Учебный план Отделение муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2» «Боровлянская средняя общеобразовательная школа» на 2017 – 2018 учебный год
Учебный план внеурочной деятельности Отделение муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2» «Боровлянская средняя общеобразовательная школа» на 2017 – 2018 учебный год
|
СОГЛАСОВАН на заседании управляющего Совета ОУ протокол №_____от «___»_____ 2016г
председатель УС________Цепилова Н.В. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2» ____________Казанцева Н.И. Приказ №____ от «___»______2016г |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
отделения муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»
«Боровлянская средняя общеобразовательная школа»,
на 2017-2018 учебный год
для 1 – 11 классов
ВВЕДЕНИЕ
Учебный план разработан на основе нормативно- правовых документов регламентирующих формирование учебного плана общеобразовательного учреждения:
1.1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ(с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014№145-ФЗ,от 06.04.2015№68-ФЗ,от 02.05.2015№122-ФЗ);
Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1578);
1.2.Указов Президента РФ и постановлений Правительства Российской Федерации:
- Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.07.2012 № 761;
-Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями, и дополнениями от 29.06. 2011г., 25.12.2013г., от 24.11.2015г).
1.3.Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:
-от 30.08.2013года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки Росссии от 28.05.2014 №598);
-от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»(в редакции Приказов Минобрнауки Росссии от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014№1643, от 31.12.2015 № 1576);
-от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644,от 31.12.2015№ 1577);
-от 05 марта 2004года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164,от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427,от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39,от 31.01.2012 N 69);
- от 9 марта 2004года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана, примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»(в редакции Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74);
- от 9 января 2014 года №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ»;
-от 31марта 2014года № 253«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 8.06.2015№576, от 28.12.2015 №1529);
1.4 Писем Министерства образования и науки Российской Федерации:
–от 12.2015№ 09-4564 «О внеурочной деятельности в реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- от 25.5.2015 № 08-761 № «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Учебный план отделения МАОУ «Голышмановская СОШ № 2» «Боровлянская СОШ» (далее отделение) включает в себя инвариантную и вариативную части.
инвариантная часть (федеральный компонент)
- представлена обязательными для изучения учебными предметами федерального компонента учебного плана и требуемым объёмом учебного времени для изучения программ общего образования и выполнения государственных образовательных стандартов по всем ступеням общего образования в соответствии с ГОС и ФГОС;
вариативная часть (школьный компонент)
- определяет объём учебного времени и перечень учебных предметов, предметных курсов школьного компонента учебного плана, обязательных для изучения в отделении.
Федеральный компонент учебного плана обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам. В нем представлен функционально полный набор образовательных областей, обеспечивающий стандарт образования.
Изучение тематики национально-регионального содержания (этнокультурных, исторических, экономических, географических, культурных, языковых, конфессиональных особенностей Тюменской области и др.) осуществляется модульно (интегрированные модули) в рамках общеобразовательных предметов. На изучение национально-регионального содержания отведено до 10% от общего количества часов общеобразовательных предметов (литература, история, география). При формировании учебно-тематических планов рабочих программ педагоги самостоятельно определяют наличие необходимости данного содержания (в зависимости от возраста детей, особенностей классов, социокультурного окружения) и объём, порядок и время, отведённое на изучение указанных тем. Тематика НРК совмещается с содержанием материала, ориентированного на формирование духовно-нравственной культуры. Время, отведённое на изучение национально-региональных особенностей, используется и комплексно - это проведение экскурсий, походов, выставок, концертов.
В рамках реализации Комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования (приказ МОН РФ от 15.12.2016 №1598), а также поручения Правительства Тюменской области о необходимости подготовки инженерно-технических кадров для развития региона, в программы 5-9 классов включен блок «Актуальная тематика для региона», который содержит перечень предприятий, организаций, учебных заведений Тюменской области для ознакомления с содержанием их деятельности на уроках, экскурсиях, виртуальных экскурсиях. (Приложение 1)
РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ И УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учебный год в отделении начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Учебный план школы обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебный план для 1 – 4-х классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
Продолжительность учебного года для 2-4 классов – 34 учебных недели, урока – 45 минут.
