Патриотическое воспитание дошкольников

Единый методический день

«Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников

через реализацию регионального компонента ООП МАДОУ»

 

 

Цель:

Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по патриотическому воспитанию дошкольников через реализацию регионального компонента МАДОУ.

Задачи:

  1. Изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению
  2. Систематизировать, имеющиеся у педагогов знания по  данной проблеме. 
  3. Разработать программу по патриотическому воспитанию на основе регионального компонента с приложениями конспекты, игры ЭОР

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми по формированию патриотических чувств  у дошкольников и знаний  регионального компонента Программы по темам: «Детский сад»,  «Семья»,  «Родина».

Ход :

 1.      Тренинг на возникновение образа родины

Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей родине. А что такое родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса…

Я предлагаю всем встать в круг.  Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).

Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они  похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «родина», исходя из ваших образов.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».

 

  1. РЕШЕНИЕ кроссворда по теме.

 

  1. Актуальность темы.

С введением в действие ФГТ ОУ самостоятельно разрабатывает Программу, на основе требований ФГТ и программы, соответствующей данным требованием, причем в содержание программы ОУ темы берутся в соотношении обязательная - 80% / вариативная - 20 %.

С введением в действие с 1.09.2013 г.  ФЗ «Об образовании» в ДОУ вводится Стандарт,   объем программы изменяется,  обязательная часть будет составлять - 60% / вариативная - 40 %. – патриотическое воспитание через региональный компонент приобретает особую актуальность

 

Давайте рассмотрим  одно из  направлений   ФГОС ДО - Социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Раздаточный материал Стандарт ДО.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные; развития общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости. Сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование позитивных установок к различным видам  труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 

Работа в микрогруппах :

Задание 1 группе.

Доработать презентацию «Патриотическое воспитание дошкольника».

Задание 2 группе.

Разработка программного содержания по внедрению регионального компонента.

Задание 3 группе.

Составить план по разработке детских проектов

Время работы 10 мин.

 

   Выступления микрогрупп (25 мин).

  1. Выступление из опыта работы Федоровой Т.В. по теме: «Приобщение детей к культуре родного края, как средство воспитания чувств патриотизма».

(игра «Лото»).(до 10мин).

 

Вывод:

Академик Д.С.Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания дошкольников. Для выросшего поколения чужды понятия «Родина», «патриотизм», «отечество».Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия.Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, «складывается» человек». Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины-родного города, поселка, деревни. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

 

 

 

 

 

Раздаточный материал для первой группы.

 

Патриотическое воспитание дошкольника включает в себя:

ž  формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность); 

ž     приобщение к истокам национальной региональной культуры; 

ž   формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

ž   воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

Кто такой «патриот»?

 Цели патриотического воспитания:

ž  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ

ž  ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ:
Нравственное сознание
экологическое сознание
эстетическое сознание

Компоненты сознания :

ž  Знание человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает как фразу «Я знаю, что это наше!»

ž  Положительное отношение к определенным «нашим» фактам истории и культуры. («Я горжусь, одобряю такие события»).

ž  Готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране. («Я готов действовать на благо своей страны»)

ЗАДАЧИ патриотического воспитания:

- РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ.

Патриотическое воспитание затрагивается по программе «От рождения до школы» в области «Познание».(работа с программой)

 

Методы патриотического воспитания:

(целевые прогулки, наблюдения, объяснения воспитателя с сочетанием показа и наблюдениями детей, беседы о родном городе, обогащение и стимулирование детского творчества, привлечение к посильному общественно-полезному труду)

Работу по патриотическому воспитанию можно разбить по 4 направлениям:

ž  1 направление. Воспитание на боевых традициях народа.

ž  2 направление. Историко-краеведческая работа.

ž  3 направление. Формирование правовых знаний.

ž  4 направление. Воспитание на культурных традициях народа.

Сущность понятия «гражданственность»  состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.

Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач:

ž  Сущность понятия «гражданственность»  состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.

Для эффективности решения комплекса задач патриотического воспитания необходимо соблюдать ряд условий.

ž  Комплексный подход;

ž  Знание педагогом истории и культуры своего народа;

Правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);

ž   тематическое построение материала;

ž  Совместная работа детского сада и семьи

Содержание работы с родителями

ž  определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-этических понятий «Отечество», «Патриот», «Гражданин»;

ž   определение форм и средств воспитания детей в семье;

ž   повышение педагогической культуры родителей, расширение их педагогического кругозора

Толерантность — культура межнациональный отношений. В ДОУ воспитываются дети разных национальностей. Есть дети, которые воспитываются в семьях с межнациональным браком. Поэтому очень важно ознакомить детей с культурными традициями разных народов, постараться воспитывать  доброжелательное отношение к людям разных национальностей.

 

Раздаточный материал для второй группы

Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей.

 

Для формирования основ правового сознания у дошкольников будем использовать следующие понятия: Родина, Отчизна – страна, в которой родился, вырос, где живет. Малая Родина – место, где человек родился, вырос, где живут родные и близкие.

Достопримечательности – место или принадлежащий какому-нибудь месту предмет, заслуживающие особого внимания.

Герб – эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы.

Специфической особенностью патриотического воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке; восхищение тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, с его символами. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм,