Обществознание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

Рассмотрено                                     Согласовано с заместителем          Утверждено

на МО                                                            директора 01.09.2015                      Директор   школы:

Протокол:                                          _________________                                     ____________

№ 1 от 31.08.2015г.                          / Н.А. Тихонова/                              / В.Г. Усольцева/     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 

«Обществознание – 9 класс»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Александрова Лариса Юрьевна, к.п.н., учитель истории, обществознания, искусства и МХК высшей квалификационной категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Усть-Ламенка

 

2015 год

 


Пояснительная записка.

            Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения), Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.). Изучение «Обществознания» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир» и «Основы духовно­нравственной культуры народов России». Дополнительная литература: Хрестоматия по обществознанию.        CD по учебным курсам. Сборник самостоятельных заданий. – М., «П.», 2010.

Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

Цели изучения курса

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • o развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • o воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • o освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • o формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Характеристика содержания курса «Обществознание»

Структура курса и последовательность предъявления материала.

Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.

На втором этапе курса для старших подростков (8 – 9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т.д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая – отраслям пава. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определенной мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых Понтий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Учебно-методический комплект (ОС «Школа России»).

  1. 1.     Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.
    1. 2.      Введение в обществознание. Учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией Боголюбова Л.Н. М., «Просвещение», 2010г.
    2. 3.     Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 8-9 класс: М., «Просвещение», 2010.
    3. 4.     Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 8-9 класс: М., «Просвещение», 2010.

Дополнительная литература:

Хрестоматия по обществознанию.   CD по учебным курсам. Сборник самостоятельных заданий. – М., «П.», 2013.

Гражданский и уголовный кодексы.

Конституция РФ и другие нормативные акты.

Периодика и стенография.

Место курса в учебном плане

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 169 часов: 34 часа в год (33 часа в 9 классе).

Предпочтительные формы организации учебного процесса

Типы уроков

Пед. технологии

Формы работы

- игра

- дискуссия

- практикум

- лабораторная работа

- беседа

Интерактивные:

- игровые;

- ТРИЗ;

- технология дискуссии;

- проектная технология;

- проблемное обучение;

- технология развития критического мышления

Индивидуальная

Групповая

Группы с переменным составом

 

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся.

Вид контроля

Авторы заданий

Тестирование

---Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.

 

Индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами

Контрольная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа

Исторический диктант

Работа над проектом

 

Количество контрольных работ – 1

Количество самостоятельных работ – 2

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • o мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • o заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • o ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты

  • o умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • o умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • o способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • o овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • o умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1). Использование элементов причинно-следственного анализа;

2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

  • o относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • o знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • o знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • o умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • o понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • o знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • o приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • o знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • o понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • o понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • o понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  • o знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • o знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • o понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • o понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • o умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • o знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

  • § литература:
      1. Обществознание. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Боголюбова Л.Н. М., «Просвещение», 2014г.
  1. 2.      Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.
  2. 3.      Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010.
  3. 4.      Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 8-9 класс: М., «Просвещение», 2010.
  • § дидактический материал:
  1. 1.      Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 8-9 класс: М., «Просвещение», 2010.
  2. 2.      Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.
  • § оборудование и приборы:
      1. Таблицы по темам
      1. Компьютер, проектор


 

Содержание дисциплины.

Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» -  9 класс.

 

Раздел, тема

Кол-во часов

Элементы содержания образования (основные вопросы)

Форма урока

Учебное оборудование

Основные

 понятия

Основные знания и умения

Измерители

(формы контроля)

Домашнее задание

Дата

№ урока

Тема 1.

Политика.

 Политика и власть. Регион.

10

 

 

 

 

1

Сфера политики. Политическая власть. Политические организации. Роль политики в жизни общества. Политика – дело каждого.

Классический урок

Схема «Политическая система», учебное пособие, карточки с заданием, тексты.

Схема «Роль политики в жизни общества»,презентация к уроку

Политика, политическая власть, политическая партия, многопартийность, политическая организация, оппозиция, сила, авторитет, власть, иерархия власти,  политическая программа

Оперировать понятиями «политика», «политическая власть», «политическая система». Уметь анализировать источники, выбирать необходимую информацию из источника, высказывать и отстаивать свою точку зрения

Беседа по прочитанному тексту, работа с документами,  терминологическая перекличка

НРК

Боголюбов п.1, Кравченко п.25, 32. Прочитать, выучить записи в тетради.

 

1

Государство.

2

Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Политический режим. Наше государство на современном этапе. Гражданство. 

