Утверждаю:
Директор: ______________ А. В. Кляпышев.
МАОУ «Бескозобовская СОШ»
Программа "Здоровье и дети"
2011-2014 год.
Цели: Объединение усилий педагогов, родителей, самих учащихся по улучшению здоровья; формирования здорового образа жизни школьников.
Задачи:
- формировать основы здорового образа жизни у школьников;
- прививать ребенку навыки заботы о своём здоровье;
- приучать детей адекватно реагировать на опасные ситуации окружающей среды;
- усиливать работу с родителями по формированию здорового образа жизни ребёнка;
- развивать физическую культуру, спорт, туризм.
Организационно-массовая работа
1. Проводить диагностику физического развития и здоровья детей (школьные медработники — 2 раза в год).
2. Обеспечить отбор форм организации урочной и внеурочной работы, методов обучения и воспитания, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков (учителя школы – постоянно).
3. Включать в структуру учебных и воспитательных занятий оздоровительные элементы (учителя школы – постоянно).
4. Проводить углубленные медицинские осмотры детей и подростков узкими специалистами (директор школы, медработники ТМО —1 раз в год).
5. Разработать индивидуальные рекомендации для каждого ребёнка с учётом особенностей психофизического развития (психолог — сентябрь, октябрь, ежегодно).
6. Анализировать состояние здоровья детей и подростков на заседании педсовета школы (медработники школы — январь, ежегодно).
7. Обеспечить выполнение учебных программ по проведению специальных занятий, касающихся вопросов полового воспитания, профилактики СПИДа, привитие гигиенических правил, основных принципов ЗОЖ (директор, завучи школы - постоянно).
8. Регулярно проводить Дни (Недели) здоровья (директор школы, классные руководители – апрель).
Методическая работа
1. Учителям школы, классным руководителям использовать основные направления воспитательной работы (январь – февраль).
2. Периодически обсуждать с учителями школы работу по реализации программы (администрация школы).
3. Обеспечить соблюдение гигиенических требований к составлению расписания учебных занятий (администрация – постоянно).
4. Выполнять гигиенические требования к организации обучения и воспитания детей (администрация – постоянно).
5.Практиковать выступления врачей-специалистов на классных часах и уроках биологии по привитию учащимся основных принципов ЗОЖ (ТМО, администрация – постоянно).
6.Оказывать организационную, методическую помощь детским организациям, органам ученического самоуправления, общественным организациям в формировании у молодёжи ЗОЖ (администрация, классные руководители – ежегодно).
Пропаганда здорового образа жизни
Мероприятия по профилактике СПИДа, венерических заболеваний
1. Обеспечить тематической информацией педагогический и ученический коллективы по вопросам профилактики СПИДа и венерических заболеваний (ТМО, администрация, учителя биологии — постоянно).
2. Предусмотреть проведение мероприятий, акций, приуроченных к ежегодному Всемирному Дню профилактики СПИДа (1 декабря).
3. Классным руководителям наметить в планах различные формы нравственно-полового воспитания учащихся (администрация, классные руководители — постоянно).
4. Использовать культурно-просветительские мероприятия для работы по профилактике СПИДа, венерические заболеваний, по повышению общей культуры учащихся, формированию ЗОЖ (зам. директора школы по воспитательной работе — постоянно).
5. Определить содержание и формы внеклассной и внешкольной работы с детьми и подростками по пропаганде ЗОЖ, подготовке к семейной жизни (зам. директора школы, классные руководители — постоянно).
Профилактика близорукости и оздоровление детей и подростков с нарушением зрения
1. Проводить инструктаж учителей, классных руководителей по вопросам профилактики близорукости у детей (школьные медработники — ежегодно).
2. Широко внедрять методы массовой профилактики нарушения зрения, во время занятий проводить комплекс упражнений для глаз (администрация, учителя — постоянно).
3. Проводить систематическую работу по выполнению санитарно-гигиенических правил, направленных на укрепление и охрану здоровья детей и охрану зрения (администрация).
