География 5 класс

 

  1. Пояснительная записка.

 

Данная рабочая  программа составлена на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (Утвержден  приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 г. № 1897)

2.Программы по географии 5-9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы- составители: А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф». 2012 г.

3.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и дисциплин в МАОУ «Голышмановская СОШ № 2».

4.Учебник. География. Начальный курс: 5 класс/ А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014. Атлас и контурные карты:  Атлас: Начальный курс географии 5 класс. Изд-во АСТ, 2016. Контурные карты: Начальный курс географии 5 класс. Изд-во АСТ, 2015.

«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;

- формирование  системы  географических  знаний  как  компонента  научной  картины  мира;

- познание  на  конкретных  примерах  многообразия  современного  географического   пространства   на  разных  его  уровнях, что  позволяет  сформировать  географическую  картину  мира;

- понимание главных  особенностей  взаимодействия  природы  и  общества   на  современном  этапе  его  развития;

- формирование  навыков  и  умений  безопасного и  экологически  целесообразного  поведения   в  окружающей  среде.

    Согласно учебному плану школы на изучение «Начального курса географии»  в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

2.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,  компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности:  патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории  образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных

ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава-

тельных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов

географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности

и использования географической карты как одного из языков

международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях

и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Источники географической информации

Выпускник научится:

  • ¾ использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • ¾ анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • ¾ находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
  • ¾ определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • ¾ выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • ¾ составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • ¾ представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ¾ ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • ¾ читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
  • ¾ строить простые планы местности;
  • ¾ создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • ¾ моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

  • ¾ различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • ¾ использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
  • ¾ проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • ¾ оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ¾ использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
  • ¾ приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • ¾ воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
  • ¾ создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

5 класс

1 час в неделю, всего 34 часа

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

 

 

  Раздел 1

Введение. Географическое познание нашей планеты

Тема 1.2.Земля как планета Солнечной системы

3 ч

4 ч

  Раздел2

Геосферы Земли

Тема 2.1 Внутреннее строение Земли

Тема 2.2 Атмосфера

Тема 2.3. Водная оболочка Земли

Тема 2.4.Биосфера

 

25 ч

8 ч

4 ч

6 ч

 

Повторение

 

2 ч

 

ВСЕГО

34 часа

 

В том числе 

Практические работы

 

13

 

 

 

3.Содержание учебного предмета, курса.

 

          Введение. Географическое познание нашей планеты. (3 часа)

Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.

Практическая работа №1.  Обучение приёмам работы с учебно-методическим комплектом (обучающая)

Практическая работа №2 обуч Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу.

Практическая работа №  3 (обуч)Наблюдение за географическими объектами своей местности, приёмы проведения наблюдений

Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы. (4 часа)

Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Практическая работа № 4 (итог). Фенологические наблюдения за состоянием погоды. Работа с глобусом. Сравнение астрономических и фено логических времён года своей местности

Практическая работа №  5(итог) Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом

 

Раздел 2. Геосферы Земли. (27 часа)

Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Рельеф  Земной  поверхности. Человек  и  литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности  рельефа  своей  местности.

Практическая работа №6 Создание конструктора литосферных плит.

Практическая работа №7  (обуч)Обозначение на контурной  карте районов землетрясений и вулканов

Практическая работа № 8 (обуч   )  Определение ГП гор и нанесение их на к.к.

 

Атмосфера. Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности  погоды своей местности

Практическая работа № 10 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.

Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Практическая работа №11 Определение по картам географических объектов.

Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Практическая работа № 12  Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.

На каждом уроке географии осуществляется практическая направленность и системно-деятельностный подход, но в КТП внесено 5  оценочных практических работ. В авторской программе резерв учебного времени 2 часа использован в наиболее сложном разделе «Геосферы Земли».

 

 

 

 

 

 

 

Направления проектной деятельности обучающихся

        Одним из важнейших направлений в обучении географии является метод проектов.  В преподавании географии будут использоваться следующие  типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

            Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

             Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

.

  1. Тематическое планирование

 

По географии

 

Учебный год 2018 – 2019

 

Классы 5

 

Количество часов по учебному плану ОУ: всего  34, в неделю  1

 

Плановых контрольных работ: 10

 

Планирование составлено на основеПрограммы по географии 5-9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы- составители: А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф». 2012 г.

