Литература

Рабочая программа по литературе для 10 класса (3 часа) по программе Коровиной В.Я.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, система­тизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глу­боко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс  строится с опо­рой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования чита­тельских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоциональ­ного и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатст­вам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способ­ности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являют­ся их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культур­но-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры­ли идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литератур­ных произведений.

Цели.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·        воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствова­нию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·        развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры чита­тельского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эсте­тической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстети­ческих и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; уст­ной и письменной речи учащихся;

·        освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего пред­ставления об историко-литературном процессе;

·        совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как ху­дожественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использова­ния необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

          Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федера­ции, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе средне­го (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

         При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.),  «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006, место предмета в Базисном учебном плане МОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа; предусмотрены в рамках отведенного вре­мени часы на развитие письменной речи учащихся (11 часов), зачетные и контрольные работы – 5 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­оритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования яв­ляются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь­зование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизу­альный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни­ков информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик 10 класса на базовом уровне должен

знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура,        тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• рас­крывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литератур­ных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

             • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критиче­ские и научные интерпретации;

             • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литера­турного произношения;

             • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•   составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

•   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литера­турные темы;

•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

 

                                                                             

 

 

                 

                                                                                         Цели и задачи курса

 

• формирование представления о литературе как о культурном феномене, занимающем особое место в жизни нации;

• углублять представление об историко-литературном процессе;

• обогащать духовно-нравственный опыт и расширять эстетический кругозор учащихся;

• развивать представление о специфике литературы в ряду других искусств;

• анализировать художественные произведения в единстве формы и содержания;

• совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-культурной обусловленности;

• формировать умения сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений;

• понимать глубокие, общечеловеческие корни русской литературы и ее специфические национальные черты

 

 Для реализации рабочей программы выбран учебно-методический комплекс для образовательных школ В.Я.Коровиной. Данный УМК полностью соответствуют требованиям государственного стандарта общего образования, рекомендован Министерством образования науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников.

Этот учебно-методический комплекс позволяет учителю использовать современные подходы к преподаванию литературы: коммуникативные, проектно-исследовательские технологии, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Обеспечивается преемственность с программой старшей школы. Отбор произведений выполнен на высоком профессиональном уровне, предполагает тематические и нравственные переклички, позволяет сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения. Материал каждого учебника объединен внутренними сквозными идеями. В него включены хрестоматийные тексты, предложена эффективная система формирования читательской культуры школьников. В учебниках имеется большое количество творческих заданий, интересные сведения об авторах и их произведениях, задания по развитию речи.

№ урока

Тема урока                 

Дата

 

Кол-во

часов

Литературоведческая

   компетенция        

Коммуникативная                                    компетенция   

Читательская  компетенция

 

Региональный компонент

 

Диагностика

 

1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

 

 

1

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века,

взаимосвязь русской литературы XIX века с мировой

План-конспект статьи учебника.

 

 

 

 

2

Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р. Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков

 

 

1

Знать основных поэтических предшественников А.С.Пушкина Г.Р. Державина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова

Инд. сообщения о поэтах (презентации).

 Лирика Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова

 

 Л.Кулешова «Унесло ветром»

 

 

3

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание

 

 

1

Художественные открытия А.С.Пушкина,

уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.

Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина (презентации). Анализ стихотворного отрывка

 

 Образ поэта в стихах уральских лириков (Аси Горской, Михаила Львова)

Сочинение-миниатюра

 

4

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок

 

 

1

Основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику.

Анализ стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.

 

 

Устный анализ текста

 

 Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике

 

 

 

 

5

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

 

 

1

Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта

Устное высказывание

 

 

 

 

6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

 

 

1

Тропы, стилистические фигуры

Идейно-тематический ана-лиз текстов стихотворений

 

 

 

 

 7-8

Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти

 

 

2

Нравственно-философская проблематика стихотворений

Интерпретация

 Анализ стихотворения

 

 

 

9

Петербургская повестьА.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме

 

 

1

Знать жанрово-композиционную основу произведения

Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта.

Выразительное чтение

 

 

 

 

 10

Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

 

 

1

Приемы создания образов в поэме, раскрытие конфликта личности и государства.

Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения

 «Медный всадник»

 

Сочинение-миниатюра

 

11

«Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина как «энциклопедия русской жизни» (повторение ранее изученного)

 

2

Тема, идея, основные ,

мотивы, жанрово-композиционные особенности романа А.С.Пушкина.

