Русский язык

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса

I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы дня основной школы в рамках образовательной программы «Школа 2100» под редакцией Р. Н. Бунеева.

Цели обучения:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явле­нию культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой дея­тельности; интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; раз­витие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точ­ки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осу­ществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  •  

II. Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса строится на основе системно-деятельностного подхода. «Русский язык» - учебный предмет гуманитарного цикла в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о русском языке. Имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. В основу настоящей программы положены педагогические принципы вариативного развивающего образования, изложенные  в концепции Образовательной программы «Школа 2100»

Тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по русскому языку.

Результатом изучения курса является развитие у учащихся широкого круга компетентностей:

  • Социально – адаптивной (гражданственной)

  • Когнитивной (познавательной)

  • Информационно – технологической

  • Коммуникативной.

 

Новизна данной программы определяется тем, что при её реализации:

  • происходит замена традиционной репродуктивной деятельности учащихся на уроках и вне урока на продуктивную;

  • у учащихся формируются и развиваются  универсальные учебные действия (УУД);

  • реализуется главная задача образования – гражданское становление личности.

     

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических технологий обучения:

  • Технология развития критического мышления учащихся;

  • Технология проблемного обучения;

  • Технология формирования универсальных учебных действий;

  • Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.

     

Формы контроля:

 

  • диктант (контрольный, объяснительный, словарный, творческий, свободный, предупреди­тельный, схематический, графический);

  • комплексный анализ текста;

  • сочинение;

  • изложение с творческим заданием;

  • тест;

  • устное высказывание;

  • тренировочные упражнения.

 

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение русского языка в учебном плане отводится 5 часов в неделю всего 35 часов в год.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные:

  • восприятие основ для формирования мотивации к будущей активной жизненной позиции;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в различных сторонах жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к русскому языку, на отношении к человеку; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании ответственности за свои личные поступки.

    Метапредметные:

  • первоначальные умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог);

  • первоначальное умение выполнять познавательные и практические задания, в  том числе с использованием проектной деятельности на уроках, на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • поиск извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • перевод несложной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • оценку своих учебных достижений, поведения.

Предметные:

  • Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

  • Адекватно принимают основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передают в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста. Излагают в письменной форме содержание прослушанного  текста (подробно)

  •  Владеют основными правилами произношения ударных и безударных гласных, правилами произношения некоторых согласных и сочетаний согласных, оценивают свою и чужую речь с точки зрения соблюдения основных норм

    V. Содержание учебного предмета

     Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (14 ч)

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных текстов, их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и другие темы. Участие в диалогах различных видов.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально­культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и другие темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений различных функциональных стилей с использо­ванием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Текст как продукт речевой деятельности.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность.

Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Композиционно-жанровое разнообразие текстов.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально­смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Функциональные разновидности языка.

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, t публицистический, язык художественной литературы.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы

 

Общие сведения о русском языке (1 ч)

Роль языка в жизни общества

Фонетика. Орфоэпия (6 ч)

Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные. Шипящие согласные.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка.

Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

Понятие об орфоэпической норме

Лексикология и фразеология (9 ч)

Лексикология как раздел науки о языке.

Слово - основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).

Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.

Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексическо­го значения слов. Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов-в речи.

Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.

Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах

Морфемика и словообразование (16 ч)

Основные способы образования слов.

Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).

Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.

Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания

Морфология (47 ч)

Морфология как раздел грамматики.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Общая характеристика самостоятельных частей речи.

Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Нарицательные и собственные имена существительные. Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего, общего рода; существительные, не имеющие родовой характеристики. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные. Разносклоняемые существительные.

Правильное употребление имен существительных в речи.

Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи.

Глагол как часть речи. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявитель­ном наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы. Правильное употребление глаголов в речи

 Синтаксис (28 ч)

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.

Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании.

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Предложения утвердительные и отрицательные.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы.

Вводные конструкции (слова). Сложное предложение. Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация

Правописание: орфография и пунктуация (52 ч)

Орфография как система правил правописания слов и их форм.

Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Употребление строчной и прописной букв.

