Музыка

 

1.  Пояснительная записка 

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго  поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка» (Образовательная система «Школа 2100»), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 года № 379 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год).

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.11 № 2357, от 18.12.2012 № 1060); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897);

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253);

5. Примерная программа начального общего образования;

6. Учебный план отделения «Усть – Ламенская СОШ»;

7. Примерное положение о рабочей программе МАОУ «Голышмановская СОШ №2»;

8. Устав МАОУ «Голышмановская СОШ №2».

      

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической);

в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям;

в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку и др.

В целом,  эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

 

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 3  классе в объеме 34 часов.

 

Материально – техническое обеспечение

     Печатные пособия:

  1. Портреты композиторов в электронном виде
  2. Плакаты(10): расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
  3. Транспарант:  поэтический текст гимна России.

Экранно-звуковые пособия:

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
  2. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
  3. Учебно-практическое оборудование
  4. Детские музыкальные  инструменты

Библиографический список:

1.В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 3кл. М.: Баласс, 2012.

2.Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.2  – М.: Просвещение, 2008. (Стандарты второго поколения)

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

 

                                                                         2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

 

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

 

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

 

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость(9 ч.)

  1.  

Песня, танец, марш как  три коренные основы всей музыки («три кита»).

Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;

проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

  1.  

Из песни, танца и марша образуется песенность,  танцевальность и маршевость.

Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;

различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;

инсценировать  фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;

осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях.

  1.  

Танцевальность

  1.  

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

  1.  

Песенность

  1.  

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

  1.  

Маршевость.

  1.  

Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении.

  1.  

 Песенность, танцевальность и маршевость .Обобщение.

 

Интонация (7 часов)

 

  1. 10.  

Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;

распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;

сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

выявлять различные по смыслу интонации;

определять жизненную основу музыкальных интонаций;

воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение);

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;

применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы;

приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение  и сочинение;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

  1. 11.  

Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.

  1. 12.  

Интонация – выразительно-смысловая частица музыки

  1. 13.  

Выразительные и изобразительные интонации.

  1. 14.  

Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.

  1. 15.  

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.

  1. 16.  

 

 

Интонация – основа музыки. Обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие музыки (10 часов)

 

  1. 17.  

Знакомство с понятием развитие музыки.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии

воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении;

использовать

  1. 18.  

Композиторское и исполнительское развитие музыки.

  1. 19.  

Сходство и различие интонации в процессе развития музыки.

Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность)

в народной музыке и в произведениях композиторов.

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

инсценировать произведения различных жанров;

выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.

  1. 20.  

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

  1. 21.  

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

  1. 22.  

Знакомство с понятием кульминация.

Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения

  1. 23.  

Интонационно-мелодическое развитие музыки.

Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве

  1. 24.  

Ладово-гармоническое развитие музыки.

  1. 25.  

Развитие музыки в произведениях

Э. Грига.

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;

приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение.

  1. 26.  

Обобщение по теме «Развитие музыки».

Построение (формы) музыки (9 часов)

 

  1. 27.  

Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения.

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;

соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;

распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо);

определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

инсценировать произведения различных жанров и форм;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

  1. 28.  

Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения.

  1. 29.  

Знакомство с формой рондо.

  1. 30.  

Вариационная форма построения музыки.

  1. 31.  

Средства построения музыки – повторение и контраст.

  1. 32.  

Р/к. Общие представления

о музыкальной жизни Томской области.

Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира;

участвовать в музыкальной жизни школы, села.

  1. 33.  

Обобщение по теме «Построение музыки». 

Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

34

 

 

Итоговое обобщение  и повторение.

 

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

 

4.Тематическое планирование

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов фактически

1

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость

9

9

2

Интонация

7

7

3

Развитие музыки

10

10

4

Построение (формы) музыки

8

8

Всего:

 

34

34


 

            

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Усть-Ламенская средняя общеобразовательная школа».

 

Согласовано                                                                              «Утверждаю»_______________

на заседании                                                                               Директор  школы                                                                                                               

метод. объединения                                                                   Усольцева В.Г.

____________2015 г.                                                                                     

Председатель МО                                                                            

 ________________                                                       

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по музыке

для  3 класса

на 2015/2016 уч.г

(Образовательная система «Школа 2100»

В.О.Усачёва, Л.В.Школяр «Музыка»

Учебник для 3 класса

М.:Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.

Допущено Министерством образования и науки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Разработчик программы:

                                                                                             учитель начальных классов

                                                                                               Солошенко Татьяна Николаевна                                                                       

                                                                             

                                                                                                 

                                                        

                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г

Пояснительная записка

 

   Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго  поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка» (Образовательная система «Школа 2100»), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 года № 379 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год).

