Обучение грамоте

Чтение и письмо

I. Пояснительная записка

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной авторской программы  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, и О.В. Прониной. В соответствии с образовательной программой и учебным планом школы рабочая программа рассчитана в 1 классе на 207 часов «Обучение грамоте» и 36 часов «Русский язык» за год. Данная программа адаптирована для реализации в МАОУ «Усть-Ламенская СОШ», Голышмановского района, Тюменской области с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности обучающихся 1 класса, уровня подготовленности обучающихся и сложности учебного материала.

      Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

       Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1. 1.      развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  2. 2.      формирование элементарной лингвистической компетенции.

       Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

      Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно  – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);  – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

     В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. 1.      развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. 2.      осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. 3.      формирование у детей чувства языка;
  4. 4.      воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. 5.      сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

     В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.

II. Общая характеристика учебного предмета

      В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:  1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);  2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;  3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:  4) приобретение и систематизация знаний о языке;  5) овладение орфографией и пунктуацией;  6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;  7) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

      В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

      Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв еёиюяь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–шичу–щуча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

      В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнемоднокоренными словамисуффиксомприставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

      Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

    Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложениетекст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

     Разделы «Предложение» и «Текст»

       В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

      В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  1. 1.      звукового состава и обозначения звуков буквами;
  2. 2.      морфемного состава и словообразования;
  3. 3.      грамматического значения;
  4. 4.      лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

       В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

  1. 1.      видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
  2. 2.      правильно писать слова с изученными орфограммами;
  3. 3.      графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
  4. 4.      находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

  1. 1.      обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
  2. 2.      большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
  3. 3.      буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
  4. 4.      разделительные ь и ъ;
  5. 5.      проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
  6. 6.      проверяемые буквы согласных на конце слова;
  7. 7.      пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.

      Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

   «Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками.

       Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

      Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

       В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие?3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

      В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

     Помимо разделов «Слово»«Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

  1. 1.      Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  2. 2.      Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  3. 3.      Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  4. 4.      Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

      Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

       Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

  1. 1.      Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  2. 2.      Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
  3. 3.      Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
  4. 4.      Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  5. 5.      Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  6. 6.      Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

      В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени по русскому языку составляет 36 часов (5 часов в неделю).

 

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

       Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

 

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

1-й класс

     Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

      Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

      Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.
  •  

VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»

1-й класс  Обучение грамоте и развитие речи (207 ч)

Добуквенный период (36 ч).

      Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период (171 ч).

      В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков гптр, затем буквы гласных звуков иоаы; буквы согласных звуков нк; буква гласного звука у; буквы согласных звуков слмтдв; буквы еёбзяхжичщфэюьъ).

      В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

       В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте

     В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв еёюяи); ь и ъ разделительные.

       Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – шича – щачу – щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

     Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

      Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений ононаоноони; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

      Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.

      Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–шича–щачу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

Работа с текстом

     На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

  1. I.            Работа с текстом до чтения.
  2. 1.            Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
  3. 2.            Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
  4. II.            Работа с текстом во время чтения.
  5. 1.            Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
  6. 2.            Выявление первичного восприятия (короткая беседа).
  7. 3.            Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.
  8. III.            Работа с текстом после чтения.
  9. 1.            Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.
  10. 2.            Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
  11. 3.            Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).

 

1-й класс. Русский язык и развитие речи  36 ч (5 часов в неделю)

      Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.

Слово. (31 ч)

Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Алфавит.

Правописание буквосочетаний жи–шича–щачу–щучкчн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.

Однокоренные слова. Корень слова.

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?

Предложение. Текст. (5 ч)

Признаки предложения, оформление предложения на письме.

Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.

Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

 

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

 

 

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

      Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».

Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:

  • учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);
  • комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина);
  • «Тетрадью для печатания» (авторы О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева);
  • комплектом наглядных пособий;
  • методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики» (под ред. Е.В. Бунеевой).

 

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.);
  • Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)»;
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;
  • Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • компьютеры.

