Химия

 

Календарно-тематическое планирование. 

Курс «Неорганическая химия» 9 класс (базовый уровень)

 

 

№ п/п

Дата

Тема

Цель

Основные понятия и термины

Формы и методы преподавания

Эксперимент

Планируемые результаты

Оборудование

Домашнее задание

план

факт

ученик д/знать

ученик д/уметь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА ХИМИИ

8 КЛАССА И ВВЕДЕНИЕ В КУРС 9 КЛАССА (6 часов)

1-2

 

 

Характеристика хи­мического

элемента

по его по­ложению в

Периоди­ческой сис­теме

Д. И. Мен­делеева

Повторить знания о периодическом законе и пер. системе с т.з. строения атома

Химический элемент,

атом, молекула, относитель­ные атомная и молекулярная массы

УПЗУ

Для закрепления темы: тетрадь на печатной основе: с. 4, №1. По учебнику §1упр. 5

 

Важнейшие химические

понятия: химический элемент,

атом, молекула, относитель­ные атомная и молекулярная массы

- объяснять физический смысл атомного порядкового  номера химического элемен­та, номеров группы, периода, к которым элемент принад­лежит в Периодической

системе Д. И. Менделеева;

зако­номерности изменения

свойств элементов в пределах

малых периодов и малых подгрупп;

- характеризовать химиче­ский элемент (от водорода до кальция) на основе их поло­жения в Периодической сис­теме Д. И. Менделеева и осо­бенностей строения их атомов

 

§1. Тетрадь на печатной основе:

с. 8, №1

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3-4

 

 

Характери­

стика хи­мического

элемента

по кислот-

но-основ-

ным свой­ствам об­разуемых

им соеди­нений

Вспомнить характеристики химического элемента, написание уравнений химических реакций и определять их тип

 

УПЗУ

Текущий.

Упр. 1-4

Д. Амфотерностъ

гидроксида алюминия и гидроксида цинка

 

- химические свойства основ­ных классов неорганических

веществ;

-возможность протекания реакций ионного обмена

- записывать уравнения химических реакций ионного обме­на в молекулярном и ионном

виде;

- составлять электронный ба­ланс для ОВР;

- определять окислитель и

восстановитель;

- составлять формулы неорга­нических соединений изучен­ных классов, уравнения хими­ческих реакций

ПСХЭ.

 Растворы едкого

натра, соляной ки­

слоты, солей цинка и алюминия

§2.

Тетрадь на печатной основе: с.11, №3-4

5-6

 

 

Генетиче­ские ряды металлов и

неметал­лов. Значе­ние Перио­дического закона

Д. И. Мен­делеева

Ознакомить уч-ся с генетическим рядом

металлов и неметаллов

Классификацей химиических  элементов

Периодический закон и система элементов Д.И.Менделеева

КУ

Текущий.

Упр. 2 устно. Для закрепления темы – тетрадь на печатной основе: с. 15, №1, 3

 

- положение металлов и неме­таллов в ПСХЭ;

- отличие физических свойств Me и НеМе;

- значение ПЗ для науки и

практики

 

- составлять генетические ря­ды металла и неметалла;

- писать уравнения реакций

химических свойств Me и

НеМе

ПСХЭ.

Таблица

«Генетиче­ские связи неоргани­ческих веществ»

§3. Упр.4.

Тетрадь на печатной основе: с.18, №4-5

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

МЕТАЛЛЫ

(18 часов)

7

 

 

Положение

металлов

в Периоди­ческой сис­теме

Д. И. Мен­делеева.

Общие фи­зические

свойства

металлов

Познакомить уч-ся со строением атомов металлов, особенностью металлической кристаллической решетки, познакомить с физическими свойствами металлов

Металлическая связь, аллотропия, кристаллическая решетка

КУ

Для закрепления темы – тетрадь на печатной основе: с. 24, №2, 4; с. 25, №1, 2, 3, 5

JI.р. №7 Знакомство с об­разцами металлов и

сплавов (по коллек­ции)

 

- положение элементов метал­лов в ПС.

- физические свойства метал­

лов: пластичность, электро- и теплопроводность, металличес­кий блеск, твердость, плотность

- характеризовать металлы на основе их положения в Периодической системе Д. И. Мен­делеева и особенностей строе­ния их атомов;

- использовать приобретенные

знания и умения в практиче­ской деятельности и повсе­дневной жизни:

• для безопасного обращения

с металлами;

• экологически грамотного по­ведения в окружающей среде;

• критической оценки инфор­мации о веществах, исполь­зуемых в быту

ПСХЭ.

Коллекция металлов и салавов.

Таблицы: «Относи­

тельная твердость

некоторых металлов»,

«Плотность некото­рых металлов», «Тем­пература плавления

некоторых металлов»

§4-5.