Урок парного взаимообучения

Карточки с заданием, тексты, таблички с понятиями, политическая карта мира, пластиковое панно

Государство, суверенитет,  монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, гражданство, функции государства, государственная монополия,  национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, империя, тирания, олигархия, импичмент

Знать точки зрения на происхождение государства, признаки государства, формы государственного устройства, формы правления, типы политического режима.

Уметь определять Фомы устройства, формы правления, политического режима, работать по карте, анализировать тексты, описывать основные политические  объекты, выделяя их существенные признаки,   работать с текстом учебника, с презентацией, выделять главное, заниматься проектной деятельностью

Беседа по прочитанному тексту, взаимоконтроль, заполнение табличек, выполнение заданий по карточкам

Боголюбов,  п.2, задание (вопрос) 1 после параграфа, Кравченко п.26-29. Выучить записи.

 

2-3

Государство

Политические режимы.

1

Суть политического режима. Авторитарный, тоталитарный, демократия.

Понятие «политический режим. Основные виды политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Способы удержания власти в тоталитарном обществе.  Способы обеспечения подконтрольности власти в условиях демократии. Развитие демократии в современном мире.

Урок рассуждение.

Карточки с заданием, тексты, таблица «Виды политических режимов»

авторитаризм, тоталитаризм, демократия, гражданство,

Знать и уметь выделять особенности политических режимов.

Выполнение заданий по карточкам, беседа по прочитанному тексту, устный ответ, анализ текстов, составление схем

Боголюбов, п.3 Кравченко, п.33. Прочитать, выучить записи, написать эссе – Боголюбов с.26 на любую тему.

 

4

Правовое   государство

 

1

Понятие правового государства. Идея соединения силы и справедливости в правовом государстве. Власть в правовом государстве. Принципы (признаки) правового государства.

Урок - дискуссия

 Схемы «Государственная власть», «Федеральное Собрание РФ» Презентация

Правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная и судебная власти, категорический императив, Конституционный, арбитражный суд

Знать признаки и сущность правового государства.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания

Смысл суждения «право выше  власти», тестовый контроль

Боголюбов, п.4 Кравченко, п.34.

Прочитать и ответить на вопросы после параграфа. Эссе: «Что мешает России стать правовым государством?».

 

5

Гражданское общество и государство.

1

Что такое гражданское общество. Местное самоуправление.  Голосование, выборы, референдум.

Урок деловая игра

Схема «гражданское общество», карточки с заданием, учебное пособие, тексты, документы сельской Думы и Администрации

Гражданское общество, местное самоуправление, муниципальная собственность, территориальное общественное самоуправление, активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум,  гражданство, правовое государство

Знать признаки гражданского общества и государства, суть и функции местного самоуправления.

Уметь оперировать понятиями, высказывать и отстаивать свою точку зрения, работать с документами и источниками.

Выполнение заданий по карточкам, анализ документов, составление схемы «Гражданское общество»

НРК

Боголюбов,  п.5, задание 4 письменно. Кравченко, п.30-31, практикум с. 60 письменно. Прочитать и выучить записи в тетради.

 

6

Участие  граждан в политической  жизни

 

1

Выборы и референдум – возможность  влияния на политику.  Способы воздействия на власть в демократическом обществе. Степень и оправданность  ограничения  политических  свобод.  Условия сознательного участия  человека в политической жизни. Сущность и проявления политического экстремизма

Деловая игра

Пакет с дополнительным материалом

Выборы, избирательное  право,  референдум,  митинг, цензура, политический  экстремизм

Знать факторы, определяющие степень участия в политической жизни страны, способы воздействия на власть в демократическом обществе.

Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии. Описывать и давать характеристику основным политическим  объектам, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Устный опрос, проверка проекта

Боголюбов, п.6 Прочитать, выучить записи, написать эссе – «Политика – дело каждого»

 

7

Политические партии и движения

 

1

Причины возникновения общественно-политических  движений и их сущность.  Признаки политической  партии. Многопартийность

Урок-практикум

Карточки с заданием, тексты, схема «Партийная система России»

Общественно-политические  движения, политическая партия, оппозиция, многопартийность

Знать причины возникновения, признаки и особенности партий.

Уметь  работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.

Устный опрос, проверка проекта

Боголюбов, п.7 Составить схемы и сравнительные таблицы

 

8

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Политика»

1

Политика и власть. Государство. Политические режимы.  Правовое государство и гражданское общество.  Участие граждан в политической  жизни. Политические партии и движения

Семинар

Презентация к уроку

Основные понятия темы

Знать основные положения темы «Политика»

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, высказывать и отстаивать свое мнение

Решение проблемных заданий, проверка проектов.