Для обучающихся 1 класса продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели, устанавливаются дополнительные каникулы продолжительностью 7 календарных дней в третьей четверти.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5- дневной учебной неделе в первую смену;
-использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре- по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре- декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь- май – по 4 урока в день по 40 минут каждый.)
Количество классов-комплектов на начальной ступени обучения – 2: 1, 2 классы и 3,4 классы объединяются в один класс-комплект.
Учебный план для 5 – 8 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, продолжительность урока 45 минут. В 9 классе учебный год составляет 34 учебные недели (не включая летний экзаменационный период).
Учебный план для 10, 11 классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования. Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, продолжительность урока – 45 минут.
В отделении установлена пятидневная учебная неделя.
Аудиторная учебная нагрузка обучающегося, т.е. объем учебной нагрузки, состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из часов школьного компонента учебного плана. В сумме она не превышает для школьника максимальный объем обязательной аудиторной нагрузки.
При организации дополнительных занятий, для восстановления работоспособности обучающихся, предусматриваются динамические паузы (30-40 минут и более), используемые для активной двигательной деятельности, в том числе на свежем воздухе (при соответствующей погоде).
С целью предотвращения психофизиологической перегрузки обучающихся не допускается превышения объема времени на выполнение обязательной части домашнего задания (не более 50% объема аудиторной нагрузки по соответствующему предмету). Домашнее задание большего объема (домашние сочинения, рефераты, тренировочные контрольные работы и др. аналогичные задания) в качестве обязательных заданий учитываются всеми педагогами и на период их выполнения объем домашнего задания по другим предметам подлежит сокращению.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ
При формировании перечней учебников, учебно-методических комплектов (далее – УМК) учитывается приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
В образовательном процессе используются учебники, включенные в федеральный перечень, прошедшие экспертизу в соответствии с утвержденным Министерством порядком проведения экспертизы учебников, а также используются учебники, входящие в перечень, утверждённый приказом Минобрнауки России от 05.09.2013 №1047, учебные пособия, изданные организациями, входящими в перечень организаций, утверждённый приказом Минобрнауки России от 14.12.2009 №729, с изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки России от 13.01.2011 №2 (письмо МинобрнаукиРоссии от 29.04.2014 №08-548).
Учебники выбраны с учётом преемственности и завершённости выбранных предметных линий.
При изучении предметов, курсов регионального компонента и компонента образовательного учреждения используются пособия и программы, рекомендованные к использованию Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования (ТОГИРРО).
ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯОБУЧЕНИЯ
Учебный план для I-IV классов сформирован с учетом перехода на ФГОС начального образования и является частью образовательной программы, которая включает в себя учебный план и план внеурочной деятельности.
В отделении сформировано 2 класса комплекта из обучающихся 1-4 классов (1,2 классы и 3,4 классы).
Обучение в 1-м и во 2-м классах осуществляется по образовательной системе УМК «Школа России», в 3 -х– 4-х классах по программе УМК «Школа 2100».
Изучение предметов эстетического цикла (музыка и ИЗО) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, и, прежде всего, знаний правил дорожного движения.
С переходом на ФГОС начальной школы вопросы, связанные с приобретением обучающимися первоначальных представлений о компьютерной грамотности, отнесены к предмету «Математика», поэтому учебный курс «Информатика» в начальной школе изучается в качестве учебного в предмете «Математика».
В федеральном компоненте учебного плана в 4 классе выделяется 1 час в неделю на преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». По запросу родителей изучается модуль «Основы светской этики».
Предмет физическая культура преподаётся по программе Б.Б. Егорова, Ю.Е. Пересадиной (3часа в неделю). При планировании предмета «Физическая культура» учитель учитывает индивидуальные способности детей, их уровень здоровья, использует инновационные методики и технологии физического воспитания, формирует творческую активность и самостоятельность, применяет национально-региональный компонент в проведении национальных игр, популярных видов спорта.
