УТВЕРЖДЕНО
приказом начальника Отдела образования
Администрации Голышмановского
Муниципального района
№ 8 от 13.01.2014 г.
(с изменениями в соответствии с приказом
председателя Комитета образования
№ 194 от 17.10.2019 г.)
Положение
о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
Голышмановского городского округа
- 1. Основные положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными и региональными правовыми актами, регулирующими вопросы непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также сопровождения организации и обеспечения данной работы в образовательных организациях:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20. 09.2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Регламент реализации программ профессионального обучения и социальной адаптации обучающихся с особыми нуждами;
- Законом Тюменской области от 05 июля 2013 года № 63 «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области»;
- Письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» (в редакции письма Министерства образования Российской Федерации от 26 декабря 2000 года № 3);
- Постановление Правительства Тюменской области от 30.09.2013 г. № 48 «Об утверждении Положения о дополнительных мерах по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей, а также компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в Тюменской области»;
- Постановление Правительства Тюменской области от 16.10.2013 г. № 48 «Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»;
- нормативными актами органа местного самоуправления.
- Общие положения
1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – комиссия), включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.
1.3. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения, воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
1.4. Состав и порядок работы территориальной комиссии утверждаются органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
1.5. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - образовательные организации), информируют родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности комиссии, месте нахождения, порядке и графике работы комиссий.
1.6. Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.7. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают комиссию необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации ее деятельности.
1.8. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.
- Основные направления деятельности комиссии
2.1. Проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
2.2. Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
2.3. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
2.4. Оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
2.5. Осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
2.6. Участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
2.7. Комиссия имеет право:
- запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;
- осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);
- вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.
- Организация деятельности комиссии
3.1. Комиссия проводит обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы. Обследование осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей). Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
3.2. Комиссия оказывает детям, самостоятельно обратившимся в комиссию, консультативную помощь по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе информацию об их правах.
3.3. Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.
3.4. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:
а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);
ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.
3.5. Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.
3.6. Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.
3.7. Комиссией ведется следующая документация:
а) журнал записи детей на обследование;
б) журнал учета детей, прошедших обследование;
в) карта ребенка, прошедшего обследование;
г) протокол обследования ребенка (далее - протокол).
3.8. Порядок обследования детей.
Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
При решении комиссии о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.
В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение комиссии.
Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей.
3.9. Комиссия в случае необходимости направляет ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.
3.10. Требования к заключению комиссии.
Заключение комиссии заполняется на бланке комиссии. В заключении указываются
- обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются родителям под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.
Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
3.11. Заключение комиссии действительно в течение календарного года с даты его подписания.
3.12. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем 5 рабочих дней со дня проведения обследования.
- Состав и порядок работы ПМПК
4.1. Состав и порядок работы территориальной комиссии утверждаются органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, в сфере здравоохранения (по согласованию).
4.2. В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.
Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения
4.3. Комиссию возглавляет руководитель.
4.4. Планирование деятельности комиссии осуществляется в соответствии с ее функциями. Деятельность комиссии предполагает гибкий подход к вопросам распределения рабочего времени в соответствии с региональными, местными, сезонными особенностями работы.
- V. Права и обязанности членов комиссии
5.1. Члены комиссии имеют право
- запрашивать и получать в установленном порядке информацию и материалы от учреждений, относящуюся к вопросам деятельности комиссии;
- на свободу выбора в использовании методик диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- получать необходимую методическую и консультативную помощь в вышестоящих органах управления образования, центральной психолого-медико-педагогической комиссии, повышать свою квалификацию.
5.2. Члены комиссии несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них должностным регламентом, соблюдение конфиденциальности.
- VI. Права и обязанности родителей (законных представителей)
6.1. Родители (законные представители) детей имеют право:
-присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
- получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;
- в случае несогласия с заключением комиссии обжаловать его в центральной психолого-медико-педагогической комиссии.
6.2. Родители (законные представители) обязаны:
- обеспечить получение детьми образования, соответствующее их возможностям;
- уважать честь, достоинство и профессионализм (компетентность) работников ПМПК.
VII. Финансовое обеспечение
7.1. Финансовое обеспечение деятельности комиссии, в части расходов на оплату труда основного состава специалистов, осуществляется за счет средств областного бюджета, передаваемых органам местного самоуправления на реализацию государственного полномочия по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
7.2. Оплата труда производится в соответствии с Положением об оплате труда в Комитете образования Администрации Голышмановского городского округа.
7.3. Органы местного самоуправления, муниципальные органы управления образованием вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на обеспечение деятельности комиссии, в том числе в части текущих расходов, приобретения оборудования, инвентаря и др.