 

Учебник: А.А. Летягин  География. Начальный курс. 5 класс- М: Вентана - Граф, 2014.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ ур

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Д/З

Практические работы

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты обучения: характеристика основных видов деятельности

Вид контроля (формы)

УУД (деятельность учащихся)

Раздел          Введение. Географическое познание нашей планеты       (3ч)

1

 

 

 

География – одна из наук о планете Земля.

      Д/З п1

Пр р№   1 (обуч)

Обучение приёмам работы с учебно-методическим комплектом (обучающая

«Открытия новых знаний»

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии

знать: география, географический объекты, географические процессыи явления, географическая оболочка;

объяснять

и использовать в решении учебных  задач: географический объект, компас;

приводить примеры выдающихся открытий и путешествий

Практическая работа

Текущий, устный

Наблюдать за географическими объектами своей местности.

Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли

2

 

 

Зарождение географии.

Д/З п.1

          

Пр р№2 (обуч) Определение сторон гори зонта по компасу и Солнцу.

3

 

 

Наблюдения – метод географической науки.

 

Д/З п.2   Ведение календаря погоды

.

Пр р№ 3 (обуч)

Наблюдение за географическими объектами своей местности, приёмы проведения наблюдений

Комбинированный

Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов

отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом

оценивать прогноз погоды по народным приметам;

знать: горизонт, наблюдение

Практическая работа

Текущий, устный

Изготавливать модель гномона.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.

 

Раздел 1.   Земля как планета Солнечной системы                   (4ч)

4

 

 

Земля среди других планет Солнечной системы.

Д/З п.3

 

Урок усвоения новых знаний

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования

Знать и объяснять: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, Солнечная система;

приводить примеры планет земной группы; понимать причины фенологических явлений.

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными

Практическая  работа Текущий, устный

Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли

5

 

 

Движение Земли по околосолнечной орбите

Д/З п.4

 

Пр р№4 (итог). Фенологические наблюдения за состоянием погоды. Работа с глобусом. Сравнение астрономических и фено логических времён года своей местности

(Р.к.)

Комбинированный

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги

Практическая  работа

 

 

 

Текущий, устный

Организация проведения осенних фенологических наблюдений.

Готовить «Календарь природы»

6

 

 

Времена года на Земле.

Д/З п.4

 

Пр р №5(итог) Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом

Комбинированный

7

 

 

Суточное вращение Земли.

 

Д/Зп.5

 

.

 

 

Комбинированный

Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле

Текущий, устный

Изучать модель «Земля — Луна — Солнце».

Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли

Раздел 2. Геосферы Земли   (27ч.)            

Внутреннее строение земли     (9 часов)

 

 

8

 

 

Слои «твердой» Земли.

П.6

 

 

 

 

 

 

Урок усвоения новых знаний

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин

Знать и объяснять:  литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, ядро, мантия, земная кора, геология;

 

устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними и внутренними процессами.

составлять описание гор и равнин, их географического положения.

Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Поводить самостоятельный поиск географической информиации о своей местности из разных источников.

Строить модель «твердой» Земли

Создавать модель литосферных плит

 

 

Текущий, устный

Строить модель «твёрдой» Земли

9

 

 

Из чего состоит земная кора.

П.8

 

 

Комбинированный

Вещества  земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

Работа с коллекцией горных пород

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов

10

 

 

Образование горных пород.

 

 

П.8

 

 

Комбинированный

11

 

 

Строение  земной коры. Землетрясения.

 

 

П.9

Пр.р.№ 6 Создание конструктора литосфер ных плит

Комбинированный

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения

Текущий, устный

Практическая работа

Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы

12

 

 

Вулканы Земли.

 

 

П.7

 

Пр р№7 (обуч)

Обозначение на контурной  карте районов землетрясений и вулканов

Комбинированный

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры

Текущий, устный,

Практическая работа

Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.

Обозначать на схеме действующие вулканы

13

 

 

Рельеф земной поверхности.

 

П.10

 

Пр р№ 8 (обуч)

Определение ГП гор и нанесение их на к.к.

Урок комплексного применения знаний и умений

Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов

Изготавливать самодельный нивелир, определять относительную высоту холма

Изучение полезных ископаемых своей местности

.

