1.Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 4 класса составлена на основе авторской программы «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») (О.А.Куревина, Е.А. Лутцева). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2009 г. и обеспечена учебниками «Технология» («Прекрасное рядом с тобой»). 4 класс. Авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.11 № 2357, от 18.12.2012 № 1060); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897);
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253);
5. Примерная программа начального общего образования;
6. Учебный план отделения «Усть – Ламенская СОШ»;
7. Примерное положение о рабочей программе МАОУ «Голышмановская СОШ №2»;
8. Устав МАОУ «Голышмановская СОШ №2».
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребенка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Технология» является составной частью курса Образовательной системы «Школа 2100». Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегрированным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
-получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
-усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
-приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
-использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских(дизайнерских), технологических и организационных задач;
-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
-приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Технология» изучается в 4 классе по одному часу в неделю (34 часа в год).
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:
иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;
знать различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона;
уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;
уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.
Уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
В курсе технологии в третьем классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.
Вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке уделяется особое внимание. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом.
Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Уровень усвоения программного материала и сформированности умений учитель может фиксировать в Таблице достижений предметных результатов. Фиксировать результаты учитель может с помощью двухуровневой оценки: «+» - справляется, «-» - необходима тренировка.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
3. Содержание учебного предмета
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. (2 ч).
Творчество и творческие профессии.
Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия).
Коллективные проекты.
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (4 ч).
Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).
3. Конструирование (17 ч).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительности в пластических формах.
4. Использование информационных технологий (11 ч).
Программы Word, Power Point. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов.
Технико-технологический понятия: конструктивные особенности, технологический процесс, технологические операции.
Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии
|
Художественно-творческая изобразительная деятельность
|
Трудовая (технико-технологическая) деятельность |
I |
Синтетические материалы. Пенопласт и поролон как материалы для изобразительной деятельности. Их свойства. Общее представление о художественных материалах.
|
1. О материалах. Общее представление об искусственных материалах, несколько примеров искусственных материалов их свойства. 2. Правила работы инструментами, используемыми в практической работе при выполнении художественных произведений различных видов. |
II |
Основы композиции. Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, воздушная и линейная перспектива, колорит, композиция, фактура). |
О конструкции. Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительности в пластических формах. |
III
|
Компоненты изобразительной деятельности. Средства художественной выразительности (ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция, свет и тень). Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, линейная перспектива, колорит, композиция, фактура.) |
Компоненты технологии. Знание особенностей технологического процесса в зависимости от используемого материала.
|
IV |
Взаимосвязь художественного образа и ассоциаций. Простейший анализ художественного произведения (художественный образ как единство формы и содержания) |
Ассоциативные связи в работе с различными материалами |
V |
О профессиях, связанных с современными технологиями. Роль эмоционального состояния при создании художественного образа, изделия. Восприятие художественного образа как средство гармонизации личности и человека. |
4.Тематическое планирование
№п-п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
|
2 ч. |
2. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты |
4 ч. |
3. |
Конструирование |
17 ч.
|
4. |
Использование информационных технологий |
11 ч.
|
Итого: |
|
34 ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты обучения |
Вид контроля (формы) |
УУД (деятельность учащихся) |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. (2 ч).
|
Под руководством учителя:- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать. Самостоятельно: - проводить доступные исследования новых материалов и конструкций с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего использования в собственной художественно-творческой деятельности; - анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемого задания, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы; - осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие новых конструкторско-технологических знаний и умений; - анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы схемы); - создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учетом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественной информации; - воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения; - отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; - планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения; - организовывать свою деятельность, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; - работать в малых группах, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; - осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; - оценивать результат своей деятельности и деятельности одноклассников; - обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.
