Алгебра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

Рассмотрено:                                                                          Согласовано:                                                          Утверждаю:                                                                             

на заседании  метод. совета:                                                 Зам.директора:                                                       Директор школы:                                          

Протокол №_____от «___» _______2015 г.                         ___________________                                          _______________________

                                                                              

                                                                                                 «______»___________2015 г.                                «______»______________2015 г

 

 

              

 

 

 

 

 

 

                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 

«АЛГЕБРА и НАЧАЛА АНАЛИЗА»

 

10  КЛАСС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Составитель:

                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                      Манакова Т.И.,

учитель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

к рабочей программе по алгебре,

10 класс

 

Статус документа

 

Настоящая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса общеобразовательной школы создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы  общеобразовательных учреждений по алгебре и началам анализа для 10 – 11 класса, составитель Т.А.Бурмистрова, - М.: Просвещение, 2010 к учебнику Алгебра и начала анализа авторов Алимов Ш А, Колягин Ю М и др.

Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Данный учебный предмет входит образовательную область – математика.

Срок реализации программы – 1 год.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», вводится линия «Начала математического анализа».

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • ·                    систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
  • ·                    расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
  • ·                    развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.

 

Цели учебного предмета

 

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • ·                    формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • ·                    развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • ·                    овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • ·                    воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

 

Задачи

 

  • ·                    предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
  • ·                    обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
  • ·                    обеспечить базу математических знаний, достаточную для будущей профессиональной деятельности или последующего обучения в высшей школе;
  • ·                    сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
  • ·                    развивать  математические и творческие способности учащихся;
  • ·                    подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути;
  • ·                    расширить понятие множества чисел (от натурального до действительного);
  • ·                    изучить степенную, показательную, логарифмическую функции их свойства и графики;
  • ·                    овладеть основными способами решения показательных, логарифмических, иррациональных уравнений и неравенств;
  • ·                    познакомить учащихся с тригонометрической формой записи действительного числа и её свойствами;
  • ·                    рассмотреть преобразование тригонометрических выражений (включая решение уравнений) по формулам как алгебраическим, так и тригонометрическим.
  • ·                     
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • ·                    построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
  • ·                    выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
  • ·                    самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
  • ·                    проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
  • ·                    самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

 

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, тесты,  наблюдение, работа по карточке.

Виды организации учебного процесса:

самостоятельные работы, контрольные работы, лекции, практикумы.

Межпредметные и межкурсовые связи:

физика: «Действительные числа»,«Степенная функция», «Логарифмическая    функция», «Логарифмические уравнения», «Показательные уравнения, . «Объемы многогранников»

химия – «Действительные числа»,

биология - « Действительные числа», «Показательная функция».

 

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

 

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ для обязательного  изучения алгебры  на этапе основного общего образования в 10 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.  Программа рассчитана на 64 ч.

Плановых контрольных работ – 7.

 

Требования к уровню подготовки десятиклассников

 

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

  • ·                    значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • ·                    значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа;
  • ·                    универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.

Уметь:

  • ·                    выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
  • ·                    проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
  • ·                    вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ·                    практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

 

 

 

Основное содержание учебного курса

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

Контрольная работа

1

Действительные числа

8

№1

2

Степенная функция

8

№ 2

3

Показательная функция

7

№ 3

4

Логарифмическая функция

12

№ 4

5

Тригонометрические формулы

16

№ 5

6

Тригонометрические уравнения

12

№ 6

7

Резерв учебного времени. Итоговое повторение курса математики 10 класса

6

№  7 (итоговая тестовая работа)

 

Всего

68

7

 

  1. 1.                  Действительные числа (8 часов).

Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателями.

Основная  цель — обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений.

Необходимость расширения множества натуральных чисел до действительных мотивируется возможностью выполнять действия, обратные сложению, умножению и возведению в степень.    Рассмотренный в начале темы способ обращения бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную обосновывается свойствами сходящихся числовых рядов, в частности, нахождением суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Действия над иррациональными числами строго не определяются а заменяются действиями над их приближенными значениями — рациональными числами.

В связи с рассмотрением последовательных рациональных приближений иррационального числа, а затем и степени с иррациональным показателем на интуитивном уровне вводится понятие предела последовательности.

Арифметический корень натуральной степени n > 2 из неотрицательного числа и его свойства излагаются традиционно. Учащиеся должны уметь вычислять значения корня с помощью определения и свойств и выполнять преобразования выражений, содержащих корни.

