Учебный план начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (Вариант 2.2.) отделения муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2» «Боровлянская СОШ"

Пояснительная записка

к  учебному плану

начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (Вариант 2.2.)

 отделения муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»

 «Боровлянская средняя общеобразовательная школа» 

на 2018 – 2019 учебный год

При составлении учебного плана образовательной организации использовалась следующая нормативно-правовая база:

 

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.

 

  • Письма Минобрнауки России:

 

- от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

- от 13.11.2015 №07-3735 «О направлении методических рекомендаций» (о распространении практик по образованию детей с ОВЗ)»;

- от 11.03.2016 №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

 

  • Приказы Минобрнауки России:

 

- от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта   образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г, регистрационный № 35850);

-  от 28.12.2015  №1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253».

 

 

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

 

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.12.2015).

 

Адаптированная  основная  общеобразовательная  программа  начального  общего  образования слабослышащих  и  позднооглохших  обучающихся    (вариант    2.2.)  отделения муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2» «Боровлянская средняя общеобразовательная школа»   (далее  –  АООП  НОО  (вариант  2.2.))  разработана  в   соответствии   с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  для  обучающихся  с  ограниченными   возможностями   здоровья   к   структуре адаптированной   основной  общеобразовательной  программы  и  направлена  на  формирование общей  культуры  обучающихся,  на  их  духовно-нравственное,  социальное,  личностное  и интеллектуальное развитие, формирование и развитие жизненной компетенции, активности и самостоятельности в познании и общении с людьми с сохранным и нарушенным слухом, в разных  видах  деятельности,  сохранение  и  укрепление  здоровья  слабослышащих  и позднооглохших обучающихся.

Учебный  год  начинается  1  сентября.  Продолжительность учебного года в 1-м классе - 33 недели, в последующих - 34  недели.

АООП НОО (вариант 2.2) предусматривает решение задач:

  • создания благоприятных  условий  для  реализации  особых  образовательных  потребностей слабослышащих  и  позднооглохших     обучающихся     при     совместном  обучении    с нормативно развивающимися  сверстниками;
  • специальной организации  образовательной  среды  в  соответствии  с  особыми образовательными  потребностями  слабослышащих  и  позднооглохших  обучающихся, индивидуальными особенностями  здоровья;
  • обеспечения психолого-педагогической  помощи  обучающимся  в  овладении  содержанием образовательной программы начального общего  образования;
  • обеспечения специальной  психолого-педагогической  помощью  в  формировании полноценной  жизненной  компетенции  обучающихся,  развития  коммуникативных  и познавательных  возможностей;
  • оказания непрерывной   консультативно-методической   помощи   родителям  (законным представителям) слабослышащих и позднооглохших  обучающихся.

Разработка АООП НОО основывается на:

  • современных достижениях отечественной теории и практики обучения детей с нарушениями слуха  с  учетом  инновационных  подходов  к  воспитанию  и  обучению  обучающихся  с нарушением слуха, показавших свою эффективность в опыте практического их  внедрения;
  • современных научных  представлениях  о  содержании  образовательных  потребностей различных  категорий  детей  с  отклонениями  в  развитии,  об  условиях  и  факторах, обеспечивающих их оптимальную  реализацию;
  • результатах многолетних исследований и практических разработок в области коррекционной педагогики и специальной психологии. АООП  НОО  опирается  на  развивающую  парадигму,  представленную  в  виде  системы психолого-педагогических принципов:

а)  Личностно-ориентированные  принципы  (принцип  адаптивности,  принцип  развития, принцип психологической комфортности).

б)  Культурно-ориентированные  принципы  (принцип  образа  мира,  принцип  целостности содержания  образования,  принцип  систематичности,  принцип  смыслового  отношения  к  миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в)  Деятельностно-ориентированные  принципы(принцип  обучения  деятельности,  принцип управляемого  перехода  от  деятельности  в  учебной  ситуации  к  деятельности  в  жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к  самостоятельной  деятельности  ученика,  принцип  опоры  на  предшествующее  (спонтанное) развитие, креативный принцип)

Общая характеристика АООП НОО

Адаптированная  основная  образовательная  программа  начального общего  образования  глухих  детей  определяет  содержание  образования,  его  ожидаемые результаты и условия ее реализации.

