- Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2.Программы по географии 5-9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы- составители: А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф». 2012 г.
3.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и дисциплин в МАОУ «Голышмановская СОШ № 2».
4.Учебник. География. Начальный курс: 5 класс/ А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014. Атлас и контурные карты: Атлас: Начальный курс географии 5 класс. Изд-во АСТ, 2016. Контурные карты: Начальный курс географии 5 класс. Изд-во АСТ, 2015.
«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Согласно учебному плану школы на изучение «Начального курса географии» в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава-
тельных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности
и использования географической карты как одного из языков
международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях
и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Источники географической информации
Выпускник научится:
- ¾ использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- ¾ анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- ¾ находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- ¾ определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- ¾ выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- ¾ составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- ¾ представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- ¾ ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- ¾ читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- ¾ строить простые планы местности;
- ¾ создавать простейшие географические карты различного содержания;
- ¾ моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
- ¾ различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- ¾ использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- ¾ проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- ¾ оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
- ¾ использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
- ¾ приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- ¾ воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- ¾ создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
5 класс
1 час в неделю, всего 34 часа
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Раздел 1 |
Введение. Географическое познание нашей планеты Тема 1.2.Земля как планета Солнечной системы |
3 ч 4 ч |
Раздел2 |
Геосферы Земли Тема 2.1 Внутреннее строение Земли Тема 2.2 Атмосфера Тема 2.3. Водная оболочка Земли Тема 2.4.Биосфера
|
25 ч 8 ч 4 ч 7ч 6 ч |
|
Повторение
|
2 ч |
|
ВСЕГО |
34 часа
|
В том числе |
Практические работы
|
13 |
3.Содержание учебного предмета, курса.
Введение. Географическое познание нашей планеты. (3 часа)
Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.
Практическая работа №1. Обучение приёмам работы с учебно-методическим комплектом (обучающая)
Практическая работа №2 обуч Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу.
Практическая работа № 3 (обуч)Наблюдение за географическими объектами своей местности, приёмы проведения наблюдений
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы. (4 часа)
Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Практическая работа № 4 (итог). Фенологические наблюдения за состоянием погоды. Работа с глобусом. Сравнение астрономических и фено логических времён года своей местности
Практическая работа № 5(итог) Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом
Раздел 2. Геосферы Земли. (27 часа)
Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Рельеф Земной поверхности. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности рельефа своей местности.
Практическая работа №6 Создание конструктора литосферных плит.
Практическая работа №7 (обуч)Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов
Практическая работа № 8 (обуч ) Определение ГП гор и нанесение их на к.к.
Атмосфера. Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности
Практическая работа № 10 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.
Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.
Практическая работа №11 Определение по картам географических объектов.
Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Практическая работа № 12 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.
На каждом уроке географии осуществляется практическая направленность и системно-деятельностный подход, но в КТП внесено 5 оценочных практических работ. В авторской программе резерв учебного времени 2 часа использован в наиболее сложном разделе «Геосферы Земли».
Направления проектной деятельности обучающихся
Одним из важнейших направлений в обучении географии является метод проектов. В преподавании географии будут использоваться следующие типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
.
- Тематическое планирование
По географии
Учебный год 2018 – 2019
Классы 5
Количество часов по учебному плану ОУ: всего 34, в неделю 1
Плановых контрольных работ: 10
Планирование составлено на основе: Программы по географии 5-9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы- составители: А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф». 2012 г.
Учебник: А.А. Летягин География. Начальный курс. 5 класс- М: Вентана - Граф, 2014.
№ ур |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока Д/З |
Практические работы |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты обучения: характеристика основных видов деятельности |
Вид контроля (формы) |
УУД (деятельность учащихся) |
|||||||||||
Раздел Введение. Географическое познание нашей планеты (3ч) |
||||||||||||||||||||
1 |
|
|
География – одна из наук о планете Земля. Д/З п1 |
Пр р№ 1 (обуч) Обучение приёмам работы с учебно-методическим комплектом (обучающая |
«Открытия новых знаний» |
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии |
знать: география, географический объекты, географические процессыи явления, географическая оболочка; объяснять и использовать в решении учебных задач: географический объект, компас; приводить примеры выдающихся открытий и путешествий |
Практическая работа Текущий, устный |
Наблюдать за географическими объектами своей местности. Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта». Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли |
|||||||||||
2 |
|
|
Зарождение географии. Д/З п.1
|
Пр р№2 (обуч) Определение сторон гори зонта по компасу и Солнцу. |
||||||||||||||||
3 |
|
|
Наблюдения – метод географической науки.
