ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии построена на основе содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
За основу рабочей программы взята программа курса биологии В.В.Пасечника, М.: Дрофа, 2013. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Пасечника В.В. «Многообразие покрытосеменных растений». М.Дрофа, 2013г. (гриф ФГОС).
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественно-научной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Изучение биологии в 6 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание программы направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умения ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, давать определения понятий.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме.
В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Т.к. в УМК входит рабочая тетрадь на печатной основе, где есть задания, касающиеся оформления лабораторных и практических работ, отдельно тетради для л/р не заводятся.
Л/р могут оцениваться на усмотрение учителя фронтально или выборочно.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы.
1.Строение семян двудольных и однодольных растений.
2.Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
3.Строение почек. Расположение почек на стебле.
4.Внутреннее строение ветки дерева.
5.Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
6.Строение цветка.
7.Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
—видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
—различать и описывать органы цветковых растений;
—объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
—изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Межпредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
—осуществлять описание изучаемого объекта;
—определять отношения объекта с другими объектами;
—определять существенные признаки объекта;
—классифицировать объекты;
—проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
8.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
9.Вегетативное размножение комнатных растений.
10.Определение всхожести семян растений и их посев.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные процессы жизнедеятельности растений;
—особенности минерального и воздушного питания растений;
—виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
—объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
—устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
—показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
—объяснять роль различных видов размножения у растений;
—определять всхожесть семян растений.
Межпредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
—характерные признаки однодольных и двудольных растений;
—признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
—важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
—делать морфологическую характеристику растений;
—выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
—работать с определительными карточками.
Межпредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—различать объём и содержание понятий;
—различать родовое и видовое понятия;
—определять аспект классификации;
—осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—взаимосвязь растений с другими организмами;
—растительные сообщества и их типы;
—закономерности развития и смены растительных сообществ;
—о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
—устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
—определять растительные сообщества и их типы;
—объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
—проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Межпредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
—организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
—знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;
—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение реализовывать теоретические познания на практике;
—осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
—умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
—воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
—признание учащимися прав каждого на собственное мнение;
—проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
—умение слушать и слышать другое мнение;
—умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
УМК:
-
"Учебник по биологии 6 класс. Пасечник В. В. ФГОС 2013 г." Многообразие покрытосеменных растений: учебное издание для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, серия Вертикаль, 2013.
-
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. Пасечник В.В., М, Дрофа, 2013, серия Вертикаль.
-
В состав УМК входят электронное приложение к учебнику, методическое пособие и рабочая программа (сайт www.drofa.ru).
Учебное оборудование:
1. Печатные пособия:
Портреты великих ученых – естествоиспытателей.
Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник, определитель.
Таблицы по ботанике.
2. Технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный).
3. Лабораторное оборудование:
Микроскопы
Пипетки
Стаканы
Микропрепараты по разделам
Предметные стекла
Лупы
4. Наглядные пособия:
Гербарии растений
Комнатные растения
Календарно-тематическое планирование
№пп |
Наименование раздела, тема урока |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
||
6в |
6г |
||||
1 |
Строение семян. Л.Р.1 «Строение семян двудольных и однодольных растений» |
|
|
|
|
2 |
Виды корней и типы корневых систем. Л.Р.2 «Виды корней Стержневая и мочковатая корневые системы». |
|
|
|
|
3 |
Зоны (участки) корня |
|
|
|
|
4 |
Условия произрастания и видоизменения корней |
|
|
|
|
5 |
Побег и почки. Л.р3 «Строение почек на стебле» |
|
|
|
|
6 |
Внешнее строение листа |
|
|
|
|
7 |
Клеточное строение листа. |
|
|
|
|
8 |
Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев |
|
|
|
|
9 |
Строение стебля. Л.р.4 «Внутреннее строение ветки дерева». |
|
|
|
|
10 |
Видоизменения побегов. Л.Р.5 «Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица)». |
|
|
|
|
11 |
Цветок. Л.Р. 6 «Строение цветка» |
|
|
|
|
12 |
Соцветия |
|
|
|
|
13 |
Плоды. Л.р.7. «Многообразие сухих и сочных плодов». |
|
|
|
|
14 |
Распространение плодов и семян. |
|
|
|
|
15 |
Минеральное питание растений Л.Р. 8 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине». |
|
|
|
|
16 |
Фотосинтез |
|
|
|
|
17 |
Дыхание растений |
|
|
|
|
18 |
Испарение воды растениями. Листопад. |
|
|
|
|
19 |
Передвижение воды и питательных веществ в растении. |
|
|
|
|
20 |
Прорастание семян Л.р. 9 «Определение всхожести семян» |
|
|
|
|
21 |
Способы размножения растений |
|
|
|
|
22 |
Размножение споровых растений |
|
|
|
|
23 |
Размножение голосеменных растений |
|
|
|
|
24 |
Половое размножение покрытосеменных растений |
|
|
|
|
25 |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л.Р.10 «Вегетативное размножение комнатных растений» |
|
|
|
|
26 |
Основы систематики растений |
|
|
|
|
27 |
Кл. Двудольные. Л.Р.11 «Семейство Крестоцветные. Сем. Розоцветные» |
|
|
|
|
28 |
Кл. Двудольные. Л.Р. 12 «Сем. Пасленовые, Мотыльковые, Сложноцветные» |
|
|
|
|
29 |
Кл. Однодольные. Л.Р.13 «Сем. Лилейные и Злаки». |
|
|
|
|
30 |
Культурные растения |
|
|
|
|
31 |
Растительные сообщества |
|
|
|
|
32 |
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений |
|
|
|
|
33 |
Экскурсия «Природное сообщество и человек» |
|
|
|
|
34 |
Заключительный урок по курсу. |
|
|
|
|
Итого: 34ч, л/р - 13, экскурсий – 1.