Активные методы в работе с дошкольниками

Презентация. Опыт работы. 

Роль  активных методов  и приемов в  музыкальном развитии дошкольников.

Из опыта работы Бодриковой Ирины Валерьевны, музыкального руководителя МА ДОУ ГЦРР, детский сад №3 «Вишенка», р. п. Голышманово, Тюменской области.

 

       В настоящее время современная  педагогика  требует коренного изменения стратегии и тактики обучения, в том числе и в дошкольном образовании. Главными характеристиками выпускника любого образовательного  учреждения являются его  компетентность и мобильность. В этой связи акценты в обучении переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого ребенка. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффек­тивным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и зону интереса.

      Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована  многими  педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях детского сада, что предопределило актуальность выбора данной темы.  Дошкольный возраст уникален.  От того, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Цель работы: изучить  влияние активных методов обучения  на процесс  музыкального  развития  детей  старшего дошкольного возраста.

Пути решения:

  1. анализ психолого-педагогические основ активных методов обучения;
  2. разработка  и систематизация  методов и приемов  по активизации творческой и познавательной деятельности дошкольников;
  3.  апробирование  музыкальных занятий с использованием  активных  методов обучения.

Рассмотрим их более подробно.

1.1. Психолого-педагогические основы активных методов обучения.

В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы. В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах  Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина,  А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова,  хотя систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М.Бирштейн, Т.П.Тимофеевского, И.М.Сыроежина, С.Р.Гидрович, В.И.Рабальского, Р.Ф.Жукова, В.Н.Буркова, Б.Н.Христенко, А.М.Смолкина, А.А.Вербицкого, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова и т.д. Системно были разработаны два основных направления развивающего обучения: В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В системе Л.В. Занкова были заложены принципы проведения обучения на высоком уровне трудности, быстром темпе прохождения учебного материала, повышения теоретических знаний. Система развивающего обучения В.В. Давыдова, направлена на познание, познавательную деятельность обучающихся. Если в традиционной системе обучение направленно от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому, то в системе обучения В.В. Давыдова, наоборот, от общего к частному, от абстрактного к конкретному; знания усваиваются путем анализа условия их прохождения. Обучаемые учатся обнаруживать в учебном материале основное, существенное  отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний, это отношение они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучить свойства учебного материала в чистом виде; обучаемые учатся переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно. Данная система получила всестороннее применение и внедрение в практику обучения. М.А. Данилов, В.П. Есипов в своей работе "Дидактика" сформулировали некоторые правила активизации процесса обучения, отражающие некоторые принципы организации проблемного обучения: вести обучающихся к обобщению, а не давать им готовых определений, понятий; эпизодически знакомить обучающихся с методами науки; развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий. В этих направлениях была хорошо выражена цель преподавания, но не указан процесс обучения, средства и пути достижения цели. Далее, в 1965 году М.Н. Скаткин, анализируя исследования по активизации процесса обучения, акцентирует внимание на практику педагогов новаторов, и говорит о начале его исследования как нового направления в дидактике.

         Как видно из вышесказанного проблемное и развивающее обучения включают в себя элементы друг друга. Применение в практике обучения этих видов привело к возникновению методов получивших название активные. В основе, которых лежит диалогическое взаимодействие педагога и учащихся. Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др. Но данные исследования по активным методам проводились, прежде всего, на материале школьного обучения.  А.М. Матюшкин в своих работах обосновал необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы, ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности педагога и учащихся, их взаимной активности в рамках "субъект - субъектных" - отношений. Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается на совокупность дидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы, которые предлагает А.А.Балаев, а именно:

1. принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности учащихся и темой занятия,

2.  принцип моделирования. Педагогу необходимо смоделировать и конечный результат, то есть описать «модель учащегося», завершившего обучение. А именно: какими знаниями (их глубина, широта и направленность) и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен быть подготовлен.

3. Принцип входного контроля. Входной контроль дает возможность с максимальной эффективностью уточнить содержание учебного курса, пересмотреть выбранные методы обучения, определить характер и объем индивидуальной работы с обучающимися, аргументированно обосновать актуальность обучения и тем вызвать желание учиться.

4. Принцип соответствия содержания и методов целям обучения. Для эффективного достижения учебной цели необходимо выбирать такие виды учебной деятельности, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи.

5. Принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда дети узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Так А.М.Матюшкин, один из основателей теории проблемного обучения, утверждает, что именно проблемное построение занятия гарантирует достижение учебной цели. Во время занятия ставятся вопросы, требующие поиска, что активизирует мыслительную деятельность детей, а это важное условие эффективности обучения.

6. Принцип «негативного опыта». В практической деятельности вместе с успехом, допускаются и ошибки, поэтому необходимо учить человека избегать ошибок. Эта задача очень актуальна. В соответствии с данным принципом в учебный процесс, построенный на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих элемента:

-  изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях,

- обеспечение ошибки в процессе освоения знаний, умений и навыков, источником которой, как правило,  является отсутствие необходимого опыта. Анализ последовательности действий ребенка помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи.

7. Принцип «от простого - к сложному». Занятие планируется и организуется с учетом нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении.

8. Принцип непрерывного обновления. Одним из источников познавательной активности  является новизна учебного материала, конкретной темы и метода проведения занятия. Информативность учебного процесса, то есть насыщенность новым, неизвестным, привлекает и обостряет внимание детей, побуждает к изучению темы, овладению новыми способами и приемами учебной деятельности.

9. Принцип организации коллективной деятельности. Возникает задача развития у старших дошкольников способности к коллективным действиям, формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата.

10. Принцип опережающего обучения. Этот принцип подразумевает овладение в условиях обучения практическими знаниями и умение воплотить их в практику, сформировать  у детей уверенность в своих силах, обеспечить высокий уровень результатов в будущей деятельности.

11. Принцип диагностирования. Данный принцип предполагает проверку эффективности занятий.

12. Принцип экономии учебного времени. Активные методы обучения позволяют сократить затраты времени на освоение знаний и формирование умений, навыков.

13. Принцип выходного контроля. Необходимо проследить успешность обучения  на следующей ступени.

Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций.

2.1.  Активные методы обучения, применяемые в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

 

          Методы активного обучения (в сравнении с традиционными)  готовят обучающихся к творческой самостоятельной деятельности. Они подразделяются на неимитационные и имитационные. Имитационные методы делятся на  игровые и неигровые. К игровым методам  относится проведение игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.

Игра — единственная сфера жизнедеятельности, в которой ребенок может проявлять собственную внутреннюю активную  позицию. Труды Н.А. Бернштейна, выдающегося русского психофизио­лога, посвящены изучению связи мыслительных планов с плана­ми движения. В них говорится о том, что разные уровни и качества построения движений непосредственно влияют на соответствую­щие мозговые структуры. Овладение различными движениями и есть цель играю­щего, развивающая задача не ставится непосредственно — она находится внутри действия. В процессе организации творческих игр важно создание игрового образа и игрового персонажа.

Принципы организации игр: 

  • имитационного моделирования ситуации; 
  • проблемности содержания; 
  • ролевого взаимодействия в совместной деятельности; 
  • диалогического общения;
  • двуплановости игровой учебной деятельности.

Имитационная модель игры:  цель, предмет игры, система оценки.

Компоненты игровой модели: сценарий, правила, цели, роли и функции игроков.

Игровая модель включает педагогическую задачу,  целью которой служит обучение и воспитание.

Правил игры не много, они должны включать технологию, регламент, роли игроков и ведущих, систему оценивания. Разбор игры в конце несет основную, обучающую и воспитательную нагрузку.

Имитационные упражнения закрепляют в творческой обстановке важные навыки или понятия. Условия таких упражнений должны содержать элемент противоречия.

Метод творческих заданий преследует цель стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность).

Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ. Круги Луллия.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет  обучать ребенка под девизом «По жизни с творчеством!» и позволяет ему проявлять самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. Целью использования данной технологии  является развитие таких качеств  мышления дошкольника, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; качеств   личности - активность, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Описание метода.

Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки,   писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности.

Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8: с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом; в работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом;  дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

 Тренинги с Кругами Луллия целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). Тренинг должен состоять из двух частей: 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание - РЗ); 2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание - ФЗ).

Технологическая цепочка проведения тренинга.

1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.

2. Ставится задача тренинга. Детям предлагается найти соответствия на кругах. Объясняют, что получилось.

3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

4. На основе фантастического преобразования составляется творческий продукт. Предположение  практической значимости объектов с необычными признаками.

Метод развивающего дискомфорта позволяет стимулировать активно-поисковое поведение (поисковую  активность), формировать твор­ческое отношение к явлениям окружающей действительности, как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования. 