Приведём примеры работ при использовании компьютера:

  • орфографический и пунктуационный тренинг;
  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическами редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).


п/п

Тема для работы по «Букварю»

Стр.

«Букваря»

Тема для работы в прописях

Стр.

прописей

Планируемые результаты

 

Виды деятельности

Кол-во

часов

Дата

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

 

Раздел 1. «Говорим, рассказываем»

30

 

 

1.

Учимся говорить, рассказывать и рассматривать.

Знать:

- правила пользования книгой, тетрадью;

 

-времена года;

схемы слов, предложений, текстов;

 

-гласные и согласные звуки;

 

-что такое ударение;

 

- правила поведения в театре;

 

- театральные профессии;

 

- известные сказки и сказочных героев;

 

- разные виды штриховки.

 

 

 

 

 

Уметь:

- находить нужную страницу, иллюстрацию;

 

-ориентироваться на развороте «Букваря»;

 

- перечислять календарные праздники;

 

- работать со схемами слов, предложений;

 

- устанавливать последовательность предложений в тексте;

 

- выбирать нужную интонацию;

 

- составлять текст по серии сюжетных картинок;

 

- определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме слова;

 

- ориентироваться на странице прописи и на строке прописи.

 

Личностные:

 

осознавать роль  языка и речи  в жизни людей;

 

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

 

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 

проговаривать последовательность действий на уроке;

 

–  учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;

 

– учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Работа с учебником, тетрадями, ИКТ

 

Дидактические игры

 

Творческие задания

 

Индивидуальная работа

 

 

Парно-групповая работа

 

Проблемный диалог

 

Работа с иллюстрациями

 

Работа с карточками.

 

 

 

Работа с календарем

 

Работа с предметными картинками

 

Работа со схемами слов и предложений

 

Работа в парах

 

 

 

 

Календарь и календарные праздники

Обложка и

с. 2-5

Знакомство с прописями. Обучение штриховке и обведению по контуру

Тетр. №1. Обложка (с.0)

2

Животные и растения вокруг нас.

 

 

Слова-названия

6-7

Правила письма

Тетр №1, с.1

3

Природа вокруг нас

 

 

Знакомство с предложением

8-9

Написание вертикальных линий

Тетр. №1, с.2-3

4

Летом в деревне (на даче)

 

 

Составление предложений

10-11

Обведение по контуру, штриховка

Тетр. №1, с.4-5

5

Кто помогает человеку в саду и в огороде?

 

 

Знакомство с текстом

12-13

Обведение по контуру, штриховка

Тетр. №1, с.6-7

6

Звуки вокруг нас. Звуки речи.

 

 

Составление текста с опорой на рисунки

14-15

Обведение по контуру, штриховка

Тетр. №1, с.8-9

7

Цирк.

 

 

Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста

16-17

Обведение по контуру и написание овалов

Тетр. №1, с.10-11

8

На рыбалке.

 

 

Предложение. Текст. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

18-19

Написание наклонных линий и овалов

Тетр. №1, с.12-13

9

Сказочные герои. Сказочные предметы.

 

 

Предложение. Текст.

20-21

Написание наклонных с петлей внизу и вверху

Тетр. № 1, с.14-15

10

Театр.

 

 

Повторение основных понятий. Составление рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц.

22-23

Упражнения в обведении по контуру и штриховке

Тетр. №1, с.16-17

11

Гласные звуки.

 

 

Гласные звуки

24-25

Написание прямой наклонной линии. Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу

Тетр.№1, с.18-19

12

Мои игрушки

 

 

Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков

26-27

Написание е-образных элементов

Тетр. №1, с.20-21

13

Наши занятия.

 

 

Ударение.

28-29

Подготовка к написанию буквы г и буквы и. Написание е-образных элементов с закруглением вверху и внизу.

Тетр. №1, с.22-23

14

Повторение.

 

 

Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. Наблюдение над значением слова

30-31

Написание основных графических элементов

Тетр. №1, с.24-25

15

Повторение.