АООП  НОО  (вариант  2.2)  предназначена  для  слабослышащих  и  позднооглохших  детей,  не имеющих  дополнительных  ограничений  здоровья,  препятствующих  получению  начального общего  образования  в  условиях,  учитывающих  их  общие  и   особые   образовательные потребности, связанные, в том числе, с тем, что на начало обучения в школе  они не достигли уровня общего и речевого развития, близкого  возрастной норме.

Определение   варианта   основной   образовательной   программы   для   глухих    обучающихся осуществляется  на  основе  рекомендаций  ПМПК,  сформулированных   по   результатам  его комплексного  обследования,  в  порядке,  установленном  законодательством  РоссийскойФедерации.

Цель  программы:  создание  условий  для  реализации  технологии  формирования  УУД  на начальной ступени общего образования.

Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных  действий  конкретизирует  соответствующих  раздел  Фундаментального  ядра содержания.

Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры начального образования;
  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
  • выявить в  содержании  предметных  линий  универсальные  учебные  действия  и  определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных  ситуациях.

Программа  формирования  общеучебных  умений  у  глухих  учащихся  младших  классов предполагает  интеграцию  и  координацию  в  работе  над  выделенными  умениями.  Необходимо учитывать, что многие общеучебные умения на начальной стадии формирования выступают в качестве  специальных,  имеющих  ярко  выраженную  научно  –  предметную  основу  (чтение, письмо, некоторые грамматические, математические умения), в дальнейшем, на более поздней стадии обучения, выступают и воспринимаются как общие по широте сферы их применения, и по принадлежности их к уровню образованности, развития, считающемуся вданный  период  образовательной  нормой.  Это  обусловливает  нежесткость  границ  между выделенными  группами  умений.  При  формировании  общеучебных  умений  на  разных  уроках учителям  рекомендуется  использовать  принципы,  методы,  приемы,  формы  предметно-практического  обучения,  принципы  коммуникативной  системы  обучения  языку:

 1) коммуникация;

2) потребность в общении; 3) связь обучения языку  с деятельностью; 4) организация речевой среды.

Формирование универсальных учебных действий

  1. Учебно-организационные умения
  2. Привычно готовить рабочее место для занятий и труда.
  3. Самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда.
  4. Выполнять режим дня.
  5. Понимать учебную задачу, которую ставит учитель, и действовать строго в соответствии сней.
  6. Учиться пооперационному контролю учебной работы своей и товарища.
  7. Оценивать свои учебные действия по образцу оценки учителя.
  8. Работать самостоятельно и в паре с товарищем.
  9. Оказывать необходимую помощь учителю на уроке и вне его.
  10. Учебно-информационные умения
  11. Осмысленно, правильно,  бегло  читать  вслух  рассказ.  Различать  сказку,  рассказ, стихотворение.
  12. Соблюдать правила орфографии.
  13. Уметь делать по указанию учителя смысловые паузы при отсутствии знаков препинания.
  14. Соблюдать логическое ударение при чтении (после разбора текста с учителем).
  15. Пользоваться различными  видами  чтения:  вслух,    сплошное,    по  ролям,  про  себя, выборочное.
  16. Уметь делить текст на законченные смысловые части.
  17. Находить в  тексте  образные  выражения,  необходимые  для  характеристики  событий, природы, людей, и употреблять их в своей  речи.
  18. Пересказывать товарищу  содержание  прочитанного  рассказа,  понимать  рассказанное товарищем,  задавать  товарищу  вопросы  по  тексту,  записать  то,  о  чем  рассказал  товарищ, проверить правильность записи, пользуясь  текстом.
  19. Подбирать из рассказов или статей материал о людях, природе, животных.
  20. Читать статьи из детской газеты, журнала, понять содержание, обращаясь за пояснениями к учителю, товарищу.
  21. Пересказывать прочитанное с изменением лица и времени.

