КТП 9 класс Русский язык
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2008) и УМК под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание тем учебного курса; календарно-тематический план и технологическую карту развернутого планирования уроков; формы и средства контроля; контрольно-измерительные материалы, перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в различных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступками с позиции моральных норм.
Целями изучения русского языка в старшей школе являются:
-
Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
-
Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.)
-
Овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому совершенствованию.
Содержание курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических норм, синтаксических конструкций; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользовать различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоения норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности являются коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие о сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска ,в том числе компьютерных средств; перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять ее различными способами др); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.) Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения русского языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.
Результаты изучения предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенстванию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметными результатами освоения выпускниками программы по русскому языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности , последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни ; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках литературы, иностранного языка и других)
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками программы по русскому языку являются:
- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли русского языка в жизни человека и общества;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования а также роли русского языка в процессе самообразования;
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным , изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в Ом числе на электронных носителях;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования(с полным пониманием текста, с понимание его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
-
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, тезисы);
-
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
-
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников;
-
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических и грамматических норм СРЛЯ; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
-
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения;
-
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи; текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей оформления, использования выразительных средств языка;
- осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки учащихся IX класса основной школы».
Раздел 2. Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать / понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации
Раздел 3. Формы и средства контроля
-диктанты (словарные, объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение-рассуждение;
- сжатое изложение с элементами сочинения;
- тесты, тестовые тренинги;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Раздел 4. Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
1. Русский язык, 9 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений /С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю Максимов идр. –М,: Просвещение,2010г
2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
4. Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006
Для учителя:
-
Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
-
Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
-
ЕГЭ-2009. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2009.
-
Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
-
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994.
-
Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001
-
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.
-
Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
-
Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 20044. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.
-
Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006
-
Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2004.
-
Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2005.
-
Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
-
Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.
Мультимедийные пособия:
-
«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
-
1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
-
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».
-
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 9 класс.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе
№ п/п
|
Дата проведения урока |
Тема урока |
Цели урока |
Повторение изученного материала |
Работа по развитию речи |
Подготовка к ГИА |
Тип урока |
Домашнее задание |
1. |
|
Международное значение русского языка. |
Дать понятие «мировые языки»; показать роль русского языка в современном мире и объяснить причины его авторитета; формирование умения составлять план. |
Заимствованная лексика, неологизмы, устаревшие слова, знаки препинания при прямой речи. |
Определение основной мысли текста. |
С2 |
Лекция с элементами беседы. |
П.1.Упр.2. .Инд. задания: подготовить сообщения, подобрав примеры: 1)доказывающие лексическое богатство русского языка, 2)использования средств выразительности языка в художественной литературе. |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (6+1 кр) |
||||||||
2 |
|
Фонетика. |
Восстановление и углубление знаний учащихся о фонетической системе русского языка |
Виды подчинительной связи, непроизносимые согласные |
Орфоэпическая работа |
А4 |
Урок повторения |
Упр.6 (устно), 7 (письменно) |
3 |
|
Лексика и фразеология |
Обобщение знаний учащихся о лексической и фразеологической системе языка. |
Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ. |
Анализ текста. |
А2,3 В1 |
Урок повторения. |
Составить небольшой рассказ с использованием фразеологизмов или выполнить упр.18. |
4 |
|
Морфемика. Словообразование |
Закрепить знания о составе слова,, знать способы образования слов |
Безударные проверяемые гласные в корне слова. |
|
|
Урок повторения. |
Упр.26. |
5 |
|
Морфология. Орфография |
Закрепить теоретические знания по теме «Морфология», практические навыки морфологического разбора. |
Безударные гласные Е, И в окончаниях глаголов; чередование гласных в корнях слов. |
Работа по редактированию предложений. |
А5-7 |
Урок повторения |
Просклонять словосочетания с местоимением «СКОЛЬКО», числительное «384»,сделать морфологический разбор слов из предложения. |
6 |
|
Синтаксис словосочетания и простого предложения |
Обобщение и систематизация знаний и умений по теме урока; закрепления навыка постановки знаков препинания в простом предложении. |
Написание -ТСЯ, -ТЬСЯ. |
Определение типа речи в тексте. |
В2, В3, В4, В5 |
Урок повторения. |
Упр.48 или Написать сочинение-миниатюру с использованием односоставных предложений на тему «Хорошо!». |
7 |
|
Р. Р. Текст. Повторение. Редактирование. |
Повторение сведений о тексте; отработка умений и навыков определять и обосновывать принадлежность текста к тому или иному стилю, типу речи. |
Знаки препинания при вводных словах. |
Анализ текста. |
|
Урок-практикум. |
Упр.47(6-11). |
8 |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам повторения |
Проверка эффективности повторения материала 5-8 классов, закрепления навыка лингвистического разбора. |
|
|
|
Урок проверки знаний. |
|
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
||||||||
9 |
|
Основные виды сложных предложений. Работа над ошибками. |
Дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними; закрепить умения отличать простое предложение от сложного; различать виды сложных предложений. |
Служебные части речи, проверяемые безударные гласные. |
Анализ текста (озаглавить, определить тип речи). |
В6, В7 |
Урок сообщения нового материала.
