Обществознание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

Рассмотрено                                     Согласовано с заместителем          Утверждено

на МО                                                            директора 01.09.2015                      Директор   школы:

Протокол:                                          _________________                                     ____________

 № 1 от 31.08.2015г.                         / Н.А. Тихонова/                              / В.Г. Усольцева/                                                                                                    

                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 

«Обществознание – 8 класс»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Александрова Лариса Юрьевна, к.п.н., учитель истории, обществознания, искусства и МХК высшей квалификационной категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Усть-Ламенка

 

2015 год

 


Пояснительная записка.

            Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения), Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.). Изучение «Обществознания» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир» и «Основы духовно­нравственной культуры народов России». Дополнительная литература: Хрестоматия по обществознанию.        CD по учебным курсам. Сборник самостоятельных заданий. – М., «П.», 2013.

Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

Цели изучения курса

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • o развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • o воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • o освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • o формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Характеристика содержания курса «Обществознание»

Структура курса и последовательность предъявления материала.

Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.

На втором этапе курса для старших подростков (8 – 9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т.д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая – «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема – «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя кК существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики – экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых Понтий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Учебно-методический комплект (ОС «Школа России»).

  1. 1.     Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2014.
    1. 2.      Обществознание. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Боголюбова Л.Н. М., «Просвещение», 2014г.
    2. 3.     Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 8-9 класс: М., «Просвещение», 2014.
    3. 4.     Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 8-9 класс: М., «Просвещение», 2014.

Дополнительная литература:

Хрестоматия по обществознанию.   CD по учебным курсам. Сборник самостоятельных заданий. – М., «П.», 2013.

Гражданский и уголовный кодексы.

Конституция РФ и другие нормативные акты.

Периодика и стенография.

Место курса в учебном плане

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 169 часов: 34 часа в год (33 часа – 9 класс).

Предпочтительные формы организации учебного процесса

Типы уроков

Пед. технологии

Формы работы

- игра

- дискуссия

- практикум

- лабораторная работа

- беседа

Интерактивные:

- игровые;

- ТРИЗ;

- технология дискуссии;

- проектная технология;

- проблемное обучение;

- технология развития критического мышления

Индивидуальная

Групповая

Группы с переменным составом

 

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся.

Вид контроля

Авторы заданий

Тестирование

---Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.

 

Индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами

Контрольная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа

Исторический диктант

Работа над проектом

 

Количество контрольных работ – 1

Количество самостоятельных работ – 2

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • o мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • o заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • o ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты

  • o умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • o умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • o способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • o овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • o умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1). Использование элементов причинно-следственного анализа;

2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

  • o относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • o знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • o знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • o умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • o понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • o знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • o приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • o знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • o понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • o понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • o понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  • o знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • o знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • o понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • o понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • o умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • o знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

  • § литература:
      1. Обществознание. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Боголюбова Л.Н. М., «Просвещение», 2014г.
  1. 2.      Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.
  2. 3.      Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010.
  3. 4.      Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 8-9 класс: М., «Просвещение», 2014.
  • § дидактический материал:
  1. 1.      Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 8-9 класс: М., «Просвещение», 2010.
  2. 2.      Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.
  • § оборудование и приборы:
      1. Таблицы по темам
      1. Компьютер, проектор


 

  1. 1.       Содержание дисциплины

Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» -  8 класс

 

Раздел, тема

Кол-во часов

Элементы содержания образования (основные вопросы)

Форма урока

Учебное оборудование

Основные

 понятия

Основные знания и умения

Измерители

(формы контроля)

Домашнее задание

Дата

№ урока

Тема 1.

Личность и общество

Что делает человека человеком?

6

 

 

1

Главное отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?

Урок рассуждение

Гипсовые бюсты древнейшего человека, иллюстрации эволюции человечества, портреты А.С. Пушкина, Пифагора.

Биосоциальное существо,  человек,  индивид, мышление, речь, человекореализация, производственная деятельность, политическая деятельность, интеллектуальная деятельность, художественная деятельность

Знать главное отличие человека от живых организмом. Уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения, писать эссе.

Беседа по прочитанному тексту, характеристика изображения древнейших людей, описание иллюстрации, участие в дискуссии, решение познавательных задач

Боголюбов,  п.1, задание 3 письменно, выучить записи в тетради, эссе: «Статую красит вид, а человека деяния его» - Пифагор. Или на стр. 13

 

1

Человек общество, природа

1

Что такое природа? Связь человека с природой. Ноосфера. Человек венец или звено природы. Заповедники области.

Классический урок

Карточки с заданием, иллюстрации природы и деятельности людей, портрет В.И. Вернадского, высказывания мудрецов, народные пословицы

Биосфера, природа, ноосфера, общество, человек, венец, звено

Знать и оперировать определениями: природа, ноосфера, биосфера. Уметь определять и на примерах доказывать  взаимодействие природы и общества, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Выполнение заданий по карточкам, нахождение нужной информации в тексте учебного пособия, составление схемы «Человек – венец или звено природы?».

НРК

Боголюбов, п.2 Прочитать, выучить записи в тетради, эссе на темы Боголюбов с.19. Для любознательных:  составить свою схему взаимодействия общества и природы, аргументировать её.

 

2

Общество как форма жизнедеятельности человека

1

Что такое общество? Мировое сообщество. Процесс глобализации. Страна, государство, общество.

Лекция с элементами эвристической беседы

Художественные и научно-популярные  тексты, схема «Общество и сферы общества»,  политическая карта мира, глобус.

Общество, экономическая сфера, социальная сфера, политическая сфера, духовная сфера, коллектив, страна, государство

Знать определение «общество» в узком и широком смысле. Уметь им оперировать, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Выполнения заданий по карточке, анализ текста, беседа по прочитанному тексту. 

Боголюбов, п.3, прочитать и подготовить пересказа по схеме «Общество».

 

3

Развитие общества

1

Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Динамика. Закономерности развития общества. Закон ускорения истории. Закон неравномерности развития. Закон постепенного и скачкообразного развития общества.

Урок исследование

Карточки с заданиями, тексты

Динамика, прогресс, регресс, революция. реформа

Знать суть общества как динамической системы, термины реформа. Революция.

Уметь аргументировать свою точку зрения.

Выполнения заданий по карточке, анализ текста, беседа по прочитанному тексту. 

Боголюбов, п.4, прочитать и подготовить пересказа.

 

4

Как стать личностью

1

Человек, индивид, личность. Жизненные ориентиры и ценности. Становление личности. Кто помогает стать личностью.

Урок дискуссия

Карточки с заданием, художественные тексты

Потребность, материальные, биологические духовные, социальные, физиологические, иерархия, ценностная ориентация, ценности, разум Талант, характер, способности, индивидуальность, воля, гениальность, личность, человек, индивид, власть Социализация, роль, культурные нормы, воспитание, ценности, идеалы, мораль, человечность, поступок

Знать суть социализации. Уметь анализировать тексты.

Чтение по ролям, терминологическая разминка, дискуссия

Боголюбов п.5, эссе с.42 Повторить п.1-5

 

5

ПОУ «Личность и общество»

1

Общество. Человек, индивид, личность. Природа.

Урок семинар

Карточки с заданием, тексты,

Ключевые термины по разделу

Знать суть основных понятий, уметь составлять логические ряды, работать с текстами.

Выполнение заданий по карточкам, участие в дискуссии

Работа по темам, вызывающим затруднения.

 

6

Тема 2. Сфера духовной культуры.

Сфера духовной жизни. Духовная жизнь региона, района, села

9

 

 

1

Духовная сфера жизни общества. Д.С. Лихачёв. Музеи федерального значения. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.

Урок практикум

Портрет Д.С. Лихачёва, схема «Сферы общественной жизни»

Декларация, культура, сфера общества, личность, ценность, нравственность

Знать содержание духовной сферы общественной жизни. Уметь работать с первоисточниками, писать сочинение-рассуждение, ЭССЕ.