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической);

в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям;

в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку и др.

В целом,  эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 3  классе в объеме 34 часов.

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

3 класс

 

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов фактически

1

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость

9

9

2

Интонация

7

7

3

Развитие музыки

10

10

4

Построение (формы) музыки

8

8

Всего

 

34

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ урока п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость(9 ч.)

  1.  

Песня, танец, марш как  три коренные основы всей музыки («три кита»).

Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;

проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

  1.  

Из песни, танца и марша образуется песенность,  танцевальность и маршевость.

Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;

различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;

инсценировать  фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;

осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях.

  1.  

Танцевальность

  1.  

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

  1.  

Песенность

  1.  

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

  1.  

Маршевость.

  1.  

Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении.

  1.  

 Песенность, танцевальность и маршевость .Обобщение.

 

Интонация (7 часов)

 

 

  1.  

Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;

распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;

сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

выявлять различные по смыслу интонации;

определять жизненную основу музыкальных интонаций;

воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение);

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;

применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы;

приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение  и сочинение;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

  1.  

Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.

  1.  

Интонация – выразительно-смысловая частица музыки

  1.  

Выразительные и изобразительные интонации.

  1.  

Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.

  1.  

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.

    1.  

 

 

Интонация – основа музыки. Обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие музыки (10 часов)

 

  1.  

Знакомство с понятием развитие музыки.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии

воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении;

использовать

  1.  

Композиторское и исполнительское развитие музыки.

  1.  

Сходство и различие интонации в процессе развития музыки.

Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность)

в народной музыке и в произведениях композиторов.

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

инсценировать произведения различных жанров;

выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.

  1.  

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

  1.  

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

  1.  

Знакомство с понятием кульминация.

Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения

  1.  

Интонационно-мелодическое развитие музыки.

Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве

  1.  

Ладово-гармоническое развитие музыки.

  1.  

Развитие музыки в произведениях

Э. Грига.

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;

приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение.

  1.  

Обобщение по теме «Развитие музыки».

Построение (формы) музыки (9 часов)

 

  1.  

Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения.

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;

соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;

распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо);

определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

инсценировать произведения различных жанров и форм;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

  1.  

Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения.

  1.  

Знакомство с формой рондо.

  1.  

Вариационная форма построения музыки.

  1.  

Средства построения музыки – повторение и контраст.

  1.  

Р/к. Общие представления

о музыкальной жизни Томской области.

Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира;

участвовать в музыкальной жизни школы, села.

  1.  

Обобщение по теме «Построение музыки». 

Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

34

 

 

Итоговое обобщение  и повторение.

 

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

 

 

 

 

           

Материально – техническое обеспечение

 

     Печатные пособия:

  1. 1.        Портреты композиторов в электронном виде
  2. 2.        Плакаты(10): расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
  3. 3.        Транспарант:  поэтический текст гимна России.

Экранно-звуковые пособия:

  1. 1.      Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
  2. 2.      Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
  3. 3.      Учебно-практическое оборудование
    1. 4.      Детские музыкальные  инструменты

Библиографический список:

1.В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 3кл. М.: Баласс, 2012.

2.Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.2  – М.: Просвещение, 2008. (Стандарты второго поколения)


 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

3 класс. Музыка

 

№ урока

 

Дата

 

Тема урока

Планируемые результаты   обучения

 

Виды деятельности

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Раздел 1      9ч

Песня, танец, марш

 

Песня, танец, марш как  три коренные основы всей музыки («три кита»).

Знакомые образцы песни, танца и марша. Рассказы о летних каникулах.

«Песня о школе» – исполнение.

«Мы – третьеклассники» – разучивание Увертюра  к опере «Кармен» Ж. Бизе – слушание.

 

Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

Учащиеся расскажут  о своих летних впечатлениях, приобретая навыки наблюдать окружающий мир,  вслушиваться  в  него,  размышлять.

Исполнят песню, подстраивая интонацию по образцу учителя.

2

 

Из песни, танца и марша образуется песенность,  танцевальность и маршевость.

 «Песня, танец и

марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость».

«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конёк-

Горбунок» Р. Щедрина (фрагменты) – слушание.

«Мы - второклассники» – исполнение.

«Скворушка прощается» Т. Попатенко – разучивание.

«Полонез» Ф. Шопена – слушание.

Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;

различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;

инсценировать  фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;

осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях.

Учащиеся научатся понимать  на слух запрашиваемую информацию о песенности, танцевальности и маршевости,

Давать  характеристики музыкальным произведениям. Сравнивать и обобщать полученную информацию

 

3

 

Танцевальность

Развитие темы «Песенность». Широкий круг образов и  особенности  музыкального языка сочинений  разных времён и народов.

«Ночь» – слушание.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – разучивание главной

мелодии и слушание фрагмента.

«Скворушка прощается»-исполнение.

Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки – разучивание главной мелодии.

Учащиеся научатся определять песенность  на примере второй картины первого действия балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина («Ночь») Учащиеся научатся петь мелодии из произведений Грига и Глинки приёмом вокализа в совместной деятельности (пение хором) с целью решения коммуникативных задач

4

 

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

Развитие темы. Песенность на примерах  певучести главной

мелодии «Утра» Грига, её устремлённость ввысь с постепенным, всё

нарастающим просветлением музыки.

«Утро» (главная мелодия) – исполнение.

«Скворушка прощается» – исполнение.

Ария Сусанина – исполнение главной мелодии и слушание.

Учащиеся научатся сравнивать термины песня и «песенность», петь выразительно «Утро» (главная мелодия) – исполнение.

«Скворушка прощается» – исполнение.

Ария Сусанина. Отвечать на вопросы.

5

 

Песенность

Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.

«Золотые рыбки» – слушание.

«Мы - второклассники» – исполнение.

«Мы – девочки» – разучивание.

«Дружат дети всей Земли» Д. Львова- Компанейца – разучивание.

Главная мелодия «Арагонской хоты» М. Глинки – слушание

Учащиеся  научатся сравнительной характеристике песни «Дружат дети всей Земли»  с напевной протяжной песней «Скворушка прощается»

6

 

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

Продолжение и развитие темы  в вокальной и инструментальной музыке)

Различные приёмы исполнения  песенно-танцевальной музыки.

«Мы – девочки» – исполнение.

Сцена из оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля – слушание и

участие в исполнении.

«Богородице Дево,  радуйся» обиход исполнение.

«Арагонская хота» (фрагмент)

Учащиеся научатся выразительно и одухотворённо исполнять песнопения. Узнают приёмы исполнения  песенно-танцевальной музыки

7

 

Маршевость.

Различные приёмы исполнения танцевальною - маршевой музыки.

Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – разучивание и слушание.

«Мы – мальчики» – разучивание.

«Царь Горох» – слушание и исполнение

Учащиеся научатся сравнивать героические и сатирические образы и определять маршевость Исполнять Мелодию из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена, «Мы – мальчики»- попевка

8

 

Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении.

Музыка песенно-танцевального характера. «Мы – второклассники», «Мы – девочки», «Мы – мальчики»

Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена (ля-мажор и до-минор)

Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена

Учащиеся научатся исполнять попевки,  изящно подчеркнув её танцевальность, включая элементы театрализации. Учащиеся знакомятся с изящной «танцевальностью»  и траурной « маршевостью,    Ф. Шопена.

9

 

 Песенность, танцевальность и маршевость .Обобщение.

 

Обобщение темы раздела. Исполнение и слушание музыки по выбору.

Учащиеся  научатся проверять  и оценивать  свои знания по изученным темам. Научатся задавать проблемные вопросы работая в группах

10

 

Раздел 2   7ч

Интонация

 

Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная.

Связь разговорной и музыкальной речи. Вокальные импровизации.

«Скворушка прощается»

«Болтунья» С. Прокофьева.

«Барабан» Д. Кабалевского

«Кто дежурные?» Д. Кабалевского

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;

распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;

сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

выявлять различные по смыслу интонации;

Определять жизненную основу музыкальных интонаций;

воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение);

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;

применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы;

приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение  и сочинение;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

Учащиеся выучат новый термин частушка, исполнят  их, работая в группах.

Научатся интонационно осмысленно читать текст. Петь попевки с ориентацией на нотную запись

11

 

Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.

Выразительные и изобразительные интонации в музыке. Инструментальные импровизации. «Кто дежурные?»

«Барабан»

«Болтунья»

«Кузнец» И. Арсеева

«Марш» Э. Грига

Учащиеся  научатся точно выполнять паузы, сознательно выделять сильные слова и слоги во фразах. Исполнять инструментальные импровизации. Выражать точку зрения за и против

12

 

Интонация – выразительно-смысловая частица музыки

Музыкальная интонация – «сплав» средств музыкальной  выразительности.  Пластические импровизации.

«Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка») – слушание.