III.  Учебно-коммуникативные  умения

  1. Уметь рассказывать  по  плану  об  экскурсии,  используя  записи  и  зарисовки,  сделанные  до экскурсии и во время  нее.
  2. Делать записи в дневнике об интересных событиях, школьных новостях.
  3. Расспрашивать учителя  и  товарища  о  праздниках,  описывать  их  или  рассказывать  о  них товарищу.
  4. С помощью вопросов узнавать содержание серии закрытых картин.
  5. Составлять устно  или  письменно  описание  предметов,  природы,  внешности  человека, пользуясь собственными наблюдениями или книгой как справочным  материалом.
  6. Владеть основными видами письменных работ: списывание, изложение по плану (в связи с прочитанными рассказами), сочинение рассказа, письмо товарищу, заметки в стенную газету.
  7. Понимать и  выполнять  поручения,  уметь  выразить  просьбу,  желание,  побуждение, отношение.
  8. Уметь обратиться  к  товарищу  или  другому  лицу  по  заданию  учителя,  а  также  по собственному желанию.
  9. Уметь задавать вопросы познавательного характера.
  10. Уметь участвовать в диалоге.
  11. Учебно-интеллектуальные умения
  12. Уметь выделять  существенные  признаки  знакомых  предметов,  явлений  и  на  этой  основе находить сходство или  отличие.
  13. Самостоятельно или с помощью учителя определить, объяснить понятия через практический или наглядный показ предмета, явления.
  14. Владеть логическими  действиями  классификации;  сопоставления;  сравнивая  и классифицируя  знакомые  однотипные  понятия  самостоятельно  или  с  помощью  учителя подводить  их  под  общее  родовое  или  видовое  понятие.  Уметь  привести  пример,  изобразить общее понятие в рисунке.
  15. Разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении, в предмете.
  16. Наметить последовательность своих действий.
  17. Понимать смысл  и  правильно  употреблять  логические  связки  «и»,  «или»,  «не»,  слова кванторы «все», «некоторые»; делать простейшие умозаключения

 

Продолжительность учебного года:

 

                                         Класс

Параметры

III

Начало учебного года

 

Продолжительность учебного года

34 учебных недели

Окончание  учебного года

 

 

Регламентирование образовательного процесса на день:

  • - Сменность - первая смена;
  • - Продолжительность урока - 45 минут;

 

Регламентирование образовательного процесса на учебный год

 

 

Учебные четверти

 

Начало четверти

 

Конец четверти

Продолжительность

(количество учебных недель)

1 четверть

 

 

8

2 четверть

 

 

8

3 четверть

 

 

10

4 четверть

 

 

8

Итого

-

-

34

 

Продолжительность каникул  в течение учебного года

 

Название

Дата

Продолжительность в днях

Осенние

 

10

Зимние

 

16

Весенние

 

9

Итого

-

34

 

На обучение в образовательную организацию принимаются дети с письменного согласия-заявления родителей, на основании заключения ПМПК, не имеющие медицинских противопоказаний, для пребывании в специальном (коррекционном) учреждении, владеющие элементарными навыками самообслуживания. 

Во 2  недостающие 3 часа на развитие речи восполняются за счёт  1 час русского языка, 1 часа  ознакомления с окружающим миром и 1 часа музыки. Недостающие 2 часа на ручной труд восполняются за счет 2 часов иностранного (английского) языка.

           

          В I-IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. В течение учебного года выставляются оценки.

            Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые коррекционные занятия (коррекционно-развивающие занятия):

Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи

3

Развитие слухового восприятия и техника речи

1

Музыкально-ритмические занятия

2

Т.к.  коррекционно-развивающие занятия будут проходить во вторую половину дня, то длительность занятий будет составлять 20 минут.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС в течение учебного года будет представлена кружком «_Талантливые ручки_» (руководитель Т.Н. Горбунова, учитель начальных классов, 33 часа в год, 1 час в неделю со второй учебной недели первой четверти). На занятиях будут формироваться этические (духовно-нравственные) нормы, этикета поведения и здорового образа жизни через реализацию задачи по оказанию своевременной поддержки и способствованию максимального раскрытия таланта ребёнка. Длительность занятия – 30 минут. Возможно проведение часов кружка в каникулярное время с целью снижения учебной нагрузки  обучающихся.

          Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех  общеобразовательных организаций

Голышмановского муниципального района.