Музыка

I. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и на основе программы по музыке (авторы Л.В. Школяр, В.О. Усачёва) и обеспечена УМК: учебниками авторского коллектива под руководством Л.В.Усачёвой.        

 Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.11 № 2357, от 18.12.2012 № 1060); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897);

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253);

5. Примерная программа начального общего образования;

6. Учебный план отделения «Усть – Ламенская СОШ»;             

7. Примерное положение о рабочей программе МАОУ «Голышмановская СОШ №2»;

8. Устав МАОУ «Голышмановская СОШ №2».

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

-        формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

-        воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

-        развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

-        освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

-        овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

-  общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

-  задачам образования – развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.

Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.

Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.

Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия.

Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок).

В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.

Учебник 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. В учебнике найден «ключ» для выявления национальных особенностей, характерных черт музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.).

Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.

Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки.

Контроль образовательных результатов

Текущий контроль по изучению каждой темы проводится в форме уроков – концертов; тестирования.

Основные виды учебной деятельности младших школьников

Слушание музыки

-        опыт  эмоционально-образного  восприятия  музыки,  различной  по  содержанию,  характеру  и  средствам  музыкальной выразительности.  Обогащение  музыкально-слуховых  представлений  об  интонационной  природе  музыки  во  всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение

-        самовыражение  ребенка  в  пении.  Воплощение  музыкальных  образов  при  разучивании  и  исполнении  произведений.  Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизаций.

Музыкально-пластическое движение

-        общее  представление  о  пластических  средствах  выразительности.  Индивидуально-личностное  выражение  образного содержания    музыки   через   пластический   образ.  Коллективные   формы   деятельности   при   создании   музыкально- пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений

-        театрализованные  формы  музыкально-творческой  деятельности.  Музыкальные  игры,  инсценирование  песен,  танцев,  игр-драматизаций. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных видов искусств.

 

 

 Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом курс «Музыка» изучается в 4 классе по одному часу  в неделю. Общий  объём  учебного времени за год составляет 34 часа.

 

 2.Планируемые результаты изучения учебного предмета

 

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

-                     музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;

-                     учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.

4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.

5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов:

-                     создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике;

-                     используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии.

Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Уход от бытующих в практике начальной школы тенденций преподавания либо упрощённого искусства, либо упрощённого преподавания искусства, обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета – принципом возвышения детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине.

Познавательные:

-        умение наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

-        умение применять  знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-        готовность  к  логическим  действиям:  анализ,  сравнение,  синтез,  обобщение,  классификация  по  стилям  и  жанрам музыкального искусства;  

-        умение   воспринимать   окружающий   мир   во   всем   его   социальном,   культурном,   природном   и   художественном разнообразии;

Регулятивные:

-        способность к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-        умение планировать, контролировать и анализировать  собственные учебные действия, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

Коммуникативные:

-        умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макро социума (группы, класса, школы,  города, региона) и др.

-        навыки  совместной  деятельности  на  основе  сотрудничества,  поиска  компромисса,  распределение  функций  и  ролей.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.

К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Личностные результаты постижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям:

-                     Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).

-                     Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).

-                     Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).

-                     Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).

 

3.Содержание учебного предмета

Музыка моего народа. (16 ч.)

-        Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» – сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных  представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Формирование на этом материале умений и навыков хорового, ансамблевого, инструментального, вокально-инструментального музицирования.

-        Включение в  занятия  образцов музыкального фольклора (аутентичного,   подлинного  и  стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в  различных формах и видах музыкально-исполнительской и  творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.

-        Музыка Русской православной церкви как часть отечественной художественной      культуры,             как «звено» в храмовом синтезе искусств (слово, иконопись, архитектура). Богатство содержания русских народных песен, их  жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины,  хороводные,  обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный  фольклор.  Значение музыки в народных праздниках на Руси.

-        «Академическая» и  «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли,  хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры,  хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и  др.).  Оркестр русских  народных инструментов.

-       Интонационное родство музыки русских  композиторов с  народным музыкальным фольклором: общность  тем,  сюжетов, образов, приёмов развития.

 

Между музыкой моего народа  и музыкой  разных народов мира нет непереходимых границ. (18 ч.)

-        Каждый народ   имеет   свой  музыкальный и разговорный (литературный)  язык. Богатство и  многообразие  музыкальной культуры разных стран и народов.

-        Музыкальный язык интернационален,  понятен всем  без  перевода. Музыка – это  язык, который выражает чувства и мысли людей.

-        Многообразие жанров, тем,  сюжетов  и образов в народной и профессиональной музыке разных стран и народов.

-        Сходство и различие музыкального языка русской музыки с музыкой ближнего зарубежья,  западноевропейской музыкой, музыкой других национальных школ.

-        Поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка.

Для работы учащимся необходимы:

                                                                                                  4. Тематическое планирование

 

№ п-п

Раздел

Количество часов

1.

Музыка моего народа. (16 ч.)

 

16 ч.

2.

Между музыкой моего народа  и музыкой  разных народов мира нет непереходимых границ. (18 ч.)

 

18 ч.

Календарно-тематическое планирование

п/п

 

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые

предметные

результаты

Вид контроля (формы)

 

 

Универсальные

учебные действия

Р – регулятивные;

П –  познавательные;

К –  коммуникативные

Л-личностные

 

план

факт

Музыка моего народа (16 часов)

1

 

 

Музыка моего народа.

Ввод ный

УЭ[1]

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Формировать основы музыкальной культуры. Знать народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

ТК

Р: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Л.Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре народа.

2

 

 

Многообразие жанров русской музыки.

Комби-

ниро-

ванный

 

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. Знать названия изученных жанров и форм музыки.

ТК

П: Отличать новое от  уже известного с помощью учителя;

К: Делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Л

Формирование эмоциональной отзыв­чивости на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений; чувства гордости за достижения отечествен­ного и мирового музыкального искусства.

3

 

 

Взаимосвязь русской музыки: народной и профессиональной.

УСНЗ

Слушание музыки, вокальная и инструментальная импровизация, беседа - диалог, работа с учебником

Научиться сравнивать  русские народные мелодии с композиторскими. Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в муз. произведениях

ТК

Р: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

К: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Л:

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре народа.

4

 

 

Русские народные инструменты.

Интегриро-ванный.

Слушание музыки; рисование музыкальных впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное рисование

Знать названия изученных инструментов; слышать и узнавать их звучание; Уметь продемонст­рировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах

ТК

Р: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. К: Высказывать оценоч­ные суждения при воспри­ятии произведений искусства.

Л:

Развитие учебно - познавательного интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;

5

 

 

Оркестр народных инструментов.

Комби-

ниро-

ванный

урок

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров. Уметь музицировать на элементарных музыкальных инструментах

ТК

П: Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Л:

Формирование основы для самовыражения в музы­кальном творчестве; навыка оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой деятельности

6

 

 

Маршевые и трудовые русские народные песни.

 УСНЗ

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных муз. инструментах. Знать наиболее популярные в России муз. инструменты

ТК

К: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Л:

Формирование эмоциональной отзыв­чивости на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений; чувства гордости за достижения отечествен­ного и мирового музыкального искусства

7

 

 

Обрядовые песни.

Интегриро-ванный.

Слушание музыки, вокальная и инструментальная импровизация, беседа - диалог, работа с учебником

Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в муз. произведениях

ТК

Р: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Л:

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре народа.

8

 

 

Традиции и праздники русского народа.

Комби-

ниро-

ванный

урок

Слушание музыки, вокальная и инструментальная импровизация, беседа - диалог, работа с учебником

Знать народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).  Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.

ТК

К: Делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Л:

Формирование основы для самовыражения в музы­кальном творчестве; навыка оценки и самооценки результатов музыкально ­исполнительской и творческой деятельности

9

 

 

Калейдоскоп русских народных песен.

УСНЗ

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Знать народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).  Различать жанры русских народных песен. Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.

ТК

К: Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Л:

Формирование эмоциональной отзыв­чивости на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений; чувства гордости за достижения отечествен­ного и мирового музыкального искусства

10

 

 

М.И. Глинка и русский фольклор.

