Учебно-тематический планирование
№ |
Раздел, кол-во часов, тема урока |
Содержание |
Тип, форма урока |
Планируемый результат |
Формы контроля |
Информац-ое сопровождение |
Сроки проведения |
|
|||
План. |
Факт. |
|
|||||||||
|
Введение (1 час) |
|
|
||||||||
1 |
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
|
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса 7 класса. |
Вводный урок. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: образную природу словесного искусства Уметь: составлять тезисы и план прочитанного Владение монологической и диалогической речью |
Проверка читательских дневников |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 3-7 |
|
|
|
||
|
Устное народное творчество (5 часов) |
|
|
||||||||
2 |
Предания как поэтическая автобиография народа. |
Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предания как жанр фольклора. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: предание как жанр УНТ Уметь: пересказывать текст предания Владение монологической и диалогической речью |
Сформулировать вопросы к текстам преданий |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 7-10 |
|
|
|
||
3 |
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. |
Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей. Исторические и художественные основы былины. Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула – эпический герой, носитель лучших человеческих качеств. Сказка и былина.
|
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин; самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами |
Чтение наизусть отрывка из былины |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 11-124 |
|
|
|
||
4 |
Былины «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Садко».
|
Киевский цикл былин. Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы. |
Урок внеклассного чтения. |
Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин; самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин |
Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами |
Презентация
|
|
|
|
||
5 |
«Калевала». Карело-финский мифологический эпос. |
Героический эпос в мировой культуре. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций. Обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. |
Урок внеклассного чтения. |
Знать: своеобразие карело-финского мифологического эпоса Уметь: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия героического эпоса |
Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 36-41 |
|
|
|
||
6 |
Пословицы и поговорки. |
Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: пословицы на выбор наизусть; тематическое многообразие пословиц и поговорок Уметь: отличать пословицу от поговорки |
Анализ языка пословиц |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 42-44 |
|
|
|
||
|
|
Из древнерусской литературы (2 часа) |
|
|
|
||||||
7 |
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. |
Понятие о древнерусской литературе. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы. Жанры древнерусской литературы. Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Жанр и композиция “Поучения”. Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения". Владимир Мономах – выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого уму и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)
|
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: основы христианской морали, воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы; Свободная работа с текстами; владение монологической и диалогической речью. |
Работа с текстами древнерусских произведений |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 51-53 |
|
|
|
||
8 |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности |
Историческая основа повести, идейно-художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: структуру повести, образы Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст Владение монологической и диалогической речью |
Составить план пересказа повести |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 54-63 |
|
|
|
||
9 |
Итоговая письменная работа по разделам «УНТ», «Древнерусская литература» |
Сочинение на одну из тем:
|
Урок развития речи |
Составление плана, тезисов, конспекта; подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
|
Сочинение
|
|
|
|
|
||
|
Из русской литературы 18 века (2 часа) |
|
|
|
|||||||
10 |
М.В.Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество |
Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». Жанр оды. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: оду как жанр, теорию «трех штилей» Уметь: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать Владение монологической и диалогической речью |
Анализ текста оды. Отрывок из «Оды…» наизусть |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 64-67, презентация. |
|
|
|
||
11 |
Г.Р.Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина.
|
Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: особенности поэтических произведений поэта, их тематику Уметь: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать Владение монологической и диалогической речью |
Анализ стихотворений |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 68-71 |
|
|
|
||
|
Из русской литературы 19 века (27 часов)29 |
|
|
||||||||
12 |
А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Тема судьбы в балладе.
|
Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции, своеобразие языка. Понятие о жанре баллады.
|
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: понятие о балладе, об использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий Уметь: анализировать поэтическое произведение, выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев |
Отрывок наизусть |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 72—74, 82-86, презентация |
|
|
|
||
13 |
А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок). |
Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Сопоставление героев. Авторское отношение к героям. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: понятие о поэме, о литературном герое, конфликте, элементах сюжета Уметь: анализировать текст, сравнивать героев, выявлять авторскую позицию |
По желанию – сочинение «Петр Великий и его противники в поэме «Полтава |
|
|
|
|
||
14 |
А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). |
Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: понятие о лирике, лирическом герое, своеобразие жанра поэмы, композицию произведения Уметь: анализировать поэтическое произведение |
Отрывок из поэмы наизусть |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 77-79, презентация |
|
|
|
||
15 |
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. |
Образ летописца как образ древнерусского писателя. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: что такое трагедия, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина Уметь: анализировать поэтическое произведение. Уметь: строить рассуждение на нравственно-этические темы |
Анализ эпизода Отрывок наизусть |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 89-96 |
|
|
|
||
16 |
Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». |
Произведение из цикла «Повести Белкина». Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса.