 

 

О чем рассказывает текст

32

Написание основных графических элементов.

Тетр. №1, с.26-27

 

Раздел 2. Учим буквы – учимся читать и писать

177

 

 

16

Звуки, обозначаемые буквами г, п, и.

Знать:

 

- отличия букв от звуков;

 

- приемы и последовательность правильного списывания текста;

 

 

 

- правила правописания и применять их при письме;

 

- названия и последовательность букв русского алфавита;

 

Уметь:

 

- обозначать букву соответствующей схемой;

 

- писать буквы, слоги, слова, предложения с соблюдение гигиенических норм;

 

- писать под диктовку слова и предложения;

 

- сопоставлять слова, различающиеся одним звуком;

 

- различать слова и предложения;

 

- использовать на письме разделительный ъ, ь;

 

- понимать прослушанный и прочитанный текст;

 

- восстанавливать деформированный текст;

 

- определять и объяснять значение слова в тексте;

 

- различать однокоренные слова;

 

- выделять в слове корень, приставку, суффикс;

 

- образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок;

 

- классифицировать слова по вопросам кто? что? какой?... что делать?...

 

- распознавать имена собственные;

 

- распознавать предлоги;

 

- отличать предлоги от приставок;

 

- различать предложения, словосочетания, слова;

 

- самостоятельно составлять предложения;

 

- работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста;

 

- отвечать на вопросы автора текста;

 

- задавать вопросы автору текста с помощью учителя;

 

- выборочно читать с целью нахождения необходимого материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать:

 

- отличия букв от звуков;

 

- приемы и последовательность правильного списывания текста;

 

- правила правописания и применять их при письме;

 

- названия и последовательность букв русского алфавита;

 

Уметь:

 

- обозначать букву соответствующей схемой;

 

- писать буквы, слоги, слова, предложения с соблюдение гигиенических норм;

 

- писать под диктовку слова и предложения;

 

- сопоставлять слова, различающиеся одним звуком;

 

- различать слова и предложения;

 

- использовать на письме разделительный ъ, ь;

 

- понимать прослушанный и прочитанный текст;

 

- восстанавливать деформированный текст

- определять и объяснять значение слова в тексте;

 

- различать однокоренные слова;

 

- выделять в слове корень, приставку, суффикс;

 

- образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок;

 

- классифицировать слова по вопросам кто? что? какой?... что делать?...

 

- распознавать имена собственные;

 

- распознавать предлоги;

 

- отличать предлоги от приставок;

 

- различать предложения, словосочетания, слова;

 

- самостоятельно составлять предложения;

 

- работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста;

 

- отвечать на вопросы автора текста;

 

- задавать вопросы автору текста с помощью учителя;

 

- выборочно читать с целью нахождения необходимого материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

 

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях);

 

 

 

 

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 

–  преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: по- дробно пересказывать небольшие тексты.

 

 

Работа с учебником, тетрадями, ИКТ

 

Дидактические игры

 

Творческие задания

 

 

Индивидуальная работа

 

 

Парно-групповая работа

 

Проблемный диалог

 

Работа с иллюстрациями

 

Работа с карточками.

 

 

 

Работа с календарем

 

Работа с предметными картинками

 

Работа со схемами слов и предложений

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с согласными звуками. Гласный звук [и]. Разграничение понятий «звук» - «буква».

33-34

Строчные буквы г, п, и

Тетр. №2 с.1

17

Звуки, обозначаемые буквами т, р.

 

 

Звуки, обозначаемые буквами т, р

35

Строчные буквы т, р

Тетр. №2 с.2-3

18

Гласный звук [о], буква о.

 

 

Гласный звук [о], буква о.

36-37

Заглавная и строчная

буква О, о

Тетр. №2 с.4-5

19

Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами.

 

 

Чтение слогов и слов с изученными буквами

38-39

Соединение изученных букв в слоги и слова

Тетр. №2 с.6-7

20

Заглавная буква О.

