МХК

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

Рассмотрено                                     Согласовано с заместителем          Утверждено

на методическом совете                  директора 01.09.2015                      Директор   школы:

Протокол:                                          _________________                                     ____________

 № 1 от 31.08.2015г.                         / Н.А. Тихонова/                              / В.Г. Усольцева/     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 

«Мировая художественная культура – 10 класс»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Александрова Лариса Юрьевна, к.п.н., учитель истории, обществознания, искусства и МХК высшей квалификационной категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Усть-Ламенка

 

2015 год

.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089   «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312  «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10– 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008. 

Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 часа в неделю.

Программа по Мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта сред­него (полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомен­даций примерной программы.

Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафикси­рованного в стандарте и раскрытого в примерной программе, программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.

Изучение МХК направлено на достижение  следующих целей и задач:

- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- воспитание художественного вкуса;

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

Курс по мировой художественной культуре на базовом уров­не систематизирует знания о культуре и искусстве, получен­ные на предыдущих ступенях обучения в общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе.

Древнейший пласт культуры характеризуется непосред­ственной связью искусства и мифологии, поэтому для изуче­ния культуры Древнего мира были выбраны памятники, наибо­лее полно отразившие влияние на творческий процесс мифоло­гического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни.

В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульман­ских стран. Для культуры Китая — это мифологические пред­ставления о мире как вечной гармонии двух полярных и взаимодополняющих начал — мужского небесного ян и жен­ского земного инь, определяющие ее традиционность и устой­чивость. Для Японии — уникальный синтез синтоистских убеждений в том, что красота присутствует в природе повсю­ду — нужно лишь разглядеть ее, и буддийского учения дзен, воспринимающего природу как живое и одухотворенное «кос­мическое тело Будды». Альфой и омегой культуры ислама является идея райского сада, куда человек стремится возвра­титься, и потому в программе акцент сделан на ее отражении в дворцовых, культовых, общественных комплексах. При выборе памятников предпочтение было отдано дворцу Альгам­бра в Гранаде, колонной мечети в Кордове, купольной Голу­бой мечети в Стамбуле и площади Регистан в Самарканде — самым знаковым сооружениям арабо-мусульманской архитек­туры. Особое внимание уделено их декоративному убранству, которое служит наиболее убедительным воплощением мета­форы рая.

Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой евро­пейского эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством идей­ного содержания. Стиль дает ощущение неповторимости каж­дой эпохи, а тщательный подбор памятников архитектуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, театра по­зволяет погрузиться в атмосферу времени и прочувствовать ее своеобразие. Имея возможность сравнить, скажем, проявления византийского стиля в Византии и Древней Руси, учащиеся смо­гут осознать национальную культуру как неотъемлемую часть мировой культуры и составить целостную картину мира в яр­ких, чувственных образах.

Содержание программы по мировой художественной куль­туре базируется на принципе культурных доминант с выделе­нием наиболее ярких памятников каждой исторической эпо­хи в различных странах. Это позволяет через знакомство с про­изведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников куль­туры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Для характери­стики социокультурных доминант дороманской культуры, в частности, была выбрана базилика Сен-Мишель де Кюкса — одна из немногих базилик, сохранивших дороманское архи­тектурное ядро (нефы, трансепт, северный портал). Монохромия как определяющая черта этого периода рассмотрена на примере фрескового цикла каролингской церкви Санкт-Иоханн в Мюстере. Для более полной картины раннего Воз­рождения в Италии в авторскую программу включено твор­чество Донателло, возродившего античные традиции в релье­фе и круглой скульптуре. Это способствует целостности вос­приятия процессов развития пластики от греческой класси­ки, скульптуры эллинизма, римского скульптурного портре­та (также не включенных в обязательный минимум содержа­ния, но присутствующих в авторской программе) до новатор­ства в творчестве Микеланджело в эпоху Высокого Возрожде­ния.

Программа рассчитана на два года обучения (10 — 11 классы) и предполагает изучение курса в течение 70 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В 10 классе (35 часов) пред­лагается изучение культуры Древнего мира, раннехристиан­ского искусства, искусства Средних веков с акцентом на куль­туру Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Арс нова как переходного от Средних веков к Ренессансу, куль­туры Дальнего и Ближнего Востока. В 11 классе изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Ху­дожественная культура XVII века», «Художественная куль­тура XVIII — первой половины XIX века», «Художественная культура второй половины XIX — начала XX века», «Художе­ственная культура XX века». В рамках этих тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему цен­ностей, а логика исторического линейного развития — от перво­бытного мира до культуры XX века — дает основу для сравни­тельного анализа, «межвременного диалога» различных куль­тур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения пре­дельно полной картины культурного развития выбраны все наи­более значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Ки­тай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.