Профилактика курения, алкоголизма, наркомании
1. Вести информационно-пропагандистскую работу по разъяснению последствий употребления табака, алкоголя и наркотиков для нравственного и физического здоровья ребенка и его окружения (администрация, медработники — постоянно).
2. Использовать массовые, коллективные и индивидуальные формы работы, наглядные пособия, видеоматериалы и аудиозаписи (администрация, классные руководители — постоянно).
3. Проводить совместные с общественными организациями, медработниками мероприятия, акции к ежегодному Международному дню борьбы с курением —31 мая (администрация, ТМО – ежегодно).
4.Предусматривать мероприятия по формированию ЗОЖ и профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков (администрация, классные руководители — ежегодно).
5. Организовать тематические выставки научно-популярной литературы по проблемам курения, алкоголизма, наркомании (библиотекари школы — постоянно).
Здоровье и окружающая среда
1. Принимать участие в международных экологических акциях (администрация — постоянно).
2. Обеспечить участие детей и подростков в операции "Зеленая аптека" (администрация, классные руководители — постоянно).
3. Проводить операции: "Ель", "Первоцвет", "Забота" (администрация, учителя биологии — декабрь, апрель — июнь).
4. Обеспечить проведение конкурса плакатов и рисунков на тему "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой" (классные руководители, учителя биологии).
5. Практиковать конкурсы, викторины с использованием Книг рекордов "Где, когда, почему?" (классные руководители, учителя биологии —1 раз в год).
6. Организовывать выставки конструкций, поделок, изготовленных из бросовых и подручных материалов (классные руководители, воспитатели — 1 раз в год).
7. Проводить классные часы, беседы на темы: "Птицы — наши друзья", "Лес – наше богатство", "Что мы оставим потомкам?", "Редкие растения Республики Беларусь и их охрана", "Существует ли зависимость между здоровьем и окружающей средой?", "Как уберечь себя от нитратов?", "Экология и мы" (классные руководители, учителя химии, биологии — ежегодно).
8. Обеспечить формирование представления о запасах энергетических и сырьевых ресурсов, глобальных проблемах человечества, воспитании бережного отношения к природным богатствам, окружающей среде, материальным ресурсам, об охране памятников природы (классные руководители, учителя химии, биологии — ежегодно).
9. Вовлекать детей в практическую деятельность по охране окружающей среды (зам. директора, классные руководители — ежегодно).
10. Знакомить учащихся с основными правилами поведения в природе, формировать у них готовность и умение заботиться о зеленых насаждениях, ухаживать за птицами, животными (классные руководители, биологи — ежегодно).
11. Вести работу по изучению флоры и фауны района (администрация, учителя биологии — постоянно).
12. Формировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния среды (учителя биологии — постоянно).
13. Практиковать работу кружков по следующим направлениям: "Лекарственные растения", "Охрана растительного и животного мира", "Зеленые насаждения и окружающая среда" (администрация — ежегодно).
14. Организовать многодневные походы, походы выходного дня на лоно природы (администрация, классные руководители — ежегодно).
Укрепление здоровья детей
1. Определить количество детей, которые имеют право на бесплатное оздоровление и санитарно-курортное лечение (администрация, медработники школы — постоянно).
2. Проводить оздоровление детей в школьных лагерях, санаториях области, республики (администрация — ежегодно).
3. Усилить работу по наблюдению за здоровьем, питанием, воспитанием детей в социально неблагополучных семьях, привлекать к ней ИДН (администрация, медработники школы, социальный педагог — постоянно).
Санитарно-технические и санитарно-гигиенические
мероприятия по охране здоровья детей
1. Рассаживать учащихся с учетом состояния здоровья и роста (медработники школы, классные руководители — постоянно).
2. Контролировать соблюдение режима проветривания в учебном классе и кабинете (администрация — постоянно).
