МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено Согласовано с заместителем Утверждено
на методическом совете директора 01.09.2014 Директор школы:
Протокол: _________________ ____________
№ 1 от 29.08.2014г. / Н.А. Тихонова/ / В.Г. Усольцева/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Обществознание – 10 класс»
Составитель:
Александрова Лариса Юрьевна, к.п.н., учитель истории, обществознания, искусства и МХК высшей квалификационной категории
с.Усть-Ламенка
2013 год
.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта полного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения полной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 10-11х классов (
А.И. Кравченко Обществознание. Учебник для 10 класса. Часть I. М., «Русское слово». 2010г. и Обществознание. Учебник для 11 класса. Часть II. М., «Русское слово». 2010г.
Мы живём уже в XXI веке, в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В этот информационный век происходит расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями. Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение, наконец, обязательное высшее образование – всё это очерчивает контуры того мира, в котором нам вскоре придётся жить.
Профессии юриста и менеджера сегодня считаются наиболее популярными во всех странах мира, а в России, в условиях перехода к рыночной экономике и становления новой политической системы, они крайне необходимы. Первой ступенькой, которая ведёт к их овладению, является интегрированный курс «Обществознание».
Наступающая эпоха – это время, когда в системе научного и практического знания лидерство будет переходить к социальным наукам – экономике, юриспруденции, психологии, социологии, менеджменту, политологии и др. Они-то и представлены в курсе обществознания. Пользуясь политической терминологией, можно сказать: в ближайшей перспективе социальное знание будет законодательницей моды, а инженерным и техническим наукам будет отведена роль исполнительной власти. Социальные, в широком смысле общественные науки выдвинулись на первый план в нашей стране в 90-е годы, а на Западе в конце 60-х – начале 70-х годов XX века. Возможно, что в конце XXI или в XXII веке господствующие высоты достанутся другой части общественных наук, которую называют гуманитарным знанием: литературоведение, искусствоведение, культурология, этика, философия и прочие творческие сферы деятельности. Познакомиться с некоторыми из них можно в курсе обществознания.
Итак, обществознание необходимо сегодня буквально всем – будущим химикам, физикам, инженерам, бизнесменам, адвокатам, врачам, управленцам и др. Молодое поколение, к какому бы пропищу оно себя не готовило, не может обойтись без знаний о законах человеческой психики и особенностях деловой коммуникации, знаний политической борьбы и принципов организации экономики, своих гражданских прав, а также сведений о культуре, науке и религии.
- 1. Цели и задачи дисциплины.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- · развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- · воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- · освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- · овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- · формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- 2. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
- 3. Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- · работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- · критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- · решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- · анализ современных общественных явлений и событий;
- · освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
- · применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- · аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- · написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Не менее 20% использования национально-регионального компонента (НРК).
4. Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- · биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- · тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- · необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- · особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- · характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- · анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- · объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов(включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- · раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- · осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- · оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- · формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- · подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- · применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- · успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- · совершенствования собственной познавательной деятельности;
- · критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- · решения жизненных практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
- · ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- · предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- · оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- · реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- · осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Литература
- 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
- 2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Базовый уровень (включая Экономику и Право) // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2010.
- 3. Программа Боголюбова Л.Н., Городецкой Н. И., -М.: «Просвещение», 2011.
- Учебник: Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012. – 351с.
- 5. А.И. Кравченко Обществознание. Учебник для 10 класса. Часть I. М., «Русское слово». 2010г.
- 6. А.И. Кравченко. Обществознание. Учебник для 11 класса. Часть II. М., «Русское слово». 2010г.
П о с о б и я д л я у ч а щ и х с я:
- 7. Котова О. А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых реальных тестов. –М.: ООО «Издательство Астрель», 2010.
- 8. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под редакцией П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- 9. «Экономика и право». Под редакцией Абросимовой Е.А., Автономова В.С., Золотова А.В.. Элективный мультимедиа- курс, построенный на видеосюжетах с комментариями юриста и экономиста. –М.: Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «1С», ООО «Дрофа», ООО Издательство «Вита - Пресс», 2004; ООО «Физикон, 2004, интерактивные модели».
- 10. УМК «Обществознание 9-11 классы» (разработки уроков, тестовый контроль, дидактический материал). –М.: издательство «Учитель», 2010 г.
- 11. Обществознание. Интернерактивный тренинг –подготовка к ЕГЭ. -М.: «Новая школа», «Тригон», «Бука»,2007.
- 12. Интернет-ресурсы.
- 5. Содержание дисциплины.