Значительное место в программе отведено совре­менной художественной культуре, знание и понимание кото­рой способствует самоидентификации молодых людей в совре­менном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуаль­ного художественного развития и организации личного досуга. При этом изучение мировой художественной культуры разви­вает толерантное отношение к миру, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой дает возмож­ность оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Про­блемное поле отечественной и мировой художественной куль­туры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора раз­вития, для более четкого осознания своей национальной и куль­турной принадлежности.

Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружа­ющем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодей­ствовать с ними и успешно функционировать в обществе.

Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;

- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государ­ственном стандарте, ученик должен:

знать /понимать:

-    основные виды и жанры искусства;

-    изученные направления и стили мировой художественной культуры;

-    шедевры мировой художественной культуры;

-   особенности языка различных видов искусства;

 

уметь:

-   узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением;

-   устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства;

-   пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

-   выполнять учебные и творческие задания (доклады, сооб­щения);

 

использовать приобретенные знания в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

-   выбора путей своего культурного развития;

-   организации личного и коллективного досуга;

-   выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства;

-   самостоятельного художественного творчества.

С учетом мировоззренческого характера дисциплины соот­ношение между традиционной урочной и внеурочной деятель­ностью, направленной на расширение кругозора и активное  участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены назва­ния памятников культуры, знакомство с которыми желатель­но для получения более полной и красочной картины художе­ственного развития, но изучение которых на уроке необязатель­но. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволя­ли бы анализировать произведения искусства.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 КЛАСС (34 ЧАСА)

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА)

Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние обра­зы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: ми­ровое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как спо­соб иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия — вос­произведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осири­су. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славян­ские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первич­ного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусст­ва. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геомет­рический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (13 ЧАСОВ)

Месопотамия (1 час)

Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-менигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кир­пич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобра­зительного искусства.

 

Древний Египет (2 часа)

Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовоз­рождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Сар­кофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.

 

Древняя Индия (2 часа)

Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и свя­щенной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Куль­товые сооружения буддизма как символ космоса и божествен­ного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддий­ской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фреско­Ая роспись пещерных храмов Аджанты.

 

Древняя Америка (1 час)

Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой ар­хитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — про­образ храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.

 

Крито-микенская культура (1 час)

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.

 

Древняя Греция (4 часа)

Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция гре­ческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афи­ны в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологиче­ской, эстетической программы афинского Акрополя. Скульп­тура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней класси­ки. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометриче­ского стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина грече­ской пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Ме­нада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурно­го декора. Пергамский алтарь.

 

Древний Рим (2 часа)

Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основ­ные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Ав­густ, Константин Великий.

 

Раннехристианское искусство (1 час)

Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Кон­станции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ)

Византия и Древняя Русь (7 часов)

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитек­турная символика крестово-купольного храма. Порядок разме­щения декора. Космическая, топографическая, временная сим­волика крестово-купольного храма и его стилистическое мно­гообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Пре­ображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном деко­ре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в ико­нописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благове­щенского собора Московского Кремля. Московская школа ико­нописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигород­ского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национально­го единения русских земель. Эволюция московской архитек­турной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спа-со-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансам­бле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский со­бор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Цер­ковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые роспи­си на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.

 

Западная Европа (4 часа)

Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Ар­хитектурная символика и мозаичный декор Апеллы Карла

Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый де­кор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического хра­А: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Пари­же. Григорианский хорал. Основные этапы развития готиче­ского стиля. Региональные особенности готики. Франция: со­бор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёль­не, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вест­минстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.

 

Новое искусство — Арс нова (3 часа)

Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арс нова в литературе. Ан­тичный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смер­ти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Се­вере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (3 ЧАСА)

Китай (1 час)

Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологиче­ских и религиозно-нравственных представлений Древнего Ки­тая.

 

Япония (1 час)

Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.

 

Ближний Восток (1 час)

Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооруже­ний. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульман­ского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.

 

ПОУ – 1 час

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

МИРОВАЯ  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА 10 класс  (35 часов)

 

Тема

Количество часов

 

МИРОВАЯ  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА 10 класс (35 часов)

 

1

Художественная культура ПЕРВОБЫТНОГО МИРА

3

2

Художественная культура ДРЕВНЕГО МИРА

14

3

Художественная культура СРЕДНИХ ВЕКОВ

14

4

Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века

3

5

ПОУ

1

ИТОГО

35

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

 «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10 КЛАСС»

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Учебно-методический комплект «Мировая художественная культура. 10 класс» (базовый уровень) состоит из учебника, ра­бочей тетради и CD с иллюстрациями и отрывками музыкаль­ных произведений. Учебник написан на основе авторской про­граммы Л.Г. Емохоновой, опирающейся на содержательную часть Государствен­ного стандарта общего образования и инвариантную часть примерной (рабочей) программы.