|
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; содержание понятия «образ». Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы |
Анализ эпизода + (по желанию – сочинение «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом») |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 97-113, презентация |
|
|
|
||
17 |
Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина. |
Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. «Повести Белкина». Жанровое своеобразие. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести в истории русской литературы. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; содержание понятия «образ». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы; выявлять авторскую позицию |
|
|
|
|
|
||
18 |
М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта. |
Слово о поэте. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: мастерство в создании художественных образов. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст |
Наизусть одно из стихотворений |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 114-117 |
|
|
|
||
19 |
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. |
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения, их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: содержание поэмы, его историческую основу; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы |
Художественный пересказ |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 118-137, презентация |
|
|
|
||
20 |
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. |
Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. .. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: содержание поэмы, его историческую основу; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы |
Наизусть отрывок из песни |
|
|
|
|
||
21 |
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. |
Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Художественные особенности повести. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: содержание повести. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы |
Викторина на знание творчества Н.В.Гоголя. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 141-144 |
|
|
|
||
22 |
Тарас Бульба и его сыновья. |
Герои в начале повести. Описание быта семьи. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия. Роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбами героев. |
Урок – сравнительный анализ |
Знать: содержание повести. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы |
Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 144-212 |
|
|
|
||
23 |
Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. |
Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жизненных позиций. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга. Осуждение предательства. |
Урок-семинар |
Знать: нравственную проблематику повести, средства раскрытия характеров героев |
Художественный пересказ |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 144-212 |
|
|
|
||
24 |
Героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. |
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества. |
Урок-семинар |
Знать: нравственную проблематику повести, средства раскрытия характеров героев |
Наизусть речь о товариществе. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 144-212, презентация |
|
|
|
||
25 |
Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». |
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск информации на заданную тему |
Урок развития речи |
Знать: содержание повести; строение письменного высказывания Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное
|
Сочинение |
|
|
|
|
||
26 |
И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. |
Слово о писателе. История создания и тематика сборника. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг». Художественные особенности произведения. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: содержание понятия «пейзаж» Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию |
Художественный пересказ |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 212-223 |
|
|
|
||
27 |
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла. |
Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», («Воробей). Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Русский язык как духовная опора человека.
|
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: своеобразие стихотворений в прозе Уметь: анализировать поэтику стихотворений в прозе Уметь: самостоятельно исследование художественного своеобразия стихотворений в прозе: лиричность, музыкальность, философские раздумья |
«Русский язык» (наизусть) |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 224-225 |
|
|
|
||
28 |
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.
|
Слово о поэте. Историческая основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств. Верность долгу. Развитие понятия о поэме. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: сюжет и композицию поэмы Уметь: анализировать эпизод художественного произведения |
Отрывок наизусть |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 227-244 |
|
|
|
||
29 |
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. |
Стихи поэта о судьбе народа. Образ родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельце роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими. Стихотворение «Вчерашний день в часу шестом». |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах |
Отрывок наизусть |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 245-250 |
|
|
|
||
30 |
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».
|
Слово о Толстом. Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: содержание баллад, определение жанра баллады, образную природу баллад Уметь: выделять жанровые признаки баллады, выявлять авторскую позицию Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению |
Составить краткий словарь устаревших слов. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 251-260 |
|
|
|
||
31 |
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры. |
Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатирическое изображение нравственных и социальных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. Сатира, гротеск и юмор. Элементы народной сказки повествовании. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика» Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера |
Художественный пересказ |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 261-275, презентация |
|
|
|
||
32 |
М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. |
Своеобразие сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке. |
Внеклассное чтение. |
Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика» Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера |
Художественный пересказ, составление таблицы «Сильные и слабые стороны характера героя». |
|
|
|
|
||
33 |
Сатира и юмор в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве». |
Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно – художественный смысл сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках. Эзопов язык. |
Развитие речи. |
Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика» Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера |
Устное сочинение- рассуждение. |
|
|
|
|
||
34 |
Литературный ринг по произведениям |
Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева, М.Е. Салтыкова – Щедрина. |
Урок контроля |
Знать: проблематику, идейно-художественное содержание изученных произведений Уметь: строить развернутые высказывания на проблемный вопрос с опорой на текст, делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях |
Тест |
|
|
|
|
||
35 |
Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. |
Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер повести. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого автора. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: что такое «автобиографическая повесть» |
Выборочный пересказ, комментирование |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 276-279. презентация |
|
|
|
||
36 |
Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир. |
Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: что такое самоанализ и самооценка героя |
Сжатый пересказ. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр280-296 |
|
|
|
||
37 |
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. |
Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа Средства создания комического в рассказе.
