Биология 6 класс АООП

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании примерной адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Настоящая программа по биологии для 6-9 классов создана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;

2.Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования.

3.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего , основного общего и среднего образования».

Программа в  6  классе  по 2 часа в неделю.

Изучение естествознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • сформировать представление о разнообразии живых организмов, их основных особенностях сходстве и различиях, о приемах оказания первой помощи, способах выращивания и размножения культурных растений и приемах ухода за домашними животными
  • освоение знанийоб основных биологических понятиях, строении и жизнедеятельности живых организмов, их взаимодействии с внешней средой, об основных гигиенических требованиях.
  • овладение умениямипроводить наблюдения за объектами живой и неживой природы и простейшие эксперименты с объектами изучения, пользоваться увеличительными приборами (лупа и микроскоп), ухода за культурными растениями и домашними животными, приемами доврачебной помощи.
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений и экспериментов, работы с дополнительными источниками информации, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитаниелюбви к природе своей местности, своей страны, ответственного отношения к своему здоровью, экологической культуры, позитивного отношения к своей жизни и окружающей среде;
  • формирование способности и готовностик использованию биологических знаний и умений в повседневной жизни, готовности вести здоровый образ жизни и соблюдать основные правила санитарии и гигиены.; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи:

- Показать школьникам биологию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности

ее изучения;

 - Приобщить к терминологическому языку биологии и сформировать первые представления об объектах живой природы и изменениях в ней происходящих.

- Познакомить с приемами работы с гербариями, коллекциями, живыми объектами как источником знаний о природе.

- Научить работать с разными средствами обучения как в природе на экскурсиях, так и в классе, на уроках.

- Показать школьникам, что живая и неживая природа тесно связаны между собой и влияют друг на друга

-Дать представление об ответственности каждого человека за изменениями в природе вызванными его действиями.

- Показать разнообразие живой природы России, и его причины.

- Дать представление о бережном отношении к природе и способах ее охраны.

Специфика курса биологии.

Содержание курсов выстроено с учетом рекомендаций по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости естественнонаучным знаниям и умениям. В программах выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи и сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Основной материал посвящён изучению живой природы России.

В 6 классе обучающиеся знакомятся с неживой природой: вода, воздух, полезные ископаемые, почвы России. Изучаются особенности строения, свойства и использование человеком перечисленных компонентов природы Для активизации обучающихся используют коллекции, гербарии, лабораторное оборудование ( колбы, пробирки, фильтры, сухое горючее и др.) для проведение экспериментов.

Программы составлены с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Учебный материал в силу своего содержания обладает возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые организмы и явления природы, понимать причинно-следственные зависимости. Систематическая работа с биологическими терминами на уроках расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс биологии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи» на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на уроках «Природоведение». Географии»

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания биологии и природоведения предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных биологических знаний умственно отсталыми учащимися..

Учебный материал по курсу биология расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс-«Биология. Неживая природа

Формы обучения:

а) урок изучение нового материала (ОНМ)

б) урок закрепления изученного материала (ОСЗ- обобщение и систематизации знаний)

в) комбинированный урок (КОМБ)

д) контрольный урок

е) экскурсия

ж) Урок - игра

Технологии образования:

а) индивидуальная работа с учащимся;

б) технология развивающего обучения;

в) личностно-ориентированные технологии обучения;

Методы обучения:

а) словесный (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой);

б) наглядный (демонстрация, наблюдения);

в) практический (тесты, практические работы);

Формы контроля

- тест - проверочная работа

Планируемые результаты (личностные и предметные)

Результаты освоения с умственной отсталостью адаптированной АООП общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результатыосвоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты освоения адаптированной должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии ученик должен знать:

6 класс

отличительные признаки твердых, жидких и газообразных тел.

- характерные признаки некоторых полезных ископаемых,

- признаки песчаных и глинистых почв

- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел( на примерах металлов, воды, воздуха)

- расширение тел при нагревании и сжатие при охлаждении, теплопроводность:

- текучесть воды и движение воздуха

уметь

Биология

6 класс

обращаться с самым простым лабораторным оборудованием:

проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке:

Требования к выполнению практических (лабораторных)работ.

  1. Практические (лабораторные)работы в курсах «Природоведения» и «Биология» выполняются с использованием инструктивных карт учебников, в которых дан поэтапный порядок действий обучающихся и также описания заданий к каждой работе.
  2. Обучающиеся выполняют практические( лабораторные) работы в соответствии с требованиями инструкционных карт Результаты работы оформляют в рабочих тетрадях. Названия объектов изучения и их частей подписывают горизонтально, разборчиво, работу оформляют аккуратно.
  3. Необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте «лишней информации»:отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
  4. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

 

Учебник: Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г. Соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях .

 

- В.В.Воронкова . Программы для 5-9 классов специальных( коррекционных) учреждений 8 вида М.; Владос, 2000

Материально-техническое обеспечение:

Видеокассеты;

Растительный и животный мир природных зон Земли.

Животный мир России

Первая помощь при различных травмах

1.Мультимедийные учебные пособия:

Биология 6-10 классы. ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Микропрепараты(5 наборов по зоологии 5 наборов по общей биологии), растения( остатки от старых наборов)
  2. Предметные стекла (12 штук), иглы(2 штуки)
  3. Коллекции горных пород и минералов

5.Коллекции : руд ,металлов, пластмасс, пород древесины, почв, минеральных удобрений, изделий из стекла..

  1. Гербарии: по систематике растений, культурных и сорных растений
  2. Наборы учебных таблиц: по природоведению, ботанике, зоологии и анатомии человека для основной школы.

8.Видеофильмы. Мультимедийное оборудование. Карточки.

 

 

                                                                     Тематическое планирование

По  биологии

Учебный год    2018-2019

Класс     6 (коррекция)

Количество часов по учебному плану ОУ:  всего 68 ч., в неделю 2 ч.

Планирование составлено на основе: примерной адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Учебник: Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 классУчебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока

Тир урока

Дата

План

    факт

Лабораторные, практические

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид контроля

Д/з

 

Введение. Общее знакомство с природой (3 час.)

Комбинированный урок

 

 

Три состояния воды

Температура жидкости.Измерение.

Представление

о природе живой и неживой

как следствия

разнообразия

природных условий.

Понимание

важности воды, для осуществления круговорота веществ.

Текущий

 

1.

Неживая и живая природа

 

 

Текущий

 

2.

Твёрдые тела, жидкости и газы

 

Практическая работа № 1

Текущий

 

3.

Для чего изучают природу

 

 

Текущий

 

 

Вода (17 час.)

 

 

Текущий

 

4.

Вода в природе.

 

 

 

текущий

 

5.

Вода -  жидкость

 

 

Практическая работа № 2

Текущий

 

6.

Температура воды и её измерение

Комбинированный урок

 

 

 

Текущий

 

7.

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении

 

 

Температура кипения,

Температура замерзания

Растворы и их использование

Вещества, нерастворимые в воде.

Текущий

 

8.

Изменение состояния воды при замерзании

 

 

 

Текущий

 

9.

Лёд – твёрдое тело

 

 

Представление

о трех состояниях оды, использование растворимые и нерастворимые вещества

Понимание

Для чего нужна вода и как ее правильно использовать

Текущий

 

10.

Превращение воды в пар

 

 

текущий

 

11.

Кипение воды

 

 

Текущий

 

12.

Три состояния воды в природе

 

Практическая работа № 3

Текущий

 

13.

Вода – растворитель

Комбинированный урок

 

 

Текущий

 

14.

Водные растворы и их использование

 

 

 

Текущий

 

15.

Водные растворы в природе

 

 

Чистая и мутная вода

Питьевая вода

Охрана водных ресурсов

Текущий

 

16.

Нерастворимые в воде вещества

 

 

текущий

 

17.

Чистая и мутная вода

 

 

Текущий

 

18.

Питьевая вода

 

 

Текущий

 

19.

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды

 

 

Текущий

 

20.

Самостоятельная работа по теме «Что мы узнали о воде»

 

 

Текущий

 

 

Воздух (14 час.)

 

 

 

 

Представление

О  понятии воздух,его движение и состав

Понимание

важности  охраны вздуха,

 

Текущий

 

21.

Воздух в природе

            Комбинированный урок

 

 

Воздух,его состав

Значение и применение воздуха

Загрязнение воздуха

Охрана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

текущий

 

22.

Воздух занимает место

 

 

Текущий

 

23.

Воздух плохой проводник тепла

 

Практическая работа № 4

Текущий

 

24.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

 

 

Текущий

 

25.

Тёплый воздух легче холодного

 

 

Текущий

 

26.

Движение воздуха в природе

 

 

Текущий

 

27.

Состав воздуха

 

 

текущий

 

28.

Кислород и его значение в жизни растений и человека

 

 

Текущий

 

30.

Углекислый газ

 

 

Текущий

 

31.

Применение углекислого газа

 

 

Текущий

 

32.

Значение воздуха

 

 

Текущий

 

33.

Чистый и загрязнённый воздух

 

 

Текущий

 

34.

Охрана воздуха

 

 

текущий

 

35.

Самостоятельная работа по теме: «Что мы узнали о воздухе»

 

 

 

 

текущий

 

 

Полезные ископаемые (21 час.)

 

 

 

 

 

 

 

36.

Что такое полезные ископаемые

                             Комбинированный урок

 

 

Полезные ископаемые: применение и получение

 

 

Использование п.и,рациональное и нерациональное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление

о природных ресурсов

применение и получение

Понимание

важности  полезных ископаемых

 

Текущий

 

37.

Полезные ископаемые, используемые в строительстве

 

 

Текущий

 

38.

Гранит

 

 

Текущий

 

39.

Известняки

 

 

Текущий

 

40.

Песок и глина

 

 

Текущий

 

41.

Горючие полезные ископаемые

 

 

текущий

 

42.

Торф

 

 

текущий

 

43.

Каменный уголь

 

 

 

 

44.

Нефть

 

 

 

 

45.

Природный газ

 

 

Текущий

 

46.

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения

 

 

Текущий

 

47.

Калийная соль

 

 

Текущий

 

48.

Фосфориты и получаемые из них фосфоритные удобрения

 

 

Текущий

 

49.

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов

 

 

Текущий

 

50.

Железные руды

 

 

текущий

 

51.

Чёрные металлы. Чугун

 

 

текущий

 

52.

Сталь

 

 

 

 

53.

Медная и алюминиевая руды

 

 

Текущий

 

54.

Алюминий

 

 

Текущий

 

55.

Медь и олово

 

 

Текущий

 

56.

Контрольная работа по теме: «Что мы узнали о полезных ископаемых»

КР

 

 

Текущий

 

 

Почва (13 час.)

 

 

 

 

 

 

 

57.

Что называют почвой

 

 

 

 

 

текущий

 

58.

Состав почвы

Комбинированный урок

 

 

Почва

Перегной

Минеральные удобрения

 

Влажность почвы

 

 

Обработка почвы

 

 

Представление

о многообразии  типов почвенных ресурсов

Понимание

важности  обработки почвы

для улучшения плодородия

текущий

 

59.

Перегной – органическая часть почвы

 

 

 

 

60.

Песок и глина – минеральная часть почвы

 

 

Текущий

 

61.

Минеральные соли в почве

 

 

Текущий

 

62.

Различие почв по их составу

 

 

Текущий

 

63.

Как проходит вода в разные почвы

 

 

Текущий

 

64.

Испарение воды из почвы

 

 

Текущий

 

65.

Весенняя (предпосевная)обработка почвы

 

 

текущий

 

66.

Осенняя (основная) обработка почвы

 

 

текущий

 

67.

Охрана почв

 

 

 

 

68.

Контрольная работа на тему «Что мы узнали о почве»

КР