Пояснительная записка
к учебному плану среднего общего образования (10-11 класс)
на 2018-2019 учебный год
Стратегическая цель (главная миссия школы): Создание комфортной образовательной среды для полного раскрытия интеллектуальных и творческих способностей ученика и подготовки его к осознанному выбору профессии
Цели основной образовательной программы среднего общего образования —
- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности учащихся в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
- взаимодействие образовательной организации при реализации средней образовательной программы с социальными партнерами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, области) для приобретения опыта реального управления и действия;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Учебный план направлен на решение следующих задач:
- o Обеспечить получение среднего общего образования в объеме Федерального компонента государственного образовательного стандарта и государственного образовательного стандарта; определить и развить интерес и склонности к конкретной области знания;
- o Обеспечить преемственность начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- o Эффективно использовать часы части, формируемой участниками образовательного процесса, и часы вариативной части учебного плана в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательной организации;
- o Активно использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии;
- o - обеспечивать эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
- o Продолжать формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- o Продолжать формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- o Активизировать работу с одаренными детьми и организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания, выполнение которых основано на использовании современных технологий;
- o Гарантировать субъектам учебной деятельности развитие интеллектуальных, творческих, нравственно-духовных качеств в условиях выбранного профиля;
- o Совершенствовать сложившуюся систему профильного обучения с целью профессионального самоопределения учащихся и их социализации;
- o Продолжить работу над подготовкой учащихся к ВПР по предметам через внедрение современных образовательных технологий.
- o Организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- o Активизировать деятельность учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- o Сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье обучающихся, обеспечить их безопасность.
Ожидаемые результаты
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
- Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
- Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
- Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.
Особенности и специфика отделения «Боровлянская СОШ»
Содержание среднего общего образования в Школе определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми Школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин, которыми устанавливается обязательный минимум содержания образовательных программ. Вариативность программ общего образования обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов: базового федерального, регионального и самостоятельно определяемого школой. Для осуществления образовательного процесса Школа разрабатывает и утверждает годовой учебный план, годовой календарный учебный график расписание учебных занятий.
В школе имеется все необходимое для организации образовательного процесса: спортивный зал, библиотека, медиатека, имеется подключение к сети Интернет, работает столовая на 100 посадочных мест, кабинет психолога, в целях безопасности в школе есть автоматическая пожарная система, система видеонаблюдения внутри здания и по периметру школы, функционирует спортивная площадка.
Реализуемые средние образовательные программы отделения
«Боровлянская СОШ»
средняя образовательная программа основного общего образования по ФкГос для 10-11 классов (срок освоения 2 год)
Учебный план основного общего образования (10-11 классы) отделения «Голышмановская СОШ №2» «Боровлянская СОШ» разработан на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014№145-ФЗ, от 06.04.2015№68-ФЗ, от 02.05.2015№122-ФЗ) Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:
- o Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МОиН РФ от 05.03.2004г №1089);
- o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам–образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки Росссии от 17.07.2015 №734);
- o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015 года №1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253»;
- o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 года №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ» (зарегистрированный Минюстом России 04.04.2014, регистрационный № 31823);
- Указами Президента РФ и постановлениями Правительства Российской Федерации:
- o Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 года);
- o Указом Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы» от 01.07.2012 № 761;
- o Указом Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 года № 1666;
- o К О Н Ц Е П Ц И Я технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации от 2016 года
- Распоряжения Правительства Тюменской области от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей» (с изменениями от 31 мая 2017 г. №575-рп).
- Инструктивно-методическими письмами Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства Тюменской области:
- o письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
- o методическими рекомендациями по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений Тюменской области (письма ДОН от 14.05.2014 №3437, от 19.05.2015 №3259, от 15.05.2016 №2955, от 05.02.2017 № 3824).
- Санитарных правил:
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.12.2015).
Учебный план школы рассмотрен на заседании Управляющего совета школы, протокол № _7_ от «__25__»___06____ 2018года, принят на заседании педагогического совета ОУ, протокол от __25___ июня 2018 года №_12___.
Учебный план является нормативной основой для составления расписания учебных занятий и тарификации педагогического состава.
Учебный план позволяет выйти за рамки программ, обеспечить конкурентное преимущество по применению игровых практик, организации уроков в разнотрансформируемом пространстве, дает возможность принять достойное участие по выполнению Всероссийских проверочных работ и комплексных метапредметных работ.
Режим функционирования отделения «Голышмановская СОШ №2»
«Боровлянская СОШ»
Отделение работает по пятидневной неделе, в одну смену. Учебный план для 10-11 классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования. Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели (не включая летний экзаменационный период), продолжительность урока – 45 минут перемен – 10, 30 минут. Начало учебных занятий – 08.00. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней.
Выбор УМК, используемых при реализации учебного плана отделения
«Боровлянская СОШ»
Содержание учебников в 10-11 классах обеспечивает усвоение учебного материала в рамках ФкГОС ООО и способствуют достижению предметных, метапредметных и личностных результатов. Преподавание осуществляется по авторским программам, к каждому учебнику разработан подробный УМК, включающий в себя методическое пособие для учителя, программу курса, комплект диагностических работ.
Предмет |
Класс |
Реализуемый УМК |
Русский язык |
10, 11 класс |
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. и др. Русский язык 10-11 класс, Москва «Русское слово», 2015 г. |
Литература |
10 класс |
Лебедев Ю.В. Литература, в 2-х ч. Москва «Просвещение», 2015 г |
Литература |
11 класс |
Журавлева В.П. Русская литература XX века, в 2-х ч. Москва «Просвещение» , 2015г |
Геометрия |
10, 11 класс |
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9, Москва «Просвещение», 2013г. |
Алгебра и начала анализа |
10 класс |
Муравин Г.К., Муравин К.С., Муравина О.В. Математика, Дрофа, 2017г. |
Алгебра и начала анализа |
11 класс |
Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала математического анализа 1,2 части 10-11 класс, Москва, 2014г. |
МХК |
10, 11 класс |
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура Образовательно-издательский центр «Академия» |
Физическая культура |
10, 11 класс |
Лях В.И. Физическая культура. М. «Просвещение», 2017 г. |
История |
10, 11 класс |
Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История России (базовый уровень) Русское слово |
Загладин Н.В. Всеобщая история история (базовый уровень) Русское слово |
||
Обществознание |
10, 11 класс |
Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание, Москва «Просвещение», 2014г. |
Английский язык |
10, 11 класс |
Афанасьева О. В., Д. Дули и др. English 10, Москва «Просвещение», 2008 г. |
География |
10, 11 класс |
Бахчиева О.А. Экономическая и социальная география мира 10-11, Москва «Вентана- Граф», 2015г. |
Биология |
10, 11 класс |
Пономарева И. Н., Корнилова О. А. Биология, Москва «Вентана- Граф», 2014 г. |
Химия |
10, 11 класс |
Габриелян О.С. Химия, Москва «Дрофа», 2014г. |
Физика |
10, 11 класс |
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика, Москва «Просвещение», 2014г.. |
Информатика |
10, 11 класс |
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г. |
ОБЖ |
10, 11 класс |
Смирнов А.Т., Хренников Б.О./Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. «Просвещение», 2013 |
Технология |
10, 11 класс |
Симоненко В.Д., Очинин О.П., Виноградов Д.В. Технология: базовый уровень, Москва «Вентана- Граф», 2014 |
Особенности учебного плана отделения «Боровлянская СОШ»
Учебный план определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации учащихся. Учебный план среднего общего образования для 10-11 классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования.
Учебный план 2018-2019 учебного года позволяет обеспечить:
-внедрение в учебный процесс информационных технологий;
-условия для реализации многообразия образовательных потребностей учащихся, обеспечивающих предпрофильную подготовку, а в перспективе и профессиональное самоопределение;
-условия для реализации многообразия образовательных потребностей учащихся;
-развитие умений адаптации в социокультурной среде;
-формирование и укрепление физического и духовного здоровья.
Обязательная (инвариантная) часть учебного плана - определяет состав учебных предметов, которые должны быть реализованы в школе, при реализации образовательных программ среднего образования (10-11 класс), определяет максимальный объём учебного времени, отводимого на изучение программ общего образования.
Обязательная нагрузка учащихся 10-11 класса среднего общего образования не превышает предельно допустимую нагрузку и соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
В 10 классе вводится учебный предмет астрономия, на данный курс отводится 34 часа. Обучение предусматривает реализацию обучающимися под руководством педагога проектных, исследовательских, практико-ориентированных работ в ходе внеаудиторной деятельности.
В рамках 3-х часовой физической подготовки обучающихся реализуется модифицированная программа: «Комплексная программа физического воспитания», В. И. Лях. А. А.Зданевич. М.:Просвещение, 2014г, (2 часа в неделю). Третий час предмета физическая культура преподаётся по программе Министерства образования под ред. В.И.Ляха и Н.Н.Нежкиной, 2013 года «Психофизическая тренировка». При планировании и проведении третьего часа предмета «Физическая культура» учитель учитывает индивидуальные способности детей, их уровень здоровья, использует инновационные методики и технологии физического воспитания, формирует творческую активность и самостоятельность, применяет национально-региональный компонент в проведении национальных игр, популярных видов спорта.
В 10 и 11 классах при преподавании предмета «Технология» (наполняемость классов до 15 человек) не предусмотрено деление по подгруппам. Преподавание предмета ведется по программе Симоненко В.Д.
Региональная специфика учебного плана отделения «Усть-Ламенская СОШ»
Изучение обучающимися региональных особенностей, отдельных тем краеведческой направленности осуществляется в учебных предметах: в истории и литературе в 10 классе (по 10% учебного времени).
В рамках обновления регионального содержания образования в общеобразовательные программы по биологии, географии, физики, химии, информатики, в 10-11 классах включен блок занятий «Актуальная тематика для региона». На данных занятиях предусмотрена реализация практической части общеобразовательных предметов посредством экскурсий и уроков, на производстве муниципалитета и региона, с целью профилизации и профориентации школьников с учетом востребованных в регионе производств и профессий.