Составление схемы, запись тезисов

НРК

Боголюбов п.6, вопросы устно, с.54 задание 1 письменно

 

7

Мораль

1

Нравственность, мораль.  Этика – наука о правилах поведения в обществе. Моральная ответственность. Высшие ценности и идеалы.

Урок-дискуссия

Тексты, карточки с заданием, учебное пособие

Мораль, нравственность, нормы морали, гуманизм, «золотое правило нравственности», моральная ответственность, нравы, принципы морали, моральный идеал, общечеловеческие (абсолютные) духовные ценности

Знать понятия мораль, нравственность.

Уметь анализировать тексты, выбирать нужную информацию, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Выполнение заданий по карточке, анализ текстов

Боголюбов, п.7 Прочитать и ответить на вопросы после параграфа. Задание 5 с.63  письменно.

 

8

Долг и совесть

1

Что такое долг? Долг общественный и долг моральный. Совесть.

Урок рассуждение

Тексты, карточки с заданием, учебное пособие

Мораль, совесть, моральный долг

Знать и уметь оперировать понятиями  долг, совесть.

Уметь выбирать необходимую информацию из текста, приводить примеры, подтверждающие вывод.

Выполнение заданий по карточке, анализ текстов

Боголюбов, п.8 прочитать, вопросы устно, задание 3 стр.70 письменно.

 

9

Моральный выбор – это ответственность

1

Как стать личностью? Урок мудрости. Понятие ценности. Моральный выбор, моральный контроль.

Урок-практикум

Листы с терминами, схема «Свобода выбора», карточки с заданием

Человек, личность, ценности, моральный выбор, совесть

Знать и уметь раскрыть понятия: личность, ответственность, ценность, моральный выбор.

Уметь анализировать тексты, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Выполнение заданий по карточкам, составление схемы.

Боголюбов, п.9. Прочитать, выучить записи в тетради. Эссе с.78.

 

10

Образование. Современная школа района.

1

Образование – сочетание интересов личности и общества. Что означает право на образование? Право на доступ к культурным ценностям.

Урок рассуждение

Карточки с заданием, тексты, Конституция РФ,  схема «Ступени образования»

Образование, культурные ценности, самообразование, общее и профессиональное образование, гуманизация образования

Знать суть права на образование, пути получения образования.

Уметь работать с документами, высказывать и аргументировать точки зрения.

Выполнение заданий по карточкам, анализ документов.

НРК

Боголюбов. П.10 , схема «Ступени образования», эссе с 86

 

11

 

Наука в современном обществе

1

Наука. Функции науки. Российская Академия наук: структура и направления деятельности.

Урок самостоятельного действия

Раздаточный материал, алгоритм выполнения заданий

Наука, университет, академия

Знать суть понятий: наука, истина, знания, университет, академия и умет оперировать ими.

Уметь самостоятельно находить информацию.

Выполнение заданий по карточкам.

Боголюбов, п.11 , прочитайте, вопросы устно, эссе с.94

 

12

Религия как одна из форм культуры

1

Что такое религиозное верование? В чём состоят притягательная сила и гуманистический смысл религии? Право на свободу совести и её гарантии.

Урок самостоятельного действия

Карточки с заданием, Конституция РФ

Свобода совести, религиозное верование, религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.

Знать суть понятий: религия, мировоззрение, убеждение, вера.

Уметь работать с учебником, приводить в аргументации примеры из жизни.

Выполнение заданий по карточкам, анализ документов, работа с учебными пособиями.

Боголюбов, п.12 Прочитать и ответить на вопросы после параграфа.

 

13

ПОУ «Сфера духовной жизни»

1

Мораль. Долг и совесть. Религия. Образование. Свобода и ответственность. Моральный выбор.

Урок конференция

Репродукции, трибуны, видеопроектор, мультимедиа

Ключевые понятия темы

Знать ключевые понятия темы, уметь ими оперировать, составлять развёрнутый план ответа, писать ЭССЕ.

Выступление с докладами. Участие в обсуждении

Повторить Боголюбов п.6-12 к тестовой работе

 

14

Контрольная работа «Сфера духовной жизни»

1

Мораль. Долг и совесть. Религия. Образование. Свобода и ответственность. Моральный выбор.

