Используемая программа: Алексеев А.И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение»
8-9 классы
Используемый учебник: А.И. Алексеева и др. "География России. Природа и население» 8 класс, М.: Дрофа, 2008
Количество часов: всего - 68 часов, в неделю -2 часа
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ: ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ
VIII КЛАСС
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Практическая работа. Контрольная работа |
Д/з |
Прим. |
ВВЕДЕНИЕ (1Ч.) |
||||||
1. |
Зачем изучают географию России. |
1ч. |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ № I. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (6Ч.) |
||||||
1. |
Рос0сия на карте мира. |
1ч. |
|
Пр.раб №1. Россия на карте мира. |
|
|
2. |
Границы России. |
1ч. |
|
Пр.раб №2 Обозначение границы на к. карте |
|
|
3. |
Россия на карте часовых поясов. |
1ч. |
|
Пр.раб №3. Решение задач на поясное время |
|
|
4. |
Формирование территории России. |
1ч. |
|
|
|
|
5. |
Географическое изучение территории России. |
1ч. |
|
|
|
|
6. |
Обобщение по теме «Пространства России». |
1ч. |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (43Ч.) |
||||||
1. Рельеф и недра России (5ч.) |
||||||
1. |
Строение земной коры (литосферы) на территории России. |
1ч. |
|
Пр.раб №4 Тектоника и полезные ископаемые. |
|
|
2. |
Важнейшие особенности рельефа России. |
1ч. |
|
Пр.раб №5Рельеф России. Рельеф своей местности |
|
|
3. |
Современное развитие рельефа |
1ч. |
|
|
|
|
4. |
Использование недр. |
1ч. |
|
|
|
|
5. |
Обобщение по теме «Рельеф России» |
1ч. |
|
|
|
|
2. Климат (5ч.) |
||||||
1. |
Общая характеристика климата России. |
1ч. |
|
|
|
|
2. |
Закономерности циркуляции воздушных масс. |
1ч. |
|
|
|
|
3. |
Распределение температур и осадков. |
1ч. |
|
|
|
|
4. |
Типы климата нашей страны. |
1ч. |
|
Пр.раб №6 Климатические пояса и области. |
|
|
5. |
Климат и человек. |
1ч. |
|
Пр.раб №7. Оценка влияний климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (таблицы и карты) |
|
|
3.Богатство внутренних вод (4ч.) |
||||||
1. |
Реки России. |
1ч. |
|
Пр.раб №8 Внутренние воды России |
|
|
2. |
Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. |
1ч. |
|
|
|
|
3. |
Человек и вода |
1ч. |
|
Пр.раб №9. Сравнительная оценка обеспеченности ресурсами отдельных территорий |
|
|
4. |
Обобщение по теме « Климат и внутренние воды» |
1ч. |
|
|
|
|
4. Почвы – национальное достояние страны (4ч.) |
||||||
1. |
Почва – «особое природное тело» |
1ч. |
|
Пр. раб №10Характеристика почв своей местности, анализ факторов и условий |
|
|
2. |
География почв России |
1ч. |
|
|
|
|
3. |
Почвы и урожай. |
1ч. |
|
|
|
Решение задач в тетрадинакоэффициента увлажнения для отдельных территорий |
4. |
Рациональное использование и охрана почв. |
1ч. |
|
|
|
|
5. Живая природа (7ч.) |
||||||
1. |
География лесов России. |
1ч. |
|
|
|
|
2. |
Лес и окружающая среда. |
1ч. |
|
|
|
|
3. |
Безлесные просторы России. |
1ч. |
|
|
|
|
4. |
Тундра и степи. |
1ч. |
|
|
|
|
5. |
Болота |
1ч. |
|
|
|
|
6. |
Животный мир. |
1ч. |
|
|
|
|
7. |
Обобщение по теме «Живая природа России» |
1ч. |
|
|
|
|
6. В природе всё взаимосвязано (4ч.) |
||||||
1. |
Природный территориальный комплекс (ПТК) |
1ч. |
|
|
|
|
2. |
Свойства природных территориальных комплексов. |
1ч. |
|
|
|
|
3. |
Человек в ландшафте. |
1ч. |
|
|
|
