Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию фотографии
Цели урока:
развивающая– развить умение совершенствовать свою речь, делать языковой анализ текста, обогатить словарный запас;
обучающая- научить подбирать необходимый словарный материал, научить работе с черновыми вариантами сочинения;
воспитывающая – воспитать стремление узнать о прошлом своей семьи, пробудить внимание к близкому человеку, его жизни, переживаниям.
Тип урока: урок развития речи.
Методы: беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы,
словесное рисование, наблюдение, анализ текста, поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
ТСО: мультимедиа.
Оформление урока: компьютерная презентация «Портрет. Описание
внешности интересного человека»; эпиграф, словари, репродукции портретов.
1. Слово учителя:
Время необратимо идет вперед, оставляя за собой события, даты, судьбы. Но память о прошлом живет в людях, без нее человек не может быть полноценной личностью. Людей, особенно пожилых, часто одолевает тоска по прошедшим , прожитым годам, по своей молодости. И это естественно.Но как бы ни хотелось попасть в прошлое, сделать это невозможно. « Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними ,» — говорили древние римляне.
А вот остановить мгновение жизни можно.
- При помощи чего это можно сделать? (при помощи фотографии)
- А до возникновения этого чуда – фотографии, как можно было остановить мгновение? (при помощи портрета)
-
2. Определение цели урока
Итак, сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-Описания фотографии. На уроке мы соберём рабочие материалы, составим план, само сочинение напишете дома. Запишите в тетрадях число и тему.
3. Слово учителя:
Теперь мы переходим к основному этапу нашей работы. Мы обратимся к необычной картине. Это картина Александра Шилова
«Зацвёл багульник».
4. Рассказ о художнике с демонстрацией его автопортрета, слайд
В центре Москвы, на улице Знаменка, в одном из старинных особняков расположена картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова. Александр Максимович Шилов родился в Москве в 1943 году. Окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова по классу живописи. С конца 70-х годов у Шилова был ряд персональных выставок в Москве, Ленинграде, Томске, Париже, Лиссабоне. Лучшие полотна художника – это не просто плод высокой техники и изобразительности, а мир человеческой души и мысли, выраженных в образах реальных людей. В его картинах - вся правда о наших современниках и нашем мире. Одной из таких картин является полотно «Зацвёл багульник», которое было написано в 1980 году
5.Беседа по картине.
- Кто на ней изображён? (пожилая женщина
- какое настроение создаётся у вас при взгляде на неё?
- Нравится ли вам этот портрет?
- Почему картина названа «Зацвёл багульник»?
(она внимательно, удивлённо смотрит на веточки багульника, которые только-только дали первые цветы)
- Кого напоминает вам изображённая женщина?
- Как вы думаете, кого изобразил Шилов? (возможно свою бабушку, учительницу.
Эта женщина – учительница начальных классов Галина Николаевна Лачинова, которая всю жизнь отдала любимой работе в школе.)
- Как относится автор к героине
- На первый взгляд, перед нами обыкновенная пожилая женщина, образ которой выражен неяркими красками. Но внимательно рассмотрев картину, мы почувствовали богатый внутренний мир, душевность, которая исходит от выразительного лица, удивительных глаз героини, изучающего взгляда.
-
- Работа с искусствоведческим текстом
слайд
7. Теперь мы найдем и выпишем слова и словосочетания для описания внешности героини картины.
слайд
8. Слово учителя
Сегодня у вас в руках не шедевры, а старые фотографии. О чем они вам поведали?
9. Рассказ учащихся о фотографии по плану слайд
План(план на слайде)
1. Когда была сделана фотография?
2. Кто на ней изображено?
3. Какое событие запечатлено?
4.Как выглядели люди на снимках?
Физминутка "А кто его знает, чего он моргает:"
Подмигнем соседу по парте правым глазом 5 раз подряд. Проделаем то же самое левым глазом. А теперь поморгаем обоими глазами 10 раз.
10. Слово учителя
- Остановимся на том, как выглядят люди, герои ваших фотоснимков. Мы попробуем создать портрет, но не с помощью кисти и красок, как это делают живописцы. Мы позовем на помощь слово и создадим словесные портреты. Чтобы эта работа получилась, нужно знать, из каких элементов состоит словесный портрет, то есть, что нужно описывать. На что, глядя на портреты, мы обращаем внимание?
- на черты лица
- А что главным является на лице? (глаза) Правильно, потому что в глазах отражается все, что происходит в душе
-на фигуру,
-на позу,
-на одежду
План на слайде
11. Работа с раздаточным материалом
проверка
12. Словарная работа слайд
У большинства из вас используются одни слова: изображен, изображена.
Давайте подберем синонимы к этому слову
запечатлен, снят, схвачен такой момент, миг, ситуация, эпизод, фрагмент жизни; остановлено мгновение, фотография отражает, с фотографии на нас смотрит)
-А теперь еще раз посмотрите внимательно на снимки и попробуйте создать такие словарные портреты, чтобы тем, кто не видит ваших фотографий, было ясно, какой человек на них запечатлен. Кому нужно словарный портрет доработать?
13. Домашнее задание.
Каждый пусть напишет сочинение по своим возможностям. Для всех работ обязательно описание внешности героев снимков. Кто заинтересовался и чувствует свои возможности, пусть напишет сочинение, в котором отразит все вопросы предложенного плана.
14. Рефлексия слайд
Закончите одну из предложенных фраз:
- у меня получилось:
- меня удивило:
- мне захотелось:
15. Оценки
А закончить урок мне хочется следующими строками: слайд
Все люди, как книги, и мы их читаем,
Кого-то за месяц, кого-то за два.
Кого-то спустя лишь года понимаем,
Кого-то прочесть не дано никогда.
Наш мир весь наполнен загадкой и тайной,
А жизнь человека- вечный урок.
Ничто не поверхностно и не случайно,
Попробуйте только взглянуть между строк...