Обществознание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

Рассмотрено                                     Согласовано с заместителем          Утверждено

на методическом совете                  директора 01.09.2014                      Директор   школы:

Протокол:                                          _________________                                     ____________

 № 1 от 29.08.2014г.                         / Н.А. Тихонова/                             / В.Г. Усольцева/     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 

«Обществознание – 10 класс»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Александрова Лариса Юрьевна, к.п.н., учитель истории, обществознания, искусства и МХК высшей квалификационной категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Усть-Ламенка

 

2013 год

.

 


Пояснительная записка.

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта полного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения полной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 10-11х классов (2011 г.), Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.). Учебных пособий: Обществознание: академический учебник для 10-11  классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Под редакцией  Боголюбова Л. Н. - М.: «Просвещение», 2012

А.И. Кравченко Обществознание. Учебник для 10 класса. Часть I. М., «Русское слово». 2010г. и  Обществознание. Учебник для 11 класса. Часть II. М., «Русское слово». 2010г.

Мы живём уже в XXI веке, в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В этот информационный век происходит расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями. Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение, наконец, обязательное высшее образование – всё это очерчивает контуры того мира, в котором нам вскоре придётся жить.

Профессии юриста и менеджера сегодня считаются наиболее популярными во всех странах мира, а в России, в условиях перехода к рыночной экономике и становления новой политической системы, они крайне необходимы. Первой ступенькой, которая ведёт к их овладению, является интегрированный курс «Обществознание».

Наступающая эпоха – это время, когда в системе научного и практического знания лидерство будет переходить к социальным наукам – экономике, юриспруденции, психологии, социологии, менеджменту, политологии и др. Они-то и представлены в курсе обществознания. Пользуясь политической терминологией, можно сказать: в ближайшей перспективе социальное знание будет законодательницей моды, а инженерным и техническим наукам будет отведена роль исполнительной власти. Социальные, в широком смысле общественные науки выдвинулись на первый план в нашей стране в 90-е годы, а на Западе в конце 60-х – начале 70-х годов XX века. Возможно, что в конце XXI или в XXII веке господствующие высоты достанутся другой части общественных наук, которую называют гуманитарным знанием: литературоведение, искусствоведение, культурология, этика, философия и прочие творческие сферы деятельности. Познакомиться с некоторыми из них можно в курсе обществознания.

Итак, обществознание необходимо сегодня буквально всем – будущим химикам, физикам, инженерам, бизнесменам, адвокатам, врачам, управленцам и др. Молодое поколение, к какому бы пропищу оно себя не готовило, не может обойтись без знаний о законах человеческой психики и особенностях деловой коммуникации, знаний политической борьбы и принципов организации экономики, своих гражданских прав, а также сведений о культуре, науке и религии.

 

  1. 1.      Цели и задачи дисциплины.

 

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • ·  развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • ·  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • ·  освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • ·  овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • ·  формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 

  1. 2.      Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

-   определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

-   объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

-   решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

-   применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

-   умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

-   поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

-   выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-   работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

-   самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

-   участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

-   формулирование полученных результатов;

-   создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

-   пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

 

  1. 3.      Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • ·  работу с источниками социальной  информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • ·  критическое осмысление актуальной социальной  информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • ·  решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • ·  анализ современных общественных явлений и событий;
  • ·  освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
  • ·  применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • ·  аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • ·  написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Не менее 20% использования национально-регионального компонента (НРК).

 

4.      Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

 

Знать/понимать

  • ·   биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  • ·    тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • ·   необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  • ·   особенности социально-гуманитарного познания.

 

Уметь:

 

  • ·   характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; 
  • ·   анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • ·   объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов(включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

 

  • ·   раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • ·   осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • ·   оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • ·   формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • ·    подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • ·           применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

 

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ·                        успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • ·                       совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • ·                       критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • ·                       решения жизненных практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ·                       ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • ·                       предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • ·                       оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                       
  • ·                       реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • ·                       осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

 

Литература

  1. 1.      Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
  2. 2.      ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Базовый уровень (включая Экономику и Право) // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2010.
  3. 3.      Программа  Боголюбова Л.Н., Городецкой  Н. И., -М.: «Просвещение», 2011.
  4. Учебник: Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012. – 351с.
  5. 5.      А.И. Кравченко Обществознание. Учебник для 10 класса. Часть I. М., «Русское слово». 2010г.
  6. 6.      А.И. Кравченко. Обществознание. Учебник для 11 класса. Часть II. М., «Русское слово». 2010г.

