Пояснительная записка
к плану внеурочной деятельности (5 - 8 классов)
на 2018-2019 учебный год
Общая характеристика плана внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Боровлянская СОШ»:
- - является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования;
- - обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности;
- - определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального и основного общего образования.
Нормативно-правовая база
План внеурочной деятельности отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Боровлянская СОШ» разработан на основе следующих документов:
- o Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- o Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373);
- o Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897).
- o Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- o СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.12.2015);
Письма Минобрнауки России:
- o от 14.122015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- o от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Приказы Минобрнауки России:
Цель и задачи
Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
- - способствовать обеспечению соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе;
- - создать благоприятные условия для развития ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- - создать благоприятные условия для развития ребёнка;
- - расширить и углубить умения и навыки, предусмотренные учебными программами;
- - формировать и развивать умения применять знания на практике;
- - формировать потребность в самовоспитании и самообразовании;
Организация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования наряду с урочной деятельностью.
Внеурочная деятельность в отделении МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Боровлянская СОШ» осуществляется в виде корпоративной модели и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Модель внеурочной деятельности предполагает, что в её реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, социальный педагог, библиотекарь) и социальные партнеры (учреждения культуры и спорта)
Реализация плана предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), общественности) по воспитанию у обучающихся нравственных качеств в соответствии с национальным воспитательным идеалом и базовыми национальными ценностями.
Данная модель обеспечивает реализацию основной образовательной программы школы, широту развития личности обучающихся, их духовно-нравственное развитие и воспитание, индивидуальные образовательные потребности, определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной воспитательной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность реализуется во второй половине дня и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, Общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное), в том числе через разовые воспитательные мероприятия по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию, здоровьесбережению, реализации социальных практик (волонтёрская деятельность, общественная самоорганизация обучающихся – самоуправление).
Классный руководитель является координатором внеурочной деятельности в классе:
- - координирует взаимодействие обучающихся с социальными партнерами;
- - ведёт индивидуальный учёт времени и составляет карту, в которой отражён индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
Индивидуальный маршрут учащегося ____ класса
Время |
Сетевой партнер |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и так далее.
Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её девяти видах:
- - игровая деятельность;
- - познавательная деятельность;
- - проблемно-ценностное общение;
- - досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- - художественное творчество;
- - социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- - трудовая (социально-значимая) деятельность;
- - спортивно-оздоровительная деятельность;
- - туристско-краеведческая деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой и реализуются в следующих формах: кружки, студии, секции, клуб, добровольческое движение, научно-практические конференции, школьное научное общество, проекты, презентации, сборы, викторины, конкурсы, игры, путешествия и т.д.
Внеурочная деятельность включает в себя регулярные внеурочные занятия и нерегулярные внеурочные мероприятия. Регулярные внеурочные занятия проводятся еженедельно, в плане указано количество недельных часов. Нерегулярные внеурочные мероприятия проводятся 1 раз в год, в плане указано количество часов в год.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет в год - не более 350 часов 5-8 классах
Наполняемость групп при проведении внеурочных занятий не может превышать 25 человек. Группа может быть сформирована как в рамках одного класса, так и из обучающихся разных классов, объединённых по интересам.
Продолжительность одного занятия составляет:
5-8 классы – 40 минут
Организация внеурочной деятельности обучающихся осуществляется учителями начальных классов, учителями-предметниками, классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, а так же педагогами учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Образовательные программы внеурочной деятельности являются модифицированными, разработаны педагогами школы в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий и утверждены педагогическим советом.
Содержание внеурочной деятельности сформировано с учетом запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), учитывает особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся и организуется по 5 направлениям развития личности.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ 5-8 КЛАССЫ
План внеурочной деятельности для обучающихся 5, 6, 7 и 8 классов определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся, этнокультурных, региональных особенностей, возможностей образовательного учреждения и социальных запросов родителей.