Курс по МХК носит обобщающий характер и учитывает зна­ния, полученные школьниками на предыдущих этапах изуче­ния изобразительного искусства и музыки в средней школе. В связи с этим акцент в новом учебнике делается на главной идее культурного развития в каждом культурном ареале. Известно, что культуры и ментальности зависят от того, как понимается тем или иным народом происхождение мира, богов, людей, ины­ми словами, его мифологическое бессознательное. Превращение хаоса в космос мыслится либо как результат творческого акта демиурга (творение), либо как результат смены поколений бо­гов (генезис). Поэтому, поставив во главу угла космогонический миф, нашедший отзвук в архитектуре храмов и их декоре, ав­тор в доступной форме показывает специфику национального менталитета, понимание которого способствует толерантному отношению учащихся к представителям иных культур и пра­вильности собственного позиционирования в современном мире, а в целом росту их компетентностей.

Учитывая, что основу всякого культурного развития состав­ляют мифологические концепции мира, понятия мифа, магии, ритуала, первообраза рассматриваются в учебнике на ярких об­разных примерах, что облегчает усвоение этих сложных поня­тий. Поскольку древнейший пласт культуры характеризуется тесной связью искусства и мифологии, акцент сделан на памят­никах, наглядно демонстрирующих эту связь.

Территориальный принцип распределения материала дает возможность осознать ту систему координат, в которой каж­дый народ воспринимает окружающий мир. Для получения предельно полной картины культурного развития отобраны наиболее значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Китай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Турция. Важной особенностью учебника является включение русской культуры в контекст культуры мировой, что позво­ляет по достоинству оценить ее масштаб и значимость.

Особенности европейской культуры Средних веков — Визан­тии, Древней Руси, Западной Европы, связанные со специфи­кой европейского эгоцентризма, впервые на базовом уровне последовательно рассматриваются сквозь призму стиля. При этом под стилем подразумевается единая образная система, об­щность средств и приемов художественной выразительности, обусловленных единством идейного содержания. Материал учебника распределен по темам так, чтобы, начиная с периода раннего христианства, формировалась стройная и максималь­но полная картина становления, развития и смены основных исторических стилей.

Наряду с территориальным принципом структурирования материала учитывается логика исторического линейного раз­вития от первобытности до постмодернизма, дающая основу для сравнительного анализа и «межвременного диалога» раз­личных культур при сохранении принципа единства культур­ных ареалов.

При подборе и распределении материала в учебнике задей­ствован новый принцип преподавания мировой художественной культуры, зафиксированный Стандартом и Методическим пись­мом, — принцип культурных доминант. Он позволяет, не увле­каясь перечислением памятников и имен, создавать целостный образ эпохи. Внимание уделяется одному-двум памятникам ар­хитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра определенного стиля или творчеству одного мастера, что позволяет тем не менее понять культурные доминанты эпохи, ми­ровоззренческие особенности и художественные идеи времени.

Отдельно рассматривается культура Дальнего Востока (Ки­тай, Япония) и арабо-мусульманская культура с акцентом на ключевую идею культурного развития в этих регионах.

Искусство — это уникальный язык общения поколений, эпох, народов. Важными аспектами восприятия, «прожива­ния» художественной образности произведения выступают эмоциональность, способность к сопереживанию, умение ос­мыслять и критически оценивать явления искусства. Развитие у школьников отношения к искусству как к воплощению эмо­циональных переживаний и творческого опыта человека позво­ляет наполнить уроки мировой художественной культуры лич­ностным смыслом.

Познавательная деятельность учащихся в предлагаемом учебном курсе строится на развитии умений самостоятельно ос­ваивать текст учебника, оценивать и сопоставлять феномены культуры, устанавливать между ними несложные связи, опре­делять и обосновывать собственное отношение к произведени­ям искусства.

В учебнике осуществлен тщательный отбор памятников куль­туры, наиболее знаковых для изучаемых эпох, причем каждо­му памятнику дается смысловая и эстетическая оценка, что на страницах учебных изданий по искусству встречалось крайне редко. Архитектурные сооружения, к примеру византийский крестово-купольный храм и западноевропейская базилика, рас­сматриваются, во-первых, с точки зрения воплощения основ­ной идеи культурного развития в регионе. Во-вторых — с точ­ки зрения их космической, топографической, временной сим­волики в контексте религиозной (христианской) традиции. В-третьих — с точки зрения характерных декоративных средств оформления внутреннего пространства (мозаика, фрес­ка, скульптура, иконы, витражи).

При знакомстве с произведениями изобразительного искус­ства значительное внимание уделяется раскрытию содержания и смысла традиционных сюжетов, что дает возможность при­общиться к древним мифам, ветхозаветным легендам, еван­гельским и историческим событиям. Анализ произведения предполагает также обязательное изучение основ иконографии, особенностей композиции и колорита.

В рамках каждого исторического стиля предусматривается знакомство с музыкой, позволяющей более тонко прочувство­вать атмосферу времени, осознать специфику эпохи и куль­турных ареалов. Разбор наиболее типичных для стиля музы­кальных произведений сопровождается прослушиванием от­рывков, включенных в CD, что является одним из ноу-хау базового курса.