Правила переноса.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции.

Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в не­полном предложении и др.).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Язык и культура (2 ч)

Отражение в языке культуры и истории народа.

Русский речевой этикет.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)  

 

 

 

 

 

 

VI.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Сквозная нумерация урока

 

№ урока в разделе (теме)

 

Название раздела.

Тема  урока

 

Количество

уроков

 по разделу,

теме

Предметные знания и умения.

 УУД

План

Фактически

 

 

Слово в языке и речи (Повторение и углубление курса начальной школы) Введение. Ты изучаешь русский язык

 

 

 

Предметные знания и умения: вычленять звуки, выявлять их смыслоразличительную функцию, характеризовать звуки, определять фонетические процессы, делить слова на слоги  и для переноса, устанавливать соотношения между буквами и звуками,

производить фонетический разбор; наблюдать за использованием звукописи; овладевать основными правилами

нормативного произношения; находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названными в теме орфограммами

Познавательные УУД: вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план, сжатый  текст), менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии), использовать знание алфавита при поиске информации

Регулятивные УУД: осуществлять самопроверку письменных текстов

Коммуникативные УУД: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, слушать и

слышать друг друга

Личностные УУД: Развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре

1

1

Язык как средство общения. Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство

русского языка

1

 

Раздел 1 Слово и его звуковая оболочка

12

 

2

1

Звуки языка. Гласные и согласные звуки

 

 

3

2

Звук и буква. Двойная роль букв е, ё, ю, я

 

 

4

3

Звук и слог. Деление слова на слоги и для переноса. Фонетический разбор

 

 

5

4

Орфограмма. Опознавательный

признак орфограммы. Проверяемые буквы согласных в корне

слова

 

 

6

5

Проверяемые и непроверяемые буквы согласных; буквы непроизносимых согласных в корне слова

 

 

7

6

Р/р Описание. Подробное изложение текста-описания 1

 

 

8

7

Р/р Описание. Подробное изложение текста-описания 1

 

 

9

8

Условия выбора орфограммы. Орфограммы-буквы ь и ъ.

 

 

10

9

Нормы произношения звуков речи

 

 

11

10

Буквы о, ё после букв шипящих в корне слова. Развитие орфографических умений

 

 

 

12

11

Р/р Сочинение-описание пейзажа по картине И.И. Левитана 1

 

 

13

12

Диктант 1

 

 

 

Раздел 2. Слово и его лексическое значение

5

 

Предметные знания и умения: выделять и различать основы (производную, непроизводную, производящую), устанавливать производность с опорой на лексический анализ, опознавать морфемы и их функцию (словообразующую, формообразующую), анализировать словообразовательную структуру слова, членить слово на морфемы на основе словообразовательного анализа, определять способы словообразования, применять знания морфемики и словообразования в практике правописания; находить орфограммы в корнях, приставках по опознавательным признакам, правильно писать слова с названными в теме орфограммами,

объяснять написания устно и практически

Познавательные УУД: пользоваться различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица), разрабатывать алгоритмы учебных действий

Регулятивные УУД: осуществлять самопроверку письменных текстов. Анализировать ответы учащихся

Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, приходить к общему решению в совместной деятельности

Личностные УУД: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей

14

1

Лексика. Лексическое значение слова. Способы толкования лексического значения слова. В.И. Даль – составитель толкового словаря

 

 

15

2

Многозначность слова. Прямое

и переносное значение слова

 

 

16

3

Многозначные слова и омонимы

 

 

17

4

Синонимы. Словарь синонимов

 

 

18

5

Антонимы. Словарь антонимов

 

 

19

 

Раздел 3 Слово, его образование и строение

19

 

 

1

Основа слова - носитель его лексического значения. Производная и непроизводная основа. Производящая основа

 

 

Предметные знания и умения: выделять и различать основы (производную, непроизводную, производящую), устанавливать производность с опорой на лексический анализ, опознавать морфемы и их функцию (словообразующую, формообразующую), анализировать словообразовательную структуру слова, членить слово на морфемы на основе словообразовательного анализа, определять способы словообразования, применять знания мофемики и словообразования в практике правописания; находить орфограммы в корнях, приставках по опознавательным признакам, правильно писать слова с названными в теме орфограммами,