В 1 классе предмет «Риторика» интегрируется с предметом «Русский язык» по программе В.П. Кнакниной, В.Г. Горецкого.
ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ДЛЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА В V, VI, VII КЛАССАХ
Учебный план для V, VI, VII классов сформирован с учетом перехода на ФГОС основного общего образования и является частью образовательной программы ООО, которая включает в себя учебный план и план внеурочной деятельности.
Максимальный объем недельной аудиторной нагрузки определяется образовательной программой в соответствии с нормами СанПиНа, при этом используются пять учебных дней недели для реализации вариативной части образовательной программы, что составляет 29 часов, при максимальном количестве занятий в V классе – 6 уроков в день и 30 часов, при максимальном количестве занятий в VI классе – 6 уроков в день, в VII классе – 7 уроков в день.
В 5-х,6-х, 7-х классах предусмотрено изучение немецкого языка, как второго иностранного языка, в количестве 2-х часов в неделю, по программе М.М. Аверина.
В 5 классе введен новый общеобразовательный предмет - обществознание (1час) за счёт третьего часа физической культуры.
В 7 классе введен новый общеобразовательный предмет – информатика (1 час) за счет второго часа биологии.
В 5-м и 6-м, классах организация, планирование и проведение третьего часа предмета «Физическая культура» осуществляется во внеурочной деятельности (занятия вынесены за пределы аудиторной нагрузки). Занятия проводятся в рамках клуба «Юный олимпиец», с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня здоровья, где активно используются инновационные методики и технологии физического воспитания, чем повышается интерес к занятиям физической культурой, формируется творческая активность и самостоятельность. Для проведения 3-го часа физической культуры используются школьные спортивные сооружения и спортивная площадка, естественные природные ландшафты. На этих занятиях разучиваются национальные игры и популярные виды спорта.
В 5-х классах, в рамках ФГОС ООО, предметная область ОДНКРП (основы духовно-нравственной культуры народов России) как логическое продолжение предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ, реализуется посредством включения занятий по данной образовательной области во внеурочную деятельность, в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. Программа по данному курсу разработана с использованием УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» под редакцией М.Т. Студеникина.
Изучение обучающимися тематики национально - регионального содержания (этнокультурные, исторические, экономические, географические особенности Тюменской области) осуществляется модульно, в рамках общеобразовательных предметов. На уроках истории в 7 классах.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА В VIII – IX КЛАССАХ
Учебный план для VIII-IX классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели, продолжительность урока – 45 минут.
Изучение обучающимися тематики национально - регионального содержания (этнокультурные, исторические, экономические, географические особенности Тюменской области) осуществляется модульно, в рамках общеобразовательных предметов. Экономические и географические особенности Тюменской области, вопросы экологической направленности, изучаются на уроках географии в 8, 9 классах. На изучение национально-регионального содержания в указанных предметах отведено 10% учебного времени.
В 5-8 классах изучение предмета «Технология» деления на группы не предусматривает по причине малочисленности обучающихся в классах. Обучение ведется по программе Симоненко В.Д.
В 5-7-ых классах ведутся отдельные предметы: «Музыка» по программе Кобалевского Д.Б., «Изобразительное искусство» по программе Неменского Б.Д.
В 8-9-ых классах ведется интегрированный курс «Искусство»,1 час в неделю, по программе авторского коллектива в составе: Сергеева Г.П.,Кашекова И.Э., Критская Е.Д.,Искусство 8-9кл,М.Просвящение,2010г.
В 8- 9-х классах в рамках 3-х часовой физической подготовки обучающихся реализуется модифицированная программа «Комплексная программа физического воспитания», В. И. Лях. А. А. Зданевич. М.:Просвещение, 2010г, (2 часа в неделю) и программа В.И.Ляха «Психофизическая тренировка» (1 час в неделю). При планировании и проведении третьего часа предмета «Физическая культура» учитель учитывает индивидуальные способности детей, их уровень здоровья, использует инновационные методики и технологии физического воспитания, формирует творческую активность и самостоятельность, применяет национально-региональный компонент в проведении национальных игр, популярных видов спорта.
