История

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

Рассмотрено                                     Согласовано с заместителем          Утверждено

на МО                                                            директора 01.09.2015                      Директор   школы:

Протокол:                                          _________________                                     ____________

 № 1 от 31.08.2015г.                         / Н.А. Тихонова/                             / В.Г. Усольцева/                               

                                                                                                                                  

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 

«История – 10 класс»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Александрова Лариса Юрьевна, к.п.н., высшая квалификационная категория, учитель истории, обществознания, искусства и МХК. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Усть-Ламенка

 

2015 год


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«РОССИЯ И МИР».

Пояснительная записка.

            Программа базового курса истории «Россия и мир» предназначена для преподавания в старших классах средних школ различных типов, не профилированных на углублённое изучение данного учебного предмета.

            Курс рассчитан на 136 часов при двух часах в неделю при таком распределении материала: X класс – история России с древнейших времён до конца XIX века; XI класс – история начала XX – начала XXI века.

            Программа соответствует требованиям обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по истории, учитывает современные цели обучения предмету.

1. Цели и задачи курса.

  Задачей  историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования является формирование систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащение социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

    • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
    • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
    • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
    • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
    • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

УМК:

Учебное пособие:

Н.В. Загладин Всеобщая история (история мира с древнейших времён до конца XIX века). М. «Русское слово», 2011г.

А.Н. Сахаров. Б.И. Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. М., «П». 2013г.

А.Н. Сахаров. П.Н. Зырянов. История России конец XVII-XIX  век. М., «П». 2013г.

Дополнительная литература:

В.М. Хачатурян. История мировых цивилизаций. М., «Дрофа», 2000г.

Книга для чтения по истории России XX век.

                                   Хрестоматия.

Более широкое, чем на предшествующей ступени обучения, привлечение исторической литературы и источников.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности              

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания педвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Основная форма организации образовательного процесса  классно-урочная.

Урок дает   возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать    индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими при изучении истории России и Мира  с древнейших времён до конца XIX в  в 10 классе являются    следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, семинар, обобщающие уроки.

    Текущий контроль успеваемости -   систематическая проверка знаний учащихся, проводится  на текущих занятиях в соответствии с рабочей  учебной программой. 

Текущий   контроль   знаний    обучающихся  в 10 классе осуществляется через опросы, самостоятельные  работы,   индивидуальные задания, выполнения творческих заданий, тематические зачеты и  тесты   в рамках  урока.

Предусматриваются входное, рубежное и итоговое школьные административные тестирования.

               Средства контроля.

1. Тестовые материалы по разделам программы.

2. Мультимедийный тестовый  материал по истории России с древнейших времён до конца 20-го века.

3. Он-лайн тесты по истории России.

 

Требования к уровню подготовки выпускника

 

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

    • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
    • периодизацию всемирной и отечественной истории;
    • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
    • историческую обусловленность современных общественных процессов;
    • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
    •  

уметь

    • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
    • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
    • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
    • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
    • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
    • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
    • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
    • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
    • соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
    • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


2.  Содержание дисциплины.

Тематический план – 10 класс.

Раздел, тема

Кол-во часов

Элементы содержания образования (основные вопросы)

Форма урока

Учебное оборудование

Основные

 понятия

Основные знания и умения

Измерители

(формы контроля)

Домашнее задание

Дата

№ урока

Введение.

Вводный урок. История как наука (Россия)

1- Россия

Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Значение изучения истории. Почему мы изучаем историю. Географическое расположение и его влияние на историю. Природа и её влияние на судьбы страны. Роль личности в истории.

Лекция с элементами беседы

Карта «Российская империя в XVIII – XIX веках», учебник Сахарова.

Цивилизация, формация, экстенсивный и интенсивный, закономерность, личность, народ, фальсификация

Знать особенности исторического развития  России.

Уметь работать с картой, хронологически сопоставлять события мира и России, анализировать исторические факты и явления.

Работа по карте, выполнение заданий по стенду, беседа по прочитанному тексту

А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, часть 1, с.5-15 (ст. с.3-14), пересказ, вопрос 8(9 – в новом) письменно в форме таблицы.

 

1

Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления.

Тема 1. Пути и методы познания истории.

Этапы развития исторического знания и философских взглядов

(всеобщая – 2)

 

 

Всеобщая -2

 

 

 

1

Исторические науки античности, средних веков, нового времени, современности. История как лженаука. Религиозно-мистические взгляды на историю, проблема движущих сил исторического развития.

Урок-практикум

Учебное пособие (Загладин), документы - тексты первых мыслителей, карта «Мира»

Цивилизация, просвещение, формация, абсолютный, классы, идеология, теория

Знать исторические взгляды Гомера, Платона, Геродота, Татищева, Карамзина. Философские взгляды Д.Локка, Вольтера, Ж.Ж. Руссо, И.Канта, Г.Гегеля, Ш.Л. де Монтескьё, К.Маркса.

Уметь анализировать документальные тексты

Анализ текстов, сравнение и синтез.

Н.В. Загладин §1-2 прочитать, заполнить таблицу «Движущие силы исторического развития», вопросы после § устно.

 

 

2

Проблемы периодизации всемирной истории

1

Принципы периодизации в истории. Этапы развития человечества. Периодизация новейшей истории.

Урок развивающего обучения

Учебное пособие (Загладин), схемы «Периодизация истории по Л.Моргану и Ж. Кондорсе», «Марксистская концепция истории».

Классы, прогресс, формация, стадии, общество, новое время

Знать взгляды Л.Моргана, Ж.Кондорсе, К.Маркса, А.Тойнби, Тоффлера; основные этапы исторического развития человечества.

Уметь составлять сравнительную таблицу «Этапы развития человечества», периодизация истории

Работа с учебным пособием, документальными текстами, составление хронологической таблицы

Н.В. Загладин §3 и Сахаров часть 1 §1 прочитать, заполнить таблицу «Этапы развития человечества», вопросы после § устно.

 

 

3

Раздел 2. Человечество на заре своей истории.

 

Тема 2. Первобытная эпоха.

 

 

У истоков рода человеческого

(9: всеобщая – 7, Россия – 2)

2: всеобщая – 1, Россия – 1

1-

всеобщая

 

Человеческое общество и природные сообщества. Этапы становления человека. Человек осваивает свою планету. Послеледниковый период.

Урок-исследование

Учебное пособие (Загладин), карта «Первобытнообщинный строй и наступление ледника», статуэтки «Изменение человека».

Приматы, способность, потребность, человек, живые организмы, речь, мышление, палеолит, мезолит, раса, наскальная живопись

Знать отличия человека от животного, этапы создания человеческой культуры.

Уметь работать с картой, логически рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

Работа с учебным пособием, картой. Составление сравнительной таблицы «Человек и живые организмы».

Н.В. Загладин §4 ( Хачатурян §1) и Сахаров часть 1 §1(ст. 1)  прочитать, вопросы после § устно.

 

 

4

Неолитическая революция. Древние стоянки региона.

1-Россия НРК

Человек и природа: первый конфликт. Аграрно-скотоводческие культуры. Переход от матриархата к патриархату. Переход к энеолиту.

Урок-экскурсия

Учебное пособие (Загладин), карта «Первобытнообщинный строй и наступление ледника», макеты орудий труда

Неолит, археология, производящее хозяйство

Знать признаки неолитической революции, основное отличие человека от животного.

Уметь работать по карте и учебному пособию, следить за экскурсоводом

Работа с учебным пособием, картой.

Составление сравнительной таблицы  «Этапы развития человеческой культуры»

Н.В. Загладин §5 и Сахаров часть 1 §1 (ст. 1) прочитать, вопросы после § устно. Сравнительная таблица «Этапы человеческой культуры», выучить записи

 

 

5

Тема 3. Первые государства Древнего мира.

Деспотии Востока.

 

 

 

 

Всеобщая 2ч

 

1 – всеобщая

 

 

 

Хронологические рамки древности. Особенности исторического развития различных регионов мира.

Разнообразие древних цивилизаций. Древние восточные цивилизации (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай).

Урок путешествие

Учебное пособие (Загладин), карта «Рост государств в древности»

Государство, классы, общество, страна

 

 

 

 

 

Знать предпосылки образования государства, рабовладельческие  и общественные отношения древних государствах, культуру и верования в Древнем Египте.

