обществознания.

Итак, обществознание необходимо сегодня буквально всем – будущим химикам, физикам, инженерам, бизнесменам, адвокатам, врачам, управленцам и др. Молодое поколение, к какому бы пропищу оно себя не готовило, не может обойтись без знаний о законах человеческой психики и особенностях деловой коммуникации, знаний политической борьбы и принципов организации экономики, своих гражданских прав, а также сведений о культуре, науке и религии.

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения), Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.). Изучение «Обществознания» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир» и «Основы духовно­нравственной культуры народов России». Дополнительная литература: Хрестоматия по обществознанию.        CD по учебным курсам. Сборник самостоятельных заданий. – М., «П.», 2013.

Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

Цели изучения курса

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • o развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • o воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • o освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • o формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Характеристика содержания курса «Обществознание»

Структура курса и последовательность предъявления материала.

Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5 – 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина РФ, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс дает им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них – «Регулирование проведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема – «Человек в экономических отношениях» - дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики – производству, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе – создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики – потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых Понтий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Учебно-методический комплект (ОС «Школа России»).

  1. 1.     Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2014.
  2. 2.     Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 7 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2014.
  3. 3.     Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 7 класс: М., «Просвещение», 2014.
  4. 4.     Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 7 класс: М., «Просвещение», 2014.

Дополнительная литература: Хрестоматия по обществознанию.    CD по учебным курсам. Сборник самостоятельных заданий. – М., «П.», 2013.

Кравченко А. И. Обществознание: учебник 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – 216 с. – (ФГОС. Инновационная школа)

Место курса в учебном плане

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 169 часов: 34 часов в неделю (33 часа – 9 класс).

Предпочтительные формы организации учебного процесса

 

Типы уроков

Пед. технологии

Формы работы

- игра

- дискуссия

- практикум

- лабораторная работа

- беседа

Интерактивные:

- игровые;

- ТРИЗ;

- технология дискуссии;

- проектная технология;

- проблемное обучение;

- технология развития критического мышления

Индивидуальная

Групповая

Группы с переменным составом

 

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся.

 

Вид контроля

Авторы заданий

Тестирование

---Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.

---Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 7 класс: М., «Экзамен», 2010.

Индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами

Контрольная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа

Исторический диктант

Работа над проектом

 

Количество контрольных работ – 1

Количество самостоятельных работ – 2

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • o мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • o заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • o ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты

  • o умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • o умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • o способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • o овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • o умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1). Использование элементов причинно-следственного анализа;

2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

  • o относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • o знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • o знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • o умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • o понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • o знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • o приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • o знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • o понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • o понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • o понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  • o знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • o знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • o понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • o понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • o умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • o знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

  • § литература:
  1. 1.      Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 7 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2010.
  2. 2.      Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.
  3. 3.      Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010.
  4. 4.      Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 7 класс: М., «Просвещение», 2012.
  • § дидактический материал:
  1. 1.      Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 7 класс: М., «Просвещение», 2011.
  2. 2.      Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентноть-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.
  3. 3.      Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 7 класс: М., «Экзамен», 2012.
  • § оборудование и приборы:
      1. Таблицы по темам
      1. Компьютер, проектор


Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» – 7  класс

 

Раздел, тема

Кол-во часов

Элементы содержания образования (основные вопросы)

Форма урока

Учебное оборудование

Основные

 понятия

Основные знания и умения

Измерители

(формы контроля)

Домашнее задание

Дата

№ урока

Тема 1.

Регулирование поведения людей в обществе

 Что значит жить по правилам.

10

2

Многообразие правил. Социальные нормы. Привычка свыше нам дана … Правила этикета и хорошие манеры. 

Урок-практикум

Карточки с заданиями, таблица «Социальные нормы», иллюстрации «Этикет», портрет Б.П. Шереметева.

