Тренинги личностного развития ребёнка

Тренинги личностного

развития для подростков

ИНГ «ПОВОЗКА»

Цель: актуализация понятия «внутренние проблемы человека», установка на осознанную социализацию в период взросления.

Задачи:

— актуализировать понятие «взросление», разъяснить значение подростковых трудностей социализации, раскрыть травмирующее значение недостатка самоконтроля;

— научить анализировать свои проблемные ситуации, искать причины своего гнева и агрессии;

— тренировать навыки самоконтроля и саморегуляции.

Разминка

Игры на развитие контроля за раздражением и гневом «Гриб-боровик», «Воздушный шарик лопается».

Основная часть

Рассказ ведущего

В прошлом веке люди ездили не на автомобилях, а на лошадях. Представьте себе, что вы живете в прошлом веке. Идете вы по дороге и видите такую картину.

По дороге едет телега, запряженная лошадью. Все в порядке, лошадь бежит быстро, телега подскакивает на кочках. Внезапно на большой кочке телега подпрыгивает и переворачивается. Лошадь, конечно, не понимает, что произошло, и продолжает тянуть телегу.

● Приведите примеры ситуаций, когда человек не видит причин своих проблем и неудач.

● Часто ли это происходит с вами?

● Что вы испытываете в эти моменты?

● Как вы справляетесь с этим состоянием?

● Есть ли связь происходящего с вашим возрастом?

Телега громыхает, кособочится, замедляет ход лошади. Лошади тяжело, она напрягается, устает, раздражается. Лошадь стерла до крови шею, ей больно, но найти выход из положения она не может, только вспрыгивает и бесится.

● Приведите примеры, когда человек попадает в подобное положение.

● Попадали ли вы в подобное положение?

● Что вы чувствовали, думали, делали в эти моменты?

Все дело в том, что рядом идет человек, который видит картину и ничего не предпринимает. Он молча наблюдает за мучениями лошади. Чем же это кончится?

● Оцените поведение человека, который видит страдания лошади и не помогает ей. Чего можно ожидать от этого человека в других ситуациях, можно ли ожидать от него помощи?

● Как бы вы поступили на его месте?

● Понятна ли вам эта позиция?

● Можно ли доверять этому человеку?

● Были в вашей жизни ситуации, когда взрослые просто наблюдали за вашими проблемами и не пытались вмешаться?

● Как вы к этому относитесь?

● Чем закончилась ситуация?

Наконец появляется третий участник. Он пытается остановить лошадь, чтобы распрячь ее, но лошадь не дается. Он старается утихомирить ее, пробует на ходу отцепить телегу, но лошадь еще больше бесится.__

● Приведите примеры ситуаций, когда вы сопротивлялись помощи.

● Почему вы так поступали?

● Почему так часто делают подростки? Виноваты ли в этом учителя?

Упражнение «Эйфория»

Участники группы работают в парах. По очереди каждый называет партнеру ситуацию, неизменно вызывающую у него яркие положительные эмоции, описывая ее самым привлекательным образом, чтобы вызвать у партнера такие же положительные эмоции, как и у рассказчика.

Игра «Помоги лошадке»

Условия игры: в руке волшебная палочка. Нужно сказать, что конкретно ты можешь пожелать лошади, что — людям.ЕНИНГ «ТРУДНО НАЙТИ СВОЕ МЕСТО»

Разминка

Игры на чередование видов деятельности «Замри», «Море волнуется», «Походи, как…», «Покажи животное, насекомое».

Основная часть

Упражнение «Волшебное Я»

Участникам предлагается путешествие в волшебный лес. С закрытыми глазами дети переносятся в лес, где должны познакомиться со всеми обитателями. Для этого участники должны сами превратиться в птиц, растения, животных и др. Участники по очереди озвучивают разных обитателей леса.

Рассказ ведущего

Жил-был светлячок Висюлька со своей большой семьей. Все светлячки днем спят, а ночью добывают пищу и общаются, а чтобы видеть все вокруг, они светятся в темноте. Но Висюлька светить не хотел. Ему нравилось, когда все работают, бродить в темноте, слушать, как озабоченные его пропажей взрослые мечутся, кричат и советуются друг с дру-

гом, разыскивая его. Взрослые голову ломали, пытаясь понять, почему Висюлька не такой, как все, и чего ему не хватает. Когда они его спрашивали, Висюлька отвечал грубо:«Мне всё надоело, и вы тоже!» И взрослые решили, что раз уж Висюльке так все опротивело, надо от-

пустить его туда, где светло, где не надо светить, где новые интересные насекомые.

● Что испытывал Висюлька среди светлячков?

● Какое качество характера проявлял Висюлька?

● Бывали ли вы в такой ситуации?

● Когда чаще всего у подростков возникает такое ощущение?

И поехал Висюлька к сверчкам. Сверчки не светятся, но тоже работают, учатся и общаются. Поначалу Висюльке нравилось, что светить не надо, но потом ему стало казаться, что он безразличен сверчкам. Они пробегали мимо, громко разговаривая, но не о нем и не с ним. Оказалось, чтобы стать одним из них, Висюльке было необходимо научиться говорить, как сверчки, а ему мешала отвисшая, как у всех светлячков, нижняя губа. Он не умел двигаться, как сверчки, то есть быстро и без остановки. И еще множество разных вещей было мучительно трудно освоить, и он решил вернуться. Среди светлячков он стал еще более раздраженным. Взрослые снова стали ломать голову, как бы ему помочь, разыскивали его в темноте, прислушивались к каждому его капризу, вглядывались в его скучающие глаза, чтобы понять его чувства. Недолго  Висюлька был счастлив, но вскоре его снова стала мучить тоска.

● Какое качество Висюльки помешало ему прижиться среди сверчков?

● Приходилось ли вам изменять свое поведение в соответствии с новыми условиями, трудно ли это?

● Что вы думаете и чувствуете в такие моменты?

Взрослые еще посоветовались и послали Висюльку к клопам. Они думали, что экстремальная жизнь клопов-вампиров будет ему интересна. К тому же клопы живут в прекрасных условиях — в кроватях, коврах да и не особенно работают. Висюльке идея понравилась, но первый же клоп, встреченный им, больно цапнул его за ногу, хотя был в три раза меньше Висюльки. Стало понятно, что, несмотря на свои внушительные размеры, Висюлька защитить себя не сможет. Агрессивные клопы его пугали. Он вернулся.

● Приходилось ли вам оказываться в опасных компаниях?

● Что такое, по вашему мнению, опасная компания?

● Сможет ли где-нибудь найти свое место Висюлька?

● Какие качества ему нужно проявить?

● Помогут ли ему в решении его проблем переезды?

● Возникало ли у вас желание все бросить и сменить место жительства? В каких ситуациях, кто вам помог?

Тогда взрослые в отчаянии решили отпустить его к тараканам — вот уж где счастье: трудиться вообще не надо — сиди в мусорном ведре, еду люди сами навалят, все в готовом виде поступает. Вот только тараканы не пользуются уважением в мире насекомых. А ведь и у них есть трудности — люди то и дело покушаются на жизнь бедных насекомых, поливая инсектицидом. Тараканам нужна мгновенная реакция и огромная стартовая скорость, чтобы унести ноги, пока отрава не растворилась в воздухе.

● Что же ждет неповоротливого Висюльку у тараканов?

● Найдет ли он себя среди них?

Проективное задание

● Нарисуйте Висюльку в будущем.

Заключение

● Среди каких насекомых вы его представляете?

Почему?

● В чем главный недостаток Висюльки?

● Почему он стал таким?

● Как это связано с его судьбой?

ТРЕНИНГ «ПЧЕЛЫ ПРОТИВ ЛЕНИ»

Разминка

Игры на активность и быстроту «Третий лишний»,

«Займи стул», «Повтори движения по кругу»

Основная часть

Рассказ ведущего

Утром на лугу встречаются пчелы — Пчу и Пча. Они собирают мед ведерками. Трун — трутень —смотрит на них с верхнего листика и говорит:— Ну и дураки же вы! Носитесь туда-сюда по жаре с ведрами, надрываетесь, а зачем? Пчу и Пча отвечают:

— Чтобы нашим деткам еда была на долгую зиму.

— Ну и что, пусть сами дети и потрудятся. Если что — другие пчелы их прокормят. Давайте наслаждаться жизнью — жизнь одна. Пчу и Пча решили попробовать — и им понравилось наслаждаться. Началась чудесная жизнь: вставали поздно, в улей не летали — ночевали в цветах, днем потихоньку летали с цветка на цветок и лакомились. А если не хотелось самим собирать нектар,отбирали его у других пчел. Так весело и быстро прошло лето. А осенью они поняли, зачем пчелы собирают мед все лето. За это человек-пчеловод устраивает пчелам зимний отдых — утепляет ульи, подкармливает и лечит пчел.Но хитрый Трун успокоил Пчу и Пча:

— Ничего, мы проникнем в улей на зиму, я знаю способ. Прилетели друзья к улью и поняли, что сильно отличаются от других пчел: от безделья они стали толстыми и неповоротливыми. Трун и вовсе не входил в леток. Он сказал друзьям:

— Вы меня впихните, а потом я втащу вас внутрь.

Пчу и Пча помогли Труну, а он исчез в улье без следа. Пча втолкнул Пчу с большим трудом, а сам уже не смог влезть, долго жужжал у летка. Толстую пчелу заметил пчеловод и затоптал — вдруг она больная и заразит весь улей. Так погиб Пча. Толстый и неповоротливый Пчу, как оказалось, отупел за лето — забыл, где в сотах его место, при-шлось ему скитаться в запутанных ходах, наступая то на лапку, то на крылышко пчелам, которые отчаянно кусали и толкали его. В конце концов он залез в узкий тупик и застрял в воске. Там он и задохнулся. А Трун, хитрый и находчивый, толкнул на перекрестке торопящуюся пчелку и сам устроил сцену — упал, застонал, будто она его покалечила. На

вопли Труна: «Ах я бедный, несчастный!» — сбежался весь улей.Пчелы — народ добрый, стали его жалеть, нашлась одна жалостливая пчелка, взвалила Труна себе на плечи и потащила в свою келью. Стали они жить вместе. Трун каждый день придумывал повод

для жалости: то у него болит что-нибудь, то скучно, то не везет ему, то страдает от несправедливости. А на самом деле Труну страшно хотелось есть. Вспячку он впасть не мог — не устал за лето, поэтому ждал, когда заснут пчелы, чтобы высасывать из них соки.

Прошло несколько дней. Пчеловод заглянул в улей проверить, как спят пчелы. Он увидел множество высохших пчелиных трупиков и одну толстую копошащуюся среди них пчелу. Испугался пчеловод, что пчелы умерли от болезни, и выбросил весь улей на снег. Так Трун погубил весь улей и погиб сам.

Вопросы для обсуждения

● Кем бы вы хотели быть — Пчу, Пча, Труном, обычной пчелой?

● Почему таким пчелам, как Пчу, Пча, Трун, трудно найти свое место в улье?

● Какие качества погубили Пчу и Пча?

● Чем Трун отличается от других?

● Есть ли у него положительные качества?

● Какое качество олицетворяет Трун?

● Почему из-за Труна погиб весь улей?

22

Заключение

Дописать предложения:

Мне больше всего жалко ____________________

Ему можно было бы помочь, если ____________

Среди людей больше всего похожих на _______

Я считаю, что важно быть __________________

Я стараюсь _______________________________

ТРЕНИНГ «ЧТО ТЯНЕТ НАС НАВЕРХ»

Разминка

Игры.

Основная часть

Рассказ ведущего

В одном маленьком болотце много сотен лет жили лягушки. Они рождались на дне болотца, росли из икринок, вырастали в головастиков, затем отращивали лапки, отбрасывали хвостики и становились взрослыми. Тогда они выходили на поверхность, и все повторялось с другими икринками. В самом далеком углу болотца на дне лежала большая коряга, в ее тени было теплее и безопаснее, чем где-то еще, ветви коряги защищали от щук и холод-

ных течений. В этом тихом месте выводились особенно интересные лягушата: у них подолгу не отпадал хвостик, и они, будучи уже совсем взрослыми, были похожи на головастиков.

● Почему лягушата имели такие особенности?

● Что значит стремиться?

● Что значит достигать?

● Чего могли достигнуть головастики?

● К чему они могли стремиться?

Когда в тихий омут заплывали быстрые рыбки и мудрые старые раки, они очень удивлялись необычным лягушатам, предлагали им помочь подняться наверх, чтобы быстрее стать взрослыми, увидеть яркий солнечный свет вместо полутемного подводного закутка. Добровольные помощники подталкивали лягушат-головастиков вверх, но двигаться

дальше надо было самим. И тут-то случалось неожиданное: лягушата-головастики не хотели продвигаться сами, они складывали лапки, топорщили хвостик и замирали,надеясь, что какая-то неведомая сила вынесет их наверх. Но… неведомая сила не появлялась, и лягушата снова оказывались на дне.

● Какую неведомую силу ждали лягушата?

● Что они чувствовали?

● Почему они не повторяли попыток снова и снова?

● Какие качества нужны, чтобы повторять попытки снова и снова?

Многие мудрецы-раки, рыба Сом, старая Улитка, да и сами лягушата пытались понять это загадочное явление и сделали вывод: во всем виноват хвост, который так долго не отваливается у донных головастиков, именно он и не дает лягушатам быть как все, тянет их вниз.

● Что же делать лягушатам, чтобы хвостик вовремя отвалился и не мешал им стать взрослыми?

● Случаются ли с людьми такие ситуации? Когда и почему?

● Что можно назвать хвостом человека, который ни к чему не стремится?

● У вас есть такой хвост?

● Правилен ли вывод взрослых в отношении лягушат?

ТРЕНИНГ «САМ СЕБЕ САМОЦВЕТ»

Разминка

Игры-медитации. «Мир сквозь кристалл» — участники смотрят через кристалл одним глазом и на окружающее и рассказывают, что видят. «Волшебные линии листа» — контур листика любого дерева вырезается из бумаги и сминается. Задача участников: прорисовать контуры смятого листа и в очертаниях увидеть предметы. Обсуждение, что и почему увидели участники.

Основная часть

Рассказ ведущего

Встретились однажды два драгоценных камня. Один камень — некогда желтого цвета, но потертый и тусклый, другой — скромного, но очень глубокого синего цвета, с абсолютно чистыми ровными гранями, вставленный в рамку золотого мужского кольца. Первый — сразу видно, что много повидал в жизни. Самоуверенный и немного крикливый, он рассказал свою историю. Его быстро изготовили на фабрике вместе с тысячами других таких же камней из стекла, отшлифовали на станке, окрасили в ярко-желтый 23

цвет и отправили в большую жизнь, дав громкое имя Топаз. И где только Топаз не побывал за свою жизнь — носили его хозяйки на шее и на руках, и на сумочках. Вот с сумочки-то он и оторвался. Было это в каком-то темном помещении, и, прежде чем он попал в спасительную щель, на него несколько раз сильно наступили. После пережитого грани топаза покрылись царапинами, он потускнел, и когда его наконец нашли вовремя уборки, он уже ни на что не был годен. С каждым днем, проведенным в щели, он терял свой блеск, каждый задевавший его оставлял след на его гранях. Старушка-уборщица на всякий случай положила камень на видное место, но желающих взять его не нашлось. Сейчас он оказался в подходящей компании — его собеседник был скромным и внимательным. Тот спокойно выслушал хвастливые рассказы Топаза о том, как он своим блеском покорял людей. Молчаливого собеседника звали Сапфир. Когда то давно, сотню лет тому назад, Сапфир давал о себе знать лишь крохотной искоркой в темном камне. Но опытный ювелир заметил искорку и стал испытывать прочность Сапфира, удаляя слой за слоем все лишнее, пока наконец не получился чистый синий кристалл. Затем его долго шлифовали точильными камнями, и грубыми, и мелкими, терли ядовитым полирующим составом. Сапфир терпел и работал

над собой, под градом испытаний не ломался, не давал трещин, а старался повернуться так, чтобы ярче проявить свои главные достоинства — глубокий влажный внутренний блеск.

● Бывают ли у людей такие ситуации, когда жизнь испытывает их на прочность?

● Что чувствуют люди в такие времена?

● Как долго они могут сопротивляться судьбе?

● Будет ли это им во вред?

● Приведите примеры таких ситуаций в вашей жизни.

● Как вы реагировали в этих ситуациях?

● Удается ли людям проявлять такую же стойкость, как камням?

Даже после того как Сапфир оказался в ожерелье у богатой дамы, его испытания не кончились. Ожерелье украли, долго прятали и наконец потеряли во дворе. Сапфир оказался в грязи, его блеск скрыла пелена мутной жижи, по нему много раз проезжали колеса, проходили люди и даже клевала курица, его толкали соседние камни — более крупные и ноздреватые. Сапфир видел, как они ломаются, дробятся под колесами, сцепляются друг с другом, но сам не дробился и не сцеплялся ни с кем, оставаясь одинокими стойким. Он не поддавался трению — был так не похож на других, что другим было рядом с ним неуютно.

● Случалось ли вам замечать подобное явление среди людей?

● Какие ситуации вам преподносила жизнь?

Когда же внимательный прохожий поднял его, обмыл водой, оказалось, что ценность камня не снизилась. Человек вознаградил себя — на его пальце красуется кольцо с Сапфиром, который передает теперь своему владельцу стойкость и благородство, успокаивает в трудные минуты. Достаточно взглянуть на его синие грани — и приходит мудрое решение. Сапфир знает секрет жизни: чтобы стать украшением, надо многое пережить.

● Справедливо ли это утверждение для людей?

Заключение

● Кто из героев рассказа имеет настоящее достоинство?

● Как у Сапфира появляется достоинство? Кем он был в самом начале?

● Какой ценой он получил свое достоинство?

● Почему люди ценят достоинство?

● Чему учит нас жизнь Сапфира?

● Каким драгоценным камнем вы себя почувствовали?

● Нарисуйте драгоценный камень своего достоинства.

Упражнение «Самозащита»

Участники представляют себя в эластичном светлом коконе, который позволяет видеть и слышать все, что происходит вокруг, но не пропускает негативные эмоции окружающих. Затем предлагается представить, как этот кокон попадает в разные опасные ситуации, но ни чекго не может причинить ему вред.