П о с о б и я   д л я   у ч а щ и х с я:

  1. 7.      Котова О. А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых реальных тестов. –М.: ООО «Издательство Астрель», 2010.
  2. 8.      Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под редакцией П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. 9.      «Экономика и право». Под редакцией Абросимовой Е.А., Автономова В.С., Золотова А.В.. Элективный мультимедиа- курс, построенный на видеосюжетах с комментариями юриста и экономиста. –М.: Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «1С», ООО «Дрофа», ООО Издательство «Вита - Пресс», 2004; ООО «Физикон, 2004, интерактивные модели».
  2. 10.  УМК «Обществознание 9-11 классы» (разработки уроков, тестовый контроль,  дидактический материал). –М.: издательство «Учитель», 2010 г.
  3. 11.  Обществознание. Интернерактивный тренинг –подготовка к ЕГЭ. -М.: «Новая школа», «Тригон», «Бука»,2007.
  4. 12.  Интернет-ресурсы.

 

  1. 5.      Содержание дисциплины.

5.1 Тематический план

Учебная тема

Количество часов

всего

теоретические

практические

  1.  

Общество

4

4

-

  1.  

Человек

10

9

1

  1.  

Духовная культура

8

7

1

  1.  

Экономика

4

2

2

  1.  

Социальная сфера

15

14

1

  1.  

Политическая сфера

12

11

1

  1.  

Право как особая система норм

11

9

2

  1.  

Итоговое повторение

2

2

-

 

Всего

66

58

8

 

Резерв

2

 

 

 

Итого

68

 

 


 5.2 Календарно-тематический план

 

дата

Тема урока

час

Требования стандарта

Оборудование

Форма урока

Д/З

Глава 1. Общество (4 часа)

  1. 1.                   

 

Что такое общество

1

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязи. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества

Учебник

Изучение нов. мат.

Б.§1, вопросы после параграфа, документ с.16-17

КР.§2

  1. 2.                   

 

1

Учебник

Комбинированный

  1. 3.                   

 

Общество как сложная динамичная система

1

Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества

Учебник

Комбинированный

Б.§2

Кр.§2 (в1 – 2 письменно)

  1. 4.                   

 

Общество

1

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

Учебник ИД ММУ

ПОУ

Кр.§3

Глава 2. Человек (10 часов)

  1. 5.                   

 

Природа человека

1

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§3(прочитать, схема, документ)

  1. 6.                   

 

Человек как духовное существо

1

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§4, вопросы № 2-4

Кр§33 (практикум)

  1. 7.                   

 

1

Диспут

Б.§4 задание №2 после §, пересказ

Кр.§38-39 (конспект)

  1. 8.                   

 

Деятельность - способ существования людей

1

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности.

Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§5, вопросы после §

  1. 9.                   

 

1

Семинар

Б.§5, практикум, задание №4 после §

  1. 10.               

 

Познание и знание

1

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Что такое мировоззрение

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б. §6, подготовить доклады, карточка

  1. 11.               

 

1

Конференция

Кр.§1, вопросы письменно, аналитическое задание

  1. 12.               

 

Человек в системе социальных связей

1

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка

Учебник ИД ММУ, раздаточный материал

Комбинированный

Б.§7, вопросы

Кр.§29 (таблица)

  1. 13.               

 

1

Практикум #1

Б.§7, документ, сделать выводы по П/Р

  1. 14.               

 

Общество и человек

1

Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы

ИД ММУ, раздат. материал

ПОУ

Тестирование по КИМам ЕГЭ

Глава 3. Духовная культура (8 часов)

  1. 15.               

 

Культура и духовная жизнь общества

1

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§8, вопросы, документ

Кр.§33 вопросы

  1. 16.               

 

1

Учебник ИД ММУ, тестовый материал

Проблемный

Б.§8, вопросы, документ

Кр.§33 вопросы составить синквейн

  1. 17.               

 

Наука и образование.

1

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Гос. и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функция, история и формы высшего образования.

Учебник ИД ММУ

Изучение нового материала

Б.§9, подготовиться к практикуму, документ

  1. 18.               

 

1

Учебник ИД ММУ, раздаточный материал

Практикум #2

Б.§9, составить кластер, в.9 письменно

  1. 19.               

 

Мораль. Религия

1

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§10, вопросы к §

  1. 20.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Урок-путешествие

Б.§10, вопросы к § эссе

  1. 21.               

 

Искусство и духовная жизнь

1

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§11, задание №3, документ, , таблица, подготовиться к ПОУ

  1. 22.               

 

Духовная культура региона

1

Знать основные положения раздела; уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

ИД

ПОУ, НРК

Тестирование по КИМам ЕГЭ

Глава 4. Экономика (4 часа)

  1. 23.               

 

Роль экономики в жизни общества

1

Влияние эк-ки на поведение людей. Основные ресурсы эк-ки. Роль труда и капитала в развитии эк-ки. Понятие инвестирования капитала. Электронные деньги. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной эк-ки. Понятие структуры эк-ки. Пр-во, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции Фирмы и рынок -основные институты современной эк-ки. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров

Учебник ММУ

Практикум №3

Б.§12, задание №3, эссе, пересказ

  1. 24.               

 

1

Учебник ММУ

Б.§12Составить синквейн

  1. 25.               

 

Экономическая культура

1

Эк-кая культура: сущность и структура. Эк-кая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль эк-кой культуры и деятельности

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§13, эссе,

Кр.§12, подготовиться к ПОУ

  1. 26.               