Урок зачёт

Варианты тестовой работы

Ключевые понятия темы

Знать ключевые понятия темы, уметь ими оперировать, составлять развёрнутый план ответа, писать ЭССЕ.

Выполнение тестовых заданий

Боголюбов п.6-работа с темами, вызывающими затруднение

 

15

Тема 3. Социальная сфера.

Социальная структура общества. Социальное развитие региона

5

 

 

1

Социальная структура. Социальная стратификация. Социальная структура и социальное неравенство. Богатые. Бедные.

Семинар

Схемы «Социальная стратификация», «Признаки разделения», «Типы стратификации», таблица «Статусы и роли взрослых и детей», тексты, карточки с заданием, СМИ.

Социальная группа, имидж, социальная стратификация, класс, образ жизни, богатство, роскошь, «новые русские», бедность, порог бедности, нищета

Знать понятия: структура, стратификация, уметь ими оперировать. Уметь сравнить понятия «богатые» и «бедные»,  найти сходство и различия. Уметь анализировать информацию в СМИ.

Выполнение заданий по карточке, решение познавательных задач, анализ СМИ, запись тезисов

НРК

Боголюбов п. 13, схема, выучить записи в тетради.

 

16

Социальные статусы и роли.

1

Социальные конфликты. Современный этап социального развития. Положение человека в обществе. Социальный статус. Социальная роль.

Классический урок

Схема «Социальные изменения в советском обществе», тексты, карточки с заданием, карточки с проблемными ситуациями

Социальное неравенство, социальный статус и роль, социальный конфликт, социальная мобильность

Знать основные понятия, социальную структуру современного общества.

Уметь составлять схемы, анализировать источники, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Выполнение заданий по карточке, нахождение выхода из проблемной ситуации, терминологическая перекличка

Боголюбов, п.14, прочитать и ответить на вопросы после параграфа устно. Для любознательных: подготовить сообщение «Социальные роли и статусы в современном обществе»

 

17

Нации и межнациональные отношения. Народы Сибири.

1

Этнос. Семья. Племя. Народность. Нация. Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.

Урок рассуждения

Схема «Этнос», карта «Киевская Русь», тексты, карточки с заданием, СМИ

Этнос,  нация, национальность, культура межнациональных отношений, этнообразующие факторы,  племя, народность, этноцентризм, этнические конфликты.

Знать базовые понятия: этнос, народность, нация, суть межнациональных отношений на современном этапе.

Уметь оперировать основными знаниями при анализе средств массовой информации, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Анализ СМИ, беседа по прочитанному тексту, решение познавательных задач.

НРК

Боголюбов, п.15 Прочитать, выучить тезисы в тетради. Для любознательных: эссе Боголюбов устное сообщение о народах Сибири

 

18

Отклоняющееся поведение

1

Какое поведение считают отклоняющимся. Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это?»

Урок исследование

Схема «Виды отклоняющегося поведения».

Девиантное поведение, алкоголизм, наркомания

Знать суть, причины отклоняющегося поведения. Уметь оперировать понятиями по теме, аргументировать своё мнение, проводить исследование.

Анализ СМИ, беседа по прочитанному тексту, решение познавательных задач.

Боголюбов, п.16 Прочитать, выучить тезисы в тетради, работа с документом с.137-138.

 

19

ПОУ «Социальная сфера».

1

Мини-ЕГЭ

Листы с заданиями ЕГЭ по вариантам, часть 1-3.

Ключевые термины и понятия

Знать базовые понятия по разделу «Социология» для основной школы.

Уметь решать задания ЕГЭ.

Решение Мини-ЕГЭ по вариантам

Эссе: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность» - М.Ганди

Практикум с.141 - 142

 

20

Тема 4. Экономика

Экономика и её роль в жизни общества

15

 

1

Экономика. Потребности и ресурсы. Факторы производства. Товар и деньги. «Невидимая рука рынка».

Классический урок

Схема «Экономическая наука изучает», тексты, карточки с заданием, схема «Закон стоимости».