Боголюбов, п.1-7 повторить, подготовка к контрольной работе

 

9

Тест №1 «Политика»

1

Политика и власть. Государство. Политические режимы.  Правовое государство и гражданское общество.  Участие граждан в политической  жизни. Политические партии и движения

Мини-ЕГЭ

Тесты по вариантам

Основные понятия темы

Знать основные положения темы «Политика»

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, высказывать и отстаивать свое мнение

Решение тестов

Дополнительный материал (Проблемы политического развития современной России).

 

10

Тема 2. Право.

Право и его роль в жизни общества и государства.

13

1

Право. Гражданин и государство. Потребность в порядке и справедливости. Норма права. Закон. Система права, отрасли права.

Урок-практикум

Карточки с заданием, тексты, схема «Функции права», «Отрасли  права».

Гражданин, гражданство, государство, социальные нормы, право, правовой (нормативный)  акт, нормы права, система права, частное и публичное право, социальные нормы, правовая культура.

Знать и уметь объяснять понятия: право, правовое государство, меры свободы, преступление.

Уметь анализировать источники, комбинировать и различать понятия.

Выполнение заданий по карточкам, беседа по прочитанному тексту, устный ответ, анализ текстов, составление схем

Боголюбов, п.8 Кравченко, п.33. Прочитать, выучить записи, написать эссе – Боголюбов с.184 на любую тему.

 

11

Правоотношения и субъекты права

 

1

Элементы  правоотношений. Сущность и особенности правоотношений. Смысл понятий  «субъекты правоотношений»,  «объекты правоотношений». Субъективное  право.  Участники  правоотношений.  Понятия  «Дееспособность»  и «правоспособность».

Урок-практикум

Таблица «Дееспособность». Презентация к уроку

Правоотношение,  субъекты правоотношений: физические и юридические лица, правоспособность,  дееспособность

Знать элементы правоотношений их сущность и особенности.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии,  решать проблемные

Тестирование

Боголюбов, п.9 Прочитать, выучить записи, написать эссе на любую тему.

 

12

Правонарушения и юридическая ответственность

2

Правонарушение. Преступление. Правовая ответственность. Административное право. Административное правонарушение. Уголовное право.

Урок рассуждение.

Карточки с заданием, тексты, таблица «Виды правонарушений», «Виды юридической ответственности»

Правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность.

Знать и оперировать понятиями: правовая ответственность, проступок, поступок, преступление. Знать отрасли права и ответственность за правонарушения по отраслям права.

Выполнение заданий по карточкам, анализ  текстов, составление и заполнение таблицы «Виды правонарушений»

Боголюбов, п.10, задание 2 письменно. Кравченко, п.40. Прочитать и выучить записи.

 

13-14

Правонарушения и юридическая ответственность

Правоохранительные  органы

1

Государственные правоохранительные  органы: функции, цели и задачи.  Принципы  правосудия.  Суд.  Прокуратура.  Адвокатура.   Специфика работы  нотариата. 

Урок-практикум

Пакет с дидактическим материалом

Правоохранительные  органы,  народные заседатели,  судья, суд присяжных, прокуратура,  адвокатура, нотариат

Знать функции, цели и задачи правоохранительных органов

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии,  решать проблемные задачи

Тестовый контроль

Боголюбов, п.11, задание 2 письменно. Прочитать и выучить записи.

 

15

Конституция Российской  Федерации.

 

1

История Конституции. Закон – высшей юридической силы. Права граждан. Обязанности граждан. Ценности, утверждённые в Конституции. Задачи Конституции.

Урок-практикум

Схема «Закон высшей юридической силы», таблица «Права граждан», таблица «Обязанности граждан»,  карточки с заданием,

Конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности,  Конституция, ценности, закон, право, естественные, неотъемлемые права человека, разделение властей, политический экстремизм.

Знать предысторию рождения демократической конституции, права и обязанности граждан.

Уметь работать с документами, пересказывать.

Выполнение заданий по карточке, анализ документов.

Боголюбов п.12-13,  Кравченко п.35 прочитать и выучить записи в тетради.

 

16

Основы конституционного строя России.

1

Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы.

Урок практикум

Конституция РФ, карточки с заданием, листы с тестами по вариантам.

Конституция, конституционный строй, государство, федерация, гражданство, права человека.

Знать основы конституционного строя России.

Уметь работать с Конституцией РФ, высказывать и отстаивать свою точку зрения

Выполнение заданий по карточке, анализ текстов, решение тестов

Боголюбов, п.12 -13 , задание 3 письменно. Тестовая работа.

