Формирование читательских умений у детей дошкольного возраста

Людмила Бахтияровна Вакуленко,

воспитатель высшей категории

МАДОУ ГЦРР детский сад №3 «Вишенка»

п. Голышманово Тюменской области

 

ПОВЫШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души».

Цицерон

В современном мире с появлением компьютера отношение к книге изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера.                                                                                                             Кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая читающая в мире), к сожалению, не стала исключением. Правда, если казалось очевидным, что читать необходимо, то сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?».  Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?                                                                                        Анализ  реальной  ситуации,  сложившейся  в  настоящее  время  в  системе  воспитания  и  обучения  детей  дошкольного  возраста  показал,  что  одной  из  проблем  нашего     времени  является  приобщение  ребенка  к  чтению  книг.  К  сожалению,  в  наш  век  информатизации,  интерес  к  чтению  стал  падать.  По  мнению  исследователей  это  привело  к  снижению  интеллектуального,  нравственного  и  творческого  потенциала  личности.  Уже  в дошкольном  возрасте  дети  предпочитают  книге  просмотр  телевизора  и  видеофильмов,  компьютерные  игры.  Данный  вид  детской  деятельности не  способствует  развитию  воображения,  снижает  познавательное  и  речевое  развитие,  что  затрудняет  гармоничное  развитие  ребенка.                                                                                              Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает, развивать взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека. Книга для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. Она помогает воспитывать человека, учит любить свою Родину, оценивать поступки, понимать жизнь.                                                                                                                        А. М. Горький назвал книгу одним из чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу. Но как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?        Литературное  развитие  дошкольника  можно  определить  как  процесс  качественных  изменений  в  восприятии,  интерпретации  художественных  текстов  и  способности  к  отражению  литературного  опыта  в  разных  видах  художественной  деятельности.                                                                                                                                  Данное  определение  трактуется  исследователями  как  способность  ребенка  «мыслить  словеснохудожественными  образами»  (Н.Д.  Молдавская);  как  реализация  опыта  общего  психического  развития  ребенка  с  акцентом  на  область  эмоционального  в  читательском  восприятии  (В.Г.  Маранцман);  как  процесс  качественных  изменений  в  восприятии, интерпретации  художественных текстов  и  способности  к  отражению  литературного  опыта  в  разных  видах  художественной  деятельности  (О.В.  Акулова,  Н.Д.  Молдавская,  О.Н.  Сомкова).                                                                                                          Следует  отметить,  что  проблема  целостного  литературного  развития  дошкольников  в  единстве  всех  компонентов  не  была  изучена  и  является  актуальной.  Перспективы  ее  развития  связаны  с  разработкой  специального  методического  обеспечения  данного  процесса.  Необходимо  детальное  изучение  возможности  оптимизации  процесса  литературного  развития  дошкольников, как  в  условиях  детского  сада,  так  и  в  процессе  совместного  с  родителями  общения  ребенка  с  книгой  дома.                        Важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову. Возможно, поэтому до сих пор не утихают споры о роли детской литературы в жизни детей, о том, какая ее функция — воспитательная, развлекательная или художественная — должна быть ведущей.  Исходя из этого, самым грамотным человеком в вопросах детской литературы и детского чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения, который не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождения в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания ими содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, как пропагандист книги и книжного знания, как социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей. Кроме того, являясь организатором детского чтения, воспитатель активно воздействует на формирование мировоззренческих позиций юных граждан, на их культурное становление и интеллектуальное развитие.                       Данные задачи в ДОУ решаются следующим образом:                                                                      — на занятиях по ознакомлению с художественной литературой идет ознакомление с произведением, его автором, беседа по тексту с акцентом на выразительные средства речи (мимика, жесты, интонация, связная речь) и специфические черты произведения, его принадлежность к определенному жанру;                                                                                     — вне занятий идет составление рассказов (групповых, индивидуальных или семейных) с оформлением иллюстраций к ним;                                                                                             — в свободном пользовании в книжном уголке находятся книги по теме, репродукции, иллюстрации известных художников, аудиокниги;                                                 — через все пребывание в детсаду (прогулка, культурно-гигиенические навыки, встреча, прощание, общение детей) проходит художественное слово как помощь воспитателю в нравственном и эстетическом воспитании детей.                                                   Также необходимо включить в процесс литературного образования родителей. Дошкольнику как читателю свойственна полная зависимость от взрослого, потому что в большинстве случаев именно взрослый выбирает книгу для ребенка, формирует круг детского чтения; именно взрослый ограничивает время чтения ребенка, его продолжительность; именно взрослый выбирает время суток для чтения. Ребенок зависит и от выразительности чтения взрослого (один «проживает» текст, пропуская его через себя, другой — словно отрабатывает повинность) и от отношения самого взрослого к книгам.                         Так, для детей, силами родителей, была подготовлена мультимедийная, познавательная презентация на тему "От гусиного пера до современной авторучки", где дети познакомились с историей первых книг. Полученные детьми знания о том, как появляется книга, были оформлены в коллективный коллаж "Как создается книга?". В  сотрудничестве педагогов, детей и родителей организуются  познавательные вечера: "Где живут книги", "Читай – посёлок!", «Откуда пришли книги». Для обогащения книжных уголков в группах детского сада, создания библиотеки в ДОУ,  была проведена акция "Пришли мне чтения доброго", в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку групп, часть книг была передана в библиотеку детского сада.                                                                                                                             В рамках реализации проекта "Книги своими руками", дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе. При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.       Так, в группе старшего дошкольного возраста, на ежемесячную "Встречу с интересными людьми" была приглашена мама по теме встречи "Как можно оформить книжную обложку". Мама нашего воспитанника показала детям свои работы, сделанные в технике «декупаж». Работа увлекла детей и вызвала интерес.                                                                                     Дошкольник не может ориентироваться в книжном потоке, не может дать оценку качеству книги, поэтому все эти вопросы также находятся в компетенции взрослого. И если семья не читает, если сами родители литературно не образованы, воспитателю будет очень трудно настроить ребенка на чтение и уважение к книге.                                                              Следовательно, повышается задача работы с семьей: объяснять и показывать родителям, что взаимодействие и сотрудничество детского сада и семьи в рамках литературного образования направлены на формирование творчески активной личности, способной воспринимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».                                                                                                                                     Для этого необходимо сформулировать основные правила, которые необходимо соблюдать для повышения родительской компетентности по формированию читательских умений детей дошкольного возраста:                                                                                                1) Важно прививать ребенку интерес к чтению с раннего детства. Именно родители, читая ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают.                                                                         2) Дети должны видеть родителей читающими.                                                                         3) Первые книги у ребенка должны быть красочно оформлены. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.                                                                       4) Систематическое чтение ребенку сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.                                                                                                                                 5) Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем детское внимание рассеивается.                                                                                                                                           6) Рисование по мотивам прочитанных книг  способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.                                                                                                                                                    7) У ребенка должны быть материалы и инструменты для ремонта книг, это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.                                      8) Посещение библиотеки позволит познакомить ребенка с разнообразием детской литературы и даст возможность самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.                9) По возможности необходимо приобретать книги полюбившихся ребенку авторов, собирать его личную библиотеку.                                                                                                             10)  Желательно приобретать ребенку игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге: игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком; лото или домино «Герои любимых сказок»; пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений.                                                                                         В заключении следует отметить, что литература оказывает большое влияние на развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога и родителей в процессе организации детского чтения.