 

 

Упражнения в чтении и письме слогов и слов. Заглавная буква О в именах людей.

40-41

Письмо заглавной буквы О в соединении с изученными буквами.

Тетр. №2 с.8-9

21

Гласный звук [а], буква а.

 

 

Гласный звук [а], буква а.

42-43

Сточная буква а, соединения с различными буквами.

Тетр. №2 с.10-11

22

Гласный звук [ы], буква ы.

 

 

Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнения в чтении и письме.

44-45

Строчная буква ы, соединения с различными буквами

Тетр. №2 с.12-13

23

Заглавные буквы Г, П, Т, Р.

 

 

Заглавные буквы в словах русского языка. Упражнения в чтении и письме.

46-47

Написание заглавных букв

Г, П, Т, Р

Тетр. №2 с.14-15

24

Заглавная буква И.

 

 

Заглавные буквы в именах людей и географических названиях. Упражнения в чтении и письме

48-49

Написание заглавной буквы И.

Тетр. №2 с.16-17

25

Согласные звуки [н], [н´], буква н.

 

Коммуникативные:

 

оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

 

слушать и понимать речь  других;

 

выразительно читать и пересказывать текст;

 

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

 

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

 

осознавать роль  языка и речи  в жизни людей;

 

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 

 

Регулятивные:

 

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 

проговаривать последовательность действий на уроке;

 

–  учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;

 

– учиться работать по предложенному учителем плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

 

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях);

 

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 

-        преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: по- дробно пересказывать небольшие тексты.

 

 

Коммуникативные:

 

оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

 

слушать и понимать речь  других;

 

выразительно читать и пересказывать текст;

 

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

 

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

 

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 

проговаривать последовательность действий на уроке;

 

–  учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;

 

– учиться работать по предложенному учителем плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

 

осознавать роль  языка и речи  в жизни людей;

 

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 

-                 высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

-        осознавать роль  языка и речи  в жизни людей;

 

-        эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 

-        понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-         

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

 

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 

проговаривать последовательность действий на уроке;

 

–  учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;

 

– учиться работать по предложенному учителем плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

 

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях);

 

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 

–  преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: по- дробно пересказывать небольшие тексты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

 

оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

 

слушать и понимать речь  других;

 

-        выразительно читать и пересказывать текст;

-        договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-         учиться работать в  паре, группе; выполнять различные роли

 

Познавательные:

 

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях);

 

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 

–  преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: по- дробно пересказывать небольшие тексты.

(лидера, исполнителя).

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение слогов и слов с буквой н

50-51

Строчная буква н, соединения с различными буквами, написание слов

Тетр. №2 с.18-19

26

Согласные звуки [к], [к´], буква к.

 

 

Чтение слогов и слов с буквой к.

52-53

Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Тетр. №2 с.20-21

27

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Чтение слогов и слов с изученными буквами

54-55

Написание букв, слогов и слов с изученными буквами

Тетр. №2 с.22-23

28

Знакомство с местоимениями он, она, оно, они.

 

 

Слова он, она, оно, они, их роль в речи

54

Написание слогов и слов

Тетр. №2 с.24-25

29

Гласный звук [у], буква У, у

 

 

Чтение слогов и слов с буквой У, у

56-57

Написание заглавной и строчной буквы У, у

Тетр. №2 с.26-27

30

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения

58-59

Написание слов и предложений с изученными буквами

Тетр. №2 с.28-29

С.30-для коррекционной работы с уч-ся

31

Согласные звуки [с], [с´], буква с.

 

 

Чтение слогов и слов с буквой с

60-61

Написание букв, слогов и слов с буквой с

Тетр. №3 с.0-1

32

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами.

 

 

Чтение слов, предложений. Работа с текстом

62-63

Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами

Тетр. №3 с.2-3

33

Работа с текстом

 

 

Чтение текста

-

Обучение списыванию текста с печатного и письменного образца

Тетр. №3 с.4-5

34

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как?