5.1 Тематический план
№ |
Учебная тема |
Количество часов |
||
всего |
теоретические |
практические |
||
|
Общество |
4 |
4 |
- |
|
Человек |
10 |
9 |
1 |
|
Духовная культура |
8 |
7 |
1 |
|
Экономика |
4 |
2 |
2 |
|
Социальная сфера |
15 |
14 |
1 |
|
Политическая сфера |
12 |
11 |
1 |
|
Право как особая система норм |
11 |
9 |
2 |
|
Итоговое повторение |
2 |
2 |
- |
|
Всего |
66 |
58 |
8 |
|
Резерв |
2 |
|
|
|
Итого |
68 |
|
|
5.2 Календарно-тематический план
№
|
дата |
Тема урока |
час |
Требования стандарта |
Оборудование |
Форма урока |
Д/З |
|
Глава 1. Общество (4 часа) |
||||||||
|
|
Что такое общество |
1 |
Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязи. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества |
Учебник |
Изучение нов. мат. |
Б.§1, вопросы после параграфа, документ с.16-17 КР.§2 |
|
|
|
1 |
Учебник |
Комбинированный |
||||
|
|
Общество как сложная динамичная система |
1 |
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества |
Учебник |
Комбинированный |
Б.§2 Кр.§2 (в1 – 2 письменно) |
|
|
|
Общество |
1 |
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий |
Учебник ИД ММУ |
ПОУ |
Кр.§3 |
|
Глава 2. Человек (10 часов) |
||||||||
|
|
Природа человека |
1 |
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§3(прочитать, схема, документ) |
|
|
|
Человек как духовное существо |
1 |
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§4, вопросы № 2-4 Кр§33 (практикум) |
|
|
|
1 |
Диспут |
Б.§4 задание №2 после §, пересказ Кр.§38-39 (конспект) |
||||
|
|
Деятельность - способ существования людей |
1 |
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§5, вопросы после § |
|
|
|
1 |
Семинар |
Б.§5, практикум, задание №4 после § |
||||
|
|
Познание и знание |
1 |
Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Что такое мировоззрение |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б. §6, подготовить доклады, карточка |
|
|
|
1 |
Конференция |
Кр.§1, вопросы письменно, аналитическое задание |
||||
|
|
Человек в системе социальных связей |
1 |
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка |
Учебник ИД ММУ, раздаточный материал |
Комбинированный |
Б.§7, вопросы Кр.§29 (таблица) |
|
|
|
1 |
Практикум #1 |
Б.§7, документ, сделать выводы по П/Р |
||||
|
|
Общество и человек |
1 |
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы |
ИД ММУ, раздат. материал |
ПОУ |
Тестирование по КИМам ЕГЭ |
|
Глава 3. Духовная культура (8 часов) |
||||||||
|
|
Культура и духовная жизнь общества |
1 |
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§8, вопросы, документ Кр.§33 вопросы |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ, тестовый материал |
Проблемный |
Б.§8, вопросы, документ Кр.§33 вопросы составить синквейн |
|||
|
|
Наука и образование. |
1 |
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Гос. и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функция, история и формы высшего образования. |
Учебник ИД ММУ |
Изучение нового материала |
Б.§9, подготовиться к практикуму, документ |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ, раздаточный материал |
Практикум #2 |
Б.§9, составить кластер, в.9 письменно |
|||
|
|
Мораль. Религия |
1 |
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§10, вопросы к § |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Урок-путешествие |
Б.§10, вопросы к § эссе |
|||
|
|
Искусство и духовная жизнь |
1 |
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§11, задание №3, документ, , таблица, подготовиться к ПОУ |
|
|
|
Духовная культура региона |
1 |
Знать основные положения раздела; уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
ИД |
ПОУ, НРК |
Тестирование по КИМам ЕГЭ |
|
Глава 4. Экономика (4 часа) |
||||||||
|
|
Роль экономики в жизни общества |
1 |
Влияние эк-ки на поведение людей. Основные ресурсы эк-ки. Роль труда и капитала в развитии эк-ки. Понятие инвестирования капитала. Электронные деньги. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной эк-ки. Понятие структуры эк-ки. Пр-во, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции Фирмы и рынок -основные институты современной эк-ки. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров |
Учебник ММУ |
Практикум №3 |
Б.§12, задание №3, эссе, пересказ |
|
|
|
1 |
Учебник ММУ |
Б.§12Составить синквейн |
||||
|
|
Экономическая культура |
1 |
Эк-кая культура: сущность и структура. Эк-кая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль эк-кой культуры и деятельности |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§13, эссе, Кр.§12, подготовиться к ПОУ |
|
|
|
Экономика региона |
1 |
Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
|
ПОУ, НРК |
Тестирование по КИМам ЕГЭ |
|
Глава 5. Социальная сфера (15 часов) |
||||||||
|
|
Социальная структура общества |
1 |
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейки в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§14, вопросы 2,4. документ Кр.§26 |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Диспут |
Б.§14, задания 1-3 |
|||