|
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: сюжет и образную систему рассказов; говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали; язык персонажей Уметь: давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему |
Тест по рассказу. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр297-305 |
|
|
|
||
38 |
Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». |
Живая картина нравов. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: тему, основную идею, систему образов рассказа Уметь: высказать впечатление от прочитанного произведения |
Устное высказывания на морально- этическую тему
|
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 306-312 |
|
|
|
||
39 |
Смех и слезы в «маленьких» рассказах А.П.Чехова. |
Живая картина нравов. Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».
|
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: тему, основную идею, систему образов рассказа Уметь: высказать впечатление от прочитанного произведения |
Художественный пересказ текста |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 306-312 |
|
|
|
||
40 |
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. |
Чтение и анализ стихотворений .В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. |
Развитие речи. |
Знать: особенности поэтического текста Уметь: анализировать поэтический текс |
Наизусть одно стихотворение на выбор |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 313-317 |
|
|
|
||
|
Из русской литературы 20 века (22 часа) 20 |
|
|
|
|||||||
41 |
И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. |
Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: что называют психологическим рассказом Уметь: выявить авторское отношение |
Отзыв на рассказ. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 3-18 |
|
|
|
||
42 |
И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. |
Тема, идея рассказа. Композиция. Философские размышления писателя о связи человека и природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина – прозаика. Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.
|
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: содержание понятия «деталь художественного произведения» Уметь: выделять смысловые части художественного текста, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы, показывать выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина |
Рассуждение на нравственно-этические темы |
|
|
|
|
||
43 |
М.Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. |
Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.
|
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: автобиографический характер повести, содержание повести; нравственную проблематику Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции |
Художественный пересказ текста |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 19-21 |
|
|
|
||
44 |
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. |
Бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: причины поступков героев Уметь: давать характеристику литературному герою |
Характеристика героев. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 22-83 |
|
|
|
||
45 |
Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство». |
Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героев. |
Развитие речи. |
Знать: причины поступков героев Уметь: давать характеристику литературному герою |
Анализ эпизода |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 22-83 |
|
|
|
||
46 |
«Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. |
Подвиг во имя людей. Готовность к самопожертвованию. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола). |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: поступок литературного героя и его нравственный мотив Уметь: найти черты романтического в легенде |
Словесное иллюстрирование. Художественный пересказ легенды. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 84-88 |
|
|
|
||
47 |
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение…». Роль поэзии в жизни человека и общества. |
Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: взгляд поэта на роль поэзии в жизни людей, содержание стихотворения Уметь: воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выразительное чтение выявлять авторскую позицию, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. |
Наизусть стихотворение. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 100-109 |
|
|
|
||
48 |
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. |
Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя и его сочувствие ко всему живому. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: содержание стихотворения Уметь: воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выразительное чтение выявлять авторскую позицию, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. |
Наизусть стихотворение. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 110-112 |
|
|
|
||
49 |
Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения. |
Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. |
Внеклассное чтение. |
Знать: формирование отношения к событиям и героям рассказа |
Составление цитатного плана произведения. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 89-99 |
|
|
|
||
50 |
А.П.Платонов. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. |
Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: изображение мира и человека в рассказе Уметь: анализировать поступки и характер главного героя |
Тест по рассказу. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 113-138 |
|
|
|
||
51 |
Час мужества. (интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны)
|
Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, «Мужество», К.Симонова «Жди меня», А.Твардовского «Я убит подо Ржевом», А.Суркова «Песня смелых», Н.Тихонова. |
Внеклассное чтение |
Знать о реализации военной тематики в РЛ |
Наизусть 1-2 стихотворения на выбор |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 15-158 |
|
|
|
||
52 |
Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы рассказа. |
Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: понятия «рассказ» и «антитеза» Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа |
Составить план рассказа. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 159-167 |
|
|
|
||
53 |
Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. |
Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать творчество Носова, особенности его рассказов Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа |
Тест по рассказу |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 168-179 |
|
|
|
||
54 |
Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. |
Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: психологизм произведения, нравственный выбор героя и его мотив Уметь: анализировать поступки героев |
Составить цитатный план своего рассказа о мальчиках. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 180-196 |
|
|
|
||
55 |
«Тихая моя Родина…» Стихотворения о родной природе. |
В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина». Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. |
Внеклассное чтение |
Знать: особенности лирики как рода литературы; литературные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение Уметь: анализировать тропы |
Наизусть одно стихотворение на выбор |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 212-219 |
|
|
|
||
56 |
Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. |
Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. |
Внеклассное чтение |
Знать: способы создания поэтических образов. Уметь: читать и анализировать поэтический текст
|
Анализ стихотворения.