Уметь работать с текстом и картой.

Работа с учебным пособием, картой.

Составление сравнительной таблицы  «Новый этап духовной жизни»

Н.В. Загладин §6 (Хачатурян §2) прочитать, вопросы после § устно. выучить записи

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение ареала древности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1- всеобщая

Культурное наследие древних цивилизаций. Вклад народов Древнего Востока в мировую цивилизацию.

 

 

 

восточные деспотии, языческие верования, монотеизм, христианство, буддизм, конфуцианство, иудаизм.

 

Знать истоки слабости деспотий древности, военные деспотии мира, Особенности развития Индии и Китая, их духовную культуру.

Уметь работать с текстом и картой.

 

 

 

Н.В. Загладин §7 прочитать, вопросы после § устно. Сравнительная таблица «Новый этап духовной жизни», выучить записи

 

 

 

7

Тема 4. Античная эпоха в истории человечества

Города-государства Греции и Италии

Всеобщая 3ч

 

 

1-всеобщая

Античная цивилизация (Древняя Греция, Древний Рим). Вклад народов античного мира в мировую цивилизацию.

Урок-практикум

Учебное пособие (Загладин), карта «Античный мир»

Полис, архонт, совет пятисот, демократия, остракизм, илот, сенат, этруски, патриции, плебеи, народный трибун

Знать историю Античной Греции, городов-государств Греции и Италии.

Уметь работать с текстом, картой, составлять сравнительную таблицу «Пути развития полиса»

Работа с текстом, картой, составление сравнительной таблицы

Н.В. Загладин §8 (Хачатурян с.50-57) прочитать, вопросы после § устно. Сравнительная таблица «Пути развития полиса», выучить записи

 

 

8

Борьба за господство над Средиземноморьем

1-всеобщая

Греческие колонии в Северном Причерноморье, скифы, сарматы, Боспорское царство. Основание Рима.

Классический

урок

Учебное пособие (Загладин), карта «Античный мир»,  схема «Образование и распад державы Александра Македонского»

Колония, войны

Знать Греко-персидские войны, Пелопоннесские войны, возвышение Македонии, завоевания Александра Македонского.

Уметь работать с картой и текстами

Работа с текстом, картой.

Н.В. Загладин §9 (Хачатурян с.74-79) прочитать, вопросы после § устно.

 

 

9

Возвышение Рима

1-всеобщая

Рима в Древней Италии. Пунические войны. Кризис Римской республики. Становление Римской империи.

Классический урок

Учебное пособие (Загладин), карта «Рост римской империи»

Республика, империя, войны

Знать причины кризиса Римской империи, события Пунических войн, ход восстания Спартака.

Уметь работать по карте с текстом, составлять хронологическую таблицу

Работа с текстом, картой, составление хронологической таблицы

Н.В. Загладин §10 (Хачатурян с.87-90)  прочитать, вопросы после § устно. Хронологическая таблица «Пунические войны».

 

 

10

Тема 5. Крушение империй Древнего мира.

Наступление «варваров» в Евразии и формирование народов.

2ч.: всеобщая - 1. Россия - 1.

Россия – 1.

«Великое переселение народов». Наступление варваров. Возникновение христианства.

Урок развивающего обучения

Учебное пособие (Загладин и Сахаров 1 часть), карта «Рост римской империи»

Переселение, конунги, лагман, гунны, иудаизм

Знать народы Великого переселения, кочевые племена Азии и Китая, причины возникновения христианства.

Уметь работать с текстом, картой.

Работа с текстом, картой.

Н.В. Загладин §11 (Хачатурян с.108-120, 128-138) и Сахаров  § 2 (ст. 1) прочитать, вопросы после § устно.

 

 

11

Закат Римской империи

1 - всеобщая

Золотой век Рима. Падение Римский империи. Христианство в Римской империи.

Классический урок

Учебное пособие (Загладин), карта «Рост римской империи»

Колоны, пекулии,

Знать реформы Траяна и Константина, причины падения Западной римской империи

Работа с текстом, картой «Рост Римской империи», составление таблицы «Причины упадка Рима».

Н.В. Загладин §12 (Хачатурян с.108-120, 128-138) прочитать, вопросы после § устно, заполнить таблицу внутренние и внешние причины упадка Рима.

 

 

12

Раздел 3. Русь, Европа и Азия в средние века

Тема 6. Период раннего Средневековья (V-X вв.).

Раннефеодальные империи в Европе и их распад.

21: всеобщая – 9, Россия – 12.

6: всеобщая – 3, Россия – 3.

1- всеобщая

Социально-экономические отношения раннего Средневековья. Особенности феодальных отношений. Религиозное единство Европы. Нормандские завоевания и создание Священной Римской империи.

Урок-практикум

 

Норманны, родовая и соседская община, феодальная лестница, вассал, господин, феод, иерархия, виконты, аббат, военная демократия

Знать православный и католический мир: страны и народы. Ранние феодальные империи в Европе, их распад. Средневековое европейское общество. Средневековый город. Международная торговля.

Уметь работать с текстом, картой.

Работа с текстом, картой

Н.В. Загладин §13 (Хачатурян с.160168) прочитать, вопросы после § устно.

 

 

13

Экспансия ислама.

1- всеобщая

Аравийские племена в начале новой эры. Возникновение ислама. Арабские завоевания. Распад Арабского халифата. Историческое наследие Арабского Халифата.

Урок творчества

Учебное пособие (Загладин), карта «Образование и распад Арабского Халифата»

Меджлис, Кааб, ислам, пророк, ислам, Коран, сунна, джихад, халиф, мулла, харадж, сунниты, шииты, хариджиты, карматы, суфиты, дервиш

Знать особенности управления Арабского Халифата, причины возникновения и суть ислама, ход арабских завоеваний.

Уметь работать с текстом, картой, аргументировать свою точку зрения, соотносить и анализировать факты и события.

Работа с картой, текстом

Н.В. Загладин §14 (Хачатурян с.249-258) прочитать, вопросы после § устно.

 

 

14

Восточные славяне в древности.

1 - Россия

Восточные славяне: расселение, занятия, общественные отношения. Языческая культура восточных славян.

Урок-практикум

Учебное пособие (Загладин и Сахаров часть1), карта «Древнерусское государство»

Великое переселение народов, военная демократия, род. племя,

Знать место расселения восточных славян, суть язычества.

Уметь работать с текстом, картой, составлять информационную таблицу по карте

Работа с текстом, картой, составление таблицы «Восточные славяне». Измерители: 1.1.Восточные славяне в VI-VIII вв.

1.1.1.Расселение, занятие, быт, верование восточных славян. Славяне и их соседи.

 

Н.В. Загладин §15 и Сахаров часть1  §3-4 (ст.1-3)  прочитать, вопросы после § устно, пересказ с.32-35 в новом, в старом §3.

Таблица «Восточные славяне».

 

15

Возникновение Древнерусского государства.

1 - Россия

С чего начал рассказ о Руси Нестор-летописец. Восточнославянские племена. Развитие хозяйства. Ремёсла. Города. Торговля. Путь «из варяг в греки». Зарождение признаков государственности. Киевская Русь. Варяги. Происхождение слова «Русь». Рюрик в Новгороде.

Урок-практикум

Учебное пособие (Загладин и Сахаров часть1), карта «Древнерусское государство»

дружина, государство, классы, прибавочный продукт, вече, племенная знать, норманнская теория, раннефеодальное государство, Рюрик, хазары,.

Знать теорию происхождения государства, предпосылки образования, походы первых князей.

Уметь работать с текстами и картой, составлять информационную таблицу и схему правления.

Работа с текстом, картой. Измерители:

1.2. Древнерусское государство (IX-первая половина XIIвв.)

1.2.1. Формирование древнерусского государства. Новгород и Киев. Версии происхождения государства на Руси.

1.2.2. Население сёл и городов. Развитие ремесла и торговли.

Сахаров часть1  §5-6 (ст. 1-2, 4) прочитать, вопросы после § устно, работа с документом письменно, с.49. Устное сообщение: Рюрик, Олег, Ольга.

 

16

Византия и Русь

1 - всеобщая

Византия после крушения Западной Римской империи. Социально-экономическое развитие и реформы в Византии. Византия и утверждение христианства на Руси. Раскол христианства.

Урок семинар

Учебное пособие (Загладин), карта «Византийская империя и восточные славяне»

язычество, христианство, иконоборчество

Знать реформы Юстиниана, Льва III, отношения между Византией и Русью (дату договоров и их суть).

Уметь работать с текстом и картой.

Работа с текстом и картой

Загладин §16-17 (Хачатурян с.216-219) прочитать, устно на вопросы после §.

 

17

Крещение Руси.

Конфессии региона.

1 – Россия

НРК

Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава (реформы, походы).  Русь во времена Владимира Святославича (первая усобица на Руси, создание оборонительной линии на юге, крещение Владимира и Руси).

Урок развивающего обучения

Учебное пособие (Сахаров часть 1), карта «Древнерусское государство Киевская Русь», раздаточный материал.

Реформа, погост, урок, полюдье, крещение.

Знать походы и реформы первых русских князей, предпосылки и значение крещения Руси.

Уметь анализировать, сопоставлять исторические факты, аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Работа с текстом и картой. Измерители:

1.2.3. Князья Древней Руси. Князь и дружина. 1.2.4. Крещение Руси. Распространение христианства.

1.2.5. Культура Древней Руси.

Сахаров часть 1, §7-8 (ст. 5-7) прочитать, ответить на вопросы, выучить записи, работа с документом письменно с.64.

 

18

Тема 7. Эпоха классического Средневековья (XI-XV вв.).

Государство и общество.

8: всеобщая – 2, Россия – 6.

1 - Россия

Вторая усобица на Руси. Борьба Ярослава Мудрого за власть. Ярослав Мудрый во главе Руси. Внешняя политика. «Русская правда». Владимир Мономах и его реформы.

Семинар

Учебное пособие Сахаров, карта «Древнерусское государство»,

Бояре, дружина, дань, налог, рядович, закуп, наймит, холоп, пленник, прощенник, феодальная вотчина, поместье, Русская правда, волость.

Знать реформы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, причины усобиц.

Уметь анализировать документы, читать тексты и карты.

Работа с текстом и картой, анализ документа «Роська правда». Измерители:

1.2.3. «Русская правда».

Сахаров часть 1§9-13 (ст. 8-13) прочитать, ответить на вопросы, выучить записи, работа с документом письменно с.79-80, 91-92.

 

19

Феодальная раздробленность Руси

2 - Россия

Причины распада единого государства, как оценить распад Руси, особенности уделов Руси.

Семинар

Учебное пособие Сахаров, карта «Древнерусское государство», раздаточный материал

Феодальная вотчина, поместье, удел, раздробленность.

Знать причины феодальной раздробленности, особенности уделов Киевской Руси.

Уметь работать с текстом и картой, составление таблицы «Раздробленность Руси».

Работа с текстом и картой, анализ документов. Измерители:

1.3.Русь в XII-XV

1.3.1. Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество: Новгород Великий, Галицко-Волынское княжество: политический строй, развитие хозяйства, культура.

Загладин §18, Сахаров часть 1§14-16 (ст. 14-16)  прочитать, ответить на вопросы, выучить записи, заполнить таблицу «Раздробленность Руси» (см. раздаточный материал).

 

20 - 21

Западная Европа в XII-XIII вв. Крестовые походы и Русь.

1 - всеобщая

Светская и духовная власть в Западной Европе. Крестовые походы и инквизиция.  Русь и крестовые походы. Реформы Александра Невского.

Урок-практикум

Учебное пособие (Загладин и Сахаров), карта «Борьба Руси с иноземными захватчиками», раздаточный материал.

Инквизиция, орден, крестовый поход

Знать причины крестовых походов, ход Ледового побоища и Невской битвы, реформы Александра Невского.

Уметь работать с текстом, картой и документами.

Работа с текстом и картой. Измерители:

1.3.2.Борьба Руси против внешней агрессии в XIIв. Нашествие Батыя. Русь и Орда. Обособление Юго-Западной Руси. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада.

 

Сахаров §20 с.129-131 (ст. 160-164), Загладин §19 (Хачатурян с.138-144)  прочитать и ответить на вопросы после §, документ с.135-136 письменно.

 

22

Монгольские завоевания в Азии и русские земли. Сибирские татары.

1 – Россия

НРК

Возникновение державы Чингисхана. Завоевания Чингисхана в Азии. Вторжение монголов на Русь.  Золотая орда и русские земли.

Семинар

Учебное пособие (Загладин и Сахаров), карта «Борьба Руси с иноземными захватчиками», раздаточный материал, схема управления Золотой Орды.

Улус, хан, орда, баскаки, ярлык, дань, удел, араты, нойоны, нукеры, перепись

Знать причины монгольских завоевания Руси, систему управления Золотой Орды, основные даты и события походов.

Уметь работать с текстом и картой, составлять хронологическую таблицу.

Работа с текстом и картой, составление схемы управления и заполнение таблицы «Походы монголо-татар». Измерители:

1.3.2.Борьба Руси против внешней агрессии в XIIв. Нашествие Батыя. Русь и Орда. Обособление Юго-Западной Руси. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада.

Сахаров §19-20 (ст. 19-20), Загладин §20 прочитать и ответить на вопросы после §, документ с.135 письменно.

 

23

Образование централизованных государств в Западной Европе.

1 - всеобщая

Усиление королевской власти. Создание органов сословного представительства. Столетняя война, крестьянские восстания и национальное самосознание. Феодальная раздробленность в Центральной Европе.

Урок практикум

Учебное пособие (Загладин), карта «Европа в эпоху Столетней войны», раздаточный материал, схема управления сословных монархий.

Домен, «чёрная смерть», ополчение, кортесы, Генеральные штаты, парламент, ассамблея, Жакерия, ирригация, рейхстаг.

Знать предпосылки формирования сословно-представительной монархии, причины, ход и результаты Столетней войны.

Уметь работать с текстами, картой, составлять сравнительные таблицы, схемы управления и оперировать ими.

Работа с текстом, картой, составление сравнительной таблицы «Органы сословного представительства».

Загладин §21 прочитать и ответить на вопросы после §, заполнить таблицу «Органы сословного представительства», выучить записи в тетради.

 

24

Возвышение Москвы.

1- Россия

Хозяйство – от упадка к подъёму. Сословия Руси: крестьяне и холопы, ремесленники и купцы. Предпосылки возвышения Москвы. Деятельность первых московских князей.

Семинар

Учебное пособие (Загладин и Сахаров часть 1), карта «Объединения русских земель в Московское государство».

Подсека, перелог, починки, ярь, озимь, пар, поместье, барщина, оброк, «посадские люди», ересь, стригольники, наместник, волостель, Боярская Дума, калита

Знать предпосылки возвышения Москвы, причины, ход и результаты Куликовской битвы, деятельность Даниила Московского, Ивана Калита и Дмитрия Донского.

Уметь работать с текстом, картой, составлять схемы битв и управления, заполнять сравнительные таблицы.

Работа с текстом, картой и картой-схемой, составление таблицы «Предпосылки возвышения Москвы». Измерители:

1.3.3.Начала возвышения Москвы Московские князья и их политика: борьба за политическое лидерство на Руси. Княжеская власть и церковь. Куликовская битва и её значение.

Загладин §22-23 и Сахаров §21-22  (ст. 21-22) прочитать и ответить на вопросы после §, заполнить таблицу «Предпосылки возвышения Москвы»», пересказ по карте битвы, устное сообщение о Сергее Радонежском или работа с документом с.150,  выучить записи в тетради.

 

25

Образование единого государства России

1 - Россия

Наследники Дмитрия Донского. Феодальная война. Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы. Создание новой системы управления. Свержения ига Орды. Войны с Литвой и Ливонским орденом. Русское многонациональное государство.

Урок-практикум

Учебное пособие (Загладин и Сахаров часть 1), карта «Объединения русских земель в Московское государство».

«Замятня», автокефальная церковь, судебник, стояние.

Знать реформы Ивана III, признаки централизованного государства, причины, ход, результаты битвы на Угре.

Уметь работать с документом, картой и историческим текстом, аргументировать свою точку зрения.

Работа с текстом, картой, анализ документа. Измерители:

1.3.4.Московское государство в ХV  веке. Прекращение зависимости Руси от Орды. Формирование территории единого государства. Централизация власти.