К учебнику, каждый урок в котором завершается вопроса­ми и заданиями разных типов, прилагается рабочая тетрадь, содержащая задания по работе с иллюстрациями. Она может использоваться дома для самостоятельной работы или на уро­ке для расширения его диапазона. Материал в рабочей тетра­ди подобран таким образом, чтобы, с одной стороны, сделать уроки более легкими и интересными, а с другой — более глу­боко ощутить уникальность каждой культуры.

Правильно выполнить задания поможет перечень иллюст­раций в конце рабочей тетради, где наряду с именами худож­ников и названиями памятников указаны вид искусства, к ко­торому они относятся, время их создания и местонахождение.

 

Формы и средства контроля

 

Тестирование, проведение контрольных работ, устных и письменных зачетов, написание сочинения (эссе), участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах».

 

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ

В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СВЕРХЗАДАЧИ

 

Уроки мировой художественной культуры не похожи ни друг на друга, ни на уроки дру­гих предметных областей. Проектируя уроки, косвенно про­ектируется развитие учеников. И в этом контексте чрез­вычайно важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направ­ляющая его. Речь идет о своеобразной художественно-педаго­гической сверхзадаче.

Можно выделить четыре типа художественно-педагогических сверхзадач уроков мировой художественной культуры в 10 классе. Это погружение, постижение, сравнение, обобщение.

Художественно-педагогическая сверхзадача погружение ставится учителем в том случае, когда вдохновляющей идеей урока является эмоционально-образное проживание художе­ственного шедевра, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, его стиль. В процессе такого погру­жения достигается эффект присутствия, усиленный субъективным восприятием каждого участника урока (и учащихся, и учителя). Эмоциональная окрашенность знаний позволяет мак­симально приблизить к нам изучаемые эпохи и стили, пере­жить их « здесь и сейчас ».

Музыкальное, поэтическое сопровождение способствует большей эмоциональной насыщенности и открытости границ урока, рождая личностное видение произведения искусства.

Художественно-педагогическая сверхзадача постижение носит ярко выраженный познавательно-творческий характер. В ходе уроков, построенных на этой смысловой доминанте, про­исходит не только освоение, но и личностное переосмысление произведений искусства и тех культурно-исторических усло­вий, благодаря или вопреки которым они были созданы. Такие уроки чрезвычайно важны для становления и развития миро­воззрения подростка.

Постижение предполагает использование имеющихся у де­тей знаний об изучаемом культурном феномене и активное сти­мулирование их способностей к рассуждению и самостоятель­ному анализу особенностей памятников искусства. Наиболее важными со стороны учителя в данном случае являются, на наш взгляд, верно избранная цель анализа и расстановка акцентов, а со стороны учащихся — усвоение материала и его актуализация в контексте собственного социокультурного опыта.

Художественно-педагогическая сверхзадача сравнение на­целена на эмоциональное и аналитическое сопоставление ху­дожественных образов, их стилеобразующих черт, этапов раз­вития видов искусства, мировоззренческих основ культурных эпох. Например, сравнение особенностей ландшафта, архитекту­ры, декора Критского и Микенского дворцов, отразивших главную идею культурного развития в этих регионах (урок 10), позволяет прийти к пониманию различий в ценностных ориентирах и мировосприятии людей, создавших эти культу­ры. Сравнение пластических образов архаики, ранней, высо­кой и поздней классики (урок 13) помогает выявить характер­ные черты мироощущения древних греков на разных вехах их культурного развития. Сопоставление сюжетов, мотивов, тех­ники исполнения греческого рельефа в разные исторические периоды (урок 12) способствует осознанию композиционной взаимосвязи и гармоничного единства рельефа и архитекту­ры храма.

Художественно-педагогическая сверхзадача обобщение яв­ляется смысловым стержнем итоговых уроков по различным тематическим разделам. Уроки, основанные на подобной сверх­задаче, позволяют:

1) обобщить социокультурный опыт, накопленный учащи­мися к моменту изучения конкретного художественно-истори­ческого материала (урок 5);

2)  активизировать эмоциональный и познавательный багаж, полученный в курсе МХК (итоговые уроки по темам «Визан­тия и Древняя Русь», «Западная Европа»);

3)   выйти на новый уровень понимания центрального худо­жественного образа эпохи (урок 14).

Для успешной реализации художественно-педагогической сверхзадачи важен тип урока. Мы выбрали четыре типа: образ-модель, исследование, созерцание, панорама. Гибкое соотноше­ние типа урока и поставленной сверхзадачи доказало свою эф­фективность на практике, повысив уровень эмоциональной от­зывчивости и творческой активности учащихся. Выстраивая методическую стратегию курса МХК в 10 классе на базовом уровне, мы исходим из своего видения.

На уроке по типу образ-модель важно найти эмоционально-художественное зерно, наиболее точно воплощающее смысло­вую доминанту темы. В качестве такого зерна может выступать архитектурная деталь, живописный прием, литературная или музыкальная форма.

