Математика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

Рассмотрено:                                                                          Согласовано:                                                          Утверждаю:                                                                             

на заседании  метод. совета:                                                 Зам.директора:                                                       Директор школы:                                          

Протокол №_____от «___» _______2015 г.                         ___________________                                          _______________________

                                                                             

                                                                                                 «______»___________2015 г.                                «______»______________2015 г

 

 

              

 

 

 

 

 

 

                                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 

«МАТЕМАТИКА»

 

  5  КЛАСС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Составитель:

                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                      Манакова Т.И.,

учитель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. №1897), Фундаментального ядра содержания общего образования (Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)), примерных программ основного общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)), Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования (Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения) и рабочей программы по математике 5-9 классов, линия учебников Г.К.Муравина, К.С.Муравина, О.В.Муравиной (Рабочая программа курса математики для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Сост. О.В.Муравина.– М.: Дрофа, 2011).

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане,  содержание  курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса и  результаты изучения курса (личностные, межпредметные и предметные).

Обучение математике является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию учащихся, обеспечить овладение учащимися умениями в  решении различных практических и межпредметных задач.  Математика входит в предметную область «Математика и информатика».

Основными целями курса математики 5 класса в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования являются: «осознание значения математики … в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления».

Усвоенные в курсе математики 5 класса знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин в основной и старшей школе, но и для решения практических задач в повседневной жизни.

Цель курса математики 5 класса: развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. Достижение перечисленных целей предполагает решение  следующих задач:

– формирование мотивации изучения математики, готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению;

– формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

– формирование специфических для математики  стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности, логического, алгоритмического и эвристического;

– освоение в ходе изучения математики специфических  видов деятельности, таких как построение математических моделей, выполнение инструментальных вычислений, овладение символическим языком предмета и др.;

– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, использовать компьютерные программы, Интернет при ее обработке;

– овладение учащимися математическим языком и аппаратом как средством описания и исследования явлений окружающего мира;

– овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения образования;

формирование научного мировоззрения;

воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Содержание курса математики строится на основе системно-деятельностного подхода, принципов разделения трудностей, укрупнения дидактических единиц, опережающего формирования ориентировочной основы действий, принципов позитивной педагогики.

Системно-деятельностный подход предполагает  ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Принцип разделения трудностей. Математическая деятельность, которой должен овладеть школьник, является комплексной, состоящей из многих компонентов. Именно эта многокомпонентность является основной причиной испытываемых школьниками трудностей. Концентрация внимания на обучении отдельным компонентам делает материал доступнее.

Для осуществления принципа необходимо правильно и последовательно выбирать компоненты для обучения. Если некоторая математическая деятельность содержит в себе творческую и техническую компоненту, то согласно принципу разделения трудностей, они изучаются отдельно, а затем интегрируются.

Когда изучаемый материал носит алгоритмический характер, для отработки и осознания каждого шага алгоритма в учебнике составляется система творческих заданий. Каждое следующее задание в системе опирается на результат предыдущего, применяется сформированное умение, новое знание. Так постепенно формируется весь алгоритм действия.

Принцип укрупнения дидактических единиц. Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) – это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Она обладает качествами системности и целостности, устойчивостью во времени и быстрым проявлением в памяти. Принцип  УДЕ предполагает совместное изучение взаимосвязанных действий, операций.

Принцип опережающего формирования ориентировочной основы действия (ООД) заключается в формировании у обучающегося представления о цели, плане и средствах осуществления некоторого действия. Полная ООД обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в некотором диапазоне ситуаций. ООД составляется учениками совместно с учителем в ходе выполнения системы заданий. Отдельные этапы ООД включаются в опережающую систему упражнений, что дает возможность подготовить базу для изучения нового материала и увеличивает время на его усвоение.

Принципы позитивной педагогики заложены в основу педагогики сопровождения, поддержки и сотрудничества учителя с учеником. Создавая интеллектуальную атмосферу гуманистического образования, учитель формирует у обучающихся критичность, здравый смысл и рациональность. В процессе обучения учитель воспитывает уважением, ответственностью и участием. В общении с учителем и товарищами по обучению передаются, усваиваются и вырабатываются приемы жизненного роста как цепь процедур самоидентификации, самоопределения, самоактуализации и самореализации в  результате которых формируется творчески-позитивное отношение к себе, к социуму и к окружающему миру в целом, вырабатывается жизнестойкость, расширяются возможности и перспективы здоровой жизни полной радости и творчества.

