Биология

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику:  В.Б Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для среднего (полного)   общего  образования  программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру  курса; перечень лабораторных работ; перечень проверочных работ по модулям; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 10 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.

Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ, с использованием:

1. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2009.

2. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.

3. Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. – М.: Дрофа, 2011. - 254с.

 

 

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

 

  • ·                    Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
  • ·                    Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  • ·                    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  • ·                    Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  • ·                    Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии. 
  • ·                    Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
  • ·                    Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
  • ·                    Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.Б Захарова, С.Г. Мамонтова, В.И. Сонина – М.: Дрофа, 2009.

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения биологии:

- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющимися составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведение экспериментальных исследований, решение биологических задач, моделирование биологических объектов, процессов;

- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдение этических норм при проведении биологических исследований;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработке навыков экологической культуры; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний и ВИЧ- инфекций.

На основании современных требований в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • ·                    Приобретение знаний: об основных положениях биологических теорий, учений, сущности законов, закономерностей, правил, гипотез; о строении биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; современной биологической терминологии и символики.
  • ·                    Овладение способами деятельностей: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации

Освоение компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека. Общекультурное содержание курса « Общая биология » включает в себя основы биологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающиеся фундаментальными достижениями человечества; фундаментальные проблемы в области биологии, решаемые человечеством, основные ценностные установки, необходимые для их разрешения. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, процессы и объекты, теории.

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

3.1Самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

3.2. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

3.3. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулировании полученных результатов.

3.4Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными элементами прогнозирования.

 3.5. Объяснять роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира на уровне объект- свойство, явление- процесс- закономерность, теория, принцип.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:

4.1. Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

4.2. Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

4.3.Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

4.4. Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.

4.5. Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.

4.6. Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для 5 ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки.

5.1.Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5.2. Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

5.3.Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.

5.4. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

5.5. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение)

6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

7.1. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

7.2. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

7.3. Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

7.4. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

7.5. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. Они предусматривают воспроизведение и осмысление знаний о разных уровнях организации жизни, о строении биологических объектов, о процессах протекающих на разных уровнях организации жизни, а также значении закономерностей и законов и применения их для объяснения процессов, явлений это обеспечивает развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Использование различных способов деятельности (составление схем скрещивания, решение биологических задач) а также 6 проведение наблюдений, лабораторных работ, экологического мониторинга анализ и представление результатов работы - обеспечивает развитие коммуникативной компетенции. Таким образом, планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Изучение биологии включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития биологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям биологической, экологической и национальной, мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес- тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по биологии с учетом направленности в 10 классе реализуется программа базисного уровня. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о биологии будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления биологических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно- коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения 7 познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Специфика целей и содержания изучения биологии повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности, воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

1- 2.  Курс начинается с «Ведение» введения и раздела «Многообразие живого мира», в котором дается определение предмета изучения, приводятся основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии и краткая история биологии, а также практическое значение биологических знаний для благополучного существования человечества. На изучение данного раздела отводится 3 часа (1 + 2).

 

  1. 3.      "Химическая организация клетки". Химический состав клетки

Единство элементного химического состава жи­вых организмов как доказательство единства проис­хождения живой природы. Общность живой и нежи­вой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ульт­рамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Во­да как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неоргани­ческих веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высоко­молекулярные органические вещества. Липиды. Уг­леводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нук­леиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль ор­ганических веществ в клетке и в организме человека.

Демонстрация. Диаграммы: «Распределение хи­мических элементов в неживой природе», «Распре­деление химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таб­лицы: «Строение молекулы белка», «Строение мо­лекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

На изучение данного раздела отводится 8 часов.

 

4. "Возникновение жизни на Земле"

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Основные понятия. Жизнь. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

Сущность жизни. Основные свойства живой мате­рии. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в простран­стве и во времени. Биологические системы. Ос­новные уровни организации живой материи. Мето­ды познания живой природы.

Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи». На изучение данного раздела отводится 6 часов.

 

5. "Строение и функции клеток".

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основ­ные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пласти­ды, рибосомы. Функции основных частей и органо­идов клетки. Основные отличия в строении живот­ной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Рас­пространение и значение бактерий в природе. Стро­ение бактериальной клетки.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клет­ки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

Лабораторные и практические работы Наблюдение клеток растений и животных под

микроскопом на готовых препаратах.

Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)*.

Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».

Основные понятия. Клетка. Цитология. Основ­ные положения клеточной теории.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особеннос­ти строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распростране­ния вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация. Схема «Строение вируса», таб­лица «Профилактика СПИДа».

Основные понятия. Вирус, бактериофаг.