Метод экспериментирования в исследовательской ситуации способствует стимулированию  активно-преобразующей  деятельности  ребенка (поисково-познавательной  активности).  

Истинно творческая суть дет­ского экспериментирования заключается в том, что оно не задано взрослым ребенку заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объек­те. Деятельность экспериментирования характеризуется усложне­нием и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, достигает их, получая новые знания о предметах. Детское экспериментирование носит, как правило, креатив­ный характер и стимулирует формирование креативной направ­ленности личности. В ее структуре ведущую роль активно начина­ет играть наступательная позиция — позиция маленького иссле­дователя — экспериментатора, положительно влияющая на развитие всех сфер психики дошкольника и определяющая поисково-пробующий строй его личности. Исследования совре­менных молодых ученых в этой области (например, В.Т. Кудрявцева о детском экспериментировании, как основе твор­чества), позволяют ис­пользовать метод экспериментирования и в работе с дошкольниками.

Свободная деятельность экспериментирования ставит перед ребенком следующие задачи:

  • самостоятельно определить цель и способы действия (ма­нипуляция, модификация, операция, соотнесение и т.п.);
  • отследить собственные результаты и соотнести с ними дей­ствия;
  • зафиксировать конечный продукт (им может быть и новый способ действия, и новый достигнутый эффект).

Результатом можно считать получение новой информации о свойствах объектов, возникновение вариативных способов действий с ними, собственную поведенческую активность ребенка.

Проблемный метод предполагает шаги: проблемная ситуация, проблемная задача, модель поисков решения.

Популярным методом эвристического поиска является «Мозговой штурм» – это метод активизации коллективной деятельности. Решением задачи управляет руководитель. Он ставит условия задачи перед «штурмом». Группа «генераторов идей» выдвигают максимальное количество гипотез, любые фантастические, шутливые, дополняя друг друга. Группа экспертов оценивает гипотезы. Для активизации «штурма» используют приемы: инверсия (сделай наоборот), аналогия,  эмпатия (выясни свои чувства), фантазия.

Данные методы ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества — основа готовности дошкольников к  условиям современной жизни.

 

2. 2.  Активные методы и приемы, направленные на музыкальное развитие дошкольников.

Рассмотрим некоторые из активных методов, применяемых  мной в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста.

       Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют  учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах музыкального развития  ребенка. Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ. Мною сделана попытка проверить и адаптировать  на базе своего детского сада некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ.

Так в работе с детьми старшего дошкольного возраста при закреплении песенного репертуара применяю метод активизации мышления:  метод морфологического анализа песни. В качестве наглядности использую «Морфологическую таблицу». Например, по горизонтали ставлю картинки с изображением времен года, по вертикали – героев песен (приложение 1). Дети  легко вспоминают название песни и рассуждают о характере музыки.

В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» использую «Морфологическую таблицу для придумывания с детьми нового музыкального инструмента» (приложение 1): по горизонтали картинки с изображением предметов-емкостей, по вертикали – изображения предметов, которыми можно заполнить взятые нами емкости. На соединении осей координат получается новый инструмент. Дети придумывают название получившихся шумовых музыкальных инструментов, могут сами их изготовить и сыграть на них аккомпанемет.

 Еще один вид морфологического анализа – «Круги Луллия».

Рассмотрим примеры использования «Круг Луллия» в музыкальном развитии дошкольников старшего возраста.