 

Обобщение по произведению как

«энциклопедии русской жизни»

 «Евгений Онегин»

 

 

 

12-13

РР Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина

 

 

1

 Создание творческой работы; выявление частного и общего.

Сочинение, идейно-тематический анализ, сравнительная психологическая характеристика героев

 Лирика А.С.Пушкина

 

Сочинение

 

14

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. (Основные темы и мотивы лирики. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Родина»)

 

 

1

Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова,

анализ романтического стихотворения

Схематизация материала, составление плана-конспекта

 «Дума», «Родина»

 

Судьба поэта в творчестве уральских поэтов (К.Скворцов, Г.Суздалев, Н.Година)

 

 

15

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова.

 

 

1

Лирические жанры

Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения

«Молитва»

 

 

 

16

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова

 

 

 

1

Приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта, логика истории и развития связей человека и природы; 

Анализ лирических стихотворений на тему жизни и смерти.

 

 

 

 

17

Обучающий анализ лирического произведения

 

 

1

Выразительные средства

Идейно-тематический анализ

 

 

 

 

18

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тема Родины

 

 

1

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, философский смысл.

 

Анализ философских лирических стихотворений

 

 

 

 

19

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

 

 

1

Знать произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина,

сравнение стихов по одной тематике.

Анализ лирических стихотворений на тему поэта и поэзии.

 

 

 

 

20

Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова.

 

 

Знать демонические мотивы в лирике поэта.

Уметь производить идейный, тематический анализ, выявлять нравственно-философские проблемы

Анализ лирических стихотворений и поэмы «Демон»

 

 

 

 

21-22

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».Повторение изученного.

 

 

 

 

 

 

2

Романтическое и реалистическое в произведении писателя, жанровые, композиционные особенности, идея произведения, композиционное содержание романа.

Конспектирование обобщение, схематизация материала, идейно-композиционный анализ текста

 

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

 

Конспект

 

23

Адресаты любовной лирикиМ.Ю.Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Сочинение

 

24

РР Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова

 

 

1

Элементы анализа лирического стихотворения.

 

Работа творческого характера: анализ стихотворения

 Лирика М.Ю.

Лермонтова

 

Анализ стихотворения

 

25

Слово о Н.В.Гоголе (повторение ранее изученного). «Петербургские повести». Обзор. Образ «маленького человека»

 

 

1

Факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.

 

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала

 Н.В.Гоголь

«Петербургские повести».

 

Традиции Гоголя в юмористических произведениях уральских поэтов

 

 

26

РР Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

 

 

1

Стиль и манеры писателя, эпизод произведения на основе художественного концепта, проблемы

 

Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала

 Повесть «Невский проспект»

 

 

 

27

Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести.

 

 

1

Прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики

Анализ прозаического произведения на основе художественного концепта и проблематики.

 

 Повесть «Портрет»

 

 

 

28

Н.В.Гоголь «Мертвые души»Система образов поэмы, смысл названия, особенности поэтики, образ автора (повторение ранее изученного)

 

 

1

Жанр, композиция, образа автора, проблематика произведения

 

Аналитический пересказ с использованием цитат, анализ эпизода.

 Н.В.Гоголь «Мертвые души»

 

 

 

29-30

РР Изложение с элементом сочинения по творчеству Н.В.Гоголя (Отр. из 2 главы поэмы «Мертвые души»)

 

 

2

Приемы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», приемы писателя в создании образа

Изложение с элементами

сочинения

 Н.В.Гоголь «Мертвые души»

 

Изложение с элементами сочинения

 

31

Очерк жизни и творчестваИ.А.Гончарова. Особенности композиции романа«Обломов»

 

 

1

Факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственная проблематика романа

 

Конспектиро-вание, схематизация материала, аналитический пересказ текста

 И.А.Гончаров «Обломов»

 

 

 

32

Обломов — «коренной народный наш тип».

 

 

1

Понятия «типичный герой», «диалектика»;

характеристика героя, сложность и противоречивость его характера 

Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода

 И.А.Гончаров «Обломов»

«Жалок тот,кто душу потерял…» (по рассказам уральских писателей Р.Валеева, К.Макарова)

 

 

33

«Обломов» как роман о любви

 

 

1

Знать содержание романа «Обломов».

Уметь составлять сравнительную характеристику героев.

Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение.

 

 И.А.Гончаров «Обломов»

 

Сочинение-миниатюра

 

34

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

 

1

Знать понятие «обломовщина»

Уметь находить признаки явления в жизни и в романе.

Аналитический пересказ текста,

 

 

 

 

35

Слово об А.Н.Островском.Личность и судьба драматурга

 

 

1

Знать основные моменты биографии писателя, его вкладе в развитие русского национального театра.