1.3.5.Начало закрепощение крестьян. Судебник 1497г. Вотчинно-поместное землевладение и формы зависимости крестьян.

1.3.6.Культура и быт в XII-XVвв.

Загладин §22-23 и Сахаров §23 (ст. 23) прочитать и ответить на вопросы после §, работа с документом с.158,  выучить записи в тетради.

 

26

Тема 8. Позднее Средневековье: Европа на рубеже Нового времени (XVI – начало  XVIIв.).

Эпоха великих географических открытий. Завоевание Америки.

7: Всеобщая – 4, Россия – 3.

1 - Всеобщая

Открытие Америки. Доколумбовые цивилизации Америки. Создание первых колониальных империй. Итоги колониальной политики.

Урок-путешествие

Учебное пособие (Загладин), карта «Важнейшие географические открытия».

Ацтеки, инки, майя, жрецы, конкистадор, колония, Ост-индская компания, мануфактура.

Знать предпосылки великих географических открытий, их ход и результаты.

Уметь работать с текстом, картой, заполнять хронологическую таблицу.

Работа с текстами и заполнение таблицы, работая с картой «Великие географические открытия».

Загладин §24 (Хачатурян с.160-168) прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой и заполнение таблицы,  выучить записи в тетради.

 

27

Западная Европа: новый этап развития.

1 - всеобщая

Переход к мануфактурному производству. Эпоха Возрождения. Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе.

Урок-исследование

Учебное пособие (Загладин), карты «Основные торговые пути в Европе к концу Средневековья» и  «Религиозные войны и Реформация».

Смешанные и централизованные мануфактуры, Возрождение, Реформация, ересь, протекционизм, лютеранство и кальвинизм.

Знать стадии развития производства, причины религиозных войн, ход и результаты Реформации, основных идеологов: Т.Мюнцера, Жан Кальвина, М.Лютера., деятелей Возрождения и их произведения.

Уметь анализировать художественные произведения, работать с картой и историческим текстом.

Работа с картой, текстом, анализ произведения деятелей Возрождения.

Загладин §25 (Хачатурян с.168-173) прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, устное сообщение о любом историческом лице Возрождения или Реформации,  выучить записи в тетради.

 

28

Абсолютизм в Западной Европе и России. Реформы Ивана Грозного.

1 - Россия

Абсолютистские монархии в Западной Европе. Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного: реформы управления.

Урок-практикум

Учебное пособие (Загладин и Сахаров часть1), карты «Европа в эпоху абсолютизма» и  «Россия в XVI в.».

Абсолютизм, Тайный Совет, Звёздная палата, Земский Собор, Избранная рада, Судебник, губа, четверть, целовальники.

Знать суть управления абсолютных монархий и их признаки, даты. Ход и результаты реформ Ивана Грозного.

Уметь работать по карте, с текстом, анализировать документы.

Работа с текстом документов и учебного пособия, составление схемы управления государством, рассказ по карте.

 

Загладин §26 (Хачатурян с.278-283)  и Сахаров §25 (ст. 25) прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, устное сообщение об Иване Грозном, работа с документами с.173-175,  выучить записи в тетради.

 

29

Внешняя политика Ивана IV и опричнина. Поход Ермака

1 – Россия

НРК

Восточная политика. Поход Ермака и покорение Сибирского ханства. Внешняя политика: присоединение и освоение новых земель в XVI в.Ливонская война. Нерусские народы в составе России. Накануне опричнины. Введение опричнины. Опричный террор. Последние годы правления Ивана Грозного. Правление Фёдора Ивановича.

Урок развивающего обучения

 

Засечная черта, земщина, опричнина, террор, оппозиция.

Знать направления внешней политики Ивана Грозного и их результаты, причины, ход и итоги Опричнины.

Уметь работать с картой, историческими и публицистическими текстами, анализировать документы, составлять рассказ по карте.

Работа с текстом, картой, документом.

Измерители:

1.4.2. Россия при Иване IV. реформы 50-х годов ХVI века. Сословно-представительная монархия. Опричнина. Становление самодержавия.

1.4.3. Внешняя политика Иване IV Завоевание Поволжья и западной Сибири. Ливонская война.

1.4.4. Культура и быт ХVI века.

 

Загладин §26 и Сахаров §26-27 (ст. 25-26) прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, устное сообщение об Иване Грозном, работа с документами с.173-175,  выучить записи в тетради.

 

30

Смутное время в России

1 - Россия

Борис Годунов. «Голодные бунты». Первый самозванец. Восстание Болотникова. Второй самозванец. Открытая интервенция Польши и Швеции. Первое ополчение. Второе ополчение. Освобождение России. Конец Смуты.

Урок-практикум

Учебное пособие (Загладин и Сахаров часть1), карта  «Россия в  конце XVI в. – начале XVII в.».

Ополчение, гражданская война, самозванец, интервенция, Смута, царь, патриарх

Знать биографию Бориса Годунова, Ивана Болтникова, Григория Отрепьева. Причины, ход и итоги смутного времени.

Уметь работать с картой, учебным пособием, составлять сравнительные таблицы.

Работа с текстом, картой, составление таблицы.

Измерители:

1.4.5. Кризис конца ХVI века – начала ХVII века Смута (причины, сущность, последствия). Освободительная борьба против интервентов. Начало династии Романовых.

 

Загладин §27 и Сахаров §30-31 (ст. 29-30) прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, работа с документом с.210-212,  выучить записи в тетради.

 

31

Европа в начале XVII века. Тридцатилетняя война.

1 - Всеобщая

Противоречия между европейскими странами. Война между Испанией и Республикой Нидерланды. Тридцатилетняя война: ход, итоги.

Семинар

Учебное пособие (Загладин), карта  «Европа в XVIIв..».

Противоречие, штатгальтер, лига, эдикт, реституция, католицизм, кальвинизм, лютеранство.

Знать причины, ход и результаты Тридцатилетней войны.

Уметь работать с историческими источниками, картой.

Работа с учебным пособием, пересказ по карте.

Загладин §27 Хачатурян с.312-321) прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, выучить записи в тетради.

 

32

Государства Азии в позднем Средневековье.

1 - всеобщая

Возвышение и кризис Османской империи. Индия под властью Великих Моголов.

Классический урок

Учебное пособие (Загладин), карта  «Азия в XVIIв.».

Янычаре, джизью, харадж, султанат, джагир, заминдары

Знать причины возвышения и кризиса Османской империи, итоги развития Индии в эпоху империи Великих Моголов.

Уметь работать с картой и текстом.

Работа с картой, историческими текстами.

Загладин §28 прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, выучить записи в тетради.

 

33

Раздел 4. Новое время: эпоха европейского господства.

Тема 9. Европа на новом этапе развития (середина XVII-XVIIIв.).

Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии (1640-1660).

35: всеобщая – 15, Россия – 20.

12ч.: Всеобщая – 4, Россия - 8

1 - всеобщая

Обострение противоречий в английском обществе начала XVII века. Начало революции в Англии. Установление диктатуры Кромвеля. Режим протектората и реставрация.

Урок-практикум.

Учебное пособие (Загладин), карта  «Европа в XVII-XVIIIвв.», схема «Развитие английской буржуазной революции».

Пуританизм, протекторат, диктатура, республика, монархия.

Знать причины, ход и итоги английской буржуазной революции.

Уметь работать с картой, текстом, аргументировать свою точку зрения, логично и связно пересказывать по карте.

Работа по карте и с текстом, составление схемы развития революции в Англии.

Загладин §29 (Хачатурян с.321-339) прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, заполнить таблицу «Развитие английской буржуазной революции», выучить записи в тетради.

 

34

Эпоха просвещения и просвещённый абсолютизм.

1 - всеобщая

Политический идеал просветителей Англии и Франции. Представители просвещённого абсолютизма.

Семинар

Учебное пособие (Загладин), карта  «Европа в XVII-XVIIIвв.».

Абсолютизм, крепостное право, реформа.

Знать  взгляды Джона Локка, Вольтера, Д.Дидро, Ш.Л. де Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, П.Гольбах.

Уметь работать с историческими текстами, картой, заполнить таблицу «Политика просвещённого абсолютизма».

Работа с текстом, заполнение таблицы, пересказ по карте.