 

17

Права и свободы  человека и гражданина

1

Гражданин – человек, имеющий права. Открытие эпохи прав человека. Великий гражданин России.

Урок-практикум

Конституция РФ, карточки с заданием, тексты таблица «История развития идеи прав», таблица «Международные документы

Гражданин, право, права человека, ответственность, конституция

Знать суть понятия «гражданство», основные документы международного права.

Уметь составлять сравнительные таблицы, работать с учебным пособием и документами

Выполнение заданий по карточкам, анализ текста, составление и заполнение таблицы

Боголюбов, п.14-15 , прочитать и ответить устно на вопросы после параграфа.

 

18

Права и свободы  человека и гражданина

 

Гражданские правоотношения

 

2

Сущность  гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Договоры и сделки.  Гражданская дееспособность  несовершеннолетних. Защита  прав  потребителей.

Урок-практикум

Таблица «Гражданская  дееспособность несовершеннолетних»

Имущественные отношения, собственность, гражданское право,  договор, сделки, гражданская дееспособность, потребитель, сертификат качества

Знать сущность, признаки и особенности  гражданских правоотношений

Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Тестовый опрос

Боголюбов, п.16 , прочитать и ответить устно на вопросы после параграфа, проект «Защита гражданских прав в России»

 

19-20

Гражданские правоотношения

 

Право на труд. Трудовые правоотношения.

1

Труд и трудовые отношения.  Трудолюбие.  Статьи Конституции о праве на труд. Условия приёма на работу.

Урок рассуждение

Тексты, видеосюжет, карточки с заданием

Труд, трудовые отношения, трудовой договор, коллективный договор, дисциплина труда, тунеядство, трудовая книжка, социальное партнёрство, профессиональные союзы.

Знать суть трудовых отношений, условия приёма на работу.

Уметь использовать знания на практике.

Выполнение заданий по карточкам, анализ текстов,

Боголюбов, п.17. Пересказ.

 

21

Рынок труда региона. Пенсионные программы.

1

Что означает право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой договор – основа трудовых правоотношений. Права и обязанности работников. Значение дисциплины труда. Льготы для совмещающих  работу  с  учебой.

Урок с элементами деловой игры

Пакет документов

Трудовые правоотношения,  трудовой договор,  трудовая  книжка,  социальное партнерство, профсоюз, дисциплина труда  

Знать основы трудовых правоотношений.

Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Решение правовых задач  и  проверка эссе

НРК, работа со СМИ

 

 

22

Семейные правоотношения.

2

Семейное право. Правовые основы брака и семьи.  Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака. Права и обязанности супругов.  Права и обязанности  родителей и детей.   Личное и семейное потребление. Защита прав потребителя. Деловая жилка. Личный и семейный бюджет.

Урок деловая игра

Карточки с задание, тексты, таблица, «Права и обязанности родителей и детей».

Брачный контракт, правоспособность, дееспособность,  семейное право, права ребёнка, брачный договор, личное, семейное потребление, потребитель, права потребителя, семейный бюджет, домашнее хозяйство, досуг

Знать основные правовые аспекты создания семьи, её роли в обществе.

Уметь анализировать тексты, находить необходимую информацию, составлять и заполнять таблицу.

Выполнение заданий по карточкам, анализ текстов, составление и заполнение таблицы

Боголюбов, п.18. Пересказ. Кравченко, п.39. Вопросы устно.

 

23-24

Семейные правоотношения.

Административные правоотношения

1

Административное право. Понятие и черты административного правоотношения. Административное правонарушение.

 

Схема «Виды административных наказаний».

Административное правонарушение, санкции.

Знать основные правовые аспекты административных правоотношений.

Уметь анализировать тексты, находить необходимую информацию, составлять и заполнять таблицу.

Выполнение заданий по карточкам, анализ текстов, составление и заполнение таблицы

Боголюбов, п.19. Прочитать и ответить на вопросы после параграфа, эссе на высказывание на стр.172.

 

25

Уголовно-правовые отношения

 

1

Что такое уголовное право. Особенности уголовно-правовых отношений.  Понятие преступление. Признаки преступления. Квалификация  преступлений. Преступление в соучастии.  Обстоятельства, исключающая уголовную ответственность:  необходимая оборона,  крайняя необходимость. 

Урок-исследование

Схема «Квалификация преступлений»

Уголовное право, преступление,  общественная опасность, противоправность, виновность, необходимая оборона, подстрекатель, пособник,  исполнитель, соучастники

Знать основы уголовно-правовых  отношений

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Тестовый контроль, проверка эссе «Специфика уголовной ответственности и наказания  несовершеннолетних»

Боголюбов, п.20. Прочитать и ответить на вопросы после параграфа, эссе на высказывание на стр.182.