Степень с иррациональным показателем поясняется на конкретном примере. Здесь же формулируются свойства степени с действительным показателем, которые будут использоваться при решении уравнений, неравенств, исследовании функций.

Знать:

Ÿ     понятие натурального числа;

Ÿ     понятие целого числа;

Ÿ     понятие действительного числа;

Ÿ     понятие модуля числа;

Ÿ     понятие арифметического корня n –й степени и его свойства;

Ÿ     свойства степени с действительным показателем.

Уметь:

Ÿ     уметь находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;

Ÿ     обращать бесконечно периодическую дробь в обыкновенную;

Ÿ     уметь выполнять преобразования выражений, содержащих арифметические корни.

2. Степенная функция (8 часов)

Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.

Основная  цель — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций с натуральным и целым показателями и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.

Рассмотрение свойств степенных функций и их графиков проводится поэтапно, в зависимости от того, каким числом является показатель: 1) четным натуральным числом; 2) нечетным натуральным числом; 3) числом, противоположным четному числу; 4) числом, противоположным нечетному числу; 5) положительным нецелым числом; б) отрицательным нецелым числом (свойства функций в пп. 5 и 6 изучать необязательно).

Обоснования свойств степенной функции не проводятся, они следуют из свойств степени с действительным показателем. Рассмотрение равносильности уравнений, неравенств и систем уравнений и свойств равносильности проводятся в связи с предстоящим изучением иррациональных уравнений и неравенств.

Основным методом решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнений в степень с целью перехода к рациональному уравнению-следствию данного.

Иррациональные неравенства не являются обязательными для изучения всеми учащимися. При их изучении основным способом решения является сведение неравенства к системе рациональных неравенств, равносильной данному неравенству.

Знать:

Ÿ     свойства степенной функции во всех её разновидностях;

Ÿ     определение  и свойства взаимно обратных функций;

Ÿ     определения равносильных уравнений и уравнения-следствия;

Ÿ     понимать причину появления посторонних корней и потери корней;

Ÿ     что при возведении в натуральную степень обеих частей уравнения получается уравнение – следствие;

Ÿ     при решении неравенства можно выполнять только равносильные преобразования;

Ÿ     что следует избегать деления обеих частей уравнения(неравенства) на выражение с неизвестным.

Уметь:

∙  схематически строить график степенной функции в зависимости

от принадлежности показателя степени;

Ÿ     перечислять свойства;

Ÿ     выполнять преобразования уравнений, приводящие к уравнениям-следствиям;

Ÿ     решать иррациональные уравнения и неравенства.

3Показательная функция(7 часов )

Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения.  Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.

Основная  цель - изучить свойства показательной функции, научить решать показательные уравнения и неравенства, простейшие  системы показательных уравнений и неравенств..

Свойства показательной функции полностью следуют из свойств степени с действительным показателем. Решение простейших показательных уравнений. Решение большинства показательных уравнений и неравенств сводится к решению простейших. Так как в ходе решения предлагаемых в этой теме показательных уравнений равносильность не нарушается, то проверка найденных корней необязательна. Здесь системы уравнений и неравенств решаются с помощью равносильных преобразований: подстановкой, сложением или умножением, заменой переменных и т. д.

Знать:

Ÿ     определение и свойства показательной функции;

Ÿ     способы решения показательных уравнений.

Уметь:

Ÿ     уметь строить график показательной функции в зависимости от значения основания а;

Ÿ     описывать по графику свойства;() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами

Ÿ     применять знания о свойствах показательной функции к решению прикладных задач;

 

Ÿ     решать уравнения, используя тождественные преобразования на основе свойств степени, с помощью разложения на множители выражений, содержащих степени, применяя способ замены неизвестной степени новым неизвестным;

Ÿ     решать показательные неравенства на основе свойств монотонности показательной функции;

Ÿ     решать системы показательных уравнений и неравенств.

4. Логарифмическая функция (12часов)

Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.

Основная цель — сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении простейших логарифмических уравнений и неравенств.

До этой темы в курсе алгебры изучались такие функции, вычисление значений которых сводилось к четырем арифметическим действиям и возведению в степень. Для вычисления значений логарифмической функции нужно уметь находить логарифмы чисел, т. е. выполнять новое для учащихся действие — логарифмирование.