Загладин §30 (Хачатурян с.345-351) прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, заполнить таблицу «Политика просвещённого абсолютизма», выучить записи в тетради.

 

35

Становление самодержавия Романовых.

1 - Россия

От сословно-представительной монархии к абсолютизму. Правление первых Романовых: эволюция государственно-политического строя. Изменение роли Земских соборов и Боярской думы. Усиление самодержавия. Совершенствование приказной системы.

Отмена местничества и дальнейшая централизация управления. Соборное уложение 1649 г

Политическое развитие России и Европы в XVII в. - общее и особенное.

 

Урок творчества

Учебное пособие (Сахаров 1 часть), карта «Россия в XVII веке», раздаточный материал.

Боярская Дума, Земский собор, приказы, соборное уложение, реформа, Стоглавый собор, раскольники.

Знать суть реформ Романовых, причины и ход церковной реформы.

Уметь работать с текстом, картой.

Работа с текстом, картой, заполнить таблицу «Реформы первых Романовых». Измерители:

2.1. Россия в ХVII веке.

2.1.1. Экономическое развитие; аграрное производство; крепостное хозяйство; развитие мануфактурного и мелкотоварного производства. Рост товарно-денежных отношений.

2.1.2. Общественно политическое устройство (самодержавие, сословная структура общества). Соборное уложение 1649г. Окончательное закрепощение крестьян.

Сахаров §32-33 (ст. 31-32)  и Загладин § 31-32 прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, составить схему управления при Алексее Михайловиче, выучить записи в тетради.

 

36

Хозяйство и сословия. «Бунташный век».

1 - Россия

Причины и характер массовых движений в XVII в. Движения и восстания в городах в середине XVII в.

Российское казачество, его роль в охране и защите границ, в социальных движениях. Восстание под предводительством Степана Разина: ход, итоги, значение. Спорные проблемы крестьянских движений.

Социальные движения в Европе и особенности социальных движений в России.

 

Урок развивающего обучения

Учебное пособие (Сахаров часть 1), карта «Россия в XVII веке», раздаточный материал.

раскольники, патриарх, еретики, ереси, теократия; Соборное уложение, абсолютизм

регентство, стрельцы, местничество; ясак, тягло,

Знать положение общественных слоёв России в XVII веке, причины, ход, итоги крестьянской войны Степана Разина.

Уметь работать с картой, историческим текстом, анализ документов.

Работа с текстом, картой и документами.

Измерители:

2.1.4. Самодержавие и церковь. Церковный раскол.

2.1.5. Народные движения в ХVII веке (причины, формы, особенности).

2.1.6. Культура и быт России в ХVII веке

Загладин § 31-32 и Сахаров §34-35 (ст. 33-34) прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, пересказ восстания по карте, выучить записи в тетради.

 

37

Внешняя политика России в XVII веке.

Россия - 1

Основные задачи и направления внешней политики России. Западное направление: борьба за Украину. Присоединение к России Левобережной Украины.

Отношения России с Крымом и Османской империей. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Рост государственной территории. Многоэтнический состав Российского государства. Государственный статус присоединенных территорий Поволжья, Сибири, Украины. Хозяйство, религия, культура. Обычаи, традиции.

Место России в системе международных отношений XVII в.

Урок-практикум

Учебное пособие (Сахаров часть 1), карта «Россия в XVII веке», раздаточный материал.

рада, Запорожская Сечь, обмирщение, секуляризация, реализм, фольклор, московское барокко

Знать причины, направления внешней политики России в XVII веке.

Уметь работать с картой, историческим текстом, анализ документов.

Работа с текстом, картой и документами.

Измерители:

2.1.3. Расширение территории Российского государства. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Начало освоения Сибири и дальнего востока. Народы России в ХVII веке.

 

Загладин § 31-32 и Сахаров §36-37 (35-36) прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, составление схемы внешняя политика при Алексее Михайловиче, выучить записи в тетради.

 

38

Эпоха Петра Великого. Сибирские губернаторы

Россия – 2

НРК

Предпосылки и характер преобразований Петра 1. Реформы государственного управления. Экономические преобразования: основные цели, формы и методы. Политика протекционизма, меркантилизма. Крепостническая политика в промышленности.

Церковная реформа: огосударствление церкви.

Особенности социальной политики. «Табель о рангах» - служебная иерархия высшего сословия. Военные реформы: создание регулярной армии, флота.

Преобразования в области культуры и быта. Северная война, ее итоги и значение.

Последствия реформ для различных сословий и слоев российского общества.

Семинар

Учебное пособие (Сахаров часть 1), карта «Россия в к.XVII – XVIII веке», раздаточный материал.

потешные полки, Великое посольство, Ратуша, земская изба, коллегия, абсолютизм, протекционизм, дворцовый переворот, Верховный Тайный совет, коллегия, генерал-прокурор, фискал,

Знать суть реформ Петра Великого, их влияние на развитие страны.

Уметь работать с картой, текстом, документами.

Работа с текстом, картой и документами.

Измерители:

2.2. Россия в первой половине ХVIII века.

2.2.1.Преобразования Петра (социально-экономические, государственно-административные, военные). Утверждения абсолютизма.

2.2.2. Внешняя политика в первой четверти ХVIII века. Северная война. Образование Российской империи.

2.2.3. Развитие образования. Изменение в культуре, быту в петровскую эпоху.

 

Загладин § 31-32 и Сахаров §38 (ст. 37), 41-45 (ст. 40-44) прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, обмен информацией по группам, выучить записи в тетради.

 

39-40

Эпоха дворцовых переворотов и Екатерина Великая

Россия - 1

Проблема престолонаследия после смерти Петра 1. Борьба придворных группировок за власть. Роль гвардии в дворцовых переворотах. Эпоха Екатерины 2 - время «просвещенного абсолютизма» в России. Либеральные ориентации Екатерины 2 и их проявления.

Екатерина 2 и революционные события во Франции. Россия и Европа в век Екатерины 2.

Урок-практикум

Карта «Россия в 1760-1800гг.», учебник (Сахаров и Загладин), раздаточный материал.

«просвещённый абсолютизм», городская дума, Уложенная комиссия, разделы Польши, месячина, экстенсивное и интенсивное развитие

Знать причины дворцовых переворотов и их влияние на развитие страны, суть и итоги реформ Екатерины Великой.

Уметь работать с историческими текстами и картой.

Работа с текстом, картой и документами.

Измерители:

2.3. Россия во второй  половине ХVIII века.

2.3.1. Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещённый абсолютизм». Жалованные грамоты дворянству и городам.

 

 

 

 

 

Загладин § 33-34 и Сахаров §46-47 (45-46) прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, обмен информацией по группам, выучить записи в тетради.

 

41

Хозяйственное развитие России в XVIII веке и положение сословий.

Россия - 1

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева: современные оценки. Историки о спорных проблемах крестьянских войн. Экономическое и социальное развитие российской деревни. Ужесточение крепостничества. Промышленность: основные формы организации. Социально-экономическая политика государства.

Семинар

Карта «Россия в 1760-1800гг.», учебное пособие (Загладин и Сахаров), раздаточный материал.

«просвещённый абсолютизм», городская дума, Уложенная комиссия, разделы Польши, месячина, экстенсивное и интенсивное развитие

Знать причины крестьянской войны Емельяна Пугачёва и её значение.

Уметь рассказывать по карте, аргументировать свою точку зрения.

Работа с текстом, картой и документами.

Измерители:

2.3.2. Экономическое развитие (рост мануфактур и промыслов, начало разложения крепостнической системы). Ужесточение крепостничества.

2.3.3. Восстание под предводительством Е. Пугачева.

 

 

 

 

 

Загладин § 33-34 и Сахаров §51-52 (ст. 50-51)прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, обмен информацией по группам, выучить записи в тетради.

 

42

Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Россия - 1

Задачи и характер внешней политики России. Участие России в разделах Речи Посполитой. Восточный вопрос: русско-турецкие войны второй половины XVIII в., их итоги и значение. Русское военное искусство. Начало освоения новых южных районов.

Россия и революционные события во Франции. Участие России в антифранцузских коалициях.

Возросшее влияние России на международной арене.

Урок творчества

Карта «Россия в 1760-1800гг.», учебник (Загладин и Сахаров), раздаточный материал.