объяснять написания устно и графически

Познавательные УУД: пользоваться разными

видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников(текста, схем, таблиц), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии),разграничивать основную и

дополнительную информацию, анализировать, сравни-

вать, делать выводы, строить рассуждения

Регулятивные УУД: осуществлять самопроверку письменных текстов. Анализировать ответы учащихся

Коммуникативные УУД: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, оформлять

свои мысли в устной и письменной форме

Личностные УУД: осознавать  ценности русского языка и возможности, представляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.

20

2

Морфема - значимая часть сло­ва. Словообразующие и формо­образующие морфемы

 

 

21

3

Проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова

 

 

22

4

Буквы а—о в корне -лаг- - -лож-

 

 

23

5

Буквы а-о в корне -раст- (-ращ-) - -рос-

 

 

24

6

Буквы а-о в корне -гар- - -гор-.

 

 

25

7

Буквы а-о в корне -гар- - -гор-.

 

 

26

8

Буквы а-о в корне -зар- - -зор-.

 

 

27

9

Буквы а-о в корне -зар- - -зор

 

 

28

10

Приставка как словообразу­ющая морфема. Значения при­ставок. Правописание приста­вок

 

 

29

11

Буквы е, и в приставках пре-, при-

 

 

30

12

Буквы з и с на конце приставок. Р/р Свободный диктант

 

 

31

13

Буквы з и с на конце приставок

 

 

32

14

Буквы ы, и после приставок

 

 

33

15

Суффикс как словообразующая морфема. Значения суффиксов

 

 

34

16

Способы образования слов

 

 

35

17

Словообразовательный и мор­фемный разбор

 

 

36

18

Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописа­ние

 

 

37

19

Контрольный диктант с само­проверкой 2

 

 

 

 

Раздел 4 Грамматическое значение слова

3

 

Предметные знания и умения: выделять морфологические признаки слов разных частей речи с опорой на формообразующие морфемы, определять

части речи в тексте, различать самостоятельные и служебные части  речи, производить морфологический разбор самостоятельных частей речи

Познавательные УУД: пользоваться  различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица)

Регулятивные УУД: :анализировать ответы учащихся

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения

Личностные УУД: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих

Способностей

38

1

Окончание как формообразу­ющая морфема. Форма слова. Р/р Сочинение-описание по опорным словам

 

 

39

2

Морфологические признаки слов (самостоятельных частей речи)

 

 

40

3

 

Служебные части речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 5. Слово в предложении

20

 

Предметные знания и умения: отличать словосочетание от предложения, подчинительную связь от сочинительной, находить грамматическую основу, распознавать главные члены и второстепенные, определять виды второстепенных членов и способы их выражения, распознавать в предложении смысловые отрезки однородные члены, обращения, вводные слова, отличать простое предложение от сложного, разграничивать разные виды сложных предложений (сложносочинённое, бессоюзное, сложноподчинённое), составлять схемы предложений и моделировать предложений по схемам, производить синтаксический разбор простого и сложного предложения, выявлять функции знаков препинания и их роль в письменной речи, пунктуационно правильно оформлять предложения в соответствии с нормами и правилами письма

Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии),разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

Регулятивные УУД: анализировать ответы учащихся Коммуникативные УУД: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста

 

41

1

Слово в словосочетании и пред­ложении

 

 

42

2

Слово как член предложения. Главные члены предложения

 

 

43

3

Второстепенные члены предложения. Определение

 

 

44

4

Второстепенные члены предложения. Дополнение

 

 

45

5

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Виды обстоятельств (ознакомление)

 

 

46

6

Роль знаков препинания в пись­менной речи. Однородные члены предложения - смысловые от­резки, их признаки. Знаки пре­пинания в предложениях с одно­родными членами

 

 

47

7

Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Знаки препинания в предложениях, содержащих обобщающие слова перед однородными членами

 

 

48

8

Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Знаки препинания в предложе­ниях, содержащих обобщающие слова перед однородными чле­нами