|
Иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и нереального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания. По художественно-творческой изобразительной деятельности: Иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения; Знать: различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона. Уметь: использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень). По трудовой (технико-технологической) деятельности: Знать: о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей. Уметь: - под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приемы); - под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
|
|
Личностные: - оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; - оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие; - описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведение искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; - принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; - опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Регулятивные: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; - уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); - выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; - осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев Познавательные: - искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; - делать выводы на основе обобщения полученных знаний; - преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Коммуникативные: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); - уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться |
||||
1 |
|
|
Вспомни. Одежда и мода (проектирование) |
УОУН |
Индивидуальная карточка отчет по проекту |
|||
2 |
|
|
Изготавливаем и одеваем куклу. Барышня.(проектирование, конструирование, технологии обработки) |
ОНЗ |
Текущий Изготовление куклы |
|||
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (4ч.) |
|
|
||||||
3 |
|
|
Учимся вышивать (проектирование, конструирование, технологии обработки) |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа |
|||
4 |
|
|
Книга в жизни человека |
ОНЗ |
Текущий |
|||
5 |
|
|
Ремонтируем книги. |
ОНЗ |
Текущий Практическая работа |
|||
6 |
|
|
Книга о книге (технологии обработки, информационный проект) |
ОНЗ |
Текущий Практическая работа. Анализ работ. |
|||
Конструирование (17 ч).
|
|
|
||||||
7 |
|
|
Конструкция (проектирование, конструирование) |
УОНЗ |
Текущий |
|||
8 |
|
|
От простой конструкции к сложной (проектирование, конструирование, технологии обработки) |
УОНЗ |
Текущий Практическая работа. |
|||
9-10 |
|
|
Готовимся к Новому году (проектирование, конструирование, технологии обработки) |
УОНЗ |
Текущий. Практическая работа. |
|||
11 |
|
|
Изготавливаем календарь (проектирование, конструирование, технологии обработки) |
УОНЗ |
Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
|||
12 |
|
|
Ритм в работах мастеров (проектирование, конструирование, технологии обработки) |
УОНЗ |
Текущий |
|||
13-14 |
|
|
Создаем панно (проектирование, конструирование, технологии обработки) |
УОНЗ |
Практическая работа. Анализ работ. |
|||
15 |
|
|
Ритм в декоративно-прикладном искусстве (проектирование, конструирование, технологии обработки) |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа. |
|||
16 |
|
|
Составляем композиции панно (проектирование, конструирование, технологии обработки) |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа. |
|||
17 |
|
|
Материал и фактура |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа |
|||
18 |
|
|
Различные фактуры из бумаги (бумагопластика, проектирование, конструирование, технологии обработки) |
УОУН |
практическая работа. Текущий |
|||
19 |
|
|
Фактура металла (проектирование, конструирование, технологии обработки) |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа. |
|||
20 |
|
|
Учимся работать с хрупкой фактурой (проектирование, технологии обработки) |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа. |
|||
21 |
|
|
Образ нового человека. Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения» (проектирование, конструирование, технологии обработки) |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа. |
|||
22 |
|
|
Из тьмы явился свет. Выполняем модель геликоптера (конструирование, технологии обработки) |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа. |
|||
23 |
|
|
Работаем с набором «Конструктор» (проектирование, конструирование) |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа. |
|||
Использование информационных технологий (11 ч).
|
|
|
||||||
24 |
|
|
Михаил Васильевич Ломоносов (информационный проект) |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа. |
|||
25 |
|
|
Мир информации. Фотография |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа. |
|||
26-27 |
|
|
Изготавливаем фотоколлаж (конструирование) |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа |
|||
28-29 |
|
|
Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет. Программы для презентаций. |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа. |
|||
30-31 |
|
|
Выбор цветного оформления. Сохранение книги (проектирование, информационные технологии) |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа. |
|||
32-33 |
|
|
Добавление пустой страницы. Добавление текста (проектирование, информационные технологии) |
ОНЗ |
Текущий. Практическая работа. |
|||
34 |
|
|
Добавление вариантов. Просмотр книги (проектирование, информационные технологии) |
УОНЗ |
Текущий. Практическая работа. |