Текущий, устный,

Практическая работа

 

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

14

 

 

Относительная высота форм рельефа.

П.10

 

 

15

 

 

Человек и литосфера.

П.11

 

 

 

Комбинированный

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые

Текущий, устный

Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. 

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы

Тема:       Атмосфера(4 часа)

16

 

 

Воздушная оболочка Земли.

 

 

П.12

 

 

Комбинированный

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы

Знать и обяснять виды  атмосферных осадков, атмосфере и

возможных

 действий в

а чрезвычайных

 ситуациях и объяснять: атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат.

Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением.

Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков,

 

 

Текущий, устный

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.

Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром

17-18

 

 

Погода и метеорологические наблюдения.

П.13

 

 

 

Урок комплексного применения знаний и умений

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска»

Текущий, устный

Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами

19

 

 

Человек и атмосфера.

 

П.14

 

 

Пр.Р.№ 9

Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.

Урок комплексного применения знаний и умений

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере

Текущий, устный,

Практическая работа

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс

Тема:  Водная оболочка Земли     (7часов)

20

 

 

Вода на Земле.

 

 

Д/З п.15..

Пр р№ 10 (обуч) Обозначение на к/к  объектов гидросферы

Урок усвоения новых знаний

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле

знать и объяснять: гидросфера, океан, море, озеро, река;

устанавливать взаимосвязь между формами рельефа земной поверхности и характером реки;

 приводить примеры равнинных и горных, озер по солености и происхождению озерных котловин, стихийных природных явлений в гидросфере и действия в чрезвычайных ситуациях;

составлять описание океанов и рек по плану.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Проводить воображаемое путешествие по Волге

Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород

Текущий, устный,

Практическая работа

Изучать и описывать свойства воды.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды

21

 

 

Мировой круговорот воды.

Д/З п. 15

 

Комбинированный

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане

Текущий, устный

Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Создавать игру «Знатоки морских названий».

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

22

 

 

Мировой океан — главная часть гидросферы.

Д/З п. 16

 

.

 

 

Комбинированный

Текущий, устный

Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Создавать игру «Знатоки морских названий».

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

23

 

 

Воды суши. Реки.

Д/З п. 17

 

 

Комбинированный   .

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады

Текущий, устный

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек

24

 

 

Озера.  Вода в «земных кладовых»

Д/З п.18

 

 

 

Урок комплексного применения знаний и умений

Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды

 

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.

Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создавать и работать с самодельной моделью родника

25

 

 

Человек и гидросфера.

Д/З п.19

 

Пр р№ 1 1

Гидрологические наблю дения реки

Урок комплексного применения  знаний и умений

Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»

 

Текущий, устный

Практическая работа

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

26

 

 

Обобщающий урок по теме.

 

 

Проверочная работа

Тема:     Биосфера (6часов)

27

 

 

Оболочка жизни.

Д/З п.20

 

Урок усвоения новых знаний

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле

Знать  и объяснять: биосфера,  палеонтология, биогеография,  экваториальный лес, саванна, пустыня, лиственный лес, тайга, тундра, лесотундра, окружающая среда, виды сред, заповедник;

устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира в природных зонах;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки для составления описания животных и растений разных районов Земли и глубин

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

 

 

Текущий, устный

 

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов

28

 

 

Жизнь в тропическом поясе.

Д/З п. 21

 

Урок комплексного применения знаний и умений

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни

Текущий, устный

 

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.

Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания

29

 

 

Растительный и животный мир умеренных поясов. Р.к.

Д/З п. 22

 

Пр р №12 Описание распространенных предста вителей раститель ного и животного мира своей местности.

Комбинированный

Степи. Лиственные леса. Тайга

Текущий, устный

Практическая работа

Создавать игры биогеографического содержания

30

 

 

Жизнь в полярных поясах и в океане.

Д/З п. 23

 

Урок комплексного применения знаний и умений

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане

Текущий, устный

 

Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Работать с определителем морских животных

31

 

 

Природная среда.

 

Д/З п.24

 

 

Комбинированный

Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником

 

Текущий, устный

 

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.

Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы

32

 

 

Охрана природы.

Д/З п.24

Пр р №13 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Комбинированный

Текущий, устный

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.

Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы

33-34

 

 

Урок обобщающего повторения

 

Урок комплексного применения знаний и умений

 

 

Контрольная работа