Биология

 

 

Пояснительная записка

 

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, Биология. 6 – 11 классы» - М., Дрофа, 2005 (8 класс Человек автор Н.И.Сонин), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Программа базируется на биологических дисциплинах, основанных в начальной школе и курсах «Живой организм» в 6 и «Многообразие живых организмов» в 7 классах.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану школы на преподавание биологии в 8-м классе отводится 2 учебных часа в неделю из федерального компонента и 1 час за счет часов школьного компонента. Добавление одного часа осуществлено с учетом реализации одной из задач школы по формированию здорового образа жизни и внедрению здоровьесберегающих технологий. Таким образом, настоящая рабочая программа в 8-х классах предусматривает обучение биологии в объеме 3 часовв неделю.

Восьмиклассники получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволяет более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. 1.      освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. 2.      овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. 3.      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. 4.      воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. 5.      иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

            Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. В завершении рассматривается биосоциальная природа человека.

Основное отличие настоящей рабочей программы от авторской заключается в увеличении часов практически на каждую из изучаемых тем, что позволяет учащимся в умеренном темпе освоить весь объем образовательного стандарта. В разрезе каждой темы предусматривается изучение материала как на базовом уровне, так и на повышенном. Это дает возможность вести планомерную и целенаправленную подготовку обучающихся к сдаче экзамена по биологии в 9 классе. Кроме того это способствует более дифференцированно подходить к процессу обучения в любом классе в зависимости от уровня подготовки учащихся и с учетом их возможностей и желания. Логика построения рабочей программы практически полностью соответствует авторской программе Н.И.Сонина, за исключением выделения в отдельную тему материала об органах чувств и переноса изучения из раздела нервная регуляция на вторую половину учебного года к теме – высшая нервная деятельность. Необходимость переноса обосновывается близостью изучаемых тем (органы чувств – восприятие – ощущения – реакция и поведение человека), а так же позволяет несколько разгрузить сложную для восприятия тему – нервная система, изучаемую в начале учебного года. Введение дополнительного часа позволило увеличить степень практической направленности изучаемого предмета, что отразилось в увеличении числа лабораторных и практических работ, базирующихся на основе методов самоконтроля и самоанализа функционального состояния физического здоровья, что позволит выявить нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу.

В настоящей программе более четко определены и выделены темы валеологической, профилактической и гигиенической направленности при изучении отдельных систем органов. Добавление на каждую тему от

одного до двух часов позволяет произвести расширение содержания изучаемого учебного материала (повышенный уровень выделен в тексте календарно-тематического планирования курсивом красного цвета). Кроме того акцент на расширение изучаемого материала по отдельным темам делался из результатов динамики заболеваемости учащихся школы, в целях их предупреждения и профилактики. Увеличение часов на тему размножение и развитие обосновано отсутствием специализированного курса семейного воспитания в старших классах наличием определенной тенденции среди молодежи к раннему началу половой жизни.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Этот аспект организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке отражен в календарно-тематическом планировании в отдельной графе «Организация учебно-познавательной деятельности». Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • ·         Н.И.Сонин и М.Ф.Сапин. Биология. 8 класс «Человек» для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии.

Технология уровневой дифференциации предусматривает:

  • ·         Базовый уровень обеспечивается в виде обязательных результатов обучения (ОРО), реально усвоенном школьником.
  • ·         ОРО посильны и доступны всем школьникам.
  • ·         ОРО заранее известны и понятны школьнику.
  • ·         Базовый уровень не увязан, с какой-либо методической схемой, обеспечивает гибкость и адаптивность обучения, дает возможность для эволюционного развития.
  • ·         Обеспечивается учебная мотивация обучающихся.
  • ·         Ученик имеет право на выбор уровня обучения. Наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки - «Возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного».
  • ·         Ученик испытывает учебный успех.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. содержание настоящей рабочей программы и ее календарно-тематического планирования предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • ·         приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;
  • ·         овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
  • ·         освоение общепредметных компетенций:

  1. 1.      Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
  2. 2.      Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это  роль науки и религии в жизни человека.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории.

  1. 3.      Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

  • ·         Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
  • ·         Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  • ·         Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
  • ·         Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
  • ·         Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
  • ·         Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
  • ·         Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.

  1. 4.      Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире:

  • ·         Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
  • ·         Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
  • ·         Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
  • ·         Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.
  • ·         Умение пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.
  • ·         Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  1. 5.      Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

  • ·         Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
  • ·         Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
  • ·         Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др).
  • ·         Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  • ·         Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

  1. 6.      Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  2. 7.      Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональнойсаморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.

  • ·         Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
  • ·         Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
  • ·         Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
  • ·         Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
  • ·         Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

 

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения раздела «Биология. Человек» на ступени основного общего образования.