«Перепёлочка»

Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена«Кузнец»

Учащиеся научатся находить

связь характера интонаций

в той или иной песне с характером её исполнения. Исполнять пластические импровизации

Находить, сравнивать полученную информацию

13

 

Выразительные и изобразительные интонации.

Музыкальная фраза вырастает из одного, двух или нескольких «зёрен» называемых интонациями.  Ритмические импровизации с использованием «зерна – интонации» Интонации, выражающие разные характеры, чувства и настроения людей. «Кукушка» «Доброе утро» 

Темы петушка, Звездочёта, царя Дадона, воеводы Полкана из про-

лога оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова

Учащиеся  научатся прослушивать  музыкальные произведения  и устанавливать связь характера интонаций с характером её исполнения. Исполнять ритмические импровизации с использованием «зерна – интонации»   Давать характеристику главным героям..

14

 

Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.

Нотная запись как средство фиксации особенностей музыкальной речи. Формирование умений учащихся петь знакомые, наиболее простые по мелодике и ритму попевки и песни с ориентацией на нотную запись.

«Доброе утро» «Кукушка» «Кто дежурные?» «Кузнец»

 Темы петушка, Звездочёта, царя Дадона, воеводы Полкана из пролога оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова

Учащиеся сами  услышат и определят главные

интонации Темы петушка, Звездочёта, царя Дадона, воеводы Полкана из пролога оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова. Научатся петь   попевки и песни: « Доброе утро» «Кукушка» «Кто дежурные?» «Кузнец»  с ориентацией на нотную запись

15

 

 

 

 

 

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.

  Знаки препинания в музыке.

«Доброе утро»

«Кукушка»

«Арагонская хота» М. Глинки

«Котёнок и щенок» – исполнение.

Учащиеся научатся определять  главную интонацию в той или иной песне

(пьесе), попытаются охарактеризовать её выразительные или изобразительные свойства Выразительно исполняют песни и попевки

16

 

Интонация – основа музыки. Обобщение.

 

 

 Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.

Исполнение и слушание музыки по усмотрению учителя

Учащиеся  выступят в концерте

 

 

 

 

17

 

Раздел 3.      10 ч Развитие музыки

Знакомство с понятием и видами музыкального развития

 

Композиторы выражают в  своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного  чувства, настроения к  другому Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития.

«Разные ребята»

«Петя и волк» С. Прокофьева (развитие темы Пети)

«Марш» Ф. Шуберта – слушание

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии

воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении;

использовать

Учащиеся научатся понимать  развитие, движение, изменение   характера в исполнение песен.  Научатся разбираться в сказке и следить за развитием  музыки.

18

 

Композиторское и исполнительское развитие музыки.

Музыка – искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. 

Приёмы развития музыки

 «Разные ребята»

«Игра в слова» (попевка) 

«Петя и волк» – развитие тем Пети, птички и утки – слушание.

«Почему медведь зимой спит»

Учащиеся научатся прослеживать (на примере сказки «Петя и волк») как сопоставление и столкновение различных

тембров, связанных с действующими лицами симфонической сказки,

способствует развитию музыки. Выражать свою точку зрения по теме

19

 

Сходство и различие интонации в процессе развития музыки.

Продолжение темы развитие музыки. «Игра в слова»

«Почему медведь зимой спит»

«Петя и волк» – развитие тем утки, кошки и волка

Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность)

в народной музыке и в произведениях композиторов.

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

инсценировать произведения различных жанров;

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.

Учащиеся научатся следить за ладовым и динамическим развитием героев сказки «Петя и волк»

20

 

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

Повтор, контраст, вариационность – основные принципы развития в народной музыке и в произведениях,   сочинённых  композиторами.

«Во поле берёза стояла» (русская народная песня)

«Купание в котлах» – сцена из балета «Конёк-Горбунок»

Р. Щедрина

Учащиеся научатся следить за  развитием музыки на примере  героев балета Р. Щедрина  « Конёк-горбунок» Запишут в тетрадь основные принципы развития в народной музыке и в произведениях,   сочинённых  композиторами

21

 

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

Продолжение темы.

«Тихо – громко» И. Арсеева

«Во поле берёза стояла»

Финал Четвертой симфонии П. Чайковского (фрагмент)

Учащиеся научатся самостоятельно изменять характер попевки  «Тихо - громко»,  в песне «Во поле берёза стояла» отмечать  заключительную (из

двух звуков) интонацию

22

 

Знакомство с понятием кульминация.

 Развитие музыки продолжение темы. Патриотическая  тема. «Тихо – громко» – исполнение.

«Песня о пограничнике» – исполнение.