64-65

Написание слогов и слов с изученными буквами

Тетр. №3 с.6-7

С.8-9 для коррекционной работы

35

Согласные звуки [л], [л´], [м], [м´],  буквы л, м.

 

 

Согласные звуки [л], [л´], [м], [м´],  буквы л, м. Строчные буквы л, м.

66-67

Написание заглавных и строчных букв Л, л, М, м.

Тетр. №3 с.10-11

36

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении

68-69

Написание заглавных и строчных букв Л, , М.

Тетр. №3 с.12

37

Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме.

 

 

Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях.

70

Написание заглавных букв К, Н. Обучение списыванию с печатного текста

Тетр. №3 с.13

38

Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме.

 

 

Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. Работа с текстом.

71

Написание заглавных букв К, Н, слов с заглавными буквами К, Н.

Тетр. №3 с.14-15

39

Заглавная и строчная буква С, с.

 

 

Упражнения в чтении и письме. Заглавная и строчная буква С, с. Наблюдение над однокоренными словами.

72-73

Написание заглавной и строчной буквы С, с

Тетр. №3 с.16-17

40

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Работа с деформированным предложением.

74-75

Написание слогов и слов с изученными буквами

Тетр. №3 с.18-19

41

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием.

76-77

Написание предложений с изученными буквами

Тетр. №3 с.20-21

42

Заглавная буква М.

 

 

Упражнения в чтении и письме.

78

Написание слов с заглавными буквами.

Тетр. №3 с.22

43

Заглавная буква в словах и предложениях

 

 

Развитие осознанности и правильности чтения

79

Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях

Тетр. №3 с.23

44

Урок развития речи.

 

 

Упражнения в чтении и анализе текста

-

Упражнения в списывании текста

Тетр. №3 с.24-25

45-46

Согласный звук [ш], буква ш.

 

 

Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш

80-81

Написание строчной буквы ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков

Тетр. №3 с.26-29

47.

Заглавная буква Ш.

 

 

Заглавная буква Ш.Чтение слов с изученными буквами.

82-83

Написание заглавной буквы Ш. Упражнение в написании слов, обозначающих имена людей, клички животных

Тетр. №4 с.0-1

48.

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих

84-85

Написание слов и предложений с изученными буквами

Тетр. №4 с.2-3

49.

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом

86-87

Написание слов, предложений и текста с изученными буквами

Тетр. №4 с.4-5

50.

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Формирование навыка различия звуков [с] и [ш] при чтении

88-89

Обучение выборочному списыванию

Тетр. №4 с.6-7

51.

Заглавная буква А.

 

 

Чтение слов, предложений с заглавной буквой А

90-91

Написание слов, предложений с заглавной буквой А.

Тетр. №4 с.8-9

52.- 53.

Проверка техники чтения и письма.

 

 

Проверка техники чтения

-

Самостоятельная работа по письму

Тетр. №4 с.10-13

54.

Согласные звуки [д], [д´], буква д.

 

 

Согласные звуки [д], [д´], буква д. Наблюдение над однокоренными словами

92-93

Написание строчной буквы д.

Тетр. №4 с.14-15

55.

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце, над однокоренными словами

94-95

Написание слов с изученными буквами. Заглавная буква в именах людей

Тетр. №4 с.16-17

56-57.

Согласные звуки [в], [в´], буква в. Строчная буква в. Заглавная буква Д.

 

 

Практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса –ушк.

96-97

Написание строчной буквы в, заглавной буквы Д.

Тетр. №4 с.18-19

58.

Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме.

 

 

Продолжение знакомства с суффиксами, корнем, наблюдением над однокоренными словами. Наблюдение над словами с безударными гласными в корне.

98-99

Написание слов, обозначающих имена. Диктант.

Тетр. №4 с.20-21

59.

Буква е.

 

 

Звуки буквы е.

100-101

Написание слогов и слов с буквой е.

Тетр. №4 с.22-23

60.

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Наблюдение над однокоренными словами. Работа с текстом.

102-103

Обучение списыванию с печатного образца

Тетр. №4 с.24-25

61.

Буква ё.

 

 

Звуки буквы ё. Наблюдение над однокоренными словами, суффиксами

104-105

Написание слогов и слов с буквой ё

Тетр. №4 с.26-27

С.28-29 для коорекционной работы

62.

Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении и письме.

 

 

Чтение диалога, наблюдение над суффиксами в словах. Работа с текстом.

106-107

Упражнения в письме. Выборочное списывание

Тетр. №5 с.0-2

63-64.

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Знакомство с приставкой. Внеклассное чтение.

108-109

Списывание с печатного образца.

Тетр. №5 с.3-4

65.

Согласные звуки [б], [б´], буква б.

 

 

Согласные звуки [б], [б´], буква б. Строчная буква б.

110-111

Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б.

Тетр. №5 с.5

66.

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Развитие умения видеть в слове его части

112-113

Написание слов, предложений с изученными буквами. Выборочное списывание текста

Тетр. №5 с.6-7

67.

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Работа с текстом

-

Обучение выборочному творческому списыванию текста

Тетр. №5 с.8-9

68.

Заглавная буква Б.

 

 

Упражнения в чтении слов с буквой Б, текста

114-115

Написание заглавной буквы Б, слогов и слов с буквой Б.

Тетр. №5 с.10

69.

Согласные звуки [з], [з´], буква з.

 

 

Согласные звуки [з], [з´], буква з.

116-117

Написание строчной буквы з, слогов и слов с буквой з.

Тетр. №5 с.11

70.

Заглавная буква З.

 

 

Чтение слов, предложений, текста. Повторение парных звонких и глухих согласных

118-119

Написание слогов и слов с заглавной буквой З

Тетр. №5 с.12-13

71.

Буква я.

 

 

Звуки буквы я

120-121

Написание слогов и слов со строчной буквой я. Списывание с печатного образца.

Тетр. №5 с.14

72.

Заглавная буква Я.

 

 

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Чтение слов и предложений

122-123

Написание  слов с заглавной  буквой Я. Списывание с печатного образца.

Тетр. №5 с.15-16

73.

Согласные звуки [х], [х´], буква х.

 

 

Согласные звуки [х], [х´], буква х. Слова-междометия

124-125

Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х.

Тетр. №5 с.17

74.

Согласный звук [ж], буквы ж, х

 

 

Согласный звук [ж], буквы ж, х. Слова с буквосочетаниями –жи –

-ши

126-127

Написание строчной буквы ж

Тетр. №5 с.18

75.

Заглавные буквы Х и Ж.

 

 

Чтение предложений, текста. Наблюдение над словами с парными согласными [ж], [ш].

128-129

Написание заглавных букв Ж, Х; слов с буквосочетаниями жи - ши

Тетр. №5 с.19

76.

Развитие речи. Работа с текстом.

 

 

Чтение текста.

-

Списывание с печатного образца.

Тетр. №5 с.20

77.

Строчная и заглавная буква й, Й.

 

 

Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

130-131

Написание строчной и заглавной буквы й, Й; слогов, слов, предложений. Списывание с печатного образца

Тетр. №5 с.21-22

78.

Согласный звук [ч´], буква ч.

 

 

Строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу.

132-133

Написание слогов, слов со строчной буквой ч.

Тетр. №5 с.23

79.

Заглавная буква Ч.

 

 

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

134-135

Написание слов, предложений с заглавной буквой Ч

Тетр. №5 с.24

80.

Согласные звуки [ц], [щ´], буквы ц, щ. Строчные и заглавные буквы Ц, ц, Щ, щ.

 

 

Слова. отвечающие на вопросы кто? что?