Количество часов  - 68, в неделю 2

Планирование составлено на основе Федерального компонент государственного стандарта  среднего (полного)  образования и обязательного минимума содержания основных общеобразовательных программ по биологии (ж. «Вестник образования России» № 14, 2004)

Программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова. М. «Дрофа», 2004 г

Учебник Сонин Н.И., М.Р. СапинаБиология.Человек. 8 класс – М: Дрофа, 2010 – 287с

Сонин Н.И., Биология.Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: Дрофа, 2006.

Тематическое и поурочное планирование по биологии. 8 класс к учебнику Н.И. Сонина , М.Р. Сапина  « Человек».

Методическое пособие/  автор – составитель Т.В. Козачек – Волгоград: Учитель, 2007, 328с.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Тема 1. Место человека в системе органического мира (1ч) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. • Демонстрация скелетов человека и позвоночных таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (3ч) Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. • Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2ч). Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андрес Везалий. • Демонстрация портретов великих ученых – анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (2ч) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. • Демонстрация схем систем органов человека.

Тема 5. Координация и регуляция (13 ч) Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция.

• Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

• Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Тема 6. Опора и движение (8 ч) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно – двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно – двигательной системы. • Демонстрации скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно – двигательной системы.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 ч) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета • Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Тема 8. Транспорт веществ (5 ч) Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевание органов кровообращения, их предупреждение. • Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток и органов кровообращения.

Тема 9. Дыхание (5 ч) Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. • Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Тема 10 Пищеварение (5 ч) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. • Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов

Тема 11. Обмен веществ и энергии (3 ч) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.14 Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.*

Тема 12. Выделение (2 ч) Конечные продукты обмен веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. • Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3 ч) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. • Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (2 ч) Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 ч) Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина.* Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Повторение (2 ч)

Оказание первой помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска, стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде – рассматриваются в темах,  изучающих системы органов.

 

Лабораторные и практические работы:

«Изучение микроскопического строения тканей».

«Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

«Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)».

«Изучение внешнего строения костей». 

«Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

«Измерение массы и роста своего организма».

«Изучение микроскопического строения крови».

«Измерение кровяного давления».

«Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений».

 «Определение частоты дыхания». «Определение норм рационального питания».

«Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

 

 В результате изучения предмета учащиеся 8 классов должны:

1. Знать/понимать:

• фундаментальные понятия биологии;

• строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;

• строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию;

• топографию органов в организме человека;

• особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямо хождением, социальным образом жизни;

• особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания;

• особенности роста и развития человеческого организма;

• влияние факторов внешней среды на химическое, физическое и соматическое здоровье человека;

• приемы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;

• влияние физической и умственной нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье;

• влияние образа жизни и вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания), ВИЧ-инфекция на организм человека;

2. Уметь:

• распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам;

• находить связь между строением и функциями органов;

• объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека;

• работать с микроскопом;

• осуществлять элементарные приемы самонаблюдений за состоянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности;

• оказывать элементарную доврачебную помощь при несчастных случаях;

• распознавать отклонение от нормы в состоянии органов и систем органов;

• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат

 

 

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае: 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка "4": 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.                 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

 

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка"5" ставится, если ученик: 1) правильно определил цель опыта; 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два-три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если ученик: 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.                      11 2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Отметка "5" ставится, если ученик: 1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

 

Литература

  1. 1.                  Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобраз. учеб.заведений. – М.: Дрофа,2010.- 272с.;
  2. 2.                  Н.И. Сонин Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.- 64с.;
  3. 3.                  Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2010;
  4. 4.                  Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.
  5. 5.                   Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009. – 138 с.; 5. Сборник нормативных документов.
  6. 6.                  Биология/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2009.

 

Дополнительная литература

1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 160с.

2. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 240 с.

3. Семенцова В.Н., СивоглазовВ.И.Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006. – 144с.

4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2004. – 224 с.

5.Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. – 95с.

 

Цифровые образовательные ресурсы 1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиацентр, 2004; 2. Интернет-ресурсы: http://bio.1september.ru/ - газета «Биологи» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru – научные новости биологии www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

№ п/п

 

 

Название раздела

Кол-во часов по программе

Из них (кол-во часов)

 

КР

 

ЛР и ПР

Проектные, тестовые, творческие, экскурсии и т.д. (учитывая специфику предмета)

1

Человек как биологический вид

1

 

 

 

2

Происхождение человека

3

 

 

 

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

2

 

 

 

4

Общий обзор строения и функций организма человека

3

 

 

2

 

1

5

Координация и регуляция

13

 

 

 

6

Опора и движение

8

 

2

1

7

Внутренняя среда организма

4

 

1

1

8

Транспорт веществ

5

 

1

1

9

Дыхание

5

 

 

 

10

Пищеварение

5

 

1

 

11

Обмен веществ и энергии

3

 