 

 

49

9

Обращение - смысловой отрезок, его признаки. Знаки препи­нания в предложениях с обра­щениями

 

 

50

10

Вводные слова - смысловые отрезки, их признаки (ознаком­ление). Знаки препинания в предложениях с вводными сло­вами (ознакомление

 

 

51

11

Вводные слова - смысловые отрезки, их признаки (ознаком­ление). Знаки препинания в предложениях с вводными сло­вами (ознакомление

 

 

52

12

Синтаксический разбор простого предложения

 

 

53

13

Сложное предложение. Части сложного предложения - смыс­ловые отрезки

 

 

54

14

Р/р Подробное изложение текста-повествования 2

 

 

55

15

Р/р Подробное изложение текста-повествования 2

 

 

56

16

Синтаксический разбор сложно­го предложения.

Знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение)

 

 

57

17

Средства связи частей сложного предложения. Сочинительная связь между частями сложного предложения. Сложносочинённое предложение (ознаком­ление)

 

 

58

18

Бессоюзная связь между частя­ми сложного предложения. Бессоюзное сложное предложе­ние (ознакомление)

 

 

59

19

Подчинительная связь между частями сложного предложе­ния. Сложноподчинённое пред­ложение (ознакомление)

 

 

60

20

Контрольный диктант с само­проверкой 3

 

 

Предметные знания и умения: различать монологическую и диалогическую речь, создавать монологические высказывания на лингвистическую тему, определять стилистическую принадлежность текста, создавать вторичный текст в учебно-научном и разговорном стиле (писать подробное изложение), продуцировать собственный текст в разговорном стиле с включением диалога (писать сочинение на свободную тему)

 Познавательные УУД: пользоваться приёмами

изучающего чтения, менять стратегию чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию, преобразовывать её, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Регулятивные УУД:

осуществлять самопроверку письменных текстов

Коммуникативные УУД: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Личностные УУД: формировать потребность в сохранении культуры русской речи и выражение  уважительного отношений к людям посредством языка

 

Раздел 6. Слово в тексте

10

 

61

1

Художественный и научный текст

 

 

62

2

Художественный и научный текст

 

 

63

3

Р/р Подробное изложение худо­жественного текста-описания 3

 

 

64

4

Р/р Подробное изложение худо­жественного текста-описания 3

 

 

65

5

Р/р Учебно-научный текст. Изучающее чтение. Освоение приёмов изучающего чтения

 

 

66

6

Р/р Монологическая и диалоги­ческая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме

 

 

67

7

Р/р Нейтральные и стилистиче­ски окрашенные слова. Раз­говорный стиль

 

 

68

8

Р/р Подробное изложение тек­ста, включающего диалог 4

 

 

69

9

Р/р Подробное изложение тек­ста, включающего диалог 4

 

 

70

10

Р/р Сочинение-повествование с элементами описания 2

 

 

 

 

Знаменательные (самостоятельные) слова.

 

 

Предметные знания и умения: анализировать значение имён существительных, выявлять способы образования имён существительных, распознать собственные имена (наименования) и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые существительные, определять род, в том числе общий род и род несклоняемых слов, число (правильно употреблять формы только единственного или только множественного числа), падеж, тип склонения (в том числе опознавать разносклоняемые существительные на -мя и слово путь), употреблять несклоняемые имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени, правильно писать безударные падежные окончания имён существительных (в том числе существительных на -ия, -ие,-ий); определять синтаксическую функцию имён существительных (ознакомление в роли определения и именной части сказуемого), разграничивать дополнения и обстоятельства, выраженные именами существительными, пунктуационно оформлять предложения с подлежащим и сказуемым –именами существительными, производить морфологический разбор имени существительного

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников(текста, схем, таблиц, рисунков), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова),менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения  Регулятивные УУД: осуществлять самопроверку письменных текстов

Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою

точку зрения, слушать других, выступать с сообщения-ми перед коллективом сверстников

Личностные УУД: развивать свою эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как к средству выражения собственных мыслей и чувств

 