Клеточная теория

Развитие знаний о клетке. Работы   Р. Гуна, . Л. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной те­ории. Роль клеточной теории в формировании совре­менной естественнонаучной картины мира.

Приготовление и описание микропрепаратов кле­ток растений.

Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и жи­вотной клеток.

Прокариотическая клетка, бактерия.

На изучение данного раздела отводится 9 часов.

 

6. "Метаболизм – основа существования живых организмов".

Реализация наследственной информации в клетке

ДНК — носитель наследственной информации. Ге­нетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».

Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.

На изучение данного раздела отводится 3 часа.

 

7. "Размножение организмов"

Основные понятия. Размноже­ние: бесполое и половое. Типы бесполого размноже­ния.

Половое размножение. Образование половых кле­ток. Мейоз. Оплодотворение у животных и расте­ний. Биологическое значение оплодотворения. Ис­кусственное опыление у растений и оплодо­творение у животных.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мей­оз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размноже­ния», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологи­ческое значение. Раздельнополые организмы и гер­мафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гамето­генез. Мейоз, биологическое значение. Оплодо­творение: наружное и внутреннее. Двойное опло­дотворение у растений.

 На изучение отводится 5 часов.

 

 

8. "Индивидуальное развитие организмов"

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные  этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. По­следствия влияния алкоголя, никотина, наркотиче­ских веществ на развитие зародыша человека. Пе­риоды постэмбрионального развития.

Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии он­тогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Табли­цы, фотографии, диаграммы и статистические дан­ные, демонстрирующие последствия влияния нега­тивных факторов среды на развитие организма.

Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Эта­пы эмбрионального развития. Периоды постэмбри­онального развития. Вредное влияние курения, ал­коголя, наркотических препаратов на развитие ор­ганизма и продолжительность жизни. Общие закономерности онтогенеза. Биогенетический закон.

На изучение отводится 5 часов.

 

9. "Основные понятия генетики"

Вводится терминология и понятия современной генетики. Наследственность и изменчивость — свойства ор­ганизма. Генетика — наука о закономерностях на­следственности и изменчивости.

На изучение отводится 1 час.

 

10. "Закономерности наследования признаков"

Г. Мендель — основоположник генетики. Законо­мерности наследования, установленные Г. Менде­лем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты га­мет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Мен­деля — закон независимого наследования. Анализи­рующее скрещивание.

Хромосомная теория наследственности. Сцеп­ленное наследование признаков.

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мута­генные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мута­генов на организм человека. Наследственные болез­ни человека, их причины и профилактика.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моно­гибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; насле­дование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

Лабораторные и практические работы Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач.

На изучение отводится 12 часов.

 

11. "Закономерности изменчивости"

Изучение изменчивости. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Основные понятия. Наследственность и изменчи­вость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещива­ние. Хромосомная теория наследственности. Гене­тические карты. Геном. Аутосомы, половые хромо­сомы. Модификационная изменчивость. Комбина­тивная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генети­ческое консультирование.

На изучение отводится 6 часов.

 

12. "Основы селекции"

Основы селекции: методы и достижения. Генети­ка — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообра­зия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусст­венный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы раз­вития. Генная инженерия. Клонирование. Генети­чески модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в био­технологии (клонирование человека).

Демонстрация. Карта-схема «Центры многооб­разия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культур­ных растений. Таблицы: «Породы домашних живот­ных», «Сорта культурных растений». Схемы созда­ния генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстри­рующие достижения в области биотехнологии.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифици­рованные организмы.

На изучение отводится 7 часов.

 

13. Повторение.

На повторение основных тем курса «Биология» отводится 3 часа.

 

 

В результате обучения учащиеся должны:

— характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки и организмов; строение и функции гена, генетический код; строение и функции клеток прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов, особенности строения и функционирования вирусов; энергетический и пластический обмен, их значение, особенности обмена веществ у растений, их космическую (планетарную) роль; роль ферментов в обмене веществ; бесполое и половое размножение организмов; хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; митоз, мейоз, оплодотворение и их значение; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие; основную генетическую терминологию и символику; методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности, модификационную, мутационную и комбинативную изменчивость, их причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; экосистемы и агроэкосистемы, их структурные компоненты; причины колебания численности популяций; регуляцию численности как основу сохранения популяций; саморегуляцию; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в экосистеме, их значение; правила экологической пирамиды; круговорот веществ в экосистеме, его значение, причины устойчивости и смены экосистем; биосферу как глобальную экосистему, учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере; значение живого вещества (биомассы) в круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на экосистемы, биосферу; меры, направленные на их сохранение; учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, 9 причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; возникновение жизни на Земле, эволюцию органического мира, ее основные направления, основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, причины вымирания видов; происхождение человека, движущие силы антропогенеза; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; основные царства живой природы; учение Н. И. Вавилова о селекции, центрах происхождения культурных растений; методы выведения сортов растений и пород животных; роль биотехнологии в селекции растений;

— сравнивать (распознавать, узнавать, определять) строение клеток автотрофов и гетеротрофов, прокариот и эукариот; митоз и мейоз; способы размножения организмов; фенотипы и генотипы, гомо- и гетерозиготы, мутационную и модификационную изменчивость организмов; экосистемы и агроэкосистемы;

— обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение мутаций для эволюции, законов генетики для селекции; роль пищевых связей, ярусного расположения организмов, круговорота веществ, разнообразия видов в экосистеме, меры регулирования численности популяций, сохранения видов, экосистем; влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы, биосферу, меры их охраны; роль организмов — продуцентов, консументов, редуцентов

— и человека в агроэкосистемах и экосистемах; роль многообразия видов, популяций, круговорота веществ в сохранении равновесия в экосистемах, в биосфере; значение достижений биотехнологии в народном хозяйстве, для охраны природы; роль заповедников, заказников, национальных парков, ботанических и зоологических садов в сохранении биологического разнообразия, равновесия в биосфере; схемы пищевых цепей, круговорота веществ;

— применять знания по биологии для оценки состояния окружающей среды своего региона; о движущих силах эволюции; объяснения процессов возникновения приспособлений и образования новых видов; исторического развития органического мира; клеточной теории

— для доказательства единства органического мира; генетической терминологии и символики при составлении схем скрещивания, решении задач;

— овладеть умениями пользоваться предметным и именным указателями при работе с научной и популярной литературой; составлять развернутый план

— тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты; составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом учебника.

Учащиеся должны знать:

— как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

— строение живой клетки (главные части); — царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

— беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

— среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

— природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

— как человек появился на Земле (на уровне представлений);

— естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

— как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3—5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

— изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

— важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко; характеризовать). Учащиеся должны уметь: — выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

— пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами;

— рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты; — показывать на карте основные природные зоны Земли;

— составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.

знать/понимать

• особенности жизни как формы существования материи;

• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

• фундаментальные понятия о биологических системах;

• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

• основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

• соотношение социального и биологического в эволюции человека;

• основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, владеть языком предмета.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

 

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик: 1. Правильно определил цель опыта. 2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. 3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. 4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы. 5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если ученик: 1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. 2. Или было допущено два-три недочета. 3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 4. Или эксперимент проведен не полностью. 5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если ученик: 1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов. 3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения. 4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. 3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3". 4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

 

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1. Выполнил работу без ошибок и недочетов. 2. Допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 2. Или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. Не более двух грубых ошибок. 2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета. 3. Или не более двух-трех негрубых ошибок. 4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов. 5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". 2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

В полном, необходимом для качественного обучения, объеме представлены комплекты обучающих и контролирующих карточек по всем темам, плакаты, биологическая лаборатория на каждого учащегося, микропрепараты, комплекты муляжей, динамические модели аппликации, наборы моделей беспозвоночных и позвоночных животных, мультимедийный проектор, компьютер. Пособия на СD (DVD) -дисках (часть из них создана самим учителем):

  1. 1.                  "Ботаника 6-7 классы",
  2. 2.                  "Анатомия. Физиология. Гигиена 8-9 классы",
  3. 3.                  "Зоология 7-8 классы",
  4. 4.                  "Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая Биология 10-11 класс",
  5. 5.                  Презентации,
  6. 6.                  Презентации к внеклассным мероприятиям по биологии,
  7. 7.                  на DVD - фильм "Биология человека"

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Захаров, В.Б., Мамонтов, С.Г.,Сонин, Н.И. Общая биология: учеб. для 10 кл. общеобразов. Учрежд. – М.: Дрофа,2008.

А также методических пособий для учителя:

 

1. Биология.10 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина/ авт. сост. Т. И.Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007

2. Козлова, Т.А., Сонин, Н.И. Общая биология.10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.В.Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология»/ Под.ред.В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2001

3. Кулев, А. В. Поурочное планирование, , Общая биология, 10 класс, Методическое пособие. – Санкт-Петербург: «Паритет» 2001,

4. Кулев, А. В. Поурочное планирование, , Общая биология, 11 класс, Методическое пособие. – Санкт-Петербург: «Паритет» 2001,

5. Клѐнова, А.В. и др. Интегрированный урок в 11 классе. Биология-Химия. Возникновение и начальное развитие жизни на Земле. – Волгоград: Учитель, 200211

6. Никишова, Е.А. Биология: контрольные тестовые задания/ Е.А. Никишова. - М.:Эксмо, 2009. - 176с.

7. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии/ Сост. В.С.Кучменко. – М.: Дрофа, 2001.

8. Тесты. Биология 11 класс. Варианты и ответы централизированного (итогового) тестирования.

Для учащихся:

1. Никишова, Е.А. Биология: контрольные тестовые задания/ Е.А. Никишова. - М.:Эксмо, 2009. - 176с.

2. Сухова, Т. С. Тесты по биологии. 6-11 кл.: учебно-метод. пособ. –М.: Дрофа.

3. Сухова, Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 9 -11 классы: метод. пособ. – М.: Дрофа

 

Список литературы (дополнительной для учителя).

1. Авилова, К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы (Текст): кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

2. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.

3. Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983.

4. Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 1980.

 5. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии (Текст): пособие для учителя/ И.Д. Зверева, А.М. Мягкова, Е. П. Брусновт/ под ред. И. Д. Зверева. – М.: Просвещение, 1984.

6. Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) - М.: Просвещение, 1989.

7. Герд, С. Мой живой уголок (Текст) – Л.: Государственное издательство Детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1965.

8. Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

9. Игонин, А.Л. Об алкоголизме в диалогах (Текст) - М.: Медицина, 1989.

10. Книга для чтения по охране природы (Текст): для учащихся9- 10 кл. сред. шк. / сост. А.Н. Захлебный. – М.: просвещение, 1986.

11. Колесов, Д. В., Маш, Р.Д. Основы гигиены и санитарии (Текст): учеб. Пособие для 9-10 кл. сред. шк.: Факультат. Курс. – М. Просвещение, 1989.

12. Кочетов, А. М. Экзотические рыбы (Текст). – М.: Лесн. Пром-сть, 1888.

13. Крикунов, Е.А. Экология(Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.

14. Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.

15. Мясников, Ю.А., Овчинников, Ю.И. Щуки, Лягушки, Ужи и так далее…(Текст): Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Тульской области. – Тула: Приокское книжное издательство, 1994.

16. Основы медицинских знаний учащихся (Текст): проб. Учеб. Для сред. учеб. Заведений/ М.И. Гоголев, Б.А. Гайко, В. А. Шкуратов, В. И. Ушакова/ под. Ред. М. И. Гоголева. – М.: Просвещение, 1991.

17. Покровский, В.И., Покровский, В.В. СПИД, Синдром приобретѐнного иммунодефицита. – М.: Медицина, 1988.

18. Протасов, В.Ф., Молчанов, А.В. Экология, здоровье и природопользование в России (Текст).- М.: Финансы и статистика, 1995г.

19. Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края (Текст). – Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.

20. Ураков, И.Г. Алкоголь: личность и здоровье (Текст). – М.: Медицина, 1987.

21. Чернова, Н.М.и др. Основы экологии (Текст): учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.М. Чернова, В. М. Галушин, В.М. Константинов. 3-е изд. дораб. - М.: Дрофа, 1999г.

22. Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: кн. для учащихся

– М.: Просвещение, 1985.

 

Практика, внеклассная работа.

1. Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) - Волгоград: Учитель, 2001.

2. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы (Текст)/ Т. А. Дмитриева, С. И. Гуленков, С. В. Суматохин и др. – М.: Дрофа, 1999.

3. Касаткина, Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. (Текст). - Волгоград: Учитель, 2003.

 4. От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К»,2006

5. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование

разделов и тем.

 

 

всего часов

в том числе на

примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1

Введение

1

1

 

 

 

2

Многообразие живого мира

2

2

 

 

 

3

Химическая организация клетки

8

8

 

 

 

4

Возникновение жизни на Земле

6

6

 

 

 

5

Строение и функции клеток

9

9

1

1

 

6

Метаболизм – основа существования живых организмов

3

3

 

 

 

7

Размножение организмов

5

5

 

1

 

8

Индивидуальное развитие организмов

5

5

 

 

 

9

Основные понятия генетики

1

1

 

 

 

10

Закономерности наследования признаков

12

12

 

1

 

11

Закономерности изменчивости

6

6

1

 

 

12

Основы селекции

7

7

 

1

 

13

Повторение

3

3

 

 

 

 

Итого

68

68

2

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по  учебнику:  В.Б Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин. Биология. Общая биология. 10-11 классы в объеме 68 часов (2 часа в неделю)

 

пп

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Примечание

по плану

фактич.