Д/З п.2 Ведение календаря погоды . |
Пр р№ 3 (обуч) Наблюдение за географическими объектами своей местности, приёмы проведения наблюдений |
Комбинированный |
Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом |
оценивать прогноз погоды по народным приметам; знать: горизонт, наблюдение |
Практическая работа Текущий, устный |
Изготавливать модель гномона. Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.
|
|||||||||||
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы (4ч) |
||||||||||||||||||||
4 |
|
|
Земля среди других планет Солнечной системы. Д/З п.3 |
|
Урок усвоения новых знаний |
Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования |
Знать и объяснять: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, Солнечная система; приводить примеры планет земной группы; понимать причины фенологических явлений. Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными |
Практическая работа Текущий, устный |
Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли |
|||||||||||
5 |
|
|
Движение Земли по околосолнечной орбите Д/З п.4
|
Пр р№4 (итог). Фенологические наблюдения за состоянием погоды. Работа с глобусом. Сравнение астрономических и фено логических времён года своей местности (Р.к.) |
Комбинированный |
Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги |
Практическая работа
Текущий, устный |
Организация проведения осенних фенологических наблюдений. Готовить «Календарь природы» |
||||||||||||
6 |
|
|
Времена года на Земле. Д/З п.4
|
Пр р №5(итог) Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом |
Комбинированный |
|||||||||||||||
7 |
|
|
Суточное вращение Земли.
Д/Зп.5
.
|
|
Комбинированный |
Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле |
Текущий, устный |
Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли |
||||||||||||
Раздел 2. Геосферы Земли (27ч.) Внутреннее строение земли (9 часов) |
|
|
||||||||||||||||||
8 |
|
|
Слои «твердой» Земли. П.6
|
|
Урок усвоения новых знаний |
Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин |
Знать и объяснять: литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, ядро, мантия, земная кора, геология;
устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними и внутренними процессами. составлять описание гор и равнин, их географического положения. Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Поводить самостоятельный поиск географической информиации о своей местности из разных источников. Строить модель «твердой» Земли Создавать модель литосферных плит
|
Текущий, устный |
Строить модель «твёрдой» Земли |
|||||||||||
9 |
|
|
Из чего состоит земная кора. П.8
|
|
Комбинированный |
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы |
Работа с коллекцией горных пород |
Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов. Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов |
||||||||||||
10 |
|
|
Образование горных пород.
П.8
|
|
Комбинированный |
|||||||||||||||
11 |
|
|
Строение земной коры. Землетрясения.
П.9 |
Пр.р.№ 6 Создание конструктора литосфер ных плит |
Комбинированный |
Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения |
Текущий, устный Практическая работа |
Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы |
||||||||||||
12 |
|
|
Вулканы Земли.
П.7
|
Пр р№7 (обуч) Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов |
Комбинированный |
Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры |
Текущий, устный, Практическая работа |
Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы |
||||||||||||
13 |
|
|
Рельеф земной поверхности.
П.10
|
Пр р№ 8 (обуч) Определение ГП гор и нанесение их на к.к. |
Урок комплексного применения знаний и умений |
Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов |
Изготавливать самодельный нивелир, определять относительную высоту холма Изучение полезных ископаемых своей местности . |
Текущий, устный, Практическая работа
|
Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности |
|||||||||||
14 |
|
|
Относительная высота форм рельефа. П.10
|
|
||||||||||||||||
15 |
|
|
Человек и литосфера. П.11
|
|
Комбинированный |
Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые |
Текущий, устный |
Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы |
||||||||||||
Тема: Атмосфера(4 часа) |
||||||||||||||||||||
16 |
|
|
Воздушная оболочка Земли.
П.12 |
|
Комбинированный |
Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы |
Знать и обяснять виды атмосферных осадков, атмосфере и возможных действий в а чрезвычайных ситуациях и объяснять: атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат. Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением. Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков,
|
Текущий, устный |
Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром |
|||||||||||
17-18 |
|
|
Погода и метеорологические наблюдения. П.13
|
|
Урок комплексного применения знаний и умений |
Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска» |
Текущий, устный |
Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр). Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами |
||||||||||||
19 |
|
|
Человек и атмосфера.