Урок, построенный по типу образ-модель, дает учителю воз­можность целостно охватить и содержательный, и эмоциональ­но-образный контекст материала, а учащимся — полнее и глуб­же прочувствовать произведение, стиль, эпоху, находя при этом отзвук собственных мыслей и ощущений в предмете ис­кусства.

На уроке по типу образ-модель можно органично сочетать эмоциональные и рациональные аспекты восприятия художе­ственной культуры.

В рамках урока-исследования важно не соскользнуть на ди­дактический тон подачи материала. Этот тип урока предъяв­ляет к учителю особые требования. Исследование шедевров мировой художественной культуры на уроке — процесс вдум­чивого изучения, постоянного рассуждения и размышления педагога совместно с детьми. Учитель в контексте урока (мы имеем в виду и информативный, и художественный, и эмоцио­нально-образный контекст) не декларирует истину, а постоян­но вовлекает ребят в процесс ее открытия, делая время от вре­мени лишь небольшие комментарии.

Предлагается сочетать на уроках данного типа групповую работу с самостоятельной, индивидуальной, организовать ко­торую можно с помощью индивидуальных карт — познаватель­но-творческой карты, карты размышлений, исследовательской карты.

Урок-созерцание наи­более полно отражает природу искусства и рассчитан прежде всего на внешнее, чувственное воздействие. Искусству созер­цания с помощью наставлений и навязанных схем детей не на­учишь. Этот процесс настолько индивидуален и неповторим, насколько уникален каждый ребенок, каждый человек на земле.

На уроках созерцания важны и интонация, и особая благо­желательная атмосфера, позволяющая свободно высказывать свое мнение, задавать вопросы. Любое произведение искусст­ва существует не только в своей материальной форме (на хол­сте, в камне, в нотной записи, в слове, на кинопленке и т.д.). По-настоящему оно начинает жить и раскрывать свой глубин­ный, истинный смысл в момент его восприятия.

К числу подобных художественно-педагогических приемов относятся художественно-эмоциональное созерцание, художе­ственно-образное сравнение, художественно-психологическое наблюдение.

Урок-панорама. Широкий обзор, по­зволяющий охватить взглядом произведения одного или не­скольких стилей, разных видов искусства, в контексте изуче­ния мировой художественной культуры просто необходим. Та­кие уроки содержатся в каждом тематическом разделе курса. Они, как правило, целесообразны для итоговых, обобщающих тем либо для тем, включающих большой круг произведений и образов.

 

Распределение уроков согласно поставленным художественно-педагогическим сверхзадачам и типам.

 

1. Художественно-педагогическая сверхзадача погружение: - через образ-модель: Индуистский храм мистический аналог тела-жертвы и священной горы (урок 7); Буддийские культовые сооружения символ космоса и божественного присутствия (урок 8); Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле (урок 18 + фрагмент урока 19); Романская культура. Отображение жизни человека Сред­них веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах (урок 26); Готика. Готический храм — об­раз мира. Архитектура и скульптурный декор готического хра­ма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры. Григорианский хорал (урок 27); Взаимодействие инъ и ян основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая (урок 32);

- через созерцание: Планировка римского дома. Фреска и мозаика основные средства декора. Скульптурный портрет (урок 16); Временная символика крестово-купольного храма. Византийский стиль в мозаичном декоре (урок 19 (фрагмент урока 19 + урок 20); Фресковые росписи на тему Величания Бо­городицы. Знаменный распев (урок 23 (24); Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. Античный прин­цип «подражать природе» в живописи (урок 29); Аллегориче ские циклы Арс нова. Музыкальное течение Арс нова (урок 30); / Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма (урок 33);

через панораму: Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в пер­вобытном искусстве. Геометрический орнамент. Образность архитектурных первоэлементов (урок 3); Храмовая архитек­тура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь (урок 9); Образ мусульманского рая в архитек­туре дворцов (урок 35).

 

2.  Художественно-педагогическая сверхзадача постиже­ние:

через образ-модель: Миф — основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Древние образы. Магия и об­ряд (урок 1); Особенности римского градостроительства. Обще­ственные здания периодов республики и империи (урок 15);

через исследование: Месопотамский зиккурат — жилище бога. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства (урок 4); Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости (урок 6); Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов (урок 11); Византий­ский стиль в иконописи (урок 20 (21); Формирование москов­ской школы иконописи. Русский иконостас (урок 21 (22);

-   через созерцание: Специфика Арс нова на Севере (урок 31);

через панораму: Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика (урок 17); Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». Ар­хитектура, мозаичный и фресковый декор (урок 25).