Раздел 7 Имя существительное в языке и речи

34

 

71

1

Лексическое значение имени существительного. Имя суще­ствительное как часть речи

 

 

72

2

Способы образования имён существительных

 

 

 

73

3

Буквы гласных в суффиксах имён существительных -ек, -ик

 

 

74

4

Буквы ч и щ в суффиксах имён существительных -чик (-щик). Развитие орфографических уме­ний

 

 

75

5

Буквы о, е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

 

 

76

6

Буквы о, е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

 

 

77

7

Имена существительные соб­ственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в име­нах собственных

 

 

78

8

Имена существительные оду­шевлённые и неодушевлённые

 

 

79

9

Род имён существительных

 

 

80

10

Имена существительные общего рода

 

 

81

11

Число имён существительных. Нормы образования и употреб­ления форм числа

 

 

82

12

Имена существительные, кото­рые имеют форму только мно­жественного числа

 

 

83

13

Имена существительные, кото­рые имеют форму только един­ственного числа

 

 

84

14

Р/р Сочинение по картине И.И. Шишкина «Сосны, осве­щённые солнцем» 3

 

 

85

15

Контрольный диктант с само­проверкой 4

 

 

86

16

Падеж. Склонение имён суще­ствительных

 

 

87

17

Падеж. Склонение имён суще­ствительных

 

 

88

18

Разносклоняемые имена суще­ствительные

 

 

89

19

Несклоняемые имена существи­тельные. Род несклоняемых имён существительных.

 

 

 

90

20

Буквы е, и в падежных оконча­ниях имён существительных. Правописание имён существи­тельных на -ия, -ие, -ий

 

 

91

21

Развитие орфографических уме­ний

 

 

92

22

Имя существительное как член предложения. Имя существи­тельное в роли подлежащего. Однородные подлежащие и знаки препинания при них

 

 

93

23

Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвен­ное дополнение

 

 

94

24

Имя существительное в роли определения (ознакомление)

 

 

95

25

Имя существительное в роли обстоятельства. Различение дополнений и обстоятельств, выраженных именами суще­ствительными

 

 

96

26

Имя существительное в роли сказуемого (ознакомление). Составное именное сказуемое (ознакомление)

 

 

97

27

Тире между подлежащим и ска­зуемым

 

 

98

28

Тире между подлежащим и ска­зуемым

 

 

99

29

Контрольный диктант с само­проверкой 5

 

 

100

30

Морфологический разбор имени существительного

 

 

101

31

Имена существительные в тек­сте

 

 

102

32

Р/р Подробное изложение текста-повествования с элемен­тами описания 5

 

 

103

33

Р/р Подробное изложение текста-повествования с элемен­тами описания 5

 

 

104

34

Р/р Сочинение-рассказ о слу­чае из своей жизни 4

 

 

 

Раздел 8. Местоимения-существительные в языке и речи

16

 

Предметные знания и умения: опознавать местоимения-существительные в тексте, отличать местоимения-существительные от имён существительных, разграничивать разные разряды местоимений-существительных (личные, возвратные, вопросительные, неопределённые, отрицательные), выявлять их морфологические признаки, изменять по падежам местоимения-существительные разных разрядов, правильно писать неопределённые и отрицательные местоимения (с приставками не- и ни-, кое-, суффиксами-то, -либо, -нибудь), производить морфологический разбор местоимений-существительных, определять их синтаксическую роль

Познавательные УУД: пользоваться разными видами аудирования ознакомительного, выборочного),извлекать и преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

Регулятивные УУД: осуществлять самопроверку письменных текстов

Коммуникативные УУД:

договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в том числе с помощью электронных ресурсов), выступать с сообщениями перед коллективом сверстников

Личностные УУД: Развитие чувства языка, интереса к созданию собственных текстов

105

1

Разряды местоимений. Место­имения-существительные. Лич­ные местоимения-существи­тельные

 

 

106

2

Возвратное местоимение- существительное себя Р/р Сочинение-размышление с использованием возвратного местоимения себя

 

 

107

3

Вопросительные местоимения- существительные кто и что

 

 

