ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1)Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 29.12.2012 г №273-ФР «Об образовании в РФ»(принят Государственной думой 21.12.2012,одобрен Советом Федерации 26.12.2012)
- Примерная основная образовательная программа.
- Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект.-М.: Просвещение, 2011.-54 с.- (Стандарты второго поколения)
- Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2012-2013 уч. г., авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана - Граф, 2012. — 304 с.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение 4-х лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.
Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.
Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объёме 35 часов в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) 35 часов, из них 2 часа – резервное время. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. В связи с модульной системой уроки объединены по темам. Поэтому на изучение разделов «Многообразие живых организмов» и «Жизнь живых организмов на планете Земля» добавлено по 1 часу за счет сокращения времени на изучение темы «Человек на планете Земля», на которую в рабочей программе выделено 4 часа. Резервное время (3 часа) может быть использовано на закрепление и повторение знаний через проведение экскурсии «Весенние явления в природе» или«Многообразие живого мира»
Цели биологического образования
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Планируемые результаты освоения курса биологии
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала 5 класса являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии в 5 классе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере.
- ü выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- ü приведение доказательств (аргументация)взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
- ü классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- ü объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- ü различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- ü сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- ü выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- ü овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере.
- ü знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- ü анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности.
- ü знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- ü соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности.
- ü освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- ü рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- ü проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- В эстетической сфере.
- ü овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Лабораторные работы:
- «Изучение строения увеличительных приборов»
- «Знакомство с клетками растений».
- «Знакомство с внешним строением растения»
- «Наблюдение за передвижением животных»
Экскурсии:
«Весенние явления в природе» или«Многообразие живого мира».
Контроль уровня знаний.
Оценка предметных результатов:
Объект оценки:сформированность учебных действий с предметным содержанием.
Предмет оценки: способность к решению учебно–познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.
Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточнойи итоговой аттестации обучающихся.Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.Итоговая аттестацияхарактеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования.При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
- стартовой диагностики;
- тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
- творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:
- низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
- пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
- базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
- повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка«4»);
- высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Основное содержание по темам рабочей программы
Биология. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. 5 класс (35 ч, из них 2 ч – резервное время)
Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 ч)
Наука о живой природе
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология
Свойства живого
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.
Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Строение клетки. Ткани
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Химический состав клетки
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы
Великие естествоиспытатели
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».
Демонстрация
- ü Обнаружение воды в живых организмах;
- ü Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;
- ü Обнаружение белков, углеводов, жиров в растительных организмах.
Планируемые результаты обучения:
- Личностные:
- * формирование ответственного отношения к обучению;
- * формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- * формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- * осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- * формирование основ экологической культуры
- Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- * проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- * ставить учебную задачу под руководством учителя;
- * систематизировать и обобщать разумные виды информации;
- * составлять план выполнения учебной задачи.
- Предметные:
Учащиеся должны знать:
- * основные признаки живой природы;
- * устройство светового микроскопа;
- * основные органоиды клетки;
- * основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
- * ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
- * объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- * характеризовать методы биологических исследований;
- * работать с лупой и световым микроскопом;
- * узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- * объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- * соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч)
Царства живой природы
Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.
Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.
Значение бактерий в природе и для человека.
Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.
Растения
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.
Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Животные
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Грибы
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).
Многообразие и значение грибов
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением побегом растения».
Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».
Демонстрация
- ü Гербарии различных групп растений.
Планируемые результаты обучения:
- Личностные:
- * формирование ответственного отношения к обучению;
- * формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- * формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- * осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- * формирование основ экологической культуры.
- Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- * проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- * использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- * самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.
- Предметные:
Учащиеся должны знать:
- * существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- * основныепризнаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
- * определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- * устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- * различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- * устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- * объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
Среды жизни планеты Земля
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Приспособления организмов к жизни в природе
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.
Природные сообщества
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.
Природные зоны России
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных материках
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Жизнь организмов в морях и океанах
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Планируемые результаты обучения:
- Личностные:
- * формирование ответственного отношения к обучению;
- * формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- * формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- * осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- * формирование основ экологической культуры.
- Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- * находить и использовать причинно-следственные связи;
- * строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
- * выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
- Предметные:
Учащиеся должны знать:
- * основные среды обитания живых организмов;
- * природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
- * сравнивать различные среды обитания;
- * характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- * сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- * выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- * приводить примеры обитателей морей и океанов;
- * наблюдать за живыми организмами
Тема 4. Человек на планете Земля (4 ч)
Как появился человек на Земле
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменял природу
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.
Важность охраны живого мира планеты
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Сохраним богатство живого мира
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Планируемые результаты обучения:
- Личностные:
- * формирование ответственного отношения к обучению;
- * формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- * формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- * осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- * формирование основ экологической культуры.
- Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- * работать в соответствии с поставленной задачей;
- * составлять простой и сложный план текста;
- * участвовать в совместной деятельности;
- * работать с текстом параграфа и его компонентами;
- * узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
- Предметные:
Учащиеся должны знать:
- * предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- * основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- * правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- * простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- * объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- * объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- * обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- * соблюдать правила поведения в природе;
- * различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- * вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Резерв (3 часа)
Экскурсия. «Весенние явления в природе» или«Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето
Тематическое планирование
По биологии
Учебный год 2018-2019
Класс 5
Количество часов по учебному плану ОУ: всего 34 ч., в неделю 1 ч.
Плановых контрольных работ_-
Лабораторных работ : 4 ч.
Планирование составлено на основе примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012:»
Учебник Пономарева И.Н., Николаев Н.В., Корнилова О.А. «Введение в биологию», издательство «Вентана-Граф» 2013 год
№ урока
|
Тема урока |
Тип урока, форма проведения |
Планируемые результаты:
предметные |
Метапредметные |
личностные |
Форма контроля |
УУД |
Элементы содержания |
Домашнее задание |
Дата проведенияп план. |
факт |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Наука о живой природе. |
Урок постановки учебной задачи. Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Живые организмы – важная часть природы. |
П . знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. |
. М. формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных), строить рассуждения, использовать речевые |
Л. формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, |
Текущий |
Самостоятельно формулируют тему и цели урока; учатся работать в группах. Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету.
|
Биология, ботаника, микология, зоология, микробиология. |
§ 1, знать термины. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
2. |
Свойства живого. |
Урок открытия нового знания.
|
П. выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах. |
М. умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого |
Л. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого |
Текущий |
логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.
|
Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, |
§ 2, ответы на вопросы после параграфа. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
3. |
Методы изучения природы. |
Урок системати-зации ранее полученных знаний Знакомство школьников с общими методами изучения природы. |
П. овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования. |
М. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать
.
|
Л. Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения.
|
|
Формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты |
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, ,модели рование. |
§ 3, термины. Сообще-ние об А. Левенгуке. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
4. |
Увеличи-тельные приборы.
Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличи-тельных приборов» |
Урок решения частных задач – знакомства с работой увеличительных приборов. Актуализац-ия знаний о необходи-мости использован-ия увеличительных приборов |
П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами. |
М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов.
|
Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.
|
Выполнение л.работы |
Усиление учебной мотивации. Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении.
|
Штатив, тубус, окуляр, объектив предметный столик, микропрепарат, препароваль-ная игла, предметное стекло. |
§ 4. зарисовать и подписать устрой-ство микро-скопа. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
5. |
Строение клетки. Ткани. |
Урок открытия нового знания. Создать условия для приобрете-ния учащимися знаний о клеточном строении организма, особенностях клетки растений; приобрете-ние знаний о тканях. |
П. формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. |
М. формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.
|
Л. Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия
|
|
Регул:постановка учебной задачи (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности
|
Ткань, эпителиальная, мышечная, нервная, соединитель-ная, образовательная, основная (фотосинтезирующая), покровная, проводящая, механическая. |
§ 5, заполнить таблицы «Ткани» |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
6. |
Знакомство с клетками растений Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». |
Урок развития практических навыков. Создание условий для формир-ования мета-предметных умений осущест-вления исслед-овательской деятельности. Дальнейшее развитие навыков проведения лаборатор-ных исслед-ований. |
П. развитие навыков проведения лабораторных исследований; соблюдение правил работы с увеличительными приборами и поведения в кабинете биологии; умение готовить микропрепарат растительных тканей; умение различать на рисунках клетки, входящие в состав тканей растений. |
М. овладение основами исследовательской деятельности при выполнении лабораторной работы по изучению клеток различных растений.
|
Л. Формирование интеллектуальных умений сравнения живых объектов (клеток растений), анализа их особенностей и черт сходства.
|
Выполнение лаб.раб |
Регулятивные: Целеполагание Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона Познавательные: Определение цели своего обучения Установление причинно-следственных связей адаптации организмов, строения и свойств организмов, единства происхождения Выдвижение гипотез строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство Анализирование информации (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков Структуирование информации Выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов Формирование целостного мировоззрения Умение формулировать выводы
|
Микропрепарат, предметное стекло, покровное, ядро, вакуоли, цитоплазма, пластиды. |
§ 5 повторить, зарисовать в тетради строение клетки растений и животных. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
7. |
Химический состав клетки. |
Урок открытия нового знания. Способ-ствовать приобретен-ию знаний о химических веществах клетки. Минераль-ные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.
|
П. выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки. |
М. умение извлекать информацию из различных источников(учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы |
Л. Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ
|
Текущий |
Неорганические в-ва, органические, белки, жиры, углеводы, микроэлементы, минеральные соли. |
§ 6, подготовить сообщения /презентации/ о великих естествоиспытателях. |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
8. |
Процессы жизнедеятельности клетки. |
Урок открытия нового знания. Актуализа-ция и углубление знаний об основных процессах, происход-ящих в живой клетке: дыхании, питании, обмене веществ, росте, развитии, размножении. Взаимосвязанная работа частей клетки. |
П. выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата. |
М. умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе.
|
Л. Умение строить рассуждения о клетке как живой системе, анализируя информацию о процессах жизнедеятельности клетки.
|
Текущий |
Размножение, деление, хромосомы, наследств-енность. |
§ 7, повторить §§ 1-6 |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
9. |
Обобщающий урок по теме. Великие естество-испыта-тели. |
Урок развива-ющего контроля. Диагностика и коррекция ЗУН по теме. Приобре-тение знаний о великих учёных- естество-испытателях (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов).
|
П. выделение существенных признаков живых систем, клеток и тканей животных и растений, процессов, протекающих в клетке; различение на рисунках органоидов клетки, тканей растений и животных; знание правил работы с микроскопом, умение готовить микропрепарат.
|
. М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений и презентаций об учёных-естествоиспытателях; умение адекватно использовать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.
|
Л. Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.
|
Текущий |
Познавательные: Общеучебные: Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности. Логические - подводить итоги работы, формулировать выводы.
|
|
С.30-32 читать. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
10 |
Царства живой природы. |
Актуализа-ция понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. |
П. приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции; умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе. |
М. умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или к/презентаций, грамотно излагать дополнительный материал.
|
Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилактике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы.
|
Текущий |
Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения. Регулятивные: Целеполагание (Рц): осуществляют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще неизвестно. Выполняют контроль (Рк),коррекцию (Рк), оценку деятельности(Ро). Планирование (Рп):составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность.
|
Вирусы,систематика,вид,царство |
§ 8. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
11 |
Бактерии: строение и жизнедеятельность. |
Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии -примитивные одноклеточные организмы. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах |
П. выявление существенных признаков прокариот и эукариот; определение принадлежности бактерий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе |
М. умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными
|
Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике
|
|
Прокариоты,эукариоты |
§ 9, сообщения об инфекционных заболеваниях и их профилактике |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
12 |
Значение бактерий в природе и жизни человека. |
Способствовать актуализации знаний о значении бактерий в природе и жизни человека, об инфекционных заболеваниях и их профилактике. |
П. приведение доказательств необходимости профилактических мер для сохранения здоровья; формирование представлений о роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления. |
М. умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); развивать способность выбирать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоровья, соблюдая меры профилактики инфекционных заболеваний.
|
Л. Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций.
|
Текущий |
Клубеньковые бактерии,симбиоз |
§ 10. заполнить таблицу «Значение бактерий» |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
13 |
Растения. |
Способствовать приобретению знаний об отличительных свойствах растений. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы. Строение растений. Размножение растений. Роль цветковых растений в жизни человека. |
П. выделение существенных признаков растений; определение различных растений к определённым систематическим группам; выявление существенных признаков споровых и семенных растений; умение сравнивать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений; овладение умением оценивать с эстетической точки зрения растения различных групп. |
М. умение работать с разными источниками информации; умение преобразовывать информацию в ходе работы над мини-проектами; умение работать в команде при создании проектов и их защите; умение грамотно излагать свою точку зрения.
|
Л. Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным.
|
Текущий |
Регул: постановка учебной задачи на основе последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности
|
Роль растений в природе,симбиоз
|
§ 11, подготовка к лабораторной работе. |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
14 |
Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»
|
Создать условия для дальнейшего формирования навыков осуществления лабораторных исследований, умения анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты. |
Л. Развитие умений сравнения биологических объектов, умения делать выводы о многообразии и значении различных видов побегов.
М. развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах; умение осуществлять простейшие исследования; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работ |
Работа в парах, индивидуальная Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растений Ст. 50 |
Микроскопы и лабораторное оборудование, гербарии, живые экземпляры растений.
|
Выполнение лаб.раб |
|
|
П.11 |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
15 |
Животные. |
Способствовать приобретению знаний об особенностях животных – гетеротрофности, способности к передвижению, наличии органов чувств. Среда обитания, одноклеточные и многоклеточные организмы. |
.П. выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисунках и таблицах растений различных типов и классов; оценивание с эстетической точки зрения различных животных. |
М. умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты.
|
Л. Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными
|
текущий |
|
|
§ 12. Знать термины. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
16 |
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных Ст. 56 |
Дальнейшее развитие навыков наблюдения и описания биологических объектов; умение фиксировать результаты наблюдений в тетради и формулировать вывод о значении движения для животных. |
П. развитие умения сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии. |
М. умение работать с различными источниками информации; умение работать в парах; умение наблюдать, делать выводы и заключения из увиденного.
|
Л. Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении яза животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания; развитие эстетического отношения к живой природе.
|
Выполнение лаб.раб |
Познавательные: Общеучебные: Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности. Регулятивные: Планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу. Коммуникативные: Взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
простейшие |
§ 12, повторить §§ 1-11 |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
17 |
Грибы. |
Приобретение знаний об особенностях царства Грибы. Общая характеристика грибов. Строение тела гриба. Питание и размножение грибов, микориза.
|
П. выделение существенных признаков царства грибы; различение на рисунках, таблицах частей тела гриба; овладение методами биологических исследований в процессе постановки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов |
М. умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию.
|
Л. Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы.
|
текущий |
Грибница,гифа,плодовое тело,грибокорень |
§ 13, заложить опыт по выращиванию плесени |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
18 |
Многообразие и значение грибов. |
Актуализация и углубление знаний о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. |
П. выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний |
М. умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их.
|
Л. Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека |
текущий |
Съедобные и ядовитые грибы |
§ 14. сделать карточки с грибами – двойниками |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
19 |
Лишайники |
Способствовать знакомству учащихся с общей характеристикой лишайников, их многообразием, значением, местообитанием. |
П. выделение существенных признаков лишайников как симбиотических организмов их роли в круговороте веществ и образовании гумуса; приведение доказательств влияния факторов окружающей среды на развитие лишайников (чистота воздуха); различение на рисунках и среди гербарных экземпляров различных типов лишайников |
М. выбор информации о строении, особенностях жизнедеятельности лишайников их различных источников, структурирование её.
|
Л. Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы.
|
текущий |
Регулятивные: Целеполагание Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона Познавательные: Определение цели своего обучения Установление причинно-следственных связей адаптации организмов, строения и свойств организмов, единства происхождения Выдвижение гипотез строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство Анализирование информации (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков Структуирование информации Выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов Формирование целостного мировоззрения Умение формулировать выводы.
|
Строение лишайника |
§ 15, подготовка сообщений о полезных и вредных организмах. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
20 |
Значение живых организмов в природе и жизни человека. |
Формирование знаний о разнообразии организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека |
П. приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; различение на таблицах и рисунках животных и растений, нуждающихся в охране, занесённых в Красную книгу Ульяновской области; знание основных правил поведения в природе. |
М. структурирование материала, полученного их различных источников информации; умение грамотно излагать материал; развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе
|
Л. Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы.
|
текущий |
Биологическое разнообразие |
§ 16 |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
21 |
Промежуточный контроль. Обобщающий урок. |
Диагностика ЗУН учащихся по темам «Биология – наука о живой природе», «Многообразие живых организмов»
|
П. продемонстрировать ЗУН по темам.
|
М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.
|
Л. формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий.
|
текущий |
|
Термины по темам 1-2 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
22 |
Среды жизни на планете Земля |
Урок изучения и первичного закрепления знаний комбинированный |
П. Выделение существенных признаков различных сред обитания; выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов; сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с эстетической точки зрения
|
М. Развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации; развитие коммуникативных качеств.
|
Л. Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами («Кто такие гидробионты?», «Да будет свет?», «Солнце, воздух и вода, получается…среда», «Паразиты и их дом»).
|
текущий |
Среды жизни
Особенности организменной среды обитания
|
§ 17, заполнить таблицу |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
23 |
Экологические факторы среды.
|
Урок первичного предъявления новых знаний. Комбинированный урок
|
П. Объяснение места и роль человека в природе, последствий его хозяйственной деятельности для природных биогеоценозов; знание основных правил поведения в природе. |
М. Развитие способности выбирать смысловые установки в поступках по отношению к живой природе
|
Л. Развитие умения анализа данных, сравнения действия различных факторов на живые организмы.
|
|
Регулятивные: Целеполагание Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона Познавательные: Определение цели своего обучения Установление причинно-следственных связей адаптации организмов, строения и свойств организмов, единства происхождения Выдвижение гипотез строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство Анализирование информации (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков Структуирование информации Выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов Формирование целостного мировоззрения Умение формулировать выводы. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально, Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. РК: Учиться критично относиться к своему мнению и корректировать его. |
Экологические факторы Группы экологических факторов |
§ 18, составить кроссворд с терминами |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
24 |
Приспособления организмов к жизни в природе.
|
Урок первичного предъявления новых знаний. Комбинированный урок
|
П. выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; умение оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения.
|
М. умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля.
|
/ Л.Развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы; формирование эстетического отношения к организмам
|
текущий |
Приспособления животных к водной среде обитания Приспособления животных к наземно-воздушной ,почвеннойсреде обитания
|
§ 19 Подготовить сообщения или презентацию « Природные сообщества нашего района»
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
25 |
Природные сообщества.
|
Урок формирования первоначальных предметных умений. комбинированный)
|
П. выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе
|
М. умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы(текст учебника, ЭОР) в другую (рисунок, сообщение |
Л. Развитие умения анализировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, делать выводы о последствиях нарушения равновесия в биогеоценозах.
|
текущий |
Круговорот веществ в природе.
Пищевая цепь. Задачи на предсказание последствий нарушения экологического равновесия |
§ 20, знать термины. Подготовить сообщения: «Природные зоны нашего региона» «Животные и растения Красной книги ХМАО»
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
26 |
Природные зоны России
|
Урок изучения нового. Урок исследование
|
П. приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных климатических зон.
|
М. формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации.
|
Л. Формирование эстетического отношения к живой природе» развитие умения анализировать условия в различных климатических зонах, делать выводы о приспособленности организмов
|
текущий |
Животный мир России
|
§ 21. Сообщения о животных различных материков. Сообщения о видах, занесённых в красную книгу ХМАО |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
27 |
Жизнь организмов на разных материках.
|
Урок изучения нового. Урок проект
|
П. приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных материков; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
|
М. умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её |
Л.Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов на различных материках., умения работать в группе
|
текущий |
Зависимость природы материков от географического положения
|
§ 22. сообщения о жителях морей и океанов.
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
28 |
Жизнь организмов в морях и океанах.
|
Урок изучения нового материала, мультимедиа-урок |
П. приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей водоёмов; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. |
М. умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.
|
Л. Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов в водной среде..
|
Текущий СР |
Свобоноплавающие и прикрепленные организмы |
§ 23, повторить §§ 17-22 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
29 |
Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Смотр знаний |
П. диагностика ЗУН по теме. |
М. умение аргументировано излагать свои знания, анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в контрольных заданиях
|
Л. Диагностика степени сформированности интеллектуальных умений анализа, синтеза информации
|
Текущий ПР |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
30 |
Как появился человек на Земле. |
Урок открытия нового знания. Способствовать приобретению знаний о месте человека в системе органического мира; о природной и социальной среде обитания человека, особенностях поведения человека. знаний об |
П. аргументация родства человека с млекопитающими животными; различение на таблицах различных стадий развития человека; умение определять принадлежность человека к определённой систематической группе. |
М. умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР.
|
Л. Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения.
|
текущий |
Р: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
Австралопитек, человек умелый, кроманьонец, человек разумный. |
§ 24, заполнить таблицу «Эволюция человека» |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
31 |
Как человек изменял природу. |
Актуализация и углубление знаний о роли человека в биосфере. Современные экологические проблемы. |
. П. аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. |
М. развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.
|
Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем |
текущий |
Антропогенное влияние, обезлесение, загрязнение, опустынивание. |
§ 25, сообщения о ООТ |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
32 |
Важность охраны живого мира планеты. |
Способствовать развитию умения прогнозировать последствия деятельности человека в экосистемах. |
П. аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. |
/ М. умение получать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой.
|
Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.
|
текущий |
Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. |
Заповедник, заказник, памятник природы, национальный парк. Красная книга |
§ 26, сочинение о необходимости охраны природы. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
33 |
Сохраним богатство живого мира. |
Дальнейшее развитие умений прогнозирования последствий деятельности человека в природе. Формирование убеждений и знаний о необходимости охраны природы. |
П. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем. |
М. умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. |
Л. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.
|
текущий |
|
Красная книга, МСОП, Гринпис, ЮНЕСКО. |
Сохраним богатство живого мира. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
34 |
Итоговый контроль. |
Диагностика ЗУН. |
П. проверка ЗУН за курс 5 класса. |
М. умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
|
Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий.
|
Текущий КР |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||