136-137

Написание строчных и заглавных букв Ц, ц, Щ, щ, слогов и слов. Списывание с печатного образца

Тетр. №5 с.25-26

81-82.

Заглавные буквы Ц, Щ. Упражнения в чтении и письме слов с изученными буквами.

 

 

Буквосочетания ща, щу. Работа с текстом.

138-139

Списывание с печатного образца

Тетр. №5 с.26-27

83.

Согласные звуки [ф], [ф´], буква ф.

 

 

Чтение слогов, слов с буквой ф

140-141

Написание слов и соединений со строчной буквой ф

Тетр. №5 с.28

84.

Заглавная буква Ф.

 

 

Употребление заглавной буквы в словах и предложениях (повторение). Чтение слов и предложений с буквой ф.

142-143

Написание заглавной буквы Ф, слогов и слов с буквой Ф

Тетр. №5 с.29

85.

Гласный звук [э], буква э. Строчная буква э.

 

 

Чтение слогов, слов со строчной буквой э. Работа с текстом.

144-145

Написание строчной буквы э, слогов, слов, предложений с буквой э.

Тетр. №5 с.30

86.

Заглавная буква Э.

 

 

Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами

146-147

Написание слов и соединений с заглавной буквой Э. Списывание с печатного образца

Тетр. №5 с.31

87.

Внеклассное чтение.

 

 

Внеклассное чтение. Н.Сладков «Лесные сказки».

-

Упражнения в написании изученных букв, написание слов с буквами парных согласных звуков на конце.

Тетр. №5 с.32

88.

Буква ю и ее звуки.

 

 

Двойная роль буквы ю. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.

148-149

Написание строчной буквы ю, слогов, соединений; списывание слов с печатного образца.

Тетр. №5 с.33

89.

Заглавная буква Ю.

 

 

Упражнения в чтении.

150-151

Упражнения в чтении и письме. Списывание с печатного образца

Тетр. №5 с.34

90.

Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.

 

 

Чтение буквосочетаний и слов с изученными буквами. Работа с текстом.

152-153

Написание буквы ь, слов с мягким знаком на конце и в середине слова

Тетр. №5 с.35

91.

Разделительный ь.

 

 

Разделительный ь, его роль в слове

154

Написание слов с разделительным ь

Тетр. №5 с.36

92.

Буква ъ, разделительный ъ.

 

 

Чтение слов с разделительным ъ. Работа с текстом.

155

Написание буквосочетаний с разделительным ъ. Списывание слов и предложений с печатного образца

Тетр. №5 с.37

93-94.

Алфавит. Упражнения в чтении и письме.

 

 

Алфавит. Упражнения в чтении и письме.

158

Написание букв русского алфавита. Упражнения в чтении и письме.

Тетр. №5 с.38-39, 42-43

95.

Упражнения в чтении и письме.

 

 

Упражнения в чтении и письме.

-

Повторение изученных письменных букв. Обучение умению списывать текст

Тетр. №5 с.47

96.

Проверочная работа.

 

 

Проверка навыков техники чтения.

-

Проверочная работа по письму

Тетр. №5 с.40-41

97

Упражнения в чтении и письме.

 

Повторение изученных письменных букв. Обучение умению списывать текст

 

 

 

 

 

 

98

Алфавит. Упражнения в чтении и письме.

 

Повторение изученных письменных букв. Обучение умению списывать текст

 

 

 

 

 

 

99

Чтение стихотворения К. Льдова «Господин учитель Жук». Письмо предложений под диктовку

 

Повторение изученных письменных букв. Обучение умению писать под диктовку

 

 

 

 

 

 

100

Выразительное чтение вслух подготовительного текста. Письмо слов и предложений под диктовку

 

Повторение изученных письменных букв. Обучение умению писать под диктовку

 

 

 

 

 

 

101

Праздник «Спасибо, Азбука!»

 

 

 

 

 

урок-праздник

 

 

102-106

Резерв           5 часов                                                                                                                                                                       Итого:

207

часов