 

Общая характеристика курса

В 5 классе основное внимание уделяется арифметике и формированию вычислительных навыков, наглядной геометрии, математика в историческом развитии. В своей совокупности они учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно ёмком и практически значимом материале.

Раздел «Арифметика» призван способствовать приобретению практических навыков вычислений, необходимых для повседневной жизни. Он служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Раздел «Математика в историческом развитии»  способствует повышению общекультурного уровня школьников, пониманию роли математики в общечеловеческой культуре, значимости математики в развитии цивилизации и современного общества. Время на изучение этого раздела дополнительно не выделяется, усвоение его не контролируется, хотя исторические аспекты вплетаются в основной материал всех разделов курса.

 

 

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план на изучение математики в 5 классе отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов.

 

Содержание учебного предмета

АРИФМЕТИКА

Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем.

Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами.

Делители и кратные. Свойства и признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.

Дроби. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.

Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Проценты. Нахождение процентов от величины, величины по ее процентам. Отношение. Выражение отношения в процентах. Пропорция. Основное свойство пропорции.

Решение текстовых задач на проценты.

АЛГЕБРА

Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразования выражений на основе свойств арифметических действий.

МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби. Старинные системы записи чисел. Делимость чисел. Решето Эратосфена. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, Индии, на Руси. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. История появления процентов.

История развития геометрии. Пифагор, Геродот, Фалес. Нахождение объемов тел. Архимед, И. Ньютон,  Г. Лейбниц.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

 

В личностных результатах сформированность:

– ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к самореализации и самообразованию на основе развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, заинтересованность в приобретении и расширении математических знаний и способов действий;

– коммуникативной компетентности в общении, в учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности по предмету, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию и вести конструктивный диалог, приводить примеры и контрпримеры, а также  понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

– целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  и общественной практики;

– логического мышления: критичности (умение распознавать логически некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения, постановка задач, формулировка проблем, исследовательский проект и др.).

 

В метапредметных результатах сформированность:

– способности самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;

–– умения находить необходимую информацию в различных источниках (в справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в различной форме (словесной, табличной, графической, символической), обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными или коммуникативными задачами;

– владения приемами умственных действий: определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых и причинно-следственных связей, построения умозаключений индуктивного, дедуктивного характера или по аналогии;

– умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.

В предметных результатах сформированность:

– умений работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический, табличный);

– умения использовать базовые понятия из основных разделов содержания;

– представлений о числе;  практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, вычислительной культуры;

– представлений о простейших геометрических фигурах, пространственных телах и их свойствах; и умений в их изображении;

– умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов простейших геометрических фигур;

– умения использовать символьный язык алгебры, приемы тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений;

– умения применять изученные понятия, аппарат различных разделов курса к решению межпредметных задач и задач повседневной жизни.

 


Календарно - тематическое планирование, математика, 5 класс, 175 часов 

№ урока

 

Наименование тем

Дата

Характеристика основных видов деятельности ученика

 

Тип урока

Виды контроля

 

ГЛАВА 1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И НУЛЬ, 27 ч

 

1. Десятичная система счисления. 4 ч

1

Натуральные числа и нуль.

 

Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные. Находить сумму цифр числа и сумму разрядных слагаемых

 

комбинированный

 

2

Разряды и классы.

 

комбинированный

 

3

Правила записи и чтения чисел.

 

обобщение и систематизация знаний

МД

4

Систематизация и обобщение знаний по теме

 « Десятичная система счисления».

 

обобщение и систематизация знаний

СР

 

2.Сравнение чисел. 4 ч

5

Сравнение чисел

 

Сравнивать и упорядочивать натуральные числа.

Читать равенства,  строгие и нестрогие неравенства.

Различать и называть равенства и неравенства, строгие и нестрогие неравенства, двойные неравенства.

Опровергать утверждения с помощью контрпримера.

Решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц, а также увеличение и уменьшение в несколько раз

 

проблемный урок

МД

6

Числовые неравенства.

 

комбинированный

Т

7

Строгие и нестрогие неравенства.

 

объяснение нового материала

МД

8

Двойные неравенства

 

комбинированный

СР

 

3. Шкалы и координаты. 4 ч

9

Единицы измерения длины и массы

 

Читать и записывать единицы измерения длины и массы.

Снимать показания приборов.

Выражать одни единицы измерения  длины и массы в других единицах.

Строить на координатном луче точки по заданным координатам; определять координаты точек

 

объяснение нового материала

СР

10

Шкалы и координаты. Цена деления.

 

учебный практикум

 

11

Координатный луч. Координата точки

 

комбинированный

МД

12

Систематизация и обобщение знаний по теме «Шкалы и координаты»

 

обобщение и систематизация знаний

МД

13

Контрольная работа  № 1  по теме: «Сравнение чисел»

 

проверка ЗУН

КР

4. Геометрические фигуры. 5 ч

14

Отрезок, длина отрезка.

 

Различать и называть геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок, луч, угол, прямоугольник, квадрат, многоугольник, окружность.

Распознавать на чертежах, рисунках в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские, пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире.

Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.

Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать один единицы измерения длины через другие

частично поисковый

 

15

Окружность

 

комбинированный

 

16

Взаимное расположение двух прямых: пересечение и параллельность.

 

учебный практикум

МД

17

Луч. Угол. Параллелограмм.

 

объяснение нового материала

 

18

Многоугольник

 

комбинированный

СР

 

5. Равенство фигур. 3 ч

19

Равенство фигур

 

Находить и называть равные фигуры. Построение равных фигур с помощью кальки. Изображать равные фигуры.

Исследовать и описывать свойства диагоналей прямоугольника, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование.

Решать задачи на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников

объяснение нового материала

 

20

Равенство окружностей и кругов

 

объяснение нового материала

 

21

Систематизация и обобщение знаний по теме «Равенство фигур».

 

обобщение и систематизация знаний

ФО

 

6. Измерение углов. 5 ч

22

Угол. Градусная мера углов.

 

Измерять с помощью инструментов и сравнивать величины углов.

Строить с помощью транспортира углы заданной величины.

Находить на рисунке смежные и вертикальные углы.

Исследовать сумму углов в треугольнике, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование

 

объяснение нового материала

 

23

Сумма и разность углов

 

учебный практикум

 

24

Смежные углы

 

учебный практикум

СР

25

Биссектриса угла

 

объяснение нового материала

 

26

Вертикальные углы. Виды треугольников.

 

 

частично поисковый

 

27

Контрольная работа   № 2  по теме: «Геометрические фигуры»

 

проверка ЗУН

КР

 

ГЛАВА 2. ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ,  29 ч

 

7. Числовые выражения и их значения. 6

28

Числовые выражения и их значения

 

Читать и записывать числовые выражения.

Выполнять вычисления с натуральными числами, находить значение выражения.

Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты.

Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем, составлять план решения, записывать решения с пояснениями, оценивать полученный ответ, проверяя ответ на соответствие условию

обобщение и систематизация знаний

Т

29

Сравнения значения выражений.

 

объяснение нового материала

 

30

Оценивание результатов вычислений.

 

частично поисковый

 

31

Приёмы решения задач на движение.

 

учебный практикум

 

32

Закрепление темы: «Приёмы решения задач на движение».

 

учебный практикум

 

33

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Задачи на движение».

 

обобщение и систематизация знаний

 

 

8. Площадь прямоугольника. 6 ч

34

Формулы площади прямоугольника и квадрата.

 

Вычислять значения степеней. Находить значение числового выражения, содержащего степени чисел.

Пользоваться таблицами квадратов и кубов чисел.

Вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади квадрата и прямоугольника.

Выражать одни единицы измерения площади через другие.

Решать задачи на нахождение площадей квадратов и прямоугольников.

Исследовать площадь прямоугольников с заданным периметром.

Исследовать простейшие числовые закономерности.

 

 

объяснение нового материала

МД

35

Степень. Показатель и основание степени.

 

комбинированный

 

36

Возведение чисел в квадрат.

 

проблемный

 

37

Единицы площади.

 

учебный практикум

Т

38

Запись суммы разрядных слагаемых в виде степени числа 10.

 

объяснение нового материала

Т

39

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Площадь прямоугольника»

 

обобщение и систематизация знаний

СР

 

9. Объём прямоугольного параллелепипеда. 4 ч

40

Объём прямоугольного параллелепипеда

 

Изготавливать пространственные тела из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса.

Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость.

Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда. Выражать одни единицы измерения объема через другие.

Решать задачи на нахождение объемов кубов и прямоугольных параллелепипедов

объяснение нового материала

Т

41

Пирамида и её элементы

 

учебный практикум

 

42

Вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда.

 

частично поисковый

 

43

Задачи на производительность труда

 

учебный практикум

 

44

Контрольная работа  № 3  по теме: «Числовые выражения»

 

проверка ЗУН

КР

 

10.  Буквенные выражения. 6 ч.

45

Законы арифметических действий

 

Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач.

Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.

Формулировать свойства арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения.

Составлять буквенные выражения  по условиям задач

объяснение нового материала

Т

46

Буквенное выражение. Законы буквенного выражения.

 

учебный практикум

Т

47

Преобразование буквенного выражения нам основе законов арифметических действий.

 

учебный практикум

 

48

Решение задач с помощью составления буквенных выражений

 

комбинированный

МД

49

Закрепление темы «Решение задач с помощью составления буквенных выражений».

 

комбинированный

МД

50

Решение задач на движение

 

учебный практикум

 

 

11. Формулы и уравнения. 5 ч

51

Формулы

 

Моделировать несложные зависимости с помощью формул; выполнять вычисления по формулам. Использовать знания о зависимостях между величинами (скорость, время, расстояние; работа, производительность, время и т.п.) при решении текстовых задач.

Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами действий.

Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем, таблиц; составлять план решения, записывать решения с пояснениями, оценивать полученный ответ, проверяя ответ на соответствие условию

комбинированный

Т

52

Решение задач с использованием формул

 

проблемный

 

53

Решение задач на движение двух объектов

 

учебный практикум

 

54

Уравнение

 

частично поисковый

Т

55

Решение задач с помощью уравнений

 

частично поисковый

 

56

Контрольная работа  № 4  по теме: «Числовые  и буквенные выражения»

 

проверка ЗУН

КР

 

ГЛАВА 3. ДОЛИ И ДРОБИ, 13 ч

 

12. Понятие о долях и дробях. 6 ч

57

Доли, как части целого.

 

Моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби. Читать и записывать дроби.

Строить на координатной прямой точки по заданным координатам, представленным в виде обыкновенных дробей; определять координаты точек.

Решать задачи на части (нахождение части от целого и целого по его части)

комбинированный

 

58

Дробь, как часть целого.

 

частично поисковый

 

59

Сравнение долей. Доли от числа, число по его доли.

 

учебный практикум

 

60

Решение задач на нахождение части числа

 

проблемный

Т

61

Решение задач на нахождение числа по его части

 

учебный практикум

МД

62

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Доли и дроби»

 

обобщение и систематизация знаний

СР

 

13. Сложение и вычитание дробей с равными знаменателями. Умножение дроби на натуральное число. 3 ч

63

Сложение и вычитание дробей с равными знаменателями.

 

Складывать и вычитать дроби с равными знаменателями.

Умножать дроби на натуральные числа.

Исследовать закономерности с обыкновенными дробями, проводить числовые эксперименты.

 

 

объяснение нового материала

Гр. Д

64

Умножение дроби на натуральное число

 

 

Т

65

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание дробей с равными знаменателями. Умножение дроби на натуральное число».

 

учебный практикум

 

 

14. Треугольники. 3 ч

 

66

Площадь треугольника

 

Проводить высоты в произвольных треугольниках.

Вычислять площади треугольников.

Находить сумму углов треугольника

объяснение нового материала

МД

67

Нахождение площади и углов треугольника

 

учебный практикум

МД

68

Теорема. Теорема Пифагора.

 

объяснение нового материала

 

69

Контрольная работа  № 5 по теме: «Доли и дроби».

 

проверка ЗУН

КР

 

ГЛАВА 4. ДЕЙСТВИЯ С ДРОБЯМИ, 28 ч

 

15. Дробь как результат деления натуральных чисел, 5 ч

70

Дробь как результат деления натуральных чисел

 

Выполнять сложение и вычитание со смешанными числами.