Тренировочный урок. |
П.7, упр.51. Выписать из произведения А. С. Пушкина сложные предложения (6-7). |
10,11 |
|
Р. Р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы, конспект. |
Уточнение значения данных понятий, развитие умения составлять планы, конспекты, тезисы. |
|
|
С1 |
Комбинированный |
Закончить конспект статьи и составить ее план. |
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5+ 1кр+3 рр) |
||||||||
12 |
|
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. |
Закрепление умения определять структуру ССП и его частей; давать грамматическую характеристику сочинительным союзам, соединяющим части сложного предложения; выяснять их смысловые отношения. |
Буквы З, С в приставах; Ь после шипящих на конце слов. |
Наблюдения над значением сочинительных союзов. |
В7 |
Урок сообщения нового материала. |
П.8. Упр.63. Подготовиться к словарному диктанту. |
13,14 |
|
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Словарный диктант. |
Отработать умения и навыки постановки запятой в сложносочиненных предложениях. |
Морфологические признаки существительных, прилагательных; буквы О, А на конце наречий. |
Конструирование простых и сложных предложений заданного вида. |
В7 |
Тренировочный урок. |
П.8, упр.68, 67 |
15 |
|
Р. Р. Рецензия. |
Углубление полученных раннее сведений о рецензии, характеристика ее основных признаков. |
|
|
|
Урок развития речи.
|
Упр.75(написать краткую рецензию на стихотворение ученицы). |
16 |
|
Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом; постановка тире перед союзом И в сложносочиненном предложении. |
Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. |
Различение союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЗАТО и самостоятельных частей речи с частицей ЖЕ и предлогом ЗА. |
Работа по составлению сложносочиненных предложений с предложенными общими второстепенными членами |
|
Урок изучения нового материала. |
Написать сочинение-миниатюру по одной из картин: «Зимний пейзаж» А. Саврасова или «Зима» И.Шишкина. |
17,18 |
|
Р. Р. Сжатое изложение по тексту Д.С.Лихачева «Доброта». |
Продолжение работы над сжатым изложением; формирование умения самостоятельно мыслить, анализировать текст. |
Публицистический стиль речи. |
|
С1 |
Урок развития речи. |
Завершить работу. |
19 |
|
Повторение темы «Сложносочиненные предложения». |
Закрепление знаний о сложносочиненном предложении и навыка постановки знаков препинания в ССП. |
Односоставные предложения; правописание Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий. |
Определение стилистической принадлежности текста. |
|
Урок повторения. |
Упр.64 (2 часть). |
20 |
|
Контрольный тест «Пунктуация в сложносочиненном предложении» |
|
|
|
|
Урок контроля знаний |
Сайт Е.А.Захарьиной, интерактивные тесты ГИА |
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (19+5рр+1 кр) |
||||||||
21 |
|
Строение сложноподчиненных предложений. Средства связи частей СПП. |
Дать общие положения о СПП: главные признаки, по которым определяются виды придаточных, отличие союзов от союзных слов, указательные слова в главном предложении. |
ТСЯ-, ТЬСЯ- на конце глаголов. Относительные местоимения и наречия. |
Наблюдения над функцией союзов и союзных слов в придаточном предложении. |
В7 |
Урок изучения нового материала |
П. 9, выучить теоретический материал на стр.38-39; подготовить связный рассказ по теме урока; упр.80 (устно). |
22 |
|
Строение сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в них. |
Формирование умения определять структуру сложноподчиненного предложения, расставлять знаки препинания. |
Н, НН в суффиксах причастий, наречий |
Преобразование СПП в синонимичные конструкции. |
В7 |
Тренировочный урок. |
Упр. 84 (устно), 85 |
23 |
|
Основные группы сложноподчиненных предложений по значению. СПП с придаточными определительными. |
Дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры; совершенствовать пунктуационные навыки. |
Вводные слова и знаки препинания. Правописание составных союзов. |
Преобразование и конструирование СПП. |
В7 |
Урок изучения нового материала. |
Стр. 43, 44 –знать теорию, написать сочинение- миниатюру на тему «Мое любимое место в городе». |
24 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными. Словарный диктант. |
Формирование умений:1)находить местоименно-определительные предложения, отличать их от собственно определительных; 2)расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях; составлять схемы предложений с указанными придаточными. |
Чередующиеся гласные О, А в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ –ГОР-, -ГАР-. |
Работа по предупреждению ошибок в построении СПП с придаточными определительными . |
В7 |
Комбинированный урок. |
Стр. 45, знать теорию, упр.104. |
25,26 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. |
Формирование умений определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении; средства их связи с главным. |
Различение на письме слов ЧТОБЫ и ЧТО БЫ. Знаки препинания при уточняющих обстоятельствах. Прямая и косвенная речь. |
Составление предложений по данным схемам. Анализ текста. |
В7 |
Комбинированный урок
Тренировочные уроки |
П.11, упр.111.
Упр.118 или 116. |
27 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными |
Формирование умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; выяснять общее и различие между ними. |
Основные виды обстоятельств; правописание приставок ПРИ-, ПРЕ. |
Наблюдения над синонимией обстоятельственных предложений, соответствующих видам обстоятельств в простом предложении. |
В7 |
Урок изучения нового материала. |
Изучить таблицу на стр.57-58, составить 6-8 предложений по изучаемой теме об известных местных писателях или художниках, композиторах, артистах, пользуясь справочной литературой по теме. |
28 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными степени и образа действия. |
Показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными степени и образа действия; общие черты и смысловые различия этого вида придаточных предложений; совершенствовать пунктуационные навыки.
|
Проверяемые гласные в корне слова; проверяемые согласные в корне. |
Конструирование сложноподчиненных предложений. |
В7 |
Урок изучения нового материала. |
П. 12-стр.60. Упр.130 или 133. |
29 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными места. |
Формирование умений: 1)распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных (определительных, изъяснительных); 2)правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений.
|
Наличие и отсутствие Ь после шипящих на конце слов. |
Составление предложений по данным схемам. |
В7 |
Урок изучения нового материала |
Подготовиться к словарному диктанту. Опишите с помощью СПП с придаточными места географическое положение своего города |
30 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. |
Углубление знаний учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными времени; показ разнообразных временных союзов, особенно тех, что содержат тонкие оттенки значений, а в речевой практике учащихся встречаются редко. |
Знаки препинания при однородных членах, кавычки при приложении. |
Преобразование предложений. Определение темы, основной мысли, выделение микротем текста. |
В7 |
Урок изучения нового материала
|
Упр.150 (устно), 147(письменно).
|
31,32 |
|
Р. Р. Обучающее сочинение-рассуждение над высказыванием К. А. Федина «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». |
Продолжение работы над развитием умений и навыков писать сочинения на лингвистическую тему |
Правописание глаголов в повелительном наклонении, знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. |
. |
С2 |
Уроки развития речи |
Завершить работу над сочинением. |
33 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными условными.
|
Показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными условными, совершенствование пунктуационных навыков. |
Написание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-. |
Наблюдения над стилистической функцией союзов. |
В7 |
Комбинированный урок. |
Написать сочинение-рассуждение «Роль союзов в тексте» (70 слов) |
34 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины. |
Формирование умений определять структуру сложноподчиненных предложений с придаточными причины; отличать указанный вид придаточных от других. |
Тире между подлежащим и сказуемым. Работа с синонимичными конструкциями |
|
В7 |
Урок изучения нового материала. |
Упр.156 (1 часть). |
35 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели. |
Показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными цели; формирование умения правильно расставлять знаки препинания в СПП с изученными придаточными. |
Соединительные гласные О, Е в сложных словах. |
Составление СПП с данным главным предложением. |
В7 |
Урок изучения нового материала. |
Упр.165 (составить схемы). |
36 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. |
Различение указанного вида придаточных предложений, определение средства их связи с главным; различение СПП с придаточными сравнительными и простых предложений со сравнительным оборотом. |
Правописание НЕ, НИ с различными частями речи. |
Работа над интонацией в сложноподчиненном предложении. |
В7 |
Урок изучения нового материала. |
Подготовиться к словарному диктанту. Упр.170.
|
37 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными. Словарный диктант. |
Показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными уступительными; различать указанный вид придаточных предложений и простые с обстоятельством уступки. |
Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ. |
Замена простых предложений с обстоятельством уступки СПП с придаточными уступительными. |
В7 |
Урок изучения нового материала. |
Упр.178 или 181. |
38 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия. |
Формирование умения различать указанный вид придаточных предложений, определять средства их связи с главным; правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными следствия. |
Слитное и раздельное написание наречий. |
Использование сложноподчиненных предложений в рассуждении «от обратного». |
В7 |
Урок изучения нового материала. |
Упр.185 (письменно). |
39 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. |
Показ особенностей сложноподчиненных предложений с придаточными присоединительными; совершенствование пунктуационных навыков. |
Чередующиеся гласные Е, И в корнях слов. |
Работа над интонацией СПП с придаточными присоединительными. |
В7 |
Урок изучения нового материала.
|
Упр.193 (устно), 194 (письменно). Упр.192 (составить предложения по данным схемам). |
40,41 |
|
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными |
Дать понятие о классификации сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными; потренировать учащихся в структурном анализе предложений; привести в систему знания по теме. |
|
Конструирование предложений с несколькими придаточными |
В8 |
Урок изучения нового материала
Тренировочный урок |
П.9, упр.203.
Упр.208 (сочинение-миниатюра о современной молодежи). |
42 |
|
Р. Р. Деловые бумаги (заявление, автобиография). |
Сформировать умения писать заявления и автобиографию. |
|
|
|
Урок изучения нового материала. |
Написать автобиографию.
|
43,44 |
|
Р.Р. Сочинение-рассуждение над высказыванием: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К. Г. Паустовский) |
Подготовить учащихся к осознанному анализу лексических средств в тексте |
|
|
С2 |
Уроки развития речи. |
Дописать сочинение.
|
45 |
|
Обобщающее повторение сложноподчиненных предложений. Словарный диктант. |
Обобщить и привести в систему знания учащихся о стилистических особенностях сложноподчиненных предложений (союзов, союзных слов и указательных). |
НЕ с разными частями речи. |
Составление предложений по схемам; редактирование предложений. |
|
Урок повторения. |
Упр.205. Подготовиться к контрольному диктанту. |
46 |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненные предложения». |
Проверить знания учащихся по теме «Сложноподчиненные предложения». |
|
|
|
Урок проверки знаний. |
Сайт Е.А.Захарьиной, интерактивные тесты ГИА |
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (6+3рр) |
||||||||
47 |
|
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Словарный диктант. |
Выработать у учащихся умения и навыки выяснять особенности постановки знаков препинания в случаях перечисления фактов в бессоюзном сложном предложении; совершенствовать пунктуационные навыки. |
Дефисное и слитное написание сложных слов, знаки препинания при сравнительных оборотах. |
Работа над интонацией в бессоюзном сложном предложении. |
В9 |
Урок изучения нового материала. |
П.15 (правило). Упр. 218. |
48,49 |
|
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. |
Выработать у учащихся умения и навыки выяснять смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях с двоеточием, расставлять знаки препинания и знать сферу употребления этих конструкций. |
Приставки ПРЕ-, ПРИ-; буквы Е, И в окончаниях сущ.; сложные прилаг. Двоеточие при однородных членах и в предложениях с прямой речью. |
Наблюдения над синонимией союзных и бессоюзных сложных предложений |
|
Урок изучения нового материала.
Тренировочный урок. |
П.16, упр.223.
Составить план и подготовить устное сообщение на тему «Роль двоеточия в тексте». |
50,51 |
|
Тире в бессоюзном сложном предложении. |
Научить учащихся видеть смысловые и интонационные различия союзных и бессоюзных предложений, выбирать в соответствии с целью высказывания тот или иной тип предложения и правильно расставлять знаки препинания. |
Безударные гласные в окончаниях прилагательных и причастий. Тире в простом предложении. |
Конструирование союзных и бессоюзных сложных предложений |
|
Урок изучения нового материала.
Тренировочный урок. |
П.17, написать свободное изложение по тексту упр.238, закончив его описанием картины О. Кипренского «Портрет Н. В. Кочубей».
