"Лучшая предметно-пространственная здоровьсберегающая среда"

Материалы на конкурс  «Здоровые дети - здоровая страна»

 МА ДОУ Голышмановский ЦРР – детский сад № 3 «Вишенка»

 

в номинации: «Лучшая предметно-пространственная здоровьесберегающая среда»

 

Нет такой стороны воспитания на кото-

рую обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

 в прямой зависимости от непосредственно

 окружающего ребенка конкретного мира …

тот, кому удается создать такую обстанов-

ку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок  будет жить – развивать-

ся собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершаться из

самого себя, от природы…

Е.И.Тихеева

 

      Одно из условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметной, здоровьесберегающей среды. В группах создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Для оформления стен используются светлые пастельные тона. В спальных комнатах удачно сочетается цветовая гамма стен, штор и покрывал. Попадая в «Изостудию» дети погружаются в мир прекрасного – картины, цветы, декоративно-прикладные изделия,  детские работы и художественное оформление стен с использованием элементов гжельской росписи. Уютный  физкультурный - актовый зал, музыкальный зал в интерьере, которого используется хохломская роспись,-   все в детском саду создает естественную комфортабельную уютную  обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями.   

    

    Логопедический кабинет детского сада выполняет одновременно функцию сенсорной комнаты. Кабинет оснащен современным сенсорным оборудованием: пузырьковой колонной, световым столом для рисования песком, зернистым пластилином, различными шнуровками и замочками, которые воздействуют на тактильные, эмоциональные ощущения, влияют  на зрительное восприятие, слух помогают решать психоэмоциональные и психофизические проблемы, укрепить здоровье малыша.

      Занимаясь дизайном помещения, мы учитывали силу цвета, поскольку цветовая гамма оказывает значительное воздействие: на подсознательном уровне мы чувствуем энергетику того или иного цвета. Стены логопедического кабинета оклеены моющимися обоями  нежно - голубого фона с темно-синими и желтыми  мерцающими звездами. Сенсорное оборудование и цветовая гамма кабинета помогает   снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье взрослых и детей  создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. В сенсорной комнате детей и педагогов охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

      При организации предметно - развивающей пространственной  среды учитываем индивидуальные и возрастные  особенности развития, создаем ситуацию выбора. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей  это просматривается не только в помещениях детского сада, но и на прогулочных площадках в любое время года. 

     Легко переносимая и трансформируемая «Тропинка здоровья», в которую входит: ребристая дорожка - для профилактики плоскостопия,  балансир - для развития координации движений, «сухой дождь» - для развития тактильных ощущений (массаж головы)  способствует развитию  и  укреплению общей моторики.  

       Для проведения физкультурных занятий, досугов и развлечений спортивный зал оборудован средствами для применения информационно – компьютерных технологий, используемым для совместной, игровой, физкультурно-оздоровительной, познавательно-исследовательской деятельности педагогов, родителей и  дошкольников. Оснащен различным спортивным инвентарем: су-джо, фитболами, гантелями, гимнастическими палками, лентами, косичками, флажками, обручами, маракасами, мягкие модули, тактильные коврики. В Учреждении имеется нетрадиционный спортивный инвентарь, изготовленный с привлечением родителей: мешочки с песком для метания и формирования правильной осанки (11 родителей), для коррекции плоскостопия - мешочки с камушками (8 родителей)  и массажные коврики, для проведения закаливающих мероприятий после сна (150 родителей)  султанчики (5 родителей)  и другое.  Различные  тренажёры:  «бегущий по волнам», «гребной», «беговая дорожка», «велотренажер», «силовой тренажер», для индивидуальной работы с дошкольниками.

    Для повышения двигательной активности дошкольников приобретены: футбольные ворота, баскетбольный щит, тренажер «попади в цель»,  лыжи, набивные мячи, «сухой бассейн», спортивный комплекс и многое  другое.    Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, позволяет малышам упражняться во всех видах основных движений в помещении.

    Во всех группах детского сада оборудованы физкультурные центры, содержащие все необходимые пособия: ленты, платочки, гимнастические палки, мячи различных размеров для проведения утренних гимнастик и организации свободной самостоятельной  деятельности, для проведения гимнастик после сна используются дорожки здоровья, массажные коврики, изготовленные руками родителей,  для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки.

    Для эффективной организации двигательной активности в течение дня в групповых помещениях, мебель размещена по периметру групповой комнаты, таким образом, что во время свободной деятельности детей  столы раздвигаются, оставляется максимальное пространство для движения. Педагоги стараются эффективно использовать все пространство групп и детского сада, используя холлы Учреждения.

 

Легкотрансформируемое оборудование- мягкие модули: светофоры, разделительная полоса, зебра, бензоколонки, автозаправка, машины, используются как в физкультурном зале, так и на территории оборудованного автогородка. Позволяет в доступной, занимательной, игровой форме знакомиться с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах. В процессе специально организованной деятельности у детей развивается наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве. Дети учатся соблюдать элементарные правила организованного поведения на улице и в транспорте, понимать значение сигналов светофора, дорожных знаков.

         Участок детского сада  оборудован спортивной  площадкой с зонами для подвижных и спортивных игр, где имеется: прыжковая яма, полоса препятствий, бревно, щиты для метания, спортивный многофункциональный комплекс, футбольное поле, организована волейбольная площадка и турники для подтягивания, рукоход. Летом на площадке действует дорожка здоровья, которая позволяет ходить босиком по гальке, песку, воде, траве, сосновым шишкам, что способствует закаливанию детского организма, профилактике плоскостопия, развитию разных физических качеств. В её изготовлении приняли участие 4 родителя.

 Прогулочные участки  всех групп  оборудованы с учетом  возраста детей:  спортивными комплексами, баскетбольными щитами,  горками. Для развития вестибулярного аппарата имеются качели, бревна для ходьбы.

   Оздоровлению и общению детей с природой ближайшего окружения помогает специально  оборудованная экологическая тропа детского сада. Она позволяет организовывать  наблюдения в разные времена года, проводить  игры, экскурсии, исследования  и другие виды деятельности.

     В целях организации интересного досуга воспитанников на территории детского сада располагаются: деревенский дворик,  зона асфальтных игр, уголок туриста. Коллектив детского сада стремится, чтобы участок ДОУ был красив круглогодично.  Зимой – пушистой изморозью, снежными постройками. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, лыжах или коньках, спуски с ледяных горок, подлезание метание, подвижные игры, вокруг красоты, созданной руками педагогов и родителей. Летом- -пестроцветьем газонов и клумб, интересными развлечениями. Богата его палитра и осенью- яркими красками, золотом деревьев и кустарников. Весной он радует дошкольников пробуждением жизни, прилетом птиц, появлением насекомых.