С помощью «Кругов Луллия» закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах и  музыкальных жанрах (приложение 2). Первый круг – символы: песня, танец, марш; второй круг –  музыкальные инструменты. На выпавшем в круге  музыкальном  инструменте ребенок должен исполнить аккомпанемент в  выпавшем жанре. В разделе «Музыкально-ритмические движения»  (приложение 2) применяю такие  «Круги  Луллия»: первый – сказочные герои, второй –  движения в виде символов. Задание: раскрутив оба круга, выполнить движение в характере выпавшего героя.                                                                                                                                                                                                                             «Круги  Луллия» – на исполнительское творчество (приложение 3): первый круг – четыре времени года, второй круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца, дети должны вспомнить и озвучить песню в характере выпавшей пиктограммы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Упражнения на подбор пары: в одном из секторов устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. (Одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го кольца). Например, упражнение "Музыкальные инструменты". Цель: учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей. Материал. На стержне - два круга  (на большом круге  - изображения объектов, на маленьком – части  этих объектов). Реальное задание: уточнение имеющихся знаний о музыкальных инструментах (посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором). Фантастическое задание:  на развитие воображения (раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой). Придумай историю о получившемся музыкальном инструменте ( Как можно было бы  использовать этот музыкальный инструмент?). Упражнение  на формирование звуковысотного  слуха  «НАЙДИ   ЗВУК » (приложение 4): 1-й круг – изображения  животных, издающих звуки определенной высоты: медведь, волк,  кошка, мышка; 2-й круг -  клавиатура  фортепиано, окрашенная в разный по  цвету контур  (синий, фиолетовый, зеленый, желтый) соответствует  низкому, среднему и высокому диапазону. Реальное задание: назвать высоту звука по диапазону (низкий, средний, высокий регистр). Найти и сыграть этот звук на клавиатуре фортепиано в соответственном регистре. Фантастическое задание: придумать историю, где бы животное пело голосом такой высоты звучания. Например, в сказке «Волке и семеро козлят» волк запел тоненьким (высоким) голоском.

К  процессу создания «Кругов  Луллия» можно подключить и самих дошкольников.

 Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей – метод фокальных объектов. Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие необычные свойства. Например, «Мелодия». Предлагаю детям придумать несколько слов-объектов. Например, «королева», «снег», «ветер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. К примеру: «мелодия суровая, колючая, холодная, ветреная, как  Снежная Королева». Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с помощью этого метода  активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения.

Метод Мозгового Штурма используется практически на каждом музыкальном занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и рассказать сказку, но без слов. Как быть? Что делать? Ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами, например: с помощью музыки, жестов, движений, костюмов и т.д. Главное, чтобы дети  сами выдвигали разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения. Примером может служить сказка «Айболит». Ее содержание можно передать с  помощью музыки (К.Сен-Санса - «Королевский марш львов» и  «Слоны», И.Морозова - фрагменты из балета «Доктор Айболит»; М.Мееровича - «Песенка про Африку»; В.Попович -  «Африка»), элементов костюмов (шапочка доктора, халат, шапочки обезьян и других животных);  игрушек;  движений; мимики (приложение 3).            

Синектика. Возможности метода: незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием  эмпатии – личностного уподобления: способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Удачен этот прием и на музыкальных занятиях. Дети перевоплощаются в движениях в больную куклу в пьесе П.И.Чайковского «Болезнь куклы» и здоровую в пьесе «Новая кукла»; в забавного и неуклюжего клоуна в пьесе Д. Кабалевского «Клоуны» и так далее. Таким образом, восприятие и понимание музыкальных произведений происходит через ощущения во всем организме.

Метод «Символическая аналогия» можно применить при ознакомлении дошкольников с музыкальной грамотой. Так, например, мелодию дети сравнивают с узором  на ткани, где идет чередование мотивов (приложение 4).

В музыкальном развитии дошкольников уместно применение таких приемов, как : «Музыка моего тела» – ритмическая игра звуками своего тела (щелчки языком, постукивание по щекам, игра на поверхностях рук, ног и т.п.). «Игра со звуками», издаваемыми разными предметами, например:  музыка, рожденная из шума  (шелест бумаги разной фактуры, шум воды и т.п.). Шумовые инструменты  тоже участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления  (и расческа может оказаться музыкальным инструментом). «Графическая запись» – символическое изображение отдельных свойств музыкального  звука (динамики, высоты, длительности, тембра), запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов. Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музыки как вида искусства и особенностям восприятия дошкольников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Акцент делается на особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации (приложение 4). На занятиях можно применять игру-противопоставление «Хорошо – плохо». Так  с детьми можно рассуждать на тему «Музыкальные инструменты»: самодельный музыкальный инструмент это хорошо или плохо, почему? (Хорошо: можно сделать самому из любых материалов, плохо - может легко сломаться и т. п.)

Метод творческих заданий. Творческие задания для развития образного мышления и выразительности речи: 

«Угадай по описанию».  Цель  - учить детей выделять признаки объектов, по описанию определять объект. Методические рекомендации. Один из детей становится спиной к играющим. Ведущий по очереди показывает детям картинку с изображением музыкального инструмента, каждый называет  что-то из характеристики данного инструмента и передает картинку следующему. Нужно назвать, как можно больше признаков и не повториться. Водящий (стоящий спиной) дает название инструмента. Например: ударный; деревянный; расписной; с одного края широкий, с другого узкий; всегда с подружкой или двумя; веселит людей под русские народные мелодии. Это – ложки.