Переводить неправильную дробь в смешанное число и обратно.

Решать задачи на дроби

объяснение нового материала

МД

71

Смешанное число.

 

частично поисковый

 

72

Перевод неправильной дроби в смешанное число и обратно

 

проблемный

 

73

Уравнения со смешанными числами

 

учебный практикум

СР

74

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Дробь как результат деления натуральных чисел».

 

обобщение и систематизация знаний

 

 

16. Деление дроби на натуральное число. Основное свойство дроби. 4 ч

75

Деление дроби на натуральное число

 

Делить дроби на натуральные числа.

Формулировать, записывать с помощью букв основное свойство обыкновенной дроби, правила действия с обыкновенными дробями.

Сокращать дроби

 

объяснение нового материала

 

76

Основное свойство дроби

 

частично поисковый

МД

77

Сокращение дробей

 

комбинированный

 

78

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Деление дроби на натуральное число. Основное свойство дроби»

 

обобщение и систематизация знаний

 

 

17. Сравнение дробей. 3 ч

79

Сравнение дробей с равными числителями или  равными знаменателями.

 

Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их.

Применять сравнение дробей при решении задач

объяснение нового материала

 

80

Сравнение дробей с разными числителями и разными знаменателями.

 

частично поисковый

МД

81

Различные приёмы сравнения дробей.

 

комбинированный

 

82

Контрольная работа  № 6 по теме: «Действия с дробями»

 

проверка ЗУН

КР

 

18. Сложение и вычитание дробей. 4 ч

83

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с  разными знаменателями.

 

Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.

Применять сложение и вычитание дробей при решении задач.

Исследовать закономерности с обыкновенными дробями, проводить числовые эксперименты

объяснение нового материала

 

84

Сложение и вычитание смешанных чисел.

 

комбинированный

 

85

Закрепление темы: «Сложение и вычитание дробей»

 

комбинированный

СР

86

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание дробей»

 

обобщение и систематизация знаний

Т

 

19. Умножение на дробь. 4 ч

87

Умножение натурального числа на дробь и дроби на дробь.

 

Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.

Применять сложение и вычитание дробей при решении задач.

Исследовать закономерности с обыкновенными дробями, проводить числовые эксперименты

объяснение нового материала

 

88

Умножение смешанных чисел

 

частично поисковый

 

89

Закрепление  темы «Умножение на дробь»

 

комбинированный

МД

90

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Умножение на дробь»

 

обобщение и систематизация знаний

 

 

20. Деление на дробь. 6 ч.

91

Взаимно обратные дроби. Деление числа на дробь.

 

Делить дроби и смешанные числа.

Решать задачи на части (нахождение части от целого, целого по его известной части, какую часть составляет одна величина от другой).

Выполнять все действия с дробями

 

объяснение нового материала

 

92

Деление на смешанное число

 

частично поисковый

 

93

Решение задач на нахождение целого по его дроби.

 

учебный практикум

СР

94

Вычисления с дробями

 

объяснение нового материала

 

95

Приёмы быстрого деления на 5,25,50

 

частично поисковый

 

96

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Деление на дробь»

 

обобщение и систематизация знаний

СР

97

Контрольная работа  № 7  по теме: «Действия с дробями. Умножение и деление дробей»

 

проверка ЗУН

КР

 

ГЛАВА 5. ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ, 42 ч

 

21. Понятие десятичной дроби. 3 ч

98

Понятие десятичной дроби

 

Записывать и читать десятичные дроби.

Умножать и делить на 10, 100, 1000 и т.д.

Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных.

Строить на координатной прямой точки по заданным координатам, представленных в виде десятичных дробей; определять координаты точек

объяснение нового материала

 

99

Переход от обыкновенной дроби к десятичной.

 

частично поисковый

МД

100

Умножение и деление десятичных дробей на 10,100 и на 1000.

 

комбинированный

Т

 

22. Сравнение десятичных  дробей. 4 ч

101

Десятичные координаты точки

 

Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Выполнять вычисления с десятичными дробями.

Исследовать закономерности с десятичными дробями

объяснение нового материала

МД

102

Сравнение  чисел с помощью координатного луча

 

учебный практикум

 

103

Сравнение десятичных  дробей

 

комбинированный

 

104

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Сравнение десятичных  дробей».