Доказательство свойств логарифма опирается на его определение. На практике рассматриваются логарифмы по различным основаниям, в частности по основанию 10 (десятичный логарифм) и по основанию е (натуральный логарифм), отсюда возникает необходимость формулы перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию. Так как на инженерном микрокалькуляторе есть клавиши 1g и ln, то для вычисления логарифма по основаниям, отличным от 10 и е, нужно применить формулу перехода.

Свойства логарифмической функции активно используются при решении логарифмических уравнений и неравенств.

Изучение свойств логарифмической функции проходит совместно с решением уравнений и неравенств.

При решении логарифмических уравнений и неравенств выполняются различные их преобразования. При этом часто нарушается равносильность .Поэтому  при решении логарифмических уравнений необходима проверка найденных корней . .Поэтому  при решении логарифмических неравенств нужно следить за тем ,чтобы равносильность не нарушалась ,так как проверку решения неравенства осуществить сложно, а в ряде случаев невозможно.

. Знать:

Ÿ     понятие логарифма числа и основное логарифмическое тождество;

Ÿ     основные свойства логарифмов;

Ÿ     понятие десятичного и натурального логарифмов;

Ÿ     определение логарифмической функции;

Ÿ     свойства логарифмической функции и её график.

Уметь:

  • ·                    применять свойства логарифмов для  преобразований логарифмических выражений;

Ÿ     применять формулу перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию;

Ÿ     применять свойства логарифмической функции при сравнении значений выражений и решении простейших логарифмических уравнений и неравенств;

Ÿ     решать различные логарифмические уравнения и их системы с использованием свойств логарифмов и общих методов решения уравнений;

Ÿ     решать логарифмические неравенства на основании свойств логарифмической функции.

5. Тригонометрические формулы (16 часов )

Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом я тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов а и —а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.

Основная  цель - сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения siп х = а, соsх = а при а = 1, —1, 0.

Рассматривая определения синуса и косинуса действительного числа а, естественно решить самые простые уравнения, в которых требуется найти число а, если синус или косинус его известен, например уравнения siпа = 0, соs а = 1 и т. п. Поскольку для обозначения неизвестного по традиции используется буква х, то эти уравнения записывают как обычно: siпх = 0, соsх = 1 и т. п. Решения этих уравнений находятся с помощью единичной окружности.

Возможность выявления знаков синуса, косинуса и тангенса по четвертям является следствием симметрии точек единичной окружности относительно осей координат. Равенство сов(—а) = сова следует из симметрии точек, соответствующих числам а и —а, относительно оси Ох.

Зависимость между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же числа или угла следует из тригонометрической формы записи действительного числа и определения синуса и косинуса как координаты точки единичной окружности.

Формулы сложения доказываются для косинуса суммы или разности, все остальные формулы сложения получаются как следствия.

Формулы сложения являются основными формулами тригонометрии, так как все другие можно получить как следствия формулы двойного и половинного углов (не являются обязательными для изучения), формулы приведения, преобразования суммы и разности в произведение.

 Знать:

Ÿ     определения синуса, косинуса и тангенса;

Ÿ     основные формулы, выражающие зависимость между синусом, косинусом и тангенсом;

Ÿ     определение радиана;

Ÿ     понятие тождества как равенства;

Уметь:

Ÿ     переводить радианную меру угла в градусы и обратно;

Ÿ     поворачивать начальную точку единичной окружности вокруг начала координат на угол α и находить положение точки окружности, соответствующей данному действительному числу;

Ÿ     находить синус, косинус тангенс для чисел вида Π/2k,  k €; Z

Ÿ     применять формулы для вычисления значений синуса, косинуса и тангенса числа по заданному значению одного из них;

Ÿ     доказывать тождества с использованием изученных формул;

Ÿ     выполнять преобразование тригонометрических выражений.

6. Тригонометрические уравнения  (12 часов)

Уравнения соsх =а, siпх = а, tgх = а. Решение тригонометрических уравнений. Примеры решения простейших тригонометрических неравенств.

Основная цель — сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.

Как и при решении алгебраических, показательных и логарифмических уравнений, решение тригонометрических уравнений путем различных преобразований сводится к решению простейших: сох = а, siпх = а, tgх = а.

Рассмотрение простейших уравнений начинается с уравнения сох = а, так как формула его корней проще, чем формула корней уравнения siпх = а Решение более сложных тригонометрических уравнений, когда выполняются алгебраические и тригонометрические преобразования, сводится к решению простейших.