«просвещённый абсолютизм», городская дума, Уложенная комиссия, разделы Польши, месячина, экстенсивное и интенсивное развитие

Знать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII века, их итоги.

Уметь работать с текстом учебного пособия, картой, составлять сравнительную таблицу «Военное искусство России».

Работа с текстом, картой и документами.

Измерители:

2.3.4. Внешняя политика (направления и результаты). Русско-турецкие войны и их итоги. Русское военное искусство

Участие России в разделах Речи Посполитой.

2.3.5.Внешняя политика Павла I .

 

 

 

 

 

Загладин § 33-34 и Сахаров §48-49 (ст. 47-48) прочитать и ответить на вопросы после §, работа с картой, обмен информацией по группам, заполнение таблицы «Военное искусство России» «Семилетняя война», выучить записи в тетради.

 

43

Промышленный переворот в Англии и его последствия

Всеобщая - 1

Социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота.  От мануфактурного к промышленному производству. Облик и противоречия английского общества в конце XVIII столетия. Всемирно-историческое значение промышленного переворота.

Семинар

Учебное пособие (Загладин), карта «Промышленный переворот», схема «Стадии развития производства», картина «Текстильная мануфактура в Англии».

Лендлорд,  луддизм, забастовка, рабочий союз, мануфактура, фабрика, мастерская, парламент.

Знать предпосылки, стадии и всемирно-историческое значение промышленного переворота.

Уметь работать с документами, картой, учебным пособием.

Работа с текстом, картой, анализ документов.

Загладин § 35 (Хачатурян с.364-371) (Хачатурян с.364-371) прочитать и ответить на вопросы после §, выучить записи в тетради.

 

44

Мир Востока в XVIII веке: наступление колониальной системы

Всеобщая - 1

Ослабление Османской империи. Британское завоевание Индии. Китай: на пути самоизоляции. Завоевания маньчжуров.

Урок-практикум

Учебное пособие (Загладин), карта «Индия в XVII-XVIII», «Завоевания Китая маньчжурами в XVII веке».

Капитуляция, сипаи, казна, восстание, ваххабизм, устав, домен.

Знать причины, ход и итоги колонизации Индии, маньчжурского завоевания Китая.

Уметь работать с текстом, картой, аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Работа с текстом, картой, анализ документов.

Загладин § 36 (Хачатурян с.351-357) прочитать и ответить на вопросы после §, пересказ по карте  по группам, выучить записи в тетради.

 

45

Тема 10. Время потрясений и перемен (конец XVIII – начало XIXв.).

Война за независимость в Северной Америке.

 

8: Россия – 4, всеобщая - 4

Всеобщая - 1

Колонии Англии в Северной Америке в XVIII веке. Начало войны за независимость в Америке. Америка на пути к освобождении.

Классический урок

Учебное пособие (Загладин), карта «Война за независимость в США», схема управления в США по конституции 1777 года.

Колония, кальвинизм, таможенная пошлина, лоялист, «Бостонское чаепитие», Конгресс, Конституция, инфляция, штат, конфедерация, федерация, президент, республика, билль.

Знать причины, ход и итоги войны за независимость США, руководителей Т.Джефферсон и Д.Вашингтон и их взгляды.

Уметь рассказывать по карте, анализировать документы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Работа по карте, пересказ, анализ документа: Конституции США 1777 года.

Загладин § 37 (Хачатурян с.387-394) прочитать и ответить на вопросы после §, пересказ по карте, выучить записи в тетради.

 

46

Великая французская революция и её последствия для Европы

Всеобщая - 1

Кризис абсолютизма и начало революции во Франции. Ход революции: первые шаги, конвент и якобинская диктатура, термидорианская диктатура и директория.

Семинар

Учебное пособие (Загладин), карта «Великая французская революция», схема управления во Франции в ходе революции, раздаточный материал.

Абсолютизм, конвент, якобинцы, жирондисты, диктатура, гильотина, термидор, роялисты, конституция, декларация, конституционная монархия, Генеральные штаты.

Знать причины, ход и итоги великой французской революции, деятелей революции и их взгляды: М.Робеспьер, Ж.Дантон, Ж.-П.Марат, Эбер, Н.Бонапарт, Бабеф.

Уметь работать с историческим текстом, оперировать фактическим материалом, аргументировать свою точку зрения, пересказывать по карте.

Работа с текстом, картой, решение проблемных задач.

Загладин § 38 (Хачатурян с.371-375) прочитать и ответить на вопросы после §, пересказ по карте, заполнение таблицы «Причины революции во Франции», выучить записи в тетради.

 

47

Россия в начале XIX века и правление Александра I.

Россия - 1

Страна и народы. Сословия и классы. Расслоение крестьянства. Пути сообщения и торговля. Города и промышленность. Политический строй России. Короткое царствование Павла I. «Дней Александровых прекрасное начало…».  Деятельность М.М. Сперанского. Присоединение Закавказья к России. Войны с Францией, Турцией, Швецией.

Урок-практикум

Учебное пособие (Загладин и Сахаров часть2), карта «Россия в XIX веке», раздаточный материал.

Сословия, классы, крепостничество, расслоение крестьянства, вертикальная мобильность, буржуазия, рабочие, промышленность, промышленный переворот, бюрократия, самодержавие, реформа, рекрут, престолонаследие, барщина, «вольные хлебопашцы», принцип разделения властей, Государственный совет, министерство, континентальная блокада, дипломатия.

Знать особенности развития России в начале XIX века, причины, ход и итоги первых реформ Александра I.

Уметь работать по документам, текстам и карт, высказывать точку зрения и её аргументировать.

Работа с текстом, картой, решение проблемных задач.

Измерители:

3. Россия в XIX веке

3.1.1.Внутрення и внешняя политика Александра первого (реформы и реакция, расширение границ империи).

 

Загладин § 42-43, с.306-307 и Сахаров § 55 – 56 (ст.54-55) прочитать и ответить на вопросы после §, пересказ по карте, заполнение таблицы «Реформы Александра I», работа по документу с.132-133, выучить записи в тетради.

 

48

Наполеоновские войны и Отечественная война 1812 года.

Всеобщая - 1

Империя Наполеона I. Завоевательные войны Наполеона: Италия, Испания, Голландия, Пруссия, Австрия. Поход в Россию и крушение империи Наполеона I.

Урок исследование

Учебное пособие (Загладин и Сахаров часть2), карты «Россия в XIX веке» и «Европа в эпоху наполеоновских войн», раздаточный материал.

Ходатайство, партизанская война, ополчение, конгресс, конституция, сейм, Священный союз.

Знать ход и результаты наполеоновских войн, историческое значение Отечественной войны 1812 года.

Уметь пересказывать по карте, работать с документами.

Работа с текстом, картой, анализ документов, решение проблемных задач. Измерители:

3.1.2. Отечественная война 1812г. Заграничный поход русской армии (основные события, и итоги, их воздействие на развитие национального и общественного самосознания).

 

Загладин § 39-40 и Сахаров § 57 – 58 (ст.56-57) прочитать и ответить на вопросы после §, пересказ по карте, заполнение таблицы «Наполеоновские войны», работа по документу с.138-140, выучить записи в тетради.

 

49

Итоги правления Александра I.

Россия - 1

Вопрос об отмене крепостного права (А.А. Аракчеев). Вопрос о конституции (Н.Н. Новосильцов). Военные поселения. Александр I  в последние годы царствования. Тайные организации. Смерть Александра I. Междуцарствие. Восстание декабристов.

Классический урок

Учебное пособие (Загладин и Сахаров часть2), карта «Россия в XIX веке», раздаточный материал, картина «Восстание 14 декабря 1825 года».

Реформа, крепостное право, уставная грамота, федерация, военные поселения, сфинкс, устав, программа, междуцарствие, гусары.

Знать суть реформ Аракчеева и Новосильцова, причины, ход и итоги восстания декабристов, идеи декабристов.

Уметь работать с картиной, текстом и картой.

Работа с текстом, картой, анализ документов, решение проблемных задач. Измерители:

3. Россия в XIX веке

3.1.1.Внутрення и внешняя политика Александра первого (реформы и реакция, расширение границ империи).

 

3.1.3. Движение декабристов (участники, программы, цели, главные события, значение).