Социальные нормы, привычка, обычаи, ритуалы, обряды, церемонии, этикет, манеры.

Знать определения по теме и уметь ими оперировать.

 

Выполнение заданий по карточкам, составление сравнительных таблиц, анализ текстов

Боголюбов §1,  задание 3 письменно.

 

1-2

Что значит жить по правилам.

Права и обязанности граждан.

2

Права человека. Кто и как обеспечивает твои права. Где проходит граница прав. Обязанности.

Урок творчества

Конституция РФ, тексты для дополнительного чтения

Права, человек, гражданин, обязанности.

Знать права и обязанности человека.

Уметь составлять схемы и таблицы, анализировать иллюстрации.

Выполнение заданий по карточкам, мини-тесты

Боголюбов, §2 Прочитать и ответить на вопросы после параграфа. Задание 2 письменно.

 

3-4

Права и обязанности граждан.

Почему важно соблюдать законы

1

Закон и его роль в обществе. Что такое преступление? Виды наказаний несовершеннолетних. Как вести несовершеннолетнему при задержании сотрудниками милиции.

Урок рассуждение

Схема «Иерархия законов», текст Конституции РФ

Закон, кодекс, справедливость, свобода, преступление, проступок, уголовная ответственность.

Знать суть законов.

Уметь их соблюдать.

Анализ текста Конституции РФ и статей СМИ.

Боголюбов  §3, Прочитать, выучить записи в тетради, вопросы и задания после параграфа, практикум письменно.

 

5

Защита отечества

1

Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга.

Урок экскурсия

Конституция РФ, тексты для дополнительного чтения о воинском долге, портрет героев - земляков

Честь, долг, армия, подвиг, внешние, региональные и частные угрозы государству, повестка, служба, военкомат, присяга

Знать основные понятия по теме  и умение им оперировать,

составлять

таблицу,

составлять

рассказ.

Проверка

таблицы,

тест,

решение

ситуации.

Боголюбов §4 Прочитать, выучить записи в тетради, вопросы и задания после параграфа. Составление

рассказа,

мини-

сочинение

«Защитник отечества».

 

6

Для чего нужна

дисциплина.

1

Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Воля и самовоспитание.

Урок-исследование

Тексты для дополнительного чтения, портрет А.С. Макаренко

Дисциплина, мораль, самоконтроль, самодисциплина, воля, самовоспитание,

Оперировать новыми поня­тиями, составлять таблицу,

использовать

знания. Умения

разрешать

предложенные ситуации

с правовых

позиций.

Анализ ситуации (сценка).

анализ

 текста из «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко. Решение

ситуации,

выполнение практических

заданий.

Боголюбов § 5. Сос­тавить

таблицу

«Виды дисциплины».

 

7

Виновен – отвечай.

1

Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает.

Урок дискуссия

Портрет А.Ф. Кони, тексты для дополнительного чтения

Табу, принцип талиона, грабёж, кража, вымогательство, ущерб, подстрекательство, соучастники преступления, штраф

Использовать

знания, полученные на

смежных

предметах

(история),

анализировать

текст документов.

Анализ

Картины «Опять двойка»,

анализ текстов документов и

художественных

текстов.

Боголюбов § 6. Составление

таблицы

«Виды санкций».

 

8

Кто стоит на страже закона

1

На страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд осуществляет правосудие. Милиция и её функции.

Урок-практикум

Конституция РФ, таблица «правоохранительные органы  

РФ».

Суд, судья, Конституционный суд. Верховный суд, высший арбитражный суд, презумпция невиновности. Прокуратура, таможня. Правопорядок, противоправная деятельность, нотариат, адвокатура, наследник, детектив, правосудие, презумпция невиновности, свидетель, приговор, криминальная и общественная безопасность, протокол, участковые уполномоченные.

Оперировать

новыми понятиями, составлять таблицу,

анализировать

текст

документов.

Решение

ситуации, выполне­ние прак­тических заданий.