Вопросы олимпиадного движения, здорового образа жизни рассматриваются в предмете «Физическая культура» в 8-9 классах.
Часы школьного компонента в девятых классах, с целью предпрофильного и профессионального самоопределения обучающихся, на основе индивидуального выбора учащихся, распределены следующим образом:
Один час выделен на предметный курс по биологии (программа предметного курса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю), второй час распределён на предметный курс по обществознанию (программа предметного курса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю).
Занятия будут проводиться в индивидуально-групповом режиме, каждый ученик за учебный год освоит два предметных курса по выбору. В программе каждого курса предусмотрены отдельные часы для реализации профессионального самоопределения (по направлениям, связанным с изучаемым предметным курсом) посредством экскурсий в организации, на предприятия и агропедагогический колледж, встреч с представителями профессий по согласованию с руководством предприятий.
На уровне основного общего образования предусмотрена промежуточная итоговая аттестация для учеников 5,6,7-8 классов, обучающихся по общему учебному плану, в форме устных и письменных экзаменов по предметам, определенным решением педагогического совета ОУ.
ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА В X - XI КЛАССАХ
Учебный план для X-XI классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования. Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели, продолжительность урока – 45 минут.
На преподавание предмета «Физическая культура» выделяется 3 часа по программе В.И. Ляха (2011 г), в которой предусмотрено увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся.
В 10 и 11 классах предмет «Технология» изучается по программе Л.Н. Бобровской и В.А. Башковой. Деления на группы девушек и юношей нет.
Часы вариативной части учебного плана в 10 и 11 использованы на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение учебных предметов обязательной части учебного плана:
-один час на изучение математики в рамках 5 часов в неделю по программе «Примерная программа среднего общего образования по математике И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Базовый уровень». Курс математики делится на алгебру (3 часа) и геометрию (2 часа);
- один час русского языка в рамках 2-х часовой программы, утвержденной Министерством образования РФ под редакцией Н.Г. Гольцовой.
На изучение обучающимися региональных особенностей отдельных тем краеведческой, экологической направленности, а также вопросов олимпийского образования, безопасности жизнедеятельности, формирования принципов здорового образа жизни отводится 10 % учебного времени от общего количества часов в следующих предметах: литература, история, биология.
В рамках 3-х часовой физической подготовки обучающихся реализуется модифицированная программа: «Комплексная программа физического воспитания», В. И. Лях. А. А.Зданевич. М.: Просвещение, 2010г, (2 часа в неделю) и программа В.И.Ляха «Психофизическая тренировка» (1 час в неделю). При планировании и проведении третьего часа предмета «Физическая культура» учитель учитывает индивидуальные способности детей, их уровень здоровья, использует инновационные методики и технологии физического воспитания, формирует творческую активность и самостоятельность, применяет национально-региональный компонент в проведении национальных игр, популярных видов спорта.
По результатам анкетирования обучающихся 10, 11 классов введены предметные курсы, направленные на расширенное изучение содержания отдельных тематических разделов программ учебных предметов, развитие учебных навыков и систематизацию программного материала с целью подготовки к итоговой аттестации по наиболее сложным разделам учебных программ. Учебная нагрузка на каждого обучающегося в рамках школьного компонента составляет 1 час в неделю. Занятия проводятся в индивидуально-групповом режиме. В течение учебного года каждый ученик посещает по одному предметному курсу. В 10 классе в соответствии с индивидуальным выбором обучающихся предусмотрен предметный курс по геометрии, в 11классе учебным планом предусмотрен предметный курс по биологии, геометрии, физике.
Приложение.1
Тематика уроков, рекомендуемых к проведению на производстве
(с привлечением ресурса производственных предприятий)
№ |
Темы уроков (с учетом обновления содержания) |
Виды деятельности |
Примерный производственный ресурс (база) |
1) |
Общая характеристика простейших. (7 класс. Биология). Взаимодействие молекул (7 класс. Физика) |
урок на производстве / образовательная экскурсия |
ИП Кизеров В.Л., Омутинский р-н;
|
2) |
Терморегуляция организма. (8 класс. Биология) Виды теплопередачи. Теплопроводность. (8 класс. Физика) |
Виртуальная экскурсия |
Изучение вопросов энергосбережения: ООО «Трубный завод «СИБГАЗАППАРАТ» группа ПОЛИПЛАСТИК, производство керамического кирпича ООО «Дорстрой – инвест», г. Ишим, |
3) |
Сухопутный транспорт (9 класс. География.) Импульс тела. Закон сохранения импульса. (9 класс. Физика) Электронные таблицы. Абсолютные и относительные ссылки. Интернет. Работа с картами (9 класс. Информатика) |
урок на производстве / образовательная экскурсия |
Посещение железнодорожного депо р.п. Голышманово |
4) |
Биотические связи в природе (9 класс. Биология ). Хозяйство Западной Сибири (9 класс. География) |
урок на производстве |
ООО СП «Боровлянский Рыбопитомник» |
5) |
Белки - основные биополимерные молекулы живой материи (11 класс. Биология). Химические свойства белков. (11 класс. Химия) |
образовательная экскурсия |
Агрохолдинг «Юбилейный» -ЗАО «Племзавод «Юбилейный» г. Ишим - завод по глубокой переработке пшеницы. |
6) |
Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе (6 класс. Биология).
Природный комплекс. (6 класс. География) |
урок на производстве/ образовательная экскурсия |
Голышмановский район – ООО УК «ДАМАТЕ»;
|
7) |
Особенности популярно-видового уровня жизни. Всемирная стратегия охраны природных видов (10 класс. Биология). Общий обзор современного мира (10 класс. География)
|
образовательная экскурсия /урок на производстве;
|
Цех по переработке твердых бытовых отходов ПЭТ-бутылок |
8) |
Озон. Аллотропия кислорода (8 класс. Химия) Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах (информатика 8 класс) |
Экскурсия с целью знакомства с процессом очистки воды методом озонирования |
Водоочистные сооружения муниципалитета
|
9) |
Черная металлургия (География. 9 класс) Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и строение их атомов (Химия . 9 класс) |
Образовательная экскурсия |
Цех по изготовлению металлоконструкций Голышманово |
10) |
Человек и природа (5 класс. География) -Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир (биология 5 класс)
|
образовательная экскурсия /урок на производстве |
«Орловский» заказник Голышмановский район |
11) |
Исследование физических моделей (11 класс. Информатика) |
Виртуальная экскурсия |
|
12) |
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (11 класс. Информатика)) |
Образовательная экскурсия |
ООО «Сибирия» Голышмановский район |
13) |
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней (8 класс. Биология). Преломление света. Линзы. Исследование зависимости угла преломления от угла падения. Оптическая сила линзы. (8 класс. Физика) |
Образовательная экскурсия |
«Промоптика» Р.п. Голышманово |
14) |
Локальные компьютерные сети (10 класс. Информатика) Подключение к интернету и определение IP – адреса. (10 класс. Информатика) |
урок на производстве |
«Ростелеком» р.п. Голышманово |
15) |
Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии (11 класс. Химия) |
Образовательная экскурсия |
Цех по изготовлению металлоконструкций Голышманово |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
отделения муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»
«Боровлянская средняя общеобразовательная школа»,
на 2017-2018 учебный год
для 1 – 7 классов
ВВЕДЕНИЕ
- Общая характеристика плана внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности отделения МАОУ "Голышмановская СОШ №2" "Боровлянская СОШ" является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования, обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального и основного общего
образования.
- Нормативно-правовая база
Учебный план разработан на основе нормативно- правовых документов регламентирующих формирование учебного плана общеобразовательного учреждения:
1.1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ(с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014№145-ФЗ,от 06.04.2015№68-ФЗ,от 02.05.2015№122-ФЗ)
Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1578);
1.2.Указов Президента РФ и постановлений Правительства Российской Федерации:
-Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы» от 01.07.2012 № 761;
-Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями, и дополнениями от 29.06. 2011г., 25.12.2013г., от 24.11.2015г).