Потребности, ресурсы, факторы, товар, потребительская стоимость, стоимость, цена, деньги, закон стоимости, капитал, земля, труд, предпринимательская деятельность, информация, предприятие, отрасль, экономическая система – традиционная, централизованная, рыночная, смешанная

Знать суть рыночной экономики, базовые понятия.

Уметь оперировать понятиями, составлять схему развития экономики, анализировать тексты, прогнозировать ситуацию на рынке и действовать в не ущерб себе.

Анализ текстов, запись тезисов, составление схем, решение экономических  задач

Боголюбов, п.17 Прочитать, вопросы устно. Задание 2 стр.150  письменно.

 

21

Главные вопросы экономики

1

Главные вопросы экономики. Типы экономических систем.

Урок развивающего обучения

тексты, карточки с заданием, статистическая таблица

Экономическая система, рыночная, командная, традиционная, смешанная

Знать основные понятия и уметь ими оперировать. Уметь решать экономические задачи, анализировать статистический материал, работать с текстами.

Терминологический диктант, анализ статистической таблицы, беседа по прочитанному тексту, решение экономических задач

Боголюбов, п.18 Прочитать, выучить записи в тетради. с.160 задание 3 письменно.

 

22

Собственность

1

Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита прав собственности.

Урок практикум

Тексты,  карточки с заданием, учебное пособие

Собственность, имущественные отношения, предпринимательство, гражданское право, договор, купля-продажа, аренда

Знать суть  имущественных отношений, виды собственности, суть предпринимательства.

Уметь анализировать документы, высказывать и аргументировать свои точки зрения.

Выполнение заданий по карточкам, анализ документов

Боголюбов, п.19 прочитать и отвечать на вопросы. Эссе  с.167

 

23

Рыночная экономика

1

Спрос и предложение. Цена. Виды рынков. Конкуренция.

Классический урок

Схема «Виды рынков», тексты, карточки с заданием

баланс цен, рынок, рыночное равновесие, конкуренция, спрос, предложение, цена.

Знать действие закона спроса и предложения.

Уметь ориентироваться в рыночных отношениях. Уметь анализировать тексты, работать с учебниками, решать экономические задачи.

Решение задач, составление плана-конспекта, составление схемы «Функции цены»

Боголюбов, п.20 Прочитать и ответить на вопросы после параграфа.

 

24

Производство – основа экономики

1

Как рождается экономика? Производство и его элементы. Техника и технология. Ступени развития техники. НТР и НТП. Факторы производства.

Урок-практикум

Тексты про труд, рисунки и иллюстрации о процессе производства, схема «Производство», логическая цепочка «Ступени развития техники», карточки с заданием

Труд, производство, рабочая сила, предмет и средства труда, технология, техника, НТР, НТП.

Знать процесс рождения экономики, тир составные части производства.

Уметь анализировать различные источники, составлять логические цепочки и схемы.

Выполнение заданий по карточке, анализ различных текстов, составление схем

Боголюбов, п.21 , прочитать и выучить записи. Какой точки зрения придерживаетесь вы: «Человек живёт, чтобы трудиться» или «Человек трудится, чтобы жить».

 

25

Предпринимательская деятельность

1

Предпринимательство.  Качества предпринимателя. Действия предпринимателя. Виды предпринимательской деятельности. Формы предпринимательства.

Урок развивающего обучения

Схема «Действия предпринимателя», карточки с заданием, тексты, тест «Предприниматель».

Предприниматель, прибыль, менеджер, бизнес, малый бизнес, профессиональный риск, работа, заработная плата, безработица

Знать основные признаки предпринимательской деятельности.

Уметь проектировать свою будущую профессию.

Выполнение заданий по карточке, анализ текстов

Боголюбов, п.22

Проект «Пути развития села».

 

26

Роль государства в экономике

1

Зачем экономике государство? Налоговая система. Государственный и семейный бюджет. Государственный бюджет РФ.

Классический урок

Схема «Роль государства в экономике», таблица «Налоговая система РФ»,

Государство, налоги, налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета, профицит, бюджета

Знать в чём, заключается роль государства.