 

3.  Художественно-педагогическая сверхзадача сравнение:

через исследование: Славянские земледельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мифа (урок 2); Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа (урок 10); Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой клас­сики (урок 12);

-   через созерцание: Скульптура Древней Греции от архаи­ки до поздней классики (урок 13); Стилистическое многообра­зие крестово-купольных храмов Древней Руси. Московская архитектурная школа (урок 22 (фрагмент урока 19 + урок 23); Образ рая в архитектуре мечетей (урок 34).

 

4. Художественно-педагогическая сверхзадача обобщение:

через образ-модель: Воплощение идеи вечной жизни в ар­хитектуре некрополей. Наземный храм — символ вечного са­мовыражения бога Ра (урок 5);

- через панораму: Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм.

Экспрессия и натурализм скульптурного декора (урок 14); Художественная культура Византии и Древней Руси (дополнительный урок 24, итоговый по теме); Художественная культура Западной Евро­пы в Средние века (урок 28, итоговый по теме).

Уроки по учебно-методическому комплекту кандидата исто­рических наук, доцента, учителя высшей квалификационной категории Л. Г. Емохоновой «Мировая художественная культу­ра» могут быть разными по форме, композиции, выбору методов и приемов работы. Учитель также свободен в подборе до­полнительного материала (частично он предлагается в прило­жениях), усиливающего эмоциональную, образно-смысловую, познавательную, исследовательскую направленность урока. За внешними характеристиками не должны теряться внутренние смысловые нити, создающие атмосферу урока, его темпоритм, гармонию содержания и композиции.

 

Классификация по типам уроков тематического раздела «Художественная культура первобытного мира»

 

Тип урока

Художественно-педагогическая сверхзадача

погружение

постижение

сравнение

обобщение

Образ-модель

 

Урок 1

 

 

Исследование

 

 

Урок 2

 

Созерцание

 

 

 

 

Панорама

Урок 3

 

 

 

 

Классификация по типам уроков тематического раздела «Художественная культура Древнего мира»

 

Тип урока

Художественно-педагогическая сверхзадача

погружение

постижение

сравнение

обобщение

Образ-модель

Уроки 7, 8

Урок 15

 

Урок 5

Исследование

 

Уроки 4, 6, 11

Уроки 10, 12

 

Созерцание

Урок 16

 

Урок 13

 

Панорама

Урок 9

Урок 17

 

Урок 14

 

Классификация по типам уроков тематического раздела «Художественная культура средних веков»

(Византия и Древняя Русь)

Тип урока

Художественно-педагогическая сверхзадача

погружение

постижение

сравнение

обобщение

Образ-модель

Урок 18

 

 

 

Исследование

 

Уроки 20 (21), 21 (22)

 

 

Созерцание

Урок 19

 

Урок 22

 

Панорама

 

 

 

Урок 24 (итоговый)

 

Классификация по типам уроков тематического раздела «Художественная культура Средних веков»

(Западная Европа и Арс нова)

 

Тип урока

Художественно-педагогическая сверхзадача

погружение

постижение

сравнение

обобщение

Образ-модель

Урок 26, 27

 

 

 

Исследование

 

 

 

 

Созерцание

Урок 29, 30

Урок 31

 

 

Панорама

 

Урок 25

 

Урок 28 (итоговый)

 

Классификация по типам уроков тематического раздела

«Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века»

 

Тип урока

Художественно-педагогическая сверхзадача

погружение

постижение

сравнение

обобщение

Образ-модель

Урок 32

 

 

 

Исследование

 

 

 

 

Созерцание

Урок 33

 

 

 

Панорама

 

 

 

Урок 34

 

 

 

 

 

 


III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

 

Раздел, тема

Количество часов

Основное содержание

Основные понятия

Форма урока

Домашнее задание

Дата

Номер урока

Вводный урок.

Язык искусства: проблема художественного образа.

1

Введение понятия МХК. Для чего человеку нужны произведения искусства. Понятие «художественный образ». Объективная и субъективная сторона «художественного образа». Классификация произведений искусства. Язык видов искусства.

Художественный образ, культура, виды изобразительного искусства

Лекция с элементами беседы и анализа произведений.

Создать свой художественный образ

 

1

Тема 1.

Художественная культура первобытного мира.

Миф - основа ранних представлений о мире.

3

 

 

1

Периодизация первобытности. Причины возникновения искусства. Виды произведений первобытности. Отличительные черты и функции первобытного искусства. Космогонические мифы. Древние образы.

Мировое древо, мировая гора, дорога. Магия и обряд. Обряд плодородия. Ритуал, посвященный Осирису

Урок развивающего обучения. 

Учебник с.14 -18 (прочитать и выполнить задания на с. 18).

 

2

Славянская древняя культура

1

Славянские земле­дельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне

Святки. Масленица. Русальная не­деля. Семик. Иван Купала.

Диалог культур.

Прочитать учебное пособие с.19-23 и выполнить задание на с. 23.

 

3

Зарождение искусства.

1

Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Геометриче­ский орнамент. Образность архитектурных первоэле­ментов.

Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко.

Урок развивающего обучения.