1.3.Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:
-от 30.08.2013года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки Росссии от 28.05.2014 №598);
-от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»(в редакции Приказов Минобрнауки Росссии от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014№1643, от 31.12.2015 № 1576);
-от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644,от 31.12.2015№ 1577);
-от 05 марта 2004года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164,от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427,от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39,от 31.01.2012 N 69);
- от 9 марта 2004года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана, примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»(в редакции Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74);
- от 9 января 2014 года №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ»;
-от 31марта 2014года № 253«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 8.06.2015№576, от 28.12.2015 №1529);
1.4 Писем Министерства образования и науки Российской Федерации:
– от 12.2015№ 09-4564 «О внеурочной деятельности в реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, поэтому план внеурочной деятельности является механизмом, обеспечивающим взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, и способствует формированию соответствующих предметных, метапредметных, социальных компетенций и личностного развития детей.
Количество часов внеурочной деятельности по направлениям устанавливается с учетом интересов, состояния здоровья, запросов ребенка и семьи.
Формы организации внеурочной деятельности отличаются от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме реализации практико-ориентированных проектов, исследований, разработок, а также с использованием образовательных возможностей экскурсий, организации поисковых маршрутов, интеллектуальных игр, соревнований.
- Цель и задачи
Цель внеурочной деятельности - создание условий для проявления и развития
обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-
нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
- ü способствовать обеспечению соответствующей возрасту адаптации ребенка в школе;
- ü создать благоприятные условия для развития ребенка с учетом его возрастных и
индивидуальных особенностей; - ü создать благоприятные условия для развития ребенка, расширить и углубить умения и навыки, предусмотренные учебными программами;
- ü формировать и развивать умения применять знания на практике;
- ü формировать потребность в самовоспитании и самообразовании;
- ü личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
- ü создавать условия по обеспечению социальной защиты поддержки реабилитации и
адаптации обучающихся к жизни в обществе.
4. Организация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является равноправным взаимодополняющим компонентом базового образования наряду с урочной деятельностью.
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательной организации + модели дополнительного образования предполагает что в
ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя социальный
педагог, педагог-психолог, библиотекарь) и социальные партнеры (учреждения
дополнительного образования, молодежной политики, культуры и спорта.
Реализация плана предполагает совместную деятельность всех участников
образовательного процесса (педагогов обучающихся и их родителей законных
представителей), общественности) по воспитанию у обучающихся нравственных качеств в
соответствии с национальным воспитательным идеалом и базовыми национальными
ценностями.
Данная модель обеспечивает реализацию основной образовательном программы
школы, широту развития личности обучающихся их духовно-нравственное развитие и
воспитание, индивидуальные образовательные потребности определяет объем нагрузки
обучающихся в рамках внеурочной воспитательной деятельности состав и структуру
направлений и форм внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность реализуется во второй половине дня и организуется по
направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное в том числе через разовые
воспитательные мероприятия по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому
воспитанию, здоровьесбережению. реализации мероприятий сетевого проекта, реализации социальных практик (волонтерская деятельность, общественная самоорганизация обучающихся - самоуправление).
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между
собой и реализуются в следующих формах кружки, студии, секции, клубы, добровольческое движение, научно-практические конференции, проекты, презентации сборы, викторины, конкурсы, игры путешествия и т.д.
Внеурочная деятельность включает в себя регулярные внеурочные занятия и
нерегулярные внеурочные мероприятия. Регулярные внеурочные занятия проводятся
еженедельно, в плане указано количество недельных часов. Нерегулярные внеурочные
мероприятия проводятся 1 раз в год в плане указано количество часов в год.
Время, отводимое на внеурочную деятельность составляет в год - не более 338 часов в 1-
4 классах и 350 часов 5-7 классах.
Продолжительность одного занятия составляет
1 класса - 25 минут
2-4 классы - 30 минут
5-7 классы - 40 минут
Организация внеурочной деятельности обучающихся осуществляется учителями
начальных классов, учителями-предметниками классными, руководителями, педагогом
психологом, социальным педагогом, а так же педагогами дополнительного образования, культуры и спорта.