П.14
|
Пр.Р.№ 9 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности. |
Урок комплексного применения знаний и умений |
Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере |
Текущий, устный, Практическая работа |
Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс |
||||||||||||
Тема: Водная оболочка Земли (7часов) |
||||||||||||||||||||
20 |
|
|
Вода на Земле.
Д/З п.15.. |
Пр р№ 10 (обуч) Обозначение на к/к объектов гидросферы |
Урок усвоения новых знаний |
Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле |
знать и объяснять: гидросфера, океан, море, озеро, река; устанавливать взаимосвязь между формами рельефа земной поверхности и характером реки; приводить примеры равнинных и горных, озер по солености и происхождению озерных котловин, стихийных природных явлений в гидросфере и действия в чрезвычайных ситуациях; составлять описание океанов и рек по плану. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. Проводить воображаемое путешествие по Волге Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород |
Текущий, устный, Практическая работа |
Изучать и описывать свойства воды. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды |
|||||||||||
21 |
|
|
Мировой круговорот воды. Д/З п. 15 |
|
Комбинированный |
Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане |
Текущий, устный |
Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Создавать игру «Знатоки морских названий». Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы |
||||||||||||
22 |
|
|
Мировой океан — главная часть гидросферы. Д/З п. 16
.
|
|
Комбинированный |
Текущий, устный |
Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Создавать игру «Знатоки морских названий». Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы |
|||||||||||||
23 |
|
|
Воды суши. Реки. Д/З п. 17
|
|
Комбинированный . |
Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады |
Текущий, устный |
Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек |
||||||||||||
24 |
|
|
Озера. Вода в «земных кладовых» Д/З п.18
|
|
Урок комплексного применения знаний и умений |
Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды |
|
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок). Создавать и работать с самодельной моделью родника |
||||||||||||
25 |
|
|
Человек и гидросфера. Д/З п.19
|
Пр р№ 1 1 Гидрологические наблю дения реки |
Урок комплексного применения знаний и умений |
Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде» |
|
Текущий, устный Практическая работа |
Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы. Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы |
|||||||||||
26 |
|
|
Обобщающий урок по теме. |
|
|
Проверочная работа |
||||||||||||||
Тема: Биосфера (6часов) |
||||||||||||||||||||
27 |
|
|
Оболочка жизни. Д/З п.20 |
|
Урок усвоения новых знаний |
Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле |
Знать и объяснять: биосфера, палеонтология, биогеография, экваториальный лес, саванна, пустыня, лиственный лес, тайга, тундра, лесотундра, окружающая среда, виды сред, заповедник; устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира в природных зонах; выделять, описывать и объяснять существенные признаки для составления описания животных и растений разных районов Земли и глубин Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников
|
Текущий, устный
|
Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов |
|||||||||||
28 |
|
|
Жизнь в тропическом поясе. Д/З п. 21 |
|
Урок комплексного применения знаний и умений |
Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни |
Текущий, устный
|
Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания |
||||||||||||
29 |
|
|
Растительный и животный мир умеренных поясов. Р.к. Д/З п. 22
|
Пр р №12 Описание распространенных предста вителей раститель ного и животного мира своей местности. |
Комбинированный |
Степи. Лиственные леса. Тайга |
Текущий, устный Практическая работа |
Создавать игры биогеографического содержания |
||||||||||||
30 |
|
|
Жизнь в полярных поясах и в океане. Д/З п. 23 |
|
Урок комплексного применения знаний и умений |
Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане |
Текущий, устный
|
Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных |
||||||||||||
31 |
|
|
Природная среда.
Д/З п.24
|
|
Комбинированный |
Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником |
|
Текущий, устный
|
Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы |
|||||||||||
32 |
|
|
Охрана природы. Д/З п.24 |
Пр р №13 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека. |
Комбинированный |
Текущий, устный |
Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы |
|||||||||||||
33-34 |
|
|
Урок обобщающего повторения |
|
Урок комплексного применения знаний и умений |
|
|
Контрольная работа |
|
|||||||||||