Прочитать учебное пособие с. 23 – 29 и выполнить задание на с. 29. Анализ видео сюжета «Стонхендж - мегалитическая культура Великобритании»

 

4

Тема 2. Художественная культура Древнего мира.

Искусство Древней Месопотамии.

14

 

 

 

1

Месопотамский зиккурат — жилище бога. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декора­тивные средства.

Зиккураты в Уре и Вави­лоне. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне

Урок развивающего обучения

Прочитать учебное пособие с. 32 – 37 и выполнить задание на с. 37, в рабочей тетради на с.3.

 

5

Искусство Древнего Египта.

2

Воплощение идеи вечной жизни в архитек­туре некрополей. Наземный храм - символ вечного самовозрождения бога Ра.

Пира­миды в Гизе. Храм Амона-Ра в Карнаке

Урок творчества

Прочитать учебное пособие с. 38 – 43 и выполнить задание на с. 43.

 

6

Магия. Декор гробниц. Канон изображе­ния фигуры на плоскости.

Гробница Рамсеса IX в Долине царей

Урок творчества

Прочитать учебное пособие с. 44 – 49 и выполнить задание на с. 49, в рабочей тетради на с.4.

 

7

Искусство Индии.

 

 

2

Индуистский храм — мистический ана­лог тела-жертвы и священ­ной горы. Роль скульптур­ного декора.

Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо

Диалог культур.

Прочитать учебное пособие с. 50 – 54 и выполнить задание на с. 54, в рабочей тетради на с.54.

 

8

Буддийские куль­товые сооружения — сим­вол космоса и божествен­ного присутствия. Особенности буддистской пластики и живописи.

Большая ступа в Санчи. Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещер­ных храмов Аджанты

Диалог культур.

Прочитать учебное пособие с. 55– 59 и выполнить задание на с. 59, в рабочей тетради на с.6.

 

9

Древняя Америка.

1

Храмовая архитек­тура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь.

Пирамида Солнца в Тео-тиуакане. Храм бога Уици-лопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке

Лекция с элементами беседы.

Прочитать учебное пособие с. 60 – 67 и выполнить задание на с. 67, в рабочей тетради на с.7.

 

10

Крито-микенская культура

1

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа.

Кносский дворец-лабиринт царя Ми-носа на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах

Урок развивающего обучения

Прочитать учебное пособие с. 68 – 73 и выполнить задание на с. 73, в рабочей тетради на с.8-9.

 

11

Искусство Древней Греции.

4

Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов.

Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики

Урок-демонстрация

Прочитать учебное пособие с. 74 – 79 и выполнить задание на с. 79.

 

12

Эволюция грече­ского рельефа от архаики до высокой классики.

Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона

Лекция с элементами беседы и анализа репродукций

Прочитать учебное пособие с. 79 – 84 и выполнить задание на с. 84, в рабочей тетради на с.10.

 

13

Скульптура Древ­ней Греции от архаики до поздней классики.

Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада

Урок творчества

Прочитать учебное пособие с. 84 – 88 и выполнить задание на с. 88.

 

14

Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора.

Спящий гермафродит. Венера Мелосская. Алтарь Зевса в Пергаме

Лекция с элементами беседы

Прочитать учебное пособие с. 94 – 99 и выполнить задание на с. 99, в рабочей тетради на с.12-13.

 

15

Древний Рим

2

Особенности римского градострои­тельства. Общественные здания периодов респуб­лики и империи.

Римский форум, Пантеон, Колизей

Урок развивающего обучения

Прочитать учебное пособие с. 100 – 105 и выполнить задание на с. 105, в рабочей тетради на с.14.

 

16

Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные сред­ства декора. Скульптурный портрет.

Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Марк Юний Брут, Октавиан Август, Константин Великий

Урок творчества

Прочитать учебное пособие с. 88 – 93 и выполнить задание на с. 93, в рабочей тетради на с.11.

 

17

Раннехристианское искусство

1

Типы христиан­ских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская сим­волика.

Мавзолей Кон­станции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равен­не. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме

Работа с мультимедийным оборудованием

Прочитать учебное пособие с. 106 – 111 и выполнить задание на с. 111, в рабочей тетради на с.15.

 

 

18

Тема 3. Художественная культура Средних веков. Византия и Русь.

13

 

 

 

7

Византийский центрально-купольный храм как обита­лище Бога на земле. Космическая и топо­графическая символика

Собор Святой Софии в Константино­поле.

Лекция с элементами беседы

Прочитать учебное пособие с. 114 – 119 и выполнить задание на с. 119, в рабочей тетради на с.16.

 

19

Временная символика крестово-купольного храма. Византийский стиль в мо­заичном декоре.

Церковь Сан-Витале в Равенне. Со­бор Св. Софии в Киеве

 

Лекция с элементами беседы

Просмотр видеосюжета. Прочитать учебное пособие с. 119-120, 123-126 и выполнить задание на с. 126, в рабочей тетради на с.17-18, 20.

 

20

Византийский стиль в иконописи. Исихазм и творчество Феофана Грека.

Икона Богоматери Владимирской Феофан Грек. Деисус иконо­стаса Благовещенского собора Московского Кремля

Урок развивающего обучения

Прочитать учебное пособие с. 126-131 и выполнить задание на с. 131, в рабочей тетради на с. 21.

 

21

Формирова­ние московской школы иконописи. Андрей Рублёв и его эпоха. Русский высокий иконостас.

Андрей Рублев.

Спас Звенигородского чина. Икона «Троица» — символ национального единения русских земель

 

Урок творчества

Просмотр видеосюжета. Прочитать учебное пособие с. 132-135, 134-135 и выполнить задание на с. 126, в рабочей тетради на с.22-23.

 

22

Стилистическое многообра­зие крестово-купольных храмов Древней Руси. Символика православного храма. Формирование местных художественных школ. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура Пскова и Новгорода. Московская архитектурная школа.

 

Собор Св. Софии в Киеве. Церковь Покрова на Нерли. Церковь Спаса Преображе­ния на Ильине в Новгороде. Успенский и Архан­гельский соборы Москов-

кого Кремля. Церковь Вознесения в Коломенском

 

Работа с мультимедийным оборудованием

Просмотр видеосюжета. Прочитать учебное пособие с. 120-123, 135-139 и выполнить задание на с. 123, 140, в рабочей тетради на с.19, 24.

 

23

 Дионисий и его школа. Формирование облика Москвы и Кремля. Архитектура и градостроительство XVI века. Живопись. Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Знаменный распев.

 

Дионисий. Фресковый цикл церкви Рождества богородицы в Ферапонтове.

Лекция с элементами беседы

Прочитать учебное пособие с. 140-145 и выполнить задание на с. 145, в рабочей тетради на с.25.

 

24

Западная Европа

3

Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». Архитекту­ра, мозаичный и фресковый декор.

 

Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере

Урок творчества

Прочитать учебное пособие с. 146-151 и выполнить задание на с. 152, в рабочей тетради на с.28.

 

25

Романская куль­тура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах.

Аббат­ство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне

Урок развивающего обучения с элементами видео просмотра

Прочитать учебное пособие с. 152-158 и выполнить задание на с. 158, в рабочей тетради на с.29.

 

26

Готика. Готиче­ский храм — образ мира. Архитектура и скульптурный декор готического храма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры. Григорианский хорал

Церковь Сен-Дени под Парижем. Собор Нотр-Дам в Париже.

Урок-практикум

Прочитать учебное пособие с. 158-164 и выполнить задание на с. 164, в рабочей тетради на с.30.

 

27

Искусство – Арс нова

3

Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в жи­вописи.

Данте Алигь-ери. «Божественная коме­дия». Джотто. Фреско­вый цикл в капелле Скро-венъи в Падуе

Урок развивающего обучения с элементами видеопросмотра.

Прочитать учебное пособие с. 172-178 и выполнить задание на с. 178, в рабочей тетради на с.33-34.

 

28

Аллегорические циклы Арс нова. Музыкальное течение Арс нова

Андрей да Бонапути. «Триумф покаяния». Испанская капелла церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Мастер «Триумфа Смерти». «Триумф Смерти». Кладбище Кампосанто в Пизе.

Урок-практикум

Прочитать учебное пособие с. 178-184 и выполнить задание на с. 148, в рабочей тетради на с. 34.

 

29

Специфика Арс нова на Севере.

Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Ренте

Урок развивающего обучения

Прочитать учебное пособие с. 184-189 и выполнить задание на с. 189, в рабочей тетради на с.35-37.

 

30

Тема 4. Художест­венная культура Дальнего и Ближ­него Вос­тока в Средние века.

Китай

3

1

Взаимодействие инь и ян — основа китай­ской культуры. Архитек­тура как воплощение мифологических и религи­озно-нравственных пред­ставлений Древнего Китая.

Храм. Неба в Пекине

Беседа с элементами анализа репродукций

Прочитать учебное пособие с. 192-201, выполнить задание на с. 201, в рабочей тетради на с.38

 

31

Япония

1

Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский Сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото

Урок творчества.

Прочитать учебное пособие с. 202-209, выполнить задание на с. 209, в рабочей тетради на с.39-40

 

32

Ближний Восток

1

Образ рая в архитектуре мечетей. Образ мусульманского рая в архитектуре

дворцов.

 

Мечеть Омейядов в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь

Регистан в Самарканде. Альгамбра в Гранаде.

Урок развивающего обучения

Прочитать учебное пособие с. 210-216, 216-225, выполнить задание на с. 216, 225, в рабочей тетради на с.41-43.

 

33

Мировая культура с древности по средневековье.

1

Базовые знания.

 

Итоговое повторение

Выполнить задание в рабочей тетради с.25-27

 

34