составление таблицы.

Боголюбов §7. Выполнение заданий из рабочей тетради.

 

9

Регулирование поведения людей в обществе

1

Правовые отношения. Социальное окружение. Правила поведения в обществе. Социальные нормы.

ПОУ

Памятка «Правила диспута», вопросы дискуссии.

 Ведущие термины по разделу

Использовать

знания.

полученные на смежных предметах (история).

оперировать

новыми

понятиями,

решать тесты.

Составление

таблицы

Боголюбов § 1-7, Прочитать., подготовиться к контрольной работе

 

10

Регулирование поведения людей в обществе

1

Мир подростка. Социальное окружение подростка. Правила поведения в обществе. Социальные нормы.

Урок-зачёт

Тест,

 

 Ведущие термины по разделу

Использовать

знания.

полученные на смежных предметах (история).

оперировать

новыми

понятиями,

решать тесты.

Тестовая работа

Работа над ошибками, ликвидация затруднений

 

11

Тема 2. Человек в экономических отношениях

Экономика и её основные участники

9

 

2

Суть понятия экономики. Звенья: распределение, производство, обмен и потребление. Виды хозяйства. Основные продукты экономики. Основные участники экономики.

Семинар

 Карточки с познавательными

задачами. Схема «Звенья экономического процесса».

Производство, распределение, обмен, потребление. Технология. Экономические продукты, натуральное хозяйство, товарное хозяйство, производитель, потребитель, прибыль. Три кита экономики, рациональное решение.

Использовать

знания,

полученные

на смежных

предметах

(история).

оперировать

новыми

понятиями.

 

Фронтальный опрос, заполнение таблицы «основные сферы экономики»,

решение

познавательных

задач.

Боголюбов  § 8.

Решение

познавательных

задач. Составление

таблицы

«Основные звенья экономики».

 

12 - 13

Экономика и её основные участники

Мастерство работника

1

Дело мастера боится. Из чего складывается мастерство работника. Труд и зарплата. Количество и качество труда.

Урок-исследование

Мастерство, квалификация, профессионализм, высококвалифицированный труд, малоквалифицированный труд, зарплата, сдельная, повременная, количество труда и качество труда

Портрет Антонио Страдивари, схема «Виды и формы зарплаты», высказывания мудрецов, карточки с заданиями

Использовать знания

полученные

на смежных

предметов (история),

оперировать

новыми

понятиями, анализ текстов, умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Анализ

 таблицы,

анализ

фрагмента

текст об А. Страдивари.

Боголюбов  § 9.

Решение

познавательных

задач. Составление

схемы

«Основные виды и формы зарплаты».

 

14

Производство: затраты, выручка, прибыль

2

Что и как производить. Затраты производства. Всё ли выгодно производить.

Урок-исследование

Экономический продукт, технология производства, затраты производства, стоимость, производительность труда, выручка, прибыль, налоги, капитал.

Карточки с творческими заданиями,  портрет И.Т. Посошкова, тесты для дополнительного чтения

Уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Знать основные вопросы производства.

Анализ дополнительного текста, решение познавательных задач, создание проекта «Моё производство».

Боголюбов  § 10.

Решение

познавательных

задач. Создание проекта «Моё производство».

 

15 - 16

Производство: затраты, выручка, прибыль

Виды и формы бизнеса

2

Что такое бизнес. Виды бизнеса: производственный, торговый, финансовый, страховой, посреднический. Формы бизнеса: индивидуальное предприятие, товарищество и акционерное общество.

Лекция с элементами эвристической беседы

Бизнес, прибыль, финансы, собственность, акция

Познавательные

задачи, портрет И.Д. Сытина, Адама Смита.

Знать основные виды и формы бизнеса. Уметь в них ориентироваться, находить общие черты и различия.

Решение

познавательных

задач,

выполнение

творческих

заданий

(сочинение). Анализ фрагмента

художественного

произведения.