Рассматриваются следующие типы тригонометрических уравнений линейные относительно siп х, соs х или tg х, сводящиеся к квадратным и другим алгебраическим уравнениям после замены неизвестного; сводящиеся к простейшим тригонометрическим уравнениям после разложения на множители.

Знать:

Ÿ     понятия арккосинуса, арксинуса и арктангенса;

Ÿ     формулы корней простейших тригонометрических уравнений;

Ÿ     приёмы решений различных типов уравнений;

Ÿ     приемы решения простейших тригонометрических неравенств.

Уметь:

Ÿ     решать простейшие тригонометрические уравнения;

Ÿ     применять различные приёмы при решении тригонометрических уравнений;

Ÿ     решать простейшие тригонометрические неравенства.

7. Повторение курса 10 класса (6 часов, проверочный тест)

  • ·                    Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств.
  • ·                    Логарифм. Решение логарифмических уравнений и неравенств.
  • ·                    Решение тригонометрических уравнений и неравенств.
  • ·                    Решение систем уравнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Пособия для учителя

 

1. Алгебра 10 класс. Поурочные планы по учебнику Ш.А. Алимова и др. Г.И. Григорьева. «Учитель». Волгоград, 2004 г.

2. Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов, журнал «Математика в школе»  №7-2001год;

3.Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /Ш.А.Алимова и др.; Под. ред. А.Н.Тихонова. – М.: Просвещение, 2012.

4. Элективный курс. Неравенства: через тернии к успеху. Алгебра 10-11 классы. Н.А. Ким. «Корифей». Волгоград. 2007

 

 

 

Пособия для ученика

 

  1. 1.      Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /Ш.А.Алимова и др.; Под. ред. А.Н.Тихонова. – М.: Просвещение, 2012.

 

 

ТСО

 

    1. Компьютер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое   планирование по алгебре и началам анализа,  10 класс, 68 часов

с учётом осуществления подготовки к ЕГЭ

 

№ урока

Дата  

Наименование раздела, темы уроков

(кол-во часов)

Опорные знания

Методы и формы работы

Знания, умения и навыки, соответствующие содержанию

КИМов ЕГЭ

Виды контроля

1 - 8

 

Действительные числа ( 8 ч.)

1

 

Целые и рациональные числа (1 ч.)

Понятие множество; опр. периодической дроби; алгоритм деления углом

Работа с сигнальными карточками, работа на доске по очереди,

Что такое натуральное, целое, рациональное число; уметь записывать бесконечную десятичную дробь в виде обыкновенной, уметь выполнять действия с десятичными и обыкновенными дробями

Самостоятельная работа по вариантам

2

 

Действительные числа (1 ч.)

Понятие модуля числа, законы сложения и умножения чисел

Устная работа, работа под диктовку,   работа в группах, самоанализ  (Чему я научился  на уроке? Что нового узнал?)

Понятие об иррациональных числах, множестве действительных чисел, модуле действительного числа; уметь выполнять вычисления с иррациональными выражениями, сравнивать числовые значения иррациональных выражений

Опрос

3

 

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия (1 ч.)

Рациональные числа, периодическая дробь, иррациональные числа

Решение на доске по очереди, по желанию, решение самостоятельно, практикум

Геометрическая прогрессия, бесконечно убывающая г. п, формула суммы бесконечно убывающей г.п, применение  формулы при решении задач

Математический диктант

4-5

 

Арифметический корень натуральной степени (2 ч.)

Степень числа, уравнения, содержащие степень числа, свойства квадратного корня

Работа в группах, работа индивидуально

Определение арифметического корня натуральной степени, свойства корня п-ой степени, применение св-в арифм. корня при решении задач

Проверочная работа

6-7

 

Степень с рациональным и действительным показателем (2 ч.)

Рациональные и действительные числа, св-ва степеней с нат. показ.

Работа в парах с взаимопроверкой, практикум

Свойства степени с рациональным показателем. Преобразование выражений.

Тест (5 мин) – типовые задания ЕГЭ;

Зачёт-опрос (проверить ЗУН по теме «Действительные числа)

8

 

Контрольная работа № 1 по теме «Действительные числа»

Свойства степени с целым и рациональным показателем. Упрощение выражений и вычисление их значений, сокращение дробей.