Исходя из потребностей и возможностей отделения «Боровлянская СОШ», выбрана следующая «Тематика уроков, проводимых на производстве»
Тематика уроков, проводимых на производстве
(с привлечением ресурса производственных предприятий)
№ |
Темы уроков (с учетом обновления содержания) |
Виды деятельности |
Примерный производственный ресурс (база) |
1) |
Белки - основные биополимерные молекулы живой материи (11 класс. Биология). Химические свойства белков. (11 класс. Химия) |
образовательная экскурсия |
Агрохолдинг «Юбилейный» -ЗАО «Племзавод «Юбилейный» г. Ишим - завод по глубокой переработке пшеницы. |
2) |
Особенности популярно-видового уровня жизни. Всемирная стратегия охраны природных видов (10 класс. Биология). Общий обзор современного мира (10 класс. География)
|
образовательная экскурсия /урок на производстве;
|
Цех по переработке твердых бытовых отходов ПЭТ-бутылок |
3) |
Исследование физических моделей (11 класс. Информатика) |
Виртуальная экскурсия |
|
4) |
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (11 класс. Информатика)) |
Образовательная экскурсия |
ООО «Сибирия» Голышмановский район |
5) |
Локальные компьютерные сети (10 класс. Информатика) Подключение к интернету и определение IP – адреса. (10 класс. Информатика) |
урок на производстве |
«Ростелеком» р.п. Голышманово |
6) |
Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии (11 класс. Химия) |
Образовательная экскурсия |
Цех по изготовлению металлоконструкций Голышманово |
На основании запросов обучающихся предусмотренные часы на предметы «Математика» по курсу «подготовка к ЕГЭ по решение задач по математике» и «Русский язык» по курсу «подготовка к ЕГЭ по русскому языку» инвариантной части учебного плана дополнено (увеличено) за счет часов вариативной части (школьного компонента). Математика изучается в рамках пяти часов в неделю.
По результатам анкетирования обучающихся 10, 11 классов введены предметные курсы, направленные на расширенное изучение содержания отдельных тематических разделов программ учебных предметов, развитие учебных навыков и систематизацию программного материала с целью подготовки к итоговой аттестации по наиболее сложным разделам учебных программ.
Учебная нагрузка на каждого обучающегося в рамках школьного компонента составляет 1 час в неделю. Занятия проводятся в индивидуально-групповом режиме. В течение учебного года каждый ученик посещает по два предметных курса.
В 10 и 11 классах в соответствии с индивидуальным выбором обучающихся предусмотрены предметные курсы по предметам по выбору:
Один час выделен на предметный курс в 10 классе по геометрии (программа предметного курса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю): «Практикум по решению стереометрических задач».
Один час, выделенный в 11 классе, на подразделился на предметный курс по истории (программа предметного курса рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю): «Трудные вопросы истории», по русскому языку (программа предметного курса рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю): «Готовимся к ЕГЭ: орфография, пунктуация и стилистика», по физике языку (программа предметного курса рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю): «Методы решения физических задач».
Каждый предметный курс рассчитан на 33 (34) часа в год, по 1 часу в неделю. Занятия будут проводиться в индивидуально-групповом режиме, каждый ученик за учебный год освоит по 1 предметному курсу по выбору.
В программе каждого курса предусмотрены отдельные часы для реализации профессионального самоопределения (по направлениям, связанным с изучаемым предметным курсом) посредством экскурсий в организации, на предприятия и агропедагогический колледж, встреч с представителями профессий по согласованию с руководством предприятий.
Деление классов на группы
Деление классов на группы не производится, наполняемость классов до 6 учеников.
Учебный план для 10-11 классов отделения «Боровлянская СОШ»
Учебные предметы |
ФкГОС |
||
10 класс |
11 класс |
||
Обязательная (инвариативная) часть учебного плана |
|||
Русский язык |
1 |
1 |
|
Литература |
3 |
3 |
|
Иностранный язык (английский) |
3 |
3 |
|
Алгебра |
2 |
2 |
|
Геометрия |
2 |
2 |
|
Информатика |
1 |
1 |
|
История |
2 |
2 |
|
Обществознание |
2 |
2 |
|
География |
1 |
1 |
|
Биология |
1 |
1 |
|
Физика |
2 |
2 |
|
Астрономия |
1 |
- |
|
Химия |
1 |
1 |
|
Музыка |
1 (МХК) |
1 (МХК) |
|
ИЗО |
|||
Технология |
1 |
1 |
|
Физическая культура |
3 |
3 |
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
1 |
|
Объём учебной нагрузки при 5-дневной учебной неделе |
28 |
27 |
|
|
|||
Вариативная часть |
|||
Русский язык |
1 |
1 |
|
Математика |
1 |
1 |
|
Предметные курсы: |
|||
Геометрия |
1 |
|
|
Русский язык |
|
1 |
|
Физика |
|
1 |
|
История |
|
1 |
|
Максимальный объём аудиторной нагрузки при 5-дневной учебной неделе |
31 |
30 |
|
Формы промежуточной аттестации
На уровне среднего общего образования предусмотрена промежуточная итоговая аттестация для учеников 10 класса в форме письменного экзамена по русскому языку, математике и устного экзамена по геометрии.