 

 

12

Выделение

2

 

 

 

13

Покровы тела

3

 

 

1

14

Размножение и развитие

2

 

 

 

15

Высшая нервная деятельность

6

 

 

1

16

Повторение

2

 

 

 

17

Итоговый урок по курсу и анализ итогов

1

 

 

 

 

Итого

68

 

7

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология.Человек», 8 класс

в объеме 68 часов (2 часа в неделю)

 

№ пп

Наименование темы

Дата проведения

Примечание

по плану

фактически

 

Тема I: Человек как биологический вид (1 час)

 

 

 

1

Место человека в системе органического мира

 

 

 

 

Тема II: Происхождение человека (3 часа)

 

 

 

2

Происхождение человека. Этапы  его становления.

 

 

 

3

 Расы человека, их происхождение и единство

 

 

 

4

Особенности человека. Биосоциальная природа человека

 

 

 

 

Тема III: «Краткая история развития знаний  о строении и функциях организма человека (2 часа)

 

 

 

5

 

 История развития знаний о строении и функциях организма. Античный и средневековый период.

 

 

 

6

История развития знаний о строении и функциях организма. Роль российских ученых в изучении строения организма человека

 

 

 

 

Тема IV: «Общий обзор организма человека» (3 часа)

 

 

 

7

Клеточное строение организма

 

 

 

8

 

Ткани и органы

 

 

 

9

Системы органов. Организм.

 

 

 

 

Тема  V: «Координация и регуляция (13 часов)

 

 

 

10

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

 

 

 

11

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения

 

 

 

12

Зачетный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция, эндокринный аппарат человека, его особенности»

 

 

 

13

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

 

 

 

14

Рефлекс. Рефлекторная дуга.

 

 

 

15

 Спинной мозг

 

 

 

16

 Строение и функции головного мозга

 

 

 

17-18

 Полушария большого мозга

 

 

 

19

20

 Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.

 

 

 

21

 Анализаторы слуха и равновесия

 

 

 

22

Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

 

 

 

 

Тема VI: «Опора и движение» (8 часов)

 

 

 

 23

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение.

 

 

 

24-25

 Строение, свойства костей, типы их  соединения

 

 

 

 26

 Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

 

 

 

27

 Мышцы, их строение  и функции

 

 

 

28

Работа мышц

 

 

 

29

 Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

 

 

 

30

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. 

 

 

 

 

Тема VII: «Внутренняя среда организма (4 часа)

 

 

 

31

Внутренняя среда организма и ее значение

 

 

 

32

 Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции

 

 

 

 33

 Иммунитет. Как наш организм защищается от инфекции

 

 

 

34

 Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус - фактор

 

 

 

 

Тема VIII: «Транспорт веществ» (5 часов)

 

 

 

35

 Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

 

 

 

 36

 Работа сердца

 

 

 

37-38

 Движение крови и лимфы по сосудам

Давление крови в сосудах

 

 

 

39

Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

 

 

 

 

Тема IX: «Дыхание» (5 часов)

 

 

 

40

 Потребность  организма человека в кислороде. Строение органов дыхания

 

 

 

41 42 43

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция

Жизненная емкость легких

 

 

 

44

 Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

 

 

 

 

Тема X: «Пищеварение» (5 часов)

 

 

 

45

 Пищевые продукты и питательные вещества

 

 

 

 46

 Пищеварение в ротовой полости

 

 

 

47-48

 Пищеварение в желудке и кишечнике

Всасывание питательных веществ

 

 

 

49

 Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний

 

 

 

 

Тема XI: «Обмен веществ и энергии» (3 часа)

 

 

 

 50-51

 Обмен веществ

 

 

 

52

 Витамины

 

 

 

 

Тема XII: «Выделение» (2 часа)

 

 

 

53

 Выделение. Строение и работа почек

 

 

 

54

 Заболевание почек и их предупреждение

 

 

 

 

Тема XIII: «Покровы тела (3часа)

 

 

 

 55

 Строение и функции кожи

 

 

 

56

 Роль кожи в терморегуляции организма

 

 

 

57

 Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви

 

 

 

 

Тема XIV: «Размножение и развитие»  (2 часа)

 

 

 

58

 

Размножение в органическом мире

 Половая система человека

 

 

 

59

 Развитие человека и возрастные процессы

 

 

 

 

Тема XV: «Высшая нервная деятельность» (6 часов)

 

 

 

60

 Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.

 

 

 

61

Торможение, его виды и значение

 

 

 

62

 Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

 

 

 

63

 Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

 

 

 

64

 Типы нервной деятельности

 

 

 

65

Повторение темы «Опора и движение», «Происхождение человека»

 

 

 

66

Повторение темы «Координация и регуляция, «Высшая нервная деятельность»

 

 

 

68

Итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье»