Русский язык

 

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе  авторской  программы (Авторы: Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева). Образовательная система  «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа. (М.: Баласс, 2011).)  Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 2009, рассчитана на 170 часов в год (5 часа в неделю) и обеспечена учебниками «Русский язык» для 4 класса, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

 Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.11 № 2357, от 18.12.2012 № 1060); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897);

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253);

5. Примерная программа начального общего образования;

6. Учебный план отделения «Усть – Ламенская СОШ»;             

7. Примерное положение о рабочей программе МАОУ «Голышмановская СОШ №2»;

8. Устав МАОУ «Голышмановская СОШ №2».

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

Цели обучения русскому языку в основной школе:

1)                 Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2)                 Формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «русский язык» состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителемязыка

Задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальнойкультуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге  (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

   В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе,- разделы «Предложение» и «Текст».

В 4 классе продолжается развитие  синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие «предложение с прямой речью» на примере простейшей конструкции «слова от автора  плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Постоянно обращается внимание детей на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

   На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушать и читать текст, формирование типа правильной читательской деятельности.

   Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык. Так, например, знание об  «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять  их на письме нужны для успешного общения, для того, чтобы быть понятым и понимать других людей.

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка  начальной школы является раздел «Слово».

   Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1)                 звукового состава и обозначения звуков буквами;

2)                 морфемного состава и словообразования;

3)                 грамматического значения;

4)                 лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания , в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся-ться в глаголах; не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.

В 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. 

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
            Помимо разделов «Слово»,  «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи следующие:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
               Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует языковые, грамматические и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

Отличие данной программы заключается в том, что:

  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
  3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
  4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

 

                В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается в  4 классе. Общий объем учебного времени составляет   170 часов в год (5часа в неделю).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1.    Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник. 4 класс. — М.: Баласс, 2013.

2.  Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-х вариантах. - М.: Баласс, 2013.

3. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса. - М.: Баласс, 2013.

4. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 4 класса. - М.: Баласс, 2013.

5. Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс, - М.: Баласс, 2013.

   К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор Интернет – ресурсы: www.school2100.ru

 

 

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум)
(4 класс)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

– овладение функциональной грамотностью;
– развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
– развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

– приобретение и систематизация знаний о языке;
– развитие чувства языка

– овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Писать подробное изложение доступного текста-повествования;

Писать сочинение на заданную тему по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;

Использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;

Подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи.

Учебно-языковые умения

Выполнять фонетический разбор доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
 Находить корень в группе однокоренных слов;
 Подбирать однокоренные слова;
 Находить суффиксы и приставки в доступных словах;

Выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;

Выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения;

Видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова.

Правописные умения

Писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;

Писать ь после шипящих на конце существительных 3 склонения; не писать ь после шипящих на конце существительных м. р. 2 склонения;

Писать частицу не с глаголами;

Писать буквосочетание –тся, -ться в глаголах;

Ставить запятые в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях (без союзов, с союзами и, а, но);

Графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;

Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. критерии оценивания

Рабочая программа предполагает использование следующей технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся.

1.  Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. на сколько обучение соответствует современным целям обучения.

2.  Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.

3. Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием.

4. Создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

В курсе русского языка в третьем классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.

Текущий контроль сопровождает процесс становления умений и навыков, проводите на первых этапах обучения. Его цель - анализ хода формирования умений и навыков учащихся. Он важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности и предупреждения неуспеваемости учащихся. Этот вид контроля проводится в письменной и в устной форме не реже одного раза в неделю. Текущий обучающий контроль реализуется как через систему заданий учебника под рубрикой «Это ты можешь», так и через задания в тетрадях на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (авт. Е.В. Бунеева).

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме. Для его проведения предлагаются проверочные работы, каждое задание в которых контролирует одно базовое умение или навык. Первое задание в каждой работе направлено на проверку базовых теоретических знаний. Задания для учащихся в тетрадях предлагаются в соответствии с моделью контроля и оценивания, разработанной Образовательной системе «Школа 2100», на необходимом, программном и максимально уровнях. Выполняя задания, ученики могут продемонстрировать свой уровень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями Госстандарта (необходимый уровень) программы «Школы 2100» (программный уровень), а в отдельных заданиях этот уровень может быть максимальным - сверх программы. Уровень показывает степень самостоятельности и нестандартности в освоении каждого умения. Время проведения проверочной рабе ты на специально отведённом уроке - 30-35 минут.

Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тем; у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жестко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Такое накопительное и формирующее оценивание учит школьников планировать свои действия. Третьеклассники должны постоянно видеть результаты своей работы. Для этого используется  «Дневник школьника» и портфель достижений школьника. В портфель достижений помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советы по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Оценка ученика по универсальной шкале трёх уровней успешности

Уровень успешности

Отметка

Пояснения

 

Не достигнут необходимый уровень

«2» - неудовле­творительно

Не решена типовая, много раз отработанная задача.

1. Необходимый уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что ре­шали уже много раз и где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

«3» - удовлетво­рительно

Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).

«4» - хорошо

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

2. Программный уровень - решение нестандартной задачи, где потребова­лось применить:- либо новые, получаемые в данный момент знания;- либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

«4+» - прибли­жается к отлично

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или при­влечением посторонней помощи на любом из этапов решения).

«5» - отлично

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

Третий уровень – особый,  необязательный для всех учеников, фиксирующий их исключительные успехи

3. Максимальный уровень - решение задачи на неизученный материал, ко­торое потребовало: - либо самостоятельно добытых, не полученных на уроке знаний; - либо новых, самостоятельно приоб­ретённых умений.

«5+» - превос­ходно

Частично успешное решение (с не­значительной ошибкой, не влияю­щей на результат, или привлечени­ем посторонней помощи на любом из этапов решения).

«5 и 5» - превос­ходно

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

Оценивается любое, особенно успешное действие, балльно фиксируется только пол­ноценное решение задачи, показывающее умения по использованию знаний.

За каждую учебную задачу или их группу, демонстрирующую овладение учеником от­дельным умением, ставится своя, отдельная отметка.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.

За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отка­заться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз).

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, доста­точно большой промежуток учебного времени (четверть, полугодие, год). Формы проведения ито­гового контроля - проверочное и контрольное списывание и контрольные диктанты.

Проверочное списывание проводится в начале года и в конце первого полугодия, кон­трольное списывание - в конце года. Объём текстов - 50, 55 и 60 слов соответственно. Цель: проверка умения правильно, без ошибок и пропусков списывать текст.

Диктанты проводятся для проверки уровня развития правописных умений и навыков. Дополнительные задания во время диктанта не предлагаются. В оставшееся время дети проводят самопроверку, графически обозначают изученные орфограммы, находят и исправ­ляют ошибки.

Критерии оценки письменных работ по русскому языку в третьем классе

 

Норма

«5» («отлично»)

«4» («хорошо»)

«3» («удовлетвори­тельно»)

«2» («плохо»)

Диктант

55-60 слов

Уровень выпол­нения требова­ний значительно выше удовлетворительного, от­сутствие ошибок.

Уровень выпол­нения требова­ний выше удов­летворительно­го, не более 2 ошибок.

Достаточный ми­нимальный уро­вень выполнения требований, не более 3-5 ошибок.

Уровень вы­полнения тре­бований ниже удовлетвори­тельного: на­личие 6 оши­бок или более.

Списывание

50-60 слов

Безукоризненно выполненная работа без ис­правлений.

1-2 исправления или одна ошибка.

2-3 ошибки.

4 и более ошибок.

Словарный диктант

12-14 слов

Без ошибок.

1 ошибка.

2 ошибки.

3 и более ошибок.

К ошибкам в диктантах относятся: - нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки,  замены, вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;

- наличие ошибок на изученные правила орфографии.

К недочётам в диктантах относятся: - отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- отсутствие красной строки;

- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих и обязательных отметок за проверочные контрольные работы (диктанты, списывания, словарные диктанты

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»

являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– писать под диктовку слова, предложения, текст из 80-90 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корне двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;

буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

3.Содержание учебного предмета

Повторение. (18ч.)

Предложение. Текст. (36 ч.)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное. (42ч)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (21 ч)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол. (40 ч)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

Повторение. (13 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

 

4. Тематическое планирование

№ п-п

Раздел

Количество часов

1.

Повторение.

 

18 ч.

2.

Предложение. Текст.

36 ч.

3.

Имя существительное.

 

42 ч.

4.

Имя прилагательное.

21 ч.

5.

Глагол.

40 ч.

6.

Повторение

13 ч.

Итого:

 

170 ч.

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты обучения

Вид контроля

УУД

( деятельность учащихся)

Повторение – 18 ч

1

 

 

Вводный урок. Знакомство с учебником. Поэты и писатели о русском языке.

Урок «открытия новых знаний»

- работа с информационными источниками (учебник);

- коллективная работа.

Знать: задачи и значение  уроков русского языка, основных поэтов и писателей о русском языке.

Уметь: ориентироваться в новом учебнике.

 ТК

УИнд.задания

Л: интерес к чтению, интерес к изучению языка;

Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2

 

 

Повторение фонетики и графики

УОУН

Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.

Проводить фонетический разбор слов.

Группировать звуки по их характеристикам.

Соотносить количество звуков и  букв  в слове, объяснять  причины  расхождения  количества звуков и букв.

Группировать слова  с изученными орфограммами,  графически объяснять выбор  написания.

Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: изученные правила.

Уметь: правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, обозначать орфограммы в словах и между словами.

УО

Л: определение степени успешности совей работы;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

3

 

 

Повторение фонетики. Слог и ударение

УОУН

 

Знать: понятия «фонетика» и «графика» как разделы языкознания; особенности ударения в русском языке; понятия «омофоны», «омографы»; свободное и подвижное ударение, понятия «каллиграфия», «монография».

Уметь: составлять схемы-опоры, ставить ударение в словах  правильно, определять в словах орфограммы-гласные, орфограммы-согласные, пользоваться правилами проверки орфограмм.

УО

Р:  определять степень успешности своей работы;

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;

 Л: стремиться к совершенствованию собственной речи;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4

 

 

Что такое графика

ОНЗ

 

ФО

 

5

 

 

Контрольное списывание

УР

 

Ослож.спис.

 

6

 

 

Фонетический разбор слова.

УОУН

Знать: понятия «транскрипция», «пиктография» (письмо рисунками).

Уметь: выполнять фонетический разбор слов.

ТК

 

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Р: составлять план решения учебной проблемы.

7

 

 

Повторение орфографии.

УОУН

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять на практике эти правила.

СР

Л:  мотивация; стремиться к совершенствованию собственной речи;

П:  осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи;

Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

8

9

 

 

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.

УОУН

 

ТК

схема

 

10

 

 

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания.

УОУН

 

ТК

 

11

 

 

Повторение состава слова.

УОУН

Знать: словообразование как раздел языкознания, слова с двумя приставками, сложные слова.

Уметь: проводить разбор по составу слов разных частей речи, изменять слова для определения окончаний.

ТК

СР

Л:  мотивация;

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Р: составлять план решения учебной проблемы.

12

 

 

Повторение изученного  о частях речи. Словарный диктант.

УОУН

 

Знать: о морфологии как раздел языкознания, самостоятельные и служебные части речи.

Уметь: отличать в тексте слова разных частей речи, приводить свои примеры.

ТК

УО

П: извлекать информацию, представленную в разных формах;

Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;

Л: стремиться к совершенствованию собственной речи.

13

 

 

Входной контрольный диктант.

 

УОУН

Проверка знаний учащихся

КР

Р: определять степень успешности своей работы; работать по плану, корректировать свою деятельность.

14

 

 

Повторение изученного по синтаксису.

Работа над ошибками.

УКР

 

 

Знать: о синтаксисе как радел языкознания, история лексического значения слова «предложение».

Уметь: составлять текст из группы разрозненных слов или текст  из ответов на вопросы

СР

П: осуществлять анализ и синтез;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность .

15

 

 

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».

УАУН

 

Знать: о пунктуации

ФО

Л: мотивация;

Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока;

П: вычитывать все виды текстовой информации;

осуществлять анализ и синтез.

 как раздел языкознания, правило о предложении, тексте, словосочетании.

Уметь: применять эти правила.

16

 

 

Р\р  Обучающее изложение «Золотой рубль».

УРК

Проверка орфографических и речевых знаний учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь:  применять на практике эти правила.

 

Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов;

стремиться к совершенствованию собственной речи.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

П: устанавливать причинно-следственные связи.

17

 

 

Контрольный диктант № 1 по теме: "Повторение изученного в 3-м классе".

УР

 

КР

 

18

 

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте).

УАУН

 

ТК

 

Предложение. Текст. – 37 ч

19

 

 

Как отличить простое предложение от сложного.

ОНЗ

Различать  простые и  сложные предложения  на слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на  основе  коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность  абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность.

Использовать эти  параметры при создании собственных текстов.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но.

Конструировать предложения  с  однородными членами без союзов  и с союзами и, а, но.

 Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных  членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»)

Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму

Приобретать  опыт    разграничения  сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов).

Создавать устное  высказывание на грамматическую  тему   по   предварительно  составленному плану.

Готовиться  и  писать  свободный диктант  по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.

Продуцировать текст  с  использованием  сложных  предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер  у нас дома»).

Выделять на слух  и в тексте предложения с прямой речью  (слова  автора плюс  прямая речь).

Приобретать опыт  конструирования предложений   с  прямой  речью   и   их   пунктуационного оформления.

Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью  (сочинение «Что  сказала мама»).

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью  (после  предварительной подготовки).

 Выделять при  обсуждении текста его значимые части,  формулировать  заголовки,  составлять план (в группах, парах).

Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения  (сочинения), применять их  при  самоанализе и  взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

Знать: алгоритм работы.

Уметь: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм.

ТК

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

 П: устанавливать причинно-следственные связи;

Л: стремиться к совершенствованию собственной речи.

20

 

 

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом  и.

ОНЗ

Знать: виды связи однородных членов предложения.

Уметь: отличать простое предложение от сложного, простое предложение с однородными членами от сложного предложения, оформлять на письме предложения с однородными членами предложения.

ТК

Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;

П: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме  с учетом речевой ситуации.

Л: интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи.

Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

П: устанавливать причинно-следственные связи.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Л: определение степени успешности совей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи.

Р:  работать по плану, корректировать свою деятельность, определять степень успешности своей работы;

П: осуществлять анализ и синтез;

П: устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; мотивация;

Р: составлять план решения учебной проблемы; работа по плану, сверяя свои действия с целью.

 

21

 

 

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.

ОНЗ

 

ТК

22

23

 

 

Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами. Словарный диктант.

 

 

 

24

 

 

Р\р  Обучающее изложение «Что я люблю».

 

УРК

Проверка орфографических и речевых знаний учащихся.

СР

25

 

 

Р\р  Обучающее сочинение «Что я люблю».

 

УРК

 

ТК

СР

26

 

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения.

УАУН

 

ТК

27

 

 

Постановка знаков препинания  в предложениях с однородными членами.

ОНЗ

 

ТК

УО

28

 

 

Упражнения на повторение.

Проверочная работа №1

УОУН

Проверка знаний учащихся.

Знать: правила о знаках препинания в предложениях с однородными членами предложения,  основные правила орфографии русского языка.

Уметь: оформлять на письме предложения с однородными членами предложения, применять на практике эти правила.

ТК

СР

29

 

 

Развитие пунктуационных умений.

ОНЗ

 

ТК

30

 

 

Контрольный диктант №2 по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами».

УР

 

КР

31

 

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

УАУН

 

ТК

32

 

 

 

 

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

 

ОНЗ

Знать: алгоритм  работы.

Уметь: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм; ставить запятую в сложном предложении с бессоюзной связью и с союзами и, а, но.

 

УО

33

34

 

 

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

ОНЗ

 

УО

35

 

 

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и ,а, но.

ОНЗ

 

УО

36

 

 

Р\р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант.

УРК

Знать: стили текстов.

Уметь: составлять научный рассказ на грамматическую тему по плану.

СР

П: устанавливать причинно-следственные связи;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Л: стремиться к совершенствованию собственной речи;

Р: определять степень успешности своей работы.

 

37

 

 

Работа над ошибками. Постановка запятой в сложном предложении. Словарный диктант.

УАУН

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам; ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но.

ТК

38

 

 

Упражнения на расстановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но.

УОУН

 

УО

39

 

 

Р\р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».

УРК

Уметь: в письменной форме излагать свои мысли по заданной теме.

СР

П: пользоваться словарями, справочниками;

Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации ;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

40

 

 

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2.

УАУН

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам; ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но.

ФО

Р: определять степень успешности своей работы; работать по плану, корректировать свою деятельность.

41

 

 

Контрольный диктант по теме «Предложение».

УР

КР

42

 

 

Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе.

УАУН

УО

43

 

 

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

ОНЗ

Знать: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании.

Уметь: ставить знаки препинания в предложении с прямой  речью.

Уметь: выполнять письменную творческую работу (с языковым заданием) на основе рекомендаций по подготовке к сочинению.

ФО

Л: мотивация; определение степени успешности совей работы; интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи; к созданию собственных текстов;

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез;

Р: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме  с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

44

 

 

Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора).

ОНЗ

ПДЗ

45

 

 

Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора).

УОУН

ПДЗ

ТК

46

 

 

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

УОУН

ПДЗ

ТК

47

 

 

Р\р Обучающее сочинение «Что сказала мама» (использование в тексте предложений с прямой речью)

УРК

СР

48

 

 

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

ОНЗ

УО

49

 

 

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью.

ОНЗ

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

ПДЗ

УО

50

 

 

Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух».

УРК

СР

51

 

 

Развитие пунктуационных умений. Словарный диктант.

УОУН

КР

52

 

 

Контрольный диктант № 4 по теме: "Предложения с прямой речью".

УР

КР

53

 

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

УАУН

ФО

Имя существительное. – 42 ч

54

55

 

 

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

ОНЗ

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи.

Накапливать  опыт   по выявлению грамматических  признаков,  общих для  самостоятельных частей речи, употребления  имён   существительных  в  речи   (обучающие изложения  и сочинения, предусмотренные в планировании).

Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.

Относить имя  существительное к  одному из трёх  склонений, определять падеж.

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного,  работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Участвовать в совместной работе  (в парах, группах,  фронтально) по  открытию нового   знания, включать в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость.

Находить в  тексте несклоняемые имена существительные,  приобретать опыт   их  согласования  с именами прилагательными в речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать  орфографические  задачи  с  опорой  на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

 

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать  орфографические  задачи  с  опорой  на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме ь знака на конце имен существительных

Знать: грамматические признаки имени существительного, однозначные и многозначные имена существительные, прямое и переносное значение слов.

Уметь: выполнять морфологический разбор имен существительных,  составлять научный текст тему «Имена существительные».

ФО

ПДЗ

Л: мотивация; интерес к письму, к созданию собственных текстов;

П: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Р: определять степень успешности своей работы.

 

56

 

 

Роль имен существительных в речи.  Р\р Сочинение-миниатюра «Вид из окна»

УРК

СР

57

 

 

Роль имен существительных в речи и предложении. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

ОНЗ

ФО

58

 

 

Наблюдение за словоизменением имен существительных

ОНЗ

Знать: понятие «падеж», падежные вопросы

Уметь: изменять имена существительные по падежам,  в ед. и во мн. числе ставить существительные в разные падежные формы, определять падеж.

ПДЗ

УО

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Л: осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

П: извлекать информацию, представленную в разных формах ;осуществлять анализ и синтез.

59

 

 

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

УОУН

ПДЗ

ФО

60

61

 

 

Изменение имен существительных по падежам в ед. и во мн. числе

ОНЗ

ФО

62

63

 

 

Именительный и винительный падежи. Словарный диктант.

ОНЗ

Знать: вопросы, предлоги и вспомогательные слова падежей.

Уметь:  определять падеж имен сущ.  по вопросам, предлогам, вспомогательным совам, синтаксической роли в предложении.

 

ПДЗ

ФО

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; составлять план решения учебной проблемы; вырабатывать критерии оценки своей работы и работы других;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 П: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез;

Л: интерес к изучению языка.

 

64

 

 

Родительный падеж

ОНЗ

ФО

65

 

 

Дательный падеж

ОНЗ

ФО

66

 

 

Творительный падеж

ОНЗ

ФО

67

 

 

Предложный падеж

ОНЗ

ФО

68

 

 

Обобщение знаний о падежах.

Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам».

УОУН

ПДЗ

УО

69

 

 

Упражнение на повторение. Проверочная работа №3.

УОУН

СР

70

 

 

Три склонения имен существительных.

ОНЗ

Знать: склонение имен существительных, несклоняемые имена существительные, порядок морфологического разбора имени существительного, несклоняемые имена существительные, отсутствие окончаний таких имен существительных.

Уметь:  определять склонения имен существительных, выполнять морфологического разбора имени существительного, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

УО

П: извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Р: определять степень успешности своей работы; составлять план решения учебной проблемы;

Л: интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов.

71

 

 

Развитие умения определять склонение имён существительных.

УОУН

ФО

ПДЗ

72

73

 

 

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

УОУН

ПДЗ

УО

74

 

 

Несклоняемые имена существительные и особенности их употребления. Словарный диктант.

ОНЗ

ФО

75

 

 

Р\р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!»

УРК

Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме.

СР

76

 

 

Контрольный диктант за 1 полугодие.

УР

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

КР

77

 

 

Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами. Работа над ошибками.

ОНЗ

ПДЗ

ФО

78

 

 

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительного женского рода.

ОНЗ

Знать: орфографическое правило.

Уметь: использовать правило на практике.

ПДЗ

ФО

П: осуществлять анализ и синтез; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока;  работать по плану, сверяя свои действия с целью;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Л: стремиться к совершенствованию собственной речи.

79

80

 

 

Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имён существительных».

УОУН

ФО

81

 

 

Упражнение в графическом обозначении выбора написания Ь после шипящих.

УОУН

ФО

82

 

 

Упражнения на повторение.

Проверочная работа № 4

УОУН

УР

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

СР

Л: определение степени успешности совей работы;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

83

 

 

Контрольный диктант № 5 по теме: "Правописание мягкого знака в  имёнах существительных".

УР

 

КР

84

 

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

УАУН

 

СР

85

 

 

Урок – исследование. Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

ОНЗ

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать  орфографические  задачи  с  опорой  на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

 

Знать:  правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Уметь: применять правила на практике, графически обозначать выбор написания.

ФО

Р: работать по плану, корректировать свои действия; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

П: строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез;

К: уметь корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Л: осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; интерес к письму, к созданию собственных текстов.

 

Л: определение степени успешности совей работы; интерес к изучению языка;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Р: работать по плану, корректировать свои действия;

П: строить рассуждения;

 

86

 

 

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму.

УОУН

ПДЗ

ФО

87

88

 

 

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графическое объяснение  выбора написания слов с изученной орфограммой.

УОУН

ФО

89

 

 

Р\р Обучающее изложение  «Первая газета».

УРК

Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме.

Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Уметь: находить и корректировать свои ошибки.

СР

90

 

 

Р/р  Обучающее сочинение-описание «Прогулка».

УРК

СР

91

 

 

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Редактирование текстов творческих работ.

ОНЗ

ТК

92

 

 

Упражнения на повторение. Проверочная работа №5

УОУН

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

ТК

93

 

 

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.  Словарный диктант.

УР

Словарный диктант

94

 

 

Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных»

УР

КР

95

 

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

УАУН

ТК

Имя прилагательное. – 21 ч

96

 

 

Роль имен прилагательных в речи. Повествование и описание – два типа речи.

ОНЗ

Различать  и   характеризовать   тексты  двух типов  речи  – повествования и описания.

Наблюдать за  ролью  прилагательных (в  том  числе прилагательных-антонимов) в речи.

Знать: типы текстов, их признаки, понятие «антонимы», грамматические признаки имен прилагательных; порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Уметь: определять  признаки двух типов текстов, объяснять роль имен прилагательных в текстах-описаниях, уточнять роль имен прилагательных-антонимов в речи,  выполнять разбор имен прилагательных по алгоритму.

ТК

Л: мотивация;

Р: составлять план решения учебной проблемы;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

П: строить рассуждения.

 

 

97

 

 

Роль прилагательных – антонимов в речи.

ОНЗ

ТК

98

 

 

Морфологический разбор имен прилагательных.

ОНЗ

ТК

99

 

 

 

Изменение имен прилагательных по падежам.

ОНЗ

Называть грамматические признаки имён  прилагательных  (морфологический разбор), определять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.

Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

Накапливать опыт   употребления в  речи   имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание).

Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: как изменяются имена прилагательные.

Уметь:  изменять имена прилагательные по падежам

ТК

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; определение степени успешности совей работы;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

100

101

 

 

Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам.

УОУН

ПДЗ

ТК

102

 

 

Главное и зависимое слово в словосочетании.

ОНЗ

Знать: понятие «словосочетание», именное словосочетание.

Уметь: определять главное и зависимое слова в словосочетаниях.

ПДЗ

ТК

103

 

 

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

ОНЗ

Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Уметь: по вопросу определять безударное окончание имен прилагательных; составлять предложения и текст с использованием данных словосочетаний, выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте.

 

 

 

ТК

Л: мотивация; определять степень успешности своей работы, интерес к письму, к созданию собственных текстов;

П: осуществлять анализ и синтез;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Р: вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, работать по плану, корректировать свою деятельность;

 

 

 

 

 

 

 

104

 

 

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

УОУН

ПДЗ

ТК

105

 

 

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Р/р Свободный диктант.

УОУН

ПДЗ

ТК

КР

106

 

 

Упражнение в  умении писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Словарный диктант.

УОУН

ТК

107

108

 

 

Р\р Обучающее изложение «Первое путешествие».

УРК

СР

109

 

 

Редактирование творческих работ. Развитие орфографических умений.

УАУН

ТК

110

 

 

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка».

УРК

ТК

СР

111

 

 

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

ОНЗ

ТК

112

 

 

Проверочная работа № 6 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных».

УР

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

ПР

Л: определение степени успешности совей работы;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

113

 

 

Развитие орфографических умений, подготовка к диктанту.

УОУН

ТК

114

 

 

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное»

УР

КР

115

 

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

УАУН

ТК

Глагол. – 40 ч

116

 

 

Роль глаголов в предложении, речи. Правописание глаголов с частицей НЕ.

ОНЗ

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые   знания в  совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само-  и взаимоанализ выполнения заданий.

Совместно составлять  алгоритм  определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать  опыт   использования  глаголов  в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: роль глаголов в нашей речи; постоянные и непостоянные признаки глаголов,  понятия «неопределенная форма глагола», «инфинитив».

Уметь: правильно писать глаголы с частицей НЕ, определять время, число и род глаголов. 

составлять научный текст о глаголе, выполнять морфологический разбор глаголов.

 

ТК

ФО

Л: мотивация;

П: устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию, представленную разными видами текста;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;  высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

117

118

 

 

Значение и грамматические признаки глаголов.

ОНЗ

ТК

119

120

 

 

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. Словарный диктант.

ОНЗ

ПДЗ

УО

121

 

 

Контрольный диктант за 3четверть.

УР

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

КР

Л: определять степень успешности своей работы;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

122

 

 

Развитие орфографических умений. Работа над ошибками.

УАУН

ТК

123

 

 

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1и 2 спряжения.

ОНЗ

Знать:  понятие «спряжение глаголов», глаголы-исключения,  алгоритм  определения спряжения глаголов.

Уметь:  определять спряжение глаголов,

используя алгоритм действий, записывать слова с безударными окончаниями в глаголах.

ТК

Р: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;  высказывать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

П: строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез; извлекать информацию, представленную в разных формах; устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Л: интерес к изучению языка.

 

 

124

 

 

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.

ОНЗ

ТК

ФО

125

 

 

Упражнение в определении спряжений глагола.

УОУН

ТК

126

 

 

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.

ОНЗ

ПДЗ

ФО

127

 

 

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.

УОУН

ТК

128

 

 

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола.

ОНЗ

ТК

129

130

 

 

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

УОУН

ТК

УО

131

 

 

Упражнение в написании глаголов с безударными личными окончаниями.

УОУН

ТК

УО

132

 

 

Разбор глагола как части речи.

ОНЗ

Знать: постоянные и непостоянные признаки глаголов.

Уметь:  выполнять морфологический разбор глагола, соблюдая алгоритм.

ТК

П: устанавливать причинно-следственные связи;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

 Р: работать по плану, корректировать свою деятельность;

Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; определять степень успешности своей работы.

 

133

 

 

Р\р Сочинение по серии картин (картинки весны)

УРК

Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме.

СР

134

 

 

Контрольный диктант № 8 по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

УР

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

КР

135

 

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

УАУН

ТК

136

 

 

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с

 -тся, -ться.

ОНЗ

Знать: понятие «постфикс».

Уметь: использовать в устной и письменной речи глаголы  с изученными орфограммами.

ФО

П: осуществлять анализ и синтез;  извлекать информацию, представленную разными видами текста; устанавливать причинно-следственные связи;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Л: определение степени успешности совей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

137

 

 

Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом.

ОНЗ

Знать: правила правописания глаголов с безударными личными окончаниями.

Уметь:  определять спряжения глагола, используя алгоритм действий, правильно записывать окончание.

 

ПДЗ

УО

 

138

139

 

 

Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Словарный диктант.

УОУН

ФО

 

140

 

 

Контрольное списывание.

УР

КР

 

141

142

 

 

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями (закрепление знаний).

УОУН

ТК

 

143

144

 

 

Р/р Написание изложения «Первые школы».

УРК

СР

 

145

 

 

Развитие орфографических умений.  Редактирование творческих работ.

УОУН

ТК

 

146

 

 

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

ОНЗ

- коллективная работа; 

- работа с информационными источниками (учебник);

- тестовые задания;

- работа в парах;

- самостоятельная работа.

- творческая работа.

- выполнение индивидуальных заданий.

- дидактические игры;

- устный опрос;

- работа в группах;

- словарный диктант.

 

 

 

Знать: алгоритм разбора глагола по составу

Уметь: выполнять разбор глаголов по составу; писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; использовать в устной и письменной речи глаголов  с изученными орфограммами, самостоятельно составлять план сочинения, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте.

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

ТК

Л: мотивация; определять степень успешности своей работы; интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи;

П: строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Р:  составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, корректировать свою деятельность;

147

148

 

 

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов.

УОУН

ПДЗ

ФО

149

 

 

Р\р Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием.

УРК

СР

150

 

 

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении.

УОУН

ТК

151

 

 

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами.

УОУН

ТК

152

 

 

Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы».

УРК

СР

153

 

 

Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Контрольный словарный диктант.

УОУН

ТК

ПДЗ

154

 

 

Упражнения на повторение. Проверочная работа №7

 по теме: «Глагол»

УОУН

ТК

155

 

 

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

УОУН

ТК

ФО

156

 

 

Контрольный диктант № 9

по теме: «Глагол»

УР

УО

157

 

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

УАУН

ТК

Повторение – 13 ч

158

 

 

Повторение по теме: «Слово».

УОУН

- работа с информационными источниками (учебник);

- дидактическая игра;

-устный опрос;

- тестовые задания

- самостоятельная работа;

 - письменный опрос;

-работа в парах;

- творческая работа.

- работа в группах;

- индивидуальная работа по карточкам;

- словарный диктант.

- коллективная работа;

 

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

 

 

 

 

ПДЗ

УО

П: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; определение степени успешности совей работы; интерес к ведению диалога, потребность в общении.

159

 

 

Повторение по теме: «Предложение. Текст».

УОУН

ПДЗ

ФО

160

161

 

 

Повторение по теме: «Части речи».

УОУН

ФО

162

 

 

Итоговая контрольная работа.

УР

КР

163

 

 

Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками.

УОУН

ТК

164

 

 

Итоговый контрольный диктант.

УР

ФО

165

166

 

 

Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками.

УОУН

ТК

167

 

 

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт».

УРК

СР

168

 

 

Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово».

УРК

СР

169

 

 

Комплексное повторение изученного материала.

УОУН

ФО

170

 

 

Урок-игра «Части речи и члены предложения».

УОУН

УО