Упр. 1,

устно. Тетрадь на печатной основе:

с.27,

№ 6, 7

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

8

 

 

Сплавы

Дать понятие о сплавах, их классификации

Бронза, латунь. победит, дуралюминий. нихром

УОНМ

Текущий

§7 упр. 2. Тетрадь на печатной основе: с. 28, № 1, 3

JI.р.№7 Знакомство с об­разцами металлов и сплавов (по коллек­циям)

Классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств Me

Описывать свойства и области применения различ­ных металлов и сплавов

Коллекция металлов и сплавов. Репродукции и фотографии произве­дений искусства из сплавов

§6-7,

упр. 2. Тетрадь на пе­чатной основе:

с.28-29, № 4, 5

9-10

 

 

Химиче­ские свой­ства метал­лов.

Ряд актив­ности ме­таллов

На основе представлений о составе и строении металлов рассмотреть особенности их свойств

Электрохимический ряд  напряжения металлов

КУ

Текущий контроль- опрос,

краткие сообщения уча­щихся.

Для закрепле­ния темы –

тетрадь на

печатной основе: с. 30, № 3, 4, 6; с. 32, № 7; с. 33, № 8; с. 34, № 9, 11 (в, г)

JI.р.№9 Растворение желе­за и цинка в соляной

кислоте

Общие химические

свойства металлов:

взаимодей­ствие с меметаллами, водой,

кислотами, солями.

 

Записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимиче­ский ряд напряжения металлов

для характеристики

химиче­ских свойств

Ряд активности металлов.

Гранулы

цинка, железные

опилки, соляная ки­слота.

Вытеснение одного

металла другим из

раствора соли (рас­твор медного купоро­са, железо)

§8,

Упр. 2, Тетрадь

на пе­чатной

основе:

с. 34,

№10

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

11

 

 

Металлы в природе, общие спо­собы полу­чения ме­таллов

Изучить различные способы получения металлов

Пирометаллургия Гидрометаллургия. Электролиз

КУ

Текущий кон­троль – опрос. CP по сборни­ку «Кон­трольные и проверочные работы. Химия-9» к учебнику О. С. Га- бриеляна, с. 153

Л.р.№11 Знакомство с об­разцами металлов, рудами железа, со­единениями алюми­ния

Основные способы получения металлов в промышленности

Характеризовать реак­ции восстановления металлов из их оксидов

Коллекция руд железа, природных соединений натрия, калия, кальция, маг­ния и алюминия

§9.

Тетрадь на пе­чатной основе: с. 36-37,

№ 5, 7, 8

12

 

 

Общие по­нятия о коррозии металлов

Рассмотреть основные способы защиты металлов от коррозии, виды коррозии

Химическая, электрохимическая  коррозия

КУ

Текущий кон­троль - опрос. Решение задач и упражнений из раздела «Металлы»

 

Причины и виды корро­зии металлов

Объяснять и применять доступные способы защиты от коррозии металлов в быту

Ряд активности ме­таллов. Образцы металлов и сплавов, подвергших­ся коррозии

§10,

упр. 1-4. Тетрадь на печат­ной осно­ве: с. 69, № 1

13

 

 

Щелочные металлы

Дать общую характеристику щелочных металлов.

Щелочные металлы, каустик, щелочи, металлическая связь

УОНМ

Текущий кон­троль - опрос. Для закрепле­ния темы: тет­радь на печат­ной основе: с. 40, № 2, 5, 6

Д. Взаимодействие натрия с водой

Основные понятия изучаемой темы

- характеризовать химические элементы натрий и калий по их положению в ПСХЭ

Д. И. Менделеева и строению атомов;

- составлять уравнения хими­ческих реакций (ОВР), характеризующих химические свой­ства натрия и калия

Образцы щелочных металлов. Вода, фенолфталеин, на­трий

 

§11. Тетрадь на пе­чатной основе: с. 40, № 1; с. 42, №7

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

14

 

 

Соедине­ния ще­лочных металлов

Изучить важнейшие соединения щелочных металлов

 

УИНМ

§ 11, с. 54-58, упр. 1(б), 2

Л.р.№12 Распознавание катионов натрия и ка­лия по окраске пла­мени

Применение соедине­ний

Характеризовать свой­ства важнейших соединений щелочных металлов

Соли натрия и калия

§11. Тетрадь на пе­чатной основе: с.44, № 2

15

 

 

Общая ха­рактери­стика эле­ментов главной подгруппы II группы

Уметь давать общую характеристику щелочноземельных металлов на основании положения в периодической  системе Д.И.Менделеева

 

КУ

Текущий кон­троль - работа по сборнику «Контрольные и провероч­ные работы. Химия-9» к учебнику О. С. Габриеляна

с. 154-155 работа по ва­риантам 1-2, № 1, 2

Д. Горение магния

 

-       характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ Д. И. Мен­делеева и строению атомов;

- составлять уравнения хими­ческих реакций (ОВР)

Образцы металлов: кальция, магния и их важнейших природ­ных соединений

§ 12. Тетрадь на пе­чатной основе:

с. 52,

№ 2, 5, 6

16

 

 

Важней­шие соеди­нения ще­лочнозе­мельных металлов

Изучить свойства и применение соединений щелочноземель-ных металлов

Известковая вода, известковое молоко, гашеная известь

КУ

Тетрадь на печатной ос­нове: с. 49, № 2, 5 (до ха­рактеристики реакций), 7;

с. 52, № 3

 

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов

-осуществлять цепочки превращений;

-       характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов

ПСХЭ

§ 12. Тетрадь на пе­чатной основе:

с. 52, № 7

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

Алюми-ний

На основе представлений о и строении алюминия рассмотреть особенности  физ-ких и химических свойств

Алюмотермия, бокситы, криолит, глинозем

УОНМ

§ 13, упр. 1, 3, 4

Д. Взаимодействие алюминия с кислотами

Химические свойства алюминия

Характеризовать хи­мический элемент алюми­ний по положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева и строе­нию атома

ПСХЭ

Образцы алюминия (гранулы, пудра) и его природных соедине­ний.