 

Действия с десятичными и обыкновенными дробями. Вычисления с иррациональными выражениями, сравнивать числовые значения иррациональных выражений. Формула суммы бесконечно убывающей г.п, применение  формулы при решении задач.

Контрольная работа

9-16  

 

Степенная функция ( 8 ч.)

9-10

 

Степенная функция, её св-ва и график    

(2 ч.)

Графики функций у=х2, у=х3, чётная, нечётная функции, возрастающая, убывающая функции

Работа с таблицей (графики степенных функций), работа в группах

Св-ва и графики различных случаев степенной функции, сравнивать числа, решать неравенства с помощью графиков и св-в степенной функции

Математический диктант,

11

 

Взаимно обратные функции ( 1 ч.)

Выражение одной переменной через другую, построение фигур, симметричных относительно прямой, промежутки возрастания, убывания функции

Работа в группах,  самостоятельно по вариантам, решение с рассуждением

Определение функции обратной для данной функции, теоремы об обратной функции, построение графика функции, обратной данной

Оценка работы групп

12-13

 

Равносильные уравнения и неравенства (2 ч.)

Понятие обратной функции, алгоритм решения уравнений и неравенств, свойства уравнений и неравенств

Лабораторная графическая работа «Функция, обратная данной»

Определение равносильных уравнений, следствия уравнения; преобразования, при которых получаются посторонние корни, при которых происходит потеря корней.

Тест  на равносильность ур-ий (типовые задания ЕГЭ)

14-15

 

Иррациональные уравнения (2 ч.)

Свойства степеней, свойства корней    п-степени, арифметического кв. корня

Устная работа по актуализации опорных знаний, работа в группах, работа в парах.

Определение и свойства иррац. ур-ния, решение иррац. ур-ний.

Самостоятельная работа в трёх уровнях

16

 

Контрольная работа  №1 по теме «Степенная функция» (1 ч.)

Св-ва, график степенной функции, алгоритм решения иррац. ур-ний и нер-в.

 

Решение иррац. уравнений и неравенств, графики степенной функции, нахождение обл. опред. функции

Контрольная работа

17-23

 

Показательная функция ( 7ч.)

17

 

Показательная функция, её свойства и график (1 ч.)

Преобразование графиков у=f(x), опред. степенной функции, возрастание и убывание ф-ии, наиб. (наим.) значения ф-ии

Работа с класс-сом, устная работа, сам-но по вариантам, работа в групппах, работа на доске по желанию

Опред. показательной функции, три основных св-ва показ ф-ии, преобразование графика показ. ф-ии.

Практическая работа по графикам

18-19

 

Показательные уравнения  (3 ч)

Решение квадратных уравнений, вынесение множителя за скобки, графическое решение уравнений

Диктант по проверке опорных знаний уч-ся, самост. работа по вариантам, работа в группах,

Решение показательных уравнений с помощью алгоритма

Опрос (алгоритм решения уравнений)

20

 

Показательные неравенства (1 ч)

Св-ва нер-в, решение квад-ратных нер-в, графическое решение нер-в.

Диктант по проверке опорных знаний уч-ся, работа в группах

Решение

 показательных неравенств по алгоритму

Математический диктант (алгоритм решения неравенств)

21-22

 

Системы показательных уравнений и неравенств (3 ч.)

Способы решений систем уравнений (подстановки, графический)

Работа по карточкам, самост. работа (15-20 мин), работа с графическим лото, исследовательская работа с графиками

Решение систем показательных уравнений и неравенств

Самостоятельная работа по проверке знаний учащихся

23

 

Контрольная работа №2 по теме «Показательная функция» (1 ч.)

Св-ва, график показательной ф-ии, алгоритм решения уравнений и нера-венств, способы решения систем

 

Решение показательных уравнений и неравенств, систем ур., решение систем графически

Контрольная работа - тест  (типовые задания ЕГЭ)

24-35

 

Логарифмическая функция ( 12 ч.)

24-25

 

Логарифмы (2 ч.)

Уравнение вида

и его корень,

Работа в группах, устная работа

Определение логарифма числа, основное логарифмическое тождество, преобразование выражений, содержащих логарифмы

Оценка работы групп

26

 

Свойства логарифмов (1 ч.)