Боголюбов  § 11.

Решение

познавательных

задач. Составить таблицу «Виды и формы бизнеса» и аргументировать своими примерами.

 

17 - 18

Виды и формы бизнеса

Обмен, торговля, реклама.

2

Зачем люди обмениваются. Торговля и её формы. Реклама – двигатель торговли.

Урок-практикум

Рынок, товар, стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая и розничная торговля, внешняя и внутренняя торговля, реклама.

Карточки с познавательными задачами, портрет Адама Смита

Знать процесс обмена, торговли и создания рекламы. Уметь составлять сравнитель­ные таблицы, анализировать художественные

произведения,

выполнять

творческие

задания

(сочинение), оперировать изученными понятиями, рекламировать свой товар.

Анализ текста для дополнительного чтения, составление рекламы.

Боголюбов  § 12.

Решение

познавательных

задач. Создание рекламы своей продукции.

 

19 - 20

Обмен, торговля, реклама.

Деньги, их функции

2

Как деньги стали деньгами. Функции денег. Виды и формы денег. Карманные деньги: за  и против.

Урок-экскурсия

Бартер, эквивалент, функции денег, мера стоимость, монета, банкноты. Кредитная карточка, средство платежа, средство накопления. Конвертируемость, банк, ассигнации, чек, номинал

Экспозиция в музее «Нумизматика», портрет С.Ю. Витте, карточки с познавательными заданиями, карточки с познавательными задачами.

Знать суть денег и характеристику их функций.

Уметь составлять схему, анализировать тексты для дополнительного чтения, получать и анализировать экспозиции музея.

Анализ текстов, экскурсия в музей

Боголюбов  § 13.

Решение

познавательных

задач. Составить таблицу «Деньги и их функции» и аргументировать своими примерами.

 

21 - 22

Деньги, их функции

Экономика семьи

1

Ресурсы семьи. Что такое семейный бюджет. На что семьи тратят деньги. «Без нужды живёт, кто деньги бережёт». Бюджет семьи и государства.

Урок творчества

Материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые ресурсы, рантье, проценты, собственность, фиксированные и переменные доходы, бюджет, обязательные и произвольные расходы., лимитировать, оптимизация.

Схема «Ресурсы семьи», портрет А.Т.  Болотова, карточки с творческими заданиями

Знать процесс составления бюджета. Умет планировать расходы и доходы семьи, аргументировать свою точку зрения.

Анализ текстов, составление схемы «Ресурсы семьи», бюджета семьи

Боголюбов  § 14.

Решение

познавательных

задач. Составить семейный бюджет.

 

23

Человек в мире экономических отношений

1

Влияние социального окружения на развитие подростка, суть экономического процесс.

Повторительно-обобщающий урок

Экономика, бизнес, обмен, бартер, деньги, бюджет, дисциплина, правонарушение

Схемы по темам «Социальная среда», «Экономика», карточки с заданиями по вариантам

Знать слагаемые мастерства работника, производственные затраты, виды бизнеса, функции денег, ресурсы семьи.

Решение тестов, анализ схем.

Повторить Боголюбова § 8 - 14.

Решение

познавательных

задач, тестирование.

 

24

Человек в мире экономических отношений

1

Ключевые знания по всему курсу

Урок-зачёт

Адвокат, акция, бизнес, бюджет, ассортимент, кредитная карточка, лимит и т.д.

Бланки по четырём вариантам с заданиями мини-ЕГЭ (часть А, Б и В)

Знать ключевые понятия, вопросы пройденных тем. Уметь выполнять задания в формате ЕГЭ

Мини-ЕГЭ

Повторить Боголюбова § 8 - 14.

 

25

Тема 3.

Человек и природа.

Воздействие человека на природу

2

Что такое природа? Связь человека с природой. Ноосфера. Человек венец или звено природы. «Вторая природа». Загрязнение атмосферы, почвы и воды.