 

Экономика региона

1

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

 

ПОУ, НРК

Тестирование по КИМам ЕГЭ

Глава 5. Социальная сфера (15 часов)

  1. 27.               

 

Социальная структура общества

1

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейки в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§14, вопросы 2,4. документ

Кр.§26

  1. 28.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Диспут

Б.§14, задания 1-3

  1. 29.               

 

1

Учебник ИД ММУ раздаточный материал

Урок-исследование

Б.§14, оформить выводы по работе.

  1. 30.               

 

Социальные взаимодействия

1

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство, бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «Новые» богатые. средний класс и приличествующий уровень жизни Бедность как экономическое, социальное и культурное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§15, вопросы

Кр.§29

  1. 31.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§15, Составить кластер

  1. 32.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Проблемный

Б.§15, эссе.

  1. 33.               

 

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§16, задание №4

Кр.§31, задания, практикум, проблема

  1. 34.               

 

1

Учебник ИД ММУ, раздат. мат

Практикум #4

Б.§16, документ,

Кр.§32 практикум

  1. 35.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Конференция

Б.§16, задание №5

  1. 36.               

 

Нации и межнациональные отношения. Народы нашего края.

1

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§17, вопросы №1,3, эссе

  1. 37.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Комбинированный, НРК

Б.§17, задние 3, документ

  1. 38.               

 

Семья и быт

1

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§18, вопросы 1-3

Кр.§28

  1. 39.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Диспут

Б.§18, Эссе, проект.

  1. 40.               

 

Социальное развитие и молодежь

1

Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Учебник ИД ММУ

Проблемный

Б.§19, задание, практикум

  1. 41.               

 

Социальная сфера региона

1

Знать основные положения главы; уметь анализировать; делать выводы; отвечать на вопросы.

ИД

ПОУ, НРК

Тестирование по КИМам ЕГЭ

Глава 6. Политическая сфера (12 часов)

  1. 42.               

 

Политика и власть

1

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§20, вопрос 1-3

  1. 43.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Проблемный

Б.§20, задание1-2

Кр.§16 (практикум)

  1. 44.               

 

Политическая система

1

Структура и функции политической системы. Государство в полит. системе. Полит. режимы. Определение полит. системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§21, подготовиться к семинару

  1. 45.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Семинар

Б.§21, задание 2

Кр.§19

  1. 46.               

 

Гражданское общество и правовое государство

1

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§22, вопросы 1-3

  1. 47.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Диспут

Б.§22, задание 2

  1. 48.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Практикум #5

Б.§22, составить синквейн

  1. 49.               

 

Демократические выборы и политические партии

1

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§23, вопросы 1-2.

  1. 50.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§23, задание 3

Кр.§21 таблица

  1. 51.               

 

Участие гражданина в политической жизни

1

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни

Учебник ИД ММУ

Диспут

Б.§24, задание 4

Кр.§20

  1. 52.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Семинар

Б.§24, кластер, подг к ПОУ

  1. 53.               

 

Политическая сфера региона

1

Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Учебник ИД ММУ

ПОУ, НРК

Тестирование по КИМам ЕГЭ

Глава 7. Право как особая система норм (11 часов)

  1. 54.               

 

Право в системе социальных норм

1

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§25, доклады

Кр.§22

  1. 55.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Конференция

Б.§25, задание 4

Кр.§22

  1. 56.               

 

Источники права

1

Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§26, вопросы

Кр.§24 практикум

  1. 57.               

 

Правоотношения и правонарушения

1

Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§27, вопросы 1-3

Кр.§24 проблема

  1. 58.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Практикум №6

Б.§27, подготов. к защите

  1. 59.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Б.§27, кластер

Кр.§24

  1. 60.               

 

Современное российское законодательство

1

Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§28, подготовка к практикуму

  1. 61.               

 

1

Кодексы ИД ММУ

Практикум №7

Б.§28 вопросы устно

Кр.§23 таблица

  1. 62.               

 

Предпосылки правомерного поведения

1

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§29 вопросы устно

  1. 63.               

 

Правоведение

1

Основные вопросы правоведения

Учебник ИД ММУ

ПОУ + тест

Б. §25 – 29 работа над затруднениями

  1. 64.               

 

Общество в развитии

1

Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного  общества Проблема обществ прогресса. Общественный прогресс. Его критерии. Формы общественного прогресса

Учебник ИД ММУ

Комбинированный

Б.§30, вопросы

Кр.§5 схема

  1. 65.               

 

1

Учебник ИД ММУ

Беседа

Б.§30, Кр.§6-8 конспект, подг. к ПОУ

  1. 66.               

 

Человек и общество

1

Тестирование по КИМам ЕГЭ

ИД ММУ

Итоговое повторение

 

  1. 67.               

 

Обществознание

1

Основные вопросы раздела

Учебник ИД ММУ

ПОУ

 

  1. 68.               

 

Обществознание

1

Тестирование по КИМам ЕГЭ

Варианты тестов

Итоговая аттестация