«Орлёнок» В. Белого – слушание.

Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения

Учащиеся  научатся  чувствовать, как очень

проникновенная музыка от куплета к куплету приобретает всё большую взволнованность, драматичность

23

 

Интонационно-мелодическое развитие музыки.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад  (мажор, минор)  и  т.д., их  роль   в  развитии образного содержания музыки..

Прелюдии № 7 и № 20 Ф.Шопена

«Со вьюном я хожу» (русская народная песня)

Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве

Учащиеся услышат кульминации прелюдий Ф.Шопена. В песне « Со вьюном я хожу» учатся сами изменять темп и динамику.

24

 

Ладово-гармоническое развитие музыки.

Ладовое развитие (мажор, и минор) 

Вальс» Ф. Шуберта

« Со вьюном я хожу»

«Пьеса» («Аллегретто») Ф. Шуберта

Учащиеся научатся понимать лады музыки: мажор и минор, после исполнениии песен (соло или ансамблем)  комментировать характеры звучания музыки.

25

 

Развитие музыки в произведениях

Э. Грига.

Динамическое  развитие музыки. « Со вьюном я хожу».

«Утро» Э. Грига

«В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение.

Учащиеся научатся слышать  музыку  Э. Грига с закрытыми глазами Следить  за динамическим   развитием музыки.

26

 

Обобщение по теме «Развитие музыки».

Обобщением тем второго  и третьего раздела будет осознание того, что интонация и развитие – главные основы музыки

Исполнение музыки по выбору.

Учащиеся  научатся  проводить  контроль  и самоконтроль

знаний по терминам и определениям. Исполняют песни по выбору.

 

27

 

Раздел 4        8ч Построение формы музыки.

Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения.

 Изменения характера музыки и смена  частей в музыкальном произведении

Главная тема «Песни Сольвейг» Э. Грига (из муз. к драме

Г. Ибсена «Пер Гюнт»)

«Пастушья песня»

Главная тема 3-й части Шестой симфонии (маршевый эпизод)

П.Чайковского

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;

соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;

распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо);

определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

инсценировать произведения различных жанров и форм;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Учащиеся научатся понимать принцип построения 1-частной формы музыки (один характер, одно настроение)

Исполняют песни с опорой на полученные знания.

28

 

Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения.

Взаимосвязь содержания музыкальных  образов и формы (композиции) музыкального сочинения.

«Пастушья песня»

«Песня Сольвейг»

Ария Сусанина из оперы  «Иван Сусанин»

Учащиеся научатся понимать принцип построения 2х-частной  и 3х - частной формы музыки исполняют мелодии по теме урока

29

 

 

 

 

 

 

Знакомство с формой рондо.

Принципы построения формы рондо (контрастное сопоставление главной мелодии и эпизодов)  «Пастушья песня» «Классное рондо»

«Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского

«Спящая княжна» А. Бородина

Учащиеся научатся понимать принцип построения формы рондо

Разучат  «Классное рондо»,

«Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского

30

 

Вариационная форма построения музыки.

Принцип построения  формы вариаций (постепенное видоизменение, варьирование одной темы-мелодии).

Спящая княжна» – слушание

«Зачем нам выстроили дом»

«Со вьюном я хожу»

«Камаринская»

Учащиеся учатся понимать принцип построения формы вариации .Исполнят «Зачем нам выстроили дом» ,

«Со вьюном я хожу»

 

31

 

Средства построения музыки – повторение и контраст.

Закрепление и развитие тем предыдущих уроков

Зачем нам выстроили дом» – исполнение.

«Крокодил и Чебурашка»

«Со вьюном я хожу»

«Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига

Учащиеся  научатся  сравнивать принципы  построения формы рондо и вариации на примере попевки  «Крокодил и Чебурашка

32

 

Р/к. Общие представления

о музыкальной жизни Томской области.

Общие принципы построения музыки.

«Песенка о капитане» И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» – Увертюра И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана

Гранта»

Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира;

Участвовать в музыкальной жизни школы, села.

Учащиеся научатся понимать, что важнейшие средства построения музыки это повторение (простое, изменённое - варьированное) и контраст. . Разучивают  «Песенка о капитане»  И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта»

33

 

Обобщение по теме «Построение музыки». 

Исполнение музыки в  опоре   на понимание закономерностей её развития с  использованием элементов игры, театрализации и др.

Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

Учащиеся  научатся проверять  полученные знания

В исполнении песен используют элементы игры, театрализации

34

 

Итоговое обобщение  и повторение.

 

Урок-концерт

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

 

Учащиеся  научатся повторять пройденный материал