П.17, упр.240. |
52 |
|
Р. Р. Реферат. |
Уточнить значение понятия «реферат», развивать умение готовить такой вид изложения текста. |
Многозначные слова. |
|
|
Урок изучения нового материала. |
Упр.243 (Подготовить письменный продуктивный реферат по тексту упр.242.) |
53 |
|
Повторение и обобщение темы «Бессоюзные сложные предложения». |
Систематизация, обобщение и закрепление знаний о постановке запятой, точки с запятой, двоеточия, тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умения осознанно пользоваться данными конструкциями в речи учащихся. |
Слитное написание наречий, образованных от существительных с предлогом. |
Составление предложений по данным схемам. |
В9 |
Урок-практикум |
Упр. 239. |
54,55 |
|
Р. Р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему. |
Развивать умение учеников самостоятельно мыслить, анализировать текст; развивать творческие способности учеников. |
|
|
С1 |
Уроки развития речи. |
Дописать творческую часть работы, работа по индивидуальным карточкам |
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (3+1 рр) |
||||||||
56,57 |
|
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. |
Углубить представления о структуре сложных предложений с разными видами связи; развивать умение схематически представлять предложение; формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры. |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. |
Конструирование предложений с различными видами связи. |
В9 |
Комбинированные уроки |
П.18, упр.249 (1 часть). Составить текст проблемной статьи «Почему надо быть гуманным?»
|
58 |
|
Авторские знаки препинания. |
Дать понятие об авторских знаках; объяснить роль их использования в текстах. |
Гласные в глагольных суффиксах. –ЫВА-, -ИВА-; -ОВА-, -ЕВА-. |
Определение типа речи текста. |
|
Урок изучения нового материала. |
П.19, упр.259, повторить все темы, связанные со сложным предложением. |
59 |
|
Р. Р. Подготовка к сочинению-рассуждению над высказыванием «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». (А. А. Зеленецкий) |
Развивать творческие способности учеников; закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи и навыки постановки знаков препинания в них. |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
|
А3, С2 |
Урок развития речи. |
Написать сочинение. |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (2 ч) |
||||||||
60 |
|
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. |
Дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения; показать живую связь современного языка с его историческими корнями; закреплять навыки работы со словарями. Показать роль языка в жизни общества как базовую, развитие языка в связи с историческим развитием общества. |
Правописание частиц НЕ, БЫ с глаголами. Знаки препинания при цитировании |
Определение вида доказательства (прямое или обратное). |
С2 |
Лекция с элементами беседы. |
П.20 (стр.117), упр.264 (составить план и записать основные положения в форме тезисов). |
61 |
|
Русский литературный язык и его стили.
|
Углубить понятие о стилях языка, сферах их применения; совершенствовать навыки анализа текста. |
|
Определение стилистической принадлежности текста. |
С2 |
Урок сообщения нового материала. |
П. 21 Упр. 276. |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ (6 + 1кр) |
||||||||
62 |
|
Фонетика. Графика. Орфография. |
Обобщить и систематизировать знания о фонетике и графике; совершенствовать правописные навыки и навыки фонетического разбора. |
|
Определение стилистической принадлежности текста, передача его основных мыслей. |
А4-А7 |
Урок повторения |
Подготовиться к словарному диктанту. Упр.294. |
63 |
|
Лексика. Фразеология. Орфография. |
Обобщить знания по лексике и фразеологии; совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей. |
|
|
А2-А7, В1 |
Урок повторения |
Упр. 313. |
64 |
|
Морфемика. Словообразование. Орфография. |
Обобщить и систематизировать знания о составе слова и словообразовании; совершенствовать правописные навыки и навыки словообразовательного разбора и по составу. |
|
Определение особенностей связи предложений в тексте. |
А5-А7 |
Урок повторения |
Упр.321 (устно), 323-2часть (письменно). |
65 |
|
Морфология. Орфография. |
Обобщить и систематизировать знания по теме урока; совершенствовать правописные навыки, особенно правописание производных предлогов. |
|
Устный рассказ по плану. Определение стилистической принадлежности текста. |
А5-А7 |
Урок повторения |
Упр.365. |
66 |
|
Синтаксис. Пунктуация. |
Закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения, умение использовать теоретические знания по синтаксису для целей грамотного письма. |
Синтаксический и пунктуационный разбор. |
Определение вида связи предложений в тексте. |
В2-В9 |
Урок повторения |
Упр.377 (устно), 379 (письменно). |
67 |
|
Итоговый тест в форме ГИА (Части А,В) |
Выявить степень готовности учащихся к сдаче ГИА по русскому языку |
|
|
А1-А7, В1-В9 |
Урок контроля знаний |
Сайт Е.А.Захарьиной, интерактивные тесты ГИА |
68 |
|
Анализ ошибок в контрольном тесте |
Закрепить знания по разделам русского языка |
|
|
А1-А7, В1-В9 |
Урок коррекции знаний |
Сайт Е.А.Захарьиной, интерактивные тесты ГИА |
|
|