|
4. |
Обобщение по теме «Живая природа» |
1ч. |
|
|
|
|
7. Природно-хозяйственные зоны (10ч.) |
||||||
1. |
Учение о природных зонах |
1ч. |
|
Пр.раб №11 Рассмотрение влияния природных условий и ресурсов на условия жизни, быт, трудовую деятельность и отдых людей в разных ПЗ (своего края) |
|
|
2. |
«Безмолвная» Арктика. |
1ч. |
|
|
|
|
3. |
«Чуткая» Субарктика. |
1ч. |
|
|
|
|
4. |
Таёжная зона. |
1ч. |
|
|
|
|
5. |
Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов. |
1ч. |
|
Пр.раб №12 Природные зоны России. Описание одной из ПЗ |
|
|
6. |
Лесостепи и степи. |
1ч. |
|
|
|
|
7. |
Полупустыни, пустыни и субтропики. |
1ч. |
|
|
|
|
8. |
Многоэтажность природы гор. |
1ч. |
|
|
|
|
9. |
Человек и горы. |
1ч. |
|
|
|
|
10 |
Обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны». |
1ч. |
|
|
|
|
8. Природопользование и охрана природы России (4ч.) |
||||||
1. |
Природная среда, природные условия, природные ресурсы. |
1ч. |
|
|
|
|
2. |
Рациональное использование природных ресурсов. |
1ч. |
|
|
|
|
3. |
Охрана природы и охраняемые территории. |
1ч. |
|
|
|
|
4. |
История взаимоотношений человека и природы |
1ч. |
|
|
|
|
РАЗДЕЛIII. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (18Ч) |
||||||
1. Сколько нас – россиян. (2ч) |
||||||
1. |
Численность населения России |
1ч. |
|
Пр.раб №13. Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения РФ |
|
|
2. |
Воспроизводство населения |
1ч. |
|
|
|
|
2. Кто мы? (2ч.) |
||||||
1. |
Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) |
1ч. |
|
Пр.раб №14. Характеристика половозрастного состава населения страны на основе диаграмм и др. источников информации |
|
|
2. |
Возрастной состав населения. |
1ч. |
|
|
|
Работа со статистическим материалом |
3. Куда и зачем едут люди (3ч.) |
||||||
1. |
Миграции населения. |
1ч. |
|
Пр.раб №15Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве |
|
|
2. |
Внешние миграции – в Россию и из неё. |
1ч. |
|
|
|
|
3. |
Территориальная подвижность населения |
1ч. |
|
|
|
|
4. Человек и труд (1ч.) |
||||||
1. |
География рынка труда. |
1ч. |
|
Пр.раб №16. Анализ графика, отражающего этапы жизни населения |
|
|
5. Народы и религии (5ч.) |
||||||
1. |
Этнический состав населения. |
1ч. |
|
Пр.раб №17. Изучение таблицы Приложения «Народы России» и схемы «Дерево языков» для ознакомления кл-цией народов России по родству языков |
|
|
2-3 |
Этническая мозаика России. |
2ч. |
|
Пр.раб №18. Изучение на основе работы с картой особенностей размещения народов России, сравнение географического расселения народов с административно-территориальным делением России |
|
|
4-5 |
Религии народов России. |
2ч. |
|
Пр.раб №19. Изучение на основе карты особенностей географии религий страны |
|
|
6. Где и как живут люди (4ч.) |
||||||
1. |
Плотность населения. |
1ч. |
|
Пр.раб №20. Выделение на к. карте главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных территориях страны |
|
|
2. |
Расселение и урбанизация. |
1ч. |
|
Пр.раб №21. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определяющих своеобразие рисунка заселения территории |
|
|
3. |
Города России. |
1ч. |
|
Пр.раб №22.Нанесение на карту городов-миллионеров |
|
Работа с к/к |
4. |
Сельская Россия. |
1ч. |
|
|
|
|
7.Обобщение (1ч) |
||||||
1. |
Итоговый урок по теме «Природа и население России» |
1ч. |
|
|
|
|
|
Резерв времени |
2ч. |
|
|
|
|