108

4

Неопределённые местоимения- существительные

 

 

109

5

Правописание неопределённых местоимений-существительных

 

 

110

6

Правописание неопределённых местоимений-существительных

 

 

111

7

Правописание неопределённых местоимений-существительных

 

 

112

8

Отрицательные местоимения- существительные

 

 

113

9

Отрицательные местоимения- существительные

 

 

114

10

Различение на письме приста­вок не- и ни- в отрицательных местоимениях-существитель­ных

 

 

115

11

Раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях- существительных

 

 

116

12

Раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях- существительных

 

 

117

13

Роль местоимений-существи­тельных в предложении

 

 

118

14

Морфологический разбор местоимений-существительных

 

 

 

129

15

Контрольный диктант с само­проверкой 6

 

 

 

120

16

Р/р Сочинение-повествование с использованием местоимений- существительных 5

 

 

 

 

Раздел 9. Глагол в языке и речи

45

 

Предметные знания и умения: анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов, распознавать переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, видовые пары, определять наклонение и время глагола, устанавливать связь вида и времени глагола, распознавать безличные глаголы, отличать их от личных (личных в безличном значении), определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении, различать простое и составное глагольное сказуемое, выявлять роль глагола в тексте; писать буквы гласных в суффиксах -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-),буквы гласных перед суффиксом -ва-, буквы е–и и а–о в корнях с чередованием, буквы гласных в безударных личных окончаниях глаголов и перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени, формы повелительного наклонения

 Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования (выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

Регулятивные УУД: осуществлять самопроверку письменных текстов  

Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание),

оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

 Личностные УУД: развивать эмоциональную сферу личности при работе над творческим заданием и при устном ответе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные знания и умения: Обобщить знания, полученные в 5 классе

Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования (выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

Регулятивные УУД: осуществлять самопроверку письменных текстов

Коммуникативные УУД: Договариваться о совместных действиях. Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Личностные УУД:Развивать интерес к русскому языку, обогащать эмоциональную сферу личности

121

1

Лексическое значение глагола. Р/р Сочинение-миниатюра пове­ствовательного характера с использованием глаголов звуча­ния

 

 

122

2

Р/р Сочинение-описание по кар­тине В.Д. Поленова «Московский дворик» 6

 

 

123

3

Глагол как часть речи. Мор­фологические признаки глагола

 

 

124

4

Глагол как часть речи. Мор­фологические признаки глагола

 

 

125

5

Способы образования глаголов

 

 

126

6

Глаголы переходные и непере­ходные

 

 

127

7

Глаголы переходные и непере­ходные

 

 

128

8

Возвратные глаголы.

Р/р Редактирование предложе­ний с возвратными глаголами

 

 

129

9

Возвратные глаголы.

Р/р Редактирование предложе­ний с возвратными глаголами

 

 

130

10

Вид глагола

 

 

 

131

11

Видовые пары глаголов

 

 

132

12

Буквы гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-)

 

 

133

13

Буквы гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива) и перед суффиксом -ва

 

 

134

14

Буквы е-и в корнях с чередова­нием

 

 

135

15

Буквы е-и в корнях с чередова­нием

 

 

136

16

Буквы а-о в корне -кас- - -кос-

 

 

137

17

Буквы а-о в корне -кас- - -кос-

 

 

138

18

Спряжение глаголов. Разно­спрягаемые глаголы

 

 

139

19

Спряжение глаголов. Разно­спрягаемые глаголы

 

 

140

20

Контрольный диктант с само­проверкой 7

 

 

141

21

Пишем правильно (работа над ошибками, допущенными в кон­трольном диктанте)

 

 

142

22

Правописание букв гласных в безударных окончаниях глаголов.

 

 

 

143

23

Развитие орфографических умений

 

 

144

24

Наклонение глагола.