 

Введение в биологию (1 ч)

 

 

 

1

Курс «Общая биология» в системе биологических наук. Задачи и цели курса. Значение предмета для понимания единства всего живого

 

 

 

 

Глава 1 Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи (2 ч)

 

 

 

2

Уровни организации живой материи.

 

 

 

3

Критерии живых систем

 

 

 

 

Глава 3 Химическая организация клетки (8 ч)

 

 

 

4

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

 

 

 

5

Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки.

 

 

 

6

Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки.

 

 

 

7

Органические вещества, входящие в состав клетки. Углеводы.

 

 

 

8

Органические молекулы - жиры и липоиды.

 

 

 

9

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты

 

 

 

10

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты

 

 

 

11

Обобщающий урок

 

 

 

 

Глава 2 Возникновение жизни на Земле (6 ч)

 

 

 

12

История представлений о возникновении жизни. История представлений о возникновении жизни. Работы Л. Пастера.

 

 

 

13

Теории вечности жизни. Материалистические теории происхождения жизни.

 

 

 

14

Современные представления о возникновении  жизни.

 

 

 

15

Теории происхождения протобиополимеров.

 

 

 

16

Эволюция протобионтов

 

 

 

17

Начальные этапы биологической эволюции.

 

 

 

 

Глава 5 Строение и функции клеток (9 ч)

 

 

 

18

Прокариотическая клетка.

 

 

 

19

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

 

 

 

20

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

 

 

 

21

Эукариотическая клетка. Клеточное ядро.

 

 

 

22

Жизненный цикл клетки. Деление клеток:  митоз

 

 

 

23

Особенности строения растительной клетки.

 

 

 

24

Лабораторная работа. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

Клеточная теория строения организмов.

 

 

 

25

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

 

 

 

26

Контрольная работа по теме: «Строение и функции клетки»

 

 

 

 

Глава 4 Метаболизм - основа существования живых организмов (3 ч)

 

 

 

27

Анаболизм

 

 

 

28

Энергетический обмен - катаболизм.

 

 

 

29

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.

 

 

 

 

Глава 6 Размножение организмов (5 ч)

 

 

 

30

Бесполое размножение. Его формы. Вегетативное размножение.

 

 

 

31

Половое размножение. Его формы.

 

 

 

32

Гаметогенез. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

 

 

 

33

Развитие половых клеток у высших растений

 

 

 

34

Контрольная работа по теме: «Размножение организмов»

 

 

 

 

Глава 7 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

 

 

 

35

Краткие исторические сведения.

 

 

 

36

Эмбриональный период развития.

 

 

 

37

Постэмбриональный период развития.

 

 

 

38

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.

 

 

 

39

Развитие организмов и окружающая среда.

 

 

 

 

Глава 8 Основные понятия генетики (1 ч)

 

 

 

40

Основные понятия генетики.

 

 

 

 

Глава 9 Закономерности наследования признаков  (12 ч)

 

 

 

41

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Законы Менделя. Первый закон Менделя.

 

 

 

42

Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет

 

 

 

43

Второй закон Менделя

 

 

 

44

Решение задач на первый и второй законы Менделя. 

 

 

 

45

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

 

 

 

46

Решение задач

 

 

 

47

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана –сцепленное наследование генов

 

 

 

48

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

 

 

 

49

Решение задач

 

 

 

50

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов

 

 

 

51

Решение генетических задач и составление родословных

 

 

 

52

Контрольная работа по теме: «Закономерности наследования признаков »

 

 

 

 

Глава 10 Закономерности изменчивости (6 ч)

 

 

 

53

Наследственная изменчивость (генотипическая)

 

 

 

54

Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

 

 

 

55

Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова

 

 

 

56

Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Фенотипическая изменчивость

 

 

 

57

Лабораторная работа: «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой» 

 

 

 

58

Обобщающий урок по теме: «Закономерности изменчивости»

 

 

 

 

Глава 11 Основы селекции (7 ч)

 

 

 

59

Создание пород животных и сортов растений. Центры происхождения культурных растений, их многообразие

 

 

 

60

Методы селекции растений и животных

 

 

 

61

Методы селекции растений и животных

 

 

 

62

Селекция микроорганизмов.

 

 

 

63

Достижения и основные направления современной селекции.

 

 

 

64

Основные биологические закономерности

 

 

 

65

Итоговая контрольная работа

 

 

 

 

Повторение (3 ч)

 

 

 

66

Учение о клетке

 

 

 

67

Размножение организмов

 

 

 

68

Развитие организмов