 

Конспектирование, словесное рисование, сообщение о писателе.

 

 

 

 

36

История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесыА.Н.Островского «Гроза»

 

 

1

История создания пьесы, новаторство драматурга, понятия: драматургия, драма, трагедия, конфликт.

характеристика персонажей, соотносение их с «говорящими» фамилиями.

Характеристика персонажей в системе образов

 А.Н.Островского «Гроза»

 

 

 

37

Мы идем по городу Калинову

 

 

 

1

Законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы, средства характеристики персонажа (речь, ремарка)

Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа

 А.Н.Островского «Гроза»

 

 

 

38

Протест Катерины против «темного царства»

 

 

1

Самодурство как национальное явление,

роль религиозности в духовном мире человека.

 

Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ с привлечением морально-этических, религиозных основ, обращение к критической литературе.

 А.Н.Островского «Гроза»

Лики любви

(по новелле Н.Воторопши-ной и рассказу М.Гроссмана

 

 

39

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

 

 

1

Символика драмы, литературная критика.

 

 Сочинение на литературную тему

 

 А.Н.Островского «Гроза»

 

Сочинение

 

40

Слово о И.С.Тургеневе.Личность и судьба писателя.«Записки охотника» и их место в русской литературе

 

 

1

Судьба писателя, жанр записок, стиль писателя.

 

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего

 И.С.Тургенев «Записки охотника»

 

 

 

41

История создания романа«Отцы и дети» И.С.Тургенева.

 

 

1

Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси.

Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа.

 

Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации.

 И.С.Тургенев «Отцы и дети»

 

 

 

42

Базаров — герой своего времени

 

 

1

Духовный конфликт, психологические портреты героев

Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения.

 И.С.Тургенев «Отцы и дети»

 

 

 

43

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

 

 

1

Конфликт, идеологический конфликт,

 

Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика.

 И.С.Тургенев «Отцы и дети»

 

 

 

44

Любовь в романе «Отцы и дети»

 

 

1

Средства выразительности, детализация

Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, сравнительная характеристика; презентации аналитического характера.

 

 

 

 

45

Анализ эпизода «Смерть Базарова»

 

 

1

Особенности анализа эпизода эпического произведения

Анализ эпизода романа.

 И.С.Тургенев «Отцы и дети»

 

 

 

46

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»

 

 

1

Позиция литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева

Краткий конспект.

Сообщение-рассуждение на основе литературной критики.

 

Взаимоотношения человека и природы в рассказах Н.В.Верзакова

 

 

47

РР Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

 

 

2

Роман, цитаты из текста произведения и литературно-критических статей.

Сочинение на литературную тему

 

 

Сочинение

 

48

Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева

 

 

1

Тексты произведений И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, основные теоретико-литературные понятия, различное и общее.

Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы, на выбор ученика)

 

 

Зачет

 

49

Страницы жизниФ.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта.

 

 

1

Романтическая литература, эстетическая концепция «чистого искусства», средства выразительности, философский характере лирики.

 

Анализ философских стихотворений поэта

  «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»

 

 

 

50

Человек и история в лирикеФ.И.Тютчева

 

 

1

Разнообразие тематики стихов поэта

 

Анализ лирических стихотворений поэта.

«Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…»

 

 

 

 

51

Любовная лирикаФ.И.Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений

 

 

1

Знать разнообразие тематики стихотворений поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии.

Анализ любовных лирических стихотворений

Анализ любовных лирических стихотворений поэта.

 

 «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»

 

 

 

52

Страницы жизни А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы

 

 

1

Романтическая литература второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта, философский характер лирики поэта

Сообщение о поэте. Анализ стихотворений

 «Даль», «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря пощается с землею…»

 

 

 

53

Стихи о любви А.А.Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи.

 

 

1

Любовная лирика

Анализ стихотворений о любви.

 («Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»

 

 

 

54

РР Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Особенности поэтического стиля Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

 

 

1

Содержание и форма,

сопоставительный анализ стихотворений поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета с учетом их поэтического стиля.

Сопоставитель-ный анализ стихотворений поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

 

 

 Анализ стихотворения

 

55

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного)

Судьба народа в лирике.

 

 

Биография Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.

 

Сообщение о поэте,

анализ стих-ий. Презентация о поэте, писателе и журналите А.Н.Некрасове (инд.).

 «Еду ли ночью по улице темной…»

 

Традиции Н.А.Некрасова в творчестве уральских поэтов

 

 

56

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзииН. А. Некрасова

 

 

1

Основные мотивы лирики, новаторство поэта, идейного содержания и формы.

