ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция программы курса «Основы биологии» заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки 9 классах и направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ОГЭ. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.
Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ОГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.
Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.
Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.
Предлагаемый курс расcчитан 34 часов (1 час в неделю, 2 часа резерв).
Целью курса является:
- Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач.
- Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся сформировать/актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.
- Дать ученику возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении проектной работы.
- Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области знания
Задачи:
1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.
2.Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного , прикладного и творческого характера
3.Развивать ключевые компетенции : учебно - познавательные, информационные , коммуникативные ,социальные.
4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.
Благодаря элективному курсу по биологии выполняется несколько функций:
- Поддерживается изучение биологии на заданном стандартном уровне. Курс «Решение биологических задач» помогает закрепить и углубить уровень знаний по биологии, применить эти знания путём решения биологических задач.
- Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. То есть учитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и создаются условия для обучения их в соответствии с профессиональными интересами.
Планируемый результат
В результате прохождения программы курса обучающиеся должны :
- Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли
- Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
- Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.
- Обобщать и применять знания о многообразии организмов .
- Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.
- Сопоставлять биологические объекты, процессы ,явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
- Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.
- Применять биологические знания в практических ситуациях(практико-ориентированное задание).
- Работать с текстом или рисунком.
- Обобщать и применять знания в новой ситуации.
- Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
- Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
- Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Структура программы
Курс «Основы биологии» опирается на знания, полученные при изучении курса биологии 9 класса. Содержание программы включает 3 основные раздела: решение задач по молекулярной биологии, решение задач по цитологии, решение задач по генетике, данные разделы делятся на темы, и каждая тема элективного курса является продолжением курса биологии. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Для промежуточного контроля- 3 контрольные работы в форме ЕГЭ, и итогового контроля– зачет по курсу «Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ» и проектная деятельность. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения педагогической технологии личностно-ориентированного образования «ИСУД»(индивидуальный стиль учебной деятельности), (см. приложение 1).Технология ИСУД позволяет создать обучающую и развивающую среду, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков старшеклассников, обеспечивает им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.
В подготовке и проведении уроков данного курса используется технология здоровьесберегающего обучения и воспитания: создание психологического комфорта, санитарно-гигиенических условий, двигательной активности и других критериев, которые влияют на успешность в обучении.
Формой отчётности по изучению данного курса может быть:
· Составление биологических задач, интеллект-карт, кроссвордов, создание презентаций, по темам элективного курса;
· Зачёт по решению задач базового уровня и повышенного ;
· Защита проектных работ.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Биология как наука. Методы научного познания контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.
Клетка как биологическая система содержит задания, проверяющие: знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения организмов, процессы, протекающие в них.
Организм как биологическая система контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляет уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.
Система и многообразие органического мира проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.
Организм человека и его здоровье направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.
Эволюция живой природы включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях
и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.
Экосистемы и присущие им закономерности содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических
закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.
Резервное время – 2 часа
ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия молекулярной биологии, цитологии и генетики;
Алгоритмы решения задач, не входящие в обязательный минимум образования (базового и повышенного уровня сложности);
· Оформление задач на Едином Государственном экзамене по биологии;
Учащиеся должны уметь:
· Решать нестандартные биологические задачи, используя различные алгоритмы решения;
· Решать расчётные биологические задачи с применение знаний по химии и математике;
· Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания;
· Применять знания в новых и измененных ситуациях;
· Решать биологические задачи разных уровней сложности, соответствующие требованиям ВУЗов естественно-научного профиля;
· Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет-источниками.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п |
Тема |
Элементы содержания |
Форма работы |
Дата |
РАЗДЕЛ 1 . МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ |
||||
1 |
Свойства живых систем. Живое вещество, его свойства. Уровни организации жизни. Методы биологии |
|
Диагностика уровня параметров учебного успеха ученика |
|
2 |
§ Развитие и эволюция живого вещества. Онтогенез и филогенез. Законы и теории биологии |
|
Комбинированное занятие |
|
3 |
§ Классификации биосистем. Систематические категории и таксоны |
|
Тестирование |
|
4 |
o Бактерии, Простейшие, Грибы, и Лишайники |
Царства животного мира. Строение внешнее и внутреннее. Многообразие растений и животных. |
Комбинированное
занятие |
|
5 |
o Многообразие и классификация растений и животных |
|
6 |
§ Покрытосеменные растения. Ткани растений. Строение и назначение органов растений. |
Многообразие
семенных растений.
Покрытосеменные
и голосеменные растения
. Споровые растения.
Жизненные циклы.
Строение внешнее и внутреннее.
Систематика.
Использование и применение. |
Комбинированное занятие |
|
7 |
o Многообразие растений. Отделы споровых: мхи, папоротники, хвощи и плауны. Жизненные циклы споровых растений |
Практикум по решению задач |
|
|
8 |
o Семенные растения. Жизненные циклы семенных растений. Голосеменные |
Тестирование |
|
|
9 |
o Отделы Покрытосеменных. Оплодотворение у цветковых растений. Семейства цветковых растений |
Лекция. |
|
|
10 |
Эволюция растительности. Направления эволюции. Взаимодействие растений и животных с факторами окружающей среды. Стратегии выживания организмов |
тестирование |
|
|
11 |
§ Отличительные признаки животных. Многоклеточные животные |
Внутреннее строение;
Кровеносная и дыхательная система,
Опорно-двигательная и нервная.
Значение в природе.
|
Комбинированное занятие |
|
12 |
§ Типы беспозвоночных животных: Кишечнополостные, типы плоских, круглых и кольчатых червей, Моллюски |
тестирование |
|
|
13 |
§ Классы типа Членистоногие - ракообразные, паукообразные, насекомые. Способы развития беспозвоночных на примерах отрядов насекомых |
Практикум по решению задач |
|
|
14 |
§ Классификация позвоночных животных. Хордовые животные. Характеристика классов амниот и анамний |
Практикум по решению задач |
|
|
15 |
§ Направления эволюции и адаптация животных к средам обитания. Биотические отношения животных. Значение животных в экосистемах |
Практикум по решению задач |
|
|
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ |
||||
16 |
o Строение и функционирование биосистем: клетка |
|
Практикум по решению задач |
|
17 |
§ Жизнедеятельность клеток: обмен веществ. Брожение, его значение. Гетеротрофы. Экологические группы гетеротрофов |
Строение животной и растительной
клетки: сходство и отличие,
Виды ДНК и РНК,
Пластический и энергетический обмен.
Деление клеток:
Митоз и мейоз.
|
Практикум по решению задач |
|
18 |
§ Обмен веществ клеток, организмов. Фотосинтез - биосинтез углеводов. Фазы фотосинтеза |
|
|
|
19 |
Распределение биомассы и функции живого вещества на Земле |
Практикум по решению задач |
|
|
20 |
o Жизнедеятельность биосистем. Размножение. § Матричные реакции биосинтеза - редупликация ДНК. Пластический обмен - биосинтез белка. Решение задач |
тестирование |
|
|
21 |
§ Воспроизведение клеток. ДНК. Митоз, мейоз - механизмы деления клеток. Фазы митоза и мейоза. Решение задач |
Практикум по решению задач |
|
|
22 |
§ Воспроизведение организмов. Половое и бесполое размножение. Гаметогенез животных и человека. Циклы развития животных |
|
|
|
3. РАЗДЕЛ. ЭВОЛЮЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ |
||||
23 |
Экология биосистем.Экологические факторы. Биоценозы и экосистемы. Разнообразие экосистем (биогеоценозов) |
Понятие «Экология»
Биологическое разнообразие.
Смена и саморазвитие экосистем.
Причины.
|
Практикум по решению задач |
|
24 |
§ Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие |
|
|
|
25 |
Условия устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека |
|
|
|
4. РАЗДЕЛ. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. |
||||
26 |
Строение и функционирование организма человека. Основные типы тканей человека. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышцы |
Человек. Развитие внутреннего и внешнего строения. Характеристика систем: дыхательная ,
кровеносная,
нервная и выделительная,
опорно-двигательная,
органы чувств.
Железы внутренней и внешней секреции.
|
Практикум по решению задач |
|
27 |
§ Кровь, форменные элементы. Иммунитет. Свертывание. Сердце, регуляция его деятельности. Лимфатическая система |
лекция |
|
|
28 |
§ Дыхательная система |
Практикум по решению задач |
|
|
29 |
§ Система пищеварения, строение и функции органов. Питательные вещества и их усвоение |
тестирование |
|
|
30 |
§ Выделительная система. Почки: их строение и регуляция деятельности. Покровная система. Терморегуляция |
Практикум по решению задач |
|
|
31 |
§ Строение нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга Спинной мозг и головной мозг. |
тестирование |
|
|
32 |
§ Физиология высшей нервной деятельности. Вегетативная нервная система. Органы чувств (зрение, слух, чувство § равновесия, вкус, обоняние и др.) |
Практикум по решению задач |
|
|
33 |
§ Железы внутренней секреции. Половые железы. |
|
Практикум по решению задач |
|
34 |
§ Эмбриональное и постэмбриональное развитие. § |
|
лекция |
|
35 |
§ Резерв .Решение заданий ОГЭ |
|
тестирование |
|