|
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 139-143 |
|
|
|
||
57 |
А.Т.Твардовский Философские проблемы в лирике Твардовского. Пейзажная лирика. |
Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: тематику пейзажной лирики Твардовского, ее мотивы – мотивы перемен, обновления и надежд, связанные с мотивом вечного движения в природе; пафос |
«Снега потемнеют синие…» (наизусть) |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 144-149 |
|
|
|
||
58 |
Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи. |
Слово о писателе, публицисте, ученом, гражданине. Публицистика, мемуары как жанр литературы. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: публицистику, публицистические произведения |
|
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 197-204 |
|
|
|
||
59 |
Смех М.М.Зощенко (по рассказу «Беда») |
Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе. «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона». (М. Горький) |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать творчество Зощенко, содержание его рассказов. Уметь: находить «смешное» и «грустное» в рассказах Зощенко |
Отзыв на рассказ. |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 205-212 |
|
|
|
||
|
Из литературы народов России (1 час) |
|
|
|
|||||||
60 |
Расул Гамзатов «опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда…». Особенности художественной образности дагестанского поэта. |
Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: особенности художественной образности дагестанского поэта Уметь: анализировать тему и идею произведения и ее реализацию через изобразительные средства |
Выразительное чтение стихотворения |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 225-227 |
|
|
|
||
|
Из зарубежной литературы (8 часов) |
|
|
|
|
||||||
61 |
Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. |
Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: образ-настроение, образ, представление Уметь: выразительно читать поэтический текст |
Выразительное чтение поэтического текста |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 228-232 |
|
|
|
||
62 |
Дж.Г.Байрон. «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. |
Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…». Героические мотивы лирики Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: вольнолюбивая поэзия Прославление подвига во имя свободы Родины. |
Выразительное чтение поэтического текста |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 233-235 |
|
|
|
||
63 |
Японские трехстишия (хокку). |
Особенности жанра. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: жанры японской поэзии |
Выразительное чтение поэтического текста |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 235-240 |
|
|
|
||
64 |
Д. Олдридж «Последний дюйм» |
Взаимоотношения родителей и детей. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
|
Пересказ |
|
|
|
|
||
65 |
О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. |
Слово о писателе. Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе. Поэтический гимн благородство и любви. Смешное и возвышенное в рассказе. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: содержание рассказа Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы |
Письменный ответ на вопрос «Как проявляется душевная красота героев?» Самостоятельная творческая работа |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 241-248 |
|
|
|
||
66 |
Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Мечта о победе добра. |
Слово о писателе. Фантастический рассказ-предупреждение. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле. |
Изучение нового материала. Лекция, беседа, работа с книгой. |
Знать: содержание рассказа Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы |
Пересказ |
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина. Стр. 249-262 |
|
|
|
||
67 |
Э. По «Последняя шутка» Лягушонка». |
Слово о писателе. Тематика произведений
|
Внеклассное чтение |
Знать: содержание рассказа Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы |
Пересказ |
|
|
|
|
||
68 |
Д. Лондон «Сказание о Кише» |
Тема достоинства человека. |
Итоговый урок. |
Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями . |
Итоговый тест. |
|
|
|
|
||