Анализ стихотворений поэта с точки зрения их идейного содержания и формы.

 «Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт»

 

 

 

57

Н. А. Некрасов о поэтическом труде

 

 

1

Суждения поэта о поэтическом труде в стихотворениях.

 

Анализ стихотворений поэта, формулировка основных выводов

 «Элегия», «Вчерашний день…», «музе», «О муза! Я у двери гроба…»

 

 

 

58

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

 

 

1

Историю создания поэмы, ее содержание и композицию

проблематика, композиция, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.

Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей.

 Н.А.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

 

 

 

59

Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

 

 

 

1

Система образов 

Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом.

 Н.А.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

 

 

 

60

Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов  — центральный образ поэмы

 

 

1

Образы обиженных людей и народных заступников в поэме.

Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом.

 Н.А.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

 

Сочинение-миниатюра

 

61

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

 

 

1

Знать фольклорную народную основу языка поэмы.

Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей.

 

 

 

Аналитическая работа с текстом: выявление средств художественной выразительности.

 

 

 Н.А.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

 

 

 

62

Страницы жизни и творчестваМ. Е. Салтыкова-ЩедринаПроблематика и поэтика сказок

 

 

1

Факты биографии писателя, особенности жанра, проблематика и поэтика сказок.

 

Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок.

 М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки

 

 

 

63

ВЧ Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа.

 

 

1

История создания, жанр, композиция романа

 

Сообщения, творческая работа

 М. Е. Салтыкова-Щедрина

«История одного города»

 

Сочинение-миниатюра

 

64

М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Образы градоначальников

 

 

1

Система образов

Характеристика образов градоначальников

 

 

 

 

65

Жизнь и судьба Л.Н.Толстого.Этапы творческого пути

 

 

1

основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.

 

сообщения о писателе

 

Драма любви к человеку в поэме К.Скворцова «Дар Божий»

 

 

66

Народ и война в«Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

 

 

1

историческая основа рассказов, патриотический смысл.

 

анализ эпизодов

 Л.Н.Толстой

«Севастопольские рассказы»

 

 

 

67

История создания романа«Война и мир». Особенности жанра

 

 

1

роман-эпопея, жанровое своеобразие, система нравственных ценностей романа

план-конспект;

сообщения об истории создания романа

 Л.Н.Толстой

«Война и мир»

 

 

 

 

68

Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова

 

 

1

монолог как приём психологической характеристики героя,

сравнительная характеристика героев, средства характеристики.

сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова

 Л.Н.Толстой

«Война и мир».

 

 

 

 

69

Женские образы в романе«Война и мир»

 

 

особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира.

 

характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману.

 Л.Н.Толстой

«Война и мир».

 

 

 

Сочинение-миниатюра

 

70

Семья Ростовых и семья Болконских

 

 

 «мысль семейная в романе».

анализ эпизодов, нравственные ценности.

анализ эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов

 

 Л.Н.Толстой

«Война и мир».

 

 

 

 

71-72

Тема народа в романе «Война и мир»

 

 

2

понятие «народная война».

анализ эпизодов

 

 Л.Н.Толстой

«Война и мир».

 

«Малая родина» в творчестве уральских поэтов (С.Семянникова, В.Суслова, Н.Ягодинцевой)

 

 

73

Кутузов и Наполеон

 

 

антитеза как центральный композиционный приём, сопоставительная характеристика героев, роль личности в истории.

сопоставительная характеристика:величие Кутузова и тщеславие и безнравственность Наполеона.

 

сравнительная характеристика, составление таблицы

 

 Л.Н.Толстой

«Война и мир».

 

 

 

 

74

РР Сжатое изложение с элементами сочинения о роли художественной детали в тексте фрагмента «Первый бал» из романа Л.Н.Толстого.

 

 

1

художественная деталь, приемы сжатия художественного текста, умение сохранить художественные особенности в сжатом тексте, объяснить роль художественной детали.

изложение с элементами сочинения – объяснения роли художественной детали в тексте

 Л.Н.Толстой

«Война и мир».

 

 

 Изложение с элементами сочинения

 

75-76

Истинное и ложное в романе «Война и мир»

 

 

2

проблемы истинного и ложного героизма в романе.

сравнение жизни и поступков героев.

 

сравнительная характеристика: Платон Каратаев и Тихон Щербатый.

Сцены Бородинского сражении: анализ поведения героев.

 

 Л.Н.Толстой

«Война и мир».

 

 

 

 

77

Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». Гуманистический пафос произведения

 

 

гуманистический пафос произведения.