Содержание внеурочной деятельности сформировано с учетом запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), учитывая особенности,
образовательные потребности и интересы обучающихся и организуется по направлениям
развития личности.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1- 4 класса РЕГУЛЯРНЫХ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
План внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся, этнокультурных, региональных особенностей, возможностей образовательного учреждения и социальных запросов родителей.
В отделении определена корпоративная модель организации внеурочной деятельности. На внеурочную деятельность отводится в 1, 2, 3, 4, классах – по 5 часов в неделю в каждом. Содержание внеурочной деятельности формируется с учётом пожелания обучающихся и их родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельность распланирована по 5 направлениям развития личности:
Спортивно-оздоровительное направление реализуется в рамках:
Клуба «Планета Здоровья» (автор – Горбунова Т.Н.). Цель программы направлена на формирование культуры здорового образа жизни, развитию речи, мышления, интереса к физической культуре, спорту и культуре общения, реализует клуб учитель начальных классов – Горбунова Т.Н.
Спортивная секция «Юный олимпиец» (составитель – Леваш Ю.А.) Цель программы направлена на формирование культуры здорового образа жизни, интереса к физической культуре, спорту и реализует спортивную секцию учитель физической культуры – Леваш Ю.А.
Социальное направление реализуется в рамках:
Кружка «Талантливые ручки» (составитель – Леваш Ю.А.) Цель программы: интеллектуальное и познавательное развитие. Осуществляет деятельность кружка учитель начальных классов – Леваш Ю.А.
Модульная программа «Школа добрых дел» (автор – Горбунова Т.Н.). Цель программы: формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности, реализует кружок учитель начальных классов – Горбунова Т.Н.
Духовно-нравственное направление реализуется в рамках:
Клуба «Юный патриот» (автор – Леваш Ю.А.). Цель программы – воспитание патриотических и гражданственных чувств: любви к своему селу, к своей Родине ее историческому прошлому и традициям; формирования обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой и созидательной деятельности в социуме. Реализацию клуба проводит учитель начальных классов – Леваш Ю.А.
Кружок «История родного края» (Составитель – Горбунова Т.Н.). Цель программы – воспитание любви к своему селу, к своей Родине ее историческому прошлому и традициям. Реализует кружок учитель биологии – Горбунова Т.Н.
Общеинтеллектуальное направление реализуется в рамках:
Кружка «Шахматное королевство» (составитель – Леваш Ю.А.) Цель программы направлена на формирование интеллектуального развития, интереса к спорту. Реализует кружок учитель начальных классов-Леваш Ю.А.
Студии «Робототехника» (составитель – Кравченко Е.Ю.) Цель программы направлена на формирование интеллектуального развития, интереса к компьютерному легоконструированию. Реализует студию учитель информатики- Кравченко Е.Ю.
Общекультурное направление реализуется в рамках:
Кружка «Веселый художник» (автор – Леваш Ю.А.) реализуется с целью формирования художественной культуры, развития художественно- творческой активности. Реализацию кружка проводит учитель начальных классов – Леваш Ю.А.
Мастерской «Палитра» (автор – Горбунова Т.Н.) Цель программы направлена на создание условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности в различных видах деятельности. Осуществляет деятельность мастерской учитель начальных классов – Горбунова Т.Н.
Продолжительность одного занятия внеурочной деятельности в 1-4 классах составляет 35 минут. Занятия проводится в форме реализации практико-ориентированных проектов, исследований, разработок, а также с использованием образовательных возможностей экскурсий, организации интеллектуальных игр, соревнований. Использование внеурочной деятельности способствует закреплению и практическому использованию содержания программ учебных предметов, курсов, направленных на научно-познавательную, общественно-полезную деятельность, художественно-эстетическое развитие, патриотическое воспитание.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5-7 классы РЕГУЛЯРНЫХ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
План внеурочной деятельности для обучающихся 5, 6, 7 классов определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся, этнокультурных, региональных особенностей, возможностей образовательного учреждения и социальных запросов родителей.
В отделении определена корпоративная модель организации внеурочной деятельности. На внеурочную деятельность отводится в 5, 6 и 7 классах – по 6 часов в неделю. Содержание внеурочной деятельности формируется с учётом пожелания обучающихся и их родителей ( законных представителей).
Внеурочная деятельность распланирована по 5 направлениям развития личности.
Спортивно-оздоровительное направление реализуется в рамках:
Спортивная секция «Юный олимпиец» (составитель – Леваш В.А. .) Цель программы направлена на формирование культуры здорового образа жизни, интереса к физической культуре, спорту и реализует спортивную секцию учитель физической культуры – Леваш В.А.
Кружка «Шахматист» (составитель – Леваш В.А. Цель программы направлена на формирование интеллектуального развития, интереса к спорту. Реализует кружок учитель физической культуры – Леваш В.А.
Социальное направление реализуется в рамках
Кружка «Общественно полезный труд» (составитель – Ефимова Л.А. Цель программы:формирование и развитие трудового воспитания. Осуществляет деятельность кружка учитель технологии – Ефимова Л.А.
Духовно-нравственное направление реализуется в рамках:
Клуба «Патриот» (автор – Ефимова В.И.). Цель программы – воспитание патриотических и гражданственных чувств: любви к своему селу, к своей Родине ее историческому прошлому и традициям; формирования обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой и созидательной деятельности в социуме. Занятия проводит руководитель музея - Ефимова В.И.
Общеинтеллектуальное направление реализуется в рамках:
Научного общества «Наука опытным путем» (составитель – Ефимова В.И.) Цель программы: формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности. Реализует научное общество учитель физики - Ефимова В.И.
Общекультурное направление реализуется в рамках
Кружка «Мастерок» (автор – Ефимова Л.А.) реализуется с целью развития интеллектуально-творческих способностей каждой отдельной личности в различных видах деятельности. Занятия проводит учитель технологии – Ефимова Л.А.
Продолжительность одного занятия внеурочной деятельности составляет 35 минут. Занятия проводится в форме реализации практико-ориентированных проектов, исследований, разработок, а также с использованием образовательных возможностей экскурсий, интеллектуальных игр, соревнований. Использование внеурочной деятельности способствует закреплению и практическому использованию содержания программ учебных предметов, курсов, направленных на научно-познавательную, общественно-полезную деятельность, художественно-эстетическое развитие, патриотическое воспитание.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1-7 классы НЕРЕГУЛЯРНЫХ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п
|
Мероприятие |
Класс |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
Спортивно-оздоровительное направление |
||||||||
|
Единые классные часы «Уроки безопасности» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Научно-практические конференции по профилактике асоциальных явлений |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
Единые информационные часы по |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Подготовка проектов « Питание и |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
Областная зарядка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Каникулярная профильная (спортивная |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Походы выходного дня |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Духовно-нравственное направление |
||||||||
|
Единые классные часы, посвященные Дню народного единства |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Акция "Пусть осень жизни будет золотой" |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Акция "Поздравь учителя" |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Всероссийский урок чтения |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Декада патриотического воспитания, посвященная Дню защитников Отечества |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Отборочный тур к районному конкурсу юных чтецов "Живая классика" |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Единые классные часы, посвященные Дню авиации и космонавтики |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Мероприятия, посвященные празднованию 73-ей годовщины Победы в Великой Отечественной войне |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Классные часы "Правосознание и правовая культура" |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Общеинтеллектуальное направление |
||||||||
|
Конкурс "Ученик года - 2018" |
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Школьный конкурс "Читатель года - 2018" |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
Общекультурное направление |
||||||||
|
День знаний |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
День учителя |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Тематический концерт, посвященный Дню матери |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Марафон творческих дел |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Тематический концерт, посвященный Дню Победы |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Социальное направление |
||||||||
|
Курс адаптации учащихся 5 класса |
|
|
|
|
16 |
|
|
|
День самоуправления |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Посвящение в ряды пионерской организации "Радуга" |
|
|
|
|
2 |
|
|