Биология

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая  программа  по биологии  построена  на основе содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

   За основу рабочей программы взята программа курса биологии В.В.Пасечника, М.: Дрофа, 2013. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.  Рабочая программа ориентирована на использование учебника Пасечника В.В. «Многообразие покрытосеменных растений». М.Дрофа,  2013г. (гриф ФГОС).  

  В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественно-научной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

  Изучение биологии в 6 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

  Содержание программы направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

   Обучающиеся включаются исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умения ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, давать определения понятий.

  Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме.

  В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах  их классификации, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Т.к. в УМК входит рабочая тетрадь на печатной основе, где есть задания, касающиеся оформления лабораторных и практических работ, отдельно тетради для л/р не заводятся.

Л/р могут оцениваться на усмотрение учителя фронтально или выборочно.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

  Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

 

Лабораторные и практические работы.

  1.Строение семян двудольных и однодольных растений.

  2.Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

  3.Строение почек. Расположение почек на стебле.

  4.Внутреннее строение ветки дерева.

  5.Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).

  6.Строение цветка. 

  7.Многообразие сухих и сочных плодов.

Предметные результаты обучения

  Учащиеся должны знать:

—внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

—видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

—различать и описывать органы цветковых растений;

—объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

—изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Межпредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

—осуществлять описание изучаемого объекта;

—определять отношения объекта с другими объектами;

—определять существенные признаки объекта;

—классифицировать объекты;

—проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)

  Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.     

Демонстрация

  Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

  8.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

  9.Вегетативное размножение комнатных растений.

  10.Определение всхожести семян растений и их посев.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные процессы жизнедеятельности растений;

—особенности минерального и воздушного питания растений;

—виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

—характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

—объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

—устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

—показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

—объяснять роль различных видов размножения у растений;

—определять всхожесть семян растений.

Межпредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

 

Раздел 3. Классификация растений (6 ч)

  Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

   Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

  Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

—характерные признаки однодольных и двудольных растений;

—признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

—важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

—делать морфологическую характеристику растений;

—выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

—работать с определительными карточками.

Межпредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—различать объём и содержание понятий;

—различать родовое и видовое понятия;

—определять аспект классификации;

—осуществлять классификацию.

 

Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)

 

  Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

  Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—взаимосвязь растений с другими организмами;

—растительные сообщества и их типы;

—закономерности развития и смены растительных сообществ;

—о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

 

Учащиеся должны уметь:

—устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

—определять растительные сообщества и их типы;

—объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

—проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

 

Межпредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;

—организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

 

Личностные результаты обучения

—знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;

—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

—умение реализовывать теоретические познания на практике;

—осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

—понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

—умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;

—признание учащимися прав каждого на собственное мнение;

—проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

—умение отстаивать свою точку зрения;

—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—умение слушать и слышать другое мнение;

—умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

 

УМК:

 

  1. "Учебник по биологии 6 класс. Пасечник В. В. ФГОС 2013 г." Многообразие покрытосеменных растений: учебное издание для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, серия Вертикаль, 2013.

  2. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. Пасечник В.В., М, Дрофа, 2013, серия Вертикаль.

  3. В состав УМК входят электронное приложение к учебнику, методическое пособие и рабочая программа (сайт www.drofa.ru).

     

    Учебное оборудование:

     

    1. Печатные пособия:

    Портреты великих ученых – естествоиспытателей.

    Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник, определитель.

    Таблицы по ботанике.

     

    2. Технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный).

     

    3. Лабораторное оборудование:

    Микроскопы

    Пипетки

    Стаканы

    Микропрепараты по разделам

    Предметные стекла

    Лупы

     

    4. Наглядные пособия:

    Гербарии растений

    Комнатные растения

     

     

     

     


Календарно-тематическое планирование

 

№пп

Наименование раздела, тема урока

Плановые

сроки

прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Строение семян. Л.Р.1 «Строение семян двудольных и однодольных растений»

 

 

 

2

Виды корней и типы корневых систем. Л.Р.2 «Виды корней  Стержневая и мочковатая   корневые системы».

 

 

 

3

Зоны (участки) корня

 

 

 

4

 Условия произрастания и видоизменения корней

 

 

 

5

Побег и почки.  Л.р3 «Строение почек на стебле»                                  

 

 

 

6

Внешнее строение   листа

 

 

 

 7

Клеточное строение листа. 

 

 

 

 8

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев

 

 

 

 9

Строение стебля.  Л.р.4 «Внутреннее строение ветки дерева».

 

 

 

10

Видоизменения побегов. Л.Р.5  «Видоизмененные побеги  (корневище, клубень, луковица)».

 

 

 

11

Цветок. Л.Р. 6 «Строение цветка»

 

 

 

12

Соцветия

 

 

 

13

Плоды. Л.р.7. «Многообразие сухих и сочных плодов».

 

 

 

14

Распространение плодов и семян.

 

 

 

15

Минеральное питание растений Л.Р. 8 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине».

 

 

 

16

Фотосинтез

 

 

 

17

Дыхание растений

 

 

 

18

Испарение воды растениями. Листопад.

 

 

 

19

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

 

 

 

20

Прорастание семян

Л.р. 9  «Определение всхожести семян»

 

 

 

21

Способы размножения растений

 

 

 

22

Размножение споровых растений

 

 

 

23

Размножение голосеменных растений

 

 

 

24

Половое размножение покрытосеменных растений

 

 

 

25

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.  Л.Р.10 «Вегетативное размножение комнатных растений»

 

 

 

26

Основы систематики растений

 

 

 

27

Кл. Двудольные. Л.Р.11 «Семейство  Крестоцветные.   Сем. Розоцветные»                           

 

 

 

28

Кл. Двудольные. Л.Р. 12 «Сем. Пасленовые, Мотыльковые, Сложноцветные»

 

 

 

29

Кл. Однодольные. Л.Р.13 «Сем. Лилейные и Злаки».                          

 

 

 

30

Культурные растения

 

 

 

31

Растительные сообщества   

 

 

 

32

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений                            

 

 

 

33

Экскурсия «Природное сообщество и человек»           

 

 

 

34

Заключительный урок по курсу.

 

 

 

 

 

 

Итого: 34ч, л/р - 13, экскурсий – 1.