В отделении определена корпоративная модель организации внеурочной деятельности. На внеурочную деятельность отводится в 5, 6 по 6 часов в неделю, в 7 и 8 классах – по 7 часов в неделю. Содержание внеурочной деятельности формируется с учётом пожелания обучающихся и их родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельность распланирована по 5 направлениям развития личности.
Спортивно-оздоровительное направление реализуется в рамках:
Клуба «Юный олимпиец» (5,6,7,8 класс) Цель программы направлена на формирование культуры здорового образа жизни, интереса к физической культуре, спорту.
Клуба «Шахматист» (5,6,7,8 класс) Цель программы направлена на формирование интеллектуального развития, интереса к спорту.
Социальное направление реализуется в рамках
Кружка «Добрые руки» (5,6 класс) Цель программы: формирование и развитие трудового воспитания.
Кружка «Уроки финансовой грамотности» (7,8 класс) Цель программы: способствует повышению общего уровня финансовой грамотности учащихся, ответственного отношения к собственному бюджету, знаний о правах и обязанностях участников финансово-экономических отношений, безопасного и грамотного использование денежных средств.
Духовно-нравственное направление реализуется в рамках:
Клуба «Патриот» (7, 8 класс). Цель программы – воспитание патриотических и гражданственных чувств: любви к своему селу, к своей Родине ее историческому прошлому и традициям; формирования обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой и созидательной деятельности в социуме.
Студии «Я – волонтёр. Ты – волонтёр?» (7, 8 класс) Цель программы вовлечение подростков в социально-значимую добровольческую деятельность, является средством формирования социальной активности и компетенции подрастающего поколения.
Кружка «Основы духовно-нравственной культуры» (5, 6 класс) Цель программы - логическое продолжение курса ОРКСЭ.
Общеинтеллектуальное направление реализуется в рамках:
Клуба «Наука опытным путем» (5, 6, 7, 8 класс) Цель программы: формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности.
Студии «Робототехника» (4 класс) Цель программы направлена на формирование интеллектуального развития, интереса к компьютерному легоконструированию.
Общекультурное направление реализуется в рамках
Кружка «Мастерок» (5, 6, 7, 8 класс). Реализуется с целью развития интеллектуально-творческих способностей каждой отдельной личности в различных видах деятельности.
Нерегулярные внеурочные мероприятие представлены мероприятиями, которые войдут ключевыми общешкольными мероприятиями (социальные пробы, акции, проекты, мероприятия по реализации социально-значимых практик и т.д.)
№ п/п
|
Мероприятие |
Класс |
||||
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
Спортивно-оздоровительное направление |
||||||
|
Единые классные часы «Уроки безопасности» |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Научно-практические конференции по профилактике асоциальных явлений |
|
2 |
4 |
4 |
|
|
Единые информационные часы по |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Подготовка проектов « Питание и |
|
|
|
|
|
|
Областная зарядка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Каникулярная профильная (спортивная смена) |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Походы выходного дня |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Духовно-нравственное направление |
||||||
|
Единые классные часы, посвященные Дню народного единства |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Акция "Пусть осень жизни будет золотой" |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Акция "Поздравь учителя" |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Всероссийский урок чтения |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Декада патриотического воспитания, посвященная Дню защитников Отечества |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
Отборочный тур к районному конкурсу юных чтецов "Живая классика" |
|
|
2 |
2 |
|
|
Единые классные часы, посвященные Дню авиации и космонавтики |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Мероприятия, посвященные празднованию 74-ей годовщины Победы в Великой Отечественной войне |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
Классные часы "Правосознание и правовая культура" |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Общеинтеллектуальное направление |
||||||
|
Конкурс "Ученик года - 2019" |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Школьный конкурс "Читатель года - 2019" |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Общекультурное направление |
||||||
|
День знаний |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
День учителя |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Тематический концерт, посвященный Дню матери |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
Марафон творческих дел |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
Тематический концерт, посвященный Дню Победы |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Социальное направление |
||||||
|
Курс адаптации учащихся 5 класса |
16 |
|
|
|
|
|
День самоуправления |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Посвящение в ряды пионерской организации "Радуга" |
2 |
|
|
|