Адаптация малышей к детскому саду.
Маленькие люди на большой планете - это наши дети,
и только в них заключается весь смысл нашей жизни.
Период адаптации - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает по-своему. И сам период адаптации может протекать в разной стадии (легкой, средней, тяжелой) с различной продолжительностью времени (от 10-15 дней до 6 месяцев).
С интересом вспоминаю свои первые дни знакомства с моими малышами. Когда и для малышей, и для меня все это было впервые.
… Раннее утро. Спешу на работу. В голове куча вопросов: «Что? Как? Зачем? Почему? А что, если...?». Очень волнуюсь.
В приемник входят родители с детьми. При первом общении с ними замечаю одинаковый страх и беспокойство в глазах мам и их ребятишек. Каждая мамочка переживает о том, как ее малыш останется один, без мамы. А детки в свою очередь: «Куда меня привели? «Почему ушла мама?».
Большинство из них плачут, капризничают, не хотят расставаться с родителями. Каждого из них надо взять на руки, успокоить. Даже те детки, которые изначально вошли в группу без слез, весело помахав маме рукой, спустя несколько минут начинают всхлипывать.
Увидев большое пространство групповой комнаты, большое количество игрушек дети на какое-то мгновение забывают о маме. С интересом и любопытством рассматривают все, что находится вокруг: новую обстановку, взрослых, сверстников. Но проходит несколько минут и, вдруг, раздается первый всхлип. Пока успокаиваешь первого, его «песню» подхватывает следующий.
В первые дни у всех деток только один вопрос: «Мама пидёт?» «Папа на боте?». Очень сложно объяснить ребенку, где сейчас его мама. Они боятся того, что рядом нет близких людей, и не могут понять почему их оставили с чужой тетей.
Дети привыкли к спокойной домашней атмосфере, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь. И, вдруг, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.
Любимая фраза детей: «Галять!», «Дём галять!» вызывала бурю разных эмоций. Кто-то с радостью шел одеваться на улицу, кто-то начинал плакать (ведь мама оставила его здесь, и если мы уйдем гулять, то она его не найдет). Многие выйдя на прогулку пытались найти в прохожих знакомый силуэт.
Дневной сон — это еще одно препятствие и для воспитателя и для детей, которые привыкли к тому, что перед сном мамы качают их на руках, поют им колыбельные. Воспитатель крутится, как волчок, от коечки к коечке. Одного надо покачать, с другим полежать рядом, с третьим посидеть, погладить по спинке, кому спеть, кому сказку рассказать.
В таком круговороте прошло немало дней: прием детей — слезы, истерики, капризы; дружный завтрак, обед, полдник — нужно успеть накормить каждого; дневной сон — сказка, песенка, легкое похлапывание по спинке. Новая книжка с красочными иллюстрациями, интересная игра, конструктор, в ход шло все, что могло заинтересовать ребенка.
А после полдника все дети с нетерпением ждали, когда закончится их «рабочий» день и за ними, наконец-то, «пидёт» мама...
Многие малыши 1,5-2 лет приходя в детский сад не имеют навыков самообслуживания, не приучены к горшку, не умеют самостоятельно кушать. Они не могут объяснить, что именно хотят, имеют очень большую привязанность к своей маме.
Отказ ребенка от еды - это сигнал недоверия, первый признак того, что ребенок не может адаптироваться к новой ситуации.
Ребёнку бывает сложно принять
нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к
определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же
личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и
нежелание идти в ДОУ.
Дети испытывают страхи перед
незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в
полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к
яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок
становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.
к. стресс истощает защитные силы организма.
Необходимо подчеркивать, каким большим и умелым стал малыш, когда пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду.
Сейчас все детки легко и весело заходят в группу, приветливо здороваясь с воспитателем и сверстниками. У них у каждого есть свои любимые игрушки, свои интересы, свои стереотипы поведения. Уже сейчас они многое умеют и знают. С большим любопытством, с широко раскрытыми глазами (не только на занятиях, но и на протяжении всего дня) узнают все новое, ранее неизвестное. Им очень нравится наблюдать за всем, что происходит вокруг. Очень приятно видеть как они самостоятельно чему-то учатся, и радуются своей удаче. Они без слез реагируем на новые лица и новую обстановку. Все очень изменились, повзрослели. И с каждым днем это становится все заметнее.
Очень приятно, приходя на работу, слышать как, раздеваясь, дети говорят своим родителям: «Сегоня у нас Люля!», «О, Люлик!» и с этими словами радостно вбегают в группу.
А родителям хочется еще раз напомнить о том, что адаптация для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом начинают капризничать и плакать.
Любой родитель должен помнить, что основная ответственность за успешность адаптации лежит на нем. Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ в любом возрасте, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад - это первый самостоятельный шаг в общество.
Рекомендации родителям:
•
Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он
дорос до сада и стал таким большим.
• Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму, предложенному специалистами.
• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его ослабленную нервную систему.
• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в общественные заведения, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
• Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Посоветуйтесь с воспитателями, они подскажут, как лучше одевать ребенка.
• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
• Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
• При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
Кузнецова Юлия Михайловна, воспитатель
МАДОУ Голышмановский ЦРР — д/с №3 «Вишенка»