Русский язык

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая образовательная программа по русскому языку для 10 - 11 классов составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», федерального базисного учебного плана, «Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку. Базовый уровень» (2005г.), «Программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: ООО «ТИД «»Русское слово – РС», 2010) и учебного плана школы. Рабочая программа по русскому представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, основное содержание курса, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки выпускников, учебно-методическое обеспечение, список литературы, интернет – ресурсы. Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.  Согласно примерной программе среднего (полного) общего образования курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;  применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса и практической значимости содержания образования.  Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе.  Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык». Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом. Понимание и отработка данных навыков и умений обеспечивается большим количеством упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебные часы рабочей программы соответствуют авторской. При составлении рабочей программы учтены значимость разделов, их объем и оставлено без изменений распределение часов учебного материала. С целью выявления уровня подготовки выпускников предусмотрены следующие виды контроля в каждом классе: итоговые контрольные диктанты – по 1, стартовые и итоговые диагностические тестовые работы – по 2, контрольные сочинения – по 2. Считаем нецелесообразным использовать в 10 и 11 классах такой вид контроля как изложение, так как данный вид работы не отражает требований ЕГЭ. ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  (по примерной программе) Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).  В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать: • связь языка и истории, культуры русского народа; • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; • основные единицы языка, их признаки; • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения; уметь: • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; • проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; аудирование и чтение: • использовать основные виды чтения; • извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо: • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, граммати ческие нормы современного русского языка; • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; • соблюдать нормы речевого поведения; • использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста. В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ • методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований) • методы организации и осуществления учебных действий и организаций (лекция, рассказ, беседа, методы иллюстраций, демонстраций, сочетание словесных и наглядных методов, методы упражнений, индуктивные, дедуктивные, метод аналогий, проблемно-поисковый (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка), самостоятельная работа с книгой). • методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля, письменного контроля, методы самоконтроля) ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ • индивидуальная;; • групповая; • парная; • коллективная; ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ: • устный опрос, устные сообщения; • тестирование, анкетирование; • комплексный анализ текста; • письменные работы типа сочинения, изложения, диктанты • творческие работы (реферат, сообщение, отзыв, доклад, проект и т.д.); • экзамен. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский зык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009, 2010.

 

 

№ Дата

Тема урока

Содержание урока

Домашнее задание

Виды контроля

 

основные термины и понятия

§,   упр.

1

Введение. Слово о русском языке.

Русский язык среди языков мира, русский литературный язык, язык межнационального общения.

Функциональные стили, норма литературного языка.

Вступительная статья стр. 5-8, упр. 1, 2

Доклад об одном учёном – лингвисте, который внёс вклад в развитие науки о языке. (М.В.Ломоносов, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов и др.)

фронтальный опрос

 

 

 

Лексика. Фразеология. Лексикография.

 

2.

Лексика. Слово и его значение

Лексика – один из разделов науки о языке; основные понятия лексики; представление о лексическом значении слова. Работа с толковым словарём. Строение словарной статьи. Словарные пометы.

§ 1, упр. 3

§ 1определения , карточка

выслушивание докла

дов

 

 

3

Однозначность и многозначность слов. Работа с толковыми словарями.

Полисемия как явление языка. Прямое и переносное значение слова. Способы появления переносного значения слова. Работа с толковым словарём. Строение словарной статьи многозначного слова.

§ 2, упр. 4, 5

подготовить рассказ на тему «Слово и его лексическое значение» (с примерами), упр. 6 устно, подготовиться к словарному диктанту(слова на букву А)18 слов , знать их значение.

практикум

 

4

Изобразительно-выразительные средства языка.

Общее понятие изобразительно-выразительных средств языка; лексические изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, перифраза).

§ 3, упр. Словарная минутка, 7, 8

повторить § 3, упр. 9,10,11 по заданию

словарный диктант,

индивид. опрос по д.з.

практикум,

 

 

 

 

 

5

Омонимы и их употребление.

Омонимы. Причина появления омонимов в языке. Разновидности омонимов:     омоформы, омофоны, омографы. Выразительные возможности омонимии в художественном тексте. Работа со словарём. Омонимы и многозначные слова.

