Пояснительная записка
к учебному плану основного общего образования (9 класс)
на 2018-2019 учебный год
Стратегическая цель (главная миссия школы): Создание комфортной образовательной среды для полного раскрытия интеллектуальных и творческих способностей ученика и подготовки его к осознанному выбору профессии
Цели основной образовательной программы основного общего образования —
- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности учащихся в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
- взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, области) для приобретения опыта реального управления и действия;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Учебный план направлен на решение следующих задач:
- o Обеспечить получение основного общего образования в объеме Федерального компонента государственного образовательного стандарта и государственного образовательного стандарта; определить и развить интерес и склонности к конкретной области знания;
- o Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
- o Обеспечить преемственность начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- o Эффективно использовать часы части, формируемой участниками образовательного процесса, и часы вариативной части учебного плана в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательной организации;
- o Активно использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии;
- o - обеспечивать эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
- o Продолжать формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- o Продолжать формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- o Активизировать работу с одаренными детьми и организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания, выполнение которых основано на использовании современных технологий;
- o Гарантировать субъектам учебной деятельности развитие интеллектуальных, творческих, нравственно-духовных качеств в условиях выбранного профиля;
- o Совершенствовать сложившуюся систему профильного обучения с целью профессионального самоопределения учащихся и их социализации;
- o Продолжить работу над подготовкой учащихся к ВПР по предметам через внедрение современных образовательных технологий.
- o Организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- o Активизировать деятельность учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- o Сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье обучающихся, обеспечить их безопасность.
Ожидаемые результаты
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
- Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
- Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
- Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.
Особенности и специфика отделения «Боровлянская СОШ»
Содержание основного общего образования в Школе определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми Школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин, которыми устанавливается обязательный минимум содержания образовательных программ. Вариативность программ общего образования обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов: базового федерального, регионального и самостоятельно определяемого школой. Для осуществления образовательного процесса Школа разрабатывает и утверждает годовой учебный план, годовой календарный учебный график расписание учебных занятий.
В школе имеется все необходимое для организации образовательного процесса: спортивный зал, библиотека, медиатека, имеется подключение к сети Интернет, работает столовая на 100 посадочных мест, кабинет психолога, в целях безопасности в школе есть автоматическая пожарная система, система видеонаблюдения внутри здания и по периметру школы, функционирует спортивная площадка.
Реализуемые основные образовательные программы отделения «Боровлянская СОШ»
Основная образовательная программа основного общего образования по ФкГос для 9 класса (срок освоения 1 год)
Учебный план основного общего образования (9 класс) отделения «Голышмановская СОШ №2» «Боровлянская СОШ» разработан на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014№145-ФЗ, от 06.04.2015№68-ФЗ, от 02.05.2015№122-ФЗ) Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:
- o Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МОиН РФ от 05.03.2004г №1089);
- o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам–образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки Росссии от 17.07.2015 №734);
- o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015 года №1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253»;
- o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 года №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ» (зарегистрированный Минюстом России 04.04.2014, регистрационный № 31823);
- Указами Президента РФ и постановлениями Правительства Российской Федерации:
- o Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 года);
- o Указом Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы» от 01.07.2012 № 761;
- o Указом Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 года № 1666;
- o К О Н Ц Е П Ц И Я технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации от 2016 года
- Распоряжения Правительства Тюменской области от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей» (с изменениями от 31 мая 2017 г. №575-рп).
- Инструктивно-методическими письмами Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства Тюменской области:
- o письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
- o методическими рекомендациями по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений Тюменской области (письма ДОН от 14.05.2014 №3437, от 19.05.2015 №3259, от 15.05.2016 №2955, от 05.02.2017 № 3824).
- Санитарных правил:
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.12.2015).
Учебный план школы рассмотрен на заседании Управляющего совета школы, протокол № _7_ от «__25__»___06____ 2018года, принят на заседании педагогического совета ОУ, протокол от __25___ июня 2018 года №_12___.
Учебный план является нормативной основой для составления расписания учебных занятий и тарификации педагогического состава.
Учебный план позволяет выйти за рамки программ, обеспечить конкурентное преимущество по применению игровых практик, организации уроков в разнотрансформируемом пространстве, дает возможность принять достойное участие по выполнению Всероссийских проверочных работ и комплексных метапредметных работ.
Режим функционирования отделения «Голышмановская СОШ №2»
«Боровлянская СОШ»
Отделение работает по пятидневной неделе, в одну смену. Учебный план для 9 класса ориентирован на 1-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели (не включая летний экзаменационный период), продолжительность урока – 45 минут перемен – 10, 30 минут. Начало учебных занятий – 08.00. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней.
Выбор УМК, используемых при реализации учебного плана отделения «Боровлянская СОШ»
Содержание учебников в 9 классе обеспечивает усвоение учебного материала в рамках ФкГОС ООО и способствуют достижению предметных, метапредметных и личностных результатов. Преподавание осуществляется по авторским программам, к каждому учебнику разработан подробный УМК, включающий в себя методическое пособие для учителя, программу курса, комплект диагностических работ.
Предмет |
Класс |
Реализуемый УМК |
Русский язык |
9 класс |
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык, Москва «Просвещение», 2014г. |
Литература |
9 класс |
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 1, 2 части, Москва «Просвещение», 2014г. |
Геометрия |
9 класс |
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9, Москва «Просвещение», 2013г. |
Алгебра |
9 класс |
Муравин Г.К., Муравин К.С., Муравина О.В. Алгебра, Дрофа, 2014г. |
Искусство |
9 класс |
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д., Искусство, М.Просвящение, 2013г. |
Физическая культура |
9 класс |
Лях В.И. Физическая культура. М. «Просвещение», 2017 г. |
История |
9 класс |
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, Москва «Просвещение», 2014 |
Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история XX - начало XXI века, Русское слово, 2015 |
||
Обществознание |
9 класс |
Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание, Москва «Просвещение», 2014г. |
Английский язык |
9 класс |
Кузовлев В.П., Лака Н.М. и др. English, Москва «Просвещение», 2014г. |
География |
9 класс |
Таможняя Е. А., Толкунова С. Г. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ 2014 г. |
Биология |
9 класс |
Пономарева И. Н., Корнилова О. А. Биология, Москва «Вентана- Граф», 2014 г. |
Химия |
9 класс |
Габриелян О.С. Химия, Москва «Дрофа», 2014г. |
Физика |
9 класс |
Перышкин А.В. Физика, Москва «Дрофа», 2014г. |
Информатика |
9 класс |
Угринович Н.Д. Информатика БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г. |
Особенности учебного плана отделения «Боровлянская СОШ»
Учебный план определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации учащихся. Учебный план основного общего образования для 9 класса ориентирован на 1-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.
Учебный план 2018-2019 учебного года позволяет обеспечить:
-внедрение в учебный процесс информационных технологий;
-условия для реализации многообразия образовательных потребностей учащихся, обеспечивающих предпрофильную подготовку, а в перспективе и профессиональное самоопределение;
-условия для реализации многообразия образовательных потребностей учащихся;
-развитие умений адаптации в социокультурной среде;
-формирование и укрепление физического и духовного здоровья.
Обязательная (инвариантная) часть учебного плана - определяет состав учебных предметов, которые должны быть реализованы в школе, при реализации основных образовательных программ общего образования (9 класс), определяет максимальный объём учебного времени, отводимого на изучение программ общего образования.
Обязательная нагрузка учащихся 9 класса основного общего образования не превышает предельно допустимую нагрузку и соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
На изучение русского языка в 9 классе отводится 3 часов, на изучение литературы– 2 часа в неделю. Важным ресурсом в повышении эффективности учебного процесса в этой области является использование приемов смыслового чтения при работе с разными типами текста. В системе используются цифровые образовательные ресурсы, в том числе веб-платформа «Веб-грамотей» и «Учи.ру» для повышения орфографической грамотности.
В 9 классе изучается английский язык в расчете 3 часа в неделю.
Математика изучается в объеме 5 часов в неделю. На изучение алгебры отводится 3 часа в неделю, а геометрии- 2 часа в неделю. В соответствии с реализацией Концепции развития математического образования в РФ в учебном процессе акцент делается на выбор современных методик, повышающих уровень усвоения всех компонентов содержания учебного предмета.
История изучается в 9 классе в объеме 2 часов. Уроки истории проводятся с использованием цифрового образовательного ресурса «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», применяются фрагменты документальных фильмов об исторических событиях, политических деятелях. На обществознание расчитан 1 час в неделю. Знакомство с современным законодательством России на уроках обществознания строится с использованием информационно-правовой системы «КонсультантПлюс: Средняя школа».
Предметы: биология, физика, химия, география в 9 классе изучается по 2 часа в неделю.
Предмет «Искусство» в 9 классе в объеме 1 час в неделю изучается по учебнику Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Содержание данного предмета направлено на развитие у учащихся представления о многообразии связи человека с миром искусства, взаимосвязи различных искусств.
Преподавание физической культуры 3 часа в неделю осуществляется в соответствии с содержанием комплексной программы физического воспитания под ред. В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 2014. Уроки физической культуры способствуют формированию предметных результатов и подготовке к выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Региональная специфика учебного плана отделения «Боровлянская СОШ»
Национально-региональный компонент содержания образования в 9 классе составляет 10% учебного времени от общего количества инвариантной части учебного плана, Изучение обучающимися тематики национально - регионального содержания (этнокультурные, исторические, экономические, географические особенности Тюменской области) осуществляется модульно, в рамках общеобразовательных предметов. На уроках литературы. На уроках «Физической культуры» в проведении национальных игр, популярных видов спорта.
С целью систематического обновления содержания общего образования и необходимости подготовки инженерно-технических кадров для развития региона, в 2018-2019 учебном году планируется организовать сотрудничество с производственными предприятиями Голышмановского района, на базе которых учащиеся смогли бы изучать конкретную тему (в рамках одного или нескольких занятий) по одному или по нескольким предметам. Благодаря этому ученики не только получат необходимые знания и навыки, но увидят их практическое применение в условиях реального производства. Это, в свою очередь, будет способствовать росту их учебной мотивации и профессионального самоопределения. Через производственные экскурсии осуществляется и национально – региональное содержание – целью которых, является расширение представлений о рынке труда и образовательных услугах Тюменской области, а также воспитание у учащихся уважительного отношения к интеллектуальному и физическому труду и людям различных профессий.
Исходя из потребностей и возможностей отделения «Боровлянская СОШ», выбрана следующая «Тематика уроков, проводимых на производстве»
Тематика уроков, проводимых на производстве
(с привлечением ресурса производственных предприятий)
№ |
Темы уроков (с учетом обновления содержания) |
Виды деятельности |
Примерный производственный ресурс (база) |
1) |
Сухопутный транспорт (9 класс. География.) Импульс тела. Закон сохранения импульса. (9 класс. Физика) Электронные таблицы. Абсолютные и относительные ссылки. Интернет. Работа с картами (9 класс. Информатика) |
урок на производстве / образовательная экскурсия |
Посещение железнодорожного депо р.п. Голышманово |
2) |
Биотические связи в природе (9 класс. Биология ). Хозяйство Западной Сибири (9 класс. География) |
урок на производстве |
ООО СП «Боровлянский Рыбопитомник» |
3) |
Черная металлургия (География. 9 класс) Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и строение их атомов (Химия . 9 класс) |
Образовательная экскурсия |
Цех по изготовлению металлоконструкций Голышманово |
Часы школьного компонента в девятом классе, с целью предпрофильного и профессионального самоопределения обучающихся, на основе индивидуального выбора учащихся, распределены следующим образом:
Один час выделен на предметный курс по обществознанию (программа предметного курса рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю): «Проблемные вопросы в изучении обществознания», второй час выделен на предметный курс по биологии (программа предметного курса рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю): «Основы биологии».
Каждый предметный курс рассчитан на 33 часа в год, по 1 часу в неделю. Занятия будут проводиться в индивидуально-групповом режиме, каждый ученик за учебный год освоит два предметных курса по выбору.
В программе каждого курса предусмотрены отдельные часы для реализации профессионального самоопределения (по направлениям, связанным с изучаемым предметным курсом) посредством экскурсий в организации, на предприятия и агропедагогический колледж, встреч с представителями профессий по согласованию с руководством предприятий.
Деление классов на группы
Деление классов на группы не производится, в 9 классе 10 учащихся.
Учебный план для 9 класса отделения «Боровлянская СОШ»
Учебные предметы |
ФкГОС |
9 класс |
|
Обязательная (инвариативная) часть учебного плана |
|
Русский язык |
2 |
Литература |
3 |
Иностранный язык (английский) |
3 |
Алгебра |
3 |
Геометрия |
2 |
Информатика |
2 |
История |
2 |
Обществознание |
1 |
География |
2 |
Биология |
2 |
Физика |
2 |
Химия |
2 |
Музыка |
1 (МХК) |
ИЗО |
|
Физическая культура |
3 |
Объём учебной нагрузки при 5-дневной учебной неделе |
30 |
Вариативная часть |
|
Предметные курсы: |
|
Обществознание, биология |
2 |
Максимальный объём аудиторной нагрузки при 5-дневной учебной неделе |
32 |