 

Загладин § 42 и Сахаров § 59 (ст.58) прочитать и ответить на вопросы после §, заполнение таблицы «Тайные общества», выучить записи в тетради.

 

50

Реакция и революции в Европе 1820-1840-х годов

Всеобщая - 1

Священный союз: система безопасности для монархов. Революция 1848г. во Франции. Революции 1848 – 1849 гг. в Центральной Европе.

Урок творчества

Учебное пособие (Загладин), карты «Россия в XIX веке» и «Европа в XIX  веке», раздаточный материал, картина «Восстание 14 декабря 1825 года».

Священный союз, монарх, восстание,  манифестация, учредительное собрание, бланкисты,  рейхстаг, барщина, оброк.

Знать суть и деятельность Священного союза, причины, ход и результаты революции 1848 года во Франции.

Уметь сравнивать и находить причинно-следственные связи.

Работа с текстом, картой, решение проблемных задач.

Загладин § 41 прочитать и ответить на вопросы после §, выучить записи в тетради.

 

51

Эпоха правления Николая  I

Россия - 2

Николай I и декабристы. Общественные настроения в начале царствования. Создание Третьего отделения, усиление цензуры. Теория «официальной народности». Разрастание бюрократического аппарата. Сущность бюрократического управления. М.М. Сперанского и кодификация законов. Крестьянский вопрос. Е.Ф. Канкрин и денежная реформа. Кавказская война. Начало кризиса николаевской империи. Кружки 20-30-х гг. XIX века. Славянофилы и западники. Белинский. Герцен.  Крымская война.

Семинар

Учебное пособие (Загладин и Сахаров часть2), карты «Россия в XIX веке» и «Европа в XIX  веке», раздаточный материал, картина «Осада Севастополя».

воинская повинность, конституционная монархия, цензура, жандармы, теория «Официальной народности»

Знать реформы Николая I, их суть и итоги, причины, ход и результаты Крымской и Кавказской войн.

Уметь пересказывать по карте, составлять таблицу «Общественное движение в эпоху Николая I».

Работа с текстом, картой, анализ документов, решение проблемных задач.

Измерители:

3.1.4. Внутренняя политика Николая Первого.

3.1.5. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века. Начало промышленного переворота. Аграрный вопрос в середине XIX века.

 

Загладин §42-43 и Сахаров  § 60-63 (ст.59-62) прочитать и ответить на вопросы после §, анализ документа с.159-160, выучить записи в тетради.

 

52-53

Тема 11. Мировое развитие во второй половине XIX века.

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи.

15: Всеобщая – 7, Россия – 8.

Всеобщая - 1

Рост промышленного производства. Социальные противоречия промышленной эпохи.

Урок-практикум

Учебное пособие (Загладин), карта  «Европа в XIX  веке», раздаточный материал.

Изобретатель, лаборатория, фабрика, континентальная блокада, парламент, чартизм, тред-юнионы. Хартия, закон.

Знать основные технические изобретения XIX века, их влияние на промышленное развитие стран, суть социальных противоречий.

Уметь работать с картой, историческими текстами, заполнять таблицу.

Работа с картой, текстом, анализ картины, заполнение таблицы.

Загладин §44 (Хачатурян с.394-409) прочитать и ответить на вопросы после §, заполнить таблицу «Технический переворот и его последствия», выучить записи в тетради.

 

54

Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока.

Всеобщая - 1

Индия под властью англичан. «Опиумные» войны в Китае и его закабаление европейскими державами.  Япония: опыт модернизации.

Урок развивающего обучения

Учебное пособие (Загладин), карта  «Мир в XIX  веке», раздаточный материал.

Ресурсы, догов, монополия, экспорт, импорт, сипаи, восстание, опиум, тайпины, контрибуция, кули, модернизация, самураи.

Знать причины. Ход и результаты восстания сипаев, опиумных войн, модернизации Японии.

Уметь пересказывать по карте, анализировать тексты, составлять описания картин, заполнять таблицы.

Работа с картой, текстом, анализ картины, заполнение таблицы.

Загладин §45-46 (Хачатурян с.409-422) прочитать и ответить на вопросы после §, заполнить таблицу «Модернизационная политика Японии», выучить записи в тетради.

 

55

Воссоединение Италии и объединение Германии

Всеобщая - 1

Воссоединение Италии. Роль Пруссии в объединении Германии. Франко-прусская война 1870-1871 годов.

Семинар

Учебное пособие (Загладин), карта  «Мир в XIX  веке», раздаточный материал.

Габсбурги, реформа, бонапартизм, Коммуна.

Знать причины, ход и итоги объединения Германии и Италии.

Уметь работать с картой, текстами, аргументировать свою точку зрения.

Работа с картой, текстом, заполнение таблицы.

Загладин §47 (Хачатурян с.375-379) прочитать и ответить на вопросы после §, заполнить таблицу «Военный фактор в объединении Германии», выучить записи в тетради.

 

56

Страны Западного полушария в XIX веке.

Всеобщая - 1

Освободительные революции в странах Латинской Америки. США в первой половине XIX века. Гражданская война в США.

Урок практикум

Учебное пособие (Загладин), карта  «Мир в XIX  веке», раздаточный материал.

Метисы, мулаты, самбо, креолы, пеоны, реставрация, доктрина, гомстеды.

Знать причины, ход и итоги революций в Латинской Америке, причины, ход и результаты гражданской войны в США.

Уметь пересказывать по карте, анализировать документы, аргументировать свою точку зрения.

Работа с картой, текстами, составление схемы управления в странах Латинской Америки.

Загладин §48 прочитать и ответить на вопросы после §, заполнить таблицу «Революции в Латинской Америке», выучить записи в тетради.

 

57

Царь-освободитель

Россия - 2

Историческая необходимость отмены крепостного права. Проекты отмены крепостного права. Деятельность редакционных комиссий. Манифест 19 февраля 1861 года. Основные положения реформы. Крестьянские волнения в ответ на реформу. Либеральные преобразования 60-70-х гг. XIX века.

Семинар

Учебное пособие (Загладин и Сахаров часть2), карта  «Мир в XIX  веке» и «Россия после отмены крепостного права 1861 года», раздаточный материал.

Крепостное право, гласность, «оттепель», либералы, демократы, Негласный комитет, редакционные комиссии, гражданские права, «временнообязанный», отрезки, мировой посредник, уставная грамота, круговая порука, выкупные сделки, земское самоуправление, гласные, присяжные заседатели, мировой судья.

Знать предпосылки, основные положения  и последствия реформы отмены крепостного права, суть либеральных реформ 60-70-х годов XIX века.

Уметь работать с картой, текстом, решать тестовые задания.

Работа с картой, текстами, составление таблицы, решение тестов.

Измерители:

3.2. России в 60-90 гг. XIX века

3.2.1. России 1860-1870 гг.; их экономические и социальные последствия.

 

Загладин §49-50 и Сахаров  § 68-71 (ст. 67-70) прочитать и ответить на вопросы после §, составить таблицу «Проекты отмены крепостного права», выучить записи в тетради, подготовка к тестовой работе.

 

58-59

В пореформенной России и регионе.

Россия – 1

НРК

Полвека русских железных дорог. Промышленное развитие в 60-70-е гг. XIX века. Промышленный переворот. Города в пореформенной России. Что изменилось и что не изменилось в помещичьем хозяйстве. Расслоение крестьянства. Крестьянская община. Движение за конституцию. Радикалы и правительство в 60-е гг. Народничество. Три течения в народничестве. Народнические кружки в начале 70-х гг.  Оживление либерального движения. Процесс Веры Засулич. Революционеры и власть.

Урок-практикум

Учебное пособие (Загладин и Сахаров часть2), карта  «Мир в XIX  веке» и «Россия после отмены крепостного права 1861 года», раздаточный материал.

промышленный переворот, многоукладность, Китайско-Восточная железная дорога, казенный завод, стачка, инфраструктура,

либерализм, народничество, «хождение в народ», терроризм, нигилизм.

Знать особенности промышленного переворота в России, его проявления, изменения в деревне после реформы отмены крепостного права, основные формы деятельности народников.

Уметь работать по карте, анализировать разные источники информации.

Работа с картой, текстами, составление таблицы «Народничество», решение тестов.

3.2.2. Социально-экономическое развитие в пореформенный период, начало индустриализации. Завершение промышленного переворота. Изменение в социальной структуре общества.