Классический урок

Карточки с заданием, иллюстрации природы и деятельности людей, портрет В.И. Вернадского, высказывания мудрецов, народные пословицы

Биосфера, природа, ноосфера, общество, человек, венец, звено

Знать и оперировать определениями: природа, ноосфера, биосфера. Уметь определять и на примерах доказывать  взаимодействие природы и общества, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Выполнение заданий по карточкам, нахождение нужной информации в тексте учебного пособия, составление схемы «Человек – венец или звено природы?».

Боголюбов  § 15.

Прочитать, выучить записи в тетради,. Для любознательных:  составить свою схему взаимодействия общества и природы, аргументировать её.

 

26 - 27

Воздействие человека на природу

Охранять природу – значит охранять жизнь

2

Печальные результаты деятельности человека. Кризис или катастрофа? Цена прогресса. Прогнозы на будущее - хватит ли на наш век?

Урок-проект

Журналы «ГЕО», научно-популярные тексты, компьютеры, сканер, учебное пособие, фотографии села Усть-Ламенка, видеофильм, памятка по проектированию

Деградация, экологический кризис, катастрофа, проект

Знать причины и результаты экологической проблемы. Уметь находить выход из проблемы, составлять проект решения.

Составление своего проекта «Проблемы села и их решение»

Боголюбов  § 16.

Прочитать, выучить записи в тетради. Проект «Экосистема моего села»

 

28 - 29

Охранять природу – значит охранять жизнь

Закон на страже природы

2

Наши экологические права и обязанности. Как закон охраняет природу? Экология и нравственность

Урок-проект

компьютер, видеопроектор, учебное пособие, видеофильм, кодекс законов, Конституция РФ, памятка по проектированию

Закон, кодекс, Конституция РФ, экология, нравственность

Знать права и обязанности граждан РФ, связанные с природой. Уметь находить в документах информацию, ориентировать в Конституции РФ.

Защита проектов

НРК

Боголюбов  § 17.

повторить темы «Человек и природа» подготовиться к ПОУ

 

30 - 31

Закон на страже природы

Человек и природа

 

Экология. Воздействие человека на природу. Наше будущее на планете. Природа под охраной закона.

ПОУ

компьютер, видеопроектор, учебное пособие, видеофильм, кодекс законов, Конституция РФ, памятка по проектированию

Биосфера, природа, ноосфера, общество, человек, венец, звено,

Закон, кодекс, Конституция РФ, экология, нравственность

Деградация, экологический кризис, катастрофа, проект

Знать ключевые термины по теме. Уметь применять знания на практике

Защита плакатов  «Мы любим наш край», «Мы губим наш край», «Отдаём долги природе».

НРК

Боголюбов  § 15 - 17.

повторить тему «Человек и природа» подготовиться к мини-ЕГЭ.

 

32

Человек и природа

 

Экология. Воздействие человека на природу. Наше будущее на планете. Природа под охраной закона.

Урок-зачёт

Варианты работ, тесты

Биосфера, природа, ноосфера, общество, человек, венец, звено,

Закон, кодекс, Конституция РФ, экология, нравственность

Деградация, экологический кризис, катастрофа, проект

Знать ключевые термины по теме. Уметь применять знания на практике

Тестирование

Работа над затруднениями

 

33

Личность и общество

1

Правовое поведение в обществе. Участники экономических процессов. Воздействие на природу.

ПОУ

Природа, закон, социальные нормы, дисциплина, экономика, бизнес, обмен, бартер, деньги, бюджет, дисциплина, правонарушение

Схемы по темам «Правовая среда», «Экономика», карточки с заданиями по вариантам

Знать ключевые понятия, вопросы пройденных тем. Уметь выполнять задания в формате ЕГЭ

Решение тестов, анализ схем.

Боголюбов  § 1-17, Решение

познавательных

задач, тестирование.

 

34