Пробирки, гранулы алюминия, соляная

ки­слота

§ 13. Тетрадь на пе­чатной основе:

с. 56, № 4

18

 

 

Соедине­ния алю­миния

Изучить свойства и и применение соединений алюминия

 

УИНМ

Текущий кон­троль. Работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия-9» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 155, вари­ант 4, № 1. Для закрепления темы: тетрадь на печатной ос­нове с. 55,

№ 3;

с. 56, № 6, 8

Д. Амфотерность гид­роксида алюминия

Природные соедине­ния алюминия, применение алюминия и его соединений

Характеризовать свойства оксида и гидро­ксида алюминия

 Растворы едкого натра, соляной кислоты, соли алюминия, про­бирки

§ 13. Тетрадь на печатной основе: с. 58, № 10; с. 59, №13

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

19

 

 

Железо, его строе­ние, физи­ческие и химиче­ские свой­ства

Познакомить учащихся с элементом железом, Рассказать о

широком применении соединений железа,  как сырья для получения разнообраз-

ных в-в и материалов

Черная металлургия. Чугун. Сталь

УИНМ

Текущий кон­троль - опрос. Для закрепления: тетрадь на пе­чатной основе: с. 63, № 3, 4, 6, 9

 

Л.р.№11 Знакомство с образ­цами руд и сплавов железа

Химические свойства железа, писать соответствующие уравнения реакций

- составлять схему строе­ния атома;

- записывать уравнения ре­акций химических свойств железа (ОВР) с образовани­ем соединений с различны­ми степенями окисления железа

Коллекция руд и сплавов железа

§ 14. Тетрадь на пе­чатной основе: с. 66, № 1, 2

20

 

 

Генетиче­ские ряды железа (П) и железа (III). Важ­нейшие соли же­леза

Познакомить уч-ся с генетическими   рядами железа,             

способами получения и химическими свойствами соединений железа

 

КУ

CP по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия- 9» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 156, вари­ант 2, № 1.

Л.р.№6 Получение гидро- ксидов железа +2 и +3 и изучение их свойств

Химические свойства соединений железа (II) и (III)

- осуществлять цепочки превращений;

- определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качествен­ных реакций

Растворы солей Fe2+ и Fe3+, раствор гидро­ксида натрия, соляная или серная кислота, спиртовка, спички

§ 14, упр. 4, 6, 5,

с. 78-82. Практи­ческая работа 1, 2, с. 84

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

21-22

 

 

Практическая работа №1.

Решение экспери­менталь­ных задач «Получение соединений металлов и изучение их свойств»

 

 

Практическая работа 1

 

Правила техники безо­пасности при выполне­нии данной работы

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

-       распознавать опытным путем соединения метал­лов

Инструкции. Таблица растворимости. Рас­творы хлорида бария, серной кислоты, нитра­та серебра, медного купороса, гидроксида натрия, соляная кисло­та, железные скрепки или кнопки, спиртовка, спички, пробирки. Же­лезные опилки, серная кислота, растворы хло­рида железа (II), гидро­ксида натрия, серной кислоты

 

23

 

 

Обобщение и система­

тизация

знаний

по теме

Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме

 

УС

Текущий кон­

троль - опрос,

выборочная

проверка тетра­дей с ДЗ

 

-строение атомов металли­

ческих элементов;

-физические и химические

свойства;

- применение металлов и их

важнейших соединений

- составлять уравнения ре­

акция в молекулярной и ионной формах;

- объяснять ОВР металлов и их соединений

ПСХЭ.

Ряд активности

металлов

 

24

 

 

Контрольная рабо­та №1.

Металлы

Контроль знаний по изученной теме

 

Контрольная работа 1

 

Строение и свойства изученных веществ

Выполнять упраж­нения и решать задачи

ДМ.

«Контрольные и про­

верочные работы.