 

обобщение и систематизация знаний

Т

 

23. Сложение и вычитание десятичных  дробей. 6 ч

105

Сложение десятичных  дробей

 

Складывать и вычитать десятичные дроби.

Находить сумму разрядных слагаемых десятичных дробей.

объяснение нового материала

МД

106

Сложение десятичных  дробей

 

систематизация знаний

 

107

Вычитание десятичных  дробей

 

частично поисковый

МД

108

Вычитание десятичных  дробей

 

систематизация знаний

 

109

Расстояние между точками координатного луча по их координатам

 

комбинированный

 

110

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных  дробей»

 

обобщение и систематизация знаний

 

111

Контрольная работа  № 8 по теме: «Десятичные дроби»

 

 

проверка ЗУН

КР

 

24.Умножение десятичных  дробей. 7 ч

112

Умножение десятичных  дробей

 

Умножать десятичные дроби.

Применять умножение десятичных дробей к решению задач

 

объяснение нового материала

 

113

Умножение десятичных  дробей

 

комбинированный

 

114

Закрепление темы «Умножение десятичных дробей»

 

учебный практикум

 

115

Решение задач по теме: «Умножение десятичных  дробей»

 

учебный практикум

Т

116

Решение задач по теме «Умножение десятичных дробей»

 

учебный практикум

 

117

Умножение десятичных  дробей на 10,100,1000

 

комбинированный

 

118

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Умножение десятичных  дробей»

 

обобщение и систематизация знаний

МД

 

25. Деление десятичной дроби на натуральное число. 5 ч

119

Деление десятичной дроби на натуральное число

 

Делить десятичные дроби на натуральное число.

Решение задач с использованием деления десятичной дроби на натуральное число

объяснение нового материала

 

120

Деление десятичной дроби на натуральное число в столбик.

 

частично поисковый

 

121

Закрепление  темы «Деление десятичной дроби на натуральное число»

 

комбинированный

Т

122

Деление десятичных дробей на 10,100,1000

 

комбинированный

 

123

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число»

 

обобщение и систематизация знаний

МД

124

Контрольная работа  № 9  по теме: «Десятичные дроби»

 

 

проверка ЗУН

КР

 

26. Бесконечные десятичные дроби. 3 ч

125

Перевод обыкновенных дробей в десятичные.

 

Читать и записывать десятичные периодические дроби.

Находить десятичные приближения обыкновенных дробей. Выполнять прикидку и оценку вычислений.

Проводить несложные исследования, связанные с десятичными дробями, опираясь на числовые эксперименты.

объяснение нового материала

 

126

Периодические дроби.

 

учебный практикум

 

127

Сравнение десятичных периодических дробей.

 

частично поисковый

 

 

27. Округление чисел. 3 ч

128

Представление о приближенных значениях величин. Приближение числа с некоторой точностью.

 

Округлять десятичные дроби. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычисления

объяснение нового материала

 

129

Округление десятичных  дробей

 

частично поисковый

Т

130

Закрепление  темы «Округление десятичных  дробей»

 

комбинированный

 

 

28. Деление на десятичную дробь. 6 ч

131

Деление на десятичную дробь

 

Выполнение всех арифметических действий с десятичными и обыкновенными дробями.

Решение задач с десятичными и обыкновенными дробями.

объяснение нового материала

 

132

Деление на десятичную дробь

 

 

 

133

Деление на десятичную дробь

 

 

СР

134

Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями.

 

учебный практикум

 

135

Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями.

 

учебный практикум

 

136

Закрепление темы: «Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями»

 

комбинированный

Т

137

Контрольная работа  № 10  по теме: «Действия с десятичными дробями»

 

проверка ЗУН

КР

 

29. Процентные расчёты. 7 ч

138

Понятие процента. Правило чтения процентов.

 

Объяснять, что такое процент. Представлять проценты в дробях и дроби в процентах. Осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их. Решать задачи на проценты

 

 

 

 

объяснение нового материала

 

139

Нахождение процента от числа

 

проблемный

 

140

Нахождение числа по его процентам.

 

 

проблемный

 

141

Решение задач на нахождение  процента от величины

 

 

учебный практикум

 

142

Решение задач на  увеличение величины на несколько процентов.

 

частично поисковый

МД

143

Закрепление темы: «Решение задач на

проценты»

 

учебный практикум

Т

144

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Процентные расчёты».

 

обобщение и систематизация знаний

 

 

30. Среднее арифметическое чисел. 5 ч

145

Понятие среднего арифметического чисел

 

Находить среднее арифметическое чисел.

Выполнять практические работы по нахождению средней длины шага, среднего роста учеников класса, скорости чтения и др.

частично поисковый

 

146

Изображение среднего арифметического двух чисел на координатном луче

 

учебный практикум

 

147

Понятие средней скорости

 

проблемный

МД

148

Решение задач на нахождение среднего арифметического

 

Учебный практикум

 

149

Закрепление темы: «Среднее арифметическое чисел»

 

комбинированный

 

150

Контрольная работа № 11 по теме: «Десятичные дроби»

 

проверка ЗУН

КР

 

ГЛАВА 6.  ПОВТОРЕНИЕ, 22 ч

 

31. Натуральные числа. 4 ч

151

Числовые выражения и их значения

История формирования понятия натурального числа и нуля

 

Округлять натуральные числа.

Пользоваться таблицами квадратов и кубов чисел.

Пользоваться римской системой счисления.

Выполнять арифметические действия с натуральными числами и нулем

 

комбинированный

 

152

Буквенные выражения. История развития знаков действий и буквенной символики

 

комбинированный

 

153

Формулы Старинные системы записи чисел: славянская, римская система

 

комбинированный

 

154

Уравнения

 

комбинированный

 

32. Обыкновенные дроби. 4 ч

155

Сравнение дробей. История развития обыкновенных дробей в Индии, в России. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме.

 

Выполнять действия с обыкновенными дробями.

Пользоваться справочными материалами, предметным указателем, списком дополнительной литературой учебника

комбинированный

 

156

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

 

комбинированный

 

157

Умножение на дробь

 

комбинированный

СР

158

Деление на дробь Старинные монеты на Руси. Метрическая система мер

 

комбинированный

 

 

33. Десятичные дроби. 4 ч

159

Сложение и вычитание десятичных дробей

Старинные системы мер.

 

 

комбинированный

 

160

Умножение десятичных дробей

 

учебный практикум

СР

161

Деление на десятичную дробь

 

учебный практикум

 

162

Проценты. История изучения процентных расчетов

 

Учебный практикум

СР

 

Геометрический материал. 2 ч

163

Треугольник

 

 

учебный практикум

 

164

Объёмные геометрические фигуры

 

комбинированный

СР

 

Текстовые задачи. 4ч

165

Решения задач на движение.

 

 

учебный практикум

 

166

Решение задач на нахождение части числа

 

учебный практикум

 

167

Решение задач на нахождение числа по его части

 

учебный практикум

 

168

Решение сюжетных задач

 

учебный практикум

 

169

Итоговая контрольная работа

 

проверка ЗУН

КР

170

Заключительный урок. Анализ итоговой контрольной работы.

 

 

 

 

 

Итого:

170

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Рабочая программа курса математики для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Сост. О.В.Муравина.– М.: Дрофа, 2011.

    Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2012.

  2. Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. . – М.: Дрофа, 2012

  3. Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5-6 классы. Дидактические материалы. – М.: Дрофа,2012

  4. Комплект таблиц по математике. 5-6 классы.

  5. Комплект портретов для кабинета математики

  6. СD-ROM «Математика. 5-11 классы»

  7. СD-ROM «Интерактивная математика». 5-9

  8. СD-ROM «Математика. 5 класс». Мультимедийное приложение к учебнику

     

    Дополнительная литература для учащихся

    Башмаков М.И. Математика в кармане «Кенгуру». Международные олимпиады школьников. – М.: Дрофа, 2011.

    Коликов А.Ф., Коликов А.В. Изобретательность в вычислениях. – М.: Дрофа, 2009.

    Петров В.А. Математика. 5-11 классы. Прикладные задачи. – М.: Дрофа, 2010.

  1. Шарыгин И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы. – М.: Дрофа, 2010

     

    Методические пособия для учителя

Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс. Методическое пособие. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2007.

 

Технические средства

Персональный компьютер

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
  2. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль
  3. Комплект стереометрических тел (демонстрационный и раздаточный)

  1. Набор планиметрических фигур