 

 

145

25

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола

 

 

146

26

Условное наклонение глагола

 

 

147

27

Повелительное наклонение глагола

 

 

148

28

Правописание глаголов в форме повелительного наклонения

 

 

159

29

Правописание глаголов в форме повелительного наклонения

 

 

150

30

Р.р.Сочинение-рассуждение 7

 

 

151

31

Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число

 

 

152

32

Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число

 

 

153

33

Прошедшее время глагола. Род

 

 

154

34

Буквы гласных перед суффик­сом -л- в глаголах прошедшего времени

 

 

155

35

Буквы гласных перед суффик­сом -л- в глаголах прошедшего времени

 

 

156

36

Безличные глаголы

 

 

157

37

Безличные глаголы

 

 

158

38

Глагол как член предложения. Сказуемое. Личные и безличные глаголы в роли сказуемого

 

 

159

39

Простое глагольное и составное глагольное сказуемое (ознаком­ление)

 

 

160

40

Морфологический разбор глаго­ла.

 

 

161

41

Морфологический разбор глаго­ла.

 

 

162

42

Глагол в тексте

 

 

163

43

Р/р Сочинение-рассуждение «Богатство и выразительность глаголов в русском языке» 8

 

 

164

44

Контрольный диктант с само­проверкой 8

 

 

165

45

Пишем правильно (работа над ошибками, допущенными в кон­трольном диктанте)

 

 

 

Раздел 10. Повторение

5

 

166

1

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

 

 

 

167

2

Повторение по теме «Морфоло­гия».

 

 

168

3

Повторение по теме «Морфоло­гия».

 

 

169

4

Повторение по темам «Фонети­ка», «Состав слова и словообра­зование».

 

 

170

5

Повторение по теме «Лек­сика».

 

 

 

 

 

 

 

VII.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:

  1. Бунеева, Е. В. Русский язык. 5 класс : метод, рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова. - Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2006.

  2.   Барова, Е. С. Сборник диктантов для 5-7 классов : пособие для учителя и учащихся / Е. С. Ба­рова ; под ред. Е. В. Бунеевой. - М.: Баласс, 2005.

  3. Барова, Е. С. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс : в 2 ч. / Е. С. Ба­рова, М. Р. Богданова. - М.: Баласс, 2006.

  4. Балашова, Л. В. Русский язык и культура общения : практикум : в 2 ч. / Л. В. Балашова ; под ред. О.         Б. Сиротиной. - Саратов : Лицей, 2002.

  5. Гайбарян, О. Е. Диктанты с грамматическими заданиями / О. Е. Гайбарян, А. В. Кузнецова. - М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2003.

  6. Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык». 5 класс : пособие для учащихся / Л. Ю. Комиссарова. - М.: Баласс, 2009.

  7. Сборник упражнений и диктантов по русскому языку : 5-11 классы / Д. Э. Ро­зенталь. - М. : Оникс : Мир и образование, 2005.

  8. Светлышева, В. Н. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации : 5-7 классы / В. Н. Светлышева, О. А. Давыдова. - Изд. 3-е, стереотип. - М. : Дрофа, 2001. 

     

            Список литературы для учащихся

    1.Бунеев, Р. Н Русский язык : учебник для 5 класса основной школы : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев [и др.]; под науч. ред. академика РАО А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2010.

    2.Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык». 5 класс : пособие для учащихся / Л. Ю. Комиссарова. - М.: Баласс, 2009.

    3.Лекант, П. А. Справочник школьника по русскому языку: 5-11 классы / П. А. Лекант, Н.      Б. Самсонов ; под ред. П. А. Леканта. - Изд. 2-е, испр. - М.: Оникс : Мир и образование, 2006.

     

     

    Лингвистические словари

  1. Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов. - М. : Просвещение, 2006.

  2. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2008.

  3. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жу­ков. - М. : Просвещение, 2003.

  4. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах / В. И. Кодухов. - М. : Просвещение, 1984.

  5. Лапатухин, М. С. Школьный толковый словарь русского языка / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1999.

  6. Лекант, П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Лекант, В. В. Ле- денева. - М. : Просвещение, 2006.

  7. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка : пособие для учащихся / М. Р. Львов. - М.: Просвещение, 1981.

  8. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста : рабочая тетрадь. 5 класс / А. Б. Малюш- кин. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

  9. Панов, Б. Н. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка : пособие для учащихся / Б. Н. Панов, А. В. Текучев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1991.

  10. Потиха, 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка : пособие для учащихся /

  1. А. Потиха. - М. : Просвещение, 1987. -

  1. Рогожникова, Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка : по произведе­ниям русских писателей XVIII-XX вв. / Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. - М. : Просвещение, 1996.

  2. Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Ма­тюшина. - М. : Просвещение, 2006.

  3. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1991.

  4. Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 1985.

     

     

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Презентации к урокам.

  2. Интернет ресурсы.

 

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер -1

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета

По изученным разделам ученики должны знать:

  • фонетика: фонетический состав слова, принципы слогоделения;

  • лексика: слово как основная единица языка; лексическое значение слова; тематические группы имен существительных; тематические группы глаголов;

  • орфоэпия: нормы произношения изученных групп слов;

  • морфемика и словообразование: определение морфемы, морфемное строение слова, значе­ние отдельных морфем; понятие формы сдова; основные способы образования имён существи­тельных (морфологические); основные способы образования глаголов (морфологические); по­следовательность морфемного и словообразовательного разборов;

    -морфология: грамматическое значение слова (в сопоставлении с лексическим); определение части речи по морфологическим признакам, ее функции в предложении; самостоятельные и слу­жебные слова; имя существительное как часть речи (общее значение, морфологические призна­ки, функция в предложении); морфологический разбор имени существительного; местоимение- существительное как часть речи (общее значение, морфологические признаки, функция в пред­ложении); морфологический разбор местоимения-существительного; глагол как часть речи (об­щее значение, морфологические признаки, функция в предложении); морфологический разбор глагола;

  • синтаксис: функции слова, словосочетания и предложения; определение грамматической основы предложения; главные и второстепенные члены предложения; понятие распространен­ных /нераспространенных предложений; функции вводных слов в предложении; функции обра­щения; признаки сложного предложения; подчинительная связь между словами; главное и зави­симое слова; простое глагольное и составное глагольное сказуемое; дополнение; сложное пред­ложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью между частями; понятие глав­ного и придаточного предложений; придаточное изъяснительное; простое и составное именное сказуемое;

  • речь: понятие диалога, понятие монолога, текст, структура текста, абзац и его функции; способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь; стилистическая окраска слова (сло­ва нейтральные и стилистически окрашенные, книжные и разговорные); стили речи: разговор­ный,художественный, научный;

  • орфография: правила правописания слов с изученными орфограммами;

  • пунктуация: пунктуационные правила, указанные в программе.

    Учащиеся должны уметь:

  • фонетика: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

  • орфоэпия: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользо­ваться орфоэпическим словарём;

  • лексика: пользоваться толковым словарём, словарём синонимов, антонимов; толковать лек­сическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

  • морфемика и словообразование: выделять морфемы на основе словообразовательного анали­за слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов; образовывать новые слова с помощью приставок; сложения основ;

  • морфология: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

  • синтаксис: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое сло­во; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом, местоимением- существительным в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ, по типу связи между частями сложного пред­ложения; определять вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; составлять простые и сложные .предложения изученных типов; строить предложение с придаточным;

  • речь: читать учебно-научный и художественный тексы изучающим чтением; владеть от­дельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного теста; выделять в учебно­научном тесте ключевые слова, составлять план; выделять тему, основную мысль (авторский за­мысел) в художественном тексте, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные от­личия текстов описаний, повествований, писать элементарные тексты этих типов; определять стиль текста; письменно излагать художественный и учебно-научный текст, пытаться использо­вать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, много­значность, антонимию), синтаксических конструкций (однородные члены предложения, соеди­нённые разными способами, обращения, вводные слова, риторические вопросы, бессоюзные и союзные сложные предложения), последовательно развить мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;

  • орфография: видеть изученные орфограммы в словах и между словами, писать слова с изученными орфограммами; обосновывать написанное; находить и исправлять орфографиче­ские ошибки в словах с изученными орфограммами;

  • пунктуация: видеть изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, пра­вильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуа­ционными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.