Определение логарифма числа, основное логарифмическое тождество

Работа в группах, самостоятельно по вариантам

Применение св-в логарифмов при преобразовании выражений, содержащих логарифмы

Опрос (св-ва логарифмов)

27

 

Десятичные и натуральные логарифмы (1 ч)

Определение логарифма числа, св-ва логарифмов

Сам-ная работа по проверке знаний и навыков уч-ся

Формула перехода к другому основанию

Тест (проверка и самооценка)

28-29

 

Логарифмическая функция, её свойства и график (2 ч)

Преобразование графиков у=f(x),

возрастание и убывание ф-ии,

Практикум по построению графиков функции

Построение графиков логарифмической функции с данным основанием, использование св-в лога-рифмической функции при решении задач

Опрос по вопросам теории

30-31

 

Логарифмические уравнения (2 ч)

Св-ва логарифмов, основное логарифмическое тождество, решение квадратных ур-ний

Работа с тренажёром по решению уравнений

Основные приёмы решения логарифмических уравнений

Самостоятельная работа – разноуровневый тематический тест (типовые задания ЕГЭ)

32-33

 

Логарифмические неравенства (2 ч)

Решение неравенств методом параболы и методом интервалов

Устная конт-рольная работа, самостоятельная работа, работа с тренажёром

Основные способы решения логарифмических неравенств

Оценка работы с тренажёром

34

 

Обобщение и систематизация знаний по главе «Логарифмическая функция» (1ч.)

Логарифмы и св-ва, график и св-ва логарифмической функции, алгоритм решения логарифми-ческих уравнений и неравенств

Итоговое повторение по теме (опрос), практическая работа (решение заданий), работа с карточками.

Преобразование графиков, решение уравнений и неравенств

Опрос

35

 

Контрольная работа №3 по теме «Логарифмическая функция» (1 ч.)

Логарифмы. Св-ва логарифмов. Логарифмическая функция (св-ва и график). Логарифмические уравнения и неравенства

Контрольная работа

Логарифмы. Св-ва логарифмов. Логарифмическая функция (св-ва и график). Логарифмические уравнения и неравенства

Контрольная работа (дифференцирован-ная: тест, задания)

36-51

 

Тригонометрические формулы ( 16 ч.)

36

 

Радианная мера угла (1ч)

Определения центрального угла, дуги окр.,  кругового сектора, длины дуги окр.

Работа с таблицей перевода радиан в градусы и наоборот

Умение переводить градусы в радианы, радианы в градусы

Опрос (ответы на вопросы по теме)

37

 

Поворот точки вокруг начала координат

 (1 ч)

Понятие «единичная окружность»

Работа с сигнальными карточками, цветными мелками, сам-но по вариантам

Уметь находить координаты точки ед. окр. полученной поворотом точки Р(0;1) на заданный угол, находить углы поворота точки Р, чтобы получить точку с заданными координатами

Задание с самопроверкой

38

 

Определение синуса, косинуса и тангенса угла (1 ч)

Опр. синуса, косинуса, тангенса прямоугольного треугольника

Мат. диктант, работа с таблицей значений     sin α, cos α,tg α,

Опр. синуса, косинуса, тангенса, ре-шение ур-ий sin х =0, cosх=0, tg х=0

Оценка работы с таблицей.

39

 

Знаки синуса, косинуса и тангенса (1 ч)

Поворот точки вокруг начала координат

Сам-но по вариантам, работа в группах

Знаки sin α, cos α,       tg α, в различных четвертях, определение знаков sin α, cos α,tg α при заданном зн-ии α

Оценка работы групп

40

 

Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла (1 ч)

Знаки синуса, косинуса и тан-генса, осн. тр. тождество из курса геометрии

Работа с кодированными карточ-ками, сам-но по вариантам, работа в группах

Применять формулы зависимости при решении задач

Оценка работы с карточками

41

 

Тригонометрические тождества (1 ч)

Опр. тождества, способы доказа-тельства тождеств, осн. тр. тождество

Мат. диктант,  работа в группах,

Применение формул при доказательстве тождеств

Мат. диктант

42

 

Синус, косинус и тангенс углов α и –α (1 ч)

Понятие «единичная окружность», поворот точки вокруг начала координат

Сам-но по вариантам, в группах, тренажёр

Нахождение синуса, косинуса и тангенса для отр. углов

Оценка работы с тренажёром

43-44

 

Формулы сложения (2 ч)

Понятие «единичная окружность», пово-рот точки вокруг на-чала координат, формулу квадрата расстояния между двумя точками

Тест, индивидуально, в группах

Применять формулы сложения и их следствия при решении задач

Оценка дифференцированных заданий

45

 

Синус, косинус и тангенс двойного угла (1 ч)

Формулы      сложения

Работа в группах

Применять формулы при решении задач

Оценка работы групп

46

 

Синус, косинус и тангенс половинного угла (1 ч)

Основное тригонометрич. тождество

Работа в группах

Применять формулы при решении задач

Оценка работы групп

47

 

Формулы приведения (1 ч)

Формулы      сложения

Тест, сам-ная работа, работа в группах

Знать правила записи формул приведения, применять при решении задач

Оценка сам-ной работы

48-49

 

Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов

(2 ч)

Формулы      сложения

Мат. диктант, тренажёр,

Тождественные преобразования тригонометрич. выражений

Оценка тренажёра

50

 

Уроки обобщения и систематизации знаний по теме «Тригонометрические формулы» (1 ч)

Поворот точки вок-руг начала коорди-нат; определение синуса, косинуса и тангенса угла; тригонометрические тождества; форму-лы .

Математический турнир

Тождественные преобразования тригонометрич. выражений с помо-щью изученных формул

Оценка тренажёра

51

 

Контрольная работа №4 по теме  «Тригонометричес-кие формулы» (1 ч)

Тождественные преобразования тригонометрич. выражений с помощью изученных формул

Контрольная работа

Тождественные преобразования тригонометрич. выражений с помо-щью изученных формул

Контрольная работа            

52-63

 

Тригонометрические  уравнения (12 ч)

52

 

Уравнение cos x=a     (1 ч)

Ед. окр., опр. косинуса, угол поворота

Практикум

Формула решения уравнения cos x=a; частные случаи решения уравнения;      

Оценка самостоятельного решения по вариантам

53

 

Уравнение sin x=a         (1 ч)

Ед. окр., опр. синуса, угол поворота

Работа с карточ-ками, практикум,

Формула решения уравнения sin x=a; частные случаи решения уравнения;      

Домашняя практическая работа

54

 

Уравнение tg x=a           (1 ч)

Ед. окр., опр. тангенса, угол поворота

Работа с карточ-ками, тестовыми заданиями, практикум

Формула решения уравнения tg x=a;          

Оценка теста

55-61

 

Решение тригонометрических уравнений (7 ч)

Формулы решения уравнений cos x=a, sin x=a, tg x=a, алгоритм решения кв. ур-ний, тригоно-метрические фор-лы                          

Практикум по решению ур-ий, сам-ная работа,  работа в группах, тренажёр

Способы решения тригонометрических уравнений

Зачёт

62

 

Примеры решения простейших тригонометрических неравенств (1 ч)

Опр. синуса, косинуса и тан-генса с помо-щью ед. окр

Практикум по решению неравенств, тренажёр

Алгоритм решения  простейших тригонометрических неравенств

Оценка тренажёра

63

 

Контрольная работа – «Тригонометрические уравнения»  (1 ч)

Формулы решения уравнений cos x=a, sin x=a, tg x=a.

Алгоритмы решения уравнений.

Способы решения тригонометрических уравнений.

Контрольная работа

Формулы решения уравнений cos x=a,       sin x=a, tg x=a.

Алгоритмы решения уравнений.

Способы решения тригонометрических уравнений.

Разноуровневая контрольная работа

64

 

Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств (1 ч.)

Алгоритм решения показательных уравнений и неравенств

Практикум

Решение показательных уравнений и неравенств, систем ур., решение систем графически

 

65

 

Логарифм. Решение логарифмических уравнений и неравенств  (1 ч.)

Алгоритм решения логарифмических уравнений и неравенств 

Практикум

Логарифмы. Св-ва логарифмов. Логарифмическая функция (св-ва и график). Логарифмические уравнения и неравенства

 

66

 

Решение тригонометрических уравнений и неравенств (1 ч.)

Формулы для нахождения корней уравнений, частные случаи.

Практикум

Формулы решения уравнений cos x=a,       sin x=a, tg x=a.

Алгоритмы решения уравнений.

Способы решения тригонометрических уравнений.

 

67

 

Решение систем уравнений (1 ч).

 

Решение

Практикум

Решение систем показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений.

 

68

 

Итоговая контрольная работа № 7 за курс 10 класса

 

Контрольная работа

Проверка знаний по темам изученным в 10 классе.

Контрольная работа             по теме – тест (типовые задания ЕГЭ)