§4, упр. 12, 13, 14

§4, упр. 15, 16

практическая работа

работа со словарём

 

 

6

Паронимы и их употребление.

Паронимы. Паронимический ряд. Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. Работа со словарём. Уточнение лексического значения слов–паронимов.

§ 5, упр. 17, 18

§ 5, упр. 19

практическая работа

работа со словарём

 

 

7

Синонимы и их употребление.

Синонимы. Идеографические (смысловые) синонимы. Стилистические синонимы. Синонимический ряд. Выразительные возможности синонимов. Работа со словарём.

§ 6, упр. 20, 21, 22, 24

§ 6 упр. 24

практическая работа

работа со словарём

 

 

8

Антонимы и их употребление.

Типы антонимов. Антитеза.

§ 7, упр. 25, 27, 28, 29, 30

§ 7, упр. 26

практическая работа

работа со словарём

 

 

9

Р/р. Лингвистический анализ поэтического текста.

Текст анализируется с точки зрения наличия изобразительных средств. Работа выполняется в малых группах. Результаты оформляются в виде связного текста и защищаются группой на занятии.

А.С.Пушкин «Пророк»

А.С.Пушкин «Воспоминания в Царском Селе» -анализ

анализ текста

 

10

Происхождение лексики.

Лексика исконно русская и заимствованная; происхождение исконно русской лексики; пути появления в языке заимствованных слов; старославянизмы – особый пласт ранних заимствований, признаки старославянизмов, особенности стилистической окраски старославянизмов.

§ 8, составление плана-конспекта текста научного стиля, упр. 32, 33, 34

§ 8, упр. 35, 36

конспектирование

 

11

Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы.

Понятие об общеупотребительной лексике и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления; диалектизмы; профессионализмы; жаргонизмы.

§ 9-10, изучающее чтение теретического материала;

упр.37, 38

разбор предложения в тетради.

упр. 39 или 42 (по выбору)

фронтальный опрос

 

12

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Фразеология; фразеологические единицы; лексикография; основные типы словарей русского языка.

§ 11 – ознакомительное чтение, работа по группам с литер.источниками, работа со словарём, упр. 44, 45, 47

§ 11 упр. 46

практикум, работа со

словарём

 

 

13

Лексикография. Обобщающий урок.

подготовка монологического высказывания «Словари и их виды» (работа в группах)

§ 12-чтение изучение, составление плана,

стр. 32 вопросы и задания, упр. 134

выступление группы

 

14

Лингвистический анализ текста.

Проверка знаний , умений и навыков учащихся.

упр. 497 или КАТ

стр. 452 выписать лингвистические словари и аспектные словари, объяснить значение.

анализ текста

 

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

 

15

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов.

Фонетика – один из разделов науки о языке; понятие звука и буквы; процессы чередования гласных и согласных звуков;

§ 13 знакомство с теоретическим материалом учебника, практическая работа, упр.  325 1-ый абзац

фонетический разбор сов  в тетради (предметы, теряли, постепенно, ослабевало, свистнула, встрепенулась)

практикум (фоне

тический разбор)

 

 

16

Фонетический разбор слов. Из истории славянской письменности и русского алфавита.

Практическая работа

Сообщения школьников

§13, упр. 49,

упр. 374

практическая работа

 

17

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков.

Орфоэпия как раздел науки о языке; нормы произношения гласных и согласных звуков. Выразительное чтение поэтических и прозаических произведений.

§14 изучающее чтение учебной статьи, упр. 52, 53

упр. 323 (5 предложений), упр. 354 стих. Блока наизусть

практическая работа

 

18

Ударение. Типы ударения.

Словесное ударение. Роль ударения в определении значения и формы слова (омографы, омоформы и т.д.), ударение и профессиональные слова (компас-компас)

§ 14, упр. 50, 51

задание на карточке

практическая работа

 

Морфемика и словообразование.

 

19

Состав слова. Морфемный разбор слова.

Морфемика как раздел науки о языке; состав слова; слова и морфемы; аффиксы словообразующие и формообразующие; основа слова, особенности, классификация, способы выделения в слове; сущность и порядок морфемного разбора слова.

§ 15, упр. 54,55,56,57, 58, 59

вопросы стр. 47, 49, упр. 64, 69

практическая работа

(морфемный разбор)

 

 

20

Словообразование. Словообразовательный разбор слов.

Сущность словообразования; основные способы словообразования в русском языке (морфологические и неморфологические); различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова. 

§16, изучающее чтение статьи учебника, упр. 70, 71, 72,

упр. 78, 79, 81 по заданию

составление схем

 

21

Основные способы формообразования в современном  русском языке.

Основные способы образования грамматических форм в русском языке. Окончание как главный способ передачи грамматических значений и средство связи слов в предложении. Формообразующие суффиксы. Аналитический способ формообразования. Супплетивизм (изменение) основы.

§ 17-ознакомительное чтение статьи, упр. Упр. 82, 83, 85

упр. 84, стр. 58 вопросы.

конспектирование

 (план)

 

 

22

Р/р. Изложение с творческим заданием.

Анализ текста упражнения.

Написание изложения на черновике.

Ответ на вопрос.

упр. 85

дописать изложение.

изложение

 

23

Анализ изложения.

Работа над ошибками.

 

КАТ стр. 37 зад. 8

 

 

Морфология и орфография.

 

24

Принципы русской орфографии.

Особенности морфологии как одного из разделов науки о языке; сущность и значение орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания.

§18 комментированное чтение статьи, упр. 86

стр. 61 вопросы

фронтальный опрос

 

25

Проверяемые и непроверяемые безударные  гласные в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением;

§ 19, упр. 87-95

упр. 96 подгот. К диктанту.

тест

 

26

Чередующиеся гласные в корне слова.

Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем. Написание гласных, зависящее от ударения. Написания, зависящие от буквы, следующей за гласной. Написание гласных, зависящее от значения слов.

§ 20 упр. 97, 99, 101, 103

§ 20 правило, упр. 98, 100(1-7), 102, 104

словарный диктант

тест

 

 

27

Употребление гласных после шипящих: в корне, в суффиксе, в окончании.

Традиционные написания гласных после шипящих; правописание гласных о/ё после шипящих в корнях слов; правописание гласных о/е/ё после шипящих  в окончаниях слов; правописание гласных о/е/ё после шипящих  в суффиксах слов различных частей речи.

§21, упр. 108-111

§ 21 правило упр. 112

практикум (сам.раб)

 

28

Употребление гласных после Ц

в корне, в суффиксе, в окончании. Буквы Э. Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

§ 22, упр. 113-115

§ 22 правило, упр. 116 карандашом

тест

 

29

Диктант.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся.

упр. 116 или 137

карточка «Готовимся к ЕГЭ»(стр 73 метод)

диктант

 

30

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание  непроизносимых согласных.

Звонкие и глухие согласные; позиционные чередования согласных. Правописание звонких  глухих согласных.

§ 23-24,  упр. 117-119, упр. 121-122

упр. 120, 123

практическая работа

 

31

Правописание сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ и двойных согласных.

Фонетика: звук и буква. Морфемика: части слова, двойные согласные на стыке морфем. Лексика: заимствованные слова.

§ 25, упр. 125-127

упр. 128, § 27 изучить

тест

 

32

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

Приставки, пишущиеся в соответствии с морфологическим принципом; приставки, правописание которых определяется фонетическим принципом орфографии; написание приставок, зависящее от ударения и от значения.

§ 26, упр. 138-140 – сам.раб.

§27 упр. 142

§  27 правило упр. 144, 146 задание.

проверка дом.зад.

 

33

Гласные И и Ы после приставок

Замена гласного И на Ы в корне слова после русских приставок, оканчивающихся на согласный. Написание гласного И после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ- и т.д.), после приставок, оканчивающихся на гласный.

§ 28, упр. 148-149

§  28 правило, упр. 150, 153

словарный диктант

 

34

Употребление ъи ь. Употребление прописных букв. Правила переноса.

Функции твёрдого и мягкого знаков; строчные и прописные буквы; правила переноса.

§ 29-31 упр. 154, 159, 164

стр. 104 вопросы, упр. 155, 163

практическая работа