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ раздаточный материал |
Урок-исследование |
Б.§14, оформить выводы по работе. |
|||
|
|
Социальные взаимодействия |
1 |
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство, бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «Новые» богатые. средний класс и приличествующий уровень жизни Бедность как экономическое, социальное и культурное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§15, вопросы Кр.§29 |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§15, Составить кластер |
|||
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Проблемный |
Б.§15, эссе. |
|||
|
|
Социальные нормы и отклоняющееся поведение |
1 |
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§16, задание №4 Кр.§31, задания, практикум, проблема |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ, раздат. мат |
Практикум #4 |
Б.§16, документ, Кр.§32 практикум |
|||
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Конференция |
Б.§16, задание №5 |
|||
|
|
Нации и межнациональные отношения. Народы нашего края. |
1 |
Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§17, вопросы №1,3, эссе |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный, НРК |
Б.§17, задние 3, документ |
|||
|
|
Семья и быт |
1 |
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§18, вопросы 1-3 Кр.§28 |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Диспут |
Б.§18, Эссе, проект. |
|||
|
|
Социальное развитие и молодежь |
1 |
Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. |
Учебник ИД ММУ |
Проблемный |
Б.§19, задание, практикум |
|
|
|
Социальная сфера региона |
1 |
Знать основные положения главы; уметь анализировать; делать выводы; отвечать на вопросы. |
ИД |
ПОУ, НРК |
Тестирование по КИМам ЕГЭ |
|
Глава 6. Политическая сфера (12 часов) |
||||||||
|
|
Политика и власть |
1 |
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§20, вопрос 1-3 |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Проблемный |
Б.§20, задание1-2 Кр.§16 (практикум) |
|||
|
|
Политическая система |
1 |
Структура и функции политической системы. Государство в полит. системе. Полит. режимы. Определение полит. системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§21, подготовиться к семинару |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Семинар |
Б.§21, задание 2 Кр.§19 |
|||
|
|
Гражданское общество и правовое государство |
1 |
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§22, вопросы 1-3 |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Диспут |
Б.§22, задание 2 |
|||
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Практикум #5 |
Б.§22, составить синквейн |
|||
|
|
Демократические выборы и политические партии |
1 |
Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§23, вопросы 1-2. |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§23, задание 3 Кр.§21 таблица |
|||
|
|
Участие гражданина в политической жизни |
1 |
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни |
Учебник ИД ММУ |
Диспут |
Б.§24, задание 4 Кр.§20 |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Семинар |
Б.§24, кластер, подг к ПОУ |
|||
|
|
Политическая сфера региона |
1 |
Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
Учебник ИД ММУ |
ПОУ, НРК |
Тестирование по КИМам ЕГЭ |
|
Глава 7. Право как особая система норм (11 часов) |
||||||||
|
|
Право в системе социальных норм |
1 |
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§25, доклады Кр.§22 |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Конференция |
Б.§25, задание 4 Кр.§22 |
|||
|
|
Источники права |
1 |
Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§26, вопросы Кр.§24 практикум |
|
|
|
Правоотношения и правонарушения |
1 |
Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§27, вопросы 1-3 Кр.§24 проблема |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Практикум №6 |
Б.§27, подготов. к защите |
|||
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Б.§27, кластер Кр.§24 |
||||
|
|
Современное российское законодательство |
1 |
Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§28, подготовка к практикуму |
|
|
|
1 |
Кодексы ИД ММУ |
Практикум №7 |
Б.§28 вопросы устно Кр.§23 таблица |
|||
|
|
Предпосылки правомерного поведения |
1 |
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§29 вопросы устно |
|
|
|
Правоведение |
1 |
Основные вопросы правоведения |
Учебник ИД ММУ |
ПОУ + тест |
Б. §25 – 29 работа над затруднениями |
|
|
|
Общество в развитии |
1 |
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества Проблема обществ прогресса. Общественный прогресс. Его критерии. Формы общественного прогресса |
Учебник ИД ММУ |
Комбинированный |
Б.§30, вопросы Кр.§5 схема |
|
|
|
1 |
Учебник ИД ММУ |
Беседа |
Б.§30, Кр.§6-8 конспект, подг. к ПОУ |
|||
|
|
Человек и общество |
1 |
Тестирование по КИМам ЕГЭ |
ИД ММУ |
Итоговое повторение |
|
|
|
|
Обществознание |
1 |
Основные вопросы раздела |
Учебник ИД ММУ |
ПОУ |
|
|
|
|
Обществознание |
1 |
Тестирование по КИМам ЕГЭ |
Варианты тестов |
Итоговая аттестация |
|
|