 

26

Социальные права.

1

Социальная политика государства. Право на жилище. Здоровье под охраной закона.  Право на социальное обеспечение.

Урок-практикум

Карточки с заданием, тексты,  таблица «Направления социальной политики».

Социальное государство, социальные права, социальное обеспечение, приватизация жилья, медицинское страхование, социальное пособия.

Знать суть социальной политики государства, перечислить права.

Уметь работать с учебником и тетрадью.

Выполнение заданий по карточкам, анализ текстов, составление таблицы «Направления социальной политики».

Боголюбов, п.21. Пересказ, выучить записи, задание 5 (вопрос 6) письменно.

 

27

Международно-правовая защита жертв  вооруженных  конфликтов

 

1

Жестокое лицо войны. Сущность международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права.  Основные положения международного гуманитарного права. Дети войны.

Урок исследование

Тексты, статистика,  карточки с заданием, таблица «Источники международного гуманитарного права»

Международное гуманитарное право, жертвы войны, вооружённый конфликт, военные преступления

Знать последствия чрезмерного насилия в период вооружённого конфликта, необходимость международного гуманитарного права,. Знать основные положения международного гуманитарного права и выполнять их.

Уметь анализировать документы, находить важную информацию и использовать её при ответе.

Выполнение заданий по карточкам, анализ документов, работа с учебным пособием

Боголюбов, п22. Задание (вопрос)  2 письменно.

 

28

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Современная школа района.

1

Образование – сочетание интересов личности и общества. Что означает право на образование? Право на доступ к культурным ценностям.

Урок рассуждение

Карточки с заданием, тексты, Конституция РФ,  схема «Ступени образования»

Образование, культурные ценности, самообразование, общее и профессиональное образование, гуманизация образования

Знать суть права на образование, пути получения образования.

Уметь работать с документами, высказывать и аргументировать точки зрения.

Выполнение заданий по карточкам, анализ документов.

НРК

Боголюбов. П.47 Кравченко, п.46. повторить Боголюбов п.24-47, Кравченко п.25-40, 44, 46.

 

29

Духовная жизнь региона, района, села

1

Право человека на духовную свободу.  Духовное богатство. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении.

Урок исследование

Схема, цитата  Булата Окуджава, тексты

Право на свободу мысли, слова,  убеждений; человеческое достоинство, убеждение

Знать суть понятия «духовная жизнь», «человеческое достоинство», «убеждение», «поступок».

Уметь работать с документами, отвечать на вопросы.

Выполнение заданий по карточкам, анализ документов

НРК

Боголюбов, п.41. Эссе: «Силён не тот, кто побеждает, а тот, кто может укротить гнев» - Мусульманская заповедь.

 

30

Обобщение и систематизация по теме «Право»

1

Гражданин – человек свободный и ответственный. Всеобщая декларация прав человека. Международное гуманитарное право. Частная и публичная жизнь гражданина. Труд и трудовое право. Собственность, предпринимательство и гражданское право. Духовная жизнь. Религия и свобода совести. Семейное право и домашнее строительство. Социальные, политические права человека. Право на образование.

Семинар

Дидактический материал, презентация

Базовые понятия раздела «Права человека и гражданина»

Знать понятийный аппарат и уметь им оперировать, выполнять задания.

Тестовый контроль

Боголюбов п.8-23 повторить

 

31

Обобщение и систематизация по теме «Право»

1

Гражданин – человек свободный и ответственный. Всеобщая декларация прав человека. Международное гуманитарное право. Частная и публичная жизнь гражданина. Труд и трудовое право. Собственность, предпринимательство и гражданское право. Духовная жизнь. Религия и свобода совести. Семейное право и домашнее строительство. Социальные, политические права человека. Право на образование.

Мини-ЕГЭ

Листы с заданиями ЕГЭ по вариантам

Базовые понятия раздела «Права человека и гражданина»

Знать понятийный аппарат и уметь им оперировать, выполнять задания ЕГЭ.

Решении е тестов, заданий части 2

Тестовая работа,  Сочинение «У человека можно отнять всё, кроме одного - … выбирать собственный путь». – В.Э. Франкл

 

32

Итоговая тестовая работа.

1

Базовые понятия за курс

Тестовая работа

Листы с тестами Листы с заданиями ЕГЭ по вариантам

Базовые понятия и термины (см. с.362-400)

Знать базовые понятия, уметь ими оперировать.

Уметь решать тестовые задания.

Решение тестов

Дополнительное чтение

 

33