анализ «Эпилога»

 Л.Н.Толстой

«Война и мир».

текст «Эпилога»

 

 

 

78-79

РР Анализ эпизода из романа «Война и мир».

Подготовка к контрольному домашнему сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

 

 

2

сочинение на литературную тему, анализ эпизода, его роль в романе.

сочинение.

  Л.Н.Толстой

«Анна Каренина», «Воскресение»

 

 

 

Сочинение

 

80

Слово о Ф.М.Достоевском. Жизнь и судьба писателя

 

 

1

основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.

 

сообщения о писателе, об особенности его творческого метода.

 

 

 

 

81

Петербург Ф.М.Достоевского

 

 

1

особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста

 

развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста

 

 

 

 

82

История создания романа«Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе

 

 

1

история создания романа, тематика, проблематика, идейное содержание и композиция романа, художественные приемы создания образов

развернутые сообщения

 Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

 

 

 

   83

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория Раскольникова и истоки его бунта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идейное содержание и композиция, социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению

 

развернутые ответы на основе работы с текстом, обобщением о социальных и философских источниках преступления Раскольникова

 

 

 

 Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение-миниатюра

 

84

«Двойники» Раскольникова

 

 

1

 

 

Р

азвенчание теории

идейное содержание и композицию.

сопоставление «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова

 

Развернутые ответы на основе работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

 

 

 

85

Значение образа Сони Мармеладовой в романе

 

 

1

тематика, проблематика, идейное содержание, композиция, система образов романа

развернутые ответы на основе работы с текстом.

 Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

 

 

 

86

Эпилог романа

 

1

полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символика имен, цифр, цвета, снов, евангельских мотивов

анализ эпилога, его художественные особенности: развернутые ответы на вопросы.

 Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

 

Анализ эпизода

 

 87-88

РР Классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

 

 

2

сочинение на литературную тему, цитирование текста романа

сочинение.

 

 

Классное сочинение

 

89

Художественный мирН.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть«Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести. Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании

 

 

 

1

факты биографии писателя, его творческий путь, манера, герои: главы повести с точки зрения художественного своеобразия

индивидуальные сообщения о творческом пути писателя.

Анализ эпизодов-глав романа.

 Н.С.Лесков

«Очарованный странник», «Тупейный художник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

90

Личность и судьбаА.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова   80- 90-х годов

 

 

1

жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейная и эстетическая позиция, основная проблематика чеховского творчества.

 

Анализ рассказов.

 

А.П.Чехов

«Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.

Сатирическое изображение жизни в творчестве уральских писателей (Н.Егорова, С.Гершуни)

 

 

    91 

А.П.Чехов. Рассказ «Ионыч». Душевная деградация человека

 

 

1

проблематика истинных и ложных ценностей, принцип нисходящего развития личности.

Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей

 А.П.Чехов «Ионыч»

В.М.Шукшин «Шире шаг, маэстро!»

 

 

 

 

 92

Особенности драматургии А.П.Чехова

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда

 

 

1

 

особенности драматургии жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей.

Чтение пьесы по ролям, игра голосом: выявление проблематики и конфликта.

 

 

 

 

 

 

93

Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад»

 

 

1

своеобразие чеховского стиля в драматургии

Сочинение по творчеству А.П.Чехова

 

 

Сочинение

 

 

94-95

Контрольная работа по русской литературе за второе полугодие

 

 

2

основные теоретико-литературные понятия, различное и общее.

Тестовые задания.

 

 

Контрольная работа

 

 

96-97

Зарубежная литература.

 

Вн.чт. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира».

 

 

2

Спецификуа художественной образности

проблематика и художественное своеобразие

Инд. сообщение о жизни и творчестве Косты Хетагурова (презентация). Анализ стихотворений.

 

 

 

 

98-99

Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопоссан «Ожерелье» (обзор), Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо «Пьяный корабль»

 

 

2

факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.

 

Инд. сообщение о жизни и творчестве Ги де Мопоссана (комп. презентация).

Анализ сцен драмы «Кукольный дом» Г.Ибсена

 

 

 

 

100-101

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

 

 

2

Викторина. Презентация проектов, творческих работ

 

 

 

«Здесь обычаи обязательны…»

По рассказу К.Макарова «Родительский день»

 

 

 

102-105

Резервные уроки

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Планирование рабочей программы составлено на основе авторской программы В.Я.Коровиной, рассчитанной на 102 часа в год (3 часа в неделю).

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

               Календарно-тематическое планирование уроков литературе на 2013-2014 год (105 часа – 3 часа в неделю)