РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности 10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Учебно-методический комплект включает в себя:
– Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2006;
д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:
– Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
– Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.
– Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
– обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;
– государственная система обеспечения безопасности населения;
– основы обороны государства и воинская обязанность.
Итоговый и промежуточный (в конце I полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.
Ц е л и.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- · освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- · воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
- · развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- · овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- · основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- · потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- · основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- · основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- · порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- · состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- · основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- · основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- · требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- · предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- · предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
- · владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- · пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- · оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- · для ведения здорового образа жизни;
- · оказания первой медицинской помощи;
- · развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- · вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Календарно-Тематическое планирование
курса "ОБЖ" для 10 класса
№ урока |
Разделы, темы |
Количество часов |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
7 |
|
|
|
1 |
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях |
1 |
Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них. Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях |
§ 1.1 |
|
2 |
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних |
1 |
Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения |
§ 1.2, 1.3 |
|
3 |
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера |
1 |
Знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в Чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
|
§ 1.4 |
|
4 |
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
1 |
§ 1.4 |
|
|
5 |
Единая государственная система предупреждений и ликвидации ЧС (РСЧС) |
1 |
Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи |
§ 1.5 |
|
6 |
Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности |
1 |
Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи |
§ 1.6 |
|
7 |
Контроль знаний (тестирование) |
1 |
|
Глава 1 |
|
|
Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны |
10 |
|
|
|
8 |
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО |
1 |
Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности |
§ 2.1 |
|
9 |
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения |
1 |
Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления |
§ 2.2 |
|
10 |
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения |
1 |
§ 2.2 |
|
|
11 |
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения |
1 |
§ 2.2 |
|
|
12 |
Оповещение и информирование населения о ЧС |
1 |
Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях. Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях
|
§ 2.3 |
|
13 |
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени |
1 |
Знать виды защитных сооружений, правила поведения в защитных сооружениях. Уметь: действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты |
§ 2.4 |
|
14 |
Средства индивидуальной защиты населения |
1 |
Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) |
§ 2.5 |
|
15 |
Средства индивидуальной защиты населения |
|
|
|
|
16 |
Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС. Организация ГО в школе |
1 |
Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности |
§ 2.6, 2.7 |
|
17 |
Контроль знаний (тестирование) |
1 |
|
Глава 2 |
|
|
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
6 |
|
|
|
18 |
Здоровый образ жизни и его составляющие |
1 |
Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета |
§ 4.1 |
|
19 |
Биологические ритмы и работоспособность человека |
1 |
Знать основные составляющие здорового образа жизни. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
§ 4.2 |
|
20 |
Значение двигательной активности и закаливания |
1 |
Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
§ 4.3 |
|
21 |
Вредные привычки. Профилактика вредных привычек |
1 |
Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье.Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
§ 4.4 |
|
22 |
Вредные привычки. Профилактика вредных привычек |
1 |
§ 4.4 |
|
|
23 |
Контроль знаний (тестирование) |
1 |
|
Глава 4 |
|
|
Основы военной службы |
11 |
|
|
|
24 |
История создания Вооруженных Сил России |
1 |
Иметь предстваление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. |
§ 5.1 |
|
25 |
Организационная структура Вооруженных Сил |
1 |
Иметь представление об организационной структуре ВС РФ.Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
§ 5.2 |
|
26 |
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России |
1 |
Знать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил. Иметь представление об управлении Вооруженными Силами; о реформе Вооруженных Сил. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
§ 5.3 |
|
27 |
Другие войска, их состав и предназначение |
1 |
§ 5.4 |
|
|
28 |
Патриотизм – основа героизма |
1 |
Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
|
§ 6.1 |
|
29 |
Памяти поколений. Дни воинской славы России |
1 |
Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Уметь:отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
§ 6.2 |
|
30 |
Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности |
1 |
Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы |
§ 6.3 |
|
31 |
Боевое знамя воинской части. |
1 |
Иметь представление о символах воинской чести. Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе |
§ 7.1 |
|
32 |
Ордена — почетные награды за воинские отличия |
1 |
Иметь представление об основных государственных наградах. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды |
§ 7.2 |
|
33 |
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации |
1 |
Иметь представление о ритуалах ВС РФ. Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе |
§ 7.3 |
|
34 |
Контроль знаний (тестирование) |
1 |
|
Глава 5,6,7. |
|