Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании примерной адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Настоящая программа по биологии для 6-9 классов создана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
2.Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования.
3.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего , основного общего и среднего образования».
Программа в 6 классе по 2 часа в неделю.
Изучение естествознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- сформировать представление о разнообразии живых организмов, их основных особенностях сходстве и различиях, о приемах оказания первой помощи, способах выращивания и размножения культурных растений и приемах ухода за домашними животными
- освоение знанийоб основных биологических понятиях, строении и жизнедеятельности живых организмов, их взаимодействии с внешней средой, об основных гигиенических требованиях.
- овладение умениямипроводить наблюдения за объектами живой и неживой природы и простейшие эксперименты с объектами изучения, пользоваться увеличительными приборами (лупа и микроскоп), ухода за культурными растениями и домашними животными, приемами доврачебной помощи.
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений и экспериментов, работы с дополнительными источниками информации, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитаниелюбви к природе своей местности, своей страны, ответственного отношения к своему здоровью, экологической культуры, позитивного отношения к своей жизни и окружающей среде;
- формирование способности и готовностик использованию биологических знаний и умений в повседневной жизни, готовности вести здоровый образ жизни и соблюдать основные правила санитарии и гигиены.; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
- Показать школьникам биологию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности
ее изучения;
- Приобщить к терминологическому языку биологии и сформировать первые представления об объектах живой природы и изменениях в ней происходящих.
- Познакомить с приемами работы с гербариями, коллекциями, живыми объектами как источником знаний о природе.
- Научить работать с разными средствами обучения как в природе на экскурсиях, так и в классе, на уроках.
- Показать школьникам, что живая и неживая природа тесно связаны между собой и влияют друг на друга
-Дать представление об ответственности каждого человека за изменениями в природе вызванными его действиями.
- Показать разнообразие живой природы России, и его причины.
- Дать представление о бережном отношении к природе и способах ее охраны.
Специфика курса биологии.
Содержание курсов выстроено с учетом рекомендаций по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости естественнонаучным знаниям и умениям. В программах выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи и сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Основной материал посвящён изучению живой природы России.
В 6 классе обучающиеся знакомятся с неживой природой: вода, воздух, полезные ископаемые, почвы России. Изучаются особенности строения, свойства и использование человеком перечисленных компонентов природы Для активизации обучающихся используют коллекции, гербарии, лабораторное оборудование ( колбы, пробирки, фильтры, сухое горючее и др.) для проведение экспериментов.
Программы составлены с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Учебный материал в силу своего содержания обладает возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые организмы и явления природы, понимать причинно-следственные зависимости. Систематическая работа с биологическими терминами на уроках расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс биологии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи» на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на уроках «Природоведение». Географии»
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания биологии и природоведения предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных биологических знаний умственно отсталыми учащимися..
Учебный материал по курсу биология расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс-«Биология. Неживая природа
Формы обучения:
а) урок изучение нового материала (ОНМ)
б) урок закрепления изученного материала (ОСЗ- обобщение и систематизации знаний)
в) комбинированный урок (КОМБ)
д) контрольный урок
е) экскурсия
ж) Урок - игра
Технологии образования:
а) индивидуальная работа с учащимся;
б) технология развивающего обучения;
в) личностно-ориентированные технологии обучения;
Методы обучения:
а) словесный (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой);
б) наглядный (демонстрация, наблюдения);
в) практический (тесты, практические работы);
Формы контроля
- тест - проверочная работа
Планируемые результаты (личностные и предметные)
Результаты освоения с умственной отсталостью адаптированной АООП общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результатыосвоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения адаптированной должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии ученик должен знать:
6 класс
- отличительные признаки твердых, жидких и газообразных тел.
- характерные признаки некоторых полезных ископаемых,
- признаки песчаных и глинистых почв
- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел( на примерах металлов, воды, воздуха)
- расширение тел при нагревании и сжатие при охлаждении, теплопроводность:
- текучесть воды и движение воздуха
уметь
Биология
6 класс
- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием:
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке:
Требования к выполнению практических (лабораторных)работ.
- Практические (лабораторные)работы в курсах «Природоведения» и «Биология» выполняются с использованием инструктивных карт учебников, в которых дан поэтапный порядок действий обучающихся и также описания заданий к каждой работе.
- Обучающиеся выполняют практические( лабораторные) работы в соответствии с требованиями инструкционных карт Результаты работы оформляют в рабочих тетрадях. Названия объектов изучения и их частей подписывают горизонтально, разборчиво, работу оформляют аккуратно.
- Необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте «лишней информации»:отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
- Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Учебник: Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г. Соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях .
- В.В.Воронкова . Программы для 5-9 классов специальных( коррекционных) учреждений 8 вида М.; Владос, 2000
Материально-техническое обеспечение:
Видеокассеты;
Растительный и животный мир природных зон Земли.
Животный мир России
Первая помощь при различных травмах
1.Мультимедийные учебные пособия:
Биология 6-10 классы. ОБОРУДОВАНИЕ:
- Микропрепараты(5 наборов по зоологии 5 наборов по общей биологии), растения( остатки от старых наборов)
- Предметные стекла (12 штук), иглы(2 штуки)
- Коллекции горных пород и минералов
5.Коллекции : руд ,металлов, пластмасс, пород древесины, почв, минеральных удобрений, изделий из стекла..
- Гербарии: по систематике растений, культурных и сорных растений
- Наборы учебных таблиц: по природоведению, ботанике, зоологии и анатомии человека для основной школы.
8.Видеофильмы. Мультимедийное оборудование. Карточки.
Тематическое планирование
По биологии
Учебный год 2018-2019
Класс 6 (коррекция)
Количество часов по учебному плану ОУ: всего 68 ч., в неделю 2 ч.
Планирование составлено на основе: примерной адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебник: Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г
№
|
Тема урока |
Тир урока |
Дата План факт |
Лабораторные, практические |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Вид контроля |
Д/з |
|
Введение. Общее знакомство с природой (3 час.) |
Комбинированный урок |
|
|
Три состояния воды Температура жидкости.Измерение. |
Представление о природе живой и неживой как следствия разнообразия природных условий. Понимание важности воды, для осуществления круговорота веществ. |
Текущий |
|
1. |
Неживая и живая природа |
|
|
Текущий |
|
|||
2. |
Твёрдые тела, жидкости и газы |
|
Практическая работа № 1 |
Текущий |
|
|||
3. |
Для чего изучают природу |
|
|
Текущий |
|
|||
|
Вода (17 час.) |
|
|
Текущий |
|
|||
4. |
Вода в природе.
|
|
|
текущий |
|
|||
5. |
Вода - жидкость |
|
|
Практическая работа № 2 |
Текущий |
|
||
6. |
Температура воды и её измерение |
Комбинированный урок |
|
|
|
Текущий |
|
|
7. |
Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении |
|
|
Температура кипения, Температура замерзания Растворы и их использование Вещества, нерастворимые в воде. |
Текущий |
|
||
8. |
Изменение состояния воды при замерзании |
|
|
|
Текущий |
|
||
9. |
Лёд – твёрдое тело |
|
|
Представление о трех состояниях оды, использование растворимые и нерастворимые вещества Понимание Для чего нужна вода и как ее правильно использовать |
Текущий |
|
||
10. |
Превращение воды в пар |
|
|
текущий |
|
|||
11. |
Кипение воды |
|
|
Текущий |
|
|||
12. |
Три состояния воды в природе |
|
Практическая работа № 3 |
Текущий |
|
|||
13. |
Вода – растворитель |
Комбинированный урок |
|
|
Текущий |
|
||
14. |
Водные растворы и их использование |
|
|
|
Текущий |
|
||
15. |
Водные растворы в природе |
|
|
Чистая и мутная вода Питьевая вода Охрана водных ресурсов |
Текущий |
|
||
16. |
Нерастворимые в воде вещества |
|
|
текущий |
|
|||
17. |
Чистая и мутная вода |
|
|
Текущий |
|
|||
18. |
Питьевая вода |
|
|
Текущий |
|
|||
19. |
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды |
|
|
Текущий |
|
|||
20. |
Самостоятельная работа по теме «Что мы узнали о воде» |
|
|
Текущий |
|
|||
|
Воздух (14 час.) |
|
|
|
|
Представление О понятии воздух,его движение и состав Понимание важности охраны вздуха,
|
Текущий |
|
21. |
Воздух в природе |
Комбинированный урок |
|
|
Воздух,его состав Значение и применение воздуха Загрязнение воздуха Охрана
|
текущий |
|
|
22. |
Воздух занимает место |
|
|
Текущий |
|
|||
23. |
Воздух плохой проводник тепла |
|
Практическая работа № 4 |
Текущий |
|
|||
24. |
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении |
|
|
Текущий |
|
|||
25. |
Тёплый воздух легче холодного |
|
|
Текущий |
|
|||
26. |
Движение воздуха в природе |
|
|
Текущий |
|
|||
27. |
Состав воздуха |
|
|
текущий |
|
|||
28. |
Кислород и его значение в жизни растений и человека |
|
|
Текущий |
|
|||
30. |
Углекислый газ |
|
|
Текущий |
|
|||
31. |
Применение углекислого газа |
|
|
Текущий |
|
|||
32. |
Значение воздуха |
|
|
Текущий |
|
|||
33. |
Чистый и загрязнённый воздух |
|
|
Текущий |
|
|||
34. |
Охрана воздуха |
|
|
текущий |
|
|||
35. |
Самостоятельная работа по теме: «Что мы узнали о воздухе» |
|
|
|
|
текущий |
|
|
|
Полезные ископаемые (21 час.) |
|
|
|
|
|
|
|
36. |
Что такое полезные ископаемые |
Комбинированный урок |
|
|
Полезные ископаемые: применение и получение
Использование п.и,рациональное и нерациональное
|
Представление о природных ресурсов применение и получение Понимание важности полезных ископаемых
|
Текущий |
|
37. |
Полезные ископаемые, используемые в строительстве |
|
|
Текущий |
|
|||
38. |
Гранит |
|
|
Текущий |
|
|||
39. |
Известняки |
|
|
Текущий |
|
|||
40. |
Песок и глина |
|
|
Текущий |
|
|||
41. |
Горючие полезные ископаемые |
|
|
текущий |
|
|||
42. |
Торф |
|
|
текущий |
|
|||
43. |
Каменный уголь |
|
|
|
|
|||
44. |
Нефть |
|
|
|
|
|||
45. |
Природный газ |
|
|
Текущий |
|
|||
46. |
Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения |
|
|
Текущий |
|
|||
47. |
Калийная соль |
|
|
Текущий |
|
|||
48. |
Фосфориты и получаемые из них фосфоритные удобрения |
|
|
Текущий |
|
|||
49. |
Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов |
|
|
Текущий |
|
|||
50. |
Железные руды |
|
|
текущий |
|
|||
51. |
Чёрные металлы. Чугун |
|
|
текущий |
|
|||
52. |
Сталь |
|
|
|
|
|||
53. |
Медная и алюминиевая руды |
|
|
Текущий |
|
|||
54. |
Алюминий |
|
|
Текущий |
|
|||
55. |
Медь и олово |
|
|
Текущий |
|
|||
56. |
Контрольная работа по теме: «Что мы узнали о полезных ископаемых» |
КР |
|
|
Текущий |
|
||
|
Почва (13 час.) |
|
|
|
|
|
|
|
57. |
Что называют почвой |
|
|
|
|
|
текущий |
|
58. |
Состав почвы |
Комбинированный урок |
|
|
Почва Перегной Минеральные удобрения
Влажность почвы
Обработка почвы
|
Представление о многообразии типов почвенных ресурсов Понимание важности обработки почвы для улучшения плодородия |
текущий |
|
59. |
Перегной – органическая часть почвы |
|
|
|
|
|||
60. |
Песок и глина – минеральная часть почвы |
|
|
Текущий |
|
|||
61. |
Минеральные соли в почве |
|
|
Текущий |
|
|||
62. |
Различие почв по их составу |
|
|
Текущий |
|
|||
63. |
Как проходит вода в разные почвы |
|
|
Текущий |
|
|||
64. |
Испарение воды из почвы |
|
|
Текущий |
|
|||
65. |
Весенняя (предпосевная)обработка почвы |
|
|
текущий |
|
|||
66. |
Осенняя (основная) обработка почвы |
|
|
текущий |
|
|||
67. |
Охрана почв |
|
|
|
|
|||
68. |
Контрольная работа на тему «Что мы узнали о почве» |
КР |
|
|
|
|