3.2.3.Общественное движение в 1860-е – 1890-е гг. (консерваторы, либералы и радикалы). Эволюция народничества. Начало рабочего движения. Российская социал-демократия.

 

Загладин §49-50 и Сахаров § 74-76 (ст. 71-73) прочитать и ответить на вопросы после §, обмен информацией по группам, выучить записи в тетради, подготовка к тестовой работе.

 

60

Внешняя политика России в 60-80-е годы XIX века

Россия - 1

Международное положение России после Крымской войны. Айгунский и пекинский договоры с Китаем. Присоединение Средней Азии. Россия и освободительная борьба славянских народов. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.: причины, ход, результаты, «Диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова. Трагедия 1 марта 1881 года. Конец реформ, конец «Народной воли».

Классический урок

Учебное пособие (Загладин и Сахаров часть2), карта  «Мир в XIX  веке» и «Россия после отмены крепостного права 1861 года», раздаточный материал.

«Союз трёх императоров», контрнаступление, фланг, инициатива, Берлинский конгресс, «Земский союз», «Диктатура сердца», анархизм, марксизм

Знать причины, ход и итоги русско-турецкой войны, основные направления и результаты внешней политики и внутренней России второй половины XIX.

Уметь использовать разные источники информации при ответе.

Работа с картой, текстами, составление таблицы, решение тестов.

Измерители:

3.2.4. Основные направления и события внешней политики России в последней трети XIX века (Европа, Средняя Азия, Дальний Восток). Расширение территории империи. Участие в военных союзах.

3.2.5. народы Российской империи во второй половине XIX века. Национальная политика самодержавия и национальные движения. Польский вопрос.

Загладин §49-50 и Сахаров  § 72-73 (74 -76) прочитать и ответить на вопросы после §, обмен информацией по группам, выучить записи в тетради, подготовка к тестовой работе.

 

61

Россия в конце XIX века

Россия - 1

Первая всеобщая перепись населения России. Русская деревня. Александр III. Контрреформы Александра III. Внешняя политика России в конце XIX веке. Политика российского правительства на Дальнем Востоке. Правительственная политика в области промышленности.  Промышленный подъём 90-х гг. XIX века. Рабочий класс и рабочее движение. Начало правления Николая  II. Либеральное и революционное движения в конце XIX века. 

Урок развивающего обучения

Учебное пособие (Загладин и Сахаров часть2), карта  «Мир в XIX  веке» и «Россия после отмены крепостного права 1861 года», раздаточный материал.

Перепись населения, анархизм, марксизм, аренда, контрреформы, крестьянский банк, дворянский банк, тройственный союз, конференция, противоборствующий блок, винная монополия, денежная реформа, рабочий класс, рабочее движение, забастовка, фабричная инспекция, Комитет грамотности, малая земская единица

Знать основные реформы и контр реформы Александра III и  Николая II, направления внешней политики в конце XIX века, идеи общественно-политического движения (либерализма, анархизма и марксизма).

Уметь работать по карте, с первоисточниками.

Работа с картой, текстами, составление таблицы, решение тестов.

Измерители:

3.2.4. Основные направления и события внешней политики России в последней трети XIX века (Европа, Средняя Азия, Дальний Восток). Расширение территории империи. Участие в военных союзах.

3.2.3.Общественное движение в 1860-е – 1890-е гг. (консерваторы, либералы и радикалы).

 

Загладин §49-50 и Сахаров  § 78-80 (77-79) прочитать и ответить на вопросы после §, составить таблицу «Общественные движения конца XIX века», выучить записи в тетради, подготовка к тестовой работе.

 

62

Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки.

Всеобщая - 1

Завершение колониального раздела мира. Колониализм: последствия для метрополий и колоний.

Урок-практикум

Учебное пособие (Загладин), карта  «Мир в XIX  веке», раздаточный материал.

Промышленный переворот, индустриализация, урбанизация, колония, сфера влияния, метрополия, доктрина открытых дверей, восстание ихэтуань.

Знать причины и последствия колониальных завоеваний для метрополий и колоний.

Уметь работать по карте, с разными источниками информации.

Работа с картой, текстами, составление таблицы «Последствия колониализма».

Загладин §51 прочитать и ответить на вопросы после §, составить таблицу «Последствия колониализма», выучить записи в тетради.

 

63

Россия – многонациональная империя.

Россия - 1

Изменения этнической карты Российской империи. Национальная политика самодержавия.

Урок исследование

Учебное пособие (Загладин), карта  «Мир в XV - XIX  веке», раздаточный материал.

Противоречия, этнический состав, народность, нация, русофобия, шаманизм, старейшина.

Знать пути превращения Российской империи в многонациональное государство, политику самодержавия в национальном вопросе.

Уметь работать по карте, с текстами.

Работа с картой, текстами, составление таблицы «Территориальные изменения России».

Загладин §52 прочитать и ответить на вопросы после §, составить таблицу «Территориальные изменения России», выучить записи в тетради.

 

64

Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине XIX века.

Всеобщая - 1

Либерализм XIX века. Марксизм и развитие рабочего движения. Русские революционеры и Европа.

Семинар

 

Либерализм, утилитаризм, консерватизм, идеология, анархизм.

Знать основные идеи общественно-политических движений (либерализма, консерватизма, анархизма, марксизма).

Уметь работать с разными источниками информации, анализировать, сравнивать и обобщать идеи.

Работа с картой, текстами, составление таблицы «Общественно-политическая мысль в XIX веке».

Загладин §53 прочитать и ответить на вопросы после §, составить таблицу «Общественно-политическая мысль в XIX веке», выучить записи в тетради.

 

65

Образование и наука России в X-XVII

 

Россия - 1

Письменность, грамотность, школы. Летописи. Литература.  Историческая мысль. Фольклор.  Быт народа. Просвещение. Научные знания.  Круг чтения.

Урок творчества

Учебное пособие (Сахаров), портреты видных деятелей культуры, раздаточный материал.

культура, фольклор, феномен русской культуры

обмирщение, секуляризация, реализм, московское барокко

Знать видных деятелей культуры X-XVII веков и их произведения.

Уметь добывать информацию из разных источников.

Работа с текстами.

Измерители:

1.3.6.Культура и быт в XII-XVвв.1.4.4. Культура и быт ХVI века.

2.1.6. Культура и быт России в ХVII веке

Сахаров  §17-18, 24, 28-29, 39-40 (ст. 17-18, 24, 27-28, 38-39) прочитать и ответить на вопросы после §, приготовить устные сообщения по любому периоду, выучить записи в тетради.

 

66

Образование и наука России в XVIII-XIX

Россия - 1

Письменность, грамотность, школы. Летописи. Литература.  Историческая мысль. Фольклор.  Быт народа. Просвещение. Научные знания.  Круг чтения.

Урок творчества

Учебное пособие (Сахаров), портреты видных деятелей культуры, раздаточный материал.

синод, секуляризация, экономические крестьяне, сектанты, рационализм, классицизм, Просвещение, сентиментализм, барокко реальное училище, земская школа, позитивизм, эклектика, «русский стиль», «передвижники», «могучая кучка», белокриницкая иерархия (австрийское согласие), штунда

Знать видных деятелей культуры X-XVII веков и их произведения.

Уметь добывать информацию из разных источников.

Работа с текстами.

Измерители:

2.3.6. Культура и быт во второй  половине ХVIII века (развитие образования и науки, художественная культура, быт)

2.3.6. Культура и быт XIX века (развитие образования; основные направления в литературе и искусстве; вклад российской культуры XIX века в мировую культуру.)

 

Сахаров  §53-54, 65-67, 81, 83-84 (ст. 52-53, 64-66, 80, 82-83) прочитать и ответить на вопросы после §, приготовить устные сообщения по любому периоду, выучить записи в тетради.

 

67

Россия и мир с древнейших времён до XIX века.

Всеобщая – 1

Итоговое повторение

Мини-ЕГЭ

Тексты работы по вариантам

Весь материал за курс

Знать основные факты, термины, исторические личности.

Уметь соотносить события, владеть терминологией, анализировать источники.

Решение заданий части А, В, С Мини-ЕГЭ. Измерители, указанные выше.

Прочитать дополнительную литературу

 

68