Организация питания
1. Вести работу по удешевлению школьного питания за счет продукции, выращенной на учебно-опытных участках, в таблицах и т.д. (администрация, учителя с/х труда).
2. Для обеспечения рационального и сбалансированного питания школьников разрабатывать недельные, перспективные меню для различных возрастных групп в соответствии с рекомендациями (организация питания в учебных заведениях) (работники школьной столовой — постоянно).
3. Организовать диетпитание для нуждающихся учащихся (директор – постоянно).
4. Систематически осуществлять контроль качества блюд (администрация, медработники — постоянно).
5.Обеспечить участие детей и подростков в операции "Зеленая аптека", практиковать выращивание на опытных участках школ лекарственных растений, а также их сбор в лесах; использовать фитонирование в школьном питании как противорационное средство (администрация — постоянно)
Работа с родителями
1. Организовывать встречи родителей и работников ГАИ по профилактике ДТП с участием детей (зам. директора, социальный педагог —1 раз в год).
2. Включить в план работы с родителями изучение и реализацию законов: "Об охране и использовании животного мира", "Об охране атмосферного воздуха" и др. (администрация, классные руководители — ежегодно).
3. Обеспечить изучение с родителями на лекториях следующих тем: "Основные принципы ЗОЖ и методика их формирования", "О пагубном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека", "Профилактика заразных, кожно-венерических заболеваний и СПИДа", "Актуальные вопросы сохранения сексуального здоровья детей" и др. (администрация, ТМО — ежегодно).
4. Постоянно доводить до сведения родителей результаты медицинского осмотра школьников узкими специалистами, содействовать выполнению рекомендаций врачей (медработники школы, классные руководители — ежегодно).
Физкультурно-оздоровительная работа
Работа с кадрами
1. Анализировать состояние физического воспитания учащихся на педсовете (администрация —2 раза в год).
2. С целью повышения квалификации физкультурных кадров организовать конкурс педагогического мастерства учителей физкультуры (администрация — постоянно).
3. Проводить диагностику физического развития и здоровья детей (администрация — ежегодно).
4. Организация профориентационной работы среди учащихся по специальности "Физическая культура" (администрация, учителя физкультуры — постоянно).
5. Проводить работу по подготовке физического актива (учителя физкультуры — постоянно).
6. Организовать поиск и подготовку одаренных в спортивном отношении детей для передачи их в высшее звено спортивной подготовки (учителя физкультуры — постоянно).
Учебная работа
1. Обеспечить отбор форм организации урочной и внеклассной работы, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков (учителя школы — постоянно).
2. Включать в структуру учебной и воспитательной работы элементы оздоровительной направленности (учителя школы — постоянно).
3. Организовать углубленное медицинское обследование детей и подростков (администрация, медработники школы, ТМО – 2 раза в год).
4. Обеспечить выполнение программ по физической культуре детьми СМГ (администрация, учителя физкультуры — постоянно).
5. Проводить пропагандистскую работу среди учителей и подростков о вреде курения, алкоголя, наркотиков для организма человека и о перспективе занятий физической культурой и спортом (учителя физкультуры, биологии — постоянно).
Спортивно-массовая работа
1. Организовать смотр-конкурс уровня физической подготовленности учащихся (учителя физкультуры, администрация — май, ежегодно).
2. Проводить конкурс на высший зачетный балл среди выпускников 4, 9, 11 классов (учителя физкультуры, администрация – май, ежегодно).
3. Обеспечить качественное проведение уроков физкультуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, внеклассных и внешкольных занятий физкультурной и спортом (администрация — постоянно).
4. Организовать проведение дней и Недель здоровья, соревнований по ОФП (администрация, учителя физкультуры — постоянно).
5.Проводить физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия во время каникул "Каникулы – пора спортивная" (администрация, учителя физкультуры – май, ежегодно).
6.Обеспечить систему стимулирования занятий физкультурой‚ спортом (администрация – постоянно).
Литература
- Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 61с.