«Назови друзей». Цель - учить детей подбирать синонимы одному из признаков  мелодии. Методические рекомендации. Ведущий называет какой-либо признак  прослушанной мелодии (веселая).  Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (забавная, потешная, смеющаяся и т.д.). Системное использование данного приема в работе с детьми пятого и шестого года жизни помогает развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность; поисковую активность, стремление к новизне.

«Нарисуй музыку» - дети передают в рисунке содержание и настроение прослушанного музыкального произведения, проявляя творчество в выборе цвета,  формы и т.п.

Приемы: показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога - по очереди или по желанию); показ упражнения условными жестами, мимикой; «провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

Данные приемы развивают способность к творческому самовыражению в движении под музыку, подводят детей к творческой интерпретации музыкального произведения, формируют умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. К творческим заданиям, относится инсценирование песен. Так, в начале, детям предлагается прослушивание песни, проговаривание текста, затем - игровые «пробы», в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песни. Роль педагога - наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, но, ни в коем случае не перехватывать инициативу, а помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции.

Метод образно-игрового вхождения в музыку можно рассмотреть на примере инсценирования песен. В начале, детям предлагается прослушать песню, вникнуть в  текст, затем попытаться выразить в движениях содержание песни. Роль педагога - наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их,  помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции, но инициатива остается за детьми. Не менее интересными и познавательными для детей являются пластические этюды, которые направлены на реализацию ребенком собственного понимания музыки.

Метод проб и ошибок – врожденный метод мышления. Решая какую-либо задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. Например,  с детьми подбираем звучание музыкального инструмента к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели).

Метод маленьких человечков. Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота). Техника применения метода сводится к следующим операциям:

  • выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи и представить эту часть в виде маленьких человечков,
  • разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи,
  • полученную модель рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия. 

Пример: моделирование длительностей музыкальных звуков с помощью человечков (целая – прабабушка или прадедушка,  половинная – бабушка или дедушка;  четвертная – мама или папа;  восьмая – дочка или сын (дети). Дети одевают атрибуты, характерные возрасту  изображаемых человечков. Объясняют и показывают, что мама или папа делают шаг, а  дети  на 1 их шаг делают 2 маленьких шага, т. к. их шаг короче. Значит четвертная длительность длиннее, а восьмая на половину короче. Таким же образом изображают другие длительности, приходя к определенному выводу.

 Прием «Инсценирование маленькими человечками» в музыкальных этюдах: как показать резинку, почему она растягивается, что происходит, если растянутую резинку отпустить? При этом анализируются свойства  предмета. Все ответы моделируются: дети становятся плотно друг за другом, один ребенок тянет колонну на себя, расстояние между детьми увеличивается (растянутая резинка) и наоборот.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями,

2 этап – контроль знаний (закрепление),

3 этап – формирование  умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей.

Таким образом, выбранные активные методы обучения активизировали учебно-познавательную деятельность, способствовали побуждению дошкольников к активной мыслительной, практической  и творческой деятельности в процессе овладения материалом, развитию их   музыкальных способностей, речи. Как показывает практика, использование активных методов является необходимым условием для подготовки детей к школе и приводит к положительным результатам в музыкальном развитии.

 

 

Приложение 1.

Морфологическая таблица анализа песни:

 

 

 

 

 

 Морфологическая таблица для придумывания с детьми нового музыкального инструмента:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Карточки-задания: «Мотив узора  равен мотиву из длительностей нот».

 

 =

 

=

 

 

                  Запись длительностей звуков условными обозначениями.

 

Запись высоты звуков условными обозначениями:

 

 

 

 

 

(ступени: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7)                                                    

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986.

2. Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А. «Садко» Научно-методический центр развивающего образования (сборник материалов).

3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986

4. Боровик Т. «Осенняя гамма». Учебно-методическое пособие.

5. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова». Учебно-методическое пособие.

6. Деменьтьева Т.В., Шарова Н.М. «Методика музыкального развития дошкольников». Ульяновск, 2003.

7. Деменьтьева Т.В., Шарова Н.М. Статья «Музыкальное развитие дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ».

8. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007

9. Тютюнникова Т.Э. Программа «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Москва, 2005.