Химия-9» к учебнику

О. С. Габриеляна,

с. 113-120

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

НЕМЕТАЛЛЫ

(26 часов)

25

 

 

Неметаллы: атомы и

простые вещества. Воздух. Кислород. Озон

Познакомить уч-ся с неметаллами,  охарак-

теризовать области их применения и способы  получения

Аллотропия,

электроотрица

тельность

УОНМ

Для закрепле-

ния темы – тетрадь на печат­-

ной основе:

с. 72-75, № 1, 2, 3, 7, 9 (устно)

JI.р.№10 Знакомство с образ­

цами природных соединений НеМе

- положение неметаллов в

ПСХЭ Д. И. Менделеева;

- строение атомов-неметал­лов, физические свойства

- характеризовать свойства

неметаллов;

- давать характеристику

элементам-неметаллам

на основе их положения

в ПСХЭ;

- сравнивать неметаллы

с металлами

Образцы неметал­лов: бром (в ампуле), сера,

красный фосфор,

акти­вированный уголь

§ 15-16,

самосто­ятель­ное изу

чение.

Тетрадь

на пе­чатной

основе: с. 73,

№4, с. 75, №8

26

 

 

Водород

Ознакомить учащихся  со строением  атома водорода, его физическими и химическими  свойствами

 

УИНМ

Текущий кон­троль. Для за­крепления: тет­радь на печат­ной основе: с. 76, № 1 - устно; с. 78, № 4, 7

Д. Получение, собира­ние и распознавание водорода

-положение водорода в

ПСХЭ Д. И. Менделеева;

- строение атома, физические и химические свойства

-характеризовать химиче­ский элемент водород по его положению в ПСХЭ;

-составлять уравнения ре­акций (ОВР) химических свойств водорода

Штатив, пробирка, гранулы цин­ка, соляная кислота, спички

§17. Тетрадь на пе­чатной основе: с. 76, № 2, 6

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

27

 

 

Галогены

Обобщить и привести в систему знания уч-ся о строении и химических свойствах галогенов, составу и химическим свойствам; 

составлять уравнения химических реакций, характеризующих хим. св-ва веществ

 

 

УИНМ

Текущий кон­троль. Для за­крепления те­мы: тетрадь на печатной осно­ве: с. 79, № 1, 2; с. 80, № 4

Д. Образцы галогенов «Возгонка йода»

Строение атомов галогенов, степени окисле­ния, физические и химиче­ские свойства

- составлять схемы строе­ния атомов;

-       на основании строения атомов объяснять измене­ние свойств галогенов в группе;

- записывать уравнения ре­акций с точки зрения ОВР

Образцы галогенов Колба, йод кристаллический, штатив, пробка

§ 18,

Упр. 1.

Тетрадь на пе­чатной основе: с. 80, №3

28

 

 

Соедине­ния галоге­нов

Познакомить уч-ся с соединениями галогенов,  охарактеризовать области их применения и способы  получения

 

КУ

Текущий

§ 19, упр. 3,4

Л.р.№10 Знакомство с обазцами природных соединений неметал­лов (хлоридами)

Д. Распознавание соединений хлора, свойства соляной кислоты

Качественную реак­цию на хлорид-ион

-       характеризовать свойства важнейших соединений га­логенов;

- распознавать опытным путем раствор соляной ки­слоты среди других кислот

Растворы хлори­да, калия, нитрата серебра, пробирки, магний, гидроксид на­трия, лакмус

§ 19.

Тетрадь на пе­чатной основе: с. 86, №9

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

29

 

 

Получение галогенов. Биологиче­ское значе­ние и при­менение галогенов и их соеди­нений

Продолжить формирование умений решать задачи на нахождение молекулярной формулы углеводородов по их плотности, массовой доли элементов в веществе массе или объёме продуктов горения; определять массу или объём продукта реакции, если исходное вещество имеет определённую долю примесей

 

КУ

Текущий

 

Способы получения галогенов

Вычислять количе­ство вещества, объем или массу по количеству веще­ства, объему или массе реа­гентов или продуктов реак­ции

 

CP по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия-9» к учебнику О. С. Габриеля- на, с. 160, варианты 1,3, № 1-3

§20. Тетрадь на пе­чатной основе: с. 121, №4,5

30

 

 

Кислород

Ознакомить учащихся  со строением  атома кислорода, его физическими и химическими  свойствами

 

УИНМ

Текущий кон­троль - опрос. §21,

упр.1,2,8

Л.р.№10 Знакомство с образ­цами природных окси­дов, солей кислородсо­держащих кислот

Способы получения кислорода

Записывать урав­нения реакций кислорода с простыми и сложными веществами

Таблицы: «Фотосинтез», «Газообмен в легких и тканях», «Круговорот кислорода в природе»

§21. Тетрадь на пе­чатной основе: с. 88, № 4; с. 89, №7

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

31

 

 

Сера и ее соединения

Ознакомить учащихся  со строением  атома серы, её физическими и химическими  свойствами

Сера ромбическая и кристаллическая.

Аллотропия

КУ

Текущий кон­троль.