Комбинрован ный урок

Слушание музыки; рисование музыкальных впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное рисование

Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях. Понимать названия изученных жанров и форм музыки; Уметь продемонст­рировать знания о различных видах музыки. Осознание того, что народная музыка – источник постоянного обогащения музыки композиторов.

ТК

Р: Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Л:

Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально-практической деятельности и творческой деятельности.

11

 

 

Традиции русской музыки в творчестве Н.А. Римского-Корсакова

Урок-

путешествие.

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях. Знать названия изученных жанров и форм музыки (романс, вокализ, сюита, пьеса); фамилии композиторов и название произведений; Осознание того, что народная музыка – источник постоянного обогащения музыки композиторов.

ТК

П: Понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи.

Л:

Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

12

 

 

Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры.

УСНЗ

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Знать названия изученных произведений и их авторов; понимать музыку в народном стиле; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и муз. творчества

ТК

К: Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Л:

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов

13

 

 

Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры.

Комби-

ниро-

ванный

 

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях (фрагментах).

ТК

Р: Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства

Л:

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре народа.

14

 

 

Колокольные звоны России.

Урок-

путешествие.

Слушание музыки, вокальная и инструментальная импровизация, беседа - диалог, работа с учебником

Уметь распознавать значение колокольных звонов; понимать музыку в народном стиле; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и муз. творчества

ТК

П: Понимать, в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  решения учебной задачи.

Л:

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов

15

 

 

Народная песня в творчестве П.И. Чайковского.

УСНЗ

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях. Понимать названия изученных жанров и форм музыки; Осознание того, что народная музыка – источник постоянного обогащения музыки композиторов.

ТК

К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Л:

Формирование основы для самовыражения в музы­кальном творчестве; навыка оценки и самооценки результатов музыкально ­исполнительской и творческой деятельности

16

 

 

Песенные интонации в концерте С.В. Рахманинова

Комби-

ниро-

ванный

урок

Слушание музыки; рисование музыкальных впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное рисование.

Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях. Понимать названия изученных жанров и форм музыки; Осознание того, что народная музыка – источник постоянного обогащения музыки композиторов.

ТК

Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Л:

Развитие учебно-познава-тельного интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально ­практической и творческой деятельности;

Между музыкой моего народа  и музыкой  разных народов мира нет непереходимых границ (18 часов)

17

 

 

Плясовые народные интонации в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского

УСНЗ

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Знать события отраженные в опере М.П. Мусоргского «Хованщина». Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях. Понимать названия изученных жанров и форм музыки; Уметь продемонст­рировать знания о различных видах музыки.

ТК

П: Находить необходимую информацию в предложенных учителем  словарях, энциклопедиях, справочниках.

Л:

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов

18

 

 

Русский фольклор в современной композиторской музыке.

Комби ниро-

ванный

урок

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Осознание того, что народная музыка – источник постоянного обогащения музыки композиторов; знать фамилии композиторов и название произведений; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности;

ТК

Р: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

К: Учиться выполнять различные роли в группе.

Л:

Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

19

 

 

Праздник «Масленица».

УСНЗ

Слушание музыки; рисование музыкальных впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное рисование

Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в игре или пластике; исполнять муз. произведения отдельных форм и жанров; Уметь высказывать собственное мнение в отношении муз. явлений.

ТК

Р: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

Л:

Формирование основы для самовыражения в музы­кальном творчестве; навыка оценки и самооценки результатов музыкально ­исполнительской и творческой деятельности

20

 

 

Музыка других народов.

Комби-

ниро-

ванный

урок

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Знать  изобразительность муз. интонации. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в муз. произведениях разных стран

ТК

П: Наблюдать и делать самостоятельные  выводы.

Л:

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре народа.

21

 

 

Музыка славянских народов. (украинская, белорусская музыка)

УСНЗ

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Учить сравнивать музыку разных народов, выявлять особенности. Уметь продемонст­рировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах

ТК

К: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Л:

Развитие учебно-познава-тельного интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально практической и творческой деятельности;

22

 

 

Молдавская народная музыка.

Урок-

путешествие.

Слушание музыки, вокальная и инструментальная импровизация, беседа - диалог, работа с учебником

Учить сравнивать музыку разных народов, выявлять особенности. Знать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец - сказитель, меццо- сопрано, куплетная форма, песня.

ТК

Р: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Л:

Формирование позиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творчес-кой деятельности; чувство гордости за культуру своей страны

23

 

 

Музыка народов Закавказья.

Комби-

ниро-

ванный

урок

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Выявить сходства и различия между музыкой русской и музыкой народов Закавказья. Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в игре или пластике; исполнять муз. произведения отдельных форм и жанров;

ТК

П: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Л:

Формирование основы для самовыражения в музы­кальном творчестве; навыка оценки и самооценки результатов музыкально ­исполнительской и творческой деятельности

24

 

 

Музыка народов Средней Азии.

УСНЗ

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Уметь выявлять колористические особенности музыки Средней Азии. Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

 

К: Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Л:

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре народа.

25

 

 

Музыка народов Прибалтики.

Урок-

путешествие.

Слушание музыки; рисование музыкальных впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное рисование

Учить сравнивать музыку разных народов, выявлять особенности. Знать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

ТК

Р: В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Л:

Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

26

 

 

Музыкальная викторина

Комби-

ниро-

ванный

 

Слушание музыки, вокальная и инструментальная импровизация, беседа - диалог, работа с учебником

Знать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец - сказитель, меццо- сопрано, куплетная форма, песня.

ТК

П: Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем .

Л:

Формирование позиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творчес-кой деятельности; чувство гордости за культуру своей страны

27

 

 

Музыка русского композитора М.И. Глинки в духе итальянской баркаролы.

УСНЗ

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Знать названия изученных произведений и их авторов; понимать музыку в народном стиле; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и муз. творчества разных стран

 

К: При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Л:

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов

28

 

 

Французская народная песня в творчестве австрийского композитора В.А. Моцарта.

Интегриро-ванный

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях. Знать названия изученных жанров и форм музыки; фамилии композиторов и название произведений; выражать художественно-­образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности;

ТК

Р: Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Л:

Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

29

 

 

Японская народная песня в музыке Д.Б. Кабалевского

Комби-

ниро-

ванный

 

Изучение нового материала Слушание музыки; рисование музыкальных впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное рисование

Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях. Знать названия изученных жанров и форм музыки; фамилии композиторов и название произведений; выражать художественно-­образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности;

ТК

П: Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Л:

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий; понимания связи между нравственным содержанием муз. произв. и эсте­тическими идеалами автора

30

 

 

Ф.Шопен – основоположник польской музыки.

УСНЗ

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Знать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях.

ТК

К: Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Л:

Формирование позиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности; чувство гордости за культуру своей страны

31

 

 

Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ. (музыка немецкая, норвежская, чешская, венгерская, русская)

Комби-

ниро-

ванный

 

Слушание музыки; рисование музыкальных впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное рисование

Установление различных связей между музыкой народов мира; уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

 

ТК

П: Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем .

Л:

Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

32

 

 

Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ. (музыка азербайджанская, африканская, австрийская, турецкая)

УСНЗ

Словесное рисование, слушание музыки, работа в тетради, пластическое интонирование

Установление различных связей между музыкой народов мира; уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; Знать названия изученных жанров и форм музыки.

ТК

Р: В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Л:

Формирование позиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности; чувство гордости за культуру своей страны

33

 

 

Композитор-исполнитель-слушатель.

Комби-

ниро-

ванный

урок

Хоровое пение, слушание музыки, работа с текстом, беседа-диалог.

Сравнить музыкальный язык композиторов разных стран; Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

ТК

Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Л:

Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально-эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении; чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства

 34

 

 

 

Обобщающий урок. Урок-концерт.

УОиСЗ

Слушание музыки; рисование музыкальных впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное рисование

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, верно брать дыхание, распределять на фразу; выразительно исполнять песни. 

ФК урок-концерт

К: Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Л:

Формирование любви к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов

 

 

 

 

 

 



[1] УЭ – урок-экскурсия; УНЗ – углубление, сообщение новых знаний; УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний.ТК- текущий контроль