Уметь решать экономические задачи, анализировать статистический материал, работать с текстами.

Выполнение заданий по карточке, анализ различных текстов, составление схем

Боголюбов п.23 прочитать, вопросы устно.

 

27

Распределение доходов

1

Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки.

Урок-практикум

Схема «Доходы граждан», карточки с заданиями, тексты документов

Доход, расход, прожиточный минимум, заработная плата, социальное пособие

Знать суть перераспределения ходов, ключевые понятия. Уметь преобразовывать информацию в схематичный и табличный вид.

Выполнение заданий по карточке, анализ различных текстов, составление схем

Боголюбов п.24 прочитать, вопросы устно.

 

28

Потребление

1

Семейное потребление. Страховые услуги, представленные гражданам. Экономические основы прав потребителей.

Урок развивающего обучения

Схема «Виды страхования», закон «Права потребителей», карточки с заданиями.

Потребление, сбережения, страховка, права потребителей

Знать суть закона о защите прав потребителей.

Уметь отстаивать свою позицию.

Выполнение заданий по карточке, анализ текста закона, составление схем

Боголюбов п. 25, прочитать, анализ ситуации, привести аналогичные примеры из жизни

 

29

Инфляция и семейная экономика.

1

Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги , предоставляемые гражданам.

Классический урок

Схема «Виды доходов», тексты с ситуациями, с юридическими задачами.

Инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, банк, кредит

Знать банковский услуги, из чего складывается доход. Уметь находить выход из ситуации.

Выполнение заданий по карточкам, анализ ситуаций

Боголюбов п. 26 прочитать, с. 223 -224 задания 1- 4 письменно.

 

30

Безработица, её причины и последствия. Рынок труда региона.

1

Рынок труда. Безработица. Работа. Профориентация. Профессиональность. Квалификация. Заработная плата. За пределами профессии.

Урок исследование

Листы с тестированием и анкетированием по профориентации, схема «Становление личности», СМИ

Труд, заработная плата, досуг, безработица, выбор жизненного пути, адаптация, индивидуализация, интеграция.

Знать о роли и значении профессии в жизни человека,  стадии становления личности.

Уметь анализировать СМИ, пользоваться рекламой, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Работа с рекламой по рынку труда и учебных профессиональных заведений. Выполнение заданий по карточке. Беседа по прочитанному тексту.

НРК

Боголюбов, п.27 Прочитать, ответить устно на вопросы после параграфа. Для любознательных - эссе: Боголюбов с.233

 

31

Мировое хозяйство и международная торговля.

1

Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.

Урок - аукцион

Обменная валюта, карточки с товарами и услугами.

Мировое хозяйство, внешняя торговля, внешнеторговая политика, обменный курс валюты, фритредерство, торговый оборот, фиксированный курс

Знать суть мирового хозяйства, внешней торговли, внешнеторговой политики, обменного курса валюты. Уметь проектировать и прогнозировать ситуацию в торговле.

Выполнение заданий по карточкам, анализ ситуаций, навыки аукциона

Боголюбов п. 28, эссе «Торговля не разорила ещё ни одного народа» Бенджамин Франклин.

 

32

Повторительно-обобщающий урок «Экономика»

1

Экономика и её роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рынок. Предпринимательская деятельность. Потребление. Мировое хозяйство. Доходы и расходы.

Семинар

Листы с заданиями, мультимедиа

Ключевые термины и понятия

Знать базовые понятия по разделу «Экономика» для основной школы.

Уметь решать высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Выступление по вопросам

С. 242 вопросы для повторения, к тестовой работе

 

33

Итоговая тестовая работа.

1

Человек, индивид, личность. Общество и природа. Социология. Духовная сфера и культура. Образование. Религия. Экономика. Человек в мире экономических отношений. Международная торговля.

Мини-ЕГЭ

Листы с заданиями мини-ЕГЭ по вариантам

Базовые понятия, термины за весь курс

Ведущие знания за весь курс.

Уметь решать задания ЕГЭ.

Решение заданий ЕГЭ по вариантам

Сочинение или рисунок «Моё место в обществе».

 

34