CP (2-3 человека): по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия-9» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 161, вари­анты 1, 2, № 2, 3

Л.р.№10 Знакомство с образами природных соеди­нений серы

Характеристику химических свойств серы, в свете представлений  об ОВР

-характеризовать хими­ческий элемент по поло­жению в ПСХЭ Д. И. Мен­делеева и строения атома;

- записывать уравнения реакций серы с металла­ми, кислородом и другими неметаллами

Образцы природных соединений серы

§ 22, 23. Тетрадь на пе­чатной основе: с. 91,

 № 5,

с. 95,

№ 8

32-33

 

 

Серная ки­слота. Окисли­тельные свойства серной ки­слоты

Изучить строение и свойства серной кислоты и её соединений

Производство серной кислоты

КУ

Текущий кон­троль - опрос. Для закрепле­ния темы –

тет­радь на печат­ной основе: с. 96-100, № 1 (кроме химиче­ских свойств), 4, 3 (устно), 6, 10, 12

Л.р.№12 Распознавание суль­фат-иона

Д. Взаимодействие раз­бавленной серной ки­слоты с металлами, ок­сидами металлов, рас­творимыми и нераство­римыми гидроксидами металлов

-       свойства серной кисло­ты в свете представлений ТЭД;

-       окислительные свойства концентрированной сер­ной кислоты в свете ОВР;

- качественную реакцию на сульфат-ион

Записывать урав­нения реакций в ионном виде и с точки зрения ОВР

Гранулы цин­ка, алюминия, железные стружки, оксид магния, раствор гидроксида на­трия + лакмус, свеже­приготовленный гидроксид железа (III), разбав­ленная серная кислота, раствор суль­фата натрия, нитрата бария

§23, упр. 3, 8. Тетрадь на пе­чатной основе: с. 99, № 7

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

34

 

 

Решение задач и упражнений. Обобщение и система­тизация знаний по теме

Обобщить и систематизировать знания по изученной теме

 

УС

Текущий кон­троль - опрос. Выборочная проверка тетра­дей с ДЗ

 

Ключевые понятия темы

-       вычислять массовую долю химического эле­мента в формуле;

-       массовую долю вещест­ва в растворе;

-       количество вещества;

- объем или массу по ко­личеству вещества, объе­му или массе реагентов, или продуктов реакции

ПСХЭ.

Ряд активности металлов

Повто­рение.

§21-23

35

 

 

Азот

Познакомить уч-ся с областями применения, лабораторным и промышленном способом получения азота

 

УИНМ

Текущий кон­троль - опрос

 

Круговорот азота в природе (корни культур­ных и бобовых растений с клубеньками)

Писать уравнения реакций в свете представ­лений об ОВР

ПСХЭ.

Таблица «Круговорот азота в природе»

§24 Тетрадь на пе­чатной основе: с. 101, №1, 4, 7

36

 

 

Аммиак

Познакомить уч-ся со строениеи молекулы аммиака, физическими и химическими свойствами

 

КУ

Текущий кон­троль - опрос. Для закрепле­ния темы: тет­радь на печат­ной основе: с. 104, № 1 (кроме химиче­ских свойств), 4, 5, 6, 7,9 (устно)

 

- строение молекулы ам­миака;

- донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;

- свойства аммиака: взаи­модействие с водой, ки­слотами, кислородом;

способы получения, со­бирания и распознавания аммиака

Описывать свойст­ва аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм

Таблица «Применение аммиака»

§25, упр. 1,2,3 (устно). Тетрадь на пе­чатной основе: с. 106, №8

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

37

 

 

Соли

аммония

Познакомить уч-ся с  солями аммония, называть области их применения; научить составлять уравнения реакций

Аммиак Ион аммония

КУ

Текущий кон­троль - опрос, работа по кар­точкам. Проверочная работа по сборнику «Контрольные

и проверочные работы. Химия-9» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 164, вариант 2, № 1,2

JI.р.№12 Распознавание катио­на аммония

Строение, свойства и применение солей ам­мония

Приводить примеры солей аммония, называть качественную реакцию на соли аммония

Растворы солей аммония и гидро­ксида натрия, спиртовка, спички, влажная лакму­совая бумага

§26,

упр. 2 Тетрадь

на пе­

чатной основе: с. 108, № 4

38

 

 

Кислород­ные соеди­

нения

азо­та

Познакомить уч-ся кислородными соединениями азота, их строением, свойствами и получением

 

УИНМ

Текущий кон­

троль - опрос.

Для закрепле­

ния темы: тет­

радь на печат­

ной основе:

с. 108, № 1-3

 

 

Свойства кислород­

ных соединений азота

Писать уравнения

реакций, доказывающих их свойства с точки зре­

ния ОВР

Ряд активности метал­

лов

§27,

упр. 2, 4, 5

 

39-40

 

 

Азотная

кислота и ее соли.

Окисли­

тельные

свойства

азотной

кислоты

Познакомить уч-ся с азотной кислотой, её строением, свойствами и получением

 

КУ

Текущий кон­

троль - опрос.

Для закрепле­

ния темы: тет­

радь на печат­

ной основе:

6; с. 112, № 11

Д. Взаимодействие

азотной кислоты с ос­

нованиями, основными оксидами, солями

Свойства азотной

кислоты как окислителя

Писать реакции

взаимодействия концен­

трированной и разбавлен­ной азотной кислоты с металлами

Растворы азотной ки­слоты, гидроксида на­трия, мрамор свежепри­готовленный, гидроксид меди (II).

Образцы азотных удоб­рений

§27, Тетрадь

на пе­

чатной

основе:

с. 111,

№7

(одно уравне­ние на выбор)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

41-42

 

 

Фосфор и его соеди­нения

 

Познакомить уч-ся с химическим строением 

атома фосфора, оксидом фосфора (V)

и ортофосфорной кислотой, изучить их химические свойства

Аллотропия, фосфаты, фосфорные удобрения

КУ

«Контрольные

и проверочные работы. Химия-9» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 165, варианты 1,3, задание 1

Текущий кон­троль - опрос. Тетрадь на пе­чатной основе: с. 101, № 1,2. Работа по ДМ, раздел «Азот и фосфор»

Д. Взаимодействие фос­форной кислоты с щело­чами и солями

Строение атома, алло­тропные видоизменения, свойства и применение

 

Писать уравнения реакций образования фос­фидов, фосфина, оксида фосфора (V), свойств фосфорной кислоты

 

Таблица «Круговорот фосфора в природе».

Растворы фосфорной кислоты, гидроксида натрия, нитрата сереб­ра, УИ бумага

§28,

упр.1, 2

 

43

 

 

Решение задач и упражнений. Обобщение и система­тизация знаний по теме «Азот и фосфор»

 

Обобщить и систематизировать знания по изученной теме

 

УС

Текущий кон­троль - опрос. Выборочная проверка тетра­дей с ДЗ.

Работа по ДМ, раздел «Азот и фосфор»

 

 

Ключевые понятия темы

Вычислять массо­вую долю химического элемента в формуле, мас­совую долю вещества в растворе, количество ве­щества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реаген­тов, или продуктов реак­ции

 

ПСХЭ.

Ряд активности металлов.

ДМ, сборники задач

§ 24-28

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

44

 

 

Углерод

Повторить строение атома и аллотропию на примере углерода

Алмаз, графит, карбид

КУ

Текущий.

Для закрепле­ния темы: тет­радь на печат­ной основе: с. 119, № 3, 4-7 (устно), 8

 

 

Основные понятия темы

- характери­зовать свойства углерода;

- составлять схемы строения атома

ПСХЭ

Модели кристалличе­ских решеток алмаза и графита

§29. Тетрадь на пе­чатной основе: с. 172,

№ 1,4 (устно), 5,8

45

 

 

Кислород­ные соединения углерода

Рассмотреть строение, физические свойства. Химические свойства. Получение и применение угарного и углекислого газов

 

КУ

Текущий кон­троль - опрос. Для закрепле­ния темы: тет­радь на печат­ной основе: с. 122, № 1,2 (устно), 7, 8

Л.р.№6 Взаимодействие углекислого газа с известковой водой

Качественные реак­ции на углекислый газ и карбонаты

Писать уравнения реакций, отражающие свойства оксидов угле­рода

Пробирки, стеклянные трубки, известковая вода

§30, упр. 5, 6. Тетрадь на пе­чатной основе: с. 124, № 9

46

 

 

Кремний и его соединения

Рассмотреть формы существования кремния, как химического элемента. Показать значение кремния. Сформировать представление о силикатной промышленности

Керамика, стекло, цемент, силикатный клей

КУ

Текущий.

Для закрепле­ния темы: тет­радь на печат­ной основе: с. 126, № 1, 2, 5, 9

Л.р.№10 Знакомство с образца­ми природных соединений неметалла - кремния.

Д. Получение кремниевой кислоты

Свойства, значение соединений кремния в живой и неживой природе

Составлять форму­лы соединений кремния, уравнения реакций, иллю­стрирующие свойства кремния и силикатов

Образцы природных соединений кремния. Силикат натрия, соляная кислота, пробирка

§31, упр. 1, 2. Тетрадь на пе­чатной основе: с. 126, № 3

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

47

 

 

Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа углерода»

Обобщить и систематизировать знания по изученной теме

 

УС

Текущий кон­троль - опрос. Выборочная проверка тетра­дей с ДЗ.

Работа по ДМ, раздел «Подгруппа углерода»

 

 

Основные понятия темы

Производить вы­числение количества ве­щества, объема или массы по количеству вещества, объему или массе реаген­тов или продуктов реак­ции, содержащих примеси

ПСХЭ, ДМ

§29-31

48

 

 

Практи­ческая работа №2.

Решение экспериментальных задач «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»

 

 

Практическая работа 2

 

Правила техники безопасности при выполнении данной работы

- распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;

- писать уравнения химических реакций в молеку­лярном и ионном виде

Сера, уголь, серная кисло­та, хлорид бария, иодид калия, бромная вода, сульфат натрия, карбонат натрия, соляная кислота, индикаторы, нитрат се­ребра, раствор крахмала, известь, хлорид аммония, спиртовка, спички

 

49

 

 

Обобщение и система­тизация знаний по теме «Неме­таллы»

Обобщение, система­тизация и коррекция знаний, умений и на­выков учащихся по те­ме «Неметаллы»

 

УС

Тематический контроль, фронтальный опрос, работа по карточкам (2-3 челове­ка).

Работа по ДМ

 

-строение атомов НеМе;

-Физические и химические

свойства;

- Применение металлов и их

важнейших соединений

-писать уравнения хими­ческих реакций в молеку­лярном и ионном виде;

- вычислять массу и объем продук­тов реакции с определен­ной долей выхода

ДМ

Повторить §29-31

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

50

 

 

Контроль­ная рабо­та №2.

Неметаллы

Контроль знаний по изученной теме

 

Контрольная работа 2

 

Строение и свойства изученных веществ

Выполнять упраж­нения и решать задачи

Сборник «Контрольные и проверочные работы. Химия-9» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 120

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ (10 часов)

51

 

 

Предмет органиче­ской хи­мии. Осо­бенности органиче­ских ве­ществ

Ознакомить уч-ся с составом органических веществ,сравнить с неорган.веществами; предметом изучения орган. химии

Органическая химия, органические вещества

УОНМ Текущий

оп­рос. Для закрепле­ния темы: с. 200,

№ 3-5 (устно)

 

- особенности органиче­ских соединений;

-       валентность и степень окисления элементов

в соединениях

Определять изоме­ры и гомологи

Модели молекул органи­ческих соединений. Портреты Бутлерова

§32, упр. 1,2,6

52

 

 

Предель­ные угле­водороды

Познакомить уч-ся со строением, гомологическим рядом, изомерией и номенклатурой предельных углеводородов

Алканы, общая формула, номенклатура, изомерия, гомологи, тетраэдрического строение метана

УОНМ

Текущий оп­рос и индиви­дуальная ра­бота по кар­точкам. Для закрепле­ния темы: с. 205, упр. 2

Д. Образцы нефти, камен­ного угля и продуктов их переработки, горение уг­леводородов и обнаруже­ние продуктов их горения

Понятия: предель­ные углеводороды, гомологический ряд предель­ных углеводородов, изоме­рия

- записывать структурные формулы изомеров и го­мологов;

- давать названия изученным веществам

Образцы нефти, камен­ного угля и продуктов их переработки, горение уг­леводородов и обнаруже­ние продуктов их горения

§33. Тетрадь на пе­чатной основе: с. 141— 143 (4-5 заданий по выбору)

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

53

 

 

Непре­дельные углеводо­роды. Эти­лен и его гомологи

Познакомить уч-ся с качественном и количественном  составом непредельных углеводородов на примере гом. ряда этилена, закрепить знания о гомологической  разности СН2- постоянной для всех рядов; научить составлять структурные, моле  кулярные, электронные формулы углеводород.  ряда этилена; закрепить и расширить понятие изомерии на примере положения кратной связи

Общая формула, непредельные углеводороды,   

двойная связь, изомерия положения кратной связи

 

УОНМ

Текущий оп­рос и индиви­дуальная ра­бота по кар­точкам. Для закрепле­ния темы: с. 210,

упр. 1-3 (устно)

Д. Образцы изделий из полиэтилена

Основные понятия темы

- называть изученные ве­щества;

- характеризовать химиче­ские свойства органических соединений

Образцы изделий из полиэтилена

§34. Тетрадь на печат­ной осно­ве: с. 143-145 (4-5 заданий по вы-

бору)

54

 

 

Практи­ческая работа №3.

Изготовле­ние моде­лей угле­водородов

 

 

Практическая работа 3

 

Формулы предельных и непредельных углеводородов

Изготавливать моде­ли молекул углеводородов на основе знаний химиче­ского строения молекул

Пластилин, спички, подставки. Наборы шариков для составления мо­делей молекул орга­нических веществ. Таблицы «Алканы», «Алены»

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

55

 

 

Спирты

Сформировать у уч-ся понятие спиртов как проиводных углеводородов, в состав которых входит функциональная группа – ОН; расширить  представления о видах изомерии за счёт изомерии положения функциональной группы, познакомить с понятем «водородная связь»;

На примере спиртов совершенствовать умение структурные и электронные формулы

Спирты, гидроксильная группа, общая формула спиртов, водородная связь

УОНМ

Текущий оп­рос.

Для закрепле­ния темы: с. 216, № 1-3

 

Химическое строе- ние общую формулу предельных одноатомных спиртов

- описывать свойства и физиологическое дейст­вие на организм этилового спирта;

- объяснять механизм образования водородной связи и её влияние на физические свойства спиртов

Образцы спиртов (этанол и глицерин)

§35,

упр. 4, 5.

56

 

 

Предель­ные одно­сновные карбоно- вые кисло­ты. Слож­ные эфиры

Познакомить уч-ся с составом и химическим строением карбоновых кислот, расширить представления о функц. группе органических веществ на примере карбоксильной -СООН, определить общую формулу. Сформировать знания уч-ся о классе сложных эфиров, о реакциях этерификациии гидролиза; закрепить знания о закономерностях протекания обратимых реакций

Карбоновые кислоты, карбоксильная группа

УОНМ

Текущий оп­рос и индиви­дуальная ра­бота по кар­точкам. Для закрепле­ния темы: тет­радь на печат­ной основе: с. 148, № 2-4

 

Реакцию этерификации и формулы сложных эфиров

Характеризовать состав и химические строение карбоновых кислот, их физические свойства, знать гомологический ряд и названия карбоновых кислот составлять молекулярные и структурные формулы

Образцы кислот

§36. Тетрадь на печат­ной осно­ве: с. 148, №2-4

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

57

 

 

Жиры

Аминокис­лоты. Бел­ки

 

Дать понятие о жирах как сложных эфирах и их расщепление на глицерин и кислоты в процессе пищеварения; охарактеризовать значение жиров как биологически ценных веществ.

Познакомить уч-ся со строением и свойствами аминокислот как бифункциональными соединениями, из которых строятся белки; при обсуждении их строения вывести общую формулу; отметить наличие двух функциональных групп, познакомить с причинами изомерии.

Сформировать знания о составе и строении белков как высшей ступени развития веществ; раскрыть проявление белками многообразных биологических функций

Аминокислоты, гомологический ряд, изомерия аминокислот,

амфотерность,

пептидная (амидная) связь, Белки высокомолекулярные вещества,

функциональная группа белковой молекулы

УОНМ

Текущий оп­рос. Тетрадь на печатной основе: с. 151, №3

 

Иметь первоначальные сведения о жирах, белках и ами­нокислотах, их роли в жи­вом организме

Таблицы

§37,

§38. Тетрадь на печат­ной осно­ве: с. 154-155

58

 

 

Углеводы

Полимеры

 

Дать учащимся общее представление о составе и значении углеводов, рассмотреть классификацию углеводов, общую формулу, состав, названия некоторых представителей

Углеводы,

моносахариды, 

дисахариды,

полисахариды

УОНМ

Текущий оп­рос

 

Иметь первоначальные представления:

- о строении углеводов;

- глюкозе, ее свойствах и значении

- о полимерах на примере полиэтилена

Коллекция «Пласт­массы»

§39, 40. Тетрадь на печат­ной осно­ве: с. 156, №3-8, с. 160- 161, № 4-7

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

59

 

 

Обобщение и система­тизация знаний по теме «Ор­ганические соедине­ния»

Отработка теоретического материала в рамках дан­ной темы

 

УС

Текущий кон­троль - опрос. Выборочная проверка тетра­дей с ДЗ.

Работа по ДМ, раздел «Органические соединения»

 

 

Формулы метана и его ближайших гомологов, этилена и его ближайших гомологов

- писать уравнения реакций органических веществ, ре­шать простейшие цепочки превращений;

- вычислять массы, объемы, количества вещества по фор­мулам органических соеди­нений и уравнениям реакций

ДМ

Повторе­ние гл. 5, задания по тетра­ди

60

 

 

Контроль­ная рабо­та № 3.

Органические вещества

 

Контроль знаний по изученной теме

 

Контрольная работа 3

 

Строение и свойства изученных веществ

Выполнять упраж­нения и решать задачи

Сборник «Контрольные и проверочные работы. Химия-9» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 129

 

 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (8 часов)

61

 

 

Периодический закон и периодическая система химических элементов

Повторить знания о периодическом законе и пер. системе с т.з. строения атома

Химический элемент,

атом, молекула, относитель­ные атомная и молекулярная массы

УПЗУ

 

Важнейшие химические

понятия: химический элемент,

атом, молекула, относитель­ные атомная и молекулярная массы

- объяснять физический смысл атомного порядкового  номера химического элемен­та, номеров группы, периода, к которым элемент принад­лежит в Периодической

системе Д. И. Менделеева;

зако­номерности изменения

свойств элементов в пределах

малых периодов и малых подгрупп;

- характеризовать химиче­ский элемент (от водорода до кальция) на основе их поло­жения в Периодической сис­теме Д. И. Менделеева и осо­бенностей строения их атомов

ПСХЭ

 

62

 

 

Строение вещества

Повторить знания о строении веществ, их свойствах, химических реакциях

Вещества, классификации химических реакций

УПЗУ

 

Все основные понятия за курс основной школы

- оперировать понятиями;

- составлять уравнения химических реакций

ДМ

 

63

 

 

Решение задач

Обобщить и системати­зировать знаний по курсу химии за курс основной школы

 

УПЗУ

 

Основные законы и формулы

Применять знания в решении задач и упражнений

ДМ

 

64

 

 

Подготовка к контрольной работе

 

УПЗУ

 

Важнейшие химические понятия и законы

-характеризовать химиче­ские элементы и изученные вещества;

-распознавать кислоты, основания, соли опытным путем;

-вычислять массовую до­лю примесей, элемента, вещества в растворе, опре­делять массу, объем, коли­чество вещества по уравне­нию реакции

ДМ

 

 


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

65-66

 

 

Итоговая контрольная робота и ее анализ

Контроль  знаний по изученному материалу

 

Итоговая контрольная работа

 

-материал за курс химии 8-9 класса;

-важнейшие химические понятия и законы

Выполнять упраж­нения и решать задачи

Сборник «Контрольные и проверочные работы. Химия-9» к учебнику О. С. Габриеляна, с. 164

 

67-68

 

 

Резерв