Биология 6 класс

        

Пояснительная записка.

   Рабочая программа предмета «Биология» для основного общего образования разработана на основе

- нормативных документов:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.13г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы школьных образовательных организаций».
  3. Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

 

  1. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 Москва.

 информационно-методических материалов:

  1. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.  Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология. 5–9 классы: авторская программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.
  2. Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.
  3. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология 6 класс .Рабочая тетрадь. 6 класс. Воронеж: ИП Лакоценина Н.А 2014 г.

 

        Цель биологического образования - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также формирование способности использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности.

   

Задачи:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,
  • формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Общая характеристика курса биологии.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.  Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. Биология. 5–9 классы.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

 

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий:

  • Технология деятельностного метода,
  • Технология работы с портфолио,
  • Интерактивные технологии,
  • Информационные технологии,
  • Технологии групповой работы,
  • Технологии проблемного обучения,
  • Технологии развивающего обучения.

 

Формой обучения является урок, который может проходить в виде комбинированного урока, урока-лекции, урока-семинара, урока-экскурсии, урока-приключения  в соответствии с применяемыми методами. Длительность урока фиксируется нормативными документами, характеризующими работу школы.

Основной формой обучения  предполагается использование следующих методов:

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, решение задач, работа с книгой;
  • по источнику получения знаний: словесные; наглядные (демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм); практические (практические задания; тренинги; деловые игры, анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.);
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; исследовательский;
  • по логичности подхода: индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический;
  • по форме организации учебной деятельности: коллективные, групповые, индивидуальные.

Основными принципами отбора материала в данной программе являются:

принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип научности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание растительного мира и развитие умений по уходу за ним.

Обучающиеся за работу в рамках предмета биологии получают оценку по пятибалльной шкале, которая является результатом освоения учащимся данной темы.

Оценка выставляется за устный ответ, письменный ответ, тестовую работу, лабораторную работу, практическую работу. На основании оценок, полученных в течение трех месяцев учебы, выставляется оценка за триместр. По итогам триместровых оценок формируется оценка за год, которая является итоговой. 

Место курса биологии в базисном учебном плане.

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования.

В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим. Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Авторская программа под редакцией И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.  Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
  • понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса химии позволяет сформировать:

  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
  • понимание необходимости здорового образа жизни;
  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;
  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание ценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра, и красоты.

 

2) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета биологии в соответствии с требованиями ФГОС.

Личностные:

  • Умение выделять нравственный аспект поведения.
  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Самоопределение.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета).
  • Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лабораторной работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания.
  • Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • Умение слушать и вступать в диалог.
  • Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Предметные:

  • ­­объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
  • приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
  • объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
  • различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
  • определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
  • объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
  • понимать смысл биологических терминов;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
  • соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
  • различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.

3) Содержание курса.

 

Тема 1. Наука о растениях –ботаника (5 часов).

 

Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и

генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о

растениях – ботаника. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой

обитания.  

Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки. Растительные ткани

и их особенности. Растение как целостный организм.

 

Тема 2. Органы растений (9 часов).

 

Семя как орган размножения растений. Строение семени Двудольных и Однодольных

растений. Прорастание семян. Условия прорастания семян. Типы корневых систем.

Строение корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в

природе. Побег как сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега

из почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение

листьев и листопада. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение

стебля. Функции стебля, видоизменения стебля. Цветок как видоизменённый побег.

Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как

условие оплодотворения. Строение и разнообразие плодов. Значение и распространение

плодов.  

Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».

Лабораторная работа № 2. «Строение вегетативных и генеративных почек».

Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листьев».

Лабораторная работа № 4.«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

           Лабораторная работа № 5 «Изучение строения соцветий»

 

  Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений  (7 часов).

 

 Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие почвенного

питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения

как автотрофы. Фотосинтез: значение, условия. Дыхание растений. Обмен веществ как

важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни.

Типы размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина.

Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком

в хозяйственной деятельности. Зависимость процессов роста и развития растений от

условий окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы.  

 

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (9 часов).

Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация

растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика,

разнообразие, значение в природе, использование человеком. Моховидные: характерные

черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные

черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения.

Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные.

Значение этих растений в природе и жизни человека. Общая характеристика

Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство

более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные.

Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека. Особенности

строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень

развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к

условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс

Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные

признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе,

использование человеком. 

   Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные

черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах

эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения культурных

растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные

растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их

расселения по земному шару.  

 

 Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мхов»

 

Тема 5. Природные сообщества (5 часа)

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о

структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём.

Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества,

условия обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ,

причины внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их

особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных

сообществ

 

НРК

 

№урока

Тема НРК

1

22

Представители растений окрестности деревни Боровлянка

2

25

Представители отдела Голосеменные в Тюменской области

3

26

Представители отдела покрытосеменные в Тюменской области, в деревне Боровлянка

4

32

Грибы нашей местности

5

31

Природные сообщества Т.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока

Дата

Тип урока

 

Планируемые результаты

Элементы содержания

 

Домашнее задание

Форма контроля

 

Дата

 

личностные

метапредметные

предметные

 

 

 

 

УУД

план

Ф

А

К

т

 

 

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (5 часов)

 

1.

Царство Растения. Общая характеристика растений.

 

Урок  открытия новых знаний

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение выделять нравственный аспект поведения.

Самоопределение

Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Растения.

Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком.

Умение слушать и вступать в диалог

Знать правила работы в кабинете биологии, технику безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием. Царства живой природы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные».

Регулятивные:

Умение высказывать предположение и его доказать.

Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую  задачу в познавательную

 Познавательные: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта

 

П. 1, с.6

Текущий

   

 

2.

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений.

1

Урок открытия новых знаний

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях.

Умение выделять нравственный аспект поведения.

Самоопределение

Характеризовать внешнее строение растений. 
Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных.

Умение слушать и вступать в диалог.

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком

Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Семенные и споровые растения. Представление о жизненных формах растений, примеры. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав

Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

П.2, с.14

текущий

   

 

3.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений.

Различать и называть органоиды клеток растений.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.

Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки.

Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня

П.3, с. 17

текущий

   

 

4.

Ткани растений

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы

Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.

Распознают и описывают строение и функции тканей растений.

Дают определение термину «ткань»

Учебное сотрудничество учеников друг с другом (К)

Осуществляют учебно-познавательный интерес к обучению в школе (П)

Осуществляют самоконтроль результатов (Р)

 

Самостоятельная работа по теме

П.4, с.21, с. 26 (вопросы)

   

 

5.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука о растениях - ботаника»

1

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Дают развёрнутые ответы на вопросына поставленные вопросы, выполняют задания.

 

текущий

   

 

 

Тема 2. Органы растений. (9 часов)

 

6.

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли». ИТБ

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии;

овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы).

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта.

Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. 
Описывать строение зародыша растения. 
Устанавливать сходство проростка с зародышем семени.

Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. 
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека.

Объясняют роль семян в природе.

Дают определение терминам двудольные и однодольные растения. Распознают и описывают по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений. Сравнивают по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений

Используют информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. Проводят наблюдения, фиксируют их результаты во время выполнения лабораторной работы

 

П.5, с.28

 

П. 6, с.34

 

   

 

7.

Корень, его строение и значение

1

комбинированный

Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта.

Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.

Называть части корня.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня.

Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. 
Характеризовать значение видоизменённых корней для растений.

Распознают и описывают: виды корней; зоны корня.

Устанавливают соответствие между видоизменениями корня и его функциями. Различают корневые системы однодольных и двудольных растений. Устанавливают взаимосвязь строения и функций частей корня.

Проводят наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста, фиксируют их результаты во время выполнения лабораторной работы

Учебное сотрудничество учеников друг с другом (К)

Осуществляют учебно-познавательный интерес к обучению в школе (П)

Принимать и сохранять заданную цель (Р)

Осуществляют самоконтроль результатов (Р)

 

П. 7, с.37

текущий

   

 

8.

Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 2 «Строение вегетативных и генеративных почек». ИТБ

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации.

Называть части побега.

Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега.

Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек.

Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве.

Рассматривают и описывают на животных объектах строение: побега, почки. Доказывают, что почка-видоизменённый побег. Отличают вегетативную почку от генеративной.

Соблюдают правила работы в кабинете биологии с лабораторным оборудованием во время работы.

П. 8, с. 43

Выполнение л.р,текущий

   

 

9.

Лист, его строение и значение. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листьев». ИТБ

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации.

Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.

Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.

Характеризовать видоизменения листьев растений.

Распознают и описывают по рисунку или на живых объектах строение листа.

Различают простые и сложные листья. Рассматривают на готовых микропрепаратах и описывают клеточное строение листа.

Устанавливают взаимосвязь строения и функции листа. Выделяют условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. Соблюдают правила работы в кабинете биологии с лабораторным оборудованием во время работы.

 

П. 9, с.48

Выполнений л.р

Текущий

   

 

10.

Стебель, его строение и значение. Биологический диктант

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации

Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей.

Называть внутренние части стебля растений и их функции.

Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Описывают внешнее строение стебля, приводят примеры различных типов стеблей. Называют функции стебля. Устанавливают соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Изучают и описывают строение подземных побегов, отмечают их различия. Фиксируют результаты исследований. Соблюдают правила работы в кабинете биологии с лабораторным оборудованием во время работы.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Осуществлять самоконтроль результатов (Р)

Адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок (Р)

Вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р)

Принимать и сохранять заданную учебную цель (Р)

П. 10, с.54

текущий

   

 

11.

Лабораторная работа № 4.«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». ИТБ

1

комбинированный

овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия.

Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Приводят примеры растений, имеющих видоизменённые побеги. Распознают и описывают на живых объектах видоизменения побегов Доказывают, что корневище, клубень, луковица-видоизменённые побеги

П.10

Выполнение л.р

Текущий

   

 

12.

Цветок, его строение и значение. Соцветия. Лабораторная работа № 5 «Изучение строения соцветий». ИТБ.

 

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Называть функции частей цветка.

Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.

Характеризовать значение соцветий.

Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать

типы опыления у растений. 
Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления

Распознают и описывают по рисункам:

строение цветка ветроопыляемых растений и насекомопыляемых растений, типы соцветий. Объясняют взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Выявляют приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

П.11, с. 66

Выполнение л.р

текущий

   

 

13.

Плод. Разнообразие и значение плодов

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта;

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, ресурсы Интернета)

Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека.

Дают определение термину покрытосеменные. Распознают и описывают по рисункам, коллекциям строение плодов. Приводят примеры растений с различными типами плодов. Выделяют приспособления для распространения плодов.

Контролируют действия одноклассников при работе с таблицами и муляжами.

Работают по плану (Р)

Поиск информации; обработка информации (П)

 

П. 12, с.66

текущий

   

 

14.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений». Тестовый контроль

1

комбинированный

Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы)

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Дают развёрнутые ответы на вопросы на поставленные вопросы, выполняют задания.

 

С.71

Контроль знаний

 

 

 

 

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 часов)

 

15.

Минеральное питание растений

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.

Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды.

Называют этапы водообмена. Распознают и описывают растения различных экологических групп

 

П.13, с.74

текущий

   

 

16.

Воздушное питание растений — фотосинтез

1

комбинированный

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.

Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.

Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете

Описывают механизм фотосинтеза, передвижение органических веществ. Определяют роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объясняют космическую роль зелёных растений.

Предполагают установление связи между содержанием материала и целью его предоставления (Р)

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения (Р)

 

 

П. 14, с.78

текущий

   

 

17.

Дыхание и обмен веществ у растений

1

Комбинированный

сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Характеризовать сущность процесса дыхания у растений.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. 
Определять понятие «обмен веществ». 
Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни

Описывают опыты, подтверждающие дыхание растений. Выделяют приспособления растений для дыхания. Сравнивают по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.

Учебное сотрудничество учеников друг с другом (К)

Осуществляют учебно-познавательный интерес к обучению в школе (П)

Принимать и сохранять заданную цель (Р)

Осуществляют самоконтроль результатов (Р)

 

П. 15, с. 82

текущий

   

 

18.

Размножение  растений: половое и бесполое

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал

Характеризовать значение размножения живых организмов.

Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. 
Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения.

Объяснять биологическую сущность полового размножения.

Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.

Называть основные особенности оплод-ния у цветковых растений.

Описывают процессы опыления и оплодотворения цветковых растений. Выделяют отличительные особенности полового и бесполого размножений. Отличают оплодотворение от опыления.

П.16 с. 86

текущий

   

 

19.

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

1

Комбинированный

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе

Осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы

Называть характерные черты вегетативного размножения растений.

Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений.

Приводят примеры растений, размножающихся вегетативно. Называют способы вегетативного размножения. Распознают и описывают способы вегетативного размножения. Наблюдают за развитием растения при вегетативном размножении.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Осуществлять самоконтроль результатов (Р)

Адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок (Р)

 

П. 17, с. 91

текущий

   

 

20.

Рост и развитие растений. Тестовый контроль

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации.

Называть основные черты, характеризующие рост растения.

Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.

Сравнивать процессы роста и развития. 
Характеризовать этапы индивидуального развития растения.

Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Распознают и описывают по рисунку стадия развития растения и их последовательность. Выделяют различия между процессами роста и развития. Приводят примеры гибели растений от влияния условий среды

П.18, с. 96, с.101

текущий

 

 

 

21

Обобщение знаний по теме.

1

Комбинированный

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Дают развёрнутые ответы на вопросы на поставленные вопросы, выполняют задания.

 

 

Текущий

Контроль знаний

   

 

 

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира. (9 ч)

 

22.

Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Приводить примеры названий различных растений.

Систематизировать растения по группам. 
Характеризовать единицу систематики — вид. 
Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Объяснять значение систематики растений для ботаники.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии.

Выделять и описывать существенные признаки водорослей.

Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей.

Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и

жизни человека

Называют признаки царства Растения

Распознают отделы растений

Различают и описывают низшие и высшие растения.

Дают определение термину «низшие растения». Распознают водоросли различных отделов и описываютстроение водорослей. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Сравнивают по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли.

Адекватное использование  речевых средств (К)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Р)

Проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение (П)

 

П. 19, 20, с. 104

текущий

   

23.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мхов». ИТБ

1

Комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы.

Называть существенные признаки мхов. 
Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.

Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям. 
Характеризовать процессы размножения и развития моховидных, их особенности. 
Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания.

Дают определение термину «высшие растения». Распознают и описывают: строение мхов, растения отдела Мохообразные. Выявляют приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объясняют происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зелёных водорослей

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Осуществлять самоконтроль результатов (Р)

Адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок (Р)

 

П. 21, с. 113

Выполнение л.р

текущий

   

24.

Плауны. Хвощи, папоротники

1

Комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротникообразных. Обосновывать необходимость охраны исчезающих видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе.

Дают определение термину «высшие растения». Распознают и описывают: строение папоротников; растения отдела папоротникообразные

П. 22, с. 113

текущий

   

25.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных.

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России

Дают определение термину «голосеменные» растения.

Распознают растения отдела Голосеменные. Описывают процесс размножения сосны. Распознают и описывают строение хвои и шишек наиболее распространённых представителей голосеменных

Учебное сотрудничество учеников друг с другом (К)

Осуществляют учебно-познавательный интерес к обучению в школе (П)

 

П. 23, с. 122

текущий

   

26.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды.

Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений.

Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений

Дают определение термину «покрытосеменные растения». Распознают растения отдела Покрытосеменные.

Распознают и описывают строение цветковых растений. Сравнивают по заданным критериям, используя данные информационной таблицы: покрытосеменные и голосеменные растения; однодольные и двудольные растения

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Осуществлять самоконтроль результатов (Р)

Адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок (Р)

 

П. 24, с. 126

текущий

   

27.

Семейства класса Двудольные.

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Выделять основные признаки класса Двудольные.

Описывать отличительные признаки семейств Двудольных.

Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека

Распознают и описывают наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные.

Определяют принадлежность растений к классу Двудольные

 

П. 25, с. 132

текущий

   

28.

Семейства класса Однодольные

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Выделять признаки класса Однодольные. 
Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. 
Описывать характерные черты семейств однодольных растений.

Применять приёмы работы с определителем растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные

Распознают растения семейств: Лилейные, Злаки

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Р)

Проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение (П)

 

П. 26, с. 138

текущий

   

29.

Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений.

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира.

Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле.

Выделять этапы развития растительного мира.

Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений.

Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений.

Приводить примеры культурных растений своего региона.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова.

Называют основные этапы эволюции растительного мира. Выявляют основные признаки, необходимые для существования растений на суше. Объясняют процессы жизнедеятельности основных отделов растений.

Предполагают установление связи между содержанием материала и целью его предоставления (Р)

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения (Р)

 

 

П. 27, 28, с. 143

П. 27, 28, с. 143

   

30.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира»

1

Комбинированный

Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы)

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

Дают развёрнутые ответы на вопросы на поставленные вопросы, выполняют задания.

 

П. 29, с. 150, с. 155

текущий

   

 

Тема 5. Природные сообщества. (5 часов)

 

31.

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме

1

Урок изучения новых знаний

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Объяснять сущность понятия «природное сообщество».

Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.

Выявлять преобладающие типы природных сообществ

Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России

Называют основные типы природных сообществ. Приводят примеры естественных сообществ. Описывают видовой состав природных сообществ.

 

П. 30, с.159

текущий

   

 

32.

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.Экскурсия«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)». ИТБ.

1

комбинированный

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни

Овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. 
Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Объясняют, почему растения считаются основой круговорота веществ.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Р)

Проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение (П)

 

П. 31, с. 163, составить проект – отчет об экскурсии

текущий

   

 

33.

Смена природных сообществ и её причины

1

комбинированный

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией

Объяснять причины смены природных сообществ.

Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами.

Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.

Объясняют причины смены природных сообществ.

Учебное сотрудничество учеников друг с другом (К)

Осуществляют учебно-познавательный интерес к обучению в школе (П)

Принимать и сохранять заданную цель

П. 32, с.171

текущий

   

 

34.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества»

1

Урок контроля,

Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы)

 

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

Называют основные царства органического мира.

Повт. тему 5

текущий

   

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

По  биологии

Учебный год    2018-2019

Класс     6

Количество часов по учебному плану ОУ:  всего 34 ч., в неделю 1 ч.

 